Научная статья на тему 'Планирование развития региональных отраслевых систем в Забайкальском крае'

Планирование развития региональных отраслевых систем в Забайкальском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТРАСЛЕВЫЕ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / REGIONAL BRANCH SYSTEMS / STRATEGIC PLANNING / SYSTEM OF PLANNING / OCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REGION / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмажапова Жаргалма Эрдынеевна

Дан анализ действующей системы планирования Забайкальского края. В системе выделены участники, рассмотрены вопросы управления развитием региональных отраслевых систем, структура государственной программы Забайкальского края. В статье отражаются недостатки существующей системы мониторинга социально-экономического развития региона. Для эффективного функционирования системы стратегического планирования региона и решения проблем, тормозящих его развитие, автором обоз-начена необходимость соотнесения горизонта пла-нирования и показателей социально-экономичес-кого развития региона; формирования механизмов исполнения планов; повышения управляемости и прозрачности стратегического планирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF REGIONAL BRANCH SYSTEMS DEVELOPMENT IN TRANSBAIKAL TERRITORY

The article is devoted to the analysis of the operating system of planning of Transbaikal territory. In the system the participants are allocated, questions of management of regional branch systems development are considered. The structure of the state program of Transbaikal territory is considered. Also the disadvantages of the existing system of social and economic development monitoring of the region are reflected in the article. For the effective functioning of the system of strategic planning of the region and solution of the problems which are slowing down its development, the author marked out the need of correlation of the horizon of planning and indicators of social and economic development of the region; formations of plans’ execution mechanisms; increase of controllability and transparency of strategic planning

Текст научной работы на тему «Планирование развития региональных отраслевых систем в Забайкальском крае»

Экономические науки

УДК 332.145

Бадмажапова Жаргалма Эрдынеевна Zhargalma Badmazhapova

ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

PLANNING OF REGIONAL BRANCH SYSTEMS DEVELOPMENT IN TRANSBAIKAL TERRITORY

Дан анализ действующей системы планирования Забайкальского края. В системе выделены участники, рассмотрены вопросы управления развитием региональных отраслевых систем, структура государственной программы Забайкальского края. В статье отражаются недостатки существующей системы мониторинга социально-экономического развития региона.

Для эффективного функционирования системы стратегического планирования региона и решения проблем, тормозящих его развитие, автором обозначена необходимость соотнесения горизонта планирования и показателей социально-экономического развития региона; формирования механизмов исполнения планов; повышения управляемости и прозрачности стратегического планирования

Ключевые слова: региональные отраслевые системы, стратегическое планирование, система планирования, социально-экономическое развитие региона, жилищно-коммунальное хозяйство

The article is devoted to the analysis of the operating system of planning of Transbaikal territory. In the system the participants are allocated, questions of management of regional branch systems development are considered. The structure of the state program of Transbaikal territory is considered. Also the disadvantages of the existing system of social and economic development monitoring of the region are reflected in the article.

For the effective functioning of the system of strategic planning of the region and solution of the problems which are slowing down its development, the author marked out the need of correlation of the horizon of planning and indicators of social and economic development of the region; formations of plans' execution mechanisms; increase of controllability and transparency of strategic planning

Key words: regional branch systems, strategic planning, system of planning, social and economic development of the region, housing and communal services

Важнейшим фактором успешного социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности экономики региона является наличие эффективно функционирующей системы стратегического планирования. В настоящее время на федеральном уровне формируется законо-

дательная база стратегического планирования, обеспечивающая комплексный подход в решении проблемы [1].

Вместе с тем, принятые ранее нормативные правовые акты не в полной мере отвечают вызовам настоящего времени. Значительная часть действующих в настоящее время плановых документов носит ве-

домственный, отраслевой или ограниченно территориальный характер и направлена на реализацию локальных задач. Это сдерживает реализацию накопленного потенциала развития региона и ограничивает возможности повышения его конкурентоспособности.

Под системой планирования понимается механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников планирования при осуществлении разработки и реализации мониторинга и контроля реализации документов планирования с использованием нормативно-правового, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.

Элементами планирования являются участники, документы и механизм планирования, включающий методическое, нормативно-правовое и иное обеспечение. К участникам стратегического планирования в Забайкальском крае в соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» относятся:

— Законодательное собрание Забайкальского края — однопалатный постоянно действующий высший и единственный законодательный орган государственной власти Забайкальского края [3];

— Губернатор Забайкальского края, являющийся руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края, определяющий основные направления деятельности Правительства Забайкальского края и организующий его работу;

— Правительство Забайкальского края — высший исполнительный орган государственной власти Забайкальского края, разрабатывающий и осуществляющий меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края [2]. В его состав входят 11 министерств, определяющих перспективные направления развития соответствующей отрасли и осуществляющих управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий [8]:

— Министерство территориального развития;

— Министерство экономического развития;

— Министерство сельского хозяйства и продовольствия;

— Министерство здравоохранения;

— Министерство международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма;

— Министерство культуры;

— Министерство образования, науки и молодежной политики;

— Министерство природных ресурсов и промышленной политики;

— Министерство труда и социальной защиты населения;

— Министерство физической культуры и спорта.

Особую роль в проведении экономической политики развития региона играет Министерство территориального развития (далее Министерство), которое определяет перспективные направления развития в области жилищных отношений и содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, осуществляет полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения

[7].

В структуре Министерства четыре отраслевых управления:

1) управление жилищной политики;

2) управление транспорта и дорожного строительства;

3) управление строительства и архитектуры;

4) управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Основными направлениями деятельности и задачами Министерства являются повышение эффективности бюджетных инвестиций на территории Забайкальского края; обеспечение создания современной отраслевой инфраструктуры на территории края, а также повышение доступности населению качественных коммунальных услуг.

Важнейшим документом стратегического планирования, разрабатываемым на

региональном уровне, является стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

В Забайкальском крае утверждена и действует Стратегия социально-экономического развития на период до 2030 г. (далее Стратегия), в которой отражены следующие данные [4]:

— оценка внутреннего потенциала и характеристика внешних условий;

— миссия Забайкальского края, цели, приоритеты и задачи социально-экономического развития края с учетом комплексной оценки существующих условий и прогноза развития ситуации на долгосрочный период;

— приоритеты развития человеческого капитала;

— пространственная проекция кластерных и парковых образований, зон опережающего развития;

— целевые индикаторы социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 г.

Главной целью Стратегии является повышение уровня и качества жизни населения края на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы. В соответствии с указанной целью определено выполнение следующих индикаторов к 2030 г.:

— уменьшение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 18,8 % в 2012 г. до 10,1 % в 2030 г.;

— увеличение численности занятых в экономике в 1,2 раза, создание более 31 тыс. высокопроизводительных рабочих мест;

— повышение доступности качественного образования с охватом 100 % детей дошкольным и общим образованием и 80 % детей и подростков услугами дополнительного образования;

— повышение качества здоровья, возможности получения высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе удовлетворение потребности в высокотехнологичных видах медицинской помощи (от числа нуждающихся) до 90 %;

— увеличение валового регионального продукта в 2,7 раза;

— обеспечение роста инвестиций в экономику в 2,8 раза.

Наряду со Стратегией к документам стратегического планирования региона относятся:

а) план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации — документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о направлениях и об ожидаемых результатах социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

б) государственные программы субъекта Российской Федерации, документы стратегического планирования, содержащие комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

в) схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

В соответствии с новым законодательством [1] из перечня документов стратегического планирования (как на федеральном, так и на региональном уровнях) исключены федеральные целевые программы (заменены госпрограммами), отраслевые программы (заменены отраслевыми и межотраслевыми стратегиями) и долгосрочные целевые программы. На уровне региона остаются только государственные программы, разрабатываемые в рамках приоритетных направлений социально-экономического развития региона.

Непосредственное воплощение стратегий на государственном уровне и планов развития страны происходит через разработку и реализацию государственных программ развития региональных отраслевых систем. Так, на сегодняшний день государственные программы в Забайкальском крае разрабатываются в соответствии со стратегией социально-экономического развития Забайкальского края, приоритетами, целями и задачами программы социально-эко-

номического развития края на соответствующий период, на основании федеральных законов, законов Забайкальского края, решений Президента и Правительства РФ, решений Губернатора и Правительства Забайкальского края. Они в обязательном порядке должны содержать следующие разделы [5]:

1) паспорт программы;

2) характеристику текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития края;

3) описание целей и задач;

4) сроки и этапы реализации программы;

5) перечень основных мероприятий с указанием сроков их реализации и ожидаемых непосредственных результатов;

6) перечень показателей конечных результатов программы, методики их расчета;

7) информацию о финансовом обеспечении за счет средств Забайкальского края;

8) описание рисков реализации государственной программы и способов их минимизации;

9) описание каждой подпрограммы.

Одной из основных программ развития

региона является государственая программа «Экономическое развитие» [6], в состав которой включена подпрограмма «Совершенствование системы стратегического управления Забайкальского края», в которой выделены следующие недостатки существующей системы мониторинга социально-экономического развития региона:

— отсутствие единой согласованной базы данных с широким доступом пользователей;

— разрозненность и несогласованность субъектов мониторинга, недостаточная оперативность исполнителей при подготовке данных;

— отсутствие механизма предоставления данных пользователям, использование устаревших методов и средств наблюдения;

— отсутствие нормативно-правовой основы мониторинга.

В целом, в ходе анализа документов планирования выявлен [9, 13] ряд проблем, тормозящих развитие стратегического планирования в регионах:

— несогласованность вариантов, сценариев и горизонта долгосрочного развития, что затрудняет преемственность стратегического планирования региона;

— отсутствие механизмов интеграции стратегических документов по вертикали (страна — федеральный округ — регион — муниципальные образования) и горизонтали;

— игнорирование программно-целевого подхода;

— «размытие» политики в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием при переходе от стратегических планов к оперативным задачам и индикаторам их выполнения;

— отсутствие процесса мониторинга реализации стратегических документов и порядка ознакомления с результатами выполнения программ.

На основе выявленных недостатков и проблем в системе планирования региона автором разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию планирования развития региональных отраслевых систем, включающие комплекс организационных мероприятий: создание Совета по стратегическому планированию региона; включение в порядок разработки государственных программ дополнительного этапа — обсуждение проекта государственной программы на заседаниях общественного совета при ответственном исполнителе (рис. 1); включение в государственные программы региона системы индикаторов.

На наш взгляд, обязательным условием нормального функционирования любого региона является наличие устойчивых технологических, производственных, экономических и организационных связей, определяющих место данного региона в экономике страны, специализацию его в разделении труда и иерархичность подсистем (отраслей) хозяйства региона. В силу этого важно рассматривать развитие региона с позиций отдельных отраслей, структурными элементами которых в пределах отдельной территории являются региональные отраслевые системы.

Рис. 1. Предлагаемый порядок разработки государственной программы

Таким образом, необходимо совершенствование системы долгосрочного планирования, в первую очередь, через планирование развития региональных отраслевых систем на основе современных методов и подходов. Вместе с тем, при раз-

работке программных документов, в том числе государственных программ, следует особое внимание уделять процессам мониторинга и контроля за их реализацией, включая оценку результативности и эффективности планируемых мероприятий.

Литература_

1. Федеральный закон от 28.06.2014 №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»// Российская газета, 03.07.2014, № 6418. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (дата обращения: 12.12.2014).

2. Закон Забайкальского края от 05.10.2009 № 226-ЗЗК «О Правительстве Забайкальского края» (ред. от 24.12.2014) // «Забайкальский рабочий», 07.10.2009, № 184.

3. Закон Забайкальского края от 14.03.2011 № 477-ЗЗК «О Законодательном Собрании Забайкальского края» // «Забайкальский рабочий», 16.03.2011, № 43.

4. Постановление Правительства Забайкальского края от 26.12.2013 № 586 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года» // «Азия-Экспресс», 31.12.2013, № 52/1.

5. Постановление Правительства Забайкальского края от 30.12.2013 г. №600 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации государственных программ Забайкальского края» // «Азия-Экспресс» от 31 декабря 2013 г. № 52/1.

6. Постановление Правительства Забайкальского края от 23.04.2014 г. № 220 «Об утверждении государственной программы Забайкальского края «Экономическое развитие» »

7. Постановление Правительства Забайкальского края от 27.05.2014 № 283 «Об утверждении Положения о Министерстве территориального развития Забайкальского края» // «Азия-Экспресс», 09.06.2014, № 22/1.

_References

1. Federalny zakon ot 28.06.2014 №172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» (The federal law of 28.06.2014 No. 172-FZ «About strategic planning in the Russian Federation») Available at: http://www.rg.ru/2014/07/03/strategia-dok.html (accessed 12 December 2014)

2. Zakon Zabaykalskogo kraya ot 05.10.2009 № 226-ZZK «O Pravitelstve Zabaykalskogo kraya» (red. ot 24.12.2014) (The law of Transbaikal territory dated by 05.10.2009 No. 226-ZZK «About the Government of Transbaikal territory») // «The Transbaikal worker», 07.10.2009, No. 184.

3. Zakon Zabaykalskogo kraya ot 14.03.2011 № 477-ZZK «O Zakonodatelnom Sobranii Zabaykalskogo kraya» (The law of Transbaikal territory dated by 14.03.2011 No. 477-ZZK «About Legislative Assembly of Transbaikal territory») // «The Transbaikal worker», 16.03.2011, No. 43.

4. Postanovlenie Pravitelstva Zabaykalskogo kraya ot 26.12.2013 № 586 «Ob utverzhdenii Strate-gii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Zabaykalskogo kraya na period do 2030 goda» (The resolution of the government of Transbaikal territory dated by 26.12.2013 No. 586 «About the adoption of Strategy of social and economic development of Transbaikal territory for the period till 2030») // «Asia Express», 31.12.2013, No. 52/1.

5. Postanovlenie Pravitelstva Zabaykalskogo kraya ot 30.12.2013 g. №600 «Ob utverzhdenii Pory-adka prinyatiya resheniy o razrabotke, formirovaniya i realizatsii gosudarstvennyh programm Zabaykal-skogo kraya i Poryadka provedeniya i kriteriev otsenki effektivnosti realizatsii gosudarstvennyh programm Zabaykalskogo kraya» (The resolution of the government of Transbaikal territory dated by 30.12.2013 No. 600 «About the statement of the order of making decisions on the development, formations and realization of state programs of Transbaikal territory and the order of carrying out and criteria of the assessment of state programs' realization efficiency in Transbaikal territory») // «Asia Express», 31.12.2013, No. 52/1.

6. Postanovlenie Pravitelstva Zabaykalskogo kraya ot23.04.2014 g. №220 «Ob utverzhdenii gosu-darstvennoy programmy Zabaykalskogo kraya «Eko-nomicheskoe razvitie»» (The resolution of the government of Transbaikal territory dated by 23.04.2014 No. 220 «About the statement of a state program of Transbaikal territory «Economic development») Available at: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?b ase=RLAW251;frame=1;n=1626249;req=doc (accessed 15 December 2014)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Postanovlenie Pravitelstva Zabaykalsk-ogo kraya ot 27.05.2014 № 283 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Ministerstve territorialnogo razvitiya Zabaykalskogo kraya» (The resolution of the government of Transbaikal territory dated by 27.05.2014 No.

8. Официальный сайт Забайкальского края [Электронный ресурс]. URL: http://www.забай-кальскийкрай.рф/governance/executive/mimstry. html (дата обращения 05.01.2015)

9. Дондоков З.Б.-Д., Бадмажапова Ж.Э.Стратегическое планирование развития жилищно-коммунального хозяйства региона: особенности, проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. Режим доступа: www.science-education.ru/120-15291.

10. Киреева Н.В., Малышев Е.А., Горшенин

B.П. Обоснование эффективности загрузки производственных мощностей на основе ТВС-метода управления затратами // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013 № 10(101).

C. 123-133.

11. Малышев Е.А., Малышева Т.Е. Особенности управления безопасным развитием регионального энергетического комплекса // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 4 (107). С. 142-150.

12. Малышев Е.А. Методология прогнозирования выбора долгосрочных приоритетов инновационного развития приграничных территорий на основе макроэкономических и балансовых моделей // Вестник Забайкальского государственного университета. 2012. № 6(85). С. 122-135.

13. Шишкина Е.А. Формирование системы регионального стратегического планирования: основные проблемы и пути решения // Российское предпринимательство. 2012. № 15(213). С. 116122.

283 «About the adoption of Provision on the Ministry of territorial development of Transbaikal territory») // «Asia Express», 09.06.2014, No. 22/1.

8. Ofitsialny sait Zabaykalskogo kraya [Elek-tronny resurs] (Official site of Zabaykalsky Krai) Available at: http://www.3a6aHKarncKHHKpaH.p^/ governance/executive/ministry.html (accessed 05 January 2014).

9. Dondokov Z.B.-D., Badmazhapova Zh.E. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. (Modern problems of science and education), 2014. no. 2. Available at: www.science-education.ru/120-15291.

10. Kireeva N.V., Malyshev E.A., Gorshenin V.P. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013, no. 10 (101), p. 123-133.

11. Malyshev E.A., Malysheva T.E. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2014, no. 4 (107), p. 142-150.

12. Malyshev E.A. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2012, no. 6(85), p. 122-135.

13. Shishkina E.A. Rossiyskoe predprinimatelst-vo (Russian Business Magazine), 2012, no. 15(213), p. 116-122.

Коротко об авторе _

Бадмажапова Ж.Э., ст. преподаватель, каф. «Экономика и бухгалтерский учет», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ zandraevazh@mail.ru

Научные интересы: региональная экономика, жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение и повышение энергоэффективности

_ Briefly about the author

Zh. Badmazhapova, senior teacher, Economics and Accounting department, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: regional economy, housing and communal services, energy saving and energy efficiency increase

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.