УДК 37
И. Ю. Лученецкая-Бурдина, А. А. Федотова
Организация самостоятельной работы студентов с использованием средств электронного обучения
Статья посвящена актуальной проблеме организации самостоятельной работы студентов с использованием системы управления обучением MOODLE на примере дисциплины «История русской литературы» (модуль «Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина»). Новые виды самостоятельной работы студентов, реализация которых становится возможной благодаря средствам электронного обучения, рассматриваются авторами как важное средство индивидуализации образования и создания субъектно-ориентированной образовательной среды. Их применение в педагогическом вузе тем более оправданно, что оно способствует формированию у будущих специалистов представлений о реализации принципа вариативности обучения и поможет им осуществлять в работе личностно-ориентированный подход. Электронное образование делает учебный процесс вариативным и творческим, позволяет его участникам овладеть современными информационными и коммуникативными технологиями, экономит время, открывает новые возможности для самореализации. В статье описаны разнообразные виды самостоятельной работы студентов, в том числе проектная деятельность, охарактеризованы используемые элементы онлайн-курса на основе MOODLE (интерактивная лекция, форум, wiki-страница, тест и др.), определены возможности организации индивидуальной и групповой работы студентов, обоснована необходимость обращения к автоматизированной системе контроля знаний.
Ключевые слова: электронное обучение, MOODLE, самостоятельная работа, технология проектов, индивидуальный образовательный маршрут.
I. Yu. Luchenetskaya-Burdina, A. A. Fedotova
Organization of Students' Independent Work with Use of Electronic Training Means
The article is devoted to the urgent problem in students' independent work organization with use of the training management system MOODLE on the example of the discipline «History of the Russian Literature» (the module «M. E. Saltykov-Shchedrin's Creativity»). New types of students' independent work and their implementation is possible due to electronic training means are considered by authors as important means of education individualization and creation of the subject oriented educational environment. Their use in the pedagogical higher education institution is especially justified that it promotes forming ideas of implementation of the principle of training variability of future specialists and will help them to perform a personally oriented approach with work. Electronic education makes the educational process variable and creative, it allows its participants to seize modern information and communicative technologies, saves time, it reveals new opportunities for self-realization. In the article various types of students' independent work, including project activities are described, the used online rate elements on the basis of MOODLE are characterized (an interactive lecture, a forum, a wiki-page, a test, etc.), possibilities of f students' individual and group work organization are determined, need to appeal to the automated system of knowledge control is proved.
Keywords: electronic training, MOODLE, independent work, technology of projects, individual educational route.
Неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузах сегодня стало электронное обучение Согласно федеральному закону об образовании, «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» (ст 16 Закон 273-ФЗ) [10]. Применение электронного обучения позволяет значительно повысить качество и эффективность образования
как за счет доступа к мировым образовательным ресурсам, так и за счет активного вовлечения студентов в процесс получения знаний. E-learning как нельзя лучше соответствует современной образовательной парадигме, в которой обучающийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности.
В последние годы появилось большое число методических разработок, посвященных проблеме применения современных информационных технологий при подготовке специалистов технического профиля [3, 5, 9]. Однако сегодня обращение к электронному образованию стало объективной необходимостью и при обучении студентов-гуманитариев. Особенная актуальность современных информационно-коммуникативных техноло-
© Лученецкая-Бурдина И. Ю., Федотова А. А., 2016
гий определяется введением федеральных государственных стандартов нового поколения, которые предполагают уменьшение аудиторной нагрузки за счет расширения и увеличения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой электронное обучение предоставляет разнообразные возможности.
В процессе подготовки учителя-словесника одним из наиболее важных и объемных курсов является курс по истории отечественной литературы. Большую сложность для освоения студентами представляет его центральная часть - история классической русской литературы XIX в. Увеличивающаяся с каждым годом дистанция, которая отделяет современного студента от русской культуры позапрошлого века, значительное количество фактического и теоретического материала остро ставят вопросы о необходимости использования новых методик, предполагающих идентификацию обучающихся с учебным материалом, включение их в изучаемую ситуацию и побуждение к активным действиям.
В рамках статьи остановимся на вопросе организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов при изучении творчества «русского Езо-па» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Эта тема традиционно вызывает значительные затруднения у обучающихся. Рассмотрим основные возможности электронного обучения при работе над этим модулем на базе самой распространенной в российском образовании виртуальной обучающей среды - системы управления обучением МООБЬБ.
I. Самостоятельное освоение студентами теоретического материала
Эффективным инструментом для организации преподавателем изучения студентами объемного теоретического материала, который по причине небольшого числа аудиторных занятий оказался оставлен на самостоятельное рассмотрение, является элемент электронного курса «Лекция». Основное преимущество «Лекции», в отличие от традиционных ссылок на источники или записанных преподавателем видеолекций, заключается в интерактивности этого элемента курса. «Лекция» дает возможность преподносить учебный материал в гибкой и интересной форме. Она состоит из набора страниц, каждая из которых заканчивается вопросом, на который обучающемуся необходимо ответить для перехода на следующую страницу. В зависимости от правильности ответа преподаватель может запланировать переход студента на любую из страниц курса. Преподаватель имеет возможность проанализировать освоение лекции обучающимися и по желанию установить автоматическое
оценивание каждого студента по результатам изучения этого элемента курса.
Использование «Лекции» ограничивается тем, что преподавателю необходимо создавать только такие вопросы, ответы на которые оцениваются автоматически, без его личной проверки. В системе MOODLE есть несколько типов таких вопросов, что позволяет разнообразить процесс обучения и сделать его более эффективным. В качестве примера приведем небольшую интерактивную лекцию по теме «Поэтика «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина»: блоки теоретического материала дополнены разными видами вопросов, которые контролируют ее освоение студентами.
Теоретический блок №1. Хронотоп романа
«Странная и поразительная» книга о фантастическом городе Глупове рождалась в сознании М. Е. Салтыкова-Щедрина с начала 1860-е гг. (см. цикл «Глуповских рассказов»). По мере вызревания замысла город все более утрачивал черты правдоподобия и вырастал в философское обобщение идеи города вне времени и пространства. Столь грандиозная задача потребовала от писателя особых художественных средств. Салтыков-Щедрин создавал в «Истории одного города» гротескно-иносказательный образ всеобщего российского города Глупова.
Уже в названии обозначены координаты времени («история») и пространства («одного города»). Однако это своеобразная провокация для неподготовленного читателя. Хронологические границы «глуповской истории» - 1731-1825 годы. Но внимательный читатель обнаружит очевидные несоответствия. Архивный Пимен защищает труд от господ Шубинского, Мордовцева... (современники Салтыкова-Щедрина). Действие в главе «Органчик» происходит в 1762 г., но упоминаемые писателем реалии относятся к более позднему времени (это обозначено в примечании «От издателя»). Совмещение и пересечение времен может быть рассмотрено как способ создания автором комического эффекта. Однако масштаб обобщения Салтыкова-Щедрина иной: гротескное совмещение различных временных пластов не только разрушает иллюзию исторического правдоподобия, но и создает комплексный эффект, выражая мысль сатирика о неизменности основ жизни (Подробнее см.: Николаев Д. П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. - М., 1988.), когда прошлое тождественно настоящему, а настоящее прогнозирует будущее.
В романе смешиваются не только временные пласты, но и пространственные границы. Облик «одного города» противоречив. Мы читаем, что
головотяпы основали город «на болоте». Далее мы узнаем, что город расположен «на холмах». Характеристика города многолика: уездный, губернский, столица... деревня, когда «глуповские выгоны» граничат с «византийскими землями». Салтыков-Щедрин создает гротескное пространство города -вне времени и географических координат - всеобщего российского города Глупова. Это фантастический образ, но фантастика в этом случае играет роль смыслообразующего фактора.
Контрольный вопрос для перехода к блоку № 2
Подтвердите или опровергните следующие утверждения (предполагаемый ответ ДА/НЕТ):
1. М. Е. Салтыков-Щедрин не указывает точные временные рамки истории правления градоначальников над глуповцами.
2. Совмещение времен в романе главным образом необходимо автору как способ создания комического эффекта.
3. «История одного города» полна пространственных несоответствий.
Теоретический блок № 2. Способы выражения авторской позиции
Авторская точка зрения всегда проявляется в стиле, в способах отражения организации повествования. В сатирических произведениях автор часто вынужден скрывать свое лицо, однако именно в сатире должна быть четко выражена авторская оценка описываемых событий. В связи с этим неизбежно возникает проблема соотношения автора и повествования.
С давних времен сатирики использовали литературные «маски». «Маска - это «образ рассказчика», когда автор и рассказчик не идентичны» (Д. П. Николаев). Она определяет повествовательную перспективу и выражает эмоциональное отношении к изображаемому, создает иллюзию автономности от автора. В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин предстает сразу в нескольких «масках»: издателя и архивариусов-летописцев («...летопись сию слагали преемственно четыре архивариуса: Мишка Тряпичкин, да Мишка Тряпичкин другой...»).
Интонация, манера повествования, лексика глав «От издателя» и «Обращение к читателю от последнего архивариуса-летописца» стилистически различны (ср.: «Давно уже имел я намерение написать историю какого-нибудь города...» - «Ежели древним еллинам и римлянам дозволено было...») Словесные маски «издателя» и «архивариусов» проявляются в стиле повествования. Издатель, обозначив свою позицию скрытой иронии («От издателя»), уступает повествовательное пространство
архивариусам. Однако точка зрения последних будет постоянно корректироваться, уточняться, отвергаться в «Примечаниях издателя». Различные повествовательные перспективы окажутся сосуществующими одновременно и дополняющими друг друга. Так Издатель будет уличать архивариуса в неточностях («Органчик») не только для того, чтобы разрушить иллюзию исторического правдоподобия летописца, но чтобы в заключительном пространном примечании к этой главе подойти к смысловому итогу: «...остается только то, что оба градоначальника были самозванцы».
Постоянная смена масок позволяет Салтыкову-Щедрину всесторонне осветить рассматриваемое явление. Безусловно, «История одного города» -пародия на исторические труды. Но это лишь один способ выражения авторской позиции. Маска простодушного летописца - одна грань образа автора. Она подвергается ироническому осмеянию и с точки зрения просвещенного современника - придирчивость Издателя. Это другая сторона авторского образа. Не следует забывать, что эффект осмеяния власти был бы не полон без «Оправдательных документов», иронически прокомментированных Издателем в приложении к «Истории...». Перед нами «странный» стиль повествования «Истории одного города», в котором авторское «я» распалось на различные точки зрения («маски»), сосуществующие параллельно. Личность сатирика выражается в книге полифонично. Авторская позиция открывается из сопоставления рассказов архивариусов, «законодательных» документов градоначальников и иронических комментариев по их поводу Издателя, обращенных к читателю.
Контрольный вопрос для перехода к блоку № 3
Вопрос, требующий односложного ответа. Преподаватель приводит фрагменты текста романа и предлагает определить точку зрения, с которой в них ведется повествование. Студент должен написать в ответе 1 слово: издатель, архивариус-летописец, градоначальник.
Теоретический блок № 3. Композиция романа
В гротескном сатирическом романе обозначены конфликтные отношения личности и истории, власти и народа. Объект сатиры писателя - не обстоятельства жизни и не участники событий, но основы глуповского миросозерцания. Уже в главе «От издателя» обозначена формула этого миросозерцания: градоначальники - секут, обыватели - трепещут. Ироническому осмыслению подвергаются и те, и другие: когда секли «абсолютно» - обыватели трепетали бессознательно. Когда секли для требования цивилизации - трепетали с сознанием соб-
ственной пользы. Когда хотели быть высечены -трепетали исполненные доверия.
Обозначенные темы соединяет в художественное единство «История...». Салтыкова-Щедрина менее всего интересуют реальные факты истории (они необходимы сатирику как своеобразный строительный материал). Внимание писателя сосредоточено на постижении закономерностей жизни, на выяснении логики власти. В общей композиции книги отсутствует сквозной сюжет. Пред нами внешне самостоятельные главы, каждая из которых может быть рассмотрена как самостоятельное произведение.
Вместе с тем последовательность глав строго упорядочена, и только при таком их композиционном расположении открывается замысел автора. История выступает в книге Салтыкова-Щедрина как сюжет. Обозначим его основные вехи: безголовый начальник-самозванец и восторженные обыватели («Органчик»); кровопролитная борьба за власть («Сказание о 6 градоначальницах»); бедствия, обрушившиеся на город и стихийный бунт народа («Голодный город», «Соломенный город»); внедрение просвещения и «бунт глуповцев на коленях» («Войны за просвещение»); эпоха либерального правления и «бесстыжее глуповское неистовство» («Эпоха увольнения от войн», «Поклонение мамоне и покаяние»); эпоха нивелятор-ства под властью Угрюм-Бурчеева, когда глуповцы разрушили свой город, взглянули друг на друга и «устыдились» («Подтверждение покаяния», Конец «Истории...» венчает фантастическое «Оно»). По сути, перед нами картина состояния общества на разных этапах его развития, рассмотренная в плане противопоставления народа и власти, своеобразная комическая эпопея современности.
Контрольный вопрос для перехода к блоку № 4
Вопрос на создание последовательного ряда. Как известно, последовательность глав в журнальном и итоговом вариантах текста разная. Преподаватель приводит список глав в той последовательности, как они были опубликованы в «Отечественных записках», и предлагает расставить их в соответствии с книжной редакцией произведения.
Теоретический блок № 4. Способы создания образов
Образы градоначальников в «Истории одного города» - это гротескно-иносказательный образ власти. В нем сочетаются черты городничих, губернаторов, высокопоставленных чиновников. Для Салтыкова-Щедрина важно показать, что это обобщенный образ ничем не ограниченной власти. Этот образ состоит из частных проявлений общей
сущности. Важно заметить, что при наличии индивидуальных биографий сатирик сосредоточивает внимание на безликости власти («образы без лиц»). Это варианты одной сущности, выраженной в главе «Органчик»: «Разорю». Разрабатывая мотив повторяемости, преобладания внешнего над внутренним, Салтыков-Щедрин иронизирует: градоначальник должен иметь единомыслие, единообразие и «сверх того он должен иметь мундир», ибо мундир предшествует человеку, а не наоборот. Один из наиболее часто используемых писателем приемов - овеществление (опредмечивание) персонажа.
Коллективный образ власти составляют различные типы градоначальников. Акцентируя общую сущность, Салтыков-Щедрин избирает различные приемы их создания. В композиции образов градоначальников преобладают собирательно-шаржированные образы (Фердыщенко, Негодяев, Грустилов). Типизация осуществляется в рамках жизнеподобия, но намеренно заостряется какая-либо характерная черта персонажа или его действие (простота - Фердыщенко, страсть к писанию законов - Беневоленский). Образы лишены психологической разработки, их характеристика складывается из сатирических оценок других персонажей или из сопоставления с предметами неодушевленного мира.
Гротескно-иносказательные образы созданы на основе прямого прочтения метафоры. Так, «Органчик» возник в художественном сознании Салтыкова-Щедрина вследствие развертывания метафоры «пустоголовый». Реализация метафоры «предводитель дворянства съел...» положена в основу гротескного образы Прыща («Эпоха увольнения от войн»). Идеологическая задача - показать абсурдность власти - решалась Салтыковым-Щедриным с помощью художественного преувеличения.
Особое место в ряду градоначальников отведено Угрюм-Бурчееву («Подтверждение покаяния. Заключение»). Он завершает типологический ряд власти. Это единственный в романе персонаж, при создании которого сатирик использует портрет. В нем акцентированы физиологические детали (узкий лоб, развитые челюсти) и подробности одежды. Фон, на котором изображен Угрюм-Бурчеев, -голая пустыня, серая солдатская шинель и острог. Перед нами портрет-аллегория. Это истинное лицо безличия - олицетворенная идея нивеляторства, прямой линии, несовместимой с жизнью. Подчеркивая чуждость идеи прямой линии человеческой природе, Салтыков-Щедрин создает гротескный образ, фантастическая природа которого проявляется не во внешних формах, но обнаруживается в сути этого аллегорического образа - антипода естеству.
Контрольный вопрос по блоку № 4
Вопрос на соотнесение. Студентам предлагается соотнести
— имя градоначальника;
— фрагмент текста, который включает характеристику градоначальника;
— принцип, который реализует автор при создании образа градоначальника (гротескно-иносказательный образ, собирательно-шаржированный образ, психологические сатирические образы).
II. Самостоятельная работа студентов проектного характера
Одной из важных целей электронного образования является повышение творческой и познавательной активности студентов. По мнению современных методистов, среди популярных сегодня педагогических технологий наилучшим образом соответствует этой цели проектное обучение [4, 6, 7], которое предполагает сочетание поисковых, исследовательских и проблемных методов, творческих по самой своей сути [8, с. 58]. Применение метода проектов в процессе подготовки будущих учителей тем более оправданно, что проектная деятельность является неотъемлемой составляющей учебного процесса в современной школе.
Проектная деятельность, предполагающая индивидуализацию и вариативность обучения, является одним из тех видов самостоятельной работы, которые позволяют выполнить стоящую перед преподавателем задачу формирования индивидуальных образовательных траекторий для студентов. Принцип индивидуализации образовательного процесса в данном случае проявляется в дифференциации проектов как по уровню сложности (базовый, продвинутый, повышенной сложности), так и по характеру деятельности обучающихся (прикладные, информационные, исследовательские проекты). Как верно замечено Л. В. Байбородовой, наиболее важным принципом организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе является принцип личной и профессиональной перспективы: «Обучающиеся должны стремиться понять смысл своей образовательной деятельности, включиться в профессиональные и социальные виды деятельности, проявлять самостоятельность, принимать решения в ситуациях планирования своего профессионального развития» [1, с. 36]. В связи с этим целесообразным кажется выбор таких тем прикладных проектов, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, способствуют по-
вышению мотивации студентов, их заинтересованности в решении поставленных задач.
Приведем примеры конкретных вариантов прикладных и информационных проектов, которые студенты могут выполнить в ходе работы над отдельной темой курса. Ограничение этими двумя типами связано с тем, что выполнение исследовательских проектов требует значительного количества часов самостоятельной работы, которые не предусмотрены учебной программой. Работа над предложенными темами может носить не только индивидуальный, но и групповой характер, для организации в MOODLE предусмотрены функциональные инструменты: 'ЩЫ-статьи, предназначенные для совместной работы над документами, форумы и чаты для общения участников групп между собой и с преподавателем. Благодаря использованию этих элементов курса преподаватель имеет возможность контролировать не только ход выполнения работы и ее результат, но и вклад каждого студента, который отслеживается встроенными средствами просмотра истории редактирования '¡Ы -страницы.
1. Базовый уровень
А. Информационный проект. Составление глоссария по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина (12 статьи). Проект создается при помощи элемента курса «Глоссарий», который представляет собой словарь терминов с определениями, необходимыми для систематизации и упорядочивания знаний обучающихся. Термин, описанный в глоссарии, автоматически становится ссылкой во всех текстовых материалах курса, при переходе по которой студент автоматически попадает в словарь. Конкретные темы для составления словарных статей могут быть разными: глоссарии могут быть посвящены значимым категориям поэтики писателя, основным его произведениям, центральным персонажам, фактам биографии автора и т. д.
Б. Прикладной проект. Составление аннотированного каталога электронных ресурсов (7-10 ресурсов), которые могут быть использованы при изучении творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина в школе. Каждый ресурс описывается по следующему плану: 1. Краткое описание содержания ресурса. 2. Актуальность содержания (дата последнего обновления), наличие указателей интеллектуальной ответственности за содержание ресурса и адреса обратной связи с администрацией ресурса. 3. Конкретные возможности использования на уроке литературы (объяснение нового материала, закрепление знаний, организация самостоятельной работы и т. д.)
2. Продвинутый уровень
А. Информационный проект. Разработка презентации по предложенной проблемной теме. Варианты тем: «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина в зеркале книжной иллюстрации», «М. Е. Салтыков-Щедрин - литератор и чиновник», «Афоризмы М. Е. Салтыкова-Щедрина о России: сатира или пророчество?».
Б. Прикладной проект. Разработка мультимедийного задания для школьников по теме «Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина» на базе платформы Learning Apps (learningapps.org). Веб-сервис дает студентам возможность войти в роль учителя и создать собственное интерактивное упражнение, воспользовавшись 1 из 14 форм (задания типа «кроссворд», «найди пару», «сортировка по группам», «добавь подпись» и т. д.). Ссылки на упражнения добавляются в курс для их оценивания преподавателем.
3. Уровень повышенной сложности
А. Информационный проект. Подготовка доклада по теме, предполагающей углубленное изучение дополнительной литературы. Доклад сопровождается презентацией. Варианты тем докладов: «Образы животных в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина», «Фольклорные традиции в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина», «Публицистическая и редакторская деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина в «Отечественных записках».
Б. Прикладной проект. Разработка урока по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина с использованием информационно-коммуникативных технологий. Помимо развернутого плана урока, студент создает методические материалы для его проведения: презентацию, интерактивное упражнение, тест с разными видами вопросов.
3. Контроль преподавателя над самостоятельной работой студентов
Важным преимуществом электронного обучения является автоматизация отдельных видов деятельности преподавателя. Прежде всего, это касается электронного тестирования. Тестирование средствами MOODLE дает возможность не только мгновенной автоматической проверки и оценки заданий, но и, что особенно важно для разработчика тестов, позволяет осуществлять автоматический статистический анализ теста и его элементов. Тесты удобны для решения задач входного, текущего и итогового контроля, MOODLE позволяет создать и тесты-тренажеры, необходимые для отработки разного вида навыков. Приведем примеры основ-
ных типов заданий, предлагаемых в системе MOODLE для организации тестирования.
Несмотря на то, что электронное обучение стало широко применяться в российских вузах с недавнего времени, преимущества его использования сегодня становятся все более очевидными. Электронное образование делает учебный процесс индивидуальным и творческим, позволяет его участникам овладеть современными информационными и коммуникативными технологиями, экономит время, открывает новые возможности для самореализации. E-leaming - это технология обучения, ориентированная на студента, которая ставит обучающегося в центр учебного процесса.
Новые виды самостоятельной работы студентов, реализация которых становится возможной благодаря средствам электронного обучения, являются важнейшим средством индивидуализации образования и создания субъектно-ориентированной образовательной среды. Их применение в педагогическом вузе тем более оправданно, что способствует формированию у будущих специалистов пред-
Тип вопроса Вариант задания
Выбор одного/нескольких вариантов из нескольких вариантов Главными особенностями реализма М. Е. Салтыкова-Щедрина являются - индивидуализация образов; - гротеск; - иносказание; - «диалоги глухих»
Верно/Неверно Слова Салтыкова-Щедрина: «Если бы вместо слова "органчик" было бы поставлено слово "дурак", то рецензент, наверное, не нашел бы ничего неестественного...» используются для характеристики градоначальника Фердыщенко
Краткий открытый ответ («вопрос с пропуском») Художественный прием намеренного искажения чего-либо, причудливого соединения фантастического с жизнепо-добным называется...
Числовой ответ Сколько приложений добавляет Салтыков-Щедрин к основному тексту «Истории одного города»?
Установление соответствия Соедините определения и определяемые слова так, чтобы у вас получились названия сказок Салтыкова-Щедрина (определения: премудрый, самоотверженный, дикий, меценат, идеалист; определяемые слова: заяц, лев, помещик, карась, пискарь, орел)
Эссе (открытый вопрос, проверяется преподавателем вручную) Охарактеризуйте способы выражения авторской позиции в «Истории одного города»
ставлений о реализации принципа вариативности обучения и поможет им осуществлять личностно-ориентированный подход в работе с учениками.
Современные технологии, безусловно, не могут заменить живого общения преподавателя со студентом, однако они дают возможность сделать диалог участников учебного процесса более мотивированным и эффективным. Электронное обучение как нельзя лучше отвечает запросу современного поколения студентов на получение актуальных, своевременных и доступных знаний.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. -С. 35-41.
2. Белкина, В. В., Харисова, И. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры [Текст] / В. В. Белкина, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. - С. 85-89.
3. Заводчикова, Н. И., Плясунова, У В. Особенности методики обучения информатике с использованием дистанционной среды MOODLE [Текст] / Н. И. Заводчикова, У В. Плясунова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 5. - С. 134-138.
4. Захарова, О. О. Проектная деятельность в процессе формирования межкультурных ценностных ориента-ций подростков [Текст] / О. О. Захарова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 14-18.
5. Игнатова, О. Г. Профессиональная подготовка будущих учителей математики с использованием электронного обучения [Текст] / О. Г. Игнатова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. -С. 113-117.
6. Парменова, Л. В. Организация исследовательской деятельности школьников на базе университета [Текст] / Л. В. Парменова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. - С. 77-81.
7. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н. Ю. Пахомова. -М. : АРТКИ, 2005. - 112.
8. Полат, Е. С. Новые педагогические и информационные технологии [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров ; под общ. ред. Е. С. Полат. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
9. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) [Текст] : учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 4-е изд. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. - 280 с.
10. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-Ф3 (действующая редакция, 2016)
Bibliograficheskij spisok
1. Bajborodova, L. V. Principy organizacii individual'noj obrazovatel'noj dejatel'nosti studentov v pedagogicheskom vuze [Tekst] / L. V Bajborodova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 2. - S. 35-41.
2. Belkina, V. V, Harisova, I. G Individual'nyj obrazovatel'nyj marshrut kak sredstvo demokratizacii obrazovatel'nogo processa studentov magistratury [Tekst] / V V Belkina, I. G Harisova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 1. - S. 85-89.
3. Zavodchikova, N. I., Pljasunova, U. V Osobennosti metodiki obuchenija informatike s ispol'zovaniem distancionnoj sredy MOODLE [Tekst] / N. I. Zavodchikova, U. V Pljasunova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -
2015. - № 5. - S. 134-138.
4. Zaharova, O. O. Proektnaja dejatel'nost' v processe formirovanija mezhkul'turnyh cennostnyh orientacij podrostkov [Tekst] / O. O. Zaharova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 2. - S. 14-18.
5. Ignatova, O. G Professional'naja podgotovka budushhih uchitelej matematiki s ispol'zovaniem jelektronnogo obuchenija [Tekst] / O. G Ignatova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 1. - S 113-117.
6. Parmenova, L. V Organizacija issledovatel'skoj dejatel'nosti shkol'nikov na baze universiteta [Tekst] / L. V. Parmenova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. -
2016. - № 1. - S. 77-81.
7. Pahomova, N. Ju. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Tekst] : posobie dlja uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov / N. Ju. Pahomova. -M. : ARTKI, 2005. - 112.
8. Polat, E. S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii [Tekst] : uchebnoe posobie dlja studentov pedagogicheskih vuzov i sistemy povyshenija kvalifikacii pedagogicheskih kadrov / E. S. Polat, M. Ju. Buharkina, M. V Moiseeva, A. E. Petrov ; pod obshh. red. E. S. Polat. -M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 1999. - 224 s.
9. Trajnev, V. A. Informacionnye kommunikacionnye pedagogicheskie tehnologii (obobshhenija i rekomendacii) [Tekst] : uchebnoe posobie / V A. Trajnev, I. V Trajnev. -4-e izd. - M. : Izdatel'sko-torgovaja korporacija «Dashkov i Ko», 2009. - 280 s.
10. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29.12.2012 N 273-FZ (dejstvujushhaja redakcija, 2016)