Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы аспирантов технического вуза в обучении иностранному языку'

Организация самостоятельной работы аспирантов технического вуза в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
POST-GRADUATE COURSES / SELF-STUDY / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / NEW EDUCATIONAL PROGRAMMES / NON-LINGUISTIC (TECHNICAL) UNIVERSITIES / АСПИРАНТУРА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / НЕЯЗЫКОВЫЕ (ТЕХНИЧЕСКИЕ) ВУЗЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Г.И.

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» аспирантов неязыковых вузов. Актуальность поднимаемых в статье вопросов обусловлена настоятельной необходимостью для молодых российских ученых не только представлять отечественную науку за рубежом, но и быть на передовых рубежах мировой научной мысли. Автор статьи подчеркивает, что достаточно активное владение иностранным языком дает аспирантам возможность участвовать в международных конференциях, симпозиумах, форумах, знакомиться с материалами зарубежной научной периодики, уметь выстраивать устный (диспуты, презентации и пр.) и письменный (переписка, публикации) контакт с иностранными коллегами. Однако, небольшое количество аудиторных часов, выделяемых на изучения иностранного языка, а также специфика преподавания иностранного языка в контексте научного исследования, делают необходимым для преподавателя находить и совершенствовать формы самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-STUDY ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF POSTGRADUATE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES

The article deals with a problem of self-study organization on “Foreign Language” discipline of postgraduate students of non-linguistic universities. The relevance of the issues raised in the article stems from the urgent need for young Russian scientists not only to represent Russian science abroad, but also to be at the forefront of world scientific thought. This presupposes a sufficiently active knowledge of a foreign language, which gives the opportunity to participate in international conferences, symposia, forums, to get acquainted with the materials of the foreign scientific periodicals, to be able to build oral (debates, presentations, etc.) and written (correspondence, publications) contact with foreign colleagues. However, a small number of teaching time available for a foreign language study, as well as the specifics of teaching a foreign language in the context of scientific research, make it necessary for the teacher to find and improve forms of the postgraduate's self-study.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы аспирантов технического вуза в обучении иностранному языку»

References

1. Vozhnikova O.S. Professional'naya kompetentnost sotrudnikov yuridicheskoj sluzhby i psihologicheskie puti ee sovershenstvovaniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.

2. Blinov V.I. Kachestvo podgotovkispecialistov v oblasti 'ekonomiki. Spb, 2015.

3. Grigor'eva O.A. Vyssheeprofessional'noe obrazovanie. Tomsk, 2014.

4. Davydov A.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti soprovozhdeniya razvitiya PVK. Moskva, 2017.

5. Dimakov S.B. Razvitie professional'no vazhnyh kachestv buduschih 'ekonomistov. Moskva, 2016.

6. Zvyaginceva A.D. Issledovanie sistem upravleniya psihologo-pedagogicheskih soprovozhdeniem processa obucheniya prirealizaciiFGOS. Moskva, 2018.

7. Rejmarov G.A., Gricuk R.K., lonov V.V. Analiz 'ekspertnyh dannyh v sisteme ocenki kadrov «Persona»: Doklad na VIII mezhdunarodnoj konf. «Identifikaciya sistem i zadachi upravleniya». Available at: http://www.distancc-learning.ru/rao/de.nsf7

8. Rogozhina D.V. Vzaimodejstvie psihologicheskih mehanizmov stereotipizacii irefleksii kak uslovie razvitiya professional'nojkompetentnosti sotrudnikov 'ekonomicheskih struktur. Avtoreferat dissertacii .kandidata psihologicheskih nauk. Kaluga, 2017.

9. Rushanin I.L. Psihologicheskij podhod k processam podgotovki personala dlya raboty v yuridicheskoj otrasli. Psihologicheskijzhurnal. 2017; T. 11; № 2: 63 - 73.

10. Yarovaya S.E. Osobennosti upravleniya VUZami. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

Статья поступила в редакцию 11.01.19

УДК 378.048.2

Mihaylova G.I., senior teacher, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: mihaylova.g@list.ru

SELF-STUDY ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF POSTGRADUATE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES. The article deals with a problem of self-study organization on "Foreign Language" discipline of postgraduate students of non-linguistic universities. The relevance of the issues raised in the article stems from the urgent need for young Russian scientists not only to represent Russian science abroad, but also to be at the forefront of world scientific thought. This presupposes a sufficiently active knowledge of a foreign language, which gives the opportunity to participate in international conferences, symposia, forums, to get acquainted with the materials of the foreign scientific periodicals, to be able to build oral (debates, presentations, etc.) and written (correspondence, publications) contact with foreign colleagues. However, a small number of teaching time available for a foreign language study, as well as the specifics of teaching a foreign language in the context of scientific research, make it necessary for the teacher to find and improve forms of the postgraduate's self-study.

Key words: postgraduate courses, self-study, foreign language teaching, new educational programmes, non-linguistic (technical) universities.

Г.И. Михайлова, ст. преп., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университета (Сибстрин), г. Новосибирск,

E-mail: mihaylova.g@list.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» аспирантов неязыковых вузов. Актуальность поднимаемых в статье вопросов обусловлена настоятельной необходимостью для молодых российских ученых не только представлять отечественную науку за рубежом, но и быть на передовых рубежах мировой научной мысли. Автор статьи подчеркивает, что достаточно активное владение иностранным языком дает аспирантам возможность участвовать в международных конференциях, симпозиумах, форумах, знакомиться с материалами зарубежной научной периодики, уметь выстраивать устный (диспуты, презентации и пр.) и письменный (переписка, публикации) контакт с иностранными коллегами. Однако, небольшое количество аудиторных часов, выделяемых на изучения иностранного языка, а также специфика преподавания иностранного языка в контексте научного исследования, делают необходимым для преподавателя находить и совершенствовать формы самостоятельной работы.

Ключевые слова: аспирантура, самостоятельная работа, обучение иностранному языку, новые образовательные программы, неязыковые (технические) вузы.

В начале статьи представляется необходимым обозначить те ключевые позиции, в рамках которых мы будем выстраивать наши рассуждения по означенной проблематике. Прежде всего, это актуальность рассматриваемого вопроса в свете специфики изучения иностранного языка в связи с научной деятельностью молодого ученого. Собственно специфика определяется самим научным исследованием, в котором знание иностранного языка является одним из важнейших средств достижения цели - продуцирования и представления нового знания. Отсюда - высокая степень мотивированности и желания самостоятельного поиска и анализа источников необходимой информации, в том числе, на иностранных языках (научная периодика, монографии, диссертации, патенты, сайты). С другой стороны, принципиально новые подходы, явленные в образовательных стандартах «третьего поколения», задают направленность на результат обучения, что закреплено в образовательных программах требований к результатам ОПОП -общих и профессиональных компетенций. «Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия» [1]. Причём учащийся «должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить» [1].

Считаем уместным и важным подчеркнуть взаимосвязь данного подхода, заявленного в новых образовательных стандартах России XXI века, в том числе в связи с подготовкой кадров высшей квалификации, с представлениями о роли самостоятельной работы великих педагогов-мыслителей прошлого. Бурное развитие педагогической мысли в России XVШ-XIX веков привело, помимо прочих гениальных прозрений, к осмыслению той важной роли, которую призвана играть самостоятельность обучаемого в процессе обучения. Великий педагог К.Д. Ушин-ский считал самостоятельную деятельность «единственно прочным основанием всякого прочного учения» [2, с. 226]. Вспомним приведенное выше положение, закрепленное в новых ФГОС о необходимости для обучаемого уметь мыслить самостоятельно и приведем в этой связи мнение К.Д. Ушинского: «Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей -еще гораздо больший; самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же приобретенных знаний» [2, с. 34 - 35].

Проблема организации самостоятельной работы в вузах является сферой интересов таких ученых как Е.Я. Голанд, С.И. Зиновьев, Н.Д. Никандрова, М.В. Буланова-Топоркова и другие. В частности, М.В. Буланова-Топоркова подробно сформулировала условия эффективности реализации всех видов самостоятельной работы, среди которых можно особо выделить постепенность введения различных по степени сложности видов самостоятельной деятельности; наличие разнообразия видов самостоятельной работы; подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению; оказание преподавателем в случае необходимости помощи в работе; обучение студентов приемам самоконтроля при выполнении работы и пр. [3, с. 13 - 14].

Говоря о значимости самостоятельной работы в вузах, М.Н. Гордеев приводит данные о том, что в США и европейских странах наблюдается устойчивая тенденция снижения общего времени лекций и повышения самостоятельной работы (соотношение 1: 3 в сравнении с учебными планами и программами российских вузов, где это соотношение составляет 1:1), причем такое трехкратное превышение считается наиболее эффективным при подготовке специалистов в сфере высшего образования [4, с. 70]. Мы сейчас не будем обсуждать вопрос о том, насколько такое соотношение может быть эффективно в российских вузах вообще, но если речь идет о подготовке специалистов высшей квалификации, то стоит, пожалуй, говорить о правомерности усиления составляющей, рассчитанной на самостоятельную проработку материала.

Причин тут несколько. Количество аудиторных часов, отводимых на обучение иностранному языку, имеет тенденцию сокращаться. При этом аспирант за весьма короткий срок подготовки к сдаче кандидатского минимума должен не просто переработать огромное количество аутентичного текстового материала, но и приобрести навык говорения, представления научного материала в виде статьи, реферата, презентации. Более того, сама научно-исследовательская работа, будучи творческой по своему характеру, часто требует самостоятельных поисков и решений. Специфика организации научного исследования сильно влияет на выстраивание отношений тандема аспирант-преподаватель иностранного языка, особенно когда речь идет об аспиранте технического вуза. Обучение иностран-

ному языку в техническом вузе изначально ориентировано на работу с текстом, что, безусловно, необходимо для будущего аспиранта; однако развитие навыков письма и говорения за недостатком времени осуществляется не в полной мере. С другой стороны, особенности научного текста, научная проблематика в узкой сфере конкретного исследования, зачастую соотносимая с инженерно-техническими сложностями, не дают возможности преподавателю-гуманитарию быть, как говориться, «в теме». Фактически преподаватель, не будучи глубоко знаком со спецификой научного поиска обучаемого, играет роль своего рода медиатора, направляющего и выправляющего внешнюю языковую сторону работы. При таких условиях, с одной стороны, принципиально акцентирована роль самостоятельной работы аспиранта, с другой стороны, приоритетной задачей преподавателя становится максимально эффективная организация этой работы.

В первую очередь, преподаватель должен чётко определить цели, задачи предстоящей работы и наиболее оптимальные пути их реализации в соответствии с ФГОС ВО программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Так, например, УК-1 и УК-3 предполагают, соответственно, способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений и готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач. Это требует развития и закрепления умений и навыков говорения, реферирования, аннотирования, перевода. С этой целью кафедрами иностранных языков разрабатываются методические и учебные пособия по работе с научным текстом, с материалом для презентации на иностранном языке, методические указания по написанию реферата. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательской деятельности аспирата, молодой ученый уже на второй и третий год обучения должен уметь представить доклад на всероссийской или международной конференции по теме исследования и подготовить статью для рецензируемого научного журнала из списка журналов, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ. Такого рода деятельность предполагает, как минимум, развитие умения написания аннотации на иностранном языке. Нередко молодые ученые, обучаясь в аспирантуре, публикуют результаты своего диссертационного исследования в иностранных журналах. Это требует

Библиографический список

как тщательной самостоятельной проработки рукописи статьи, так и тесной работы в тандеме с преподавателем, который в данном случае осуществляет роль консультанта. Здесь может возникнуть еще одна трудность, связанная именно со спецификой обучения в неязыковом вузе. Работа с иностранным издательством, переписка с зарубежными коллегами требует от аспиранта уметь не только выразить посредством чужого языка суть своей научной работы, но и навыков делового общения и деловой переписки. Для решения этой задачи курс обучения в магистратуре предполагает изучение дисциплины «Деловой иностранный язык».

Задача преподавателя по организации самостоятельной работы аспиранта состоит в том, чтобы не только поставить цели и расставить приоритеты при прохождении курса своей дисциплины, но и обеспечить обучаемого методическими рекомендациями, информационными ресурсами (учебными пособиями, индивидуальными заданиями, обучающими программами и т.д.); проводить консультации и при необходимости обеспечить возможность публичного выступления по результатам, полученным в ходе самостоятельной работы, что особенно важно для развития навыка говорения. Это может быть осуществлено в форме устного доклада по реферату, в форме дискуссии и обсуждения по теме исследования, в форме презентации или ролевой игры. В последнее время все чаще появляется возможность перехода от учебных ситуаций к осуществлению настоящей научной деятельности с применением знания иностранного языка, что может находить свое выражение «в переписке с иностранным издательством, в публикации фрагментов своих работ на иностранном языке, а также в докладах на международных конференциях, научных стажировках» [5, с. 47]. Роль преподавателя заключается в том, чтобы мотивировать молодого ученого к такого рода деятельности, консультировать, заниматься разбором ошибок.

Наконец, необходимо отметить, что в преподавании иностранного языка постоянно появляются новые формы осуществления самостоятельной деятельности аспиранта и новые формы контроля, связанные с использований современных электронных технологий: взаимодействие аспирата и преподавателя в электронно-информационной среде вуза, размещение авторских образовательных курсов в системе MOODLE, on-line консультации.

1. Отличительные особенности ФГОС третьего поколения от второго поколения. Available at: https://studwood.ru/1038567/pedagogika/otlichitelnye_osobennosti_fgos_ tretego_pokoleniya_vtorogo_pokoleniya

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Москва-Ленинград: Издательство АПН РСФСР 1948; Т. 2: 34 - 35.

3. Самостоятельная работа студентов: метод. рекомендации к организации самостоятельной работы студентов направления подготовки 050700 «Психолого-педагогическое образование». О.В. Дыбина [и др.]; под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти: ТГУ 2011.

4. Гордеев М.Н. Самостоятельная работа в истории педагогической мысли. Педагогическое образование в России. 2014; 10: 68 - 71.

5. Обучение иностранному языку в аспирантуре неязыкового вуза: актуальные вопросы: монография. Г.В. Буянова, А.С. Киндеркнехт, Т.В. Попова, Е.В. Пеунова; науч. ред. А.С. Киндеркнехт; М-во с.-х. РФ, ФГБОУ ВО «Пермская гос. с.-х. акад. им. акад. Д.Н. Прянишникова». Пермь: ИПЦ «Прокростъ», 2017.

References

1. Otlichitel'nye osobennosti FGOS tret'ego pokoleniya ot vtorogo pokoleniya. Available at: https://studwood.ru/1038567/pedagogika/otlichitelnye_osobennosti_fgos_tretego_ pokoleniya_vtorogo_pokoleniya

2. Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij: v 11 t. Moskva-Leningrad: Izdatel'stvo APN RSFSR, 1948; T. 2: 34 - 35.

3. Samostoyatel'naya rabota studentov: metod. rekomendacii k organizacii samostoyatel'noj raboty studentov napravleniya podgotovki 050700 «Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie». O.V. Dybina [i dr.]; pod red. O.V. Dybinoj. Tol'yatti: TGU, 2011.

4. Gordeev M.N. Samostoyatel'naya rabota v istorii pedagogicheskoj mysli. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014; 10: 68 - 71.

5. Obuchenie inostrannomu yazyku v aspiranture neyazykovogo vuza: aktual'nye voprosy: monografiya. G.V. Buyanova, A.S. Kinderkneht, T.V. Popova, E.V. Peunova; nauch. red. A.S. Kinderkneht; M-vo s.-h. RF, FGBOU VO «Permskaya gos. s.-h. akad. im. akad. D.N. Pryanishnikova». Perm': IPC «Prokrosf», 2017.

Статья поступила в редакцию 18.01.19

УДК 378.1

Mikhailova S.V., teaching assistant, Tyumen Industrial University (Nizhnevartovsk, Russia), E-mail: sweta02311@gmail.com

Pogrebnaya I.A.. Cand. of Science (Pedagogy), senior lecturer, Tyumen Industrial University (Nizhnevartovsk, Russia),

E-mail: ya.irina0607@yandex.ru

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK AS A WAY OF REALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS IN TEACHING FUTURE BACHELORS.

The article reveals the importance of independent work of students in a technical college. The whole process of higher education presents special, extraordinary, higher requirements determined by the need for students to master diverse, complex professional, including general cultural knowledge. Generating a student's personality to general educational self-organization, bodybuilding, the ability to develop and fulfill oneself as an individual in the educational process is most pronounced as one of the most important tasks of higher schools. Emphasis is placed on the analysis of the study of independent work of students as a priority in which personal and creative approaches are advocated. The same article is dedicated to the importance of applying a form of pedagogical tools in teaching highly qualified specialists. The applied teaching methods are described, allowing from a different angle to consider the essence of vocational education, including lifelong learning throughout a person's life. The article presents an analysis of a study conducted at the Tyumen Industrial University of Nizhnevartovsk to identify the students' attitudes towards understanding the importance of self-education and self-development. As a result of the conducted research, practical experience is generalized and an increase in the interest and steady need of trainees to various forms of independent work, including scientific work, acquiring skills and acquiring knowledge in the learning process, is revealed.

Key words: independent work, self-education, personal self-development, educational process, intensification of education.

С.В. Михайлова, ассистент, Тюменский индустриальный университет, г. Нижневартовск, E-mail: sweta02311@gmail.com

И.А. Погребная, канд. пед. наук, доц., Тюменский индустриальный университет, г. Нижневартовск, E-mail: ya.irina0607@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.