Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ЕДИНСТВА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ КАК ГЛАВНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ЕДИНСТВА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ КАК ГЛАВНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ЕДИНСТВА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ КАК ГЛАВНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ»

основе интеграции целей объединяемых стандартов. Предпосылка разработки интегрированной системы менеджмента (ИСМ) продиктована необходимостью обеспечения потребностей всех потребителей процессов организации, соблюдения баланса интересов различных сторон.

Система менеджмента качества в настоящее время все более выходит за рамки деятельности по повышению качества продукции и труда и включает в себя все аспекты деятельности предприятия, такие, как экология, экономика, соцкультбыт и т.д., что актуализирует задачу разработки и внедрения ИСМ на промышленных предприятиях для реализации концепции бездефектного производства.

Гофман Д. В. преподаватель

Армавирская государственная педагогическая академия

Россия, г.Армавир ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ЕДИНСТВА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ КАК ГЛАВНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ На сегодняшний день наиболее актуальным и приоритетным направлением при решении многих социально-экономических, экологических проблем страны является создание современного, конкурентоспособного государства, отвечающего мировым тенденциям. Процесс достижения высокого уровня развития национальной экономики зависит в первую очередь от процесса формирования общего единства эколого-экономического пространства государства. Этот фактор в свою очередь положительно влияет на процесс трансформации людей, народов в цивилизованное общество XXI века, а именно на общественные формации.

Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать об обоснованности и необходимости гармонизации самых разнообразных социально-экономических, экологических потребностей и интересов граждан в условиях формирования общества.

Под системным единством эколого-экономического пространства необходимо рассматривать такую область существования человечества, в которой действует высокая степень согласованности и сбалансированности между социально-экономическими, экологическими потребностями и интересами общества, которые можно реализовать не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе развития государства.

С точки зрения методологии, эколого-экономическое пространство необходимо рассматривать как емкое понятие, которое имеет плотность с определенными природными ресурсами, объемом валового регионального продукта, численностью населения; территориальную организацию, которая характеризуется концентрацией, структурой занятости по сферам деятельности и по территории; согласованность и сбалансированность,

которые включают показатели интенсивности экономических связей между элементами пространства, сбалансированности региональных пропорций, уровня развития транспортных систем и инженерных сооружений, мобильности обеспечения потребностей в товарах и услугах.[1, с.117-126]

Увеличивающаяся масштабность и интенсивность

глобализационных процессов мировой экономики во многом предопределяет дальнейшее социально-экономическое развитие нашего государства - достижение приемлемого уровня эколого-экономической безопасности и обеспечение самовоспроизводства окружающей природной среды в условиях постоянного роста потребностей человека и бурного научно-технического прогресса.

Отрицательное развитие современной мировой цивилизации связано в первую очередь с ухудшением окружающей природной среды, что в итоге снижает экономический потенциал страны, ее регионов и промышленности. Выход из сложившейся ситуации возможен только за счет формирования новой стратегии взаимодействия человека и окружающей среды.

Для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей человека необходимо использовать большее количество природных ресурсов, что негативно сказывается на их способности к саморегуляции и самовоспроизводству. Так, по оценкам экспертов, порог допустимости влияния на биосферу составляет приблизительно 1-2% антропогенного потребления ее первичной продукции. Хотя в России современное ее потребление находится уже на уровне 8-11%. При условии дальнейшего роста, в нашей стране, антропогенного влияния биосфера утратит равновесие, что может привести к очень тяжелым катастрофическим, эколого-экономическим последствиям. [4, с. 57-58].

Разрушение человеком природных систем оказывает регрессирующее влияние на экономические процессы в нашей стране, сдерживая тем самым общественное воспроизводство, снижает скорость накопления совокупного капитала и ограничивает возможности для дальнейшего экономического и социального развития России. Разрешение данной проблемы возможно лишь через создание системного единства эколого-экономического пространства.

Главной определяющей категорией для обеспечения системного единства эколого-экономического пространства выступает в первую очередь регион, так как именно он является функционально-компонентной, структурно-отраслевой, пространственной целостностью, что предполагает определенное размещение компонентов природной, социальной и экономической сред в пространстве, их пространственное системное единство.

Прогрессирующем фактором в региональном развитии нашего государства является согласованность и сбалансированность всех потребностей и интересов человека. С каждым годом становится значимым тот факт, что без кардинального решения экологических проблем достижения в социально-экономической сфере практически тнряют свою актуальность.

По официальным данным, доля относительно чистых территорий в России составляет лишь 15% общей площади, условно чистыми признаны около 10% земель, а малозагрязненными - 15%. Остальное (свыше 60%) -это территории с опасными для человека условиями жизнедеятельности, при этом 0,7% общей площади страны отнесены к категории «территории экологического бедствия».[2, 47-48]

График 1

Данные по территориальному загрязнению России по итогам 2011 года

□ доля чистой территории

□ условно чистые территории

□ малозагрязненные

□ территория опасная для жизнедеятельности

Данный график указывает в первую очередь на несогласованность между экономическими реформами и экологической политикой в государстве отрицательно сказывается на имидже России среди мирового сообщества.

В 2010 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) был опубликован индекс экологических достижений (Environmental Performance Index) государств мира. Каждая страна оценивалась на основе 16 критериев, сгруппированных в 6 групп: «Экологическое здоровье», «Качество воздуха», «Состояние водных ресурсов», «Биологическое разнообразие», «Продуктивность природных ресурсов» и «Устойчивое энергетическое развитие». Оценивание происходило по 100-балльной шкале, где 100 - высший результат и 0 -низший. Россия заняла 32-е место, однако, это лучшая позиция среди стран бывшего СССР. По оценке американской организации Blacksmith Institute Россия относится к государствам со сложной экологической ситуацией.[3, с. 94]

График 2

Российская статистика выбросов в атмосферу загрязняющих веществ

(млн.тонн) за 2009-2011 гг.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

□ промышленные

□ гражданские □жилищные

□ всего

2009 2010

2011

Роль системного единства эколого-экономического пространства и пространственного развития приобретает особую значимость и глубоко проникает во все сферы общественной жизни. Обострение политических, социально-экономических, экологических, демографических проблем связано с отсутствием целостной стратегии управления территориальным развитием России. Ведь именно на уровне регионов сосредоточен тот мощный ресурсный потенциал (человеческий, природный, научно-технический, интеллектуальный), рациональное использование которого обеспечит поступательное развитие всей страны.

Придерживаясь общеевропейских и мировых тенденций к усилению роли регионального самоуправления, важно определить эколого-экономический пространственный потенциал, как отдельных регионов, так и страны в целом. Рациональное использование ресурсных возможностей регионального пространства может быть направлено на достижение сбалансированного эколого-экономического развития пространственных формирований.

Создание системного единства эколого-экономического пространства должно исходить из концептуальных положений, которые обеспечивают его оптимальное изменение в условиях нерационального использования природно-ресурсного потенциала страны:

1. Повышение роли эколого-экономического фактора в процессе создания, распределения и потребления природно-ресурсных благ, закрепленных за конкретным регионом;

2. Определение приоритетности экологической политики, которая должна быть направлена на повышение уровня экологической безопасности страны и ее регионов;

3. Переход от количественных параметров жизни к качественным, которые в целом необходимо рассматривать как комплексную характеристику степени удовлетворения самых разнообразных потребностей и интересов людей, сформированных условий жизнедеятельности для свободного развития отдельной личности и общества в целом;

4. Активизация и налаживание инвестиционной и инновационной деятельности в регионах страны, с ориентацией на решение экологических проблем;

5. Разработка законодательно-нормативной базы по единому эколого-экономическому пространству, с определением четких приоритетов региональной политики и регулированием отношений субъектов регионального пространства для обеспечения удовлетворения общественных потребностей;

6. Применение опыта зарубежных стран - особенно государств ЕС (Германии, Франции и др.) - с учетом необратимых процессов глобализации и регионализации, которые происходят сегодня во всем мире.

Реализация целей, выполнение задач и соблюдение принципов формирования системного единства эколого-экономического пространства позволит создать оптимальные условия для жизнедеятельности населения, функционирования хозяйствующих субъектов и их экологической безопасности. Необходимость введения в России пространственного подхода к формированию региональной политики объясняется тем, что сам регион рассматривается как совокупность человеческих, производственных, природно-ресурсных, функциональных и информационных составляющих, рациональное сочетание которых позволит решить конкретные социальные, экономические и экологические проблемы на пути к эффективному развитию конкурентоспособного государства.

Таким образом, можно сделать следующие выводы, по созданию системного единства эколого-экономического пространства, существенно влияющего на общественную трансформацию в России:

1.Создание данного пространственного единства в России позволит положительно трансформировать систему удовлетворения социально-экономических, экологических и других потребностей, интересов общества.

2.Проанализированная эколого-экономическая ситуация в России указывает на существенную несогласованность социально-экономических реформ, проводимых правительством нашей страны. Решение данного вопроса возможно только при пространственной организации территорий, которая предполагает эффективное сочетание и оптимальное взаимодействие производственных, технико-экономических, социальных,

экологических и гуманитарных сфер жизнедеятельности человека во всех регионах страны.

3.Процесс создания системного единства эколого-экономического пространства заключен в конкретных изменениях самой структуры управления национальной экономикой. Первоначальное значение приобретают проблемы определения приоритетности экологической политики при принятии стратегических решений в сфере экономики; формирование благоприятной инвестиционной и инновационной деятельности, связанное с региональным развитием.

4.Применение системного подхода к законодательному, экономическому и институциональному научному обеспечению основ для формирования эколого-экономического пространства, построенных на принципах единства, целостности, эффективности, социально-экономической справедливости, пропорциональности, сбалансированности и приоритетности в общении между человеком и природой.

Использованные источники:

1. Афанасьева И.С. Общественное развитие и экология: взаимосвязь, противоречия, кризисы: учебник [Текст]/Афанасьева И.С. - 2010г.-129-136 с.

2. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению: [Текст] / В.Г. Саркисов - Воронеж, 2011г. - №2 - 13-15 с.

3. Поздняков А.В. Проблемы самоорганизации и устойчивою развития социально-экономических систем: учеб. пособие [Текст] / А.В. Поздняков. - Томск, 2009. - 94 с.

4. Скурко Е.В. Проблемы формирования единого экономического пространства стран СНГ: [Текст] / Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, № 8, 2010г. - 57-58 с.

Грибановская М. В., к.п.н. доцент кафедры экономики и менеджмента Краснодарский государственный университет культуры и

искусств Россия, г. Краснодар ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Формирование нормативной правовой базы, регулирующей реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ставит перед органами государственной власти и местного самоуправления ряд вопросов при организации финансирования учреждений за счет бюджетных средств. От решения этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.