Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРОЛЯ / СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬ / ИНФОРМИРОВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Полетаева Н.В., Куканова Н.В.

Государственный земельный контроль - это система предупреждения и борьбы с правонарушениями. В соответствии с ведомственными годовыми планами работ ведется постоянная работа соответствующих органов. Результатом наблюдения за состоянием и использованием земли в виде сбора данных является ежегодные отчеты о результатах проверок соблюдения земельного законодательства в разрезе муниципальных образований и отчеты о государственном земельном контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Полетаева Н.В., Куканова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ»

УДК 332.334.025.13

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Полетаева Н. В., магистр 2 курса направления подготовки «Строительство» Научный руководитель: Куканова Н. В. к. э. н., доцент ФГБОУ ВПО Орел ГАУ

АННОТАЦИЯ

Результатом наблюдения за состоянием и использованием земли в виде сбора данных является ежегодные отчеты о результатах проверок соблюдения земельного законодательства в разрезе муниципальных образований и отчеты о государственном земельном контроле.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государственный земельный контроль, контрольная деятельность, эффективность контроля, состояние земель, информирование населения

ABSTRACT

The result of monitoring the condition and use of land in the form of data collection is annual reports on the results of inspections of observance of land legislation in the context of municipal entities and reports on state land control.

KEY WORDS

The state land control, control activities, monitoring efficiency, state lands, public information

Государственный земельный контроль представляет собой систему предупреждения и борьбы с правонарушениями. Его объектами являются все земли в Российской Федерации независимо от форм собственности, их целевого назначения, вида разрешенного использования и правового режима.

Цель и задачи государственного земельного контроля, органы, отвечающие за его выполнение, их полномочия специально отражены в Земельном кодексе [3], Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [8], Федеральном законе «О мелиорации земель» [7], Гражданском, Лесном [4] и Водном кодексах [1], а также в подзаконных актах. Следует отметить, что в Земельном кодексе впервые приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средств производства в сельском и лесном хозяйстве был провозглашен важнейшим приоритетом. Задача государственного земельного контроля - это обеспечение соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

Любая контрольная деятельность, обладает собственными функциями (информационная, предупредительная, пресечения правонарушений), в том числе и земельный контроль. Но содержание этих функций обладает собственной спецификой, которая предопределяет специфику земельных правоотношений.

Государственный земельный контроль является постоянной работой соответствующих органов, осуществляемой в соответствии с ведомственными годовыми планами работ. Необходимые контрольные действия выполняются и по заявлениям физических лиц. Объектами госземконтроля выступают действия всех граждан (субъектов земельного права), связанные с осуществлением прав собственности, владения, пользования, аренды земельных участков, мероприятий по обеспечению их рационального использования и охраны. В качестве самостоятельного объекта госземконтроля выступают действия должностных лиц, выполняющих функции по приватизации и предоставлению земель, оформлению и регистрации прав на земельные участки и другие управленческие функции. Решение, принятое государственными контрольными органами обязательно для исполнения. Но также и землепользователи имеют право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы, в административном и судебном порядке.

Для осуществления госземконтроля в РФ основана система исполнительных органов, наделяемых теми полномочиями, которые необходимы для образования системы специально уполномоченных государственных органов госземконтроля.

Госземконтроль выполняется как федеральными органами, так и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К федеральным органам, уполномоченным осуществлять контроль над использованием и охраной земель, относятся Росземкадастр, МПР России, Департамент санэпиднадзора Минздрава России, а также Госстрой России. Эти органы выполняют общие действия по организации контроля за состоянием земель и имеют специальную, отражающую специфику их деятельности, компетенцию. Так, перечисленные ведомства обладают общими для всех полномочиями по организации проверок качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений, внесению предложений об использовании земель. Они также обладают правом принимать меры к устранению нарушений земельного законодательства, принимают участие в согласовании градостроительной документации.

Росземкадастр дополнительно обладает специальной компетенцией контролировать соблюдение отдельных требований земельного законодательства: режим использования земель в соответствии с целевым назначением, недопущение самовольного занятия земельных участков. Он также следит за своевременной рекультивацией нарушенных земель, своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почв и других негативных изменений, соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, установлением и сохранностью межевых знаков. Руководитель Росземкадастра наделяется контрольными полномочиями по организации и осуществлению госземконтроля.

Министерство природных ресурсов России в дополнение к общим контрольным полномочиям регулирует соблюдение земельного законодательства в отношении охраны земель. Так, Министерство контролирует выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности, соблюдение экологических норм при разработке новой технологии и материалов для обработки почв, требований по предотвращению захламления земель, загрязнению почв сточными водами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами, соблюдение режима использования особо охраняемых земель, выполнение мероприятий, по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы и др.

Департамент санэпиднадзора Минздрава России осуществляет государственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при использовании земельных участков. В частности, государственный контроль за соблюдением санитарного законодательства при использовании земельного участка, установлении охранных, санитарно-защитных, оздоровительных и рекреационных зон, при проектировании и эксплуатации предприятий по использованию, переработке и захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов производства, за предотвращением загрязнения земель возбудителями паразитарных и иных заболеваний.

Компетенция Госстроя России распространяется на земли городских и сельских поселений. Перед ним ставятся задачи по осуществлению контроля за соблюдением земельного законодательства при всех видах градостроительной деятельности, включая контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки, предотвращению самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности. На уровне субъектов РФ по мере необходимости могут создаваться органы государственного земельного контроля. Они осуществляют госземконтроль в рамках своей компетенции только на территории соответствующего субъекта РФ.

Содержание государственного земельного контроля рассматривается через три группы правомочий: информационное обеспечение земельного контроля, принятие решений по результатам контроля, исполнение решений контрольных органов.

Содержание государственного и муниципального контроля различно. Государственный контроль осуществляется за использованием и охраной земель, а муниципальный контроль только за использованием земель.

Земельный контроль, как на муниципальном, так и на высшем уровне может быть эффективным только при соблюдении следующих принципов: постоянности и неотвратимости наказания за установленные правонарушения.

Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления. Он проводится в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Конечным результатом исполнения муниципальной функции являются выявление нарушений земельного законодательства, установление отсутствия таких нарушений. У муниципального земельного контроля есть и другие, вспомогательные функции. Это, например, обследование земель города, участие в заключении муниципальных контрактов, договоров, соглашений по предмету деятельности отдела, контроль за качеством выполняемых работ, рассмотрение обращений граждан и юридических лиц, принятие по ним решений. Результатом наблюдения за состоянием и использованием земли являются ежегодные отчеты о результатах проверок соблюдения земельного законодательства в разрезе муниципальных образований и отчеты о государственном земельном контроле. Данные ежегодного отчета и региональных докладов используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Эти данные помогают проанализировать эффективность государственного земельного контроля и разработать план необходимых мероприятий по его осуществлению на следующий год. Также при проведении проверок для правильности применения на практике положений действующего федерального законодательства в области проведения муниципального контроля рекомендуется проводить периодические обучающие семинары для государственных инспекторов.

Для информирования населения по предотвращению нарушений законодательства наиболее эффективным является проведение профилактической работы путем привлечения средств массовой информации к освещению наиболее актуальных вопросов муниципального земельного контроля, разъяснения положений законодательства в этой сфере. Это поможет облегчить работу органов государственного земельного контроля, повысит грамотность и информированность населения, что немаловажно.

Библиография

1.Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ. - Электронный ресурс. Режим доступа: (http://www.consultant.ru/).

2.Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в РФ в 2010 году», Москва, 2011. - Электронный ресурс. Режим доступа: (http://www. rosreestr. ш).

3.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3. -Электронный ресурс. Режим доступа: (http://www.consultant.ru/).

4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ. - Электронный ресурс. Режим доступа: (http://www.consultant.ru/).

5.Медведева О. Е. Проблемы устойчивого землепользования в России. - М.: Изд-во Института устойчивого развития, 2009. - 104 с.

6.Самарина В. П. Анализ проблем регионального развития применительно к типам регионов // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 42 (177). -С. 13-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.