Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТУЛЬСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРИЮТА ОГОРОДНИЧЕСТВА И САДОВОДСТВА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КОНЦЕ XIX ВЕКА'

ФОРМИРОВАНИЕ ТУЛЬСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРИЮТА ОГОРОДНИЧЕСТВА И САДОВОДСТВА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КОНЦЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

82
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Аграрная история
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА / ТУЛА / ГЛАВНОЕ ТЮРЕМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / САДОВОДСТВО / ОГОРОДНИЧЕСТВО / SCHOOL / TULA / MAIN PRISON ADMINISTRATION / JUVENILE CRIMINALS / RUSSIAN EMPIRE / GARDENING / TRUCK FARMING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

В конце XIX века начинает складываться российская система пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних преступников. Особое внимание Главное тюремное управление Российской Империи уделяло формированию организаций, где малолетних преступников обучали навыкам агрономии и ремеслам. Одним из таких учреждений являлась тульская школа огородничества и садоводства. В 1893 г. принимается уставной документ упомянутого пенитенциарного заведения для несовершеннолетних преступников, определивший основные направления его деятельности. По замыслу учредителей школы садоводства и огородничества ее воспитанники проходили курс обучения по практическим и теоретическим дисциплинам, который мог им пригодиться после освобождения из исправительного учреждения для малолетних преступников. Одной из главных проблем, возникшей перед Главным тюремным управлением Российской Империи, стал набор штата для обеспечения повседневного быта и обучения малолетних преступников. Благодаря грамотно составленным уставным документам пенитенциарного учреждения в процессе перевоспитания подростков удалось найти приемлемый баланс между школьными занятиями и обучением навыкам садоводства и огородничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ливенцев Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE TULA CORRECTIONAL SHELTER FOR GARDENING AND GARDENING FOR MINORS AT THE END OF THE XIX CENTURY

At the end of the 19th century, the Russian system of penitentiary institutions for juvenile offenders began to take shape. The Main Prison Administration of the Russian Empire paid special attention to the formation of organizations where juvenile criminals were taught the skills of agronomy and crafts. One of these institutions was the Tula school of truck farming and gardening. In 1893, a statutory document of the above-mentioned penitentiary institution for juvenile criminals was adopted, which determined the main directions of its activities. As conceived by the founders of the school of gardening and horticulture, its pupils were trained in practical and theoretical disciplines, which could be useful to them after being released from a correctional institution for juvenile delinquents. One of the main problems faced by the Main Prison Administration of the Russian Empire was the recruitment of staff to ensure the daily life and education of juvenile delinquents. Thanks to the competently drafted statutory documents of the penitentiary, in the process of re-education of adolescents, it was possible to find an acceptable balance between schoolwork and training in gardening and truck farming skills.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТУЛЬСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРИЮТА ОГОРОДНИЧЕСТВА И САДОВОДСТВА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В КОНЦЕ XIX ВЕКА»

Дата публикации: 27 марта 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ТУЛЬСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРИЮТА ОГОРОДНИЧЕСТВА И САДОВОДСТВА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

В КОНЦЕ XIX ВЕКА

л

Дмитрий Ливенцев1

1Доктор исторических наук, профессор, Воронежский институт Федеральной службы

исполнения наказаний, Воронеж, Россия

Аннотация

В конце XIX века начинает складываться российская система пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних преступников. Особое внимание Главное тюремное управление Российской Империи уделяло формированию организаций, где малолетних преступников обучали навыкам агрономии и ремеслам. Одним из таких учреждений являлась тульская школа огородничества и садоводства. В 1893 г. принимается уставной документ упомянутого пенитенциарного заведения для несовершеннолетних преступников, определивший основные направления его деятельности. По замыслу учредителей школы садоводства и огородничества ее воспитанники проходили курс обучения по практическим и теоретическим дисциплинам, который мог им пригодиться после освобождения из исправительного учреждения для малолетних преступников.

Одной из главных проблем, возникшей перед Главным тюремным управлением Российской Империи, стал набор штата для обеспечения повседневного быта и обучения малолетних преступников. Благодаря грамотно составленным уставным документам пенитенциарного учреждения в процессе перевоспитания подростков удалось найти приемлемый баланс между школьными занятиями и обучением навыкам садоводства и огородничества.

Ключевые слова: школа, Тула, главное тюремное управление, несовершеннолетние преступники, Российская империя, садоводство, огородничество.

I. ВВЕДЕНИЕ

Одним из методов перевоспитания несовершеннолетних преступников в Российской Империи стало формирование (Закаляев С.Ю., Ливенцев Д.В. Деятельность священнослужителей в исправительных учреждениях конца Х!Х в., 2017. с. 135) для них специальных приютов с преподаванием общеобразовательных предметов (Закаляев С.Ю., Ливенцев Д.В. Первые сельскохозяйственные опыты в воронежских тюрьмах в 1909 г., 2016. с. 75) и основ сельскохозяйственного труда (Ливенцев Д.В. Награды офицеров Добровольного флота и речной полиции за отправку каторжан на остров Сахалин, 2019. с. 85).

21

Для подобных исправительных заведений (Ливенцев Д.В. Неизвестный проект военно-морского перевоспитания несовершеннолетних преступников (на материалах фондов Российской национальной библиотеки), 2018. с.4) была разработана специальная программа обучения (Ливенцев Д.В. Опыты выращивания сельскохозяйственных культур в тюрьмах Воронежской губернии в 1909 г., 2016. с. 476). В ней учитывалась необходимость последующей успешной адаптации малолетних преступников (Ливенцев Д.В. Организация колонизации сахалинской каторги российским Добровольным флотом, 2017, с. 20). Для этого им преподавали ремесла (Ливенцев Д.В. Повседневная жизнь Елецкой земледельческой исправительной колонии для несовершеннолетних в конце XIX - начале XX вв., 2018. с.8) и агрономические знания (Ливенцев Д.В. Преступники сахалинской каторги, 2014. с.20). Сам проект осуществлялся при поддержке меценатов (Ливенцев Д.В. Проект российских военно-морских исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в начале ХХ в., 2017. с.12) и общественных организаций (Ливенцев Д.В. Проектирование военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников в Российской Империи, 2018. с.72). Одним из таких учебно-воспитательных учреждений (Ливенцев Д.В. Рейсы судов добровольного флота на сахалинскую каторгу, 2015. с. 90) стала тульская школа огородничества и садоводства 2 разряда (Ливенцев Д.В. Состав контингента преступников, отправляемых на остров Сахалин, 2013. с. 178).

В учреждении для малолетних преступников (Ливенцев Д.В. Судьба проекта российских военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников, 2018. с. 22) решающую роль сыграло Тульское общество земледельческих колоний и приютов (Ливенцев Д.В. Устав Воронежской сельскохозяйственно -ремесленной колонии для несовершеннолетних на рубеже XIX - ХХ вв., 2016. с. 477). Именно оно подготовило уставные документы (Ливенцев Д.В., Федоров В.А. К вопросу об истории развития сахалинских приютов для детей в начале ХХ в., 2017. с. 268) для организации пенитенциарного заведения (Ливенцев Д.В., Филькин Н.А. Создание воронежской ремесленной сельскохозяйственной колонии на рубеже Х1Х - ХХ вв., 2016. с. 92)

II. МЕТОДОЛОГИЯ

С помощью метода историзма в статье сделана попытка восстановить организацию пенитенциарных заведений для несовершеннолетних преступников в конце XIX в. Сравнительный анализ применяется нами при сопоставлении данных о внутренней структуре тульской школы для перевоспитания подростков.

Проблемно-хронологический метод нашел отражение в скрупулезном анализе уставного документа школы садоводства и огородничества. Данный документ являлся типичным образцом, разработанным министерством юстиции Российской Империи для подобного вида пенитенциарных учреждений.

В работе содержатся положения о путях развития российской пенитенциарной системы в конце XIX в. Наличие их анализа привело к использованию принципа исторической объективности, который во многом помог избежать моментов, связанных с историческим анахронизмом и возможной политической ангажированностью авторской точки зрения.

III. ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Средствами финансирования нового приюта для несовершеннолетних преступников стали следующие источники:

1. Министерство земледелия и государственных имуществ.

22

2. Пожертвования частных лиц и общественных организаций.

3. Денежные средства Тульского общества земледельческих колоний и приютов.

4. Доходы от продажи продукции огородничества и садоводства (Устав тульской школы садоводства и огородничества 2 разряда, 1896. с. 351). В школу садоводства и огородничества могли принимать подростков с 12 лет. Для поступающих в первый или приготовительный класс требовались навыки письма и чтения. Помимо него существовало еще три класса. По окончании учебного заведения выпускник получал одежду, инструменты, а так же небольшую денежную сумму, предназначенную для обустройства личных дел на первое время (Устав тульской школы садоводства и огородничества 2 разряда, 1896. с. 352).

Среди предметов, преподаваемых в течение четырех лет, присутствовали:

1. Закон Божий.

2. Русский язык.

3. Арифметика.

4. Чистописание.

5. Черчение.

6. Объяснение важнейших природных явлений, связанных с садоводством и огородничеством.

7. Сведения о вредных для огородничества и садоводства растениях.

8. Сведения о вредных для огородничества и садоводства животных.

9. Начала садоводства.

10. Начала огородничества.

11. Начала пчеловодства (Устав тульской школы садоводства и огородничества 2 разряда, 1896. с.

353).

Попечителями школы для несовершеннолетних преступников являлись учредители Тульского общества земледельческих колоний и приютов. Данная общественная организация утвердила штат пенитенциарного учебного заведения с годовым денежным содержанием:

1. Один управляющий школой 450 руб.

2. Два преподавателя научных предметов по 400 руб.

3. Один законоучитель 200 руб.

4. Один учитель общеобразовательных предметов в приготовительном классе 300 руб.

5. Учитель пения 50 руб. (Устав тульской школы садоводства и огородничества 2 разряда, 1896. с.

359)

Во время перехода из класса в класс существовали экзамены для воспитанников по пятибалльной системе. После сдачи выпускных экзаменов воспитанник получал аттестат за подписью попечителя школы, где перечислялись его успехи в садоводстве и огородничестве. Закончившие курс на отлично получали льготы, касающиеся воинской повинности и не подлежали телесным наказаниям в будущем (Устав тульской школы садоводства и огородничества 2 разряда, 1896. с. 357). Для перевоспитания несовершеннолетних преступников учредители Тульского общества земледельческих колоний и приютов смогли разработать достаточно эффективную программу. За четыре года обучения в тульском приюте, специализировавшемся на занятиях садоводством и огородничеством, воспитанник получал общеобразовательные и профессиональные навыки, которые могли пригодиться в последующей жизни. Наиболее успешные учащиеся становились еще и обладателями ряда государственных льгот.

23

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тульская школа садоводства и огородничества 2 разряда была одной из попыток остановить подростковую преступность, получившую развитие в Российской Империи к началу ХХ в. Надо сказать, что при организации подобного пенитенциарного учреждения его учредители из Тульского общества земледельческих колоний и приютов попытались учесть все возможные трудности. Они решили занять подростков общеобразовательными предметами и обучением практическим навыкам садоводства и огородничества.

Воспитанникам при отличном аттестате полагались государственные льготы, инструменты, одежда, денежные средства и аттестат с перечислением приобретенных профессиональных умений. Такие возможности являлись весомым аргументом в деле перевоспитания и последующей социальной адаптации малолетних преступников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закаляев С.Ю., Ливенцев Д.В. Деятельность священнослужителей в исправительных учреждениях конца XIX в. // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие: Межвузовская научно-практическая конференция. ВФ РАНХиГС. Воронеж, 2017. С. 135 - 137.

Закаляев С.Ю., Ливенцев Д.В. Первые сельскохозяйственные опыты в воронежских тюрьмах в 1909 г. // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: Межвузовская научно-практическая конференция. ВФ РАНХиГС. Воронеж, 2016. С. 75 - 78.

Ливенцев Д.В. Награды офицеров Добровольного флота и речной полиции за отправку каторжан на остров Сахалин // Материалы IV Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России). Академия ФСИН России. Рязань, 2019. С. 85 - 87.

Ливенцев Д.В. Неизвестный проект военно-морского перевоспитания несовершеннолетних преступников (на материалах фондов Российской национальной библиотеки) // Историк и архивы: материалы научной конференции, посвященной 100-летию архивной службы России и 115-летию архивной службы Курской области. Курск, 2018. С. 4 - 10.

Ливенцев Д.В. Опыты выращивания сельскохозяйственных культур в тюрьмах Воронежской губернии в 1909 г. // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Всероссийская научно-практическая конференция. ВИ ФСИН России. Воронеж, 2016. С. 476 - 477.

Ливенцев Д.В. Организация колонизации сахалинской каторги российским Добровольным флотом. ВИ ФСИН России. Воронеж, 2017. 132 с.

Ливенцев Д.В. Повседневная жизнь Елецкой земледельческой исправительной колонии для несовершеннолетних в конце XIX - начале XX вв. // Берегиня-777-Сова. № 4(39) 2018. С. 8 - 11.

Ливенцев Д.В. Преступники сахалинской каторги // Теория и практика инновационных технологий в АПК: материалы научной и учебно-методической конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I. Воронеж, 2014. С. 20 - 22.

24

Ливенцев Д.В. Проект российских военно-морских исправительных учреждений для несовершеннолетних преступников в начале ХХ в. // История государства и права. 2017. № 10. С. 12 -14.

Ливенцев Д.В. Проектирование военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников в Российской Империи // Твой Товарищ. 2018. № 22. С. 72 - 77.

Ливенцев Д.В. Рейсы судов добровольного флота на сахалинскую каторгу // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2015. № 3. С. 90 - 95.

Ливенцев Д.В. Состав контингента преступников, отправляемых на остров Сахалин // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2013. № 1. С. 178 - 181.

Ливенцев Д.В. Судьба проекта российских военно-морских тюрем для несовершеннолетних преступников // Берегиня-777-Сова. № 3(38) 2018. С. 22 - 26.

Ливенцев Д.В. Устав Воронежской сельскохозяйственно-ремесленной колонии для несовершеннолетних на рубеже XIX - ХХ вв. // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Всероссийская научно-практическая конференция. ВИ ФСИН России. Воронеж, 2016. С. 477 - 479.

Ливенцев Д.В., Федоров В.А. К вопросу об истории развития сахалинских приютов для детей в начале ХХ в. // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие: Межвузовская научно-практическая конференция. ВФ РАНХиГС. Воронеж, 2017. С. 268 - 270.

Ливенцев Д.В., Филькин Н.А. Создание воронежской ремесленной сельскохозяйственной колонии на рубеже Х1Х - ХХ вв. // Формирование профессиональной компетентности специалистов в системе непрерывного образования: Межвузовская научно-практическая конференция. ВФ РАНХиГС. Воронеж, 2016. С. 92 - 96.

Устав тульской школы садоводства и огородничества 2 разряда, учрежденный Тульским обществом земледельческих колоний и ремесленных приютов при Баташевском исправительном приюте для несовершеннолетних в городе Туле // Тюремный вестник. 1896. № 6. С. 350 - 359.

25

THE FORMATION OF THE TULA CORRECTIONAL SHELTER FOR GARDENING AND GARDENING FOR MINORS AT THE END OF THE XIX

CENTURY

A

Dmitri Liventsev1

1Doctor of Historical Sciences, Professor, Voronezh Institute of the Federal Penitentiary

Service, Voronezh, Russia

Abstract

At the end of the 19th century, the Russian system of penitentiary institutions for juvenile offenders began to take shape. The Main Prison Administration of the Russian Empire paid special attention to the formation of organizations where juvenile criminals were taught the skills of agronomy and crafts. One of these institutions was the Tula school of truck farming and gardening. In 1893, a statutory document of the above-mentioned penitentiary institution for juvenile criminals was adopted, which determined the main directions of its activities. As conceived by the founders of the school of gardening and horticulture, its pupils were trained in practical and theoretical disciplines, which could be useful to them after being released from a correctional institution for juvenile delinquents.

One of the main problems faced by the Main Prison Administration of the Russian Empire was the recruitment of staff to ensure the daily life and education of juvenile delinquents. Thanks to the competently drafted statutory documents of the penitentiary, in the process of re-education of adolescents, it was possible to find an acceptable balance between schoolwork and training in gardening and truck farming skills.

Keywords: school, Tula, main prison administration, juvenile criminals, Russian Empire, gardening, truck farming.

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.