Научная статья на тему 'Организация самоуправления в городах Курской губернии во второй половине XIX века'

Организация самоуправления в городах Курской губернии во второй половине XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
974
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ ЦЕНТРЫ / РЕФОРМЫ / ГОРОДОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАЦИЯ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / ИЗБИРАТЕЛИ / ГОРОДСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ПРИСУТСТВИЯ / ГОРОДСКИЕ ДУМЫ И УПРАВЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Терещенко А. А.

С отменой крепостного права и проведением крестьянской реформы начался период широкомасштабных преобразований в России. Изменение социального положения населения привело к необходимости проведения целого ряда реформ, в том числе в органах городского самоуправления. Опыт формирования местных органов управления Курской губернии во второй половине XIX в. поможет осуществлению реформирования современных структур самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Терещенко А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самоуправления в городах Курской губернии во второй половине XIX века»

УДК 94(470)

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДАХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

© 2017 А. А. Терещенко

докт. ист. наук, профессор кафедры истории России член-корреспондент РАЕН, профессор e-mail: [email protected]

Курский государственный университет

С отменой крепостного права и проведением крестьянской реформы начался период широкомасштабных преобразований в России. Изменение социального положения населения привело к необходимости проведения целого ряда реформ, в том числе в органах городского самоуправления. Опыт формирования местных органов управления Курской губернии во второй половине XIX в. поможет осуществлению реформирования современных структур самоуправления.

Ключевые слова: городские центры, реформы, городовые положения, администрация, самоуправление, избиратели, городское население, присутствия, городские думы и управы.

Приступая к рассмотрению вопроса о формировании органов самоуправления городов, отметим, что в качестве городов нами рассматриваются населенные пункты, официально признававшиеся таковыми. Во второй половине XIX в. в качестве города официально признавалось поселение, выполняющее определенные административные функции и находящееся в пределах городской черты, то есть под управлением и в собственности города.

По времени и способу образования (возрождения) города Курской губернии относятся к городам естественного (органического) происхождения, связанным с продолжительной экономической эволюцией (древние города Рыльск и Путивль эпохи Киевской Руси, которые сохранили свое назначение в течение дальнейшего развития), а также к городам искусственного (внеэкономического) происхождения, имевшим свои особенности [43, с. 23; 26, с. 38, 44; 27].

Ранние городские поселения XV-XVII столетий, образованные как военные форпосты южных границ страны и утратившие военное назначение к концу XVIII столетия: Белгород, Короча, Курск (возрожденный в 1596 г. [28, с. 3, 17, 27, 38, 44, 62; 30, с. 8-9; 32, с. 29-34; 33, с. 135-138; 45, с. 23-24]), Новый Оскол, Мирополье, Обоянь, Старый Оскол, Суджа, Хотмыжск [46, 37-39]. И поздние городские поселения, созданные как уездные города в период формирования Курской губернии: Богатый, Грайворон, Дмитриев, Льгов (возрожденный в 1775 г.), Тим, Фатеж, Щигры [1, л. 347-348].

Указом Екатерины II от 23 мая 1779 г. Курскую губернию, как особую административно-территориальную единицу в составе 15 уездов, было поручено образовать генерал-губернатору графу П. А. Румянцеву-Задунайскому [1, л. 346]. Курск получил статус губернского города, а Белгород, ранее являвшийся центром Белгородского наместничества, стал уездным в процессе складывания Курской губернии (1779-1838 гг.) [1, л. 346; 35, с. 1-9; 39, с. 865-872].

Статус уездного города Курской губернии получили также Короча, Новый Оскол, Обоянь, Путивль, Рыльск, Старый Оскол, Суджа, Хотмыжск [1, л. 346-348], а «однодворческие села: Фатеж, Богатое, Троицкое, что на Щиграх, да экономическое село Дмитриевское и урочище бывшего монастыря Льгова со слободкою при оном

монастыре, называемою Подмонастырною, под наименованием города Фатеж, Богатой, Щигры, Дмитриев и Льгов, да однодворческое село Выгорное, назвав город Тим» были назначены уездными центрами особым распоряжением императрицы от 23 мая 1779 г. «Об учреждении Курской губернии». Город Богатый позже стал заштатным центром Обоянского уезда [1, л. 347-348].

Уездный центр Харьковского на местничества Мирополье, в 1780 г. был переведен в Курскую губернию, где он стал заштатным городом Суджанского уезда [28, с. 62; 36, с. 47; 40, с. 118, 122, 247, 609]. В завершение формирования губернии уездный Хотмыжск в 1838 г. вывели «за штат», а центром прежнего Хотмыжского уезда, изменившего название на Грайворонский, стал город Грайворон, образованный из Грайворонской казенной слободы Хотмыжска [1, л. 346-348; 28, с. 64; 36, с. 32; 40, с. 122, 272, 475].

В результате данных административных изменений во второй половине XIX в. Курская губерния включала в себя 18 городов и делилась на 15 уездов с вышеупомянутыми центрами.

Изучение эволюционных изменений в городах Курской губернии показало, что в большинстве своем города имели внеэкономическое (искусственное) происхождение и относительно короткое социально-экономическое развитие, приходившееся на вторую половину XIX в.

Одним из вариантов классификации городов, ранее предложенной нами, является общепринятая градация по численности населения [44, с. 64-66]. Так, по стандартам второй половины XIX в. города с населением меньше 5 тысяч человек относились к малым, от 5 до 20 тысяч человек - к средним, от 20 до 100 тысяч человек - к большим и свыше 100 тысяч человек - к крупным [38, с. 106; 41, с. 73]. В разряд больших городов к 1897 г. временно вошел уездный Белгород.

Таким образом, в Курской губернии во второй половине XIX в. ни один из городских центров не относился к категории крупного. С утратой административного статуса уездных центров заштатные города Богатый, Мирополье и Хотмыжск все более слабели в экономическом отношении. В крае преобладали средние города - 12 из 18. К концу XIX в. в них проживало более половины городского населения губернии, и лишь небольшая часть населения (4,9 %) проживала в малых городах [45, с. 24-25], что отличало Курскую губернию от России [44, с. 64, 66]. Губернским городом Курской губернии был город Курск, который, как и уездный Белгород, являлся большим городом.

В соответствии с указом Александра II от 5 августа 1870 г. «О высочайшем утверждении Городового положения 16 июня 1870 г.» утверждалась структура городского управления: городская дума, которая должна рассматривать все вопросы, касающиеся городского хозяйства, и управа - исполнительный орган думы [42].

«Городовое положение» 1870 г. обозначило следующие функции распорядительного органа городского самоуправления: «1) назначение выборных должностных лиц; 2) назначение содержания должностным лицам городского общественного управления; 3) установление городских сборов и налогов; 4) сложение недоимок по городским сборам; 5) определение предметов городских расходов; 6) рассмотрение отчетов о деятельности исполнительной власти; 7) утверждение постановлений по делам городского благоустройства; 8) утверждение плана города и др.». К предметам ведения городских дум были также «отнесены дела о принятии мер по охранению народного здравия; думам дозволено, в случаях чрезвычайных, утверждать особые исполнительные комиссии» [3, л. 76].

Так, к примеру, в Рыльском уезде в 1879 г., в связи с распространением чумы в Астраханской губернии, была образована санитарная комиссия. Наряду с этим

рассматривались вопросы здравоохранения и просвещения. Например, дело «об открытии в городе Рыльске мужской гимназии и об ассигновании суммы на ее содержание» [24, л. 79], дело «об отнесении содержания третьего класса при Городском училище за счет казны» [25, л. 92].

В городских думах рассматривались и прошения частных лиц, к примеру «прошение Рыльского мещанина Сотникова об отводе ему общественного места для жилья [25, л. 6], прошение австрийского подданного Ф.Ф. Новик о выдаче ему надлежащего удостоверения на устройство в городе Рыльске пиво-медового завода [27, л. 7], прошение жителей города Рыльска о предотвращении обрушения дороги над рекой Дублянкой» [27, л. 37]. Как правило, подобные обращения думой решались положительно.

В городскую думу поступали доклады управы с отчетом о своей деятельности или просьбой разрешения какого-либо мероприятия в городском хозяйстве. Так, например, дума рассматривала вопрос «о разрешении Управе заготавливать камень для замощения улиц города Рыльска» [26, л. 58-59].

Исполнительным органом городского самоуправления являлась городская управа. По Городовому положению 1870 г. на управу возлагалось: «1) ведение дел городского хозяйства и общественного управления; 2) ведение текущих дел по городскому хозяйству; 3) исполнение определений думы; 4) составление проектов городских смет; 5) взимание и расходование городских сборов; 6) предоставление думе отчетов о своей деятельности» [42].

Помимо этих функций городским управам «предоставлялось право утверждать планы и фасады частных зданий» [3, л. 56], «разрешать устройство в городах фабрик, заводов и других промышленных заведений» [3, л. 98], в связи с чем в городскую управу поступали прошения разных лиц о разрешении производить постройки. Так, например, Обоянская городская управа рассматривала «прошение отставного рядового Рыбникова о разрешении построить каменную лавку» [19, л. 17], «прошение купца второй гильдии Н.И. Чеботарева о разрешении построить дом на Курской улице» [19, л. 21], «прошение мещанина И. А. Захарьина об отводе места для постройки кузни» [19, л. 96]. Как правило, к таким прошениям прилагался чертеж задуманной постройки. Перед выдачей разрешения городская управа обращалась за согласованием в полицейское управление, и если у него не было возражений, то прошение удовлетворялось [19, л. 167].

Кроме того, городская управа выдавала удостоверения личности. К примеру, на основе прошения купца А.П. Марталова, управа выдала ему удостоверение «для предоставления Курскому окружному суду в том, что он действительно является обоянским купцом второй гильдии»[19, л. 110].

Управа, по указанию городской думы, для жителей города устанавливала обязательные постановления по общественному благоустройству. Например, постановление Обоянской думы: обязать «владельцев домов, магазинов и лавок содержать в исправности и чистоте тротуары и улицы»[19, л. 5, 14], постановление к домовладельцам города Обояни «с 1 апреля 1886 г. приступить к устройству тротуаров с посадкой деревьев» [16, л. 105]. Подобных постановлений, указывающих на то, что местное управление вплотную занялось благоустройством городов, было большое количество не только в Рыльской и Обоянской управах, но и в других городских исполнительных органах.

Для надзора за деятельностью думы и управы было предложено создание Губернского по городским делам присутствия под председательством губернатора. В обязанность присутствия входили вопросы рассмотрения приговоров городской думы, сметы доходов и расходов города, жалоб на действия думы и управы.

Курское губернское по городским делам присутствие было создано первым на основании «Высочайшего повеления об учреждении губернских по городским делам Присутствий», поступившего курскому губернатору 5 августа 1870 г. из Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел [17, л. 1]. Позднее было получено распоряжение прислать в МВД копии всех постановлений местного по городским делам присутствия.

Состав Присутствия был четко определен законом. В этот орган власти входили: губернатор (в качестве председателя), вице-губернатор, управляющий Казенной палатой, прокурор Окружного суда, председатель Съезда мировых судей, председатель земской управы, городской голова губернского города. Действия губернатора по созданию присутствия сводились к простому уведомлению о поступившем указании центральной власти всем лицам, входившим в его состав [17, л. 3-4].

Указанные должностные лица, кроме еще не избранных (нового городского головы и председателя Съезда мировых судей), собрались на заседание 21 августа 1870 г. На этом первом заседании было принято постановление: «на основании полученного Высочайшего повеления, считать Курское губернское по городским делам Присутствие открытым с 21 августа 1870 г.» [17, л. 5-6]. Таким образом, один из органов нового городского управления был создан. Теперь предстояли выборы в новую городскую думу и управу. Еще до указа императора уже 4 августа 1870 г. в существующую городскую думу поступило распоряжение губернатора о подготовительных действиях к выборам согласно новому закону [2, л. 4]. Думе предстояло: 1) составить избирательные списки согласно новому закону (ст. 14-24); 2) распределить внесенных в список лиц на три разряда; 3) представить избирательные списки на утверждение губернатору.

Для руководства в Хозяйственном департаменте МВД была составлена примерная форма разделения городских избирателей на разряды, копия которой была направлена 28 августа в думу [17, л. 8-10].

В соответствии с распоряжением губернатора списки курских избирателей были составлены и «для всеобщего сведения опубликованы в «Губернских ведомостях», а также «выставлены при зданиях всех присутственных мест и других публичных заведений и площадях» на срок от 25 сентября по 9 октября. В течение этого времени «все обыватели города могли подать свои возражения против неправильности и полноты списков» [2, л. 8].

Таких возражений на протяжении всего положенного срока не поступило, и 11 октября 1870 г. списки избирателей были поданы на окончательное утверждение губернатору. Предоставление списков сопровождалось рапортом думы о проделанной работе и просьбой о назначении дат для выборов среди избирателей каждого разряда. Выборы были назначены на 12 ноября для лиц первого разряда, 15 ноября - для лиц второго разряда и 19 ноября - для лиц третьего разряда [2, л. 10].

По результатам выборов общий список гласных г. Курска, избранных по трем разрядам, был опубликован в «Курских губернских ведомостях» и по истечении семидневного срока, ввиду отсутствия жалоб, списки были переданы на утверждение губернатору [2, л. 13].

Однако следует отметить, что жалобы горожан были на неправильность проведения самих выборов. Так, коллежский асессор А.Н. Богуславский 23 ноября 1870 г. обратился с подобной жалобой в городское присутствие [2, л. 42-43]. Но присутствие приняло решение, что при производстве выборов существенных нарушений не было и «жалобу следует оставить без последствий» [2, л. 46-48].

Сложнее обстояло дело с выборами городского головы Курска. В первый раз они были проведены 2 декабря 1870 г. На эту должность баллотировался лишь один

кандидат - гласный думы, товарищ председателя Одесского окружного суда Прокопий Адрианович Устимович. Его избрали абсолютным большинством голосов. Но, так как он не был уволен с прежней должности, выборы были признаны недействительными. Повторные выборы состоялись 7 и 11 декабря 1870 г., но ни один из предлагаемых кандидатов не набрал необходимого количества голосов [2, л. 23, 28, 30-33].

Министерство юстиции 18 декабря 1870 г. уведомило курского губернатора о своем согласии на увольнение товарища председателя Одесского окружного суда П. А. Устимовича, который вновь был предложен думой для избрания на должность городского головы г. Курска. Новые, третьи по счету, выборы были проведены 7 января 1871 г., и П. А. Устимович был избран курским городским головой [2, л. 21, 48].

Избранный городской голова П. А. Устимович не смог вовремя прибыть в город Курск, и городская управа не была своевременно сформирована. Губернатор в своем письме в МВД 17 февраля 1871 г. просил временно утвердить на эту должность заместителя городского головы, надворного советника А.Г. Лукашева, который и был утвержден в этой должности [2, л. 51-52].

Курская городская управа была сформирована только 6 марта 1871 г. В ее состав вошли городской голова, коллежский асессор П.А. Устимович; А.Г. Лукашев -надворный советник, товарищ городского головы; члены Управы: купец Н.В. Гладков -почетный гражданин г. Курска; купец А.П. Медведев, коллежский асессор Р.Я. Троянов [2, л. 60-67].

Курская городская дума нового состава начала работу 9 марта 1871 г. Структура городской управы была утверждена 7 мая 1871 г. в составе четырех отделений:

1) хозяйственного - из двух членов, двух помощников и одного стола;

2) распорядительного - в составе старшего члена управы, двух помощников и двух столов; 3) счетного - из одного члена, двух помощников и одного стола; 4) особого - из одного члена, одного помощника и одного стола [5, л. 61-62]. Таким образом, в соответствии с Городовым положением 1870 г. в губернском Курске была учреждена система органов самоуправления: дума, рассматривавшая вопросы городского хозяйства, управа - исполнительный орган думы и Курское губернское по городским делам присутствие для контроля за работой городской думы и управы.

Коллежский асессор Устимович Прокопий Андрианович, работавший до избрания товарищем председателя Одесского окружного суда был избран первым городским головой Курска 7 января 1871 г. Его помощниками по управе стали А.Г. Лукашев - потомственный дворянин, надворный советник, Н.В. Гладков - купец 1-й гильдии, почетный гражданин, А.П. Медведев - купец 2-й гильдии и Р.Я. Троянов -коллежский секретарь [2, л. 1-2, 4, 18, 21, 23, 28, 30-33, 48, 66, 67].

В ходе очередных выборов, на 1875-1878 гг., городским головой был избран потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии Курска, Алексей Васильевич Тихонов. Его заместителем стал Н.М. Ребиндер, а позже - А.Г Лукашев и П.Б. Чурилов, члены городской управы [7, л. 10 об - 11, 14]. После двукратных повторных выборов на 1883-1886 гг. новым городским головой избрали Сапунова Петра Петровича, купца 1-й гильдии. Он же был избран и на новый срок до 1897 г. [8, л. 42, 198-200, 223].

Городским головой в конце века избирались Григорий Иванович Лавров и Георгий Александрович Новосильцев - купцы 1-й гильдии, а Аркадий Васильевич Алехин городским головой Курска избирался трижды в 1897-1905 гг. [9, л. 121, 126, 182, 184]. Все они входили в состав Губернского по земским и городским делам присутствия.

Новые органы городского общественного управления образовывались и в уездных городах. Так, на имя курского губернатора в 1872 г. было получено высочайшее повеление «касательно введения в действие Городового Положения 1970 г.

в городах Старом Осколе и Судже и открытия новых городских дум и управ в городах Дмитриев, Льгов и Белгород» [4, л. 74]. Предстояли выборы в новые городские думы и управы в уездных городах.

Обоянское городское общество 17 сентября 1873 г. обратилось с ходатайством к курскому губернатору «о разрешении ввести в городе Обояни Городовое Положение 1870 г.» [18, л. 1]. Губернатор обратился с ходатайством к Министру внутренних дел. После рассмотрения данного обращения в МВД было получено разрешение о введение органов самоуправления в городе Обояни. Курский губернатор 14 февраля 1874 г. распорядился начать подготовку к выборам [18, л. 7].

Обоянской Городской Думе старого состава было необходимо: 1) составить списки городских избирателей в соответствии с правилами Городового Положения; 2) разделить списки на лиц трех разрядов; 3) предоставить составленные списки на утверждение губернатору, для чего в Обоянскую думу была направлена копия примерной формы разделения городских избирателей на разряды. Дума составила надлежащие списки избирателей и опубликовала их в «Курских губернских ведомостях» [18, л. 19].

Курский губернатор рассмотрел списки избирателей, утвердил их и время для созыва избирательных собраний: для первого разряда - 2 мая, для второго - 6 мая, для третьего - 11 мая [18, л. 31].

В новом составе из 33 гласных Обоянская городская дума открылась лишь 15 ноября 1874 г. На должность городского головы баллотировался купец В.Т. Бочаров, на должности членов управы - купцы Н.Е. Гладилин и Е.С. Сургучев. Дума постановила: «Означенных выше лиц как получивших достаточное количество избирательных шаров считать избранными» [18, л. 138]. А городская управа начала функционировать 21 января 1875 г. [18, л. 155], о чем и был уведомлен губернатор [18, л. 156].

Подобным образом происходило формирование новых органов самоуправления и в городе Рыльске [22, л. 1]. После утверждения трех списков рыльских избирателей были назначены сроки выборов: для первого разряда - 7 сентября, для второго -11 сентября, для третьего - 15 сентября [22, л. 7, 90].

Новая Рыльская городская дума провела выборы городского головы и членов управы 21 февраля 1874 г. Городским головой был избран уездный предводитель дворянства И.С. Коротнев, членами городской управы - почетные граждане А.А. Петренков и В.В. Боев [18, л. 288]. Однако в Курское губернское по городским делам присутствие поступила от прежнего городского головы Каменева и гласных Захватаева и Протасова жалоба на нарушения при избрании городского головы И. С. Коротнева, в которой они указывали на то, что И. С. Коротнев «не состоял в списке избирателей и при его избрании были допущены некоторые отступления от закона» [22, л. 275]. Тем не менее Рыльская городская дума подтвердила законность избрания И. С. Коротнева. Курское губернское по городским делам присутствие посчитало проведение выборов правильным, отметив при этом, что «если в означенном избрании и произошли какие-либо беспорядки, то по своему свойству они могли быть остановлены председательствующими» [22, 275].

Неодновременное введение городских дум и управ было отличительной чертой Курской губернии. Так, в Судже органы самоуправления ввели 8 ноября 1871 г. [3, л. 229, 231, 521], во Льгове - в 1873 г., в Обояни - в 1875 г. [3, л. 249].

В заштатных городах, мало отличающихся от сельской округи, вводилось упрощенное самоуправление: периодически созываемое городское собрание и выборы городского старосты, наделенного исполнительной властью [3, л. 295].

Наряду с общими органами городского самоуправления в городских центрах функционировали корпоративные сословные органы самоуправления - купеческие, мещанские и ремесленные собрания и управы. Так, из докладной записки о проведенной ревизии гурских городских присутственных мест следует, что в Белгороде в 1873 г. была «открыта мещанская управа» [20, л. 55]. Должность мещанского старосты занимал Митрофанов.

В городах Старый Оскол и Путивль существовало управление мещанского старосты «для заведования делами мещанского общества»[20, л. 68, 83-84].

В мещанских обществах существовали специальные «сборы с мещан на общественные надобности, а именно: на содержание мещанского старосты, на пересылку по почте корреспонденции Управления, на уплату недоимок за лечение в больнице, на наем писаря, сторожа и отопление помещения, занимаемого мещанским управлением» [20, л. 84].

В городах Курске, Обояни и Рыльске, помимо мещанских управ, действовали и ремесленные управы [20, л. 114-115]. Мещанские управы занимались выдачей паспортов, для регистрации которых существовали специальные книги, но, как правило, книги велись небрежно и нерегулярно. Такую же обязанность выполняли и ремесленные управы. Так, Обоянская ремесленная управа занималась выдачей полугодовых паспортов, присылаемых Обоянской городской думой. Из архивного материала видно, что обоянский мещанин В. Руденков получил паспорт и приложил об этом расписку [16, л. 280].

Мещанские и ремесленные управы не всегда соблюдали требования закона, иногда проявляли небрежность в исполнении своих обязанностей. Губернаторская ревизия 1885 г. показала, что Путивльское управление мещанского старосты проводило свои собрания без разрешения губернатора. Участники собрания не оповещались повестками, а созывались сторожем, который, по поручению старосты, ходил по домам и оповещал о сходке. Общественные приговоры мещанским старостой не подписывались и не предоставлялись на утверждение губернатору [16, л. 83]. А по делам Белгородской мещанской управы замечено, что ею не производилась оплата за содержание и пользование членов мещанского общества в иногородних больницах [16, л. 55].

Ремесленные управления занимались сбором сведений о малолетних рабочих города, вопросами о предоставлении отпусков, решали другие повседневные проблемы [20, л. 115]. Помимо этого, и мещанские, и купеческие общества занимались вопросами рекрутской повинности, проводили выборы на различные городские должности [13, л. 228]. На основе анализа приговоров купеческого и мещанского обществ можно увидеть наличие следующих городских и корпоративных должностей: 1) депутаты о поверке городских сумм - один человек из мещан; 2) сборщики казенных податей -один человек из мещан; 3) окладчики - три человека; 4) присяжные заседатели - два человека; 5) базарные старосты - один человек; 6) разводчики - два человека; 7) смотрители за выгонными землями - 5 человек; 8) смотрители для надзора за караульными от пожара - 6 человек [13, л. 7].

Надо отметить, что созвать купеческие и мещанские собрания для выборов на городские должности удавалось не всегда. Так, из рапорта обоянского купца П. Одинцова и мещанского старосты Г. Москалева следует, что «на 6 марта 1873 г. для выборов в разные городские должности... при всех усилиях собрать общества купцов и мещан города Обояни не вышло» [13, л. 4].

В городских купеческих, мещанских и ремесленных обществах имели место случаи отказа от обязанностей выборных должностей или перекладывания обязанностей с одного лица на другое. К примеру, в Рыльском купеческом обществе

присутствует просьба купца второй гильдии А. Харламова, избранного на должность присяжного, заменить его другим человеком. Свой отказ Харламов мотивирует тем, что он занимается торговлей и находится постоянно в отъездах, а «эта должность нанесет ему убыток» [23, л. 15]. Такие заявления подавались в городскую думу и от членов мещанского общества [21, л. 1, 5]. Как правило, дума их удовлетворяла.

Члены купеческих и мещанских обществ одного города могли перейти в корпоративную организацию других городских центров. Например, богатенский мещанин М. А. Колесников ходатайствовал в Курскую казенную палату о причислении его в курское мещанство. И хотя богатенское мещанское общество отказалось его увольнять из своей среды, мотивируя тем, что «он нужен в обществе для избрания в какую-либо должность», что не являлось законной и веской причиной отказа Колесникову, «со второй половины 1873 г. Колесников причисляется в Курское мещанство, а из числа мещан по заштатному городу Богатому его все-таки исключили» [14, л. 320-321].

Для перехода из мещанского общества вкупеческое необходимо было предоставить соответствующие документы, которые свидетельствовали бы о возможности такого перехода. В качестве примера укажем на рассмотрение сути вопроса обоянского мещанина П. А. Чебанова. В соответствии с прошением мещанина, «согласно представленным таблицам в уплате повинностей по мещанскому званию, Казенная Палата причислила его с 1873 г. в Обоянское второй гильдии купечество, а из числа мещан города Обояни исключила... и установила взнос Чебановым в городской доход на губернские и уездные повинности» [14, л. 291]. В соответствии с новым социальным статусом горожанина, у него появлялись новые, поступавшие в бюджет, повинности.

Таким образом, новые органы городского общественного управления во второй половине 1870-х гг. были образованы во всех городах Курской губернии. В таком виде самоуправление просуществовало до 1892 г., когда было введено новое «Городское Положение 11 июня 1892 г.», по которому структура и функции органов самоуправления были в основном сохранены. Но коренным образом менялся характер отношений между администрацией и органами самоуправления, усиливалась опека над ними, их самостоятельность фактически сводилась на нет.

Каждое действие городских дум находилось под контролем администрации. Городской голова обязан был представлять губернатору и списки вопросов, планируемых к рассмотрению на заседании думы, и копии всех ее постановлений. Управы получают новый статус, право осуществлять полномочия городских дум. Фактически исполнительная власть попадает в полную зависимость от административной. В соответствии со ст. 89, рассмотрение вопросов на очередном заседании думы, не состоявшемся дважды из-за неприбытия положенного числа гласных, заменялось докладами управы с ее заключениями губернатору, и «те из них, с коими он не встретит препятствия согласиться, направляются к исполнению» [43]. Таким образом, доклады управы вполне подменяли постановления думы.

Городовым положением предусматривались две формы общественного управления: в полном объеме и в упрощенном виде. Форма самоуправления определялась такими характеристиками: финансовым состоянием городов, численностью населения, преимущественным характером занятий населения, уровнем развития торговли и промышленности. Инструкция предписывала до окончания года предоставить в МВД мотивированные обоснования о необходимости введения полной или упрощенной формы общественного управления с учетом расходов на оплату должностных лиц управления, выделения средств на содержание полиции и пожарного имущества и т. д. На губернские города упрощенная форма не распространялась.

В соответствии с представленным циркуляром, МВД направило в Курское по городским делам присутствие инструкцию о введении в городах Курской губернии нового «Городового Положения от 11 июня 1892 г.». По инструкции предусматривалось введение упрощенного управления в целом ряде уездных центров. Так, из документа следовало, что его необходимо ввести в городах: Льгове, Новом Осколе, Тиму, Мирополье, Хотмыжске и Богатом. Это означало, что взамен думы созывалось собрание городских уполномоченных в количестве 12-15 человек, которых избирал сход местных домохозяев из числа лиц, владеющих недвижимым имуществом, оцениваемым не менее чем в 100 рублей. Собранию уполномоченных рекомендовалось по усмотрению губернатора избирать городского старосту, в зависимости от наличия средств, с одним или двумя помощниками [10, л. 1].

Упрощенные общественные управления утрачивали право участвовать в издании «обязательных постановлений», составлять и изменять планы городов, осуществлять надзор за производством торговли. Кроме того, на городского старосту возлагалось исполнение обязанностей мещанского старосты. В остальных городских центрах губернии структура самоуправления осталась на прежнем уровне.

Подводя итог, отметим, что с принятием Городового положения 16 июня 1870 г. в городах Курской губернии учреждалась новая структура органов самоуправления: в губернском городе по городским делам - присутствие, городская дума и управа. В уездных городских поселениях - только городские думы и управы, в заштатных городах - собрание уполномоченных и городской староста с помощниками.

Избрание новых общественных органов местной власти по Положению 1870 г. осуществлялось не одновременно, в первую очередь из-за финансовых проблем оно завершилось в городах Курской губернии только к 1875 г.

Наряду с общими органами самоуправления в городских уездных центрах действовали дворянские, купеческие, мещанские и ремесленные органы местной власти.

После введения органов самоуправления по реформе от 11 июня 1892 г. кардинальных изменений в их структуре не произошло. Однако в целом ряде уездных и во всех заштатных городах губернии вводилось упрощенное управление: вместо думы - собрание уполномоченных, вместо городского головы - староста, осуществляющий полномочия управы.

Городское самоуправление после 1892 г. находилось под полным контролем администрации. Городской голова, староста, дума, управа и собрание уполномоченных подчинялись губернатору, находились на государственной службе: в обязательном порядке согласовывали все свои действия и постановления с губернаторской властью и осуществляли свои полномочия только после утверждения их губернатором. Отчитывались ему о своих решениях, при этом являлись на работу в мундирах определенной формы, в соответствии со своей классностью по службе.

Подобная структура городского самоуправления сохранилась до 1917 г. и была ликвидирована со сменой самодержавной власти.

1. ГАКО. Ф. 1

2. ГАКО. Ф. 1

3. ГАКО. Ф. 1

4. ГАКО. Ф. 1

5. ГАКО. Ф. 1

6. ГАКО. Ф. 1

7. ГАКО. Ф. 1

8. ГАКО. Ф. 1

Оп. 1. Д. 9195.

Оп. 1. Д. 1811

Оп. 1. Д. 1863

Оп. 1. Д. 1864

Оп. 1. Д. 1874

Оп. 1. Д. 1881

Оп. 1. Д. 2256

Оп. 1. Д. 2737

9. ГАКО. Ф. 1. Оп. 1.Д. 3742.

10. ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 34.

11. ГАКО. Ф. 54. Оп. 1. Д. 48.

12. ГАКО. 195. Оп.1. Д. 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. ГАКО. Ф. 228. Оп. 1 . Д. 740.

14. ГАКО. Ф. 228. Оп. 1 . Д. 757.

15. ГАКО. Ф. 228. Оп. 1 . Д. 782.

16. ГАКО. Ф. 228. Оп. 1 . Д. 827.

17. ГАКО. Ф. 228. Оп. 1 . Д. 1913

18. ГАКО. Ф. 230. Оп. 1 . Д. 1.

19. ГАКО. Ф. 230. Оп. 1 . Д. 36.

20. ГАКО. Ф. 294. Оп. 1 . Д. 962.

21. ГАКО. Ф. 299. Оп. 1 . Д. 1052

22. ГАКО. Ф. 299. Оп. 1 . Д. 1147

23. ГАКО. Ф. 299. Оп. 1 . Д. 1174

24. ГАКО. Ф. 299. Оп. 1 . Д. 1184

25. ГАКО. Ф. 299. Оп. 1 . Д. 1191

26. ГАКО. Ф. 299. Оп. 1 . Д. 1210

27. ГАКО. Ф. 299. Оп. 1 . Д. 1211

28. Городские поселения в Российской империи. Т. III. СПб.: Тип. Общественная польза, 1863.

680 с.

29. Из истории Курского края. Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1965. 408 с.

30. Курск: Очерки истории города. Воронеж: Центр.-Черноз. кн. изд-во, 1975. 279 с.

31. Солодкин Я.Г. К истории возрождения курской крепости в конце XVI века // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород: Изд-во БелГУ, 1998. С. 8-9.

32. Солодкин Я.Г. О времени основания и первоначальном положении Белгорода // Проблемы исторической демографии и исторической географии Центрального Черноземья и Запада России. М.Брянск: Изд-во Брянского гос. пед. ун-та, 1994. С. 29-34.

33. Солодкин Я.Г. К истории основания городов-крепостей на южной окраине России в конце XVI в. // Непобедимые сыны Отечества. Курск: КГПУ, 2003. С. 135-138.

34. Терещенко А.А. Социально-экономическое развитие провинциального города Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века. Курск: КГПУ 2003. 222 с.

35. Краткий очерк Курской губернии. СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1900. 23 с.

36. Кулегаев И. Краткое описание Курской губернии. Харьков: Тип. Г.Б. Молчадского, 1903.

56 с.

37. МироновБ.Н. Русский город в 1740-1860-е годы. Л.: Наука,1990. 271 с.

38. Рашин А.Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). Статистические очерки. М.: Госстатиздат, 1956. 352 с.

39. Семенов П. Географо-статистический словарь Российской империи. Т. 2. Курская губерния. СПб.: Тип. В. Безобразова и Комп., 1865. 898 с.

40. Семенов П.П. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. Среднерусская Черноземная область. Т. 2. СПб.: Изд-е А.Ф. Девриена, 1902. 717 с.

41. Семенов-Тян-Шанский В.П. Город и деревня в Европейской России: Очерк по экономической географии. СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1910. 212 с.

42. ПСЗРИ. № 48498 от 16 июня 1870 г. Городовое положение. Т. 45. СПб.: Тип. 2-го Отделения Собств. Е.И.В. Канцелярии, 1874.

43. ПСЗРИ. № 8708 от 11 июня 1892 г. Городовое Положение. Т. 12. СПб.: Гос. тип., 1895.

44. Терещенко А.А. Города Центрального Черноземья и их население во второй половине XIX -начале XX века. Курск: КГУ, 2009. 199 с.

45. Терещенко А.А. Социально-экономическое развитие провинциального города Центрального Черноземья во второй половине XIX - начале XX века. Курск: КГПУ, 2003. 222 с.

46. Черкашина Г.Д. Хотмыжск - крепость Белгородской засечной черты // Юг России в прошлом и настоящем: история, экономика, культура. Белгород: Изд-во БГПУ им. М.С. Осьминского, 1996. С. 37-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.