о Ш
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ р
ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ Q
ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВОЗМОЖНОСТЕЙ Б
ИНФОРМАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Е
3
Грязнова Е.Д. Б
В
Статья посвящена вопросу организации самостоятельной работы студентов ^ по иностранному языку с использованием информационных технологий обучения. Автор анализирует возможность интеграции научно-обоснованных и методически обеспеченных информационных технологий обучения в образовательный процесс и
эффективность их использования в организации самостоятельной работы Г
The paper deals with a question of the organization of independent work ofstudents on ^
a foreign language with a use of information technologies of training. The author analyzes Д the possibility of the integration of research, educational and methodological information
technologies of training in educational process and efficiency of their use in the organiza- О tion of independent work
Е
Ключевые слова: информационные образовательные технологии; о
самостоятельная работа студента; дидактические свойства; познавательная О
активность; мотивация; оптимизация; эффективность; метод Q
Keywords: information educational technologies; independent work of the student; Д didactic properties; cognitive activity; motivation; optimization; efficiency; method
Б
В настоящее время всё более возрастает роль информационных техно- д
логий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию О обучающихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:
- обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного про- О цесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания; Р
- развитие единого информационного пространства образовательных ^
« СО
индустрий и присутствие в нём в различное время и независимо друг от дру- Q
га всех участников образовательного и творческого процесса; в
- создание, развитие и эффективное использование управляемых ин- ¡> формационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний обучающихся и педагогов с возмож- Я ностью повсеместного доступа для работы с ними1.
Информационная технология - это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера; по сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, мы под
1 Кинелев В.Г. Высшее образование в меняющемся мире // Унив. книга. - 1998. - №№ 3. - С. 1116.
информационной технологией понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).
Применение информационных технологий в процессе обучения дает возможность активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся. Информационные технологии изменили формы и методы учебной работы, существенным образом трансформировали и обогатили образовательные парадигмы.
Обучение с применением информационных технологий требует дидактической системы, основанной на личностно-ориентированном подходе к образованию. Дидактические свойства информационных образовательных технологий основываются на двух важнейших функциях - информационной и коммуникативной (текстовая презентация информации; визуальная информация; звуковая презентация информации; интегрированная презентация информации; получение и передача информации; хранение информации; классификация и структурирование информации)2.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает всё большее место в преподавании не только естественно-математических, но и гуманитарных дисциплин, таких как иностранные языки. Сегодня различные средства информационных технологий расширяют возможности преподавателя, оптимизируют изучение языков, делают его увлекательным процессом.
Возможности информационных образовательных технологий определяют различные задачи, которые можно решать в учебном процессе и наиболее важными, на наш взгляд, которые могут быть реализованы при обучении иностранному языку в неязыковом вузе, являются следующие: развитие умений иноязычного общения в разных сферах и ситуациях; формирование и совершенствование языковых навыков; развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы студентов за счет специально организованной деятельности с использованием Интернет-технологий, что способствует инициированию самостоятельной деятельности и ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках; повышение мотивации и создание потребности в изучении иностранного языка; формирование коммуникативных навыков и культуры общения.
Поскольку одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов, то в условиях информатизации образования и ограниченного количества учебных часов, отводимых на изучение иностранного языка в Таможенной
2 Алдушонков В.Н. Влияние компьютерных технологий обучений на формирование познавательной самостоятельности студентов: дис. ... к.п.н. - Брянск, 2001. - 191 с.
40
Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (44) 2012
Организация самостоятельной работы студентов...
академии, высококачественная иноязычная подготовка специалиста-таможенника возможна лишь в том случае, когда основной упор при обучении иностранному языку сделан не столько на аудиторные занятия, сколько на самостоятельную деятельность студентов, грамотно объединенную с современными информационными технологиями.
Самостоятельная работа студентов с использованием возможностей образовательных информационных технологий может проходить двумя основными путями: аудиторная работа студентов; внеаудиторная работа студентов.
Аудиторная самостоятельная работа студентов подразумевает выполнение студентами заданий в лингафонном кабинете, оснащенном персональными компьютерами с выходом в Интернет, в рамках урока иностранного языка под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя. Второй вариант при использовании возможностей информационных технологий подразумевает внеаудиторную самостоятельную работу студентов по выполнению специально подготовленных задач при широком использовании заранее обозначенных возможностей Интернета (адреса сайтов, необходимых для решения поставленных задач). Самостоятельная работа в данном случае построена таким образом, что дает возможность студенту выполнять учебные задачи в любом удобном ему месте с точкой доступа в Интернет3.
Внеаудиторный вариант интеграции информационных образовательных технологий позволяет реализовать ряд задач: учитывать индивидуальные особенности студентов, предоставляя им большую свободу во времени и информационном пространстве для действий; оптимально интегрировать формы использования информационных технологий обучения с учетом основных аспектов учебного процесса при обучении иностранному языку; научить студента быть более ответственным за свои собственные знания, поскольку он должен уметь организовать собственное время, решить какая информация может быть использована для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения.
Таким образом, специфика обучения иностранному языку в Таможенной академии создает все необходимые предпосылки для интеграции информационных технологий в учебный процесс в качестве инструмента самостоятельной деятельности.
Необходимо отметить, что эффективность использования информационных образовательных технологий в организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку в Таможенной академии в большей степени зависит от особых знаний, умений и навыков преподавателя по работе с компьютером и сетью Интернет. В данном случае обучающий
3 Ильина О.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощью компьютерных технологий: дис. ... к.п.н. - Смоленск, 2002. - 166 с.
должен владеть методиками по использованию и интеграции информационных технологий в процесс обучения иностранным языкам4.
Среди таких методик можно выделить следующие, на наш взгляд основные, которые соответствуют целям и задачам, стоящим перед Таможенной академией по подготовке высокопрофессиональных кадров для таможенной службы.
1. Самостоятельная работа с электронными обучающими программами (учебники, тестовые материалы, тренажеры и т.д.). Данный вид самостоятельной работы позволяет студентам усвоить, отработать и закрепить материал по изучаемой теме.
2. Самостоятельная работа с электронными ресурсами, в которую входят: специально организованный поиск, анализ и преобразование информации, а также специально организованное участие в веб-проектах. Информация, предоставляемая Интернет-ресурсами, в условиях неязыкового вуза может быть использована тремя основными путями. Использование информации из Интернета в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам, при этом поиск осуществляется студентами самостоятельно при помощи различных поисковых систем (Yandex, Rambler, Yahoo, Google и т.д.). Использование информации из Интернета в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам, причем поиск может осуществляться студентами по конкретным адресам, отобранным преподавателем. Комбинированный путь, когда происходит использование информации из Интернета в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам, то есть студентам предоставляется список ссылок на электронные ресурсы, отобранные преподавателем, но в дополнение они также самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации при помощи поисковых систем.
3. Интернет-коммуникация (специально организованное общение посредством электронной почты и форума). Существуют разнообразные типы коммуникации в Интернете. Наибольший интерес для преподавателя иностранного языка представляет коммуникативный потенциал электронной почты, которая является наиболее распространенным видом коммуникации в сети Интернет и включает передачу, обмен адресных сообщений и файлов по компьютерной сети. Перспективным видом коммуникации посредством Интернет-технологий является форум, также известный как телеконференция с отсроченным доступом к информационным материалам при автоматическом их сохранении с возможностью подключения к ней в течение длительного времени. При обучении иностранному языку, форум выступает в качестве средства организации и проведения специально организованной самостоятельной деятельности студентов при координации преподавателя, где основной целью является достижение учебных задач по коммуникации
4 Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. - 2002. - № 3. - С. 39-41. 42 Ученые записки СПб филиала РТА № 4 (44) 2012
Организация самостоятельной работы студентов...
на иностранном языке, а также обсуждение различных вопросов учебного и неучебного характера.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование информационных образовательных технологий на занятиях иностранного языка в таможенной академии повышает мотивацию и стимулирует познавательный интерес студентов, возрастает эффективность самостоятельной работы. Компьютер вместе с информационными технологиями открывает принципиально новые возможности в области образования, в учебной деятельности и творчестве обучающегося. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности будущего таможенника. При использовании информационных технологий необходимо стремиться к реализации всех потенциалов личности - познавательного, морально-нравственного, творческого, коммуникативного и эстетического. Чтобы эти потенциалы были реализованы на достаточно высоком уровне, необходима педагогическая компетентность в области владения информационными образовательными технологиями.