Научная статья на тему 'Организация сетевого взаимодейст-вия техникумов, предприятий и общеобразовательных организаций для реализации дуального обучения'

Организация сетевого взаимодейст-вия техникумов, предприятий и общеобразовательных организаций для реализации дуального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORKING / ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / DUAL TRAINING / УЧРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS / ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISES / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

В статье рассматривается проблема развития и совершенствования сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями и общеобразовательными организациями для реализации дуального обучения. Внедрение сетевого взаимодействия организаций для реализации дуального обучения позволит консолидировать и оптимизировать использование образовательных и производственных ресурсов всех участников сетевого взаимодействия, расширить перечень образовательных услуг посредством реализации образовательных программ в сетевой форме; повысить профессиональную компетентность педагогов за счет использования современных практико ориентированных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савченков Алексей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Network Interaction of Technical Schools, Enterprises and General Education Organizations for the Implementation of Dual Training

The article reveals the problem of development and improvement of network interaction of professional educational organizations with factories and general educational organizations for implementing the dual training. Introduction of network interaction between organizations for the implementation of dual training will consolidate and optimize the use of educational and production resources of all participants in the network interaction, expand the list of educational services through the implementation of educational programs in a network form and increase the professional competence of teachers through the use of modern practice oriented technologies.

Текст научной работы на тему «Организация сетевого взаимодейст-вия техникумов, предприятий и общеобразовательных организаций для реализации дуального обучения»

ле: молодежный научный форум. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, 2016. - С. 33-35.

4. Жаров А. В. Устойчивое развитие со-цио-эколого-экономических систем: проблемы и перспективы развития // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2010. - Т. 3. - № 1. - С. 140144.

5. Саламатов А. А. Система непрерывного эколого-экономического образования молодежи // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2009. - № 7. - С. 5-17.

6. Гордеева Д. С. Сетевое взаимодействие в области эколого-экономического образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - № 3 (16). -С. 99-102.

7. Саламатов А. А. Инновационный аспект современного непрерывного образования // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - № 3 (16). - С. 5263.

8. Гордеева Д. С. Становление бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2010. - 192 с.

9. Гордеева Д. С., Тюнин А. И. [и др.]. Нерешенные проблемы непрерывного профессионального образования на стыке экологии и экономики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. -№ 3 (20). - С. 63-67.

А. В. Савченков

УДК 373:378

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕХНИКУМОВ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

оссийское профессиональное образование находится сегодня под влиянием императивов, сформированных мировым сообществом в плане развития как глобальной экономики, так и экономик отдельных государств, ориентированных на инновационные, высокопродуктивные технологии. Несмотря на достаточно высокий уровень образования в России, на наличие высококвалифицированных специалистов в отдельных отраслях экономики, культуры и права, менеджмента и т. д., значительная часть российских рабочих и специалистов среднего звена не обладает практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке [5]. При этом качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться. Весьма редко используются эффективные модели профессионального образования. Зачастую научно-методическое и техническое обеспечение не соответствует современным стандартам. Закрепившиеся педагогические технологии обучения в большинстве профессиональных образовательных организациях остаются неизменными [1]. Необходимость перехода на инновационные, альтернативные технологии вызывает у многих руководителей и инженерно-педагогических работников учреждений среднего профессионального образования неприятие, если не сказать, сопротивление. Данные

20/6'//-

обстоятельства снижают уровень качества подготавливаемых кадров и, соответственно, конкурентоспособность предприятий, для которых осуществляется подготовка кадров [6]. По этой причине отечественные и зарубежные инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует кадровый потенциал необходимого уровня подготовки и квалификации [2]. Вместе с тем в мире и в России накоплен значительный опыт профессиональной подготовки кадров, отвечающих современным требованиям и способных развивать не только экономику, но и технологии, ориентированные на опережающее развитие.

В мире зарекомендовало себя немецкое дуальное образование, получившее распространение во многих странах, в том числе и в России. Дуальное образование - вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки специалистов среднего звена и рабочих осуществляется на рабочем месте, а теоретическое обучение проводится в условиях образовательной организации [3].

Внедрение сетевого взаимодействия организаций для реализации дуального обучения позволит:

- консолидировать и оптимизировать использование образовательных и производственных ресурсов всех участников сетевого взаимодействия;

- усиливать ресурс любой образовательной организации за счет ресурсов других организаций;

- расширить перечень образовательных услуг для обучающихся, в том числе посредством реализации образовательных программ в сетевой форме;

- повысить профессиональную компетентность педагогов за счет использования современных практико ориентированных технологий.

Таким образом, необходимо создание такой модели сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями и общеобразовательными организациями, при которой ресурсы всех взаимодействующих сторон будут максимально исполь-

зоваться для популяризации рабочих профессий и подготовки высококвалифицированных специалистов [4].

В рамках нашего исследования мы предлагаем создание модели, в ходе которой через сетевое взаимодействие будут интегрированы ресурсы Усть-Катавского индустриально-технологического техникума, общеобразовательных школ Усть-Катавского городского округа и «Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С.М. Кирова» - филиала ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» для реализации дуального образования.

Для реализации дуального обучения ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум разработал модель взаимодействия с общеобразовательными учреждениями Усть-Катавского городского округа и градообразующим предприятием «УКВЗ им. С. М. Кирова» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Внедрение дуальной формы обучения и организация сетевого взаимодействия позволит решить основную проблему профессионально образования -разрыв между теорией и практикой. Данная модель реализации и управления элементами дуального обучения объединяет непосредственно всех участников процесса (ПО, ОУ, предприятие) и в значительной степени позволяет повысить не только профессиональный уровень обучающегося, будет способствовать его дальнейшему трудоустройству по выбранной профессии, но и усилит роль работодателя в образовательном процессе, повысит престиж образовательного учреждения.

Этапы внедрения модели сетевого взаимодействия:

1. Взаимодействие профессиональной организации с предприятием. Заказ необходимых для производства рабочих кадров. Заключение договоров о сотрудничестве.

2. Корректировка образовательной программы с участием работодателя. Педагогический коллектив техникума совместно со специалистами завода проводит корректировку учебных программ, разрабатывает требования к выпускнику системы дуального обучения, проводит подготовку педагогов и

наставников от предприятия через систему обучающих семинаров и дополнительного образования. Ведущие специалисты предприятия проводят содержательную экспертизу рабочих программ специальных дисциплин и профессиональных модулей, согласовывают рабочие программы учебной и производственной практики. Составляется календарный учебный график.

3. Профориентация. Совместно с представителями предприятия сотрудники центра профориентационной работы и трудоустройства ведут работу по двум направлениям: работа непосредственно со школьниками и работа с родителями, так как решающую роль в выборе подростками трудового пути играют родители. Для них проводятся беседы на родительских собраниях, встречи с ведущими специалистами техникума и предприятия, индивидуальное консультирование с целью выбора профессии и специальности, подходящей конкретному подростку. Большое значение имеет информирование через СМИ и сайт техникума. Подробную информацию о специальностях и профессиях, системе дуального обучения, особенностях работы профессиональной организации родители получают во время посещения «Дня открытых дверей». Кроме того, необходимую консультацию родители могут получить по телефону центра профориентационной работы и трудоустройства или приемной комиссии. Про-фориентационная работа со школьниками проводится с учетом их возрастных особенностей. Она охватывает все ступени образования и включает игровые формы совместных мероприятий, экскурсии в музей техникума, учебно-производственные мастерские с проведением мастер-классов по профессиям. В техникуме организуются подготовительные курсы для быстрой адаптации будущих абитуриентов, а также проводится индивидуальная работа по изучению профильных предметов. «Дни открытых дверей» позволяют не только получить всю интересующую информацию, но и в неформальной обстановке пообщаться со студентами и преподавателями техникума. Информирование школьников про-

водится традиционным способом - беседы, публикации в СМИ, через сайт техникума, а также используются такие формы Интернет-ресурсов, как индивидуальные сайты преподавателей, размещение информации на различных форумах, таких как «Подслушано Усть-Катав», в открытых группах «Усть-Ка-тавская неделя», «Объявления Усть-Катав».

4. Заключение договоров о сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями Усть-Катавского городского округа. Для выявления школьников, заинтересованных в дуальном обучении, проводится анкетирование, которое позволяет сформировать группы для получения рабочей профессии школьниками 10-11 классов на базе Ресурсного центра ГБПОУ «УКИТТ». Теоретическое обучение и учебная практика проходят на базе учебно-производственных мастерских техникума, а производственная практика - на «УКВЗ им. С.М. Кирова» - филиал ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Взаимодействие с образовательными учреждениями и предприятием позволит также подготовить школьников к участию в соревнованиях технического профиля, а также Junior Skills.

5. Отбор обучающихся в группы с элементами дуального обучения. Анкетирование обучающихся и их родителей.

6. Заключение договора о дуальном обучении и ученических трехсторонних договоров.

7. Организация наставничества и стажировки. Предприятию отводится главная роль в организации производственной практики и наставничества. Для организации дуального обучения организуются ученические рабочие места. Наставники назначаются из числа наиболее квалифицированных специалистов завода, за ними закрепляется мини-группа студентов для передачи производственного опыта.

8. Стажировка преподавателей специальных дисциплин, руководителей практик и мастеров производственного обучения. Выявление потребности в повышении квалификации, определение производственных подразделений и составление графика стажировок.

20/6'//-

9. Организация производственной практики на предприятии. Старшим мастером совместно с начальниками цехов и руководителями структурных подразделений предприятия составляется график распределения обучающихся на производственную практику в соответствии с наличием учебных мест и производственных единиц. Заполняются ходатайства от начальников цехов и руководителей структурных подразделений о согласии на трудоустройство обучающихся в данном цехе или подразделении на время производственной практики. Техникум совместно с отделом кадров завода готовит проект приказа о практике и согласовывает его со всеми необходимыми руководителями. После подготовки приказа обучающиеся трудоустраиваются на практику согласно трудовым или ученическим договорам.

10. Контроль качества подготовки специалистов при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

11. Трудоустройство согласно ученическим договорам и направлениям на работу.

12. Мониторинг трудоустройства.

Таким образом, можно констатировать,

что для предприятия «Усть-Катавского вагоностроительного завода им. С.М. Кирова» сетевое взаимодействие даст возможность подготовить для себя конкретные рабочие кадры, отбирать работников и оценивать потенциальные кадровые ресурсы еще в процессе их обучения; для ГБПОУ «УКИТТ» - это возможность качественной организации и обеспечения теоретического обучения и проведения производственной практики, выполнение госзадания. Для студентов данная программа позволяет приобрести трудовой стаж за время прохождения производственной практики, получить навыки работы на предприятии, необходимые для дальнейшего трудоустройства в разных подразделениях предприятия, а также в значительной мере сокращает сроки адаптации молодых специалистов при трудоустройстве.

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема развития и совершенствования сетевого взаимо-

действия профессиональных образовательных организаций с предприятиями и общеобразовательными организациями для реализации дуального обучения. Внедрение сетевого взаимодействия организаций для реализации дуального обучения позволит консолидировать и оптимизировать использование образовательных и производственных ресурсов всех участников сетевого взаимодействия, расширить перечень образовательных услуг посредством реализации образовательных программ в сетевой форме; повысить профессиональную компетентность педагогов за счет использования современных практико ориентированных технологий.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, дуальное обучение, учреждения профессионального образования, предприятия, общеобразовательные организации, преемственность.

SUMMARY

The article reveals the problem of development and improvement of network interaction of professional educational organizations with factories and general educational organizations for implementing the dual training. Introduction of network interaction between organizations for the implementation of dual training will consolidate and optimize the use of educational and production resources of all participants in the network interaction, expand the list of educational services through the implementation of educational programs in a network form and increase the professional competence of teachers through the use of modern practice oriented technologies.

Key words: networking, dual training, vocational education institutions, enterprises, educational organizations, continuity.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гнатышина Е. А. Концептуальные основы инновационного развития учреждения профессионально-педагогического образования // Высшее образование сегодня. - 2008. -№ 3. - С. 57-59.

2. Корнеев Д. Н. Концептуальная модель формирования инженерной культуры обучающихся как трансфер модернизации российского образования / Д. Н. Корнеев,

Н. Ю. Корнеева, Л. П. Алексеева // Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международными участием / под ред. В. В. Садырина и др. -Челябинск, 2015. - С. 190-199.

3. Gertsog G. A., Danilova V. V., Savchen-kov A. V., Korneev D. N. Professional identity for successful adaptation of students - a participative approach // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. - 2017. -Vol. IX. - No 1. - P. 301-311.

4. Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 37 с.

5. Савченков А. В. Преемственность суза и вуза, как форма интеграции в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - Тольятти: «Полиар Плюс». -2016. - Т. 5. - № 3(16). - С. 146-150.

6. Савченков А. В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики / А. В. Савченков, Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: изд-во ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет». - 2016. - № 7. - С. 30-36.

7. Савченков А. В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с реальным сектором экономики / А. В. Савченков, Д. С. Гордеева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 7. -С. 30-36.

8. Савченков А. В. Актуальные проблемы взаимодействия вузов с предприятиями [Электронный ресурс] // СтройМного. - 2016. -№4 (5). - URL: http://stroymnogo.com/scien ce/economy/aktualnye-problemy-vzaimodeystviya-/.

9. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consulta nt.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

10. Уварина Н. В. Сетевое взаимодействие вузов как инновация в современном образовании // Социально-экономическое раз-

витие регионов России: реалии современности, тенденции, перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции (5-9 июля 2016 г.). - Калининград, 2016. - С. 202-207.

Ю.В. Глузман

УДК 378.147

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ СЕТЕВОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ

азвитие системы образования в Российской Федерации ориентировано на взаимодействие и сотрудничество с предприятиями с целью привлечения работодателей к учебному процессу, открытия базовых кафедр, использования ресурсной базы, что, в свою очередь, позволяет вузам увеличить количество абитуриентов. В настоящее время все активнее используют ресурсные возможности вузов-партнеров в рамках сетевой формы обучения.

Нормативно-правовые документы по сетевой форме обучения регламентируют условия обучения, обязанности студентов, возможности вузов и др. Так, в методических рекомендациях (письмо Минобрнауки РФ от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»), выделены два основных варианта межвузовского сотрудничества, выраженного в реализации образовательных программ в сетевой форме, - вариант интеграции образо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.