Научная статья на тему 'Контроль знаний студентов в системе электронного обучения'

Контроль знаний студентов в системе электронного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOODLE / ОЦЕНИВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ / ТЕСТ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ELECTRONIC TRAINING / ESTIMATION / EDUCATIONAL RESULT / TECHNOLOGY OF PROJECTS / TEST / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лученецкая-Бурдина Ирина Юрьевна, Федотова Анна Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме оценивания образовательных результатов студентов с использованием системы управления обучением MOODLE на примере дисциплины «История русской литературы» (модуль «Натуральная школа в контексте русской литературы второй половины XIX века»). Методы оценивания с помощью инструментов электронного обучения рассматриваются авторами как важное средство индивидуализации образования и реализации модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний. E-learning это технология обучения, ориентированная на студента, которая ставит обучающегося и его достижения в центр учебного процесса. В статье охарактеризованы возможности применения основных элементов онлайн-курса («семинар», «задание», «рабочая тетрадь», «тест») для оценивания работы обучающихся; описаны средства оценивания, в том числе проектная деятельность, тест, эссе; определены возможности организации индивидуальной и групповой работы студентов; даны примеры средств оценивания базового и повышенного уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательной программой высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лученецкая-Бурдина Ирина Юрьевна, Федотова Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF STUDENTS’ KNOWLEDGE IN THE ELECTRONIC TRAINING SYSTEM

The article is devoted to the urgent problem of estimation of students’ educational results with the use of the learning management system MOODLE on the example of the discipline «History of the Russian Literature» («Natural School in the Context of the Russian Literature of the Second Half of the 19th Century» module). Estimation methods by means of electronic training instruments are considered by authors as an important means of education individualization and realization of the modular and rating system of knowledge quality assessment. E-learning is a technology of training focused on the student, which puts the student and his achievements in the center of the educational process. In the article possibilities to use basic elements of the online course («seminar», «task», «workbook», «test») to estimate students’ work are characterized; means of estimation, including design activity, test, essay are described; possibilities of the organization of students’ individual and group work are defined; examples of estimation means of the basic and increased level of competence formation provided by the educational programme of the higher education are given.

Текст научной работы на тему «Контроль знаний студентов в системе электронного обучения»

УДК 37

И. Ю. Лученецкая-Бурдина, А. А. Федотова

Контроль знаний студентов в системе электронного обучения

Статья посвящена актуальной проблеме оценивания образовательных результатов студентов с использованием системы управления обучением MOODLE на примере дисциплины «История русской литературы» (модуль «Натуральная школа в контексте русской литературы второй половины XIX века»). Методы оценивания с помощью инструментов электронного обучения рассматриваются авторами как важное средство индивидуализации образования и реализации модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний. E-leaming - это технология обучения, ориентированная на студента, которая ставит обучающегося и его достижения в центр учебного процесса. В статье охарактеризованы возможности применения основных элементов онлайн-курса («семинар», «задание», «рабочая тетрадь», «тест») для оценивания работы обучающихся; описаны средства оценивания, в том числе проектная деятельность, тест, эссе; определены возможности организации индивидуальной и групповой работы студентов; даны примеры средств оценивания базового и повышенного уровня сформированности компетенций, предусмотренных образовательной программой высшего образования.

Ключевые слова: электронное обучение, MOODLE, оценивание, образовательный результат, технология проектов, тест, индивидуальный образовательный маршрут.

I. Yu. Luchenetskaya-Burdina, A. A. Fedotova

Control of Students' Knowledge in the Electronic Training System

The article is devoted to the urgent problem of estimation of students' educational results with the use of the learning management system MOODLE on the example of the discipline «History of the Russian Literature» («Natural School in the Context of the Russian Literature of the Second Half of the 19th Century» module). Estimation methods by means of electronic training instruments are considered by authors as an important means of education individualization and realization of the modular and rating system of knowledge quality assessment. E-learning is a technology of training focused on the student, which puts the student and his achievements in the center of the educational process. In the article possibilities to use basic elements of the online course («seminar», «task», «workbook», «test») to estimate students' work are characterized; means of estimation, including design activity, test, essay are described; possibilities of the organization of students' individual and group work are defined; examples of estimation means of the basic and increased level of competence formation provided by the educational programme of the higher education are given.

Keywords: electronic training, MOODLE, estimation, educational result, technology of projects, test, individual educational route.

Важным элементом учебного процесса, благодаря которому реализуется обратная связь между преподавателем и студентами, является контроль уровня сформированности у обучающихся компетенций, предусмотренных образовательной программой. По мнению современных методистов, контроль включает в себя и оценивание (как процесс), и оценку (как результат проверки) [4]; [6]. К основным целям контроля с точки зрения преподавателя относится диагностирование и корректирование знаний и умений студентов, учет результативности отдельного этапа процесса обучения и, наконец, определение итоговых результатов обучения на разном уровне. В соответствии с различными целями контроля выделяются главные направления оценки: предварительная, текущая, промежуточная и итоговая.

В настоящее время традиционный сессионный (дискретный) контроль постепенно транс-

формируется в модульно-рейтинговую систему оценки качества знаний. Последняя представляет собой «новую непрерывную систему, которая состоит в накоплении в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинга, представляющего собой количественную сумму баллов, набранных студентом в течение определенного промежутка учебного времени» [4, с. 224].

Значительно повысить качество

и эффективность контроля над результатами обучения студентов позволяет применение электронного обучения ^-^т^). Особенная актуальность применения современных информационно-коммуникативных технологий в ходе оценивания определяется введением федеральных государственных стандартов нового поколения, которые предполагают расширение форм самостоятельной работы обучающихся. Средства

© Лученецкая-Бурдина И. Ю., Федотова А. А., 2017

электронной образовательной среды дают возможность частично автоматизировать процесс оценивания, что, прежде всего, и определяет целесообразность их использования в учебном процессе.

В отличие от дистанционного образования, в традиционных формах обучения (очное и заочное) Б-1еагш^ пока выступает как важное дополнение к аудиторным занятиям. И если формы аттестации, характерные для промежуточного и итогового направлений оценки (зачет, экзамен, итоговый государственный экзамен, защита выпускной квалификационной работы), сегодня не предполагают обращения к электронной образовательной среде, то при проведении предварительного или текущего оценивания она оказывается необходимым инструментом во взаимодействии преподавателя и студента.

В рамках статьи рассмотрим основные возможности оценивания результатов обучения студента на базе самой распространенной в российском образовании виртуальной обучающей среды - системы управления обучения MOODLE. В качестве примера обратимся к одному из модулей дисциплины «История русской литературы» - «Натуральная школа в контексте русской литературы второй половины XIX века». Изучение истории классической русской литературы вызывает сегодня у студентов значительные затруднения, что делает особенно важным использование современных методик обучения и оценивания.

1. Оценивание с использованием элемента курса «семинар»

Элемент MOODLE «семинар» - это вид занятий, где каждый студент не только выполняет свое задание, но и оценивает итоги работы других студентов. Итоговая оценка, выставляемая преподавателем по результатам проверки, учитывает не только уровень собственно работ обучающихся, но и их деятельность в качестве рецензентов. Недостатком этого метода является значительная сложность в настройке и управлении семинаром. Однако затраченное преподавателем время впоследствии компенсируется преимуществами использования этого элемента курса: проведение семинара позволяет продуктивно организовать как индивидуальную, так и групповую деятельность студентов, а также дает возможность оценивать результаты этой работы разнообразными способами.

Специфика элемента курса «семинар» делает его идеальным вариантом для организации про-

ектной деятельности студентов. Метод проектов рассматривается сегодня и как важное средство обучения, и как удобное средство оценивания [2, 4, 5]. В ходе работы над отдельным модулем целесообразно предложить выполнение проектов информационного и прикладного типов, так как выполнение исследовательских проектов требует значительного количества часов самостоятельной работы, которые не предусмотрены образовательной программой.

Проектная деятельность предполагает индивидуальность и вариативность обучения. По мнению Л. В. Байбородовой, наиболее важным принципом организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе является принцип личной и профессиональной перспективы: «Обучающиеся должны стремиться понять смысл своей образовательной деятельности, включиться в профессиональные и социальные виды деятельности, проявлять самостоятельность, принимать решения в ситуациях планирования своего профессионального развития» [2, с. 36]. В связи с этим удачным кажется выбор таких тем проектов, которые связаны с будущей профессиональной деятельностью обучающихся, способствуют повышению мотивации студентов, их заинтересованности в решении поставленных задач.

Приведем в качестве примера темы конкретных прикладных и информационных проектов разного уровня сложности, которые могут быть выполнены в процессе освоения модуля. Результат работы студентов - презентация, доклад, фрагмент урока и т. д. - прикрепляется ими на сервер для дальнейшего оценивания коллегами по обучению или преподавателем.

Базовый уровень сложности

Информационный проект. Составление презентации по проблемной теме: «Литературные «физиологии» во Франции и России: эстетическая природа и художественные функции»; «Физиология Петербурга»: секреты первого успеха Н. А. Некрасова-издателя; «Интерпретация

"натуральной школы" в статьях

В. Г. Белинского».

Прикладной проект. Составление аннотированного каталога электронных ресурсов (7-10 ресурсов), который может быть использован в школьном преподавании литературы, по следующей теме: «Переосмысление традиций натуральной школы в «Записках охотника» И. С. Тургенева».

Повышенный уровень сложности

Информационный проект. Подготовка доклада по теме, предполагающей углубленное изучение дополнительной литературы: «Пафос деро-мантизации в романах натуральной школы (на материале 1 романа на выбор: "Кто виноват?" А. И. Герцена или "Обыкновенная история» И. А. Гончарова)"»; «Усвоение и модификация традиций физиологического очерка в литературе писателей-шестидесятников (на материале произведений Н. Г. Помяловского "Очерки бурсы", повести Ф. М. Решетникова "Подлиповцы", рассказов Н. В. Успенского - по выбору студентов)».

2. Оценивание с помощью элементов курса «задание» и «рабочая тетрадь»

Элемент MOODLE «задание» позволяет преподавателю ставить задачу, которая требует от обучающихся подготовить ответ в электронном виде в любом формате и прикрепить его на сервер. «Задание» требует специальной оценки преподавателем, которая может выражаться в форме отзыва (комментария) на присланную студентом работу. Этот элемент курса дает возможность студентам удалять или заменять файлы до отправки их преподавателю на оценивание, а также доработать файл после получения отзыва преподавателя.

Аналогом элемента курса «задание» выступает элемент курса «рабочая тетрадь», являющийся электронным вариантом конспекта студента, письменной контрольной работы или реферата. Преподаватель предлагает студентам высказаться на определенную тему или дать ответ на конкретные вопросы, студент же вносит свой ответ и имеет возможность изменять или дополнять его в теченй определенного преподавателем времени.

Удобство и простота использования этих элементов курса делают их самыми востребованными инструментами для оценивания текущей успеваемости студентов. С их помощью могут быть реализованы такие средства оценивания, как «самостоятельный поиск научной литературы, ее конспектирование и аннотация» (базовый уровень сложности), «написание доклада» (базовый уровень сложности), «написание эссе» (повышенный уровень сложности). Недостатком применения этих элементов курса является, однако, трудоемкость оценивания: каждое присланное обучающимся задание должно быть оценено вручную, а в идеальном варианте - требует отдельной, хотя бы краткой, рецензии.

Приведем примеры тем эссе, которые целесообразно применять в качестве задания для само-

стоятельной работы студентов, претендующих на получение максимального количества баллов за курс.

Повышенный уровень сложности

1. В чем сходство и различие в решении проблемы крестьянского труда, нравственности, искусства, цивилизации в крестьянских очерках Г. И. Успенского и народных рассказах Л. Н. Толстого?

2. Определите важнейшие поэтические образы художественного мира Г. И Успенского. Какова их функциональная значимость? Возможно ли говорить об их динамике в творчестве писателя?

3. Выясните, какова роль литературной традиции в художественной публицистике Г. И. Успенского. Докажите или опровергните положение о том, что в произведениях писателя присутствует сплав публицистического и художественного начал.

4. Выясните, какой идейный и эстетический смысл вкладывает Г. И. Успенский в понятия «крестьянское миросозерцание» и «власть земли»?

5. Венера Милосская в художественном сознании А. А. Фета и Г. И. Успенского. Чья интерпретация, на Ваш, взгляд, в большей степени соответствует античному типу культуры? Почему?

6. Будучи душевнобольным, Г. И. Успенский создал теорию подавления «Глеба Ивановича». Что это за теория и каким образом ее интерпретируют Достоевский, Толстой, Чехов?

3. Оценивание с помощью компьютерного тестирования

Компьютерное тестирование в MOODLE позволяет успешно осуществить как входной контроль знаний и умений, так и контроль текущей самостоятельной работы студентов. Основное преимущество этого инструмента заключается в возможности преподавателя с минимальными затратами времени объективно проверить знания большого числа обучающихся. Преподаватель разрабатывает и размещает на странице своего курса тесты, указывая в их параметрах даты, когда тесты будут доступны для прохождения, сообщает студентам о дате и времени тестирования, и анализирует его результаты. Для анализа выполнения теста каждым студентом в MOODLE предусмотрен учет таких параметров, как дата и время начала выполнения попытки, затраченное на нее время,

133

набранное количество баллов, оценки ответов на каждый вопрос теста.

Компьютерное тестирование, безусловно, является самым распространенным и разработанным средством оценивания в электронном образовании. Между тем, недостатки этой методики оценивания - развитие памяти, а не критического мышления, однонаправленность (тесты лишь выявляют пробелы в знаниях), случайность (ответ можно «угадать») - ограничивают ее использование в процессе обучения, особенно в преподавании гуманитарных дисциплин.

Типы тестовых вопросов, предлагаемые в MOODLE, позволяют спланировать тестирование для проверки как базового, так и повышенного уровня сформированности компетенций. Для проверки базового уровня освоения компетенций достаточно воспользоваться такими видами тестовых вопросов, как «множественный выбор» (вопрос в закрытой форме, который существует в двух разновидностях: с одним правильным отве-

Тестовые задание повышенного уровня сложности

1. Что представляет главный интерес для Г. И. Успенского при изображении жизни русского крестьянина?

том или с одним или несколькими правильными ответами), «альтернативный вопрос» (отвечая на вопрос, студент выбирает из двух вариантов: верно/неверно), «вопрос на соответствие» (студенту необходимо найти правильное соответствие между вопросом и ответом на него), «короткий ответ» (ответом на вопрос является слово или короткая фраза).

Для проверки повышенного уровня освоения компетенций целесообразно к этим видам вопросов добавить тестовые вопросы типа «эссе», когда студент должен ввести письменный ответ. Это единственный тип тестового вопроса в MOODLE, который требует ручного оценивания преподавателем.

Приведем примеры вариантов тестовых заданий базового и повышенного уровня сложности.

Базовый уровень сложности. Тест на проверку чтения текстов по разделу «Творчество Г. И. Успенского».

A) Создание как можно более точного описания крестьянина как социального типа;

Б) Выявление основных нравственных черт русского крестьянина;

B) Выяснение этического и эстетического значения крестьянского труда;

Тип вопроса Вариант задания

Множественный выбор с1 правильным ответом В каком произведении Г. И. Успенский вспоминает былину о Святогоре-богатыре: «Власть земли» «Крестьянин и крестьянский труд» «Четверть лошади» «Выпрямила»

Множественный выбор с2 правильными ответами Имена каких поэтов упоминает Г. И. Успенский в очерке «Выпрямила»: Н. А. Некрасов А. Фет Ф. И. Тютчев А. В. Кольцов

Альтернативный вопрос По мнению Г. И. Успенского, в деревне почтительно относятся к учителям и школе

Вопрос на соответствие Соотнесите названия очерков с профессиями их главных героев: Швея Учитель Крестьянин «Выпрямила» «Четверть лошади» «Квитанция»

Короткий ответ Напишите фамилию героя, портрет которого приведен ниже: «.. .человек сильной породы, он легок, ловок и умел в работе, жена его умная, сильная и ловкая работница, когда-то красавица; земли он может иметь сколько понадобится; но кроме «хозяйства» он еще и плотник, весьма хороший для деревни, и сапожник; да и просто как поденщик - колоть ли дрова, прессовать ли сено и проч. - он мог бы, получая не менее семидесяти копеек в сутки на хозяйских харчах, существовать безбедно, а он вот бросил хозяйство, бьет жену, жена ходит жаловаться, плачет; дети его, трое ребят, по целым дням шляются в грязных лохмотьях по деревне без всякого призора, и неизвестно, кормит ли их кто-нибудь»

Г) Описание тяжелого быта угнетенных крестьян.

Обоснуйте свой выбор, приведя примеры.

2. Определите важнейшие поэтические образы художественного мира Г. И. Успенского:

A) «Власть земли»;

Б) «Литератор-обыватель»;

B) «Деревенский мечтатель»;

Г) «Живые цифры».

Дополните ответ на вопрос 2-3 положениями.

3. Назовите художественные особенности крестьянских очерков Г. И. Успенского:

A) Поэтика «концентрации негатива»;

Б) Сочетание фактографического анализа, публицистичности и лиричности;

B) Отсутствие выраженной авторской оценки;

Г) Ассоциативный принцип организации

материала.

Дополните ответ на вопрос 2-3 положениями.

Оценивание результатов обучения студентов средствами электронной образовательной среды сегодня является неотъемлемой составной частью модульно-рейтинговой системы оценки качества знаний. Электронное образование делает учебный процесс индивидуальным и творческим, позволяет его участникам овладеть современными информационными и коммуникативными технологиями, экономит время, открывает новые возможности для самореализации. Е-1еагш^ -это технология обучения, ориентированная на студента, которая ставит обучающегося и его достижения в центр учебного процесса.

Рассмотренные в статье элементы среды электронного обучения МооШе при условии их комплексного применения позволяют с высокой степенью объективности выявить уровень сформи-рованности у обучающихся компетенций, предусмотренных образовательной программой высшего образования. Немаловажным преимуществом электронной образовательной среды является и то, что она выступает важным инструментом в формировании такого современного средства оценивания, как портфолио. Сохранение данных на сервере дает возможность студенту и преподавателю своевременно получить доступ как к лучшим работам обучающихся, так и к сведениям о полученных поощрительных баллах и баллах за каждый модуль.

Библиографический список

1. Анисимов, А. М. Работа в системе дистанционного обучения МооШе [Текст] : учебное пособие / А. М. Анисимов. - 2-е изд. - Харьков, 2009. - 292 с.

2. Байбородова, Л. В. Принципы организации индивидуальной образовательной деятельности студентов в педагогическом вузе [Текст] / Л. В. Байбородова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 2. - С. 35-41.

3. Белкина, В. В., Харисова, И. Г. Индивидуальный образовательный маршрут как средство демократизации образовательного процесса студентов магистратуры [Текст] / В. В. Белкина, И. Г. Харисова // Ярославский педагогический вестник. - 2016. - № 1. -С. 85-89.

4. Нигматов, З. Г. Современные средства оценивания образовательных результатов [Текст] / З. Г. Нигматов // Ученые записки Казанского университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2013. - № 6. -С. 220-227.

5. Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст] : пособие для учителей и студентов педагогических вузов /

H. Ю. Пахомова. - М. : АРТКИ, 2005. - 112 с.

6. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) [Текст] : учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 4-е изд. - М. : Изда-тельско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. -280 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Anisimov, A. M. Rabota v sisteme distancionnogo obuchenija Moodle [Tekst] : uchebnoe posobie / A. M. Anisimov. - 2-e izd. - Har'kov, 2009. - 292 s.

2. Bajborodova, L. V Principy organizacii individu-al'noj obrazovatel'noj dejatel'nosti studentov v pedagog-icheskom vuze [Tekst] / L. V Bajborodova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 2. - S. 35-41.

3. Belkina, V. V, Harisova, I. G. Individual'nyj obra-zovatel'nyj marshrut kak sredstvo demokratizacii obra-zovatel'nogo processa studentov magistratury [Tekst] / V. V Belkina, I. G. Harisova // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2016. - № 1. - S. 85-89.

4. Nigmatov, Z. G. Sovremennye sredstva ocenivanija obrazovatel'nyh rezul'tatov [Tekst] / Z. G. Nigmatov // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Serija «Gumanitarnye nauki». - 2013. - № 6. - S. 220-227.

5. Pahomova, N. Ju. Metod uchebnogo proekta v obrazovatel'nom uchrezhdenii [Tekst] : posobie dlja uchitelej i studentov pedagogicheskih vuzov / N. Ju. Pahomova. - M. : ARTKI, 2005. - 112 s.

6. Trajnev, V. A. Informacionnye kommunikacionnye pedagogicheskie tehnologii (obobshhenija i rek-omendacii) [Tekst] : uchebnoe posobie /V A. Trajnev,

I. V. Trajnev. - 4-e izd. - M. : Izdatel'sko-torgovaja korpo-racija «Dashkov i Ko», 2009. - 280 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.