Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях производственной практики как фактор формирования конкурентоспособного выпускника'

Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях производственной практики как фактор формирования конкурентоспособного выпускника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Л. М., Куликов Л. М.

Проблема организации самостоятельной работы студентов (СРС) рассматривается как часть непрерывного многоуровневого образования и приобретает особую актуальность в условиях реализации стандартов третьего поколения. В статье приведены задачи, принципы организации и виды СРС, педагогические условия эффективности ее осуществления. Показаны итоги проведения оценки СРС по выделенным критериям, которые подтверждают взаимосвязь с повышением уровня качества профессиональной компетентности студентов, позитивно влияющие на конкурентоспособность выпускников. Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе производственной практики средних и высших образовательных учреждений физической культуры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Л. М., Куликов Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов вуза в условиях производственной практики как фактор формирования конкурентоспособного выпускника»

УДК 378.14

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО

ВЫПУСКНИКА

Л.М. Куликова, доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликов, доктор педагогических наук, профессор Уральский государственный университет физической культуры,

г. Челябинск, Россия

HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS STUDENTS' INDEPENDENT WORK DURING PRACTICAL TRAINING AS A FACTOR OF PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION

L. M. Kulikova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor L M. Kulikov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia

e-mail: otdelpractika@yandex. ru

Ключевые слова: профессиональная компетентность, конкурентоспособность, студенты, педагогические условия.

Аннотация. В условиях рыночной экономики выпускники вузов должны быстро адаптироваться к новым условиям труда и самостоятельно принимать решения по многим вопросам профессиональной деятельности, вырабатывать такие решения студентам во многом помогает самостоятельная работа во время обучения в вузе, поэтому требования к личным качествам современного студента (самостоятельное пополнение и обновление знаний, самостоятельный поиск необходимого и анализ полученного материала, творческий подход к решению поставленных задач) являются одним из важнейших в настоящее время в высшей школе. Проблема организации самостоятельной работы студентов (СРС) рассматривается как часть непрерывного многоуровневого образования и приобретает особую актуальность в условиях реализации стандартов третьего поколения.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование в режиме online, методы математической статистики.

Материал. В статье приведены задачи, принципы организации и виды СРС, педагогические условия эффективности ее осуществления. Показаны итоги проведения оценки СРС по выделенным критериям, которые подтверждают взаимосвязь с повышением уровня качества профессиональной компетентности студентов, позитивно влияющие на конкурентоспособность выпускников.

Результат. Исследование показало, что самостоятельная работа студента в условиях производственной практики - это вид учебной деятельности обучающегося, направленный на воспитание активности, осознанное саморазвитие, рациональное приобретение новых качеств и навыков, полезных в профессиональной, научно-исследовательской и творческой деятельности.

Самостоятельная работа студентов в условиях производственной практики способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, творческого

отношения к труду, ответственности за принимаемые решения. При этом самостоятельная работа требует наличия у студентов общеучебных умений, предусматривающих умение планировать эту работу, точно ставить систему задач, выделять из них главные, умело выбирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, анализировать итоги работы, оперативно вносить коррективы. Возрастание доли самостоятельной работы студентов в процессе производственной практики характерно для всех вузов и является устойчивой тенденцией.

Заключение. В процессе самостоятельной работы происходит приобретение знаний, формирование компетенций в профессиональной, научно-исследовательской и творческой деятельности, развитие устойчивого интереса к выбранной профессии, формирование ясного представления себя и своих полномочий в будущей деятельности. Это обеспечивает не только повышение качества профессиональной подготовки, но и обусловливает высокую конкурентоспособность бакалавров и магистров в области физической культуры

Полученные результаты исследования могут быть использованы в процессе производственной практики средних и высших образовательных учреждений физической культуры.

Keywords: professional competence, competitiveness, students, pedagogical conditions.

Annotation. In terms of market economy the graduates of higher educational establishment must quickly accustom to new conditions of work and be able to make decisions concerning the professional activity independently. Independent work during the study in a higher educational establishment helps the students to make such decisions,that is why the demands to a modern student's personal qualities (independent knowledge renewal, independent material search and analysis, creative way of problems solving) are the most important nowadays in high school. The problem of students' independent work organization (SIW - students' independent work) is viewed as a part of continuous multilevel education and obtains special concern especially in case of the third generation educational standards realization.

Research methods: scientific literature analysis, pedagogical experience summarizing, survey, testing online, mathematical statistics methods.

Research materials. The aims, principles of organization and the kinds of students' independent work, pedagogical conditions of its effective fulfillment are discussed in the article. Final results of students' independent work (SIW) evaluation according to chosen criteria are also viewed in the article. The results confirm the interconnection of students' independent work and students' professional competence level has positive influence on graduates' competitiveness.

Results. The research showed that students' independent work during the practical training is a kind of educational activity of a student directed at activity development, deliberate self-development, rational gaining of new qualities and skills necessary in a professional, research and creative activity.

Students' independent work during the practical training provides independence, cognitive activity, creative thinking and responsibility for making decisions. Independent work demands general studying skills, such as the ability to plan the work, to pose problems precisely, define the most important of them, choose the ways of effective problems solution, analyse the results of the work, correct. The increase of the part of independent work during the practical training is common to all higher educational establishments and is a steady tendency.

Conclusion. The process of students' independent work helps to obtain knowledge, to form competences in professional, research and creative activity, to develop a steady interest in a chosen profession, to form a clear idea of oneself and ones authorities in a future activity. This provides not only a high quality ofprofessional training but also a high level of competitiveness of bachelors and holders of a master's degree in the sphere ofphysical culture.

The obtained research results may be used in the process of practical training in secondary and higher educational establishments of physical culture.

Введение. В период коренных перемен в жизни общества роль высшей школы возрастает, прежде всего, в плане качественной профессиональной подготовки бакалавров и магистров. В условиях рыночной экономики выпускники вузов должны быстро адаптироваться к новым условиям труда и самостоятельно принимать решения по многим вопросам профессиональной деятельности. В частности, в спорте высших достижений побед добиваются те, кто находит свои инновационные пути и методы, отличные от других. Вырабатывать такие решения студентам во многом помогает самостоятельная работа во время обучения в вузе.

Требования к личным качествам современного студента (самостоятельное пополнение и обновление знаний, самостоятельный поиск необходимого и анализ полученного материала, творческий подход к решению поставленных задач) являются одним из важнейших в настоящее время в высшей школе.

Самостоятельная учебная деятельность студентов активно исследуется как составная часть непрерывного и многоуровневого образования (Т.А. Воронова, И.Л. Наумченко); как средство индивидуализации обучения студентов (В.А. Бессонова, Н.В. Кузьмина, Р.Ф. Жуков, Ю.Н. Параходов, Л.Б.Сосновская); разрабатывается проблема управления самостоятельной учебной деятельностью (Н.Ф. Талызина, А.А. Реан, А.М. Гасанов, Е.В. Гапон, О.Л. Карпова).

Основоположниками исследования самостоятельной учебной деятельности учащихся в отечественной дидактике являются Ю.К. Бабанский, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый и др.

Термин «самостоятельная работа» используется в литературе в различных дефинициях:

- способ индивидуализации обучения (В.А. Курчатов, В.Р. Ризаев, В.Глявин, В.А. Ермаков);

- специфическая форма организации учебного процесса (В. А. Беликов);

- форма групповой работы студентов под руководством преподавателя (А.Я.Найн);

- средство и компонент творческой познавательной активности (В.П. Тарантей, В.М. Рогинский), ориентированный на формирование умений и навыков интеллектуального труда, углубление профессиональных знаний, развитие приёмов НИР (А.М. Дорошкевич, С.Н. Зайцева, Э.А. Шеуджен).

Самостоятельная работа способствует формированию профессиональной компетентности, обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля.

Наше исследование показало, что самостоятельная работа студента в условиях производственной практики - это вид учебной деятельности обучающегося, направленный на воспитание активности, осознанное саморазвитие, рациональное приобретение новых качеств и навыков полезных в профессиональной, научно-исследовательской и творческой деятельности.

Переход на двухуровневую систему образования предполагает значительное увеличение доли самостоятельной работы студента. Это требует внедрения в практику учебных программ с повышенной долей самостоятельной работы, новых подходов к организации разнообразной самостоятельной деятельности, внедрения нетрадиционных педагогических технологий.

Организация СРС в период производственной практики рассматривается нами как система мер по воспитанию активности и самостоятельности, приобретению навыков рационально приобретать полезную информацию, использовать ее в профессиональной деятельности. Все это позволяет рассматривать самостоятельную работу, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующей активность, самостоятельность, познавательный интерес, с другой - как основу для самообразования, самосовершенствования, толчок к

дальнейшему развитию профессиональных компетенций в условиях максимально приближенных к профессиональной деятельности [2; 3].

Основными задачами организации СРС в условиях производственной практики являются следующие:

- развитие познавательной активности;

- формирование профессиональных компетенций;

- формирование устойчивого интереса к выбранной профессии;

- развитие ответственности за принимаемые решения;

- развитие творческого отношения к труду.

Основные принципы организации СРС в условиях производственной практики:

- принцип прообраза будущей профессиональной деятельности;

- самоорганизации;

- индивидуализации;

- опоры на базовые знания;

- интеграции теории с практикой;

- опережающего обучения;

- обратной связи;

- внешнего контроля и самооценки;

- научности;

- доступности.

Рассмотрим два, на наш взгляд, наиболее важных принципа.

Первый принцип - принцип прообраза будущей профессиональной деятельности студентов. Он преследует определенную цель: развитие высокого уровня владения профессиональными компетенциями начиная с первой ступени высшего образования. Система обучения в вузе, на наш взгляд, должна быть подчинена данному основополагающему принципу. Это создает возможность, а главное - потребность продуктивного мышления и творческой деятельности студента, углубляет диалоговую форму общения преподавателя-методиста и студента. Реализация данного принципа - это оптимально организованная производственная практика, которая проводится в реальных условиях профессиональной деятельности.

Второй принцип - принцип самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов. Заданная модель работника отрасли физической культуры - это своеобразная роль студента. Именно воплощением в жизнь этого принципа достигается эффект взаимокомпенсаторной активности студента и преподавателя-методиста. Поскольку самоорганизация как таковая не приемлет раз и навсегда заданные схемы, постольку рассматриваемый принцип позволяет оперативно оценивать степень реализации заданной цели и проводить экспресс-корректировку целей и задач профессионального становления каждого студента в соответствии с его потребностями и определенным качеством овладения профессиональными компетенциями.

Целью СРС в условиях производственной практики является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными компетенциями, опытом творческой работы, исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студентов в условиях производственной практики способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, творческого отношения к труду, ответственности за принимаемые решения. При этом самостоятельная работа требует наличия у студентов общеучебных умений, предусматривающих умение планировать эту работу, точно ставить систему задач, выделять из них главные, умело выбирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, анализировать итоги работы, оперативно вносить коррективы [1, с. 112]. Поэтому не случайно самостоятельная работа в период производственной практики является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной

деятельностью студентов. При этом происходит выполнение различных заданий производственного, исследовательского и творческого характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства.

Структурно самостоятельную работу студентов в процессе производственной практики мы подразделяем на две части: работа, организуемая преподавателем-методистом в рамках выполнения программы практики, и работа, выходящая за пределы освоения данной программы - выполнение студентами творческих и проектных заданий для участия в конкурсах и конференциях, организация многообразных форм спортивных состязаний.

К первому виду можно отнести производственную и научно-исследовательскую, а ко второму - творческую работу. Эти виды СРС взаимосвязаны и взаимообусловлены. Безусловно, центральное место занимает производственная самостоятельная деятельность.

В производственной самостоятельной деятельности студент (бакалавр и магистр) развивает профессиональные компетенции в следующем:

- подготовке и проведении уроков ФК, УТЗ, лекций, практических занятий;

- подготовке методического материала для учебного процесса;

- проведении педагогического анализа уроков, УТЗ, лекций, практических занятий сокурсников и специалистов баз практики;

- подготовке пакета документов для проведения соревнований (план подготовки и проведения соревнований, положение, смета, отчет);

- подготовке и проведении физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы;

- подготовке и проведении мероприятий по воспитательной работе в классе, школе, группе, ДЮСШ;

- ежедневной рефлексии производственной деятельности в дневнике практиканта и за период практики в целом;

- подготовке и защите результатов практики (доклад, презентация, публичное выступление) и участии в ней.

В научно-исследовательской самостоятельной деятельности студент приобретает компетенции в работе со специальной и научной литературой; проведении и оформлении материалов научного эксперимента; анализе, оценке и интерпретации результатов экспериментальной работы; подготовке статьи к научной конференции; публичном выступлении с обязательной презентацией по проблеме исследования; подготовке глоссария по разрабатываемой научной проблеме; написании рецензии на научную статью по проблеме исследования.

Производственная и научно-исследовательская работа имеют, в основном, образовательное назначение и формируют профессиональные компетенции будущего специалиста физической культуры.

В творческой самостоятельной работе студент проявляется как интеллектуальная личность в участии в конкурсах профессионального мастерства («Педагогический дебют», «Шаг в профессию», «Теория - практике»); участии в конкурсе на лучшую отчетную документацию (конкурс проводится на 5-ти курсах); участии в конкурсе «Пропаганда здорового образа жизни, формирование антинаркотического мировоззрения среди детей и подростков» (для студентов 3-4 курсов); участии в научно-практических конференциях вузовского, регионального и всероссийского масштабов (5 конференций в год проводится отделом производственной практики); разработке и реализации творческих проектов «Здоровый образ жизни - национальная безопасность страны», «Спорт начинается с игры», «Спортивное лето» и совместно с отрядом «Старт» - «Выходи во двор, поиграем», «Беги за мной».

В ходе производственной практики преподаватель-методист еженедельно проводит методические занятия по выполнению конкретных заданий, критериям оценки качества выполняемой работы, срокам выполнения и формам контроля самостоятельной профессиональной деятельности.

Необходимо отметить, что от 34% до 60% студентов проходит производственную практику по месту будущей деятельности. Следовательно, спрос работодателей на будущего специалиста возникает еще до окончания вуза, что подтверждает конкурентоспособность этого специалиста.

Востребованность профессиональных услуг выпускников УралГУФК проявляется еще и в том, что на протяжении последних лет ни один выпускник не воспользовался услугами службы занятости населения. На это указывает анализ материалов данной службы, а также то, что в адрес университета не получено ни одной рекламаций в профессиональной непригодности молодого специалиста.

Итак, до 60% студентов выезжают на практику по месту будущей деятельности, до 30% студентов обучаются по индивидуальному графику. К этой категории можно отнести и 20% студентов, обучающихся на заочном отделении. С такими студентами самостоятельная работа организуется в интерактивной форме, предусматривающей блоки заданий по неделям практики. Проверка заданий организуется в режиме online посредством специальных средств общения в сети Интернет между преподавателем-методистом, научным руководителем магистра, или курсовым руководителем и студентом-практикантом, либо средствами электронной почты.

В процессе практики мы провели анкетирование 138 студентов 3 и 4 курсов направления «Физическая культура». Они отвечали на вопрос «Сколько часов в день Вы используете на самостоятельную работу в процессе практики?». И получили следующие данные (табл. 1).

Таблица 1

Затраты студентов на самостоятельную работу в процессе производственной практики (в день)

Студенты СРС в день в часах

2 3 4 5 6 7 8

Количество студентов 18 43 43 0 15 11 8

Количество студентов в % 13 31,2 31,2 0 10,9 7,9 5,8

На основе анализа данных таблицы 1 мы можем отметить, что 62,4% студентов использует на СР 3-4 часа, 24,6% - от 6-8 часов и 13% - по 2 часа в день. Таким образом, подавляющее число респондентов затрачивают на самостоятельную работу 18-24 часа в неделю. ФГОС предписывает затраты на СРС не менее 18 часов в неделю. Лишь 13% студентов не в полной мере выполнили этот норматив - 12 часов. Остальные студенты ( 24,6%), проявляя инициативу и активность, превышают норматив занятости самостоятельной работой.

Для эффективности организации СРС осуществляется ряд педагогических условий. Первым условием является методически рациональная организация работы. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем-методистом. Если в условиях производственной практики на втором и третьем курсах преподавателю-методисту принадлежит активная созидательная позиция, а студент-практикант чаще всего является ведомым, то на четвертом курсе и в магистратуре эта последовательность деформируется в сторону активности студента работать самостоятельно, стремиться к самообразованию [2, с. 135-136].

Вторым условием эффективности самостоятельной работы студентов является развитие профессиональной компетентности преподавателей-методистов. При этом важно отметить, что самостоятельная деятельность студентов опосредована компетентностью

преподавателей-методистов [2, с.125]. Поэтому, говоря о высокой квалификации выпускников, необходимо решать задачи по профессиональному самосовершенствованию преподавателей-методистов:

— постоянно осмысливать и осваивать профессиональный язык общения со студентами;

— накапливать и обобщать индивидуальный опыт по руководству самостоятельной деятельностью студентов-практикантов;

— вести методическую работу со студентами;

— заниматься научно-педагогическим самообразованием;

— использовать путь сотрудничества со студентами, учитывая их потребности и создавая условия для самостоятельной деятельности.

Развитию профессиональной компетентности преподавателей-методистов способствует участие в работе «Школы методиста», деятельность которой направлена на решение актуальных проблем в профессиональной деятельности преподавателей-методистов.

Третьим условием является обеспечение студентов необходимыми методическими материалами. В условиях производственной практики особая роль принадлежит программе практики, которая является главным механизмом конкретного вида практики, определяющим содержание образования производственной практики, организацию, нормирование нагрузки студентов и обеспечивающим методическое сопровождение. Студентам предоставляется возможность пользоваться библиотекой вуза, отдела производственной практики и методического кабинета базовой организации, которые располагают большим объемом специальной, учебной, учебно-методической литературы. При подготовке к видам производственной практики действуют педагогические лаборатории: «Лаборатория педагогического конструирования», «Лаборатория проектирования профессиональной деятельности», «Педагогическая мастерская «Орленка», обеспечивающие студентов методическими материалами, необходимыми при осуществлении профессиональной деятельности.

В процессе практики организуется дистанционное консультационно-методическое сопровождение, которое включает 4-6-10 методических консультаций (по количеству недель практики) по содержанию практики, требованиям к ее организации и прохождению, оформлению результатов профессиональной, научной, творческой деятельности, подготовке к публичной защите практике.

Особо следует отметить возможность студентов получать персональную консультацию курсового руководителя в режиме online с использованием программ Skype, online ресурсов систем yandex.ru, mail.ru. Данная форма особенно актуальна для студентов, обучающихся по заочной форме, индивидуальному графику и проходящих практику по месту будущей деятельности.

Четвертым условием эффективности СРС в условиях производственной практики является контроль за качеством СРС в процессе профессионального становления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контроль результатов СР практикантов осуществляется в процессе производственной практики в соответствии с программой, разделом № 2 «Структура и содержание производственной практики» по балльно-рейтинговой системе [3, с.12-18]. Он проводится одновременно с текущим контролем и при осуществлении итогового контроля по производственной практике.

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студента-практиканта являются следующие:

1. Уровень владения профессиональными компетенциями.

2. Уровень сформированности конструктивных, прогностических,

рефлексивных умений.

3. Качество оформления отчетных материалов в соответствии с требованиями.

4. Уровень владения компьютерными технологиями.

5. Проявление творческого подхода к самостоятельной профессиональной деятельности.

6. Уровень ответственности за свою самостоятельную профессиональную деятельность, самоорганизацию самостоятельной познавательной деятельности. Осуществление контроля помогает студенту методически правильно, с

минимальными временными затратами освоить теоретический материал, овладеть профессиональными умениями решения определенных практических задач, проявить творческое и ответственное отношение к своей деятельности.

Результаты и их обсуждение. По результатам производственной практики мы получили следующие данные (таблица 2).

Таблица 2

Оценка результатов СРС_

Уровни владения Показатели по критериям СРС

1 2 3 4 5

Оптимальный 62,8 76,7 44,45 72,0 83,7 27,2

Допустимый 32,2 20,9 44,45 28,0 13,9 56,6

Критический 5,5 2,4 11,1 - 2,4 16,2

Недопустимый - - - - -

Из 138 студентов, осуществлявших СР в процессе производственной практики, от 2,4 до 16,2% показали критический уровень по выделенным критериям. Остальные 83,8% имеют оптимальный и допустимый уровни, что является подтверждением эффективности организации СРС в условиях производственной практики и качества компетентности будущих работников отрасли физической культуры и спорта.

Вывод. Возрастание доли самостоятельной работы студентов в процессе производственной практики характерно для всех вузов и является устойчивой тенденцией. В процессе самостоятельной работы происходит приобретение знаний, формирование компетенций в профессиональной, научно-исследовательской и творческой деятельности, развитие устойчивого интереса к выбранной профессии, формирование ясного представления себя и своих полномочий в будущей деятельности. Это обеспечивает не только повышение качества профессиональной подготовки, но и обусловливает высокую конкурентоспособность бакалавров и магистров в области физической культуры.

Литература

1. Анисимова, В. А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: дис.......канд. пед. наук / В. А. Анисимова: УралГАФК. - Челябинск, 2003. - 178 с.

2. Куликова, Л.М. Профессиональная подготовка студентов вуза физической культуры: монография / Л.М. Куликова. - Челябинск: УралГУФК, 2012. - 269 с.

3. Куликова, Л.М. Профессионально-ориентированная практика бакалавров направления «Физическая культура» в ДЮСШ / Л.М. Куликова. - Челябинск, Уральская академия, 2011. - 48 с.

Bibliography

1 Anisimova, V.A. Physical culture University students' readiness for self-education formation: thesis of the candidate of pedagogics / V.A. Anisimova : Ural State Academy of Physical Culture. - Chelyabinsk, 2003. - 178 p.

2 Kulikova, L. M. Physical culture University students' professional training: monograph / L. M. Kulikova. -Chelyabinsk: Ural State University of Physical Culture, 2012. - 269 p.

3 Kulikova, L. M. Bachelors' of the specialty "Physical Culture" professionally oriented practice in children and youth specialized sport schools / L. M. Kulikova. - Chelyabinsk, Ural Academy, 2011. - 48 p.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.