Научная статья на тему 'Промышленная политика как инструмент управления эколого-экономической системой города'

Промышленная политика как инструмент управления эколого-экономической системой города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ФАКТОРЫ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / "ЗЕЛЕНЫЕ" ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Злочевский И. А., Булетова Н. Е.

В статье рассматриваются проблемы разработки и реализации промышленной политики города в соответствии с положениями стратегического планирования развития эколого-экономической системы. Роль и задачи, решаемые промышленной политикой, определяются не только экономическими субъектами города, но и соответствуют целям и задачам эколого-экономической политики государства, а также возможностям ресурсной базы территории. На формирование эколого-экономической системы города в современной России оказывает влияние ряд факторов. Техногенное воздействие промышленности при этом играет не последнюю роль, что повышает актуальность типизации территории по факторам эколого-экономического развития и делает значимыми меры промышленной политики, направленные на повышение доступности «зеленых» технологий и успешности инновационного развития экономики городов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Промышленная политика как инструмент управления эколого-экономической системой города»

19 (346) - 2014

ЭКОНОМИКА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

УДК 338.24, 332.142.6

ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ ГОРОДА

И.А. ЗЛОЧЕВСКИЙ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Е-таИ: [email protected] Волгоградский филиал Российского государственного торгово-экономического университета Н.Е. БУЛЕТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогообложения и аудита Е-таП: [email protected] Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье рассматриваются проблемы разработки и реализации промышленной политики города в соответствии с положениями стратегического планирования развития эколого-экономической системы. Роль и задачи, решаемые промышленной политикой, определяются не только экономическими субъектами города, но и соответствуют целям и задачам эколого-экономической политики государства, а также возможностям ресурсной базы территории. На формирование эколого-экономической системы города в современной России оказывает влияние ряд факторов. Техногенное воздействие промышленности при этом играет не последнюю роль, что повышает актуальность типизации территории по факторам эколого-экономического развития и делает значимыми меры промышленной политики, направленные на повышение доступности «зеленых» технологий и успешности инновационного развития экономики городов РФ.

Ключевые слова: промышленная политика, эколого-экономическая политика, эколого-экономи-ческая система, факторы эколого-экономического развития, «зеленые» технологии, инновационное развитие

Ряд событий в сфере законотворчества в 2013 г., а именно — новые попытки разработки государственной промышленной политики после «неудачного» 2008 г., когда все инициативы по приданию ей статуса элемента национальной стратегии не имели продолжения, заставляет обратить внимание на содержание и задачи той промышленной политики, которая способна стать инструментом управления российскими регионами и «локомотивом» движения в сторону «прогрессивной эволюции» — развития национальных технологий, производств, продуктов, имеющих спрос на внутреннем рынке и составляющих основу региональной экономики большинства территорий.

Результаты государственного мониторинга экологической ситуации в городах и регионах России неутешительны. При этом в приоритетном списке населенных пунктов РФ с наибольшим уровнем загрязнения воздуха с 2009 г. уже традиционно присутствуют города Южного федерального округа (в том числе Волгоград и Волжский). Для этих

территорий одной из причин плохой экологической обстановки считается негативное воздействие промышленных объектов. Вопрос разработки и реализации промышленной политики в рамках формирования эколого-экономической системы российских городов является назревшим и требует более активного участия федерального центра для реализации системного подхода к стратегическому управлению этим процессом в регионах.

Из двух законопроектов, связанных с разработкой задач и механизмов реализации промышленной политики, представленных на обсуждение в 2013 г., один проект был разработан Торгово-промышленной палатой (ТПП) РФ (лаконичный, содержащий четкие и краткие формулировки, определения, задачи и инструменты реализации промышленной политики), второй — Министерством промышленности и торговли РФ (в нем было учтено содержание государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года»). Для анализа качества их содержания сравним эти законопроекты и основные направления действующей с 2010 г. на территории г. Волгограда промышленной политики, закрепленные постановлением главы Волгограда от 20.07.2010 N° 1768 «Об утверждении концепции промышленной политики в Волгограде на 2010-2015 годы».

1. Определение промышленной политики зафиксировано на федеральном уровне. При этом наиболее полно, детально это понятие раскрыто в проекте федерального закона от 29.10.2013 «О промышленной политике в Российской Федерации», представленном Министерством промышленности и торговли РФ: промышленная политика — это ком-

плекс правовых, экономических, организационных, образовательных, информационных, социально-инфраструктурных и иных мер государственного воздействия на промышленную деятельность, направленных на развитие промышленного потенциала РФ, обеспечение производства конкурентоспособной продукции, сбалансированное и стабильное развитие промышленности в целях социально-экономического развития и обеспечения безопасности РФ.

2. Сравнивая формулировки цели промышленной политики, можно констатировать, что везде прослеживаются общие составляющие — основы цели: инновационная, социальная и национальной безопасности. Именно государство обеспечивает условия для развития промышленности как опоры всей экономики. Ведь если отсутствует пласт «работающей» национальной промышленности, от которой зависит не только национальная безопасность, но и рабочие места, рост ВВП, инвестиционная привлекательность национальной промышленности для прямых иностранных инвестиций и рост социальной ответственности собственников перед обществом, то и обеспечение социальной и оборонительной функций государством ставится под вопрос.

3. Перечень задач отличается существенно (см. таблицу). Это объяснимо: на федеральном уровне содержание государственной промышленной политики должно определять не конкретные виды и формы поддержки отдельных предприятий — экономических субъектов, а общие виды и формы поддержки видов производственной деятельности, тогда как конкретизация мер промышленной политики происходит (на примере г. Волгограда) на местном уровне.

Состав задач промышленной политики в разных трактовках — на федеральном и местном уровнях

Критерий сравнения ТПП России Министерство промышленности и торговли РФ Г. Волгоград

Задачи промышленной политики Устойчивое и сбалансированное развитие отечественной промышленности. Развитие субъектов промышленной деятельности. Стимулирование внедрения инноваций, наукоемких, ресурсосберегающих технологий для выпуска высокотехнологичной, высококачественной и конкурентоспособной промышленной продукции, отвечающей мировым стандартам качества Нормативное правовое регулирование промышленной деятельности. Софинансирование создания или развития промышленной инфраструктуры, а также инфраструктуры поддержки субъектов промышленной деятельности. Выравнивание конкурентных условий ведения промышленной деятельности в Российской Федерации и за рубежом Блок социальных задач (содействие занятости трудоспособного населения, обеспечение социальной защищенности, укрепление и повышение престижа рабочих профессий, содействие в профессиональной ориентации молодежи). Блок экономических задач (условия для формирования высокотехнологичного промышленного комплекса, стабильное поступление налогов и прочих платежей в бюджеты всех уровней)

Необходимо учитывать, что в 2014 г. появится новый проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», в котором, по словам министра промышленности и торговли РФ Д. Мантурова, должно быть учтено применение таких новых инструментов и мер государственной поддержки промышленности, как налоговые каникулы (на срок до 10 лет компаниям, осуществляющим инвестиционные проекты, одобренные Правительством РФ), специальные налоговые режимы для промышленных кластеров и индустриальных парков. Эти меры принесут в бюджет около 170 млрд руб. в виде социального налога (за счет роста числа рабочих мест, фонда заработной платы в промышленности) [5]. Что еще нового должен привнести в содержание промышленной политики законопроект 2014 г.:

1) создание федеральных и региональных фондов развития сфер промышленности — сразу встает вопрос об источниках формирования средств таких фондов и прозрачности процедуры распределения средств фондов по отраслям промышленности;

2) появление государственных субсидий на создание промышленной инфраструктуры или освоение производства — очень актуальное направление, по которому главное — разработанный механизм выбора и контроля за процессом освоения выделяемых средств.

Конечно, обсуждение нового законопроекта на уровне регионов происходит, вносятся предложения. Но, на взгляд авторов, в содержании закона о государственной промышленной политике России обязательно должны быть учтены следующие аспекты, затрагивающие не только социально-экономические результаты развития промышленности как отдельного города, региона, так и всего государства, но и экологические результаты, ориентированные на построение устойчивой экономики, без чего конкурентоспособность продукции отечественной промышленности даже на внутреннем рынке будет практически потеряна [4].

Во-первых, важно определить, что, используя термин «политика», необходимо ориентироваться на последовательную триаду стратегических мер по управлению городом (или регионом, или государством в рамках фрактального подхода, когда ставится вопрос о непротиворечии и единстве целей стратегического развития территорий любого уровня). При этом в качестве дополнения к юридическому толкованию государственной промышленной политики наиболее полным и отвечающим целям и

задачам реализации будет следующее определение: согласованный между промышленными предприятиями и государственными (муниципальными) органами управления набор юридических и эколо-го-экономических мероприятий, направленных на поддержание, развитие промышленного производства территории и согласование интересов триады участников промышленной политики — государства, промышленных предприятий и общества.

Одним из главных принципов такой политики на федеральном уровне должен быть принцип «матрешки» (масштабно инвариантный): не может быть успешной стратегия одного предприятия, если в целом по городу (региону или сфере промышленности) наблюдаются системные проблемы, не работают механизмы управления и т.д.

Во-вторых, если рассматривать город как эко-лого-экономическую систему, под которой следует понимать в рамках дескриптивного подхода совокупность природных и социально-экономических компонентов (объектов и процессов), объединенных существующей между ними взаимосвязью (на основе экологических и экономических законов) и обладающих признаками, относящими их к системе, но не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности (сбалансированность природных и экономических элементов; ноосферный тип развития и эколого-экономическая безопасность), то из социально-экономических компонентов наибольший интерес представляют самые активные и значимые:

— промышленные предприятия (и их собственники);

— общественные группы населения;

— государственные институты в сфере управления, законотворчества.

Учитывая, что цель развития системе задается из внешней среды, а для эколого-экономической системы приоритетной целью ее развития (эволюции) является обеспечение в ходе совместного функционирования всех перечисленных компонентов как высоких экономических показателей, так и сохранения экосистемных функций (средообра-зующих, продукционных, информационных и духовно-эстетических), содержание государственной промышленной политики должно отвечать такой цели развития системы, чтобы управление этим развитием имело результат.

Однако достижение гармоничного сочетания экономических и экологических интересов

субъектов и объектов системы для современной российской экономики и государственной системы управления не только сложно, но и зачастую невозможно. Чем это можно объяснить? Конечно, самим статусом России как страны с политикой «догоняющих технологий», что типично для развивающихся государств, ориентирующих свое экономическое развитие на диффузию знаний. Однако РФ от других стран мира выгодно отличает богатство природно-ресурсной базы, размеры которой почти в два раза превышают показатели США. Но политика по сохранению невосполняемых ресурсов и активности использования, развития технологий применения восполняемых ресурсов в Соединенных Штатах и других экономически развитых странах поставлена намного лучше (по итогам вложения в эти технологии и программы их внедрения не только частных, но и государственных средств).

Если город трактуется как эколого-экономичес-кая система в соответствии с положениями новой экономической парадигмы устойчивого (эколо-гоориентированного) развития, то целесообразно вычленить характеристики этой системы, которые должны учитываться и влиять на содержание государственной промышленной политики:

1) к системообразующим факторам системы отнесем следующие:

— достижение эколого-экономической безопасности (ЭЭБ) гарантирует функционирование эколого-экономической системы и сохранение связей между ее компонентами;

— сбалансированность интересов и устойчивость элементов системы в рамках одного аттрактора;

— спрос на инновационные «зеленые» технологии и высокий уровень инновативности населения как потребителей, т.е. в целом все перечисленные задачи промышленной политики вписываются в состав данных факторов, но с большим акцентом на экологическую составляющую;

3) акцент во взаимодействии различных по природе и законам развития компонентов системы делается на возможности достижения структурной гармонии экологической и экономической подсистем и их компонентов. При этом свойствами системы считают:

— эколого-экономическую устойчивость, которая определяет ее способность сохранять свою структуру либо восстанавливаться после перенесенной техногенной или другой нагрузки;

— сбалансированность и симметрию.

Уточним, какое место промышленная политика должна занимать в системе управления городом. Если под управлением системой понимать комплекс процедур по выявлению и разрешению проблем, мешающих реализации цели и задач развития системы, то в соответствии с процессным подходом на основе метода функционального моделирования можно говорить о двойственной природе города как эколого-экономической системы, которая проявляется в накоплении знаний в ходе развития науки за счет интеллектуальных возможностей человека, с одной стороны, и доминировании экологических законов и их влияния на результат жизнедеятельности человека, предприятия, государства — с другой. «Асимметричность» нашего бытия состоит в «навязывании» приоритетности экономических законов в жизнедеятельности человека и придании уничижительного значения потребностям окружающей среды, когда «постиндустриальная» экономика находится в состоянии разрушенной индустриальной прослойки, превращенной в спекулятивную сферу экономики услуг, мало заботящейся о качестве массового потребления.

Если к основным направлениям управления городом отнести триаду «движение — структура — безопасность», то и цели управления и развития города как эколого-экономической системы можно выделить в триаду «коэволюция — структурная гармония — эколого-экономическая безопасность». В эти цели вписывается и промышленная политика, призванная обеспечивать не только удовлетворение интересов собственников промышленных предприятий или местного сообщества, но и той природной среды, в которой и за счет которой эти интересы удовлетворяются. Но если город (регион, государство) трактуется как открытая система, включающая в себя природную среду как один из важных компонентов, то внешняя среда (а значит и внешние факторы) для такой системы не свойственна. Внешние факторы условны и реализуются только в масштабном формате. Следовательно, промышленные политики любого уровня будут самоподобны и начнут требовать единого качества ресурсов — человеческих и природных, единого качества науки и образования, законодательных и нормативных основ. Единство правового поля должно реализовываться и в единстве оплаты труда тех или иных категорий работников (независимо от места расположения организаций), относящихся к одной сфере деятельности — от крупных государс-

твенных корпораций до коммерческих предприятий среднего или малого предпринимательства. В силу существующих диспропорций климатического, интеллектуального, финансового обеспечения территорий разного масштаба и статуса (в ряде случаев искусственно сформированных) воздействие большего масштаба системы на условия и возможности развития и управления системой меньшего масштаба будет восприниматься как внешнее, экзогенное. Хотя среда — такой же элемент системы и не должна восприниматься как отчужденный и не управляемый параметр системы.

По аналогии с алгоритмом реформ в российском обществе (Н. Ведута, Е. Ведута) [2] представим авторский алгоритм управления городом с обеспечением механизмов формирования как промышленной, так и культурной, социальной, экономической и любой другой политики (см. рисунок).

Для достижения паритета интересов общества и бизнеса с участием государства необходимо согласование интересов, мотивов и поведения всех трех участников социально-экономических, правовых, культурных отношений, так как в таком балансе государству отводится роль «третейского судьи», регулирующего, контролирующего содержание и гармоничность поведения двух сторон, имеющих зачастую разные интересы.

Подводя итог рассмотрению проблем разработки и реализации промышленной политики в рамках управления эколого-экономической системой города, авторы приходят к следующим выводам.

Н.И. Ведута, Е.Н. Ведута

I

СТРАТЕГИЯ

НРАВСТВЕННОСТЬ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН

хп

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

хп

ГОСПОДСТВУЮЩИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

77

Н.Е. Булетова, И.А. Злочевский

ТРИАДА «КОНЦЕПЦИЯ - СТРАТЕГИЯ ПРОГРАММА»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ И ИННОВАТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИННОВАЦИЯМ

СООТВЕТСТВИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНА И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ

ПРИНЯТИЕ ДЕЙСТВЕННЫХ МЕР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

шп

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЭЛИТ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПАРИТЕТ ЛИЧНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Алгоритм управления городом — создания условий формирования и реализации промышленной и других политик

1. Необходимо усовершенствовать подход к разработке и реализации промышленной политики города за счет рассмотрения данной политики как одного из ключевых инструментов процесса управления эколого-экономической системой. Это уже объективный процесс, который зависит не только от желания субъектов данной системы, но и от глобальных экологических и экономических процессов, ориентирующих страны на принятие серьезных мер по преодолению мирового экологического кризиса. При этом политика регулирования выбросов парниковых газов, по мнению специалистов, доказала свою недостаточность. Целесообразен более разносторонний подход:

— повышение доступности передовых технологий в безопасном (или наименее безопасном) производстве для России и других развивающихся стран,

— повышение доли восполняемых ресурсов в обеспечении энергоресурсами жизнедеятельности жителей городов,

— повышение вклада государственных ресурсов в поддержку инновационной («зеленой») ориентированности крупных промышленных объектов (прямое финансирование проектов, система грантов, повышение расходов на техническое образование при обеспечении престижности профессий инженера, технических специальностей).

Это позволит создать необходимый пласт индустриального производства, без налаженной, эффективной, экологически безопасной деятельности которого переход к экономике, ориентированной на создание собственного интеллектуального продукта, невозможен. Реальным будет только один путь — инноваций. Иначе неизбежны диффузия технологий, заимствование и отставание в темпах экономического развития [1].

2. При построении эко-лого-экономической системы необходимо, в первую очередь, провести исследование состава и силы метапатологий в поведении населения, предприятий, основных государственных (муниципальных) структур, принимающих важные стратегические для развития города решения,

чтобы оценить их готовность к достижению состояния коэволюции с биосферой в выстраивании этических и экономических основ для этого.

Итак, оценив содержание двух источников — Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, и работы академика Р. Нигматулина [3], обосновывающей необходимые меры для успешного экономического развития РФ, авторы пришли к выводу, что существующие экономические условия не формируют предпосылок для эффективного достижения необходимых экологических и экономических результатов. Реализация государственных программ, требований любого законопроекта по промышленной политике, мягко говоря, затруднена, если не решены проблемы низкого спроса на инновации, невосприимчивости бизнеса к ним. Поэтому, на взгляд авторов, этап формирования экологической этики и инновативности человека как субъективный фактор развития системы должен

предшествовать активным действиям в данном направлении и подготавливать почву для роста востребованности результатов научно-технического прогресса у экономических субъектов.

Список литературы

1. Булетова Н.Е. Формирование экологической этики как условие построения инновационной «зеленой» экономики // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 3. С. 45 — 52.

2. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. М.: Академический проспект. 2004. 456 с.

3 . Нигматулин Р.И. Кризис и модернизация России — тринадцать теорем. М.: Новости. 2010. 50 с.

4. Шохнех А.В., Сизенева Л.А., Васильев Е.С., Чуднова В.В. Роль региональной финансовой политики в обеспечении экономической безопасности развития и интеграции бизнеса в России // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 398-401.

5. URL: www.rg.ru/2014/02/03/manturov.html

Economy and environmental management

INDUSTRIAL POLICY AS AN INSTRUMENT OF MANAGEMENT OF A CITY ECO-ECONOMIC SYSTEM

Igor' A. ZLOCHEVSKII, Natal'ia E. BULETOVA

Abstract

The article considers problems of development and realization of a city industrial policy according to a strategic plan of eco-economic system's development. City economic subjects value the role of industrial policy and tasks to be solved by it. These tasks comply with the goals and objectives of a state eco-economic policy, and also the resource potential of a territory. A number of factors impact on formation of a city eco-economic system of modern Russia The anthropogenic impact matters much . This fact requires territory typification by factors of eco-economic development, and it enhances significance of the industrial policy measures aimed at an increase of availability of the green technologies

and successful innovation development of the Russian Federation's urban economies.

Keywords: industrial policy, eco-economic, system, development factors, green technology, innovation development

References

1. Buletova N.E. Formirovanie ekologicheskoi etiki kak uslovie postroeniia innovatsionnoi "zelenoi" ekonomiki [Formation of ecological ethics as a condition of creation of innovative "green" economy]. Bezopasnost'zhiznedeiatel'nosti — Health and safety, 2013, no. 3, pp. 45-52.

2. Veduta E.N. Strategiia i ekonomicheskaia politika gosudarstva [Strategy and economic policy of a state]. Moscow, Akademicheskii prospect Publ., 2004, 456 p.

3. Nigmatulin R.I. Krizis i modernizatsiia Ros-sii — trinadtsat' teorem [Crisis and the modernization of Russia — thirteen theorems]. Moscow, Novosti Publ., 2010, 50 p.

4. Shokhnekh A.V., Sizeneva L.A., Vasil'ev E.S., Chudnova V.V. Rol' regional'noi finansovoi politiki v obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti razvitiia i integratsii biznesa v Rossii [The role of regional financial policy in providing economic security of development and business integration in Russia]. Audit i

finansovyi analiz—Audit andfinancial analysis, 2014, no. 1, pp. 398-401.

Igor' A. ZLOCHEVSKII

Russian State University of Trade and Economics,

Volgograd Branch, Volgograd, Russian Federation

[email protected]

Natal'ia E. BULETOVA

Russian Presidential Academy of National

Economy and Public Administration,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Volgograd Branch, Volgograd, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.