Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМАТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМАТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа студентов / смешанное обучение / результативная организация / self-study work of students / blended learning / effective organization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришаева Анна Валериевна

Рассмотрена самостоятельная работа студентов, её место и роль в сфере высшего образования. Анализируется понятие самостоятельной работы с точки зрения знаний и умений, а также тех качеств личности, которые предъявляются к выпускнику вуза и будут востребованы в ближайшем будущем. Проанализированы нормативные документы, определяющие требования к самостоятельной работе, установлены причины увеличения доли самостоятельной работы в учебном процессе, описана роль и функции преподавателя в ходе самостоятельной работы студентов. Затронуты проблемы реализации часов, отводимых на самостоятельную работу и способы их решения. Обосновывается идея о том, что необходимо включать новые способы и формы организации самостоятельной работы. Представлены преимущества смешанного обучения для организации самостоятельной работы студентов. Определены виды и уровни самостоятельной работы, возможности их комбинирования в электронном сопроводительном курсе в смешанном формате обучения. Представлены условия результативности самостоятельной работы студентов, даётся описание особенных принципов организации самостоятельной работы в рамках современной парадигмы образования. В заключении даны рекомендации для преподавателей по проек-тированию самостоятельной работы студентов в смешанном формате обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-STUDY ORGANIZATION OF STUDENTS’ WORK IN BLENDED LEARNING

The article presents the survey on exploring the importance of self-study work of students in blended learning. It de-scribes the place and role of self-study in modern higher education. The concept of students’ self-study is analyzed in the context of knowledge and skills, as well as those personality traits that are required to the university graduates and will be in demand in the nearest future. For that reason, the academic programs that define the way for self-study work of students are analyzed. As the result, the key factors to increase the proportion of this work in the educational process are established. The author describes the importance and functions of a teacher in this type of education. Moreover, the advantages of blended learning to arrange self-study work for students are highlighted to prove positive effects in the context of shortage hours for the classroom activity. The idea that it is necessary to include new ways and forms of organizing independent work is proved and substantiated in the paper. Therefore, the advantages of blended learning for the organization self-study work are presented. As a part of the study, the types and levels of self-study work are defined to illustrate the variety of possibilities for both teachers and students. Besides, the conditions for the effectiveness of independent work are presented. A description of the special principles within self-study work of the modern paradigm of education is given. In conclusion, recommendations for teachers to design self-study in a blended learning format are defined.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМАТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378

А.В. Гришаева

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ФОРМАТЕ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Рассмотрена самостоятельная работа студентов, её место и роль в сфере высшего образования. Анализируется понятие самостоятельной работы с точки зрения знаний и умений, а также тех качеств личности, которые предъявляются к выпускнику вуза и будут востребованы в ближайшем будущем. Проанализированы нормативные документы, определяющие требования к самостоятельной работе, установлены причины увеличения доли самостоятельной работы в учебном процессе, описана роль и функции преподавателя в ходе самостоятельной работы студентов. Затронуты проблемы реализации часов, отводимых на самостоятельную работу и способы их решения. Обосновывается идея о том, что необходимо включать новые способы и формы организации самостоятельной работы. Представлены преимущества смешанного обучения для организации самостоятельной работы студентов. Определены виды и уровни самостоятельной работы, возможности их комбинирования в электронном сопроводительном курсе в смешанном формате обучения. Представлены условия результативности самостоятельной работы студентов, даётся описание особенных принципов организации самостоятельной работы в рамках современной парадигмы образования. В заключении даны рекомендации для преподавателей по проектированию самостоятельной работы студентов в смешанном формате обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, смешанное обучение, результативная организация Anna V. Grishaeva SELF-STUDY ORGANIZATION OF STUDENTS' WORK IN BLENDED LEARNING The article presents the survey on exploring the importance of self-study work of students in blended learning. It describes the place and role of self-study in modern higher education. The concept of students' self-study is analyzed in the context of knowledge and skills, as well as those personality traits that are required to the university graduates and will be in demand in the nearest future. For that reason, the academic programs that define the way for self-study work of students are analyzed. As the result, the key factors to increase the proportion of this work in the educational process are established. The author describes the importance and functions of a teacher in this type of education. Moreover, the advantages of blended learning to arrange self-study work for students are highlighted to prove positive effects in the context of shortage hours for the classroom activity. The idea that it is necessary to include new ways and forms of organizing independent work is proved and substantiated in the paper. Therefore, the advantages of blended learning for the organization self-study work are presented. As a part of the study, the types and levels of self-study work are defined to illustrate the variety of possibilities for both teachers and students. Besides, the conditions for the effectiveness of independent work are presented. A description of the special principles within self-study work of the modern paradigm of education is given. In conclusion, recommendations for teachers to design self-study in a blended learning format are defined. Key words: self-study work of students, blended learning, effective organization

Введение

В области высшего образования по-прежнему актуальной остаётся проблема организации самостоятельной работы студентов (СРС), так как доля такого вида учебной деятельности не только не сокращается, но и постоянно возрастает. Вместе с тем, чёткое определение места и роли самостоятельной работы в учебном процессе, нахождение эффективных способов её организации способствуют повышению качества образования[3].

В современной педагогике СРС рассматривается как форма организации обучения, которая стимулирует самостоятельный поиск необходимой информации, предлагает разнообразные формы познавательной деятельности студентов как в аудитории, так и за её пределами, способствует развитию навыков контроля и планирования учебного времени, рациональной организации учебного труда [7, с. 4]. По мнению некоторых исследователей, самостоятельная учебная работа развивает не только личностные качества студентов (способность к саморазвитию, самореализации, самообразова-

нию, ответственности, познавательные способности, активность, исследовательские умения), но также способствует углублению навыков систематизации профессиональных компетенций [1,2]. Таким образом, СРС развивает способность к самообучению в режиме обучения на протяжении всей жизни (Life Long Learning), что является одной из составляющих модели компетенций 2025, представленной в аналитическом отчёте Корпоративного университета Сбербанка [4]. Для этого необходимо организовать такое обучение, в ходе которого знания не давались бы студенту в готовом виде, а осваивались им в ходе активной, осознанной, системной самостоятельной деятельности [6]. Это требует новых форм и способов организации СРС. Цель статьи - выявить особенности организации СРС в смешанном формате обучения с целью повышения эффективности и вместе с тем качества учебного процесса в целом.

Материалы и методы

В качестве информационных источников были использованы нормативные документы, связанные с образовательной политикой Рос-

сийской Федерации. Проведён анализ трудов отечественных и зарубежных учёных в области педагогики и психологии, методике обучения иностранным языкам. В работе применялись теоретические методы исследования (анализ понятия самостоятельная работа, анализ Федеральных образовательных стандартов, образовательных и учебных программ), а также эмпирические методы (наблюдение за процессом обучения иностранному языку, опрос студентов и преподавателей).

Литературный обзор

Проблеме организации самостоятельной работы студентов посвящены работы многих учёных в области педагогики и психологии. В разные годы проблемой самостоятельной работы занимались такие учёные, как Г.В. Рогова, И.А. Зимняя, А.В. Жарова, Е.Б. Есипов и другие. В последние годы исследования самостоятельной работы связаны с использованием информационных технологий (Гареев А.А., Савочкина И.В., Харламенко И.В.), разделением понятий самостоятельная работа и самостоятельная деятельность (Сыса Е.А., Горюнова Е.С., Бакленева С.А.), с автономией студентов (Аникина Ж.С., Мерзляков С.В.). При этом отсутствуют исследования, связанные с организацией самостоятельной работы в смешанном формате обучения, хотя, на наш взгляд, именно смешанный формат обучения позволяет наиболее эффективно использовать самостоятельную работу для повышения качества обучения. В данной статье мы хотели бы рассмотреть специфику организации СРС в смешанном формате обучения.

Результаты и обсуждения

Нормативные требования к СРС определяются в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по направлениям и специальностям. Так, согласно программе по направлению подготовки Юриспруденция по дисциплине Иностранный язык количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов, превышает количество контактных часов в 1,8 раза (специалитет) или же в 2,5 раза (бакалавриат). Что составляет 57% и 65% соответственно от общего количества часов.

Увеличение доли самостоятельной работы студентов в сравнении с предыдущими поколениями студентов связано с несколькими факторами:

- у студентов различный начальный уровень (темп, стиль, характер индивидуальной самостоятельной работы и др.);

- стали активно использоваться дистанционные технологии, позволяющие самостоятельно овладевать знаниями;

- возросла потребность формирования культуры самообразования студентов.

Перед преподавателем иностранного языка стоит непростая задача обучить студентов навыкам самостоятельной работы и иностранному языку в очень сжатые сроки. Меняется характер взаимодействия педагога и обучающегося. Преподаватель скорее выступает в роли наставника, перед которым стоит задача подобрать такие педагогические методы и технологии, которые позволяли бы студенту осуществлять продуктивную самостоятельную деятельность.

Увеличение объёма СРС не приводит к уменьшению нагрузки на преподавателя, скорее можно говорить об обратном. Для обеспечения СРС преподаватель должен позаботиться о методическом обеспечении СРС, а это включает разработку инструкций, памяток, методических указаний, вариантов заданий, рабочих тетрадей, подготовку методических пособий.

На практике мы часто можем наблюдать, что часы, отводимые на СРС, не реализуются в полной мере. Опрос преподавателей показал, что большинство сопровождающих электронных курсов на платформе МооШе носят формальный характер и используются только лишь для аттестации студентов, в редких случаях для выполнения самостоятельной работы, которая носит случайный характер, то есть не была запланирована перед началом курса, а скорее является крайним средством в случае отставания от учебной программы. Вместе с тем, правильно организованная СРС с использованием электронного сопровождения курса, грамотным внедрением цифровых технологий способна увлечь студента и разгрузить преподавателя в ходе дальнейшей работы.

На наш взгляд, смешанный формат учебного курса даёт возможность оптимальной организации СРС, при которой возможна полная реализация часов, отводимых на СРС, и позволяющей разгрузить преподавателя благодаря включению электронного обучения, с его возможностями автоматизированного контроля и различных форм взаимной проверки (взаимное оценивание, взаимное комментирование, взаимное рецензирование, смешанный тип).

Смешанный формат обучения позволяет вывести из аудиторного учебного процесса репродуктивные формы работы. Кроме того, благодаря системной, хорошо продуманной и спланированной обратной связи, смешанное

обучение усиливает вовлеченность обучающихся в учебный процесс, что также влияет на качество учебного процесса. Согласно исследованию Дж. Хэтти, основанному на анализе результатов более 5000 исследований за 15 лет, обратная связь относится к 10 наиболее значимым факторам, влияющим на эффективность образовательного процесса [9].

Организуя СРС в смешанном формате, можно выделить аудиторную СРС под руководством преподавателя - система учебных мероприятий, выполняемых на аудиторных занятиях индивидуально или в группах и/или при непосредственном участии преподавателя, а также внеаудиторную СРС - система учебных мероприятий, выполняемых студентами вне аудитории:

- управляемая СРС в электронной среде (асинхронная);

- СРС вне обучающей среды.

Так как к СРС относится как аудиторная, так и неаудиторная самостоятельная работа, важно не потерять связь между заданиями, выполняемыми в аудитории и вне аудитории.

При организации СРС необходимо учитывать различный характер и, соответственно, уровни познавательной деятельности. Здесь можно выделить:

1. Репродуктивную работу - это работа с готовыми материалами, а именно - задания на запоминание, понимание, действия по заданным алгоритмам, типовым схемам.

2. Познавательно-поисковую работу (реконструктивная) - задания с преобразованием информации: рефераты, подбор источников, составление планов, таблиц, аннотаций, выполнение упражнений и т.д.

3. Творческую работу, которая предполагает анализ проблемной ситуации и самостоятельный выбор средств и методов решения задач: подготовка научных докладов, индивидуальных нестандартных заданий, поиск новых способов решения задач, новых вариантов опыта, овладение новыми способами деятельности [5].

В рамках учебного курса преподаватель может сконструировать СРС таким образом, чтобы у студента появилась возможность перехода/выбора между различными видами и уровнями самостоятельной работы. Таким образом, студент выстраивает индивидуальную траекторию обучения, берет ответственность за обучение на себя, учится организовывать свою учебную деятельность.

Для результативной СРС важны следующие аспекты:

- планирование содержания и объема СРС, отраженное в материалах электронного курса, сюда входит система заданий, оценочных мероприятий;

- календарное планирование СРС (календарь и сроки выполнения заданий);

- планирование системы оценивания (понятное и доступное студентам);

- необходимое учебно-методическое обеспечение;

- организационно-методическое обеспечение: инструкции по выполнению;

- требования к выполнению и оформлению, критерии оценки, примеры выполнения, анализы типичных ошибок и т.д.;

- организация, контроль и анализ результатов СРС (в том числе в аудитории);

- учет трудозатрат студентов и преподавателей.

Некоторые педагоги выделяют особые принципы организации СРС в рамках современной образовательной парадигмы. К ним относятся:

- принцип интерактивности обучения;

- принцип развития интеллектуального потенциала студента (формирование различных стилей мышления, умения принимать решения в сложной ситуации, умения обрабатывать информацию);

- принцип обеспечения целостности и непрерывности дидактического цикла обучения (предоставление возможности выполнения всех звеньев дидактического цикла в пределах темы, раздела, модуля)[7, с. 8].

Заключение

Прежде чем начинать проектирование СРС, преподаватель должен выявить уровень знаний студентов, подобрать разнообразные задания в соответствии с их уровнем знаний и умений. В ходе проектирования преподаватель планирует и распределяет учебный материал для СРС, учитывая возможности студентов. В рамках электронного сопроводительного курса важно сделать навигацию по курсу максимально удобной для пользователя, описать критерии оценки выполнения самостоятельной работы простым и понятным языком, не забывать о взаимосвязи аудиторных и внеаудиторных заданий, обязательно включить контроль за выполнением СРС и сделать его систематическим. Автоматизированный контроль и задания на взаимное оценивание позволят разгрузить преподавателя, вместе с тем повысить вовлеченность студентов в учебный процесс. Большое значение имеет разъяснение в начале курса целей СРС, а в ходе выполнения давать

студентам задания метакогнитивного характера с акцентом на саморефлексию.

Чтобы спланировать курс по дисциплине необходимо не только разработать электронный курс как дополнение к основному курсу, но и грамотно распределить все учебные меро-

приятия в рамках этого курса, предоставив студентам возможность перехода по уровням и видам самостоятельной работы. Правильно организованная самостоятельная работа оказывается непременным условием высокой результативности процесса обучения.

Литература:

1. Гордиенко Т.П., Меметова Г.Э. Особенности самостоятельной работы студентов в условиях цифровой трансформации педагогического образования / / Кант». 2022. № 2(43). С. 237-241.

2. Ефремова Е.А., Михалёва У.А.Применение дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы во время прохождения учебной практики студентов технических направлений // Концепт. 2020. № 04 (апрель). С. 53-65. Режим доступа:шшш: http://ekoncept.ru/2020/201027.htm (дата обращения : 23.06.2023).

3. Клименко М.В., Слепцова Л.А. Пути и способы организации самостоятельной работы студентов языкового профиля в условиях цифровизации процесса обучения в высшей школе // Современные проблемы науки и образования. 2021. №3. Режим доступа: www: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30807 (дата обращения : 20.03.2023).

4. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики // Аналитический отчет к III Международной конференции «Больше чем обучение : как развивать цифровые навыки» / Корпоративный университет Сбербанка. Москва : Корпоративный университет Сбербанка, 2018. 122с.

5. Проценко П. П. Организация самостоятельной работы студентов // Психология и педагогика : прошлое, настоящее, будущее : сборник статей Международной научно-практической конференции, Челябинск, 10 октября 2015 года. Челябинск : Аэтерна, 2015. С. 189-193.

6. Романченко Л. Н. Формы самостоятельной работы студента при изучении основ "Культуры безопасности жизнедеятельности" // Мир педагогики и психологии. 2018. № 2(19). С. 52-71.

7. Самостоятельная работа студентов : виды, формы, критерии оценки : учебно-методическое пособие /А. В. Меренков, С. В. Куньщиков, Т. И. Гречухина [ и др. ]; под общ. ред. Т. И. Гречухиной, А. В. Меренкова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 80 с.

8. Татаринцева С.Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. 329с.

9. Хэтти Джон А.С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 млн школьников. М: Национальное образование,2017. 496 с.

References:

1. Gordienko T.P., Memetova G.Je. Osobennosti samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah cifrovoj transformacii pedagogicheskogo obrazovanija / / Kant». 2022. № 2(43). S. 237-241.

2. Efremova E.A., Mihaljova UAPrimenenie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij dlja organizacii samostojatel'noj raboty vo vremja prohozhdenija uchebnoj praktiki studentov tehnicheskih napravlenij // Koncept. 2020. № 04 (aprel'). S. 53-65. Rezhim dostupa:www: http://ekoncept.ru/2020/201027.htm (data obrashhenija : 23.06.2023).

3. Klimenko M.V., Slepcova L.A. Puti i sposoby organizacii samostojatel'noj raboty studentov jazykovogo profilja v uslovijah cifrovizacii processa obuchenija v vysshej shkole / / Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2021. №3. Rezhim dostupa: www: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30807 (data obrashhenija : 20.03.2023).

4. Obuchenie cifrovym navykam: global'nye vyzovy i peredovye praktiki // Analiticheskij otchet k III Mezhdunarod-noj konferencii «Bol'she chem obuchenie : kak razvivat' cifrovye navyki» / Korporativnyj universitet Sberbanka. Moskva : Korporativnyj universitet Sberbanka, 2018. 122s.

5. Procenko P. P. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov // Psihologija i pedagogika : proshloe, nastojashhee, budushhee : sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Cheljabinsk, 10 oktjabrja 2015 goda. Cheljabinsk : Ajeterna, 2015. S. 189-193.

6. Romanchenko L. N. Formy samostojatel'noj raboty studenta pri izuchenii osnov "Kul'tury bezopasnosti zhiznedeja-tel'nosti" // Mir pedagogiki i psihologii. 2018. № 2(19). S. 52-71.

7. Samostojatel'naja rabota studentov : vidy, formy, kriterii ocenki : uchebno-metodicheskoe posobie /A. V. Merenkov, S. V. Kun'shhikov, T. I. Grechuhina [ i dr. ]; pod obshh. red. T. I. Grechuhinoj, A. V. Merenkova; M-vo obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Ural. feder. un-t. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2016. 80 s.

8. Tatarinceva S.N. Metodika obuchenija inostrannym jazykam: teorija i praktika. Tol'jatti: Izd-vo TGU, 2021. 329s.

9. Hjetti Dzhon A.S. Vidimoe obuchenie. Sintez rezul'tatov bolee 50 000 issledovanij s ohvatom bolee 80 mln shkol'ni-kov. M: Nacional'noe obrazovanie,2017. 496 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.