Научная статья на тему 'Организация системы мониторинга регионального развития'

Организация системы мониторинга регионального развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2122
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МОНИТОРИНГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / REGION / MONITORING / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT AND STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Болдырева Римма Юрьевна, Сабинина Анна Львовна

Рассмотрены особенности понятия мониторинга как важной функции территориального управления. Определена актуальность мониторинга регионального развития в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014г. №172-ФЗ. Мониторинг предлагается рассматривать как систему, функционирование которой включает ряд этапов, и которая состоит из ряда элементов, которые описаны в статье. Предложен принцип совершенствования системы мониторинга регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Болдырева Римма Юрьевна, Сабинина Анна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF A MONITORING SYSTEM OF REGIONAL DEVELOPMENT

In the article the peculiarities of the concept of monitoring as an important function of territorial administration. Identified the relevance of monitoring regional development in connection with the adoption of the Federal law of 28.06.2014 No. 172-FZ. Monitoring is considered as system, the operation of which involves a number of stages, and which consists of a number of elements that are described in the article. The proposed principle of improving the system of monitoring of regional development.

Текст научной работы на тему «Организация системы мониторинга регионального развития»

УДК 332.1:338.242

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА РЕГИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ

Р.Ю. Болдырева, А.Л. Сабинина

Рассмотрены особенности понятия мониторинга как важной функции территориального управления. Определена актуальность мониторинга регионального развития в связи с принятием Федерального закона от 28.06.2014 г. №172-ФЗ. Мониторинг предлагается рассматривать как систему, функционирование которой включает ряд этапов, и которая состоит из ряда элементов, которые описаны в статье. Предложен принцип совершенствования системы мониторинга регионального развития.

Ключевые слова: регион, мониторинг, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование.

Мониторинг как важная функция управления в последнее время приобретает достаточно большую значимость в исследовании социально-экономических процессов, в том числе и на региональном уровне.

Понятие «мониторинг» (monitoring в переводе с английского языка - отслеживание, от латинского monitor - предостерегающий, напоминающий) употребляется как в различных областях науки, так и практики. Как правило, речь идет о планомерном постоянном наблюдении за каким-либо процессом или явлением с целью определения его соответствия желаемому результату или поставленным целям.

Опираясь на исследования в этой сфере, можно сделать вывод, что мониторинг по своей сути представляет собой достаточно сложное явление и в настоящее время с различной степенью интенсивности используется в различных сферах науки и практики. Основные сферы, проявляющие интерес к мониторингу, — это экология, биология, социология, психология, экономика и, конечно же, управление.

Особенно актуальной эта предметная область представляется в связи с введением в действие Федерального закона от 28.06.2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», так как в статье 40 главы 12 данного закона сказано: «Целью мониторинга реализации документов стратегического планирования является повышение эффективности функционирования системы стратегического планирования, осуществляемого на основе комплексной оценки основных социально-экономических и финансовых показателей, содержащихся в документах стратегического планирования, а также повышение эффективности деятельности участников стратегического планирования по достижению в установленные сроки запланированных показателей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»[1].

Однако многими исследователями отмечается, что одной из основных проблем в этой сфере является либо отсутствие, либо недостаточность механизмов контроля за реализацией документов стратегического планирования и четкого разграничения процессов мониторинга и контроля. Крайне сложной и трудоемкой представляется работа по реализации требования ФЗ №172-ФЗ (ст. 14) о создании федеральной информационной системы стратегического планирования «на основе распределенной информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных ресурсах и системах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления» [1].

Тем не менее, тот факт, что социально-экономическое развитие должно являться управляемым процессом количественного и качественного изменения экономической, социальной и иных сфер любой территории, приводящим к повышению уровня и качества жизни ее населения, считаем непреложным. Вследствие этого полагаем, что мониторинг и оценка эффективности управления социально-экономическим развитием конкретного региона является необходимым условием совершенствования инструментов воздействия органов власти на характер изменений, происходящих в территориальной социально-экономической системе.

Вопросам мониторинга социально-экономического развития территорий различного уровня уделяли внимание в своих работах такие ученые, как А.Л. Александрова, Б.М. Гринчель, А.Ю. Дованков, С.Н. Дубов,

A.Е. Когут, Н.Е. Костылева, В.Н. Лексин, В.В. Маркин, А.В. Осташков,

B.С. Рохчин, В.Е. Селиверстов, К. Г. Чагин, А.Н. Швецов и пр.

По мнению исследователей, недостаточная разработанность теоретических проблем эффективного социально-экономического мониторинга, методические рекомендации, носящие фрагментарный характер, не доведенные до уровня практического использования с учетом территориальных особенностей, затрудняют создание систем информационно-аналитической поддержки управленческих решений в конкретных регионах и муниципальных образованиях [2].

По нашему мнению, для региона как социально-экономической системы понятие мониторинга гораздо шире, чем просто наблюдение, отслеживание состояния региональной экономики и социальной сферы. В процессе регионального мониторинга должна быть создана система информационного обеспечения, которая станет базой для принятия управленческих решений.

Следует отметить, что мониторинг социально-экономических систем имеет расширенный характер, поскольку при его проведении могут

быть выявлены факторы как внутренней, так и внешней среды, причем как положительно, так и отрицательно влияющие на развитие данных систем. Таким образом, представляется возможность не просто констатировать состояние процесса достижения поставленных целей и его динамику, но и на основании достоверных данных выработать эффективные управленческие решения, с учетом того, что своевременная реализация этих решений позволит нивелировать отрицательные воздействия и использовать, или даже усилить влияние положительных факторов, тем самым максимизировать конечные целевые показатели социально-экономического развития.

С учетом проведенного анализа общей и специфической сущности мониторинг в системе управления социально-экономическим развитием территорий предлагается определить как совокупность приемов по отслеживанию, контролю, анализу, оценке и регулированию социально-экономических процессов, а также сбор и обработку информации и подготовку рекомендаций по дальнейшему развитию территории и внесению необходимых корректив в действующие документы стратегического планирования (программы, планы).

Процесс мониторинга регионального развития должен включать в себя следующие подпроцессы:

- мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровня (в части социально-экономического развития конкретного региона);

- мониторинг и контроль показателей социально-экономического развития в динамике;

- мониторинг эффективности деятельности региональных органов власти в части реализации документов стратегического планирования.

Выразим согласие с рядом авторов, которые предлагают рассматривать мониторинг с позиций системного подхода. Организация функционирования системы мониторинга включает совокупность последовательных этапов: [3]

1) процесс постоянного наблюдения за состоянием объекта мониторинга;

2) формирование информационной базы по объекту в динамике;

3) исследование факторов, влияющих на состояние и развитие данного объекта;

4) контроль за характером изменений объекта;

5) оценку отклонений и их причин на основе системы критериев (индикаторов).

Необходимо отметить особо, что все эти процессы, составляющие структуру мониторинга, осуществляются на основе анализа отклонений фактических результатов от запланированных по отдельным параметрам и показателям с учетом изменяющейся внутренней, и, что особенно важно, внешней среды.

Мониторинг в общем смысле, рассматриваемый с позиций системного подхода, представляет собой совокупность элементов социально-экономической системы, которые связаны между собой. К ним относятся следующие:

- объект и предмет мониторинга;

- цель и задачи;

- субъект, который состоит из разных групп заинтересованных лиц;

- методологическая и методическая база проведения мониторинга;

- система показателей и индикаторов;

- ресурсное обеспечение;

- организация реализации процесса мониторинга.

Применительно к мониторингу социально-экономического регионального развития при характеристике названных элементов предлагается обратить внимание на следующее.

1. Объектом регионального мониторинга является социально-экономическая система, ее отдельные сектора (реальный сектор экономики, социальная сфера, инфраструктура и пр.), отрасли, виды экономической деятельности и пр. Необходимо отметить, что региональный мониторинг должен быть направлен на отслеживание состояния не только региональной экономики (что зачастую происходит на практике), но и социальной сферы.

Предметом мониторинга являются социально-экономические процессы и результаты социально-экономического развития региона в динамике с учетом влияющих внешних и внутренних факторов.

2. Целью регионального мониторинга является предоставление органам власти и заинтересованным лицам необходимой, своевременной и релевантной информации, которая адекватно должна отражать наиболее значимые показатели состояния и развития региона как социально-экономической системы. Данная информация будет являться базой для принятия решений, обеспечивающих эффективную реализацию всех функций регионального управления - прогнозирования, планирования, организации, контроля, регулирования. Если говорить об основных задачах мониторинга, то следует рассматривать их как декомпозицию поставленных целей с учетом специфики каждого конкретного региона.

3. Субъект мониторинга имеет достаточно сложную и неоднородную структуру и включает в себя, во-первых, органы власти, к компетенции которых относится постановка целей и задач мониторинга, организация процесса его проведения; во-вторых - различные организации, которые могут быть привлечены к сбору и анализу определенной информации; в-третьих - потребителей информации различного вида (предприятия и организации различных форм собственности, домохозяйства и пр.). Важное значение в современных условиях имеет бизнес, как субъект, заинтересованный в существовании, функционировании и развитии системы монито-

ринга развития социально-экономической системы региона, с целью снижения рисков принятия инвестиционных решений [4].

4. Методологическая база регионального мониторинга базируется на системе следующих принципов ее организации:

1) целенаправленность - система мониторинга должна быть ориентирована на достижение целей социально-экономического развития региона и на решение конкретных задач;

2) системный подход - рассмотрение территории любого уровня с одной стороны, как системы, с другой - как подсистемы более крупной социально-экономической системы, и исследование взаимосвязей данной территории с другими территориальными звеньями высшего и низшего уровня;

3) комплексность - мониторинг отдельных сфер социально-экономического развития региона необходимо осуществлять во взаимосвязи друг с другом, последовательно решая совокупность задач мониторинга по каждому из его структурных элементов;

4) непрерывность наблюдения за объектом мониторинга;

5) периодичность сбора, обработки и анализа информации о происходящих изменениях во внутренней и во внешней среде;

6) сопоставимость показателей и индикаторов в динамике [5].

Следует отметить, что в России отсутствует единая методическая

база проведения регионального мониторинга социально-экономического развития, и отдельные регионы разрабатывают собственные методические рекомендации по его проведению.

5. Разработка системы показателей и индикаторов определяется объектом, предметом, целью и задачами мониторинга и сформированной методологическая и методической базой. Причем, необходимо установить наиболее значимые характеристики исследуемого объекта (региона как социально-экономической системы) как в целом, так и по отдельным элементам. Показатели и индикаторы должны отвечать ряду условий: измеримость, доступность, достоверность, сопоставимость, периодичность и т.д.

6. Ресурсное обеспечение мониторинга включает обеспечение процесса мониторинга кадровыми, материально-техническими, финансовыми и прочими видами ресурсов. Причем наиболее сложной проблемой представляется финансовое обеспечение. Так как в результатах мониторинга заинтересован достаточно широкий круг лиц, необходимо использовать возможности софинансирования различных программ исследований как за счет бюджетных, так и внебюджетных средств, а также средств предприятий (организаций).

7. Организация реализации процесса мониторинга основана на нормативно-правовой документации, определяющей обязанности, права, ответственность лиц, участвующих в процессе мониторинга, и на методиках, определяющих порядок сбора, обработки информации, расчета показате-

лей и индикаторов. Необходимо также установить порядок предоставления результатов мониторинга тем или иным группам субъекта.

Таким образом, формируемая система регионального мониторинга, состоящая из вышеназванных элементов, позволит сделать обоснованные выводы и разработать рекомендации по социально-экономическому развитию региона.

Отметим несколько моментов. Важным фактором, составляющим основу эффективной организации мониторинга, является сбор, обработка и анализ информации. Своевременность, регулярность информационных потоков внутри региональной администрации (правительства области), наличие в ее структуре квалифицированных специалистов статистических и аналитических служб, наличие электронных баз данных и систем компьютерной связи между подразделениями органов власти - все это делает проведение мониторинга выполнимым и максимально эффективным для регионального управления.

Следует также отметить, что актуальным является принцип совершенствования системы мониторинга, в том числе используемого методического обеспечения, технического оснащения, состава показателей и индикаторов, с целью обеспечения синхронизации изменений во внутренней среде объекта исследования и условиях его функционирования с внешней средой. Причем такие изменения не должны усложнять систему регионального мониторинга, а его результаты должны быть доступны и понятны всем потенциальным пользователям информации. Кроме того, необходимо обеспечить систематический поиск и использование альтернативных информационных источников, актуальных методических рекомендаций, организационных схем движения информации и др. [4]

Таким образом, эффективная организация системы мониторинга регионального развития позволит осуществить обратную связь по отношению к целеполагающим, организующим и регулирующим функциям территориального управления, тем самым повышая эффективность реализации документов стратегического планирования и способствуя достижению основной цели - повышению уровня и качества жизни населения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ / Режим доступа http://base.garant.ru/70684666/ (дата обращения: 16.11.2016 г.)

2. Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения: аналитический доклад (по результатам мониторинга реализации Федерального закона от 28 июня 2014

г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации») [Текст] : препринт WP8/2016/02 / А. В. Клименко, В. А. Королев, Д. Ю. Двинских, Н. А. Рычкова, И. Ю. Сластихина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. (Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление»). 60 с. 60 экз.

3. Теоретико-методологические аспекты разработки программ социально-экономического развития муниципальных образований [Текст] / Федорова Е.А., Сычева И.В., Иватанов Н.П., Болдырева Р.Ю., Сорокина Н.Ю., Левина В.В., Преображенский Д.А.; под общ. ред. Федоровой Е.А. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. 248с.

4. Рисин И.Е., Шлеките И.А. Сущность мониторинга социально-экономического развития региона и принципы его организации [Электронный ресурс] // ЦИРЭ: Центр исследований региональной экономики / Режим доступа: http://www.lerc.ru/?part=bulletin&art=18&page=12 (дата обращения: 17.11.2016 г.)

5. Федорова Е.А., Болдырева Р.Ю., Сорокина Н.Ю., Преображенский Д.А. Формирование системы мониторинга эффективности социально-экономического развития муниципальных образований: монография/под редакцией Е.А. Федоровой. [Текст] : Тула: ООО «Дизайн-01», 2010. 150с.

Болдырева Римма Юрьевна, канд. экон. наук, доц., доц. кафедры, b-rimma@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, доц., fim@tsu.tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

ORGANIZATION OF A MONITORING SYSTEM OF REGIONAL DEVELOPMENT

R.Y. Boldyreva, A.L. Sabinina

In the article the peculiarities of the concept of monitoring as an important function of territorial administration. Identified the relevance of monitoring regional development in connection with the adoption of the Federal law of 28.06.2014 No. 172-FZ. Monitoring is considered as system, the operation of which involves a number of stages, and which consists of a number of elements that are described in the article. The proposed principle of improving the system of monitoring of regional development.

Keywords: region, monitoring, socio-economic development and strategic planning.

Boldyreva Rimma Yuryevna, candidate of economic sciences, docent, associate professor of the department, b-rimma@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University,

Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic science, associate professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.