Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионально-важных качеств специалистов среднего звена'

Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионально-важных качеств специалистов среднего звена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / PERSONAL FEATURES / PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES / PROFESSIONAL READINESS / OPEN EDUCATIONAL SPACE / ACTIVITY OF SPECIALISTS OF AVERAGE LEVEL OF MANAGEMENT / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО УРОВНЯ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Манджиева В. В., Кукаева Н. В., Хайчиева Б. А.

В статье описаны современные контексты осуществляемой деятельности, направленной на психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности к профессиональной деятельности и развития профессионально-важных качеств специалистов среднего звена управления в области экономики и юриспруденции. Выделена специфика развития профессионально-важных качеств специалистов данных профессиональных областей. Авторы делают выводы о том, что формирование и развитие, анализ подсистемы профессионально важных качеств представляет собой сложный психологический и педагогический процесс. В основе этого процесса имеется функциональное объединение отдельных профессионально важных качеств, когда они активно проявляют себя в режиме взаимосодействия и взаимодействия друг с другом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF MID-CAREER PROFESSIONALS

The article describes modern contexts of activities aimed at psychological and pedagogical support of the formation of readiness and development of professionally important qualities to the professional activity of middle management specialists in the field of Economics and law. The authors specify the development of specialists in these career fields. The researchers conclude that formation and development, analysis of subsystems professionally important qualities is a complex psychological and pedagogical process. This process has a functional association of professionally important qualities, when they manifest themselves in the mode of interaction with each other.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионально-важных качеств специалистов среднего звена»

career fields. The researchers conclude that formation and development, analysis of subsystems professionally important qualities is a complex psychological and pedagogical process. This process has a functional association of professionally important qualities, when they manifest themselves in the mode of interaction with each other.

Key words: psychological and pedagogical support, personal features, professionally important qualities, professional readiness, open educational space, activity of specialists of average level of management.

В.В. Манджиева, преп. факультета среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, Е-mail: [email protected]

Н.В. Кукаева, преп. факультета среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, Е-mail: [email protected]

Б.А. Хайчеева, преп. факультета среднего профессионального образования, ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова», г. Элиста, Е-mail: [email protected]

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА

В статье описаны современные контексты осуществляемой деятельности, направленной на психолого-педагогическое сопровождение формирования готовности к профессиональной деятельности и развития профессионально-важных качеств специалистов среднего звена управления в области экономики и юриспруденции. Выделена специфика развития профессионально-важных качеств специалистов данных профессиональных областей. Авторы делают выводы о том, что формирование и развитие, анализ подсистемы профессионально важных качеств представляет собой сложный психологический и педагогический процесс. В основе этого процесса имеется функциональное объединение отдельных профессионально важных качеств, когда они активно проявляют себя в режиме взаимосодействия и взаимодействия друг с другом.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, личностные особенности, профессионально важные качества, профессиональная готовность, открытое образовательное пространство, деятельность специалистов среднего уровня управления.

В условиях усиливающейся борьбы за конкурентоспособность социально-интеллектуальных ресурсов актуализируется потребность изучения тех факторов и условий, которые затрагивают аспекты профессиональной социализации личности [1].

Перед исследователями в данной сфере стоит важный вопрос о роли личности в процессе профессионального становления в условиях глобализации и регионализации, который актуализирует потребность научного осмысления данной проблемы и изменения в функционировании самого образования как подсистемы общества, обусловливающие возникновение различных форм профессиональной социализации.

Данный аспект касается и вопросов психолого-педагогического сопровождения формирования готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в области экономики и юриспруденции. Самообразование и образование будущих специалистов среднего звена управления не гомогенно, оно дифференцируется по уровням, формам, целям, видам знаний и развитием профессионально-важных качеств (далее - ПВК) будущих специалистов.

Последний фактор является малоизученным в современной социологической, психологической и педагогической литературе, однако, является очевидным, что процессы обучения различным видам знания (гуманитарному, техническому и т. д.) находятся в неодинаковых условиях реальности, что и определяет особенности профессиональной социализации студентов рассматриваемых профессиональных областей.

Психологам и педагогам, которые осуществляют деятельность, направленную на комплексное исследование субъекта труда, важным является знание особенностей основных требований в профессиональной области к значимым психическим качествам, характерологическим особенностям и личностной специфике специалиста среднего уровня управления в конкретной профессии, что в дальнейшем позволяет определить степень психологического соответствия человека определенной профессии.

Современные исследования, которые направлены на определение, анализ и систематизацию профессионально важных качеств (А.А. Давыдов, С.Б. Дима-ков, Е.А. Климов, В.Д. Шадриков, А.В. Карпов, В.В. Тарасенко, С.Ю. Игоршин и другие), осуществляются на основе системного подхода к изучаемой области [2 - 5].

Профессиональная деятельность будущих специалистов в области экономики или юриспруденции должна быть реализована на базе целостной системы профессионально важных качеств конкретного человека, которые могут способствовать повышению эффективности его деятельности в указанной профессиональной и предметной области.

Данная специфика направлена на определение следующего, во-первых, на то, что каждая осуществляемая профессиональная деятельность требует определенной совокупности профессионально важных качеств, а во-вторых, последняя представляет собой не «механическую» сумму предполагаемых качеств, а их закономерно организованную систему.

При наличии отдельных ПВК для специалистов среднего звена управления должны быть установлены функциональные взаимосвязи компенсаторного и со-действенного типов.

Представленная система профессионально важных качеств будущих специалистов в области юриспруденции и экономики выступает как определённый симптомокомплекс имеющихся у конкретного человека субъектных

свойств. Данный комплекс носит специфические черты для той или иной деятельности.

Симптомокомплекс не может быть задан в готовом виде, а должен быть сформирован у субъекта в ходе освоения данным объектом наиболее значимых видов деятельности.

Для основных компонентов развития личности будущего специалиста в конкретной профессиональной области (ключевых действий, основных функций и др.) должны быть сформированы специфические подсистемы профессионально важных качеств.

С внутренней (собственно психологической стороны) данный процесс осуществляемой деятельности представляет собой динамическую смену неких целостных подсистем профессионально важных качеств, которые осуществляют обеспечение её основных этапов (действие, задачу, функцию).

Требования современного времени, которые могут быть напрямую связаны с реформированием экономических отношений, обуславливают существенно важную необходимость по-новому обратить внимание на общее качество подготовки и конкурентоспособность труда будущих специалистов среднего звена управления, как ведущего субъекта обеспечения качества профессиональной деятельности в области экономики и юриспруденции.

Уровень развития основных способностей и определенных личностных характеристик является достаточно определяющим фактором, от которого напрямую зависит осуществляемая эффективность профессиональной деятельности специалистов среднего звена управления, обучения которых осуществляется в современных вузах.

Одним из составляющих элементов для обеспечения общей конкурентоспособности будущего специалиста среднего звена управления в области экономических или юридических знаний, умений и навыков становятся достаточно существенные и профессионально важные качества (ПВК), то есть те основные представленные качества человека, которые могут становиться необходимыми для более успешного выполнения осуществляемой ими трудовой деятельности.

Такой точки зрения придерживаются С.В. Тараканов, В.Н. Тармиженко, А.С. Свидирова, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова. Выявлению ПВК студентов представленных специальностей посвящено достаточно большое количество различных работ таких исследователей, как А.А. Васильева, Г.Н. Жимоедов, С.В. Литовченко, И.Г Никифоров, А.В. Карпов, Е.А. Климов, О.С. Виханский, И.В. Журавлев, М.П. Лебедка, И.Р Стремякова и другие специалисты [6 - 10].

Каждый их представленных ученых при этом предложил собственный определенный перечень имеющихся в настоящее время различных профессиональных способностей и достаточно существенных профессионально важных качеств, которые являются необходимыми и достаточными для будущего специалиста среднего звена управления с целью наиболее успешного осуществления всего спектра осуществляемой деятельности в профессиональной области; тем не менее, имеющейся единой общепринятой структуры осуществляемых профессиональных и общепсихологических способностей в настоящее время в полностью сформированном виде еще нет.

Для решения представленной проблемы возможно использовать метод использования различных экспертных оценок. Экспертными оценками при этом называют получаемую информацию, имеющую качественный характер, которая при этом могла быть получена с помощью экспертов и основана на определен-

ном опыте и интуиции специалистов в области проведения различных эмпирических исследований [5].

На основе опросных методик А.А. Крылова была разработана анкета, которая включает в себя информацию об экспертах, такую как пол, место работы, должность и стаж респондента. Также должна быть включена выборка из 20 способностей и качеств, а также психологических свойств, необходимых, по нашему мнению, для будущего специалиста среднего звена управления в области экономики или юриспруденции.

К представленным профессионально важным качествам будущего специалиста среднего звена управления можно отнести: компетентность, владение навыками делового общения, ораторская практика, развитые дипломатические навыки, креативное мышление в управленческой деятельности, развитые психомоторные качества, трудовая мотивация, коммуникативные способности, организаторские способности, способности к обучению, лидерские способности, умение анализировать и прогнозировать, профессиональная интуиция, высокая эмоционально-волевая устойчивость, готовность к разумному риску, решительность, обязательность, терпеливость, способность к самооценке собственной деятельности, изобретательность и способности к инновациям.

При практике реализации концептуальных основ модернизации современного российского образования для развития цели развития системы высшего образования нами определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина.

Данная подготовка оценивается нами как базовая для высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку специалистов среднего звена управления в исследуемой профессиональной области, которая должна быть ориентирована на практическое применение системы ценностей и базовых потребностей для реализации в современной жизни. Возможные личные качества будущих специалистов среднего звена управления в области экономических или юридических специальностей дают возможность для активизации социальной адаптации обучающегося в обществе и подвигнуть его для практического применения самостоятельности и созданию условий для осознанного жизненного выбора, к началу трудовой деятельности. Также она может создать максимально качественные условия, направление на стремление к самообразованию и последующему самосовершенствованию в условиях осуществляемой им деятельности в конкретном трудовом коллективе.

При осуществлении комплексной подготовки будущих специалистов среднего звена управления важно предъявлять дополнительные требования, которые обусловлены общей спецификой осуществляемой деятельности, а также наличию некоего значимого уровня для развития профессионально важных качеств будущих специалистов среднего звена управления.

Система подготовки экономистов и юристов позволяет решать комплексные задачи отбора и специализированной теоретической и практической подготовки специалистов, способных с высокой степенью достоверности выявлять признаки отклонений (по поставленным задачам), а также снижает риски принятия значимых управленческих и финансовых решений.

Теоретическая и практическая часть системы подготовки включает в себя мобильные учебные модули, что даёт возможность подготовки экономистов и юристов среднего звена управления высокой квалификации.

Для формирования и развития профессионально важных качеств будущих специалистов среднего звена управления, а также для выявления наличной ситуации подготовки и развития указанных качеств нами предлагается использовать следующие методики:

- Концепция эмоционального интеллекта Дж. Мейера, П. Сэловея, Д. Ка-

рузо.

- Методика диагностики эмпатии по А. Меграбяну и Н. Эпштейну.

- Методика диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко.

- «Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лжи)» Марлоу Д. Крауна.

- «Методика манипулятивного отношения» Банта.

- П. Экман методика «FAST».

Библиографический список

- Методика анализа чувствительности по методу Монте-Карло.

- Методика анализа иерархий (МАИ) Т. Саати.

- Методика использования шкал желательности Харрингтона.

Основополагающей тенденцией для процесса развития подсистем профессионально важных качеств будущих специалистов является значимое возрастание степени интегрированности - когерентности отдельных качеств, которые могут иметь высокую значимость для развития профессионализма будущего специалиста среднего звена управления. Значимым является то, что на различных этапах освоения деятельности подсистемы профессионально важных качеств, те ПВК, которые лежат в основе её реализации, имеют существенные различия между собой. При этом, в ходе освоения основных аспектов деятельности возможна перестройка подсистем профессионально важных качеств в конкретной профессиональной области.

Имеются две значимые категории для развития профессионально важных качеств. Во-первых, ПВК, характеризующиеся наличием непосредственной взаимосвязи с параметрами деятельности, должны быть обозначены понятием ведущих профессионально важных качеств.

Во-вторых, представленные профессионально важные качества, имеющие максимальное количество внутрисистемных связей с другими качествами, т. е. характеризуются наибольшим структурным весом, занимают центральное место во всей системе развитых или развивающихся профессионально важных качеств.

Они обозначаются понятием базовых профессионально важных качеств, которые необходимы всем сотрудникам среднего уровня управления. Данные часто не коррелируют значимо с параметрами деятельности, при этом они являются важными для её реализации.

Представленные базовые профессионально важные качества находятся в основе процесса формирования подсистем профессионально важных качеств в целом, что касается всех выпускников вузов, которые впоследствии будут специалистами среднего уровня управления в области экономики и юридических наук.

Вокруг них и на их базе должны быть объединены, сорганизованы или структурированы иные качества субъекта, которые являются значимыми для обеспечения деятельности и (или) её основных действий, функций. В связи с этим, развивающиеся профессионально важные качества являются структурообразующими для той или иной деятельности.

В процессе формирования психологической и педагогической системы деятельности происходит своеобразная функциональная настройка психических функций на достижение целей деятельности будущего специалиста среднего звена управления.

Основополагающей тенденцией для основных процессов развития подсистем профессионально важных качеств в настоящее время становится значимое возрастание степени интегрированности - когерентности отдельных качеств будущих специалистов среднего звена управления в области экономических и юридических знаний.

Характерно при этом то, что на различных этапах при освоении и последующем развитии аспектов осуществляемой деятельности подсистемы профессионально важных качеств, которые находятся в основе её реализации, могут иметь достаточно ощутимые различия между собой.

Таким образом, в ходе освоения деятельности возможна перестройка подсистем профессионально важных качеств. Осуществляемая профессиональная деятельность должна быть охарактеризована значимыми параметрами, к которым относятся качество, производительность и надежность при исполнении функциональных обязанностей.

Наличие описательного характера системы профессионально важных качеств представляет собой основу для осуществляемой профессиональной диагностики. Имплицитно в рамках психодиагностики профессионально важных качеств будущих специалистов среднего звена управления в области экономики и юридических наук, имеет место убеждение о том, что чем более на качественно высоком уровне будет развито то или иное качество личности, тем более высоким будет результат осуществляемой им профессиональной деятельности.

1. Вожникова О.С. Профессиональная компетентность сотрудников юридической службы и психологические пути её совершенствования. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2014.

2. Блинов В.И. Качество подготовки специалистов в области экономики. Спб, 2015.

3. Григорьева О.А. Высшее профессиональное образование. Томск, 2014.

4. Давыдов А.А. Психолого-педагогические особенности сопровождения развития ПВК. Москва, 2017.

5. Димаков С.Б. Развитие профессионально важных качеств будущих экономистов. Москва, 2016.

6. Звягинцева А.Д. Исследование систем управления психолого-педагогических сопровождением процесса обучения при реализации ФГОС. Москва, 2018.

7. Реймаров Г.А., Грицук РК., Ионов В.В. Анализ экспертных данных в системе оценки кадров «Персона»: Доклад на VIII международной конф. «Идентификация систем и задачи управления». Available at: http://www.distancc-learning.ru/rao/de.nsf7

8. Рогожина Д.В. Взаимодействие психологических механизмов стереотипизации и рефлексии как условие развития профессиональной компетентности сотрудников экономических структур. Автореферат диссертации .кандидата психологических наук. Калуга, 2017.

9. Рушанин И.Л. Психологический подход к процессам подготовки персонала для работы в юридической отрасли. Психологический журнал. 2017; Т. 11; № 2: 63 - 73.

10. Яровая С.Е. Особенности управления ВУЗами. Санкт-Петербург: Питер, 2017.

References

1. Vozhnikova O.S. Professional'naya kompetentnost sotrudnikov yuridicheskoj sluzhby i psihologicheskie puti ee sovershenstvovaniya. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2014.

2. Blinov V.I. Kachestvo podgotovkispecialistov v oblasti 'ekonomiki. Spb, 2015.

3. Grigor'eva O.A. Vyssheeprofessional'noe obrazovanie. Tomsk, 2014.

4. Davydov A.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti soprovozhdeniya razvitiya PVK. Moskva, 2017.

5. Dimakov S.B. Razvitie professional'no vazhnyh kachestv buduschih 'ekonomistov. Moskva, 2016.

6. Zvyaginceva A.D. Issledovanie sistem upravleniya psihologo-pedagogicheskih soprovozhdeniem processa obucheniya prirealizaciiFGOS. Moskva, 2018.

7. Rejmarov G.A., Gricuk R.K., lonov V.V. Analiz 'ekspertnyh dannyh v sisteme ocenki kadrov «Persona»: Doklad na VIII mezhdunarodnoj konf. «Identifikaciya sistem i zadachi upravleniya». Available at: http://www.distancc-learning.ru/rao/de.nsf7

8. Rogozhina D.V. Vzaimodejstvie psihologicheskih mehanizmov stereotipizacii irefleksii kak uslovie razvitiya professional'nojkompetentnosti sotrudnikov 'ekonomicheskih struktur. Avtoreferat dissertacii .kandidata psihologicheskih nauk. Kaluga, 2017.

9. Rushanin I.L. Psihologicheskij podhod k processam podgotovki personala dlya raboty v yuridicheskoj otrasli. Psihologicheskijzhurnal. 2017; T. 11; № 2: 63 - 73.

10. Yarovaya S.E. Osobennosti upravleniya VUZami. Sankt-Peterburg: Piter, 2017.

Статья поступила в редакцию 11.01.19

УДК 378.048.2

Mihaylova G.I., senior teacher, Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: [email protected]

SELF-STUDY ORGANIZATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF POSTGRADUATE STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES. The article deals with a problem of self-study organization on "Foreign Language" discipline of postgraduate students of non-linguistic universities. The relevance of the issues raised in the article stems from the urgent need for young Russian scientists not only to represent Russian science abroad, but also to be at the forefront of world scientific thought. This presupposes a sufficiently active knowledge of a foreign language, which gives the opportunity to participate in international conferences, symposia, forums, to get acquainted with the materials of the foreign scientific periodicals, to be able to build oral (debates, presentations, etc.) and written (correspondence, publications) contact with foreign colleagues. However, a small number of teaching time available for a foreign language study, as well as the specifics of teaching a foreign language in the context of scientific research, make it necessary for the teacher to find and improve forms of the postgraduate's self-study.

Key words: postgraduate courses, self-study, foreign language teaching, new educational programmes, non-linguistic (technical) universities.

Г.И. Михайлова, ст. преп., Новосибирский государственный архитектурно-строительный университета (Сибстрин), г. Новосибирск,

E-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматривается проблема организации самостоятельной работы по дисциплине «Иностранный язык» аспирантов неязыковых вузов. Актуальность поднимаемых в статье вопросов обусловлена настоятельной необходимостью для молодых российских ученых не только представлять отечественную науку за рубежом, но и быть на передовых рубежах мировой научной мысли. Автор статьи подчеркивает, что достаточно активное владение иностранным языком дает аспирантам возможность участвовать в международных конференциях, симпозиумах, форумах, знакомиться с материалами зарубежной научной периодики, уметь выстраивать устный (диспуты, презентации и пр.) и письменный (переписка, публикации) контакт с иностранными коллегами. Однако, небольшое количество аудиторных часов, выделяемых на изучения иностранного языка, а также специфика преподавания иностранного языка в контексте научного исследования, делают необходимым для преподавателя находить и совершенствовать формы самостоятельной работы.

Ключевые слова: аспирантура, самостоятельная работа, обучение иностранному языку, новые образовательные программы, неязыковые (технические) вузы.

В начале статьи представляется необходимым обозначить те ключевые позиции, в рамках которых мы будем выстраивать наши рассуждения по означенной проблематике. Прежде всего, это актуальность рассматриваемого вопроса в свете специфики изучения иностранного языка в связи с научной деятельностью молодого ученого. Собственно специфика определяется самим научным исследованием, в котором знание иностранного языка является одним из важнейших средств достижения цели - продуцирования и представления нового знания. Отсюда - высокая степень мотивированности и желания самостоятельного поиска и анализа источников необходимой информации, в том числе, на иностранных языках (научная периодика, монографии, диссертации, патенты, сайты). С другой стороны, принципиально новые подходы, явленные в образовательных стандартах «третьего поколения», задают направленность на результат обучения, что закреплено в образовательных программах требований к результатам ОПОП -общих и профессиональных компетенций. «Вообще, компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия» [1]. Причём учащийся «должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить» [1].

Считаем уместным и важным подчеркнуть взаимосвязь данного подхода, заявленного в новых образовательных стандартах России XXI века, в том числе в связи с подготовкой кадров высшей квалификации, с представлениями о роли самостоятельной работы великих педагогов-мыслителей прошлого. Бурное развитие педагогической мысли в России XVШ-XIX веков привело, помимо прочих гениальных прозрений, к осмыслению той важной роли, которую призвана играть самостоятельность обучаемого в процессе обучения. Великий педагог К.Д. Ушин-ский считал самостоятельную деятельность «единственно прочным основанием всякого прочного учения» [2, с. 226]. Вспомним приведенное выше положение, закрепленное в новых ФГОС о необходимости для обучаемого уметь мыслить самостоятельно и приведем в этой связи мнение К.Д. Ушинского: «Не уметь хорошо выражать своих мыслей - недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей -еще гораздо больший; самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же приобретенных знаний» [2, с. 34 - 35].

Проблема организации самостоятельной работы в вузах является сферой интересов таких ученых как Е.Я. Голанд, С.И. Зиновьев, Н.Д. Никандрова, М.В. Буланова-Топоркова и другие. В частности, М.В. Буланова-Топоркова подробно сформулировала условия эффективности реализации всех видов самостоятельной работы, среди которых можно особо выделить постепенность введения различных по степени сложности видов самостоятельной деятельности; наличие разнообразия видов самостоятельной работы; подбор заданий, способствующих пробуждению интереса к их выполнению; оказание преподавателем в случае необходимости помощи в работе; обучение студентов приемам самоконтроля при выполнении работы и пр. [3, с. 13 - 14].

Говоря о значимости самостоятельной работы в вузах, М.Н. Гордеев приводит данные о том, что в США и европейских странах наблюдается устойчивая тенденция снижения общего времени лекций и повышения самостоятельной работы (соотношение 1: 3 в сравнении с учебными планами и программами российских вузов, где это соотношение составляет 1:1), причем такое трехкратное превышение считается наиболее эффективным при подготовке специалистов в сфере высшего образования [4, с. 70]. Мы сейчас не будем обсуждать вопрос о том, насколько такое соотношение может быть эффективно в российских вузах вообще, но если речь идет о подготовке специалистов высшей квалификации, то стоит, пожалуй, говорить о правомерности усиления составляющей, рассчитанной на самостоятельную проработку материала.

Причин тут несколько. Количество аудиторных часов, отводимых на обучение иностранному языку, имеет тенденцию сокращаться. При этом аспирант за весьма короткий срок подготовки к сдаче кандидатского минимума должен не просто переработать огромное количество аутентичного текстового материала, но и приобрести навык говорения, представления научного материала в виде статьи, реферата, презентации. Более того, сама научно-исследовательская работа, будучи творческой по своему характеру, часто требует самостоятельных поисков и решений. Специфика организации научного исследования сильно влияет на выстраивание отношений тандема аспирант-преподаватель иностранного языка, особенно когда речь идет об аспиранте технического вуза. Обучение иностран-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.