основе интеграции целей объединяемых стандартов. Предпосылка разработки интегрированной системы менеджмента (ИСМ) продиктована необходимостью обеспечения потребностей всех потребителей процессов организации, соблюдения баланса интересов различных сторон.
Система менеджмента качества в настоящее время все более выходит за рамки деятельности по повышению качества продукции и труда и включает в себя все аспекты деятельности предприятия, такие, как экология, экономика, соцкультбыт и т.д., что актуализирует задачу разработки и внедрения ИСМ на промышленных предприятиях для реализации концепции бездефектного производства.
Гофман Д. В. преподаватель
Армавирская государственная педагогическая академия
Россия, г.Армавир ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМНОГО ЕДИНСТВА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ КАК ГЛАВНОГО ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФОРМАЦИЙ На сегодняшний день наиболее актуальным и приоритетным направлением при решении многих социально-экономических, экологических проблем страны является создание современного, конкурентоспособного государства, отвечающего мировым тенденциям. Процесс достижения высокого уровня развития национальной экономики зависит в первую очередь от процесса формирования общего единства эколого-экономического пространства государства. Этот фактор в свою очередь положительно влияет на процесс трансформации людей, народов в цивилизованное общество XXI века, а именно на общественные формации.
Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью утверждать об обоснованности и необходимости гармонизации самых разнообразных социально-экономических, экологических потребностей и интересов граждан в условиях формирования общества.
Под системным единством эколого-экономического пространства необходимо рассматривать такую область существования человечества, в которой действует высокая степень согласованности и сбалансированности между социально-экономическими, экологическими потребностями и интересами общества, которые можно реализовать не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе развития государства.
С точки зрения методологии, эколого-экономическое пространство необходимо рассматривать как емкое понятие, которое имеет плотность с определенными природными ресурсами, объемом валового регионального продукта, численностью населения; территориальную организацию, которая характеризуется концентрацией, структурой занятости по сферам деятельности и по территории; согласованность и сбалансированность,
которые включают показатели интенсивности экономических связей между элементами пространства, сбалансированности региональных пропорций, уровня развития транспортных систем и инженерных сооружений, мобильности обеспечения потребностей в товарах и услугах.[1, с.117-126]
Увеличивающаяся масштабность и интенсивность
глобализационных процессов мировой экономики во многом предопределяет дальнейшее социально-экономическое развитие нашего государства - достижение приемлемого уровня эколого-экономической безопасности и обеспечение самовоспроизводства окружающей природной среды в условиях постоянного роста потребностей человека и бурного научно-технического прогресса.
Отрицательное развитие современной мировой цивилизации связано в первую очередь с ухудшением окружающей природной среды, что в итоге снижает экономический потенциал страны, ее регионов и промышленности. Выход из сложившейся ситуации возможен только за счет формирования новой стратегии взаимодействия человека и окружающей среды.
Для удовлетворения постоянно возрастающих потребностей человека необходимо использовать большее количество природных ресурсов, что негативно сказывается на их способности к саморегуляции и самовоспроизводству. Так, по оценкам экспертов, порог допустимости влияния на биосферу составляет приблизительно 1-2% антропогенного потребления ее первичной продукции. Хотя в России современное ее потребление находится уже на уровне 8-11%. При условии дальнейшего роста, в нашей стране, антропогенного влияния биосфера утратит равновесие, что может привести к очень тяжелым катастрофическим, эколого-экономическим последствиям. [4, с. 57-58].
Разрушение человеком природных систем оказывает регрессирующее влияние на экономические процессы в нашей стране, сдерживая тем самым общественное воспроизводство, снижает скорость накопления совокупного капитала и ограничивает возможности для дальнейшего экономического и социального развития России. Разрешение данной проблемы возможно лишь через создание системного единства эколого-экономического пространства.
Главной определяющей категорией для обеспечения системного единства эколого-экономического пространства выступает в первую очередь регион, так как именно он является функционально-компонентной, структурно-отраслевой, пространственной целостностью, что предполагает определенное размещение компонентов природной, социальной и экономической сред в пространстве, их пространственное системное единство.
Прогрессирующем фактором в региональном развитии нашего государства является согласованность и сбалансированность всех потребностей и интересов человека. С каждым годом становится значимым тот факт, что без кардинального решения экологических проблем достижения в социально-экономической сфере практически тнряют свою актуальность.
По официальным данным, доля относительно чистых территорий в России составляет лишь 15% общей площади, условно чистыми признаны около 10% земель, а малозагрязненными - 15%. Остальное (свыше 60%) -это территории с опасными для человека условиями жизнедеятельности, при этом 0,7% общей площади страны отнесены к категории «территории экологического бедствия».[2, 47-48]
График 1
Данные по территориальному загрязнению России по итогам 2011 года
□ доля чистой территории
□ условно чистые территории
□ малозагрязненные
□ территория опасная для жизнедеятельности
Данный график указывает в первую очередь на несогласованность между экономическими реформами и экологической политикой в государстве отрицательно сказывается на имидже России среди мирового сообщества.
В 2010 г. на Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) был опубликован индекс экологических достижений (Environmental Performance Index) государств мира. Каждая страна оценивалась на основе 16 критериев, сгруппированных в 6 групп: «Экологическое здоровье», «Качество воздуха», «Состояние водных ресурсов», «Биологическое разнообразие», «Продуктивность природных ресурсов» и «Устойчивое энергетическое развитие». Оценивание происходило по 100-балльной шкале, где 100 - высший результат и 0 -низший. Россия заняла 32-е место, однако, это лучшая позиция среди стран бывшего СССР. По оценке американской организации Blacksmith Institute Россия относится к государствам со сложной экологической ситуацией.[3, с. 94]
График 2
Российская статистика выбросов в атмосферу загрязняющих веществ
(млн.тонн) за 2009-2011 гг.
50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0
□ промышленные
□ гражданские □жилищные
□ всего
2009 2010
2011
Роль системного единства эколого-экономического пространства и пространственного развития приобретает особую значимость и глубоко проникает во все сферы общественной жизни. Обострение политических, социально-экономических, экологических, демографических проблем связано с отсутствием целостной стратегии управления территориальным развитием России. Ведь именно на уровне регионов сосредоточен тот мощный ресурсный потенциал (человеческий, природный, научно-технический, интеллектуальный), рациональное использование которого обеспечит поступательное развитие всей страны.
Придерживаясь общеевропейских и мировых тенденций к усилению роли регионального самоуправления, важно определить эколого-экономический пространственный потенциал, как отдельных регионов, так и страны в целом. Рациональное использование ресурсных возможностей регионального пространства может быть направлено на достижение сбалансированного эколого-экономического развития пространственных формирований.
Создание системного единства эколого-экономического пространства должно исходить из концептуальных положений, которые обеспечивают его оптимальное изменение в условиях нерационального использования природно-ресурсного потенциала страны:
1. Повышение роли эколого-экономического фактора в процессе создания, распределения и потребления природно-ресурсных благ, закрепленных за конкретным регионом;
2. Определение приоритетности экологической политики, которая должна быть направлена на повышение уровня экологической безопасности страны и ее регионов;
3. Переход от количественных параметров жизни к качественным, которые в целом необходимо рассматривать как комплексную характеристику степени удовлетворения самых разнообразных потребностей и интересов людей, сформированных условий жизнедеятельности для свободного развития отдельной личности и общества в целом;
4. Активизация и налаживание инвестиционной и инновационной деятельности в регионах страны, с ориентацией на решение экологических проблем;
5. Разработка законодательно-нормативной базы по единому эколого-экономическому пространству, с определением четких приоритетов региональной политики и регулированием отношений субъектов регионального пространства для обеспечения удовлетворения общественных потребностей;
6. Применение опыта зарубежных стран - особенно государств ЕС (Германии, Франции и др.) - с учетом необратимых процессов глобализации и регионализации, которые происходят сегодня во всем мире.
Реализация целей, выполнение задач и соблюдение принципов формирования системного единства эколого-экономического пространства позволит создать оптимальные условия для жизнедеятельности населения, функционирования хозяйствующих субъектов и их экологической безопасности. Необходимость введения в России пространственного подхода к формированию региональной политики объясняется тем, что сам регион рассматривается как совокупность человеческих, производственных, природно-ресурсных, функциональных и информационных составляющих, рациональное сочетание которых позволит решить конкретные социальные, экономические и экологические проблемы на пути к эффективному развитию конкурентоспособного государства.
Таким образом, можно сделать следующие выводы, по созданию системного единства эколого-экономического пространства, существенно влияющего на общественную трансформацию в России:
1.Создание данного пространственного единства в России позволит положительно трансформировать систему удовлетворения социально-экономических, экологических и других потребностей, интересов общества.
2.Проанализированная эколого-экономическая ситуация в России указывает на существенную несогласованность социально-экономических реформ, проводимых правительством нашей страны. Решение данного вопроса возможно только при пространственной организации территорий, которая предполагает эффективное сочетание и оптимальное взаимодействие производственных, технико-экономических, социальных,
экологических и гуманитарных сфер жизнедеятельности человека во всех регионах страны.
3.Процесс создания системного единства эколого-экономического пространства заключен в конкретных изменениях самой структуры управления национальной экономикой. Первоначальное значение приобретают проблемы определения приоритетности экологической политики при принятии стратегических решений в сфере экономики; формирование благоприятной инвестиционной и инновационной деятельности, связанное с региональным развитием.
4.Применение системного подхода к законодательному, экономическому и институциональному научному обеспечению основ для формирования эколого-экономического пространства, построенных на принципах единства, целостности, эффективности, социально-экономической справедливости, пропорциональности, сбалансированности и приоритетности в общении между человеком и природой.
Использованные источники:
1. Афанасьева И.С. Общественное развитие и экология: взаимосвязь, противоречия, кризисы: учебник [Текст]/Афанасьева И.С. - 2010г.-129-136 с.
2. Окружающая среда: от новых технологий к новому мышлению: [Текст] / В.Г. Саркисов - Воронеж, 2011г. - №2 - 13-15 с.
3. Поздняков А.В. Проблемы самоорганизации и устойчивою развития социально-экономических систем: учеб. пособие [Текст] / А.В. Поздняков. - Томск, 2009. - 94 с.
4. Скурко Е.В. Проблемы формирования единого экономического пространства стран СНГ: [Текст] / Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы, № 8, 2010г. - 57-58 с.
Грибановская М. В., к.п.н. доцент кафедры экономики и менеджмента Краснодарский государственный университет культуры и
искусств Россия, г. Краснодар ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Формирование нормативной правовой базы, регулирующей реализацию Федерального закона от 8 мая 2010 г. №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», ставит перед органами государственной власти и местного самоуправления ряд вопросов при организации финансирования учреждений за счет бюджетных средств. От решения этих