Научная статья на тему 'Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов бакалавриата (направление подготовки «Лингвистика»)'

Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов бакалавриата (направление подготовки «Лингвистика») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
382
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / РЕКОНСТРУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПОРТФОЛИО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рашидова Зарема Джаруллаховна

. Цель. Определить роль и место инновационных образовательных технологий в подготовке бакалавров-лингвистов. Методы. Анализ педагогической литературы, наблюдение. Результаты. Задания для СРС репродуктивного уровня (работа по образцу) предполагают решение задач на воспроизведение знаний, умений. Выводы. Использование инновационных подходов в организации самостоятельной работы студентов активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, положительно влияет на мотивацию студентов к учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рашидова Зарема Джаруллаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов бакалавриата (направление подготовки «Лингвистика»)»

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 3. 2016

Педагогические науки / Pedagological Sciences Оригинальная статья / Original Article УДК 378.1 / UDC 378.1

Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов бакалавриата (направление подготовки «Лингвистика»)

© 2016 Рашидова З. Д.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства,

Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ. Цель. Определить роль и место инновационных образовательных технологий в подготовке бакалавров-лингвистов. Методы. Анализ педагогической литературы, наблюдение. Результаты. Задания для СРС репродуктивного уровня (работа по образцу) предполагают решение задач на воспроизведение знаний, умений. Выводы. Использование инновационных подходов в организации самостоятельной работы студентов активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, положительно влияет на мотивацию студентов к учебной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, инновационные образовательные технологии, интерактивное обучение, кейс-технологии, компетенции, репродуктивный уровень самостоятельной работы, реконструктивный уровень самостоятельной работы, эвристический уровень самостоятельной работы, творческий уровень самостоятельной работы, портфолио.

Формат цитирования: Рашидова З. Д. Инновационные подходы к организации самостоятельной работы студентов бакалавриата (направление подготовки «Лингвистика») // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 3. С. 94-97.

Innovative Approaches to Organization of the Undergraduate Students' Independent Work (Direction of Preparation "Linguistics")

© 2016 Zarema D. Rashidova

Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT. Aim. The author of the article describes the role and the place of innovative educational technologies in training of bachelors-linguists. Methods. Analysis of pedagogical literature, observation. Results. The tasks of the organization of students' independent work include the solution of problems of reproduction of knowledge, skills. Conclusions. The use of the innovative forms in organization of students' independent activity helps to form cognitive activity, reveals creative opportunities, and has a positive effect on motivation of the students for the learning process.

Keywords: independent work, innovative educational technologies, interactive training, case technology, competences (expertise), reproductive level of independent work, reconstructive level of independent work, heuristic level of independent work, creative level of independent work, portfolio.

For citation: Rashidova Z. D. Innovative Approaches to Organization of the Undergraduate Students' Independent Work (Direction of Preparation "Linguistics"). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016. Vol. 10. No. 3. Pp. 94-97. (In Russian)

Одними из современных инновацион- ся средства информационных и коммуни-ных образовательных технологий являют- кационных технологий, которые играют

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

важную роль при подготовке бакалавров-лингвистов.

Переход к новому социально-экономическому жизненному укладу, усиление процессов демократизации и гуманизации, переход к личностно-ориентированной парадигме обучения и воспитания, распахнувшие перед педагогом дверь в мир инноваций и новых образовательных технологий и парадигм, одновременно актуализировал множество проблем и вопросов, на которые до настоящего времени не получены четкие ответы.

Практика показывает, что наиболее остро стоят вопросы, связанные с попыткой объяснения того, каким быть высшему образованию в XXI веке, как необходимо готовить специалиста в соответствии со стандартами третьего поколения, что будет способствовать максимальной реализации компетентностного подхода в подготовке будущих специалистов, какие инновационные образовательные технологии станут основополагающими при организации самостоятельной работы студентов и т. д.

В вузе необходима целенаправленная работа по созданию условий, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса. Среди таких условий можно выделить внедрение инновационных образовательных технологий в учебный процесс и подготовку преподавателей вуза к их повсеместному использованию. И если в профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы наряду с традиционными будут широко применяться инновационные образовательные технологии, то это позволит эффективно реализовать компетентностный, практикоориентированный и профессионально-личностный подходы.

Обращение к инновационным психолого-педагогическим технологиям в процессе подготовки конкурентоспособной личности будущего специалиста не является случайным. Исследователи в качестве основных выделяют такие основные их признаки, как диалогичность мышления, наличие обратной связи, принудительная активация мышления и поведения, повышенная эмоциональность, рефлексия, которые позволяют изменить содержание образовательного процесса и позицию студентов в этом процессе. Практика показывает, что использование инновационных психолого-педагогических технологий позволяет из-

менить не только отношение студентов к совместной работе в диаде «преподаватель-студент», но и к самостоятельной работе, повысить качество ее выполнения.

Известно, что в стандартах третьего поколения самостоятельной работе студентов придается особое значение, она рассматривается в качестве важной составляющей учебного процесса. Усиление роли самостоятельной работы в подготовке будущих специалистов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе. Сегодня образовательный процесс должен строиться так, чтобы у студентов как взаимосвязанные развивались, с одной стороны, способности к самообразовательной деятельности (умение учиться самостоятельно), с другой стороны, способности к саморазвитию, самореализации, успешной социализации, которые обеспечивают успешную адаптацию не только в профессии, но и в других сферах деятельности.

Поставленные задачи можно решать достаточно продуктивно, если преподаватель при разработке материалов для самостоятельной работы студентов (СРС) будет использовать задания разноуровневого плана. В частности, сегодня достаточно популярны задания, которые имеют репродуктивный, реконструктивный, эвристический и творческий характер. Проведем подробный анализ характеристик основных видов и форм отчетности самостоятельной работы, имеющих разные уровни сложности.

Так, задания для СРС репродуктивного уровня (работа по образцу) предполагают решение задач на воспроизведение знаний, умений. Все данные для нахождения искомого, а также сам способ выполнения задания представлены явно в самом задании или в соответствующем алгоритме решения (инструкции). К ним можно отнести выполнение тестовых заданий (открытые, закрытые, на логическую последовательность, на соответствие), компьютерное тестирование, выполнение тренировочных упражнений по заданному алгоритму, составление методических разработок по образцу; выполнение заданий по компьютерным программам-тренажерам, составление словаря основных терминов, составление библиографии и обзора основных первоисточников. В качестве форм отчетности выступают выполненные тестовые задания, методическая разработка, словарь терминов, библиографический указатель и т. д.

••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 3. 2016

••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 3. 2016

Характерным признаком реконструктивного уровня СРС является то, что в самом задании сообщается общая идея решения, а студенту необходимо развить ее в конкретный способ или способы применительно к условиям задачи. Студент соотносит задание с другими, уже известными ему. При этом главное - актуализация имеющихся знаний, умение отбирать и привлекать необходимые знания для решения задачи. Основными видами заданий в рамках этого вида работы выступают написание резюме по прочитанной лекции (статье, книге, методической разработке и т. п.), аннотации к статье, сценарию мероприятия, учебно-методическому материалу; составление логической опорной схемы конспектов, докладов, хронологических таблиц, адресов передового опыта (инноваций), классификаторов, выбор из предложенных или самостоятельная разработка алгоритмов, способов решения поставленной задачи и др. Формами отчетности могут стать резюме, рецензия, аннотация, логическая схема, конспект, доклад, сводная таблица, справочник адресов передового опыта, реферат, аналитический отчет.

Самостоятельная работа студентов эвристического уровня предполагает создание нестандартных ситуаций, решение нетиповых задач. В ее основе - поиск, догадка, формулирование и реализация идеи решения. Однако поиск имеет частичный характер, необходимый лишь для выполнения какого-либо фрагмента общего задания. Это могут быть такие задания, как составление аналитической справки, разработка компьютерных моделей, анализ и решение проблемных ситуаций, задач, подбор диагностических средств, их апробация и выработка полеченных данных, решение предложенных кейсов, составление моделей соотношения «доминантных» понятий к теме курса, разработка планов, конспектов, сценариев к предложенной теме соответствующего мероприятия, выполнение заданий с применением арт-технологий (биб-лио-, изо-, музыко-, драма-, сказкотерапия), анализ видеоматериалов и формирование методических рекомендаций и пр. Формами отчетности могут быть аналитическая справка, компьютерная модель, отчет по заданной форме, модель соотношения понятий с комментарием, план, конспект, сценарий, продукт творческой деятельности арт-технологий (рисунок, коллаж, синк-

вейн, сочинение), аналитический отчет по заданной форме и др.

При выполнении исследовательского (творческого) уровня СР проявляется самый высокий уровень самостоятельности и познавательной активности студента. Творческая работа требует глубокого проникновения в сущность изучаемого явления, поиска новых идей при решении проблем. В ходе выполнения творческого задания у студента формируются такие качества, как новое видение проблемы в знакомой ситуации, умение обнаруживать новые функции объекта, способность на основе нескольких известных найти новый способ решения задачи, гибкость мышления, готовность отказаться от ошибочного решения.

При этом могут использоваться следующие виды заданий: написание тезисов, статей, сочинений, разработка коллективных, творческих дел, изготовление и разработка дидактических средств, разработка анкет для исследования, самостоятельное составление проблемных задач, ситуаций, моделирование производственных ситуаций, профессионально-личностной карты саморазвития специалиста, сбор эмпирического материала для выполнения курсовой работы, отчеты о проведенных исследованиях, разработка и защита проектов, составление рекламы инновационного опыта, самостоятельное составление и оформление кейсов по актуальным проблемам науки и практики, придумывание и проигрывание деловых ситуаций и т. п. В качестве форм отчетности студенты готовят статьи, тезисы, сочинения, дидактический материал, включающий собственные разработки, модель профессионально-личностной карты, отчет по результатам исследования, проект, рекламу, оформленный кейс и др.

Использование инновационных подходов в организации самостоятельной работы студентов активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, положительно влияет на мотивацию студентов к учебной деятельности, о чем свидетельствуют результаты опытно-экспериментальной работы, проводимые нами в Дагестанском государственном университете народного хозяйства (ДГУНХ) при подготовке бакалавров по направлению «Лингвистика». В ДГУНХ используется балльно-рейтинговая систма

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

оценки качества знаний и за выполнение каждого из представленных видов самостоятельной работы студент получает определенное, заранее оговоренное количество баллов.

Такой подход в обучении позволяет вывести личность на новый уровень развития, повысить ее конкурентоспособность, сформировать способность к самостоятельной творческой деятельности, обеспечить формирование позитивного вербального и ви-

1. Гришанова Н. О новой парадигме развития высшего профессионального образования // Альмаматер. 2007. № 4. С. 8-13.

2. Росина Н. А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте инновационного образования // Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 44-47.

1. Grishanova N. O. About a new paradigm of development of the Higher Education. Al'mamater [Almamater]. 2007. No 4. Pp. 8-13. (In Russian)

2. Rosina N. A. The organization of the students' independent work in the context of innovative education. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. 2006. No 7. P. 44-47. (In Russian)

3. Sorokopud Yu. V. Pedagogika vysshey shkoly

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Рашидова Зарема Джаруллаховна,

старший преподаватель кафедры информатики, ДГУНХ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]

зуального имиджа, научить будущего специалиста вести конструктивные переговоры, оказать ему помощь в овладении техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) и технологиями управления своей репутацией, приобрести уверенность в себе, преодолеть комплексы, сформировать внутреннюю мотивацию профессионально-личностного самосовершенствования и саморазвития.

3. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы / Ю. В. Сорокопуд. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 541 с.

4. Соколова И. Ю. Формирование социально-личностной компетентности специалиста средствами инновационных образовательных технологий // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2013. № 5. С. 203-210.

[Pedagogics of Higher School]. Y. V. Sorokopud. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2011. 541 p. (In Russian) 4. Sokolova I. Yu. The formation of the expert's social and personal competence by means of innovative educational technologies. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [The Bulletin of North-Caucasian University. 2013. No 5. Pp. 203210. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliations

Zarema D. Rashidova, senior lecturer, the chair of Computer Science, DSUNE, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]

Литература

References

Принята в печать 23.07.2016 г.

Received 23.07.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.