Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ / ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гафурова Наталия Владимировна, Дынина Ольга Евгеньевна

Внесение в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в 2020 году существенных изменений в части позиций о воспитании и воспитательной работе актуализирует массовую воспитательную работу, в том числе и в профессиональном образовании. Такие существенные изменения на государственном уровне являются практически одними из первых массовых с 90-х годов, с учетом действующего в те годы закона об образовании, в котором отсутствовали позиции о воспитании. В публикации предоставлен анализ отечественного и зарубежного опыта студенческого самоуправления, приведены основные факторы мотивации молодого поколения для осуществления добровольной деятельности руководителя студенческого объединения. С точки зрения психологии и педагогики профессионального образования воспитательная работа в вузе существенно отличается от хорошо известных подходов и практик в школьном воспитании. Одним из отличий является работа студенческих сообществ как субъектов такой деятельности. При большой практике вузовской работы со студенческими сообществами не всегда эта деятельность в университетах результативна в воспитательном аспекте. Само студенческое сообщество часто не обладает информацией и компетенциями по выстраиванию своей деятельности в современном вузе, в том числе ее целевыми, содержательными и технологическими позициями. Работа авторов статьи направлена на выявление оснований для проектирования результативной деятельности студенческого объединения в вузе с целью развития субъектной позиции студентов по отношению к университету и собственной образовательной деятельности. В статье предложены идеи результативной деятельности студенческого объединения, ее содержание и характеристики. Формирование субъектной позиции студента по отношению к собственному образованию представлено авторами как одна из идей деятельности такого объединения. Применение представленных идей в практике современной воспитательной работы вуза способствует достижению взаимного удовлетворения интересов университета и членов студенческих объединений. Методологической основой работы являются системный, аксиологический, деятельностный, компетентностный подходы. Значимость предоставленных идей заключается в возможности их практического применения в реализации деятельности студенческих объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гафурова Наталия Владимировна, Дынина Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF EFFECTIVE ACTIVITIES OF THE STUDENT ASSOCIATION AT THE UNIVERSITY

Introduction of significant changes in terms of positions on upbringing and educational work to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FL in 2020 actualize mass educational work, including vocational education. Such significant changes at the government level are practically the first massive ones since the 90s, taking into account the Law on Education, which was in force in those years, in which there were no positions on upbringing. The article provides an analysis of the domestic and foreign experience of student self-government, reveals the main factors of motivating the younger generation for voluntary activities of the head of the student association. From the point of view of psychology and pedagogy of vocational education, educational work at a university differs significantly from the well-known approaches and practices in school education. One of the differences is the work of student associations as subjects of such activities. With a large practice of university work with student associations, this activity in universities is not always effective in the upbringing aspect. The student association itself often does not have information and competences for building its activity in a modern university, including its target, content and technological positions. The work of the authors is aimed at identifying the grounds for designing the effective activity of a student association at a university in order to develop the subjective position of students in relation to the university and their own educational activity. The article proposes the ideas for the effective work of the student association, its content and characteristics. The formation of the student's subjective position in relation to their own education is presented by the authors as one of the ideas for the work of such an association. The application of the presented ideas in the practice of modern upbringing work of the university contributes to the achievement of mutual satisfaction of the interests of the university and members of student associations. The methodological basis of the work is the systemic, axiological, activity-oriented, competence-based approaches. The significance of the ideas presented lies in the possibility of their practical application in the work of student associations.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ВУЗЕ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211042 2021, № 06 (июнь) УДК 378.184

Организация результативной деятельности студенческого объединения в вузе

Гафурова Наталия Владимировна1

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия gafurnv@yandex.ru

Дынина Ольга Евгеньевна2

Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия dynina.olga.o.e@mail.ru

Аннотация. Внесение в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в 2020 году существенных изменений в части позиций о воспитании и воспитательной работе актуализирует массовую воспитательную работу, в том числе и в профессиональном образовании. Такие существенные изменения на государственном уровне являются практически одними из первых массовых с 90-х годов, с учетом действующего в те годы закона об образовании, в котором отсутствовали позиции о воспитании. В публикации предоставлен анализ отечественного и зарубежного опыта студенческого самоуправления, приведены основные факторы мотивации молодого поколения для осуществления добровольной деятельности руководителя студенческого объединения. С точки зрения психологии и педагогики профессионального образования воспитательная работа в вузе существенно отличается от хорошо известных подходов и практик в школьном воспитании. Одним из отличий является работа студенческих сообществ как субъектов такой деятельности. При большой практике вузовской работы со студенческими сообществами не всегда эта деятельность в университетах результативна в воспитательном аспекте. Само студенческое сообщество часто не обладает информацией и компетенциями по выстраиванию своей деятельности в современном вузе, в том числе ее целевыми, содержательными и технологическими позициями. Работа авторов статьи направлена на выявление оснований для проектирования результативной деятельности студенческого объединения в вузе с целью развития субъектной позиции студентов по отношению к университету и собственной образовательной деятельности. В статье предложены идеи результативной деятельности студенческого объединения, ее содержание и характеристики. Формирование субъектной позиции студента по отношению к собственному образованию представлено авторами как одна из идей деятельности такого объединения. Применение представленных идей в практике современной воспитательной работы вуза способствует достижению взаимного удовлетворения интересов университета и членов студенческих объединений. Методологической основой работы являются системный, аксиологический, деятельностный, компетентность^ подходы. Значимость предоставленных идей заключается в возможности их практического применения в реализации деятельности студенческих объединений.

Ключевые слова: студенческое объединение, модель, деятельность студенческого объединения, характеристика студенческого объединения, общественная деятельность, результат, результативная деятельность, результативная деятельность студенческого объединения.

Поступила в редакцию Received 13.04.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 12.05.21

Принята к публикации Accepted for publication 12.05.21 Опубликована Published 29.06.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Гафурова Наталия Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель департамента реализации проектов развития ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Россия.

2 Дынина Ольга Евгеньевна, студентка, Проектный офис новых образовательных практик ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Россия.

Введение

Тенденция такова, что все чаще студенческая аудитория недостаточно готова к обучению в вузе, то есть имеет низкую заинтересованность в получении образования, не мотивирована. Таких студентов называют «немотивированными», «слабо подготовленными», «необучаемыми» и т. п. [1] Авторы статьи «Категория "необучаемых" студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов)» отмечают, что многие студенты поступают в вузы, чтобы «использовать университет как площадку для реализации других целей» (не учебных), и в пример приводят такие цели, как занятие спортом, творчеством, участие от имени университета в Универсиаде и КВН, социальную стабильность [2]. Однако, на наш взгляд, одну из важных ролей в стимулировании студентов к получению образования и снижении количества «необучаемых» студентов (даже если при поступлении в вуз студент имел не учебную мотивацию) играет система студенческого самоуправления, сформированная в вузе. Зачастую наличие деятельности студенческих объединений неадекватно текущим задачам вузов и требованиям самих студентов и лишь провоцирует на повышение количества «необучаемых» студентов. В данном контексте под задачами вузов подразумевается реализация текущей деятельности и программ развития университетов, и прежде всего реализация нового поколения федеральных образовательных стандартов высшего образования и в целом компетентностного подхода, например, развитие у студентов общекультурных и универсальных компетенций через их субъектную включенность в деятельность по реализации образовательной траектории. Поэтому результативность деятельности студенческих объединений понимается нами через достижение студентами и вузом совместных результатов, прежде всего образовательных и воспитательных, ради которых и реализуется такая деятельность.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Проблема организации студенческого самоуправления в России представлена в ряде работ исследователей и практиков. Ученые отмечают так называемую искусственную деятельность как одну из распространенных проблем студенческого самоуправления: «Самоуправление зачастую лишь декларируется, подменяется ситуативной активностью, мобилизационным участием студентов в организации культурно-досуговых мероприятий» [3]. К. А. Антипьев в свою очередь отмечает: «...студенческое самоуправление должно стать потребностью самого студенчества, а не навязываться "сверху"» [4]. В педагогической науке представлено, что студенческое самоуправление - это одна из форм воспитательной работы, которая может создать условия для формирования субъектной позиции обучающихся, включенных в данную систему работы, относительно своего личностного и профессионального становления [5].

Студенческое самоуправление в российских университетах является молодым и находится еще на стадии формирования и развития, о чем говорит ряд исторических фактов. Считается, что зарождение студенческого самоуправления произошло в МГУ 13 марта 1781 года. В этот день была создана первая студенческая организация «Собрание университетских питомцев для упражнения в сочинениях и переводах». Однако руководство университета вскоре запретило любые объединения, которые носили корпоративный характер. Были запрещены студенческие сходки, концерты, библиотеки, студенческие выборы, подача коллективных обращений студентов, ку-

рительные комнаты и т. п. Стали организовываться подпольные собрания и создаваться организации. В основном они были аполитичные. Только в начале XIX века студентам официально разрешили открывать студенческие кружки, библиотеки и проводить собрания и выборы. Однако вся студенческая деятельность жестко контролировалась партией и правительством [6].

В то же время если посмотреть на зарубежное студенческое самоуправление, которое зародилось раньше российского на 693 года, то можно отметить определенную свободу действий и явную независимость студенчества от руководства университетов и политических устоев [7].

Как видно из истории, студенческое самоуправление в российских университетах - молодое явление и находится еще на стадии формирования и развития. Важным шагом государства по данному вопросу стало закрепление правового статуса советов обучающихся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 и «Методических рекомендациях МОН РФ о создании и деятельности советов обучающихся в образовательных организациях» от 14 февраля 2014 года № ВК-264/09. С 2012 года в вузах деятельность студенческих объединений постепенно позитивно изменяется, системно включается в университетскую деятельность, в ее жизнеопределяющие процессы.

Во многих источниках под студенческим самоуправлением понимается прежде всего деятельность советов обучающихся. Совет обучающихся - коллегиальный орган управления университетом, который создается в образовательной организации по инициативе обучающихся в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы [8]. Способ формирования такого органа в университетах может быть разным: из числа активных студентов или из числа председателей студенческих объединений. В связи с этим следует определить, относится ли деятельность студенческого объединения к студенческому самоуправлению, подходят ли характеристики, приводимые для студенческого самоуправления и советов обучающихся, к студенческим объединениям и в чем данные органы имеют сходство и различие.

Основные отличия студенческих объединений от органов самоуправления:

1. Студенческие объединения в основном создаются с более узконаправленными и более конкретизированными целями.

2. У студенческого объединения нет цели охватить своей работой большинство студентов, а решает оно только определенные задачи.

3. Главная задача студенческого объединения - объединять единомышленников в определенной сфере общественной жизни, развивать и поддерживать студенческие инициативы в определенных областях [9].

Советы обучающихся охватывают своей деятельностью всех обучающихся и являются более формализованными структурами. Однако обе формы деятельности обучающихся - совет обучающихся и студенческое объединение - в рамках данной работы можно рассматривать под общим термином «студенческое самоуправление», так как они являются механизмом деятельности обучающихся и решают определенные задачи, связанные с качеством обучения, и формируют soft skills (гибкие навыки) посредством планомерной воспитательной работы. Однако принимать во внимание перечисленные выше различия все же стоит, чтобы спроектировать результативную деятельность студенческого объединения в вузе. Для этого важно, чтобы специфика

деятельности студенческих объединений (сфера и способы организации работы, нюансы и особенности) соотносилась с общей политикой и стратегией вуза.

Рассмотрим современные практики организации деятельности студенческих объединений.

В качестве примера организации деятельности общественных объединений с точки зрения молодежи можно рассмотреть опрос студентов РУДН, представленный в исследовании К. Г. Сохадзе «Социальная активность российской молодежи: масштабы и факторы сдерживания» [10]. В целом исследование посвящено политическим настроениям молодежи и ее социальной активности. Однако проведенный автором опрос показывает и состояние организации деятельности общественных объединений. Большинство ответов респондентов на вопрос «Почему, на твой взгляд, люди НЕ участвуют регулярно в деятельности общественных организаций/ в общественных инициативах?» были следующие:

- просто нет на это времени;

- нежелание тратить время на посторонних людей;

- считают, что их личное участие ничего не изменит, это бесполезно;

- основная работа отнимает слишком много времени и сил;

- им это не нужно, им все нравится, все устраивает;

- нет на это денег;

- все силы уходят на поддержание приемлемого уровня жизни для себя и своей семьи;

- никому не верят [11].

На наш взгляд, ответы респондентов достаточно правдиво отражают реальную ситуацию в отношении молодежи России. Это говорит о том, что деятельность общественных организаций недостаточно результативна и не интересна большинству студентов. Участники организаций зачастую не видят реальных преимуществ и интересов для себя. Результаты исследования помогают обратить внимание на то, что и как необходимо организовывать в деятельности общественных организаций, чтобы появился смысл и «ценность дела», а также на то, что для студентов сегодня является ценностью. Можно предположить, что для молодого поколения важно эффективно и оптимально использовать собственное время и иные ресурсы, тратить его только на «нужные» дела и процессы, которые будут приносить понятную им выгоду, как материальную, так и нематериальную. Ниже представлен анализ научных публикаций о ценностях молодых людей и их мотивации участвовать в деятельности студенческих объединений. Данный анализ позволит выделить основные аспекты, которые необходимы для результативной деятельности студенческих объединений.

О ценностях современных студентов в своей статье «Взаимосвязь ценностей со стилем медиапотребления студентов» пишет коллектив авторов: Н. В. Сиврикова, Д. Ю. Бережная утверждают, что «у современной молодежи базовыми являются ценности "здоровье", "любовь" и "семья". Наиболее доступны для них "активная жизнь", "друзья" и "познание"» [12]. Следовательно, деятельность студенческого объединения должна способствовать ведению здорового образа жизни и поощрять это. В объединении важно сформировать доверительную и дружескую среду, чтобы лидеры морально поддерживали друг друга не только строго в рабочей деятельности, но и за ее пределами, так как в студенческом возрасте молодой человек активно развивается в личностном, физическом и социальном плане, о чем было сказано ранее, и для него

становится важным построение межполовых отношений с новым уровнем возможностей и ответственности, связанных с категориями ценностей «семья», «любовь», «дружба». Необходимо обратить особое внимание на культуру взаимоотношений, репродуктивное здоровье, семейные ценности и для этого предусмотреть перечень мероприятий, способствующих формированию этих ценностей с учетом современных условий общественного развития.

А. В. Старшинова в своей статье «Противоречия мотивации учащейся молодежи к деятельности в волонтерских организациях» констатирует тот факт, что молодежное волонтерство позволяет решать одну из важных общественных задач - воспитание молодежи и что такой способ воспитания, как развитие волонтерских организаций, становится все более популярным. В работе автора примечательным является проведенное исследование типов мотивов молодежи при включении в волонтерскую деятельность. По результатам опроса на втором месте (13,53% респондентов) стоит такой мотив, как «приобретение новых умений, знаний, навыков». Конечно, данный показатель стоит после самого массового мотива (65,22% респондентов) «внутренняя потребность, самосовершенствование, чувство удовлетворенности», однако оба показателя между собой зависимы и отчасти пересекаются [13]. Так, самосовершенствование может значить для молодого человека приобретение новых компетенций или повышение уровня уже имеющихся. Это позволяет сделать предположение о том, что в большинстве случаев молодежь выбирает деятельность, которая способствует обогащению его внутреннего мира, приобретению новых компетенций, знаний, умений, навыков, которые будут полезны для его будущей жизни. В таком же направлении сделал вывод автор статьи, разделив мотивацию к участию в волонтерской деятельности молодежи на ранги, где первые два ранга обозначены «эгоистическими» и формулируются как «научиться чему-то, узнать что-то новое» и «возможность быть в дружеских отношениях с кем-либо, быть ценным для других людей». В реализации перечисленных потребностей активно могут принимать участие образовательные учреждения, гармонично выстраивая свою образовательную деятельность, привлекая к этому процессу студенческие объединения. Автор делает вывод о том, что в сфере организации добровольческой деятельности доминирует формальный подход и «стремление "привязать" эту форму деятельности к учебному процессу». Это говорит о низкой результативности организации деятельности самих общественных объединений, которые не всегда работают на повышение внутреннего потенциала молодого человека, а зачастую руководствуются формальными критериями оценки деятельности. Для проектирования результативной деятельности студенческого объединения на основании вышесказанных заключений автора статьи необходимо учесть то, что при организации деятельности студенческого объединения необходимо продумать перечень компетенций и soft skills (гибких навыков), которые будут формироваться у участников, сформулировать критерии оценки деятельности, которые не будут основаны на формальных критериях, не отражающих результативность работы. Одним из критериев результативности деятельности объединения должен стать анализ личностного роста и удовлетворенности запросов каждого участника в отдельности и мероприятий, повлиявших на это.

В статье Т. А. Шульгиной и Н. А. Кетовой «Ты записался добровольцем?, или Зачем студенты идут в волонтеры» рассматриваются мотивы участия студентов в волонтерской деятельности. Представим выводы опроса, отчасти соотносящиеся с выводами, сделанными в предыдущей статье: один из ведущих мотивов занятия волонтер-

ской деятельностью у студентов - повышение компетенций, знаний, умений и навыков. Интересным выводом является «линия тренда» и ранжирование мотивов относительно нее. Стоит отметить, что в данном исследовании эгоистическими мотивами называются мотивы несколько другие, нежели в предыдущем исследовании. Под эгоистическими мотивами подразумеваются такие как «получение признания от коллег», «достижение успеха», «возможность научиться руководить небольшим или большим коллективом», «возможность решить свои проблемы и проблемы других», «возможность получить дополнительные бонусы в учебе, при построении карьеры», «получение полезных связей», и они не попадают в основную линию тренда [14].

Дополнительным важным выводом исследования является построение линии тренда относительно мнений респондентов о возможностях волонтерской деятельности для формирования общекультурных компетенций [15].

В линии тренда оказались такие результаты:

- практика командного взаимодействия;

- умение определять круг задач и осуществлять поиск способов их решения;

- умение управлять своим временем;

- умение выстраивать и реализовывать траекторию личного развития;

- навык эффективной коммуникации;

- навык поддерживать определенный уровень физической и психологической подготовленности для обеспечения работоспособности;

- навык руководства командой;

- умение создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности [16].

Автор делает вывод о том, что общественная деятельность, особенно в рамках

деятельности общественной организации, предусматривает формирование универсальных компетенций, большинство из которых прописано в образовательных программах Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС 3++).

Данное исследование обращает внимание на то, что при проектировании результативной деятельности студенческого объединения в вузе, кроме проведения мероприятий по развитию soft skills, так популярных среди молодежи, необходимо рассмотреть возможность включения деятельности объединения в образовательный процесс, например, как площадки для прохождения практики или проведения исследований и проектов в рамках учебного процесса конкретной образовательной программы. Перечисленные автором компетенции и навыки стоит рассматривать как обязательные для целей студенческого объединения по каждому его участнику.

В труде «Формирование универсальных компетенций студентов в процессе воспитательной деятельности» А. Зайцева, Н. В. Энзельдт [17], обобщив выведенные авторами формы организации деятельности, выделяют следующие основные:

- мероприятия, направленные на планирование и организацию деятельности;

- адаптационные мероприятия и мероприятия по сплочению коллектива;

- образовательные мероприятия;

- культурные мероприятия;

- организация деятельности отдельных групп, руководство малыми коллективами студентов [18].

Данные формы деятельности следует реализовывать в деятельности студенческого объединения. Однако обращает на себя внимание утверждение в статье «Студенческое

самоуправление в современном российском ВУЗе: тенденции развития» о том, что студенческое самоуправление во многом имеет перекос в глазах студентов в развлекательно-до-суговую сторону [19]. Для этого необходимо при планировании работы объединения правильно расставить акценты и соблюсти баланс различных видов деятельности.

В статье «Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза» авторы рассматривают виды студенческих объединений (научно-исследовательские, творческие, спортивные, общественные, волонтерские, информационные, профессиональные, патриотические, межкультурные и др.) и утверждают, что каждый вид отвечает за ту или иную функцию становления личности студента вуза. Авторы приводят в пример студенческие объединения ФБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининского университета) и описывают их деятельность. Деятельностью объединений университета является то, что университет, в частности воспитательный отдел вуза, переложил на самих студентов решение ряда вопросов (создание условий, способствующих формированию и развитию у студентов личностных, деловых качеств, необходимых для успешного выступления на современном рынке труда; решение волнующих студентов вопросов; защита прав и интересов студентов и др.) [20]. Данный опыт организации деятельности студенческих объединений можно учитывать как пример при планировании работы объединения, обсуждая ее с руководством вуза, чтобы она не дублировалась и было оптимальное распределение сил и ресурсов, и рассмотреть вариант «профильности» объединения.

Проанализируем позиции зарубежных ученых, которые исследовали вопросы студенческого самоуправления. Э. Т. Хиллиард утверждает, что на рост и развитие студентов главным образом влияет чувство сопричастности и ответственности. В формировании данного чувства играют важную роль сверстники, другие участники студенческого объединения. На основании этого можно утверждать, что формирование доверительной атмосферы в объединении является одной из основных задач лидера объединения [21].

Авторы М. Л. Шир, Дж. Ларсен-Халиковски и С. Подро описывают аспекты поведения молодежных лидеров-наставников. Одним из важных тезисов исследования является наличие у лидеров психологической склонности, которая заключается в трансляции собственных ценностей в массы. Исследование говорит о том, что лидеров-наставников, какими и являются руководители студенческих объединений, мотивирует глобальная миссия, например достижение справедливости в чем-либо или миссия передачи знаний и опыта единомышленникам. Движущей силой человека к лидерскому поведению в данном контексте становится чувство сопричастности к делу или вопросу, соответствующим их ценностям. При этом важным является акцент на социальную справедливость [22].

Похожие выводы делает также коллектив авторов (С. Э. Краусс, Ш. Зельдин, Х. Абдулла и др.), обозначив в качестве основных мотивирующих факторов к участию молодежи в студенческих объединениях следующие: налаживание связей со взрослыми наставниками, развитие лидерских навыков и навыков решения проблем, социальное и эмоциональное развитие, повышение самооценки, возможность начала карьерного роста, чувство причастности к большой цели [23].

М. Фуллан, К. Катресс и А. Килчер в свою очередь отмечают, что студенческие лидеры имеют большое влияние на качество образовательных программ университета, рефлексивное отношение к изучаемым дисциплинам помогает администрации вузов сформировать тот продукт, который актуален на сегодняшний день для слушателей. При формировании собственного отношения к образовательным программам

студенческим лидерам необходимо понимать миссию и стратегию развития образовательного учреждения, чтобы в данных рамках предложить развитие лидерского потенциала студентов университета [24].

Р. Гринвальд делает выводы о том, что для студенческих лидеров необходимо формировать соответствующие программы, которые будут являться неотъемлемой частью развития активистов студенческих объединений [25]. Такие программы студенческого лидерства имеют большое влияние на личность студента, он учится выявлять и решать социальные проблемы, и данное качество является одним из важных за пределами образовательного учреждения [26].

Ч. у. Л. Хилл и Г. Р. Джонс в свою очередь предложили следующие характеристики студенческого лидера, которым он должен соответствовать: дальновидность, красноречие, последовательность, целеустремленность, информационная подкованность, готовность к делегированию и наделению полномочий, эмоциональный интеллект и правильное использование власти, которое заключается в создании доверительной атмосферы для продвижения своих идей, а не в использовании авторитета для «навязывания» идей другим [27].

Дж. М. Кузес и Б. З. Познер исследовали феномен лидерства, их работы неоднократно цитируются во многих диссертациях и научных публикациях. Одним из важных для нашей работы тезисом стала разработанная учеными модель "Leadership challenge" для оказания помощи лидерам, создающим положительные изменения в своих организациях. Данная модель фокусируется на следующих пяти отдельных лидерских практиках, которые позволяют превратить системные препятствия в успехи и достижения команды:

1) бросить вызов процессу, решиться на изменения;

2) вдохновлять команду на общее видение;

3) не мешать другим действовать, поощрять самостоятельность;

4) активно использовать стратегическое планирование;

5) поддерживать и мотивировать команду [28].

На наш взгляд, представленная авторами модель лидерства имеет много общего с моделью Дж. Коттера. Преимуществом модели Дж. Коттера является фокус на работе с людьми при проведении изменений, а не на процедурных моментах. Модель предлагает следующие восемь шагов, близких по сути к модели вышеуказанных авторов:

1-й шаг - создание атмосферы безотлагательности действий;

2-й шаг - формирование влиятельной команды реформаторов;

3-й шаг - создание видения;

4-й шаг - пропаганда нового видения;

5-й шаг - создание условий для претворения нового видения в жизнь;

6-й шаг - планирование и достижение ближайших результатов;

7-й шаг - расширение преобразований;

8-й шаг - закрепление изменений в корпоративной культуре [29].

Авторы обоих подходов уверены, что университеты имеют возможности и задачи по воспитанию и развитию молодежного лидерства. Так, развивать лидерские навыки, с точки зрения П. Хабер, возможно через специальные лидерские коллективы (студенческие объединения), которые фокусируются на развитии навыков участников через учебные планы, дискуссии, специальные мероприятия, проекты и др. Более опытные студенты в свою очередь могут выступать в качестве старших наставников [30].

Таким образом, мировые и российские психолого-педагогические исследования в направлении феномена студенческих объединений достаточно активно занимаются вопросами их моделирования, выделяя для этого разные основания, структуры, целевые функции.

Методологическая база исследования

Методологической основой исследования является системный подход, рассматривающий студенческие объединения как взаимосвязанную систему, включенную в другие системы; аксиологический подход, позволяющий исследовать деятельность студенческих объединений как развивающуюся систему, имеющую свои приоритеты и ценности; деятельностный подход, исследующий развитие личности посредством организации деятельности; компетентностный подход, являющийся основой обучения в современном образовании и рассматривающий студенческие объединения как результативный способ формирования универсальных компетенций.

В рамках системного подхода В. А. Якунин рассматривал педагогическую систему с точки зрения управления деятельностью обучающегося, в которой все функции взаимосвязаны: формирование целей, информационной основы обучения, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и оценки результатов, коррекции [31]. Н. В. Кузьмина определяет педагогическую систему как «взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе» [32]. Л. И. Новикова считает, что в воспитательной системе каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, которое привносит что-то свое, новое, чтобы эта система приблизилась к целостности: «Развитие воспитательной системы определяется не столько объективными, сколько субъективными факторами» [33]

Аксиологический подход рассматривает ценность как главный приоритет, и одним из его принципов является взаимосвязь социокультурных и образовательных ценностей. Под ценностями понимается то, что значимо для человека в окружающей его действительности. Многие ученые, в том числе Г. И. Щукина [34], считают, что только при наличии внутренней активности личности под влиянием реальной жизненной практики формируется ценностное отношение. В рамках аксиологического подхода М. П. Нечаев в качестве основных ценностей выделяет ценностные ориентации учащихся, коммуникативную культуру, направленность личности, операциональные умения [35]. Ученый видел в образовании возможность психологического развития человека. М. М. Рубинштейн придерживался точки зрения, что человек - источник высших духовных ценностей, а процесс образования является возможностью индивидуального, социального и творческого развития. Н. Ф. Голованова считала, что аксиологический подход основан на процессе понимания и освоения разных ценностей: «Важно понимание того, что мир ценностей объективен, это сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание изучает подрастающее поколение и разрешает проблему "как жить". Однако ценности имеют и личные проявления: ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношения личности к окружающему миру и к самому себе» [36].

Сущность процесса обучения рассматривает деятельностный подход. Данный подход позволяет рассматривать деятельность студенческих объединений в вузе как

целостный процесс (от целей деятельности объединений до получения результатов), а также анализировать используемые подходы в организации работы и развитие в процессе способностей и качеств личности. Н. Ф. Талызина отмечает, что «деятель-ностный подход - это действительно построение новой психологии, не психологии функций, а психологии действий», и рассматривает деятельностный подход как теорию поэтапного формирования умственных действий [37].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из подходов, с точки зрения которого рассматривают современное образование, является компетентностный подход.

И. А. Зимняя называет пять причин ориентации на компетентностный подход в образовании:

1) тенденция интеграции и глобализации мировой экономики;

2) необходимость гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, заданная Болонским процессом;

3) происходящая в последнее время смена образовательной парадигмы;

4) богатство понятийного содержания термина «компетентностный подход»;

5) предписания органов управления образованием [38].

Опора на эти подходы позволяет авторам теоретически обосновать создание результативной деятельности студенческих объединений для достижения представленных выше целей воспитательной работы через такие объединения.

Результаты исследования

Опираясь на методологические подходы и анализ представленных выше практик по деятельности студенческих объединений, можно обоснованно выделить идеи, которые влияют на результативность их деятельности, а также позиции, определенные на основе отрицательного опыта таких объединений.

На взгляд авторов, позиции, которые необходимо учитывать при организации результативной деятельности студенческого объединения в вузе, следующие:

- основываясь на истории студенческого самоуправления, следует принять тот факт, что студенческим объединениям необходимо давать определенную свободу деятельности, при этом вступив с ними в партнерские отношения и заранее договориться о порядке взаимодействия, выполняемых задачах и задействованных ресурсах;

- студенческим объединениям не обязательно входить в состав Совета обучающихся, чтобы влиять на деятельность вуза и на качество образования. Достаточно выстроить порядок взаимодействия студенческого объединения с конкретными сотрудниками вуза, которые совместно занимаются теми же задачами, что и объединение, чтобы регулировать возникающие вопросы и предложения;

- студенческим объединениям лучше иметь конкретные и понятные студентам цели, при этом задачи должны быть социально и личностно значимыми для участников объединения, важными для вуза и встраиваться в жизнь университета;

- студенческое объединение должно стать местом, где студент находит друзей и единомышленников, для этого необходимо создать благоприятную, доверительную атмосферу в коллективе;

- руководство студенческого объединения должно поддерживать инициативы активных студентов и способствовать их реализации;

- деятельность лидера в объединении должна приносить ему удовлетворение, которое соответствует его запросам и ценностям;

- студенческому объединению необходимо определить перечень soft skills, которые лидеры смогут сформировать в процессе деятельности в объединении, а также продумать, с помощью каких механизмов и проектов это возможно реализовать;

- студенческое объединение должно разработать собственные критерии оценки эффективности деятельности, важно, чтобы они не были продиктованы «сверху». Одним из критериев эффективности деятельности объединения должен стать анализ личностного роста и удовлетворенности запросов каждого участника в отдельности и мероприятий, повлиявших на это;

- деятельность объединения необходимо выстроить таким образом, чтобы она давала возможность каждому лидеру управлять каким-либо процессом, коллективом, однако при этом избежать громоздкой структуры подчинения и имитирования деятельности;

- деятельность объединения должна способствовать ведению здорового образа жизни, формированию общественно признанных установок и ценностей;

- в деятельность объединения должны быть включены проекты и мероприятия, направленные на планирование и организацию деятельности, адаптационные мероприятия и мероприятия по сплочению коллектива, образовательные, культурные мероприятия, однако важно соблюсти баланс и правильно расставить акценты.

Эти позиции служат педагогическим основанием для организации результативной деятельности студенческого объединения в вузе. Рекомендуется их учитывать и в локальных нормативных актах о студенческом объедении, в том числе в положении о студенческом объединении, регламентирующем его деятельность.

Заключение

Предложенные обоснования идей о результативной деятельности студенческого объединения ориентированы на использование при проектировании воспитательной работы и могут быть внедрены на практике университетов в реальную деятельность. Авторы предполагают для продолжения работы по формированию субъектной позиции студентов в студенческом объединении использовать инструменты педагогического моделирования.

Перспективой педагогических оснований для моделирования результативной деятельности студенческого объединения в вузе может стать анализ взаимосвязи процессов глобализации, компетенций будущего и студенческого самоуправления, а также способов влияния студенческого самоуправления на формирование компетенций, требуемых в современном мире. При этом необходимо рассматривать студенческие объединения в совокупности с психолого-педагогическими возрастными особенностями целевой аудитории.

Ссылки на источники

1. Денисова-Шмидт Е. В., Леонтьева Э. О. Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов) // Социологические исследования. - 2015. - № 9. - С. 86-93.

2. Там же.

3. Баженова Н. Г. Самоорганизация студенчества: заданность или данность? // Высшее образование в России. -2012. - № 3. - С. 81-86.

4. Антипьев К. А. Содержание студенческого самоуправления в национальном исследовательском университете // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2015. - № 3. - С. 35-39.

5. Цветкова М. А. К проблеме понимания сущности студенческого самоуправления в условиях вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 2(77). - С. 185-194.

6. Богданов В. В., Емцов Г. Н. Азбука студенческого самоуправления. - Красноярск, 2011. - 194 с.

7. Там же.

8. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. - № 273-Ф3 // СЗ РФ. -2012. - № 53.

9. Фатов И. С. Студенческие клубы как форма студенческой самоорганизации (организационные и правовые основы). - М.: Интернет-издательство «Прондо», 2013. - 68 с.

10. Сохадзе К. Г. Социальная активность российской молодежи: масштабы и факторы сдерживания // Вестник РУДН. Серия: Социология. - 2017. - Т. 17. - № 3. - С. 348-363.

11. Там же.

12. Сиврикова Н. В., Бережная Д. Ю. Взаимосвязь ценностей со стилем медиапотребления студентов // Сибирский психологический журнал. - 2016. - № 60. - С. 166-180.

13. Старшинова А. В. Противоречия мотивации учащейся молодежи к деятельности в волонтерских организациях // Образование и наука. - 2019. - Т. 21. - № 10 (169). - С. 143-166.

14. Шульгина Т. А., Кетова Н. А. Ты записался добровольцем?, или Зачем студенты идут в волонтёры // Высшее образование в России. - 2020. - № 1. - С. 116-124.

15. Там же.

16. Там же.

17. Зайцева М. А., Энзельдт Н. В. Формирование универсальных компетенций студентов в процессе воспитательной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2018. - № 5. - 419 с.

18. Там же.

19. Студенческое самоуправление в современном российском ВУЗе: тенденции развития / Ю. Э. Завгородняя, О. С. Мосиенко, А. В. Понеделков, Л. А. Штомпель // Власть. - 2017. - № 11. - С. 61-69.

20. Голубева О. В., Хижная А. В., Бушуева А. А. Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. - Т. 5. - № 6. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf.

21. Hilliard A. T. Student Leadership At The University // Journal of College Teaching & Learning (TLC). - 2010. - 7, 2 (Feb. 2010). DOI: https://doi.org/10.19030/tlc.v7i2.93.

22. Shier M. L., Larsen-Halikowski J., Gouthro S. Characteristics of volunteer motivation to mentor youth // Children and Youth Services Review. - 2020. - 111. - Р. 104885. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104815.

23. Krauss S. E., Zeldin Sh., Abdullah H. et al. Malaysian youth associations as places for empowerment and engagement // Children and Youth Services Review. - 2020. - 112. - Р. 104939. DOI: https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104939.

24. Fullan M., Cuttress C., Kilcher A. 8 forces for leaders of change // The challenge of change. Start school improvement now. - Thousand Oakes: Corwin, 2009. - 2nd ed. - Р. 9-20.

25. Greenwald R. Today's students need leadership training like never before // The Chronicle of Higher Education. -2010. - 57 (16). - P. A80-A80.

26. Cox D. R. Communication of risk: Health hazards from mobile phones // Journal of the Royal Statistical Society. -2003. - 166. - Р. 241-46.

27. Charles W. L., Hill/Gareth R. J. Essentials of Strategic Management. - 3rd Edition. - South-Western, 2012.

28. Kouzes J. M., Posner B. Z. The Leadership Challenge. - 2nd ed. - San Francisco: CA: Jossey-Bass, 1995. - Р. 409.

29. Коттер Дж. П. Ускорение перемен. Как придать вашей организации стратегическую гибкость для успеха в быстро меняющемся мире / пер. с англ. Л. Пирожковой. - М.: Олимп-Бизнес, 2017. - 256 с.

30. Haber P. Peer Education in Student Leadership Programs: Responding to Co-Curricular Challenges // New Directions for Student Services. - 2011. - 133. - Р. 65-76.

31. Якунин В. А. Педагогическая психология. - СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2000. - 348 c.

32. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. - Л.: ЛГУ, 1980. - 172 с.

33. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / под ред. Н. Л. Селивановой, А. В. Мудрика; сост. Е. И. Соколова. - М.: ООО «ПЕР СЭ», 2010. - 336 с.

34. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1998. - 208 с.

35. Нечаев М. П. Практика управления воспитанием в школе: практ. пособие. - М.: АРКТИ, 2005. - 150 с.

36. Голованова Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - 2007. -№ 10. - С. 38-47.

37. Талызина Н. Ф. Сущность деятельностного подхода в психологии // Методология и история психологии. -2007. - Т. 2. - Вып. 4. - С. 157-162.

38. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 42 с.

Natalia V. Gafurova,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Development Projects Implementation, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia gafurnv@yandex.ru Olga E. Dynina,

Student, Project Office of New Educational Practices, Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia dynina.olga.o.e@mail.ru

Organization of effective activities of the student association at the university

Abstract. Introduction of significant changes in terms of positions on upbringing and educational work to the Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FL in 2020 actualize mass educational work, including vocational education. Such significant changes at the government level are practically the first massive ones since the 90s, taking into account the Law on Education, which was in force in those years, in which there were no positions on upbringing. The article provides an analysis of the domestic and foreign experience of student self-government, reveals the main factors of motivating the younger generation for voluntary activities of the head of the student association. From the point of view of psychology and pedagogy of vocational education, educational work at a university differs significantly from the well-known approaches and practices in school education. One of the differences is the work of student associations as subjects of such activities. With a large practice of university work with student associations, this activity in universities is not always effective in the upbringing aspect. The student association itself often does not have information and competences for building its activity in a modern university, including its target, content and technological positions. The work of the authors is aimed at identifying the grounds for designing the effective activity of a student association at a university in order to develop the subjective position of students in relation to the university and their own educational activity. The article proposes the ideas for the effective work of the student association, its content and characteristics. The formation of the student's subjective position in relation to their own education is presented by the authors as one of the ideas for the work of such an association. The application of the presented ideas in the practice of modern upbringing work of the university contributes to the achievement of mutual satisfaction of the interests of the university and members of student associations. The methodological basis of the work is the systemic, axiological, activity-oriented, competence-based approaches. The significance of the ideas presented lies in the possibility of their practical application in the work of student associations.

Key words: student association, model, activity of a student association, characteristics of a student association, social

activity, result, effective activity, effective activity of a student association.

References

1. Denisova-Shmidt, E. V. & Leont'eva, E. O. (2015). "Kategoriya "neobuchaemyh" studentov kak social'nyj fenomen universitetov (na primere dal'nevostochnyh vuzov)", Sociologicheskie issledovaniya, № 9, pp. 86-93 (in Russian).

2. Ibid.

3. Bazhenova, N. G. (2012). "Samoorganizaciya studenchestva: zadannost' ili dannost'?", Vysshee obrazovanie vRos-sii, № 3, pp. 81-86 (in Russian).

4. Antip'ev, K. A. (2015). "Soderzhanie studencheskogo samoupravleniya v nacional'nom issledovatel'skom universi-tete", Vestnik Permskogo nacional'nogo issledovatel'skogo politekhnicheskogo universiteta. Social'no-ekonomich-eskie nauki, № 3, pp. 35-39 (in Russian).

5. Cvetkova, M. A. (2017). "K probleme ponimaniya sushchnosti studencheskogo samoupravleniya v usloviyah vuza", Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta, № 2(77), pp. 185-194 (in Russian).

6. Bogdanov, V. V. & Emcov, G. N. (2011). Azbuka studencheskogo samoupravleniya, Krasnoyarsk, 194 p. (in Russian).

7. Ibid.

8. (2012). "Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g., № 273-FZ", SZRF, № 53.

9. Fatov, I. S. (2013). Studencheskie kluby kak forma studencheskoj samoorganizacii (organizacionnye i pravovye os-novy), Internet-izdatel'stvo "Prondo", Moscow, 68 p. (in Russian).

10. Sohadze, K. G. (2017). "Social'naya aktivnost' rossijskoj molodezhi: masshtaby i faktory sderzhivaniya", Vestnik RUDN. Seriya: Sociologiya, t. 17, № 3, pp. 348-363 (in Russian).

11. Ibid.

12. Sivrikova, N. V. & Berezhnaya, D. Yu. (2016). "Vzaimosvyaz' cennostej so stilem mediapotrebleniya studentov", Sibirskij psihologicheskij zhurnal, № 60, pp. 166-180 (in Russian).

13. Starshinova, A. V. (2019). "Protivorechiya motivacii uchashchejsya molodezhi k deyatel'nosti v volonterskih organ-izaciyah", Obrazovanie i nauka, t. 21, № 10 (169), pp. 143-166 (in Russian).

14. Shul'gina, T. A. & Ketova, N. A. (2020). "Ty zapisalsya dobrovol'cem?, ili Zachem studenty idut v volontyory", Vysshee obrazovanie v Rossii, № 1, pp. 116-124 (in Russian).

15. Ibid.

16. Ibid.

17. Zajceva, M. A. & Enzel'dt, N. V. (2018). "Formirovanie universal'nyh kompetencij studentov v processe vospita-tel'noj deyatel'nosti", Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik, RIO YAGPU, Yaroslavl', № 5, 419 p. (in Russian).

18. Ibid.

19. Zavgorodnyaya, Yu. E. et al. (2017). "Studencheskoe samoupravlenie v sovremennom rossijskom VUZe: tendencii razvitiya", Vlast', № 11, pp. 61-69 (in Russian).

20. Golubeva, O. V., Hizhnaya, A. V. & Bushueva, A. A. (2017). "Studencheskie ob"edineniya: mesto i rol' vo vneu-chebnoj deyatel'nosti vuza", Internet-zhurnal "Mir nauki", t. 5, № 6. Available at: https:,mir-nauki.com/PDF/52PDMN617.pdf (in Russian).

21. Hilliard, A. T. (2010). "Student Leadership At The University", Journal of College Teaching & Learning (TLC), 7, 2 (Feb. 2010). DOI: https://doi.org/10.19030/tlc.v7i2.93 (in English).

22. Shier, M. L., Larsen-Halikowski J. & Gouthro, S. (2020). "Characteristics of volunteer motivation to mentor youth", Children and Youth Services Review, 111, p. 104885. DOI: https:,doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104815 (in English).

23. Krauss, S. E., Zeldin, Sh., Abdullah, H. et al. (2020). "Malaysian youth associations as places for empowerment and engagement", Children and Youth Services Review, 112, p. 104939. DOI: https:,doi.org/10.1016/j.childyouth.2020.104939 (in English).

24. Fullan, M., Cuttress, C. & Kilcher, A. (2009). "8 forces for leaders of change", The challenge of change. Start school improvement now, Corwin, Thousand Oakes, 2nd ed, pp. 9-20 (in English).

25. Greenwald, R. (2010). "Today's students need leadership training like never before", The Chronicle of Higher Education, 57 (16), pp. A80-A80 (in English).

26. Cox, D. R. (2003). "Communication of risk: Health hazards from mobile phones", Journal of the Royal Statistical Society, 166, pp. 241-46 (in English).

27. Charles, W. L. & Hill/Gareth, R. J. (2012). Essentials of Strategic Management, 3rd Edition, South-Western (in English).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Kouzes, J. M. & Posner, B. Z. (1995). The Leadership Challenge, 2nd ed, CA: Jossey-Bass, San Francisco, p. 409 (in English).

29. Kotter, Dzh. P. (2017). Uskorenie peremen. Kak pridat' vashej organizacii strategicheskuyu gibkost' dlya uspekha v bystro menyayushchemsya mire, Olimp-Biznes, Moscow, 256 p. (in Russian).

30. Haber, P. (2011). "Peer Education in Student Leadership Programs: Responding to Co-Curricular Challenges", New Directions for Student Services, 133, pp. 65-76 (in English).

31. Yakunin, V. A. (2000). Pedagogicheskaya psihologiya, Izd-vo V. A. Mihajlova, St. Petersburg, 348 p. (in Russian).

32. Kuz'mina, N. V. (ed.) (1980). Metody sistemnogopedagogicheskogo issledovaniya: ucheb. posobie, LGU, Leningrad, 172 p. (in Russian).

33. Novikova, L. I. (2010). Pedagogika vospitaniya: Izbrannye pedagogicheskie trudy, OOO "PER SE", Moscow, 336 p. (in Russian).

34. Shchukina, G. I. (1998). Pedagogicheskie problemy formirovaniya poznavatel'nyh interesov uchashchihsya, Peda-gogika, Moscow, 208 p. (in Russian).

35. Nechaev, M. P. (2005). Praktika upravleniya vospitaniem vshkole: prakt. posobie, ARKTI, Moscow, 150 p. (in Russian).

36. Golovanova, N. F. (2007). "Podhody k vospitaniyu v sovremennoj otechestvennoj pedagogike", Pedagogika, № 10, pp. 38-47 (in Russian).

37. Talyzina, N. F. (2007). "Sushchnost' deyatel'nostnogo podhoda v psihologii", Metodologiya i istoriyapsihologii, t. 2, vyp. 4, pp. 157-162 (in Russian).

38. Zimnyaya, I. A. (2004). Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii, IC PKPS, Moscow, 42 p. (in Russian).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Гафурова Н. В., Дынина О. Е. Организация результативной деятельности студенческого объединения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2021. - № 06 (июнь). - С. 65-78. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211042.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11042

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Гафурова Н. В., Дынина О. Е., 2021

9772304120210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.