Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРИЮТА В XIX ВЕКЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРИЮТА В XIX ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

62
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Аграрная история
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / ГЛАВНОЕ ТЮРЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / САДОВОДСТВО / ОГОРОДНИЧЕСТВО / ПЧЕЛОВОДСТВО / SCHOOL / MAIN PRISON ADMINISTRATION / JUVENILE CRIMINALS / RUSSIAN EMPIRE / GARDENING / HORTICULTURE / BEEKEEPING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

В конце XIX века начинает складываться российская система пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних преступников. Особое внимание Главное тюремное управление Российской Империи уделяло формированию организаций, где малолетних преступников обучали навыкам агрономии и ремеслам. Одним из таких учреждений являлась школа садоводства, огородничества и пчеловодства недалеко от города Симферополя. В 1894 г. принимается уставной документ упомянутого пенитенциарного заведения для несовершеннолетних преступников, определивший основные направления его деятельности. По замыслу учредителей школы садоводства, огородничества и пчеловодства ее воспитанники проходили курс обучения по практическим и теоретическим дисциплинам, который мог им пригодиться после освобождения из исправительного учреждения для малолетних преступников. Одной из главных проблем, возникшей перед Главным тюремным управлением Российской Империи, стал набор штата для обеспечения повседневного быта и обучения малолетних преступников. Благодаря грамотно составленным уставным документам пенитенциарного учреждения в процессе перевоспитания подростков удалось найти приемлемый баланс между различными видами агрономического обучения и школьными занятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE SIMFEROPOL AGRICULTURAL CORRECTIONAL SHELTER IN THE XIX CENTURY

At the end of the 19th century, the Russian system of penitentiary institutions for juvenile offenders began to take shape. The Main Prison Administration of the Russian Empire paid special attention to the formation of organizations where juvenile criminals were taught the skills of agronomy and crafts. One of these institutions was the school of gardening, truck farming and beekeeping near the city of Simferopol. In 1894, a statutory document of the above-mentioned penitentiary institution for juvenile criminals was adopted, which determined the main directions of its activities. As conceived by the founders of the school of gardening, truck farming and beekeeping, its pupils were trained in practical and theoretical disciplines, which could be useful to them after being released from a correctional institution for juvenile delinquents. One of the main problems faced by the Main Prison Administration of the Russian Empire was the recruitment of staff to ensure the daily life and education of juvenile delinquents. Thanks to the competently drafted statutory documents of the penitentiary in the process of re-education of adolescents, it was possible to find an acceptable balance between various types of agronomic education and schooling.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРИЮТА В XIX ВЕКЕ»

Дата публикации: 1 мая 2020

ОРГАНИЗАЦИЯ СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРИЮТА В XIX ВЕКЕ

л

Дмитрий Ливенцев1

1Доктор исторических наук, профессор, Воронежский институт Федеральной службы

исполнения наказаний, Воронеж, Россия

Аннотация

В конце XIX века начинает складываться российская система пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних преступников. Особое внимание Главное тюремное управление Российской Империи уделяло формированию организаций, где малолетних преступников обучали навыкам агрономии и ремеслам. Одним из таких учреждений являлась школа садоводства, огородничества и пчеловодства недалеко от города Симферополя. В 1894 г. принимается уставной документ упомянутого пенитенциарного заведения для несовершеннолетних преступников, определивший основные направления его деятельности. По замыслу учредителей школы садоводства, огородничества и пчеловодства ее воспитанники проходили курс обучения по практическим и теоретическим дисциплинам, который мог им пригодиться после освобождения из исправительного учреждения для малолетних преступников.

Одной из главных проблем, возникшей перед Главным тюремным управлением Российской Империи, стал набор штата для обеспечения повседневного быта и обучения малолетних преступников. Благодаря грамотно составленным уставным документам пенитенциарного учреждения в процессе перевоспитания подростков удалось найти приемлемый баланс между различными видами агрономического обучения и школьными занятиями.

Ключевые слова: школа, Главное тюремное управление, несовершеннолетние преступники, Российская Империя, садоводство, огородничество, пчеловодство.

I. ВВЕДЕНИЕ

К началу ХХ века в связи с развивающимися капиталистическими отношениями в Российской Империи значительное количество подростков оказалось не задействованными в общественных отношениях (Закаляев С.Ю., Ливенцев Д.В. Деятельность священнослужителей в исправительных учреждениях конца Х!Х в., 2017. с. 135). Они были вынуждены добывать средства к существованию при помощи бродяжничества (Закаляев С.Ю., Ливенцев Д.В. Первые сельскохозяйственные опыты в воронежских тюрьмах в 1909 г., 2016. с. 75) и нищенства (Ливенцев Д.В. Награды офицеров Добровольного флота и речной полиции за отправку каторжан на остров Сахалин, 2019. с. 85).

13

Подобная социальная действительность (Ливенцев Д.В. Неизвестный проект военно-морского перевоспитания несовершеннолетних преступников (на материалах фондов Российской национальной библиотеки), 2018. с. 4) регулярно пополняла ряды российского преступного мира (Ливенцев Д.В. Опыты выращивания сельскохозяйственных культур в тюрьмах Воронежской губернии в 1909 г., 2016. с. 476) новыми участниками (Ливенцев Д.В. Организация колонизации сахалинской каторги российским Добровольным флотом, 2017, с. 20).

Главное тюремное управление Российской Империи (Ливенцев Д.В. Повседневная жизнь Елецкой земледельческой исправительной колонии для несовершеннолетних в конце XIX - начале XX вв., 2018. с.8) совместно с общественными организациями (Ливенцев Д.В. Преступники сахалинской каторги, 2014. с.20) решило противостоять данному пагубному социальному явлению (Ливенцев Д.В. Проект российских военно-морских исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в начале ХХ в., 2017. с.12).

Однако сложившиеся формы функционирования (Ливенцев Д.В. Проектирование военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников в Российской Империи, 2018. с.72) и организации (Ливенцев Д.В. Рейсы судов добровольного флота на сахалинскую каторгу, 2015. с. 90) мест лишения свободы (Ливенцев Д.В. Состав контингента преступников, отправляемых на остров Сахалин, 2013. с.178) абсолютно не соответствовали задаче эффективного перевоспитания малолетних преступников (Ливенцев Д.В. Судьба проекта российских военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников, 2018. с.22). Поэтому решено было создать разветвленную структуру исправительных учреждений (Ливенцев Д.В. Устав Воронежской сельскохозяйственно-ремесленной колонии для несовершеннолетних на рубеже XIX - ХХ вв., 2016. с.477), где отбывающие наказания несовершеннолетние преступники могли получать необходимые навыки для последующей адаптации в российском обществе (Ливенцев Д.В., Федоров В.А. К вопросу об истории развития сахалинских приютов для детей в начале ХХ в., 2017. с.268). Для объявленных задач через общественные организации привлекли наиболее известных меценатов (Ливенцев Д.В., Филькин Н.А. Создание воронежской ремесленной сельскохозяйственной колонии на рубеже Х1Х - ХХ вв., 2016. с.92). Новые школы по перевоспитанию малолетних преступников стремились обеспечить приемлемым штатом педагогов и священнослужителей. Главной задачей подобных пенитенциарных заведений стало сочетание для воспитанников в обучающихся в учебной деятельности необходимых агрономических знаний и предметов общеобразовательной школы.

II. МЕТОДОЛОГИЯ

С помощью метода историзма в статье проводится попытка восстановить организацию пенитенциарных заведений для несовершеннолетних преступников в конце XIX в. Сравнительный анализ применяется нами при сопоставлении данных о внутренней структуре школы для перевоспитания подростков.

Проблемно-хронологический метод нашел отражение в скрупулезном анализе уставного документа школы садоводства, огородничества и пчеловодства. Данный документ являлся типичным образцом, разработанным министерством юстиции Российской Империи для подобного вида пенитенциарных учреждений.

В работе содержатся положения о путях развития российской пенитенциарной системы в конце XIX в. Наличие их анализа привело к использованию принципа исторической объективности, который во многом помог избежать моментов, связанных с историческим анахронизмом и возможной политической ангажированностью авторской точки зрения.

14

III. ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В 1894 году выходит устав школы садоводства, огородничества и пчеловодства 2 разряда, расположившейся в окрестностях города Симферополя. Курс обучения для несовершеннолетних преступников в данном учебном заведении составлял 3 года. Новая школа для малолетних преступников существовала на следующие денежные средства:

1. Две тысячи рублей ежегодно выделялись министерством земледелия и государственных имуществ.

2. Денежные средства симферопольского общества исправительных приютов.

3. Пожертвования частных лиц (Устав школы садоводства, огородничества и пчеловодства 2 разряда, 1895, с. 125).

В школу принимали воспитанников в возрасте с 14 лет. При этом они могли оставаться в ней до возраста 21 года. Все обучение включало три годовых курса. Первый курс являлся общеобразовательным и был аналогичен программе народных начальных училищ. Последующие два курса прививали воспитанникам агрономические и ремесленные навыки. Основными задачами при обучении на старших курсах был целый ряд знаний и навыков:

1. Знания о физической сути всех природных явлений, связанных с агрономией.

2. Классификация вредных для земледелия, пчеловодства и огородничества насекомых и обучение эффективным методам борьбы с ними.

3. Навыки по грамотной обработке земли, организации огорода, созданию пчеловодческого производства (Устав школы садоводства, огородничества и пчеловодства 2 разряда, 1895, с. 126).

В перечень обязательных предметов входило несколько дисциплин:

1. Закон Божий.

2. Русский язык.

3.Чистописание.

4. Арифметика.

5. Черчение.

6. Объяснение важнейших природных явлений.

7. Учение о насекомых вредителях.

8. Начала земледелия.

9. Начала садоводства.

10. Начала пчеловодства.

11. Церковное пение (Устав школы садоводства, огородничества и пчеловодства 2 разряда, 1895, с. 127).

Все занятия в школе проводились под руководством сельскохозяйственных и ремесленных мастеров. Между курсами организовывались переводные экзамены. В тоже время существовали и выпускные испытания. Выпускник получал специальный аттестат за подписью попечителя школы и ее управляющего (Устав школы садоводства, огородничества и пчеловодства 2 разряда, 1895, с. 131).

15

Для управления школой для несовершеннолетних преступников учредили штат должностных лиц с годовым денежным содержанием:

1. Управляющий школой 450 руб.

2. Преподаватель специальных сельскохозяйственных предметов 300 руб.

3. Преподаватель специальных предметов о насекомых вредителях 400 руб.

4. Преподаватель общеобразовательных предметов 300 руб.

5. Законоучитель 150 руб.

6. Временный преподаватель 150 руб.

7. Учитель церковного пения 50 руб.

Интересным фактом являлось совмещение управляющим школой должности преподавателя специальных сельскохозяйственных предметов (Устав школы садоводства, огородничества и пчеловодства 2 разряда, 1895, с. 132).

Управляющий школой предоставлял ежегодный отчет о своей работе попечителям учебного заведения. Учредителям пенитенциарного заведения удалось создать сбалансированную учебную программу, содержащую общеобразовательные и специальные сельскохозяйственные предметы.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1894 году близ Симферополя сформировалось учебное заведение, направленное на перевоспитание несовершеннолетних преступников. Надо отметить, что воспитанники получали во время пребывания в школе навыки по земледелию, огородничеству и пчеловодству, которые могли им пригодиться для последующей социальной адаптации в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закаляев С.Ю., Ливенцев Д.В. Деятельность священнослужителей в исправительных учреждениях конца XIX в. // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие: Межвузовская научно-практическая конференция. ВФ РАНХиГС. Воронеж, 2017. С. 135 - 137.

Закаляев С.Ю., Ливенцев Д.В. Первые сельскохозяйственные опыты в воронежских тюрьмах в 1909 г. // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: Межвузовская научно-практическая конференция. ВФ РАНХиГС. Воронеж, 2016. С. 75 - 78.

Ливенцев Д.В. Награды офицеров Добровольного флота и речной полиции за отправку каторжан на остров Сахалин // Материалы IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России). Академия ФСИН России. Рязань, 2019. С. 85 - 87.

Ливенцев Д.В. Неизвестный проект военно-морского перевоспитания несовершеннолетних преступников (на материалах фондов Российской национальной библиотеки) // Историк и архивы: материалы научной конференции, посвященной 100-летию архивной службы России и 115-летию архивной службы Курской области. Курск, 2018. С. 4 - 10.

16

Ливенцев Д.В. Опыты выращивания сельскохозяйственных культур в тюрьмах Воронежской губернии в 1909 г. // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Всероссийская научно-практическая конференция. ВИ ФСИН России. Воронеж, 2016. С. 476 - 477.

Ливенцев Д.В. Организация колонизации сахалинской каторги российским Добровольным флотом. ВИ ФСИН России. Воронеж, 2017. 132 с.

Ливенцев Д.В. Повседневная жизнь Елецкой земледельческой исправительной колонии для несовершеннолетних в конце XIX - начале XX вв. // Берегиня-777-Сова. № 4(39) 2018. С. 8 - 11.

Ливенцев Д.В. Преступники сахалинской каторги // Теория и практика инновационных технологий в АПК: материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Воронеж, 2014. С. 20 - 22.

Ливенцев Д.В. Проект российских военно-морских исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в начале ХХ в. // История государства и права. 2017. № 10. С. 12 -14.

Ливенцев Д.В. Проектирование военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников в Российской Империи // Твой Товарищ. 2018. № 22. С. 72 - 77.

Ливенцев Д.В. Рейсы судов добровольного флота на сахалинскую каторгу // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 90 - 95.

Ливенцев Д.В. Состав контингента преступников, отправляемых на остров Сахалин // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 178 - 181.

Ливенцев Д.В. Судьба проекта российских военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников // Берегиня-777-Сова. № 3(38) 2018. С. 22 - 26.

Ливенцев Д.В. Устав Воронежской сельскохозяйственно-ремесленной колонии для несовершеннолетних на рубеже XIX - ХХ вв. // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Всероссийская научно-практическая конференция. ВИ ФСИН России. Воронеж, 2016. С. 477 - 479.

Ливенцев Д.В., Федоров В.А. К вопросу об истории развития сахалинских приютов для детей в начале ХХ в. // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие: Межвузовская научно-практическая конференция. ВФ РАНХиГС. Воронеж, 2017. С. 268 - 270.

Ливенцев Д.В., Филькин Н.А. Создание воронежской ремесленной сельскохозяйственной колонии на рубеже Х1Х - ХХ вв. // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: Межвузовская научно-практическая конференция. ВФ РАНХиГС. Воронеж, 2016. С. 92 - 96.

Устав школы садоводства, огородничества и пчеловодства 2 разряда, учрежденной Симферопольским обществом исправительных приютов, близь города Симферополя // Тюремный вестник. 1895. № 3. С. 124 - 134.

17

ORGANIZATION OF THE SIMFEROPOL AGRICULTURAL CORRECTIONAL

SHELTER IN THE XIX CENTURY

A

Dmitri Liventsev1

1Doctor of Historical Sciences, Professor, Voronezh Institute of the Federal Penitentiary

Service, Voronezh, Russia

Abstract

At the end of the 19th century, the Russian system of penitentiary institutions for juvenile offenders began to take shape. The Main Prison Administration of the Russian Empire paid special attention to the formation of organizations where juvenile criminals were taught the skills of agronomy and crafts. One of these institutions was the school of gardening, truck farming and beekeeping near the city of Simferopol. In 1894, a statutory document of the above-mentioned penitentiary institution for juvenile criminals was adopted, which determined the main directions of its activities. As conceived by the founders of the school of gardening, truck farming and beekeeping, its pupils were trained in practical and theoretical disciplines, which could be useful to them after being released from a correctional institution for juvenile delinquents.

One of the main problems faced by the Main Prison Administration of the Russian Empire was the recruitment of staff to ensure the daily life and education of juvenile delinquents. Thanks to the competently drafted statutory documents of the penitentiary in the process of re-education of adolescents, it was possible to find an acceptable balance between various types of agronomic education and schooling.

Keywords: school, Main Prison Administration, juvenile criminals, Russian Empire, gardening, horticulture, beekeeping.

18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.