Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений'

Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2783
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО-АКТИВНАЯ ШКОЛА / СЕТЬ / РЕГЛАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ / INNOVATIVE ACTIVE SCHOOL / A NETWORK / THE NETWORK INTERACTION RULES OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна

В статье представлены основные подходы к организации сетевого взаимодействия инновационно-активных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Давыдова Наталия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of network interaction of innovative active educational establishments

In this article the basic approaches to the organization of network interaction of innovative active schools are submitted.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений»

УДК 371 ББК 74. 20

Давыдова Наталия Николаевна

кандидат технических наук, доцент г. Екатеринбург

Davydova Nataliya Nikolaevna

Candidate of Technology,

Assistant Professor Yekaterinburg

Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений Network Interaction Organization of Innovative-and-Active Educational Establishments

В статье представлены основные подходы к организации сетевого взаимодействия инновационно-активных школ.

This article presents the basic approaches to the network interaction organization of innovative-and-active schools.

Ключевые слова: инновационно-активная школа, сеть, регламент управления сетевым взаимодействием

Key words: innovative-and-active school, network, network interaction management rules.

Динамичные изменения в современном мире, соответствующие этапу перехода к информационному обществу, диктуют необходимость поиска новых подходов к теории и практике повышения профессиональной компетентности педагогов ОУ, работающих в условиях продолжающейся модернизации образования РФ [1, 2]. Одним из таких подходов сегодня является развитие принципов сетевого взаимодействия ОУ. Основная задача, которая решается в рамках данной модели - научно-методическое сопровождение инновационной деятельности образовательных учреждений и организация эффективных процессов обмена опыта между инновационно-активными ОУ.

Идея создания сети ОУ, реализующих инновационные образовательные программы, возникла в Уральском отделении Российской академии образования (УрО РАО) в 2007 году в ходе реализации Приоритетного национального проекта «Образование» и Комплексной программы «Образование и Уральском регионе: основы и инноваций». Проект направлен на повышение качества образования в Уральском федеральном округе на основе организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих инновационные про-

граммы, с другими образовательными учреждениями региона через возможности УрО РАО. Среди основных задач проекта можно выделить обеспечение сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями региона (шко-лами-победителями и участниками ПНПО; другими ОУ, заинтересованными в консультационно-методической поддержке), содействие в разработке и апробации инновационных образовательных программ; тиражирование накопленного опыта (проведение научно-практических конференций, семинары и курсы повышения квалификации, представление продуктов инновационной деятельности на образовательных выставках, издание методической и учебной литературы.

Понятие инновационно-активная школа еще находится в стадии понятийного оформления. Но уже очевидно, что это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности, оказывающий влияние на идеи и развитие других образовательных учреждений. Представление о задачах инновационно-активных школ в системе регионального образования отражает основные концепции развития общества: ориентация на образование как на средство достижения значимых для индивида целей и как на самоценность, что предполагает возможность использовать образование в качестве гибкого инструмента для расширения и реализации жизненного потенциала [2]. В этой связи главными критериями в определении понятийного поля инновационноактивной школы можно считать:

- стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив;

- высокий уровень качества образования;

- высокий воспитательный потенциал;

- корпоративный дух педагогического коллектива;

- высокий авторитет образовательного учреждения в сообществе.

Значение появления подобных учреждений для социально-педагогичекого

окружения определяется, прежде всего, тем, что они становятся источником инновационного опыта для других образовательных учреждений и источником абитуриентов, наделенных умением и стремлением учиться и заниматься само-

образованием для системы профессионального образования, что весьма актуально; расширяет возможности обеспечения качественного образования учащихся и формирования свободного выбора родителями и детьми дальнейшего образовательного и профессионального пути.

В нашем проекте под инновационно-активной школой понимается школа, осваивающая новые для себя технологии образовательной, социокультурной, финансово-экономической, управленческой деятельности с целью достижения нового качества образования, обеспечения доступности качественного образования, эффективного использования ресурсов образовательного учреждения «здесь и сейчас».

В рамках проекта идет поиск адекватной требованиям времени модели сетевой распределенной структуры инновационно-активных ОУ Уральского региона по внедрению результатов инновационных образовательных программ, получивших одобрение в ходе ПНПО. Разработанная модель учитывает имеющийся в России и мире опыт организации сетевого взаимодействия организаций, в том числе ОУ [ 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10].

Понимая, что опыт, в том числе и инновационный, нельзя просто передать, и что возможен лишь перенос оснований инновационной деятельности в рамках специально организованных пространств, перед инновационным образовательным сообществом сегодня встаёт задача обустройства этих пространств. Разработка организационно-управленческих схем сетевого взаимодействия образовательных учреждений основана на понимании сущности сети и сетевого взаимодействия. Обычно под сетевым взаимодействием в сфере образования понимают разные по типу и масштабам связи между учебными заведениями, организациями и людьми для достижения каких-либо общих целей. Анализ научных источников, свидетельствует о том, что в педагогических исследованиях определение «сети в образовании» в каждом случае формулируется применительно к конкретным заданным условиям, и, таким образом, определения, предлагаемые авторами, трудно поддаются сопоставлению.

В этой связи проведем анализ толкований термина «сеть» и выделим ключевые слова для определения его смысловых значений [ 5: 267].

• Приспособление, изделие из закрепленных на равных промежутках, перекрывающихся нитей, веревок, проволоки (рыболовная сеть, сеть для ловли птиц, паук сплел свою сеть).

• Совокупность расположенных где-нибудь однородных учреждений, организаций.

• Система коммуникаций, расположенных на каком-либо пространстве (железнодорожная сеть, электрическая, газовая, телефонная).

• Множество переплетенных, скрещенных черт, линий (сеть морщин).

Таким образом, под понятием «сеть» понимается развивающееся множество различных элементов, находящихся в различных взаимоотношениях и объединенных между собой различными типами связей.

Очевидно, что любая «сеть», применительно к разнообразнейшим формам ее существования, будет обладать данными характеристиками, каждая из которых, в свою очередь, получит собственное контекстное наполнение [9,10]. Например, в экологии проектируют и создают «экологические сети» с целью «обеспечения благоприятного природоохранного статуса экосистем, мест обитания видов и ландшафтов». Правила их построения и структура зафиксированы в «Руководящих принципах формирования общеевропейской экологической сети», которые провозглашают единую основу координации совместных действий, предпринимаемых участниками на всех уровнях и во многих социальноэкономических сферах

В современных экономических исследованиях используется понятие «сетевая экономика». Широко известны двенадцать принципов этого явления, разработанные Кевином Келли, по мнению которого в мире «наступает царство сетевой экономики» [3]. Ученый отмечает, что «сетевая экономика» основана на «тысячах тесных связей», что заставляет их «вести себя как экологические системы». Судьба каждой отдельной организации теперь зависит от того, что происходит с соседями, друзьями, соперниками и, прежде всего, с ближайшим

окружением. К.Келли отмечал, что «решая проблемы, вы вкладываете силы и время в свои слабости; когда вы ищете возможности, вы инвестируете в сеть. Сетевая экономика использует сильные стороны человеческой натуры, точнее, даже развивает лучшее, что в нас есть» [3 : 25].

В области социологического знания понятию «сетевое» также уделяется особое внимание. Социолог Мануэль Кастельс отмечает, что «морфология сети хорошо приспособлена к растущей сложности взаимодействий и к непредсказуемым моделям развития, возникающим из творческой мощи таких взаимодействий. Эта топологическая конфигурация - сеть - теперь может быть материально обеспечена во всех видах процессов и организаций, благодаря новым информационным технологиям» [2 : 499].

Анализ использования понятий «сеть» и «сетевой» был бы неполным без упоминания о «сетевых сообществах», объединяющих пользователей сети Интернет. Примерами могут служить сети исследователей проблематики информационного общества (www.isn.ru), образовательная сеть «Эврика» (www.eureka.ru) и др.

Все сети имеют между собой много общего. Исследования показывают, что реальные сети имеют крайне гетерогенный характер [7,8]. Одни узлы сети притягивают к себе наибольшее число связей, другие меньшее, будь то процессы метаболизма, обмена энергией или информацией. Внутри любой сети работают общие принципы, стратегии, законы. Большинство этих стратегий предполагает децентрализованный подход, основанный на вкладе множества участников. Другой важной характеристикой сетей является то, что в сетях выбор делается на основе данных с мест, а не на основе принятых в центре решений.

Современное информационное общество - это общество глобальных сетевых коммуникаций, экономики знаний, телекоммуникационных проектов и наукоемких технологий [2]. Современная информационная среда порождает новые виды социальных коммуникаций и социальных структур: сетевые взаимодействия и сетевые сообщества. Информационные технологии изменяют способы мышления и способы общения с другими людьми. Мы уже думаем при

помощи компьютеров и общаемся при помощи компьютерных сетей. Одна из основных тенденций развития образования в информационном обществе состоит в том, чтобы пересмотреть модели организации образовательной практики и профессионального взаимодействия педагогов на основе сетевых свойств общества.

Анализируя понятие «сеть», «сетевое», нельзя не обратиться к работам социолога М.М. Чучкевича, давшего определение сетевой организации и описавшего ее основные характеристики. М.М. Чучкевич считает, что сетевая организация - это объединение независимых индивидов, социальных групп и/или организаций, действующих скоординированно на продолжительной основе по достижению согласованных целей и имеющих общий корпоративный имидж и корпоративную инфраструктуру [7]. Нельзя не согласиться с основными характеристиками сетевой организации, выделенными М. М. Чучкевичем.

• Объединяющая цель - в сетевых организациях представляет собой достаточно сложный феномен, несущий в себе смысл основной идеи сети - конкурентного сотрудничества. Оно строится на индивидуальном прогрессе каждого члена сети, недостижимом за ее пределами. Как правило, объединяющая цель основана на заинтересованности участников в использовании совместных статусных, материальных, маркетинговых и информационных ресурсов сети. Относительно независимая организация вступает в сетевую организацию, переходя из поля конкуренции в поле конкурентного сотрудничества с другими независимыми членами только потому, что видит конкретную прагматическую пользу для себя в рамках сети, недостижимую вне ее поля деятельности.

• Множественность уровней взаимодействия - совместная работа в рамках сети осуществляется не по административным каналам, а напрямую между теми организациями и людьми, которые и должны вместе решать необходимые вопросы. Взаимодействие возникает непосредственно по линиям актуальной потребности в сотрудничестве. В этой связи и появляется множественность уровней общения, поскольку каждый член сети может осуществлять контакты

как с членами своей ячейки (уровня) сети, так и с представителями других уровней.

• Добровольность связей - принимает разные формы в зависимости от типа сетевой организации и степени независимости ее членов. Подразумевается, что сотрудники органиазции, опираясь на ограниченное, но реально присутствующее право выбора партнеров по проектной команде и принятие ответственности за свою ресурсную позицию, достаточно самостоятельно определяют структуру своего взаимодействия в рамках организации по конкретным проектам.

• Независимость членов сети - представители организации имеют определенную степень свободы, достаточную для возможности расставлять приоритеты по характеру и направленности собственной деятельности, и нести ответственность за конечный результат.

• Множественность лидеров - понятие лидерства в сети не совпадает с привычными представлениями о нем в организациях, построенных по принципу административной иерархии. Лидер в сетевом сообществе - это любой человек или организация, являющаяся носителем финансового, производственного, коммуникативного, экспертного или любого иного ресурса. Необходимым условием основной позиции в сети является готовность ее участника к использованию своего ресурса для достижения общих целей, естественно, параллельно с реализацией собственных задач. В организациях, построенных по сетевым принципам, профиль системы лидерства практически постоянно находится в процессе изменения. Для определенного статуса в сети нужно иметь необходимый для работы ресурс (включая знания, навыки работы и т.п.). Именно этот факт обеспечивает множественность уровней ведущих ролей.

М.М. Чучкевич рассматривает феномен рычага, который, по его мнению, является ключевым для деятельности сетевых сообществ. Именно он обеспечивает повышенную эффективность соорганизации системы взаимодействий для реализации конкретных социальных функций и достижения заданных целей. В

числе основных типов ресурсных рычагов, доступных в рамках сетевых организаций, можно отметить следующие:

• Статусный рычаг - возможность строить отношения с клиентом не только от имени отдельно взятой организации, но и от лица сети как представителя сетевой организации, имеющей соответствующий деловой корпоративный статус.

• Информационный рычаг - каждый из членов сети декларирует свои основные информационные ресурсы и источники; определяет по согласованию с другими участниками принципы их использования в общих или частных целях. В результате существенно повышается информационный потенциал каждого без дополнительных затрат.

• Коммуникационный рычаг состоит из двух базовых частей. Первая - это расширение коммуникационной инфраструктуры в техническом и географическом смысле этого слова. Вторая - увеличение возможностей доступа, вступления в коммуникацию с теми или иными социальными акторами.

• Ресурсный рычаг предполагает объединение различных типов материальных ресурсов членов сети ради достижения общей цели. Например, формирование совместного исследовательского бюджета, корпоративной рекламы, содержание представительств и т.п.

В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к последней четверти 20 века, когда метод сетевого планирования был заимствован из экономической науки и перенесен в педагогическую практику Ю.А. Конаржевским. А.И. Адамский применительно к сфере образования выделил следующие характеристики «сетевого взаимодействия. В центре сетевого взаимодействия, по его мнению, находится не информация сама по себе, а персона (актор) и событие (артефакт). Персонами могут выступать авторские коллективы, носители инновационных педагогических технологий. Второй компонент - «событие» - предполагает ориентацию на решение некоторой задачи, для чего оно и инициируется лицами, заявляющими, таким образом, об актуальной потребности в решении этой задачи. Сетевое взаимодействие ОУ, по

мнению А.И Адамского, несет в себе коренное отличие от иерархического, функционирующего в современной системе образования, так как нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети ОУ [5].

Среда сетевых сообществ наполнена объектами, агентами и ситуациями, которые помогают думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое и экологическое мышление, поэтому именно сетевое сообщество может выступать эффективным механизмом воспитания ряда умений для ее членов. К таким умениям относятся:

Совместное мышление. Познавательная, творческая и учебная деятельность изначально носит сетевой и коллективный характер. Осознание значимости других людей для становления этих видов деятельности становится важной педагогической задачей.

Толерантность. Способность увидеть событие и самого себя со стороны, понять позицию другого, готовность выстраивать продуктивные общения являются ведущим компонентом информационно -коммуникационных технологий.

Экологически целесообразное поведение и освоение децентрализирован-ных моделей и практик деятельности. Данные умения создают основу для становления способности принимать ответственные решения, действуя в неиерархических средах, понимать глубинные связи элементов окружающих человека сетей и систем.

Критичность мышления. Готовность выдвигать гипотезы, критиковать, участвовать в дискуссии, подвергать сомнению неаргументированную позицию, представлять и отстаивать собственное мнение, становится одним их приоритетных условий успешной деятельности в многополярном мире.

Поэтому в реальной педагогической практике последних лет активно разрабатываются и внедряются различные модели образовательных сетей, которые условно можно объединить в два основных типа: концентрированная и распределенная сети. Первая предполагает наличие мощного ресурсного центра, где

число входящих связей будет намного превышать количество исходящих. Во второй модели - в распределенной сети ресурсный центр как таковой отсутствует, а каждый участник имеет возможность создать свою собственную траекторию жизнедеятельности и развития.

Проект УрО РАО имеет в своей основе именно распределенную сеть инновационно-активных ОУ . Механизмы взаимодействия между узлами сети —. инновационно-активными ОУ определяют принципы саморегуляции. Каждое инновационно-активное ОУ несёт в себе вполне определённый функционал и содержание, которые, согласно закону синергии, могут усиливаться в сетевом взаимодействии. Основой функционирования сети являются конкретные проекты («временные связи»), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения стоящей перед членами сети задачи. При этом вертикальные связи и соподчинения узлов сети могут меняться в зависимости от решаемой задачи. Таким образом, инновационно-активные образовательные учреждения являются уникальными узлами сети, которые вступают во взаимодействие «по определенному поводу» - по поводу создания совместной программы, организации распределенного обучения, выполнения научного проекта, проведения научно-практической конференции по проблеме и т.д. Решение задачи будет сопровождаться изменениями в механизмах взаимоотношений между элементами сети: каждая новая задача может привести к формированию временной иерархической структуры или некоторого соподчинения.

Данная методология объясняет принципы функционирования создаваемой распределенной структуры сетевого взаимодействия и определяет функционал узлов сети - инновационно-активных образовательных учреждений. В рамках предлагаемой модели сетевое взаимодействие организовано преимущественно на основе информационно-коммуникационных технологий. Выбор такого подхода основан на имеющемся опыте применения сетевого взаимодействия при создании и эксплуатации сайтов, порталов, телекоммуникационных сетей и т. п.

К важным условиям развития сетевого взаимодействия в рамках проекта следует отнести

• Организационные.

Педагогические коллективы образовательных учреждений, педагоги не могут развиваться в закрытых системах. Им необходим поиск единомышленников, экспертов, оппонентов для выстраивания диалога, уточнения и обсуждения идей и новой практики.

• Научно -методические.

Для развития образовательной деятельности требуется современное научно-методическое сопровождение инновационной практики.

• Ресурсные.

Организация образовательной деятельности в современных условиях требует вовлечения новых образовательных ресурсов и сред.

• Информационно-образовательные.

В условиях возникновения новых знаний, потребностей в новых профессиональных компетенциях растет потребность в интенсификации профессиональных коммуникаций.

• Личностные.

В инновационном поле современного образования увеличивается потребность в предъявлении субъектной профессиональной позиции, в выстраивании индивидуальной траектории профессионального развитии.

Таким образом, в нашем проекте сетевая структура представляет собой вполне конкретную форму отношений. Сеть выступает как объективная структура с определенными нормами регулирования отношений, которую потенциальные участники вынуждены усвоить, если хотят в нее включиться. Ключевыми понятиями для организации сетевого варианта взаимодействия ОУ являются: доверие, кооперация, адаптация, обязательства, сетевая позиция. Сетевое взаимодействие в нашем случае привело к формированию устойчивой взаимозависимости тех ОУ, которые в него включены. Образовательные учреждения создаваемой «сети» независимы, отношения между ними устанавливаются в рамках долгосрочных договорных обязательств, а информацию о внешней среде «сеть» получает через постоянный интерактивный процесс обмена (взаимо-

действия) с другими участниками проекта. Ключевой задачей становления сети становится обеспечение лояльности участников и улучшение инвестиционной привлекательности сети. Организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия в рамках проекта зависят от направления обмена ресурсами и услугами. В практике работы ОУ - членов сети инновационно-активных школ УрО РАО можно выделить две работающие основные организационно -управленческие схемы: паритетного и донорского взаимодействия.

В случае паритетного взаимодействия обмен ресурсами и услугами многосторонний, взаимовыгодный.

При донорском взаимодействии одна из школ, имеющих наиболее сильные позиции в реализуемом направлении предоставляет ресурсы и/или услуги, а остальные ими пользуются на безвозмездной или возмездной основе. Конкретные организационно-управленческие схемы сетевого взаимодействия выстраиваются относительно конкретной школы, интегрированной в сеть, реализующей инновационную деятельность.

Состав системы управления инновационной деятельностью у каждого учреждения, входящего в сеть инновационно-активных ОУ, определен его местом, ролью, функциями и целями вхождения в поле сетевого взаимодейст-вия.В ходе проектирования сетевого взаимодействия для обмена инновационным опытом школ УрО РАО был разработан следующий алгоритм логически взаимообусловленных действий:

• обследование инновационной образовательной среды с целью определения ключевых направлений консультационной и методической работы на уровне отдельных образовательных учреждений;

• определение внутренних ресурсов и внешних связей с другими образовательными ресурсами для расширения и развития инновационного потенциала;

• создание пакета документов организационного, методического, нормативно-правового характера, обеспечивающего функционирование сети инновационно-активных ОУ;

• формирование кадровых резервов и учебно-методических ресурсов;

• распределение функций и полномочий между всеми участниками сети;

• определение критериев и показателей эффективности работы сети

Среди основных проблем построения сетевого взаимодействия в рамках

проекта можно отметить:

- Недостаточное качество материального обеспечения Интернет-ресурсами;

- Низкий уровень владения ИКТ-технологиями педагогическими работниками среднего и старшего поколения;

- Психологическая неготовность части педагогов к работе в сети.

В то же время участники сети отмечают ряд положительных эффектов от собственного участия в сетевом взаимодействии:

- Организация взаимодействия в рамках сети позволяет образовательным учреждениям повысить вариативный потенциал образовательных программ и программ профессионального роста.

- Конкурентные отношения между образовательными учреждениями трансформируются в партнерские.

- Развитие сетевого взаимодействия расширяет спектр качественных и доступных образовательных услуг, обеспечивает рост профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений.

Мы считаем, что результаты проекта будут иметь большое значение для формирования открытой сети инновационно-активных ОУ региона, обеспечивающей массовое распространение в системе общего образования лучших практик и трансферт инновационных результатов, полученных образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы.

Библиографический список

1. Иноземцев, В. Перспективы постиндустриальной теории в меняющемся мире // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под. ред. В.Л. Иноземцева - М.: Academia, 1999. С. 3-64.

2. Кастельс, М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура [Текст]/ М.Кастельс - М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 491-513

3. Келли, К. Новые правила для новой экономики [Текст] / К. Келли // Знание-сила. -№4, - М.: Наука, 197S. - С.21-34

4. Новиков, Д.А. Сетевые структуры и организационные системы [Текст] / Д.А. Новиков - М.: ИПУ РАН, 2QQ3. - 92 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, принимающих участие в конкурсе на государственную поддержку [Текст] / под ред. А.И. Адамского - М.: Эврика, 2QQ6 - С.8-11

6. Словарь русского языка в 4-х томах [Текст] - М., Русский язык, 1999. Т.4 , 797 с.

7. Чучкевич, М.М. Основы управления сетевыми организациями. [Текст] / М.М. Чучкевич - М.: Институт социологии РАН, 1999, с.24-32

S. Копылов, Г. Сеть как организационный принцип / Г. Копылов. - Рец. на кн.: Savage Charles M. 5th generation management: integrating enterprises through human networking (199Q) [Электронный ресурс] / Charles M. Savage. - Режим доступа:

http://www.isn.ru/econ/netorg.doc. - Загл. с экрана.

9. Сетевые организационно-управленческие формы - мода или необходимость? [Электронный ресурс] / Рюэгг-Штюрм Й, Ахтенхаген Л. - Режим доступа:

http://www.ptpu.ru/issues/6_00/12_6_00.htm. - Загл. с экрана.

1Q. Создание сетевых организационных структур [Электронный ресурс] / Патюрель Р. -Режим доступа: http://www.ptpu.ru/issues/3_97/15_3_97.htm. - Загл. с экрана.

Bibliography

1. Chuchkevich, M.M. Bases of Network Organizations Management. [Text] / М.М. Chuchkevich. - М.: Institute of Sociology of RAS, 1999. P. 24-32.

2. Inozemtsev, V. The Perspectives of Post-Industrial Theory in a Changing World // New Postindustrial Wave in the West. Anthology / Version of V.L. Inozemtsev. - М.: Academia, 1999. -P. 3-64.

3. Kastels, M. Information Era, Economics, Society and Culture [Text] / M. Kastels. - M.: MD of HSE, 2000. - P. 491-513

4. Kelly, K. New Rules for New Economics [Text] / K. Kelly // Knowledge is the Power. -№4, - М.: Science, 197S. - P. 21-34

5. Kopylov, G. Network as an Organizational Principle / G. Kopylov. - Book Review: Savage Charles M. 5th Generation Management: Integrating Enterprises Through Human Networking (1990) [Electronic Resource] / Charles M. Savage. - Access Mode: http://www.isn.ru/econ/netorg.doc.

6. Network Interaction Organization of General Educational Establishments Introducing Innovation Educational Programs, Participating in Competition for the State Support [Text] / Version of A.I. Adamsky. - М.: Eureka, 2006 - P. 8-11

7. Network Organization and Management Forms - Is it Fashion or Necessity? [Electronic Resource] / J. Ruegg-Strum, L. Ahtenhagen. -Access Mode: http://www.ptpu.ru/issues/6_QQ/12_6_QQ.htm.

S. Network Organizational Structures Making [Electronic Resource] / R. Paturel. - Access Mode: http://www.ptpu.ru/issues/3_97/15_3_97.htm.

9. Novikov, D.A. Network Structures and Organization Systems [Text] / D.A. Novikov. -М.: IPU of RAS, 2003. - 92 p.

10. Russian Language Dictionary in 4 Volumes [Text]. - М.: Russian Language, 1999. - V. 4.

- 797 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.