ОРГАНИЗАЦИЯ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
ГОРДЕЕВ Сергей Николаевич, старший научный сотрудник — соискатель Академии МВД Республики Узбекистан
100197, Республика Узбекистан, г. Ташкент, ул. Интизор, 68
E-mail: [email protected]
Значительную роль в борьбе с преступностью как самостоятельное направление играет розыскная работа. Сегодня почти обычным явлением становится активное противодействие расследованию преступлений, одним из наиболее распространенных способов которого является укрытие лица от органов следствия и суда, приводящее к нарушению принципа неотвратимости ответственности, появлению латентных и рецидивных преступлений, формированию у отдельных лиц мнения о несостоятельности деятельности правоохранительных органов, что порождает чувства беспокойства, безнаказанности и вседозволенности и препятствует формированию здорового нравственно-психологического климата в обществе. Безвестное же исчезновение граждан может говорить о несчастных случаях, самоубийстве или криминальных обстоятельствах. Дальнейшее совершенствование розыскной работы предполагает сравнительно-правовой анализ и изучение зарубежного опыта ее организации и тактики. В статье проводится исследование законодательного регулирования розыскной работы правоохранительных органов стран СНГ и Балтии, анализируются особенности организации данного направления борьбы с преступностью в таких странах мирового сообщества, как Австрия, Великобритания, Германия, Индия, Китай, Саудовская Аравия, Франция, Япония.
Ключевые слова: розыск, розыскная работа, розыск преступников, розыск без вести пропавших лиц, установление личности, информационное обеспечение, структурное подразделение.
THE ORGANIZATION OF SEARCH ACTIVITY OF LAW-ENFORCEMENT AUTHORITIES (FOREIGN EXPERIENCE)
S. N. GORDEEV, senior research fellow of the Academy of MIA of the Republic of Uzbekistan
68, Intizor st., Tashkent, Republic of Uzbekistan
E-mail: [email protected]
Search activity as an independent field of work plays a significant role in the fight against crime. Nowadays active counteraction to crime investigation becomes almost an everyday occurrence. And concealing a person from investigative authorities and trial is one of its most wide spread methods, that contributes to the violation of the principle of unavoidability of punishment, appearance of latent crimes and recidivism, formation of an opinion on worthlessness of law enforcement authorities among certain persons, generating their sense of anxiety, impunity and all permissiveness, thus impeding the formation of a healthy moral-psychological climate in the society. And the condition of being a missing person should signify accidents, suicide or criminal circumstances. Further improvement of the search activity presupposes comparative law analysis and study of the foreign experience of its organization and tactics. The article researches legislative regulation of the search activity of law enforcement authorities in the CIS and Baltic states, analyzes peculiarities of organizing this area of fight against crime in such global community countries, as Austria, Great Britain, Germany, India, PRC, the Saudi Arabia, France, and Japan.
Keywords: search, search activity, search of wanted criminals, search of missing persons, establishment of the identity, communication, structural division.
DOI: 10.12737/20588
В системе правоохранительной деятельности любой страны противодействие преступности осуществляется в отдельных направлениях, среди которых одним из основных можно назвать розыскную работу, представляющую собой самостоятельное направление, определяющее эффективность достижения задач борьбы с преступностью. Низкая результативность розыскной работы может подорвать веру граждан в неотвратимую силу закона, воспрепятствовать реформированию общества, формированию в нем здорового нравственно-психологического климата, повлечь распространение противоправных явлений.
Научное обеспечение законопроектной и правоприменительной деятельности предполагает сравни-
тельно-правовой анализ зарубежного права1. В связи в этим одним из основных направлений дальнейшего совершенствования розыскной работы представляется изучение, обобщение, анализ и использование опыта правового обеспечения, организации и тактики развития данного направления правоохранительными органами ряда зарубежных стран.
Хотя иностранные государства имеют разные уровни развития, традиции, инфраструктуры, другие специфические черты, придающие своеобразие
1 См.: Боголюбов С. А. Исследование зарубежного и международного экологического права в целях научного обеспечения законотворчества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2. С. 322.
стратегии и тактике действий их полицейских формирований, объективные предпосылки для изучения зарубежного опыта все же существуют. Учет современного международного опыта является одним из важных аспектов политики любого государства, поскольку каждому из них приходится решать немало сходных вопросов в борьбе с преступностью, используя по существу идентичные формы и методы, часто объединяя усилия с иностранными органами полиции2.
Изучение деятельности компетентных органов зарубежных стран свидетельствует о различных подходах к нормативной регламентации деятельности оперативных аппаратов, обусловленных системой права и построением правоохранительной сферы в каждом конкретном государстве3. Подобные аспекты наблюдаются и в розыскной работе.
Исследование оперативно-розыскного законодательства государств — участников СНГ позволяет сделать следующий вывод: в большинстве из них в качестве задачи розыскной работы прямо не регулируется такое направление, как установление личности неопознанных трупов. Это можно наблюдать в Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), Республике Беларусь (ст. 3 Закона Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 289-З «Об оперативно-розыскной деятельности»), Туркменистане (п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Туркменистана от 23 сентября 1994 г. № 965-ХП «Об оперативно-розыскной деятельности»), Таджикистане (ст. 3 Закона Республики Таджикистан от 25 марта 2011 г. № 687 «Об оперативно-розыскной деятельности»), Армении (п. 3 ст. 4 Закона Республики Армения от 19 ноября 2007 г. № ЗР-223 «Об оперативно-розыскной деятельности»), Киргизии (ст. 3 Закона Киргизской Республики от 16 октября 1998 г. № 131 «Об оперативно-розыскной деятельности»), Молдове (п. «с» ст. 2 Закона Молдовы от 29 марта 2012 г. № 59 «О специальной розыскной деятельности»). Аналогичное положение наблюдается и в законодательстве стран Балтии (см. Закон Литовской Республики от 20 июня 2002 г. № 1Х-965 «Об оперативной деятельности», Закон Латвийской Республики от 16 декабря 1993 г. «Об оперативной деятельности», Закон Эстонской Республики от 22 февраля 1994 г. «Об оперативно-розыскной деятельности»).
Выделение деятельности по установлению личности неопознанных трупов в качестве задачи опе-
2 Подробнее см.: Гордеев С. Н. О розыске лиц, скрывшихся от органов правосудия (зарубежный опыт) // Узбекистон Республикаси ИИВ Академиясининг ахборотномаси. 2012. № 3. С. 84—87.
3 См.: Саитбаев Т. Р. Структура правоохранительных органов США и организация их взаимодействия в борьбе с пре-
ступностью // Щит. 1999. № 4—5. С. 10—12.
ративно-розыскной деятельности нормативно отражено лишь в законодательстве Казахстана (ст. 2 Закона Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. № 154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности»), Узбекистана (ст. 4 Закона Республики Узбекистан от 25 декабря 2012 г. № ЗРУ-344 «Об оперативно-розыскной деятельности») и Азербайджана (подп. 4 и 5 ч. III ст. 2 Закона Азербайджанской Республики от 28 октября 1999 г. № 728-^ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Причем следует отметить, что в Законе Украины от 18 февраля 1992 г. № 2135-ХП «Об оперативно-розыскной деятельности» розыскная работа в качестве цели или задачи оперативно-розыскной деятельности не выделяется вообще.
Интересна еще одна особенность законодательного регулирования рассматриваемой сферы в странах СНГ и Балтии. Так, если в Законе Республики Узбекистан «Об оперативно-розыскной деятельности» помимо лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и пропавших без вести, в качестве объекта розыска предусмотрены и иные лица в случаях, предусмотренных законодательством, то в относительном большинстве государств (России, Таджикистане, Азербайджане, Армении, Кыргызстане, Молдове, Литве, Латвии, Эстонии) согласно нормативно-правовой базе осуществляется розыск только скрывающихся преступников и без вести пропавших граждан.
Невзирая на приведенные аспекты правового регулирования розыскной работы, результаты исследования практики и литературы показывают, что, хотя установление личности неопознанных трупов не выделено в отдельное направление, оно все же функционирует в системе рассматриваемой сферы борьбы с преступностью. Это подтверждает и то, что сведения об обнаруженных неопознанных трупах на законодательном уровне закреплены как одно из оснований проведения оперативно-розыскных мероприятий. Подобное положение можно наблюдать и относительно иной категории разыскиваемых лиц.
Анализ опыта розыскной работы стран — участников СНГ свидетельствует о том, что механизм организации данного направления оперативно-розыскной деятельности, алгоритм действий и порядок розыскного делопроизводства аналогичны друг другу, они различаются в основном его информационно-технологическим и криминалистическим обеспечением. К тому же розыскную сферу всех этих государств объединяет система осуществления межгосударственного розыска.
В системе правоохранительной деятельности любого государства розыск выделяется в актуальное направление борьбы с преступностью, обеспечения защиты прав и свобод человека. Задача установления местонахождения скрывшихся преступников, без вести пропавших лиц, идентификации личности неопознанных трупов ставится перед правоохранительны-
ми органами всех стран мирового сообщества, в которых ее реализацией занимаются действующие в составе полиции (милиции, органов внутренних дел) специальные службы или подразделения розыска.
В ходе исследования зарубежного опыта интерес представляет механизм розыска в Германии. Задачи розыскной деятельности здесь выполняются сотрудниками полиции как в процессе исполнения повседневных обязанностей караульной службы, на полицейских постах, при патрулировании территории, регулировании дорожного движения, так и при расследовании конкретных преступлений. В Германии существуют специальные полицейские подразделения, основной задачей которых является организация и розыск людей. Однако наряду с полицией уполномочены осуществлять розыск и другие субъекты, например, таможенная розыскная служба, частные детективы и представители общественности4.
В целях унификации организации и тактики проведения розыска полицейские структуры Германии руководствуются служебным предписанием «Розыск» (PDV 384.1 «Fahndung»), в котором тщательно регламентированы различные аспекты организации и тактики розыскных мероприятий.
С учетом положительных моментов правоохранительной структуры Германии сформирована модель полицейской системы Австрии. Анализ показывает, что деятельность по борьбе с преступностью на региональном уровне и в национальном масштабе в этой стране организует и координирует Федеральное ведомство криминальной полиции, организационно включающее в себя такое подразделение, как Отдел международной полицейской кооперации (II/BK/2.4.2), ведающий вопросами международного сотрудничества в области борьбы с уголовной преступностью, развития контактов с зарубежными полицейскими органами.
Несмотря на акцент международного сотрудничества, именно в структуру вышеуказанного Отдела входят национальное Бюро Интерпола и Центральная розыскная служба, отвечающая за разработку стратегии розыскной работы в стране, ее организационно-ресурсное обеспечение. Данное подразделение координирует деятельность по розыску скрывшихся от правосудия преступников Федеральной полиции (Вundеspolizei) в землях (их всего девять), управления которой руководят деятельностью районных и городских полицейских подразделений. Как видим, система розыскной работы носит централизованный характер, в одном ведомстве сочетаются оба вида розыска (местный и международный), способствуя их наступательности и мобильности, и осуществляется четкий контроль низовых структур.
4 См.: Сокол В. Ю. Полицейский розыск в Германии // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2009. № 1. С. 116.
Полицейская система Китая является строго централизованной. Роль национальной полиции в стране осуществляет Министерство общественной безопасности, которое является функциональным департаментом Государственного Совета КНР, отвечающим за общественную безопасность всей страны.
В структуре Министерства функционирует Департамент розыска, который разрабатывает стратегические основы розыскной работы в стране, координирует деятельность территориальных подразделений, в которых функционируют розыскные подразделения. Следует отметить, что значительный объем розыскной работы падает на низовой орган — постоянный (выездной) пост общественной безопасности, или пайчусо, состоящий из начальника поста, политрука, двух-трех полицейских, ответственных за учет населения и общественный порядок на участке. В задачи постов входит проверка мест возможного появления разыскиваемых, информация о которых поступает в виде ориентировки.
Таким образом, в Китае именно территориальные подразделения непосредственно устанавливают местонахождение скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц посредством тех или иных розыскных мер с учетом особенностей местных условий, а регулирование этих мер осуществляет Министерство общественной безопасности государства.
Необычный подход наблюдается в Великобритании. Полиция Великобритании — это ряд крупных территориальных формирований, которые подчинены местным властям и находятся под контролем Министерства внутренних дел (в Англии и Уэльсе).
МВД Великобритании определяет общую политику, стратегию и финансирование борьбы с преступностью, не имея при этом права оперативного управления. Деятельность по розыску скрывающихся преступников осуществляет Управление разведки в составе Агентства по борьбе с организованной преступностью. Это Агентство также выступает в качестве национального Бюро Интерпола и Европола, в полномочия которого входит организация международного розыска лиц.
В Великобритании территории Англии, Уэльса и Шотландии разбиты на полицейские зоны, в которых функционируют управления местными полицейскими отрядами. В объединенных полицейских зонах создаются объединенные полицейские органы власти, представляющие охватываемые зоной графства и города-графства5. Таким образом, в стране сформирована трехуровневая система ответственности за обеспечение безопасности, борьбы с преступностью и розыскной работы. Низовым полицейским органом
5 См.: Якубов А. С., Асямов С. В., Таджиев А. А., Мира-зов Д. М. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: учеб. пособие. Ташкент, 2010. С. 164.
является полицейская станция (управление констеблей), которая ответственна за решение множества задач на местном уровне, включая проведение розыскных мероприятий.
Особый статус в полицейской системе Великобритании имеет Служба столичной полиции (Metropolitan police Service), или, как ее часто называют, Скотланд-Ярд, которая является крупнейшим территориальным полицейским управлением страны и одним из крупнейших полицейских подразделений в мире. В отличие от других территориальных полицейских управлений оно подчинено непосредственно МВД и зачастую выступает в роли центрального полицейского органа страны. Так, в структуре Службы столичной полиции функционирует Управление по борьбе с преступностью — особая служба, занимающаяся расследованием тяжких преступлений и организационной преступностью и борьбой с ними. В ее структуре также существует подразделение розыскной работы, которое на национальном уровне отвечает за розыск и задержание преступников, скрывающихся за рубежом, а также реагирует на запросы из других стран.
Исследование опыта правоохранительной системы Франции показывает, что основные функции розыскной работы в структуре полиции данной страны выполняет Национальная полиция, на которую в соответствии с законами, регламентирующими ее деятельность, возложена такая основная миссия, как уголовная полицейская деятельность, на основе которой концентрируется розыск скрывшихся от правосудия обвиняемых, контроль за миграционными потоками и борьба с незаконной миграцией.
Выполнение этой миссии возложено на Центральную дирекцию судебной полиции, руководитель которой одновременно является главой национального Бюро Интерпола во Франции. Дирекция координирует деятельность региональных подразделений, управлений полиции провинций и городов, жандармских провинциальных формирований. Именно в это структурное формирование входит Центральное управление по розыску скрывшихся преступников и без вести пропавших, перед которым стоит задача разработки стратегических основ и обеспечения руководства розыскной работой во всей стране. Необходимо отметить, что и пограничная служба Франции обязана выполнять задачи, находящиеся в ведении данного управления.
В правоохранительной системе Индии розыскная работа осуществляется Центральным бюро расследований (CBI), в структуре которого функционирует Бюро Интерпола, а также местными полицейскими органами, ответственными за раскрытие преступлений. В Центральном бюро сосредоточена база данных разыскиваемых (Fugitive Investigation Support Unit), что позволяет использовать ее другим правоохранительным агентствам.
В Саудовской Аравии на розыске преступников специализированы подразделения практически всех служб безопасности, имеющих доступ к международному сотрудничеству.
А вот в Национальном полицейском агентстве Японии, на что важно обратить внимание, специализированных розыскных подразделений вообще не существует. Некоторые полицейские участки префектур этой страны формируют свои специальные группы, которые на основе изучения информации о разыскиваемых лицах и их фотографий осуществляют визуальный розыск среди населения в центре города, на транспортных станциях, в парках и других общественных местах.
Анализ позволяет сделать следующий вывод: в большинстве стран специально выделенные розыскные подразделения правоохранительных структур сосредоточивают в себе функцию осуществления как регионального, так и международного розыска, о чем свидетельствует объединение в одном органе также бюро Интерпола. В ряде из них специализированные розыскные единицы вообще отсутствуют, сливаясь в функции расследования и раскрытия правонарушений.
Изучение организации розыскной работы вышеуказанных стран свидетельствует, что к числу стандартных мер процедуры розыска людей в основном относятся:
анализ имеющихся полицейских баз данных о разыскиваемых лицах, а также полицейских данных других правоохранительных органов;
проведение комплекса розыскных мероприятий в местах вероятного нахождения разыскиваемого лица, включая патрулирование, выставление дозоров, организацию негласного наблюдения, выставление контрольных пунктов, передвижных пограничных поисковых групп и т. д.;
получение сведений, содержащихся в информационных массивах и картотеках других органов и учреждений, способных располагать информацией в отношении разыскиваемого лица;
внесение в эти массивы соответствующих розыскных отметок (записей, ориентировок);
задействование розыскных возможностей других органов и учреждений (например, профсоюзов, кредитных и страховых учреждений, транспортных предприятий) и т. д.; опросы населения;
привлечение к розыску общественности. Интересен опыт Индии в этом направлении. После уклонения лица от правосудия ему дается своеобразный шанс (Section 82 Cr.P. C.) — уведомление о необходимости в течение 30 дней явиться в правоохранительный орган, которое вывешивается по месту его жительства, работы, печатается в средствах массовой информации. Если же оно не явилось, то в последующем может быть арестовано любым поли-
цейским страны, при этом информация (циркуляр) о нем передается в таможенные органы.
Следует уделить внимание использованию в розыскных целях специальных информационных массивов, предоставляющих огромные оперативные возможности. Так, в Германии функционируют следующие системы:
1) INPOL (Informationssystem der Polizei) — информационная система полиций федерации и земель ФРГ, используемая в целях розыска людей в интересах уголовного преследования и предотвращения опасности. Она представляет собой мощный электронно-вычислительной комплекс, объединяющий центр при федеральном управлении уголовной полиции с региональными электронно-вычислительными базами при земельных органах уголовной полиции и местных полициях.
Все полицейские учреждения Германии связаны друг с другом, что позволяет без задержки отвечать на необходимые розыскные запросы. Информационная система работает круглосуточно, позволяя передавать сообщения по различным линиям связи. INPOL находится в распоряжении не только полиции, но и других национальных и зарубежных правоохранительных органов, включая таможню и прокуратуру. Неевропейские правоохранительные органы также могут получить доступ к сведениям о разыскиваемых лицах6;
2) SIS (Schengener Informations system) — Шенген-ская информационная система — полицейская компьютерная система розыска, обеспечивающая сотрудникам европейских полиций государств — участников Шенгенского договора прямой доступ к базам данных по розыску лиц и предметов7. SIS подразделяется на Центральную Шенгенскую информационную систему и Национальные Шенгенские информационные системы. Германская Национальная Шен-генская информационная система входит в Федеральное ведомство уголовной полиции.
Страна, входящая в Шенгенский договор и объявляющая лицо в розыск, регистрирует розыскные записи в своей национальной системе обработки данных, а затем передает их в электронном виде в SIS. Центральная Шенгенская информационная система направляет розыскную информацию во все национальные информационные системы, обеспечивая таким образом формирование единого розыскного массива данных во всех странах;
3) другие информационные системы: VERMI / UTOT — полицейская база данных пропавших без вести / неопознанных трупов; AFIS — полицейская
6 См.: Сокол В. Ю. Указ. соч. С. 117—118.
7 См.: Розыск. Международный розыск. Шенгенская информационная система (SIS) // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. М., 2000. № 11. С. 17—24.
автоматизированная система идентификации отпечатков пальцев; DAD — полицейская база данных ДНК; INTRANET/EXTRANET — закрытые полицейские розыскные базы данных и др.8
Сосредоточивая в себе идентификационные данные всех граждан страны, полиция Германии может, к примеру, в течение двух часов установить личность обнаруженного трупа9. С помощью информационных систем в данном государстве ежедневно производится до 45% арестов разыскиваемых лиц10.
Анализ показывает, что информационная система SIS является базой, на основе которой осуществляется такой вид розыска, как европейский, предусматривающий пределы стран Европы. Его аналогом можно назвать информационную систему ГИАЦ МВД России, формирующую межгосударственный розыск.
Можно отметить, что во многих странах Европы (Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании и др.) розыск без вести пропавших лиц сочетается с установлением личности неопознанных трупов. Эти два направления розыскной работы сопряжены как в формировании базы данных, так и при осуществлении мероприятий оперативно-розыскного характера.
Интересен также опыт системы (видов) розыска. Так, в полицейской практике Германии существует общий и целенаправленный розыск. Общий розыск— это поиск представляющих интерес для правоохранительных органов людей без конкретных поводов, связанных с наличием у розыскных органов конкретных сведений об их причастности к совершению преступлении (конкретной опасности). Данный розыск осуществляется полицейскими в дозорной службе, при пограничных проверках, проверках дорожного движения и т. п. Осуществляя общий розыск, полицейские фиксируют подозрительные признаки поведения людей или нахождения каких-либо предметов, проверяют подлинность документов, удостоверяющих личность, водительских документов, документов на транспортные средства и т. д., сверяя эти данные с полицейскими информационными базами.
8 См.: ZöllerM. A. Informationssysteme und Vorfeldmaßnahmen von Polizei, Staatsanwaltschaft und Nachrichtendiensten: zur Vernetzung von Strafverfolgung und Kriminalitätsverhütung im Zeitalter von multimedialer Kommunikation und Persönlichkeitsschutz. Heilderberg, 2002. S. 509.
9 См.: F^coe Ш. К. Бедарак йу;олиб, ;отиллик жинояти ;урбони булган шахсларни ани;лашдаги муаммолар // Жи-ноятчиликка ;арши курашда ички ишлар органалари опера-тив аппаратларининг фаолиятини такомиллаштириш: Илмий ма;олалар туплами. Ташкент, 2004. С. 109.
10 См.: Хамдамов А. А. Особенности информационно-поисковой системы полиции зарубежных стран в борьбе с преступностью // Жиноятчиликка ;арши курашда тезкор аппа-ратлар фаолиянини такомиллаштиришнинг долзарб муам-молари. Ташкент, 2014. С. 6.
Целенаправленный розыск представляет собой поиск конкретных людей на основе поводов, связанных с устранением конкретной опасности или расследованием конкретного преступления. Этот вид розыска осуществляется в отношении конкретного скрывшегося преступника или пропавшего без вести лица.
Территориально розыск людей в Германии и Австрии может как проходить в рамках страны (национальный розыск), так и выходить за ее пределы — европейский розыск, международный розыск. В свою очередь, национальный розыск подразделяется на местный розыск, ограниченный территорией округа, и межрегиональный, простирающийся на территорию нескольких округов и даже отдельных земель, если для этого имеются фактические и юридические основания.
В Саудовской Аравии существует почти аналогичная система, только европейский розыск именуется арабским.
Таким образом, изучение зарубежного опыта розыскной работы позволяет сделать вывод о различ-
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ных подходах к организации и осуществлению данного направления борьбы с преступностью, обусловленных прежде всего особенностями оперативной деятельности правоохранительных органов, их системой и структурой.
Изучение опыта розыскной работы различных правоохранительных систем с точки зрения возможностей его использования в той или иной стране важно как теоретически, так и практически с учетом современных реалий международного сотрудничества в рассматриваемой сфере. Практическая ценность научно обоснованного анализа функционирования иностранных государственных институтов состоит в том, что он позволяет лучше понять и увидеть сильные и слабые стороны отечественных аналогов. Творческое осмысление и использование зарубежного опыта, на наш взгляд, позволит лучше понять современные проблемы, определить закономерности развития теории и практики, которые трудно выявить без тщательного анализа.
Zöller M. A. Informationssysteme und Vorfeldmaßnahmen von Polizei, Staatsanwaltschaft und Nachrichtendiensten: zur Vernetzung von Strafverfolgung und Kriminalitätsverhütung im Zeitalter von multimedialer Kommunikation und Persönlichkeitsschutz. Heilderberg, 2002.
Боголюбов С. А. Исследование зарубежного и международного экологического права в целях научного обеспечения законотворчества // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2015. № 2.
Гиёсов Ш. К. Бедарак йуколиб, котиллик жинояти курбони булган шахсларни аниклашдаги муаммолар // Жиноятчиликка карши курашда ички ишлар органалари оператив аппаратларининг фаолиятини такомиллаштириш: Илмий маколалар тупла-ми. Ташкент, 2004.
Гордеев С. Н. О розыске лиц, скрывшихся от органов правосудия (зарубежный опыт) // Узбекистон Республикаси ИИВ Ака-демиясининг ахборотномаси. 2012. № 3.
Розыск. Международный розыск. Шенгенская информационная система (SIS) // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. М., 2000. № 11.
Саитбаев Т. Р. Структура правоохранительных органов США и организация их взаимодействия в борьбе с преступностью // Щит. 1999. № 4—5.
Сокол В. Ю. Полицейский розыск в Германии // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2009. № 1.
Хамдамов А. А. Особенности информационно-поисковой системы полиции зарубежных стран в борьбе с преступностью // Жиноятчиликка карши курашда тезкор аппаратлар фаолиянини такомиллаштиришнинг долзарб муаммолари. Ташкент, 2014.
Якубов А. С., Асямов С. В., Таджиев А. А., Миразов Д. М. Полиция зарубежных стран: система организации и опыт профессиональной подготовки кадров: учеб. пособие. Ташкент, 2010.
-о-