Научная статья на тему 'Использование Интернет-технологий при организации самостоятельной работы студентов над материалами СМИ на иностранном языке'

Использование Интернет-технологий при организации самостоятельной работы студентов над материалами СМИ на иностранном языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / МЕТОД ПРОЕКТА / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чувилина О. В.

С целью развития самостоятельности студентов в неязыковом вузе целесообразно использовать метод проекта и инновационные технологии в их самостоятельной работе над материалами средств массовой информации. Дидактический потенциал этих технологий дает основание рассматривать их как «активизирующий фактор» самостоятельной деятельности, способный обеспечить индивидуальный и адаптивный характер обучения, развить необходимые навыки и умения, повышая при этом интерес обучающегося к предмету и самообразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чувилина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование Интернет-технологий при организации самостоятельной работы студентов над материалами СМИ на иностранном языке»

УДК (372.881.111.1:002)(045)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НАД МАТЕРИАЛАМИ СМИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

© О. В. Чувилина

Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова Россия, 603155 г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а.

Тел.: +7 (8312) 436 00 26.

E-mail: [email protected]

С целью развития самостоятельности студентов в неязыковом вузе целесообразно использовать метод проекта и инновационные технологии в их самостоятельной работе над материалами средств массовой информации. Дидактический потенциал этих технологий дает основание рассматривать их как «активизирующий фактор» самостоятельной деятельности, способный обеспечить индивидуальный и адаптивный характер обучения, развить необходимые навыки и умения, повышая при этом интерес обучающегося к предмету и самообразованию.

Ключевые слова: иностранный язык, самостоятельная работа студентов, метод проекта, Интернет-технологии, СМИ.

В 2007 году был законодательно закреплен переход отечественных вузов к двухуровневой системе «бакалавр-магистр», и высшее образование в России переориентируется на западную схему подготовки специалистов. Основой является гуманистический принцип открытого обучения, который заключается в том, что обучающимся нужно предоставлять как можно большую свободу выбора, а функция обучения при этом сводится к созданию оптимальных условий для самореализации. В этой связи предусматривается сокращение объема обязательной аудиторной нагрузки с целью дать возможность студентам учиться в оптимальном для них режиме, обязательными элементами учебного процесса становятся использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), четкая система контроля качества СРС путем проверки домашних заданий и регулярного тестирования, вовлечение студентов в мониторинг учебного процесса (например, формируемый самими обучающимися «Европейский языковой портфель»).

Самостоятельная учебная деятельность обучающихся в области овладения иностранным языком (ИЯ) становится на современном этапе развития образования важнейшим компонентом учебного процесса. Эта тенденция обуславливает необходимость перехода к инновационным образовательным технологиям, которые ориентированы на развитие способности обучающихся к самостоятельному изучению языка и культуры, на формирование их учебной компетенции, а также на развитие креативности в решении различных задач средствами изучаемого языка. Различные стороны самостоятельной работы студентов (СРС): их самоорганизация, самоуправление, самоконтроль и, наконец, самостоятельная работа студентов в целом - были и остаются предметом специальных исследований.

Большое количество работ, посвященных проблемам рациональной организации и управления СРС, свидетельствует о ее актуальности, сложности, что находит отражение в разноплановости предлагаемых форм организации, управления и

способов оценки эффективности СРС. В методике обучения ИЯ разработка данной проблемы шла в русле научной организации всего учебного процесса, включая СРС как его неотъемлемый компонент. Анализ методической литературы позволил выделить пять направлений исследований по управлению СРС. Рассмотрев разные подходы методистов-исследователей к проблеме, мы определили «управление СРС» как систему непрерывного воздействия с целью сохранения управляемым субъектом определенной структуры деятельности, поддержания определенного режима работы, ее качественной специфики, совершенствования и развития соответствующих навыков и умений для достижения поставленных целей.

Если подойти к вопросу компонентного содержания системы управления СРС, то в ней можно выделить три взаимосвязанных компонента:

1. Ориентировочный компонент определяет условия управления, существенные признаки и необходимые характеристики для достижения цели и включает следующие составляющие:

- определение целей управления СРС;

- учет качественного своеобразия СРС по ИЯ в конкретном учебном заведении;

- дифференцированный подход в обучении и учет индивидуальных особенностей обучающихся.

2. Исполнительный компонент планирует управление СРС, определяет систему средств и форм управления.

3. Контрольно-коррекционный (стимулирующий) компонент определяет управляющие действия, обеспечивает поддержание деятельности на определенном уровне активности и включает следующие компоненты:

- мотивационное обеспечение СРС;

- обеспечение обратной связи;

- контроль и самоконтроль.

Каждый из компонентов системы управления выполняет определенные функции. При этом с одной

стороны, эти составляющие автономны, а с другой -существует тесная их взаимосвязь и соподчинение.

С точки зрения управления при выполнении СРС особенно важным является формирование их самообразовательной компетенции как существенной квалификационной характеристики, которая повышает профессиональный уровень будущего специалиста. В условиях СРС по ИЯ уместно говорить о формировании языковой самообразовательной компетенции студентов. Языковую самообразовательную компетенцию можно определить как способность в процессе самообразования повышать уровень владения ИЯ для непрерывного совершенствования профессиональной компетенции.

Большое значение приобретает СРС на неязыковых факультетах в вузе, где на изучение ИЯ отводится мало времени. Умение осуществлять самостоятельную поисковую деятельность является важным условием дальнейшего непрерывного самообразования специалиста, формирования его самообразовательной компетенции. Однако анализ наблюдений, проведенных нами, свидетельствует о том, что на неязыковых факультетах имеет место недостаточный уровень сформированности навыков и уме ний СРС. Самостоятельная работа по иностранному языку на неязыковых факультетах часто остается недостаточно управляемой, а ее организация неэффективной. Следовательно, необходимо искать новые формы и способы организации СРС, используя более эффективные средства и технологии обучения.

В настоящее время в области изучения иностранного языка и культуры получил широкое распространение метод проекта как личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Именно проектная форма работы представляется нам наиболее целесообразной и результативной при организации СРС, т.к. она управляется преподавателем в меньшей степени, а обучающийся выступает в качестве субъекта деятельности.

В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков и критического мышления обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. По определению Е. С. Полат [1], проектная методика является совокупностью поисковых, проблемных методов, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств обучающихся в процессе создания конкретного продукта. К использованию метода проектов предъявляют следующие требования [1]:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- организация самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой) деятельности обучающихся на аудиторных занятиях и во внеаудиторное время;

- структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и др.).

Одним из основных преимуществ использования проектной деятельности является повышение мотивации обучающихся к изучению ИЯ, именно мотивация является одной из основных движущих сил проектной работы. Кроме этого можно назвать следующие преимущества проектной деятельности: развитие автономности обучающихся; наличие реальной потребности использования иностранного языка в целях общения; использование на практике изучаемых языковых средств; наличие реального результата - окончательного продукта, созданного участниками проекта; развитие межличностного общения между преподавателем и студентами и непосредственно между студентами.

Эффективным средством обучения иноязычному общению являются при этом аутентичные иноязычные средства массовой информации (СМИ), которые отличаются высоким коммуникативным потенциалом, вызывают ответную реакцию и способствуют приобщению к иноязычной культуре. В методическом плане использование СМИ в самостоятельной деятельности обуславливается научным интегративным подходом к процессу обучению, включающим коммуникативный, когнитивный, личностно-деятельностный, социокультурный, дифференцированный подходы. Учитывая то, что молодые люди подвержены влиянию СМИ более чем любая другая возрастная группа в силу неполной сформированности взглядов и убеждений, очевидна целесообразность использования этих материалов при организации учебной деятельности в целом и проектной работы в частности.

Задача преподавателя состоит в том, чтобы вовлечь обучающихся в поиск интересных для них материалов, научить их использовать материалы СМИ в своей самостоятельной работе и для дальнейшего совершенствования в овладении иностранным языком. Многие преподаватели избегают использовать материалы СМИ с обучающимися уровня Pre-Intermediate и ниже, так как считают, что такие обучающиеся не справятся с языковыми аутентичными явлениями. Безусловно, верно, что материалы СМИ содержат языковые средства, которые не вписываются в нормы языка. Однако пре-

подаватели должны осознавать преимущества работы с материалами СМИ даже на ранних стадиях обучения и использовать приемы и способы преодоления трудностей.

В ходе нашего исследования устанавливающий эксперимент показал, что для успешного проведения проекта с использованием материалов СМИ новостного содержания необходим предваряющий этап, который ставит своей целью развитие навыков работы с материалами СМИ и навыков самостоятельной работы, ознакомление студентов со спецификой жанра новостей, снятие лингвистических трудностей, характерных для этого жанра. В соответствии с поставленной целью был разработан специальный комплекс упражнений.

Разработанный нами цикл занятий (6 часов) можно представить следующим образом:

1) развитие коммуникативных умений и речевых навыков в результате работы с новостными материалами «живой» прессы и Интернета (2 часа);

2) развитие коммуникативных умений и речевых навыков в результате работы с новостными теле- и радиопередачами (2 часа);

3) комплексная работа над развитием коммуникативных умений и речевых навыков с использованием разных источников материалов СМИ новостного содержания (2 часа).

На каждом занятии работа, направленная на развитие умений работы с аутентичными материалами СМИ, делится на четыре этапа:

1) рецептивные упражнения;

2) репродуктивные упражнения;

3) репродуктивно-продуктивные упражнения;

4) продуктивные упражнения.

После проведения подготовительного цикла занятий студенты готовы приступить к работе непосредственно над проектом с использованием Интернет-технологий и материалов СМИ новостного характера, основной целью которого является развитие умений СРС.

В настоящее время получают распространение различные виды проектной деятельности, связанные с использованием Интернет-ресурсов. Исследования, проведенные отечественными и зарубежными методистами [1, 2, 3, 4, 5, 6], доказали положительное воздействие, оказываемое использованием данных технологий при обучении ИЯ. Однако, несмотря на огромный образовательный потенциал компьютерных и Интернет-технологий и наличие технической базы в высших учебных заведениях, в настоящее время существует противоречие между накопленным огромным образовательным потенциалом информационных ресурсов по иностранным языкам и их недостаточной востребованностью в учебном процессе. Одной из основных причин этого является не столько неподготовленность студентов и преподавателей, которые в основном имеют достаточный уровень владения компьютерными технологиями для осуществления

данного вида учебной деятельности, сколько наличие методологических трудностей. Для реализации образовательного потенциала информационных технологий и их полноценного использования в практике преподавания иностранных языков необходимо решить ряд проблем, связанных с недостаточной концептуальной разработанностью теоретических основ использования компьютерных и Интернет-технологий в педагогическом процессе, разработкой новых методов и моделей обучения и т. д.

Изучив методическую литературу по проблеме организации СРС на основе проектной деятельности с использованием Интернет-технологий [1-5, 7-8], мы убедились в целесообразности целевого использования инновационных технологий в СРС над материалами СМИ. Дидактический потенциал этих технологий дает основание рассматривать их как «активизирующий фактор» самостоятельной деятельности, способный обеспечить индивидуальный и адаптивный характер обучения, повышая при этом интерес обучающегося к предмету и самообразованию.

В ходе педагогического эксперимента была апробирована разработанная нами модель организации СРС над материалами СМИ на основе метода проекта с использованием Интернет-технологий, и полученные результаты позволяют сделать вывод об ее эффективности. Разработанная модель состоит из предварительного (три цикла), основного (три цикла) и заключительного этапов, главным результатом реализации которых является переход на новый уровень самостоятельности и формирование субъекта обучения.

Анализ результатов проведенного эксперимента, продолжительность которого составила десять учебных недель, показал повышение уровня сформированности умений чтения (в 1.35 раз), в том числе текстов новостного содержания (в 1.45 раз), расширение лексического запаса в области материалов СМИ новостного характера (в 2 раза), повышение уровня сформированности умений самостоятельной работы (в 1.32 раза) и самооценки (в 1.41 раз) у обучающихся. Т.е. результаты опытного обучения позволили сделать вывод об эффективности использования разработанной модели организации СРС в целях развития автономии студентов в сфере иноязычного общения и достижения более высоких результатов в обучении ИЯ.

В ходе осуществления проекта стало очевидно, что режим Интернет-форума создает динамичную атмосферу для изучения ИЯ, в которой студенты могут работать индивидуально и в сотрудничестве в условиях высокой степени самостоятельности над улучшением своих речевых умений и языковых навыков. Кроме того, коммуникация в Интернет-форуме способствует развитию социокультурной компетенции обучающихся и формированию поликультурной языковой личности, т.к. в процессе работы над проектом осуществляется об-

щение и обмен мнениями с представителями разных культур по актуальным вопросам современности. В целом использование в проекте Интернет-технологий приводит к повышению мотивации обучающихся в изучении ИЯ и, таким образом, помогает формировать положительное отношение к изучению ИЯ как учебному предмету.

Развитие способности к самостоятельному изучению языка и культуры, автономности в использовании ИЯ стали главными результатами опытного обучения, позволяющими сделать вывод об эффективности использования разработанной модели организации СРС в целях развития авто-

номии студентов в сфере иноязычного общения и достижения более высоких результатов в обучении ИЯ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Полат Е. С. // Иностр. яз. в шк. 2000. №2. С. 2-10.

2. DiGiovanni E., Nagaswami G. // ELT Journal. 2001. Vol. 55.

№3. P. 263-272.

3. Gimenez J. C., Julio C. // English for Spec. Purp. 2000. №19. P. 237-251.

4. Fedderholdt K. // ELT Journal. 2001. Vol. 55. №3. P. 273-280.

5. Lee L. // CALICO. 1988. №16(2) P. 101-120.

6. Robb T. // Modern English Teacher. 2001. Vol. 10. №1 P. 67-69.

7. Подопригорова Л. A // Иностр. яз. в шк. 2003. №5. С. 25-31.

8. Brabbs P. // English Teach. Prof. 2002. №24. P. 39-41.

Поступила в редакцию 26.03.2008 г. После доработки — 04.12.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.