Научная статья на тему 'Целевое использование инновационных технологий в самостоятельной работе студентов неязыкового вуза с материалами средств массовой информации'

Целевое использование инновационных технологий в самостоятельной работе студентов неязыкового вуза с материалами средств массовой информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чувилина Олеся Владимировна

С целью развития самостоятельности студентов в неязыковом вузе целесообразно использовать метод проекта и инновационные технологии в их самостоятельной работе над материалами средств массовой информации (СМИ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чувилина Олеся Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целевое использование инновационных технологий в самостоятельной работе студентов неязыкового вуза с материалами средств массовой информации»

О.В. Чувилина

ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА С МАТЕРИАЛАМИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

С целью развития самостоятельности студентов в неязыковом вузе целесообразно использовать метод проекта и инновационные технологии в их самостоятельной работе над материалами средств массовой информации (СМИ).

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся в области овладения иностранным языком (ИЯ) становится на современном этапе развития образования важнейшим компонентом учебного процесса. Эта тенденция обуславливает необходимость перехода к инновационным образовательным технологиям, которые ориентированы на развитие способности обучающихся к самостоятельному изучению языка и культуры, на формирование их учебной компетенции, а также на развитие креативности в решении различных задач средствами изучаемого языка. Различные стороны самостоятельной работы студентов (СРС): их самоорганизация, самоуправление, самоконтроль и, наконец, самостоятельная работа студентов в целом были и остаются предметом специальных исследований.

Большое количество работ, посвященных проблемам рациональной организации и управления СРС, свидетельствует о ее актуальности, сложности, что находит отражение в разноплановости предлагаемых форм организации, управления и способов оценки эффективности СРС. В методике обучения ИЯ разработка данной проблемы шла в русле научной организации всего учебного процесса, включая СРС как его неотъемлемый компонент. Анализ методической литературы позволил выделить пять направлений исследований по управлению СРС. Рассмотрев разные подходы методистов-исследователей к проблеме, мы определили «управление СРС» как систему непрерывного воздействия с целью сохранения управляемым субъектом определенной структуры деятельности, поддержания определенного режима работы, ее качественной специфики, совершенствования и развития соответствующих навыков и умений для достижения поставленных целей.

Если подойти к вопросу компонентного содержания системы управления СРС, то в ней можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1. Ориентировочный компонент определяет условия управления, существенные признаки и необходимые характеристики для достижения цели и включает следующие составляющие:

- определение целей управления СРС;

- учет качественного своеобразия СРС по ИЯ в конкретном учебном заведении;

- дифференцированный подход в обучении и учет индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Исполнительный компонент планирует управление СРС, определяет систему средств и форм управления.

3. Контрольно-коррекционный (стимулирующий) компонент определяет управляющие действия, обеспечивает поддержание деятельности на определенном уровне активности и включает следующие компоненты:

- мотивационное обеспечение СРС;

- обеспечение обратной связи;

- контроль и самоконтроль.

Каждый из компонентов системы управления выполняет определенные функции. При этом с одной стороны, эти составляющие автономны, а с другой - существует тесная их взаимосвязь и соподчинение.

С точки зрения управления при выполнении СРС особенно важным является формирование их самообразовательной компетенции как существенной квалификационной характеристики, которая повышает профессиональный уровень будущего специалиста. В условиях СРС по ИЯ уместно говорить о формировании языковой самообразовательной компетенции студентов. Языковую самообразовательную компетенцию можно определить как способность в процессе самообразования повышать уровень владения ИЯ для непрерывного совершенствования профессиональной компетенции.

Большое значение приобретает СРС на неязыковых факультетах в вузе, где на изучение ИЯ отводится мало времени. Умение самостоятельной поисковой деятельности является важным усло-

© О.В. Чувилина, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

361

вием дальнейшего непрерывного самообразования специалиста, формирования его самообразовательной компетенции. Однако анализ наблюдений, проведенных нами, свидетельствует о том, что на неязыковых факультетах имеет место недостаточный уровень сформированности навыков и умений СРС. Самостоятельная работа по иностранному языку на неязыковых факультетах часто остается недостаточно управляемой, а ее организация неэффективной. Следовательно, необходимо искать новые формы и способы организации СРС, используя более эффективные средства и технологии обучения.

В настоящее время в области изучения иностранного языка и культуры получил широкое распространение метод проекта, как личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Именно проектная форма работы представляется нам наиболее целесообразной и результативной при организации СРС, т.к. она управляется преподавателем в меньшей степени, а обучающийся выступает в качестве субъекта деятельности.

В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков и критического мышления обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. По определению Е.С. Полат [2] проектная методика является совокупностью поисковых, проблемных методов, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств обучающихся в процессе создания конкретного продукта. К использованию метода проектов предъявляют следующие требования [2]:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности обучающихся на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и др.).

Одним из основных преимуществ использования проектной деятельности является повышение мотивации обучающихся к изучению ИЯ, именно мотивация является одной из основных движущих сил проектной работы. Кроме этого можно назвать следующие преимущества проектной деятельности: развитие автономности обучающихся; наличие реальной потребности использования иностранного языка в целях общения; использование на практике изучаемых языковых средств; наличие реального результата - окончательного продукта, созданного участниками проекта; развитие межличностного общения между преподавателем и студентами и непосредственно между студентами.

Эффективным средством обучения иноязычному общению являются при этом аутентичные иноязычные средства массовой информации (СМИ), которые отличаются высоким коммуникативным потенциалом, вызывают ответную реакцию и способствуют приобщению к иноязычной культуре. В методическом плане использование СМИ в самостоятельной деятельности обуславливается научным интегративным подходом к процессу обучению, включающим коммуникативный, когнитивный, личностно-деятельностный, социокультурный, дифференцированный подходы. Учитывая то, что молодые люди подвержены влиянию СМИ более чем любая другая возрастная группа в силу неполной сформиро-ванности взглядов и убеждений, очевидна целесообразность использования этих материалов при организации учебной деятельности в целом и проектной работы в частности.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы вовлечь обучающихся в поиск интересных им материалов, научить их использовать материалы СМИ в своей самостоятельной работе и для дальнейшего совершенствования в овладении иностранным языком. Многие преподавателей избегают использовать материалы СМИ с обучающимися уровня Pre-Intermediate и ниже, потому что

они считают, что такие обучающиеся не справятся с языковыми аутентичными явлениями. Безусловно, верно, что материалы СМИ содержат языковые средства, которые не вписываются в нормы языка. Однако преподаватели должны осознавать преимущества работы с материалами СМИ даже на ранних стадиях обучения и использовать приемы и способы преодоления трудностей.

В ходе нашего исследования разведывательный эксперимент показал, что для успешного проведения проекта с использованием материалов СМИ новостного содержания необходим предваряющий этап, который ставит своей целью развитие навыков работы с материалами СМИ и навыков самостоятельной работы, ознакомление студентов со спецификой жанра новостей, снятие лингвистических трудностей, характерных для этого жанра. В соответствии с поставленной целью был разработан специальный комплекс упражнений. Данный комплекс представляет совокупность предкоммуникативных, условно-коммуникативных и коммуникативных упражнений и разработан на основе следующих принципов: 1) личностной направленности; 2) параллельного совершенствования языковой подготовки и коммуникативных умений в иноязычном общении; 3) учета психологических трудностей процесса восприятия и понимания материалов СМИ на иностранном языке; 4) культурологической направленности; 5) коммуникативной направленности, вытекающей из характера деятельности по извлечению информации из материалов СМИ; 6) учета структурных, содержательных и языковых особенностей жанра новостей; 7) обеспечения стимулов и опор - вербальных (лингвистические средства) и невербальных (видеоматериалы, картинки и т.п.).

Учитывая вышеизложенные положения, разработанный нами цикл занятий (6 час.) можно представить следующим образом:

1) развитие коммуникативных умений и речевых навыков в результате работы с новостными материалами «живой» прессы и Интернета (2 час.);

2) развитие коммуникативных умений и речевых навыков в результате работы с новостными теле и радио передачами (2 час.);

3) комплексная работа над развитием коммуникативных умений и речевых навыков с использованием разных источников материалов СМИ новостного содержания (2 час.).

На каждом занятии работа, направленная на развитие умений работы с аутентичными материалами СМИ, делится на четыре этапа:

1) рецептивные упражнения;

2) репродуктивные упражнения;

3) репродуктивно-продуктивные упражнения;

4) продуктивные упражнения.

После проведения подготовительного цикла занятий студенты готовы приступить к работе непосредственно над проектом с использованием Интернет-технологий и материалов СМИ новостного характера, основной целью которого является развитие умений СРС.

В настоящее время получают распространение различные виды проектной деятельности, связанные с использованием Интернет-ресурсов. Исследования, проведенные отечественными и зарубежными методистами [1; 2; 3; 5; 6; 7; 8] доказали положительное воздействие, оказываемое использованием данных технологий при обучении ИЯ. Однако, не смотря на огромный образовательный потенциал компьютерных и Интернет технологий и наличие технической базы в высших учебных заведениях, в настоящее время данные ресурсы используются от случая к случаю и их влияние на организацию учебного процесса по иностранному языку крайне незначительно. Одной из основных причин этого являются не столько неподготовленность студентов и преподавателей, которые в основном имеют достаточный уровень владения компьютерными технологиями для осуществления данного вида учебной деятельности, сколько методологические трудности. Для реализации образовательного потенциала информационных технологий и их полноценного использования в практике преподавания иностранных языков необходимо решить ряд проблем, связанных с недостаточной концептуальной разработанностью теоретических основ использования компьютерных и Интернет технологий в педагогическом процессе, разработкой новых методов и моделей обучения, и т.д.

Изучив методическую литературу по проблеме организации СРС на основе проектной деятельности с использованием Интернет-технологий [2; 3; 4; 6; 7; 8] мы убедились в целесообразности целевого использования инновационных технологий в СРС над материалами СМИ. Дидактический потенциал этих технологий дает основание рассматривать их как «активизирующий фактор» самостоятельной деятельности, способ-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2008

363

ный обеспечить индивидуальный и адаптивный характер обучения, повышая при этом интерес обучающегося к предмету и самообразованию.

В ходе педагогического эксперимента была апробирована разработанная нами методика организации СРС над материалами СМИ на основе метода проекта с использованием Интернет-технологий, и полученные результаты позволяют сделать вывод об ее эффективности. Результатом проведенного эксперимента, продолжительность которого составила десять учебных недель, оказалось повышении уровня сформиро-ванности умений самостоятельной работы обучающихся в среднем в 1,32 раза и самооценки в 1,41 раз. Анализ результатов тестирования свидетельствовал также о повышении уровня сформированное™ умений чтения в 1,35 раз, включая умения чтения текстов новостного характера в 1,45 раз и расширении лексического запаса студентов в области материалов СМИ новостного содержания в два раза.

В ходе осуществления проекта стало очевидно, что режим Интернет-форума создает динамичную атмосферу для изучения ИЯ, в которой студенты могут работать индивидуально и в сотрудничестве в условиях высокой степени самостоятельности над улучшением своих речевых умений и языковых навыков. Кроме того, коммуникация в Интернет-форуме способствует развитию социокультурной компетенции обучающихся и формированию поликультурной языковой личности, т.к. в процессе работы над проектом осуществляется общение и обмен мнениями с представителями разных культур по актуальным вопросам современности. В целом использование в проекте Интернет-технологий приводит к повышению мотивации обучающихся в изучении ИЯ, и, таким образом, помогает формировать положительное отношение к изучению ИЯ как учебному предмету.

Самостоятельная работа с материалами СМИ новостного содержания требует от студентов вла-

дения умениями обработки информации и познавательными навыками для того, чтобы понимать и интерпретировать полученную информацию. Использование материалов СМИ и различных источников информации способствует созданию у обучающихся адекватной информационной картины мира, т.е. влияет на расширение языкового сознания студентов.

И, наконец, главным результатом проекта стало развитие способности к самостоятельному изучению языка и культуры (учебной компетенции), автономности в использовании ИЯ, креативности в решении различных задач средствами изучаемого языка, а именно эти задачи в настоящее время и ставятся в настоящее время перед высшей школой.

Библиографический список

1. Подопригорова Л.А. Использование Интернета в обучении иностранным языкам // Иностр. яз. в школе. - 2003. - №5. - С. 25-31.

2. Полат Е. С. Метод проекта на уроках иностранного языка // Иностр. яз. в школе. - 2000. -№2. - С. 2-10.

3. Рабинович Ф.М. Самостоятельная работа учащихся // Иностр. яз. в школе. - 1988. - №4. -С. 31-37.

4. Brabbs P Web Quests // English Teach. Prof. -2002. - №24. - P 39-41.

5. DiGiovanni E., Nagaswami G. Online Peer Review: an Alternative to Face to Face? // ELT Journal. - 2001. - Vol. 55. - №3. - P. 263-272.

6. Fedderholdt K. An E-mail Exchange Project between Non-native Speakers of English // ELT Journal. - 2001. - Vol. 55. - №3. - P. 273-280.

7. Gimenez J.C., Julio C. Business E-mail Communication: Some Emerging Tendencies in Register // English for Spec. Purp. - 2000. - №19. -P. 237-251.

8. Robb T. Projecting Your Students onto the Web // Modern English Teacher. - 2001. - Vol. 10. -№1. - P. 67-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.