Научная статья на тему 'Активизация самостоятельной работы студентов неязыкового технического вуза средставми сети Интернет'

Активизация самостоятельной работы студентов неязыкового технического вуза средставми сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова И. А.

В статье освещаются вопросы возможностей сети Интернет для организации самостоятельной работы студентов неязыкового технического вуза, как условия дальнейшего непрерывного самообразования специалиста; выявляются основные противоречия, объясняющие неэффективность самостоятельной работы в техническом вузе; определяются основные цели использования сети Интернет в иноязычной самообразовательной деятельности; рассматриваются преимущества использования Интернета перед традиционными средствами обучения; дается краткая характеристика возможных форм самостоятельной работы по иностранному языку средствами Интернет-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлова И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация самостоятельной работы студентов неязыкового технического вуза средставми сети Интернет»

АКТИВИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТАВМИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ © Орлова И.А.*

Филиал Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, Хабаровский край, п. Ванино

В статье освещаются вопросы возможностей сети Интернет для организации самостоятельной работы студентов неязыкового технического вуза, как условия дальнейшего непрерывного самообразования специалиста; выявляются основные противоречия, объясняющие неэффективность самостоятельной работы в техническом вузе; определяются основные цели использования сети Интернет в иноязычной самообразовательной деятельности; рассматриваются преимущества использования Интернета перед традиционными средствами обучения; дается краткая характеристика возможных форм самостоятельной работы по иностранному языку средствами Интернет-ресурсов.

На сегодняшний день информация является стратегическим ресурсом развития общества, в то время как знания представляют собой предмет относительно ненадежный, быстро устаревающий и требующий в информационном обществе постоянного обновления [6, с. 10]. Становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.

Современное общество предъявляет повышенные требования к образованию и общему развитию студентов технических вузов, которые за короткий промежуток времени должны приобрести умения и навыки получения, переработки, оценивания и использования в практической деятельности большого объема информации.

Развитие высшего профессионального образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала, что во многом определяет как направление эволюции самого высшего образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве приоритетной становится задача овладения студентами технического вуза, как основами информационной культуры, так и умениями самостоятельной поисковой деятельности [4, с. 16].

Последнее является первостепенным условием дальнейшего непрерывного самообразования специалиста, следовательно, одна из приоритетных задач иноязычного образования в высшей школе - развитие готовности студентов к самостоятельной деятельности.

* Старший преподаватель, кандидат педагогических наук.

Опыт преподавания в неязыковом техническом вузе, где на изучение иностранного языка отводится недостаточно времени, и существует тенденция к сокращению аудиторных занятий, свидетельствует о том, что имеет место недостаточный уровень сформированности навыков и умений самостоятельной деятельности студентов. Зачастую самостоятельная работа по иностранному языку остается неуправляемой, а ее организация - неэффективной.

Изучение научной литературы по проблемам организации самостоятельной работы в техническом вузе и практического опыта преподавания иностранного языка [2, 4, 6] позволило выявить ряд существенных противоречий, которыми объясняется неэффективность самостоятельной работы студентов неязыкового вуза [6, с. 13]:

- между наличием традиционных форм организации самостоятельной работы студентов в неязыковом техническом вузе и отсутствием принципа открытого обучения, повышающего эффективность самостоятельной работы и формирующего разностороннюю личность, предполагающего свободу выбора и самостоятельность в учебной деятельности;

- между наличием хорошей технической базы в высших учебных заведениях, накопленным огромным образовательным потенциалом информационных ресурсов по иностранным языкам и их недостаточной востребованностью в учебных целях;

- между обширной информацией об использовании Интернет-технологий в учебном процессе по иностранному языку и отсутствием научно обоснованной методики обучения самостоятельной работе в неязыковом вузе с использованием Интернет-технологий, как фактора повышения эффективности обучения иностранному языку.

На основании поиска путей преодоления названных выше противоречий возникает проблема поиска средств обучения студентов неязыкового вуза самостоятельной работе по иностранному языку.

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает все большее место в преподавании гуманитарных дисциплин. Информатизация образования непосредственно связана со становлением телематики - единой компьютерной системы средств массовой информации, объединяющей компьютерные сети, телевидение, спутниковые средства связи, которые позволяют создавать локальные, профессиональные, региональные и глобальные информационные системы [1, с. 117]. Лидером среди телекоммуникационных технологий стала всемирная сеть Интернет, представляющая собой международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно. Включаясь в истинную языковую среду, обеспеченную Интернет на занятиях по иностранному языку, студенты оказываются вовлеченными в решение широкого круга зна-

чимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, решение которых требует умения спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами [2, с. 67].

Обучение иностранному языку в неязыковом вузе является многогранным процессом, что, прежде всего, обусловлено основной целью - развитием личности студента, способной и желающей участвовать в межкультур-ной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности. Таким образом, специфика обучения иностранному языку в неязыковом вузе создает все необходимые предпосылки для интеграции Интернет-технологий в учебный процесс в качестве инструмента самостоятельной деятельности.

Самостоятельная работа студентов с использованием возможностей сети Интернет может проходить двумя основными путями: аудиторная и внеаудиторная работа студентов.

Аудиторная самостоятельная работа студентов подразумевает выполнение студентами заданий в компьютерном / лингафонном классе, оснащенном выходом в Интернет, в рамках занятия по иностранному языку под непосредственным наблюдением и руководством преподавателя.

Внеаудиторную самостоятельную работу студентов целесообразно рассматривать как выполнение поставленных перед студентом учебных задач в любом удобном ему месте с точкой доступа в Интернет.

Внеаудиторный вариант интеграции Интернет-технологий позволяет реализовать ряд задач [5, с. 48]: учитывать индивидуальные особенности студентов, предоставляя им большую свободу во времени и информационном пространстве для действий; минимизировать техническую сложность поставленных задач путем учета уровня владения компьютером и навыков работы в Интернете; оптимально интегрировать формы использования Интернет-технологий обучения с учетом основных аспектов учебного процесса при обучении иностранному языку с минимальными затратами; научить студента быть более ответственным за свои собственные знания, поскольку он должен уметь организовать собственное время, решить какая информация может быть использована для выполнения задания, в какой форме представить свою точку зрения.

Коммуникация, информация и публикация представляют собой основные три области, опираясь на которые Интернет может вывести организацию самостоятельной работы по иностранному языку на качественно новый уровень, поскольку обучение иностранному языку - это, прежде всего, общение, передача и восприятие информации

С дидактической точки зрения преимущество использования Интернета для самообразовательной деятельности перед традиционными средствами обучения заключается, прежде всего, в доступности и актуальности аутен-

тичных материалов, а также в облегчении и ускорении межнациональной коммуникации. Из этого следует то, что преподаватель более не является единственным носителем и владельцем информации, за ним остается лишь авторский поход к ее интерпретации. Смещается акцент целей в сторону формирования у студентов исследовательских умений, умений самостоятельно работать с информацией.

По мнению ряда методистов и преподавателей вузов [2, с. 67; 4, с. 21; 6, с. 17], использование Интернет в самостоятельной работе по иностранному языку позволяет эффективно решать целый ряд дидактических задач: формировать устойчивую мотивацию, активизировать мыслительные способности студентов, привлекать к работе пассивных обучающихся; делать занятия более наглядными; обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, аутентичными текстами; приучать студентов к самостоятельной работе с материалами; обеспечивать моментальную обратную связь; повышать интенсивность учебного процесса; обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур; формировать умения и навыки эффективного чтения, письма и аудирования; воспитывать толерантность к духовному и познавательному опыту других народов; реализовать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы к обучению; формировать умения, обеспечивающие информационную компетентность; формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных материалов сети; пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества; знакомиться с культуровед-ческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенно речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка.

Основной задачей преподаватель является задача спрогнозировать эффективность использования Интернет и многочисленных его ресурсов при проведении различного рода занятий, определить методику их проведения и спроектировать основные виды деятельности с данными ресурсами в процессе иноязычного обучения. В зависимости от поставленных преподавателем задач выбирается методическое назначение Интернет-ресурсов: обучающие, информационно-поисковые, демонстрационные, моделирующие, тренажёры, контролирующие, учебно-игровые и т.д. [1, с. 118].

Использование Интернет-ресурсов в самостоятельной работе по иностранному языку должно быть направлено на создание ряда условий, реализующих следующие цели: развитие языковой компетенции через овладение новыми языковыми средствами; развитие речевой компетенции че-

рез совершенствование навыков говорения, аудирования, чтения, письма студентов; развитие социокультурной компетенции через знакомство студентов с реалиями англоговорящих стран, представленных в аутентичных источниках; развитие компенсаторной компетенции; развитие самообразовательной компетенции через совершенствование общих и специальных учебных умений, ознакомление студентов со способами самостоятельной работы в изучении языка и англоязычной культуры; развитие таких качеств как культура общения, умение работать в сотрудничестве, приобретение опыта творческой деятельности.

Необходимо выделить два основных направления в организации самостоятельной деятельности студентов в сети Интернет при изучении иностранного языка [3, с. 58]:

1. самостоятельная работа с электронными ресурсами, в которую входят: специально организованный поиск, анализ и преобразование информации, а также специально организованное участие в вебпроектах;

2. интернет-коммуникация, к которой принадлежит специально организованное общение посредством электронной почты и форума.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов, которые могут быть активно использованы в самостоятельной работе студентов при изучении иностранного языка [4, с. 47]. Базовый набор услуг может включать в себя:

1. Самостоятельную работу с электронными ресурсами, которая включает в себя такие виды деятельности как специально организованный поиск, анализ и преобразование информации.

Информация, предоставляемая Интернет-ресурсами, в условиях неязыкового вуза может быть использована тремя основными путями: в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам при помощи различных поисковых систем (Yandex, Rambler, Yahoo, Google и т.д.); в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам по конкретным адресам, предложенным преподавателем; в качестве дополнительных материалов по изучаемым темам, где студентам предоставляется список ссылок на электронные ресурсы, отобранные преподавателем, но и представляется возможность осуществления самостоятельного поиска необходимой информации при помощи поисковых систем.

2. Специально организованное участие в веб-проектах.

Веб-проект является результатом объединения проектной методики с

возможностями сети Интернет и может быть эффективно интегрирован в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе, поскольку вебпроект представляет собой долговременное, проблемное задание, целью которого является развитие языковых, коммуникативных навыков и формирование социокультурной компетенции, а результатом - веб-публикация.

3. Интернет-коммуникация.

Основными типами типы коммуникации в Интернете является синхронная и асинхронная коммуникация. Асинхронная коммуникация представляет собой общение в несовпадающих временных отрезках, неодномоментную коммуникацию с помощью различных средств передачи информации между двумя и более участниками. При этом средствами передачи информационных сообщений могут служить электронная почта, гостевая книга и форум.

Синхронная коммуникация является сеансом общения двух и более участников в один момент времени, то есть коммуникацией в пределах одного временного среза, когда задержка сообщения от начала его передачи до получения реципиентом не составляет более нескольких секунд, а в идеальном варианте полностью отсутствует. Средствами синхронной Интернет-коммуникации являются изолированные или комбинированные веб-апплеты и программы коммуникаторы, или так называемые мессенджеры, сочетающие возможности текстового общения, более известного как чат, голосового общения и видео конференции.

Анализируя опыт использования возможностей сети Интернет в организации самостоятельной работы по иностранному языку, можно с уверенностью сказать, что их использование позволяет: проводить занятия на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация); создавать аутентичные ситуации общения, способствующие в значительной мере повышению уровня мотивации студентов при изучении иностранного языка; обеспечить высокую степень дифференциации обучения; повысить объем выполняемой на занятиях работы; усовершенствовать контроль знаний; рационально организовать самообразовательный процесс, повысить эффективность занятия; формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Подводя итог, следует отметить, что несомненным преимуществом использования возможностей сети Интернет и её ресурсов является переход на методы поисковой и творческой деятельности всех участников образовательного процесса. Правильно организованная самостоятельная работа студентов с Интернет может способствовать росту их познавательного и коммуникативного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы студентов по овладению английским языком, как на аудиторных, так и внеаудиторных занятиях.

Список литературы:

1. Ажель Ю.П. Особенности внедрения Интернет-технологий в организацию самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Молодой ученый. - 2011. - № 6. Т. 2. - С. 116-119.

2. Алдушонков В.Н. Влияние компьютерных технологий обучений на формирование познавательной самостоятельности студентов: дисс. ... канд. пед. наук I В.Н. Алдушонков. - Брянск, 2001. - 191 с.

3. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка II ИЯШ. -2002. - № З. - С. З9-41.

4. Ильина О.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов по овладению иноязычной речевой деятельностью с помощью компьютерных технологий: дисс. ... канд. пед. наук I О.В. Ильина - Смоленск, 2002. - 166 с.

5. Коптюг Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся II Иностранные языки в школе. - 2003. - № З.

6. Якушина Е.В. Методика обучения работе с информационными ресурсами на основе действующей модели Интернета: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2002.

ПРИМЕНЕНИЕ FLASH-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МАТЕМАТИКЕ © Пупонина О.С.*

Уфимский государственный колледж технологии и дизайна, г. Уфа

На сегодняшний день пользователи персональными компьютерами становятся более требовательными, и простыми презентациями уже ни кого не удивить. Научно доказано, что лучше всего происходит комбинированное восприятие информации. Поэтому простые презентации постепенно вытесняются flash-технологиями, которые позволяют упростить восприятие сложной информации.

Еще недавно оператор ПК считался узким специалистом. Сегодня представители самых разных профессий являются активными пользователями компьютеров, а компьютер стал таким же обыденным инструментом, как авторучка. И профессия преподавателя не является исключением. Однако время идет быстро, и сегодняшний день требует от преподавателя не только навыков пользователя, но и знаний основ дизайна и программирования. Обучающие программы, тестовые системы, web-ресурсы, электронные базы данных и справочники - все это новая информационная среда, в которой развивается современное образование, и к которой адаптируются студенты и преподаватели. Но можно и саму эту среду адаптировать к конкретным дидактическим задачам, условиям учебного процесса. Создание авторских обучающих приложений решает многие проблемы обучения. Одной из технологий, на основе, которой можно легко создавать различные приложения, является технология Flash.

* Преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.