ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА К.С. Кривякин, канд. экон. наук, доцент
Воронежский государственный технический университет
В статье рассматриваются актуальность, особенности, сущность и содержание процесса организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства на предприятиях. Рассматриваются способы организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства
Российская экономика уже длительное время находится в состоянии «стресса». Большинство отечественных предприятий сумели адаптироваться к жестким рыночным условиям хозяйствования, используя при этом западные стандарты управления. Однако, существуют предприятия, которые не смогли вовремя перейти на капиталистические рельсы, и в настоящее время вынуждены бороться с кризисом. Отечественный бизнес отличается тем, что сам создал большое количество предпосылок для коренной смены экономического курса в сторону развитого капитализма.
Руководителям производства необходимо знать, что процессы реорганизации и реформирования предприятий, сегодня проходящие в народном хозяйстве России, процессы передела собственности и реструктуризация целых отраслей экономики - уже пройденный этап для всех без исключения наших новых партнеров по мировому экономическому сообществу.
Современное производство представляет собой сложный процесс превращения сырья, материалов, полуфабрикатов и других предметов труда в готовую продукцию, удовлетворяющую потребностям общества [1].
Бизнес-процесс - это система логически выстроенных жестко регламентированных действий, у которой на входе находятся необходимые ресурсы, а на выходе результаты, представляющие ценность для всех заинтересованных сторон.
Бизнес-процессы основного производства обеспечивают производство продукции определенного объема и необходимого уровня качества требуемого рынком.
Результатами этих процессов в машиностроении является выпуск машин, аппаратов и приборов, составляющих производственную программу предприятия и соответствующих его специализации, а также изготовление запасных частей к ним для поставки потребителю [2].
В наукоемком производстве выделяют отдельные подпроцессы, к которым можно отнести процессы основного, вспомогательного и обслуживающего производства.
Ключевыми этапами такого рода бизнес-процесса являются:
1) Анализ и планирование;
2) Организация;
3) Технологические работы;
4) Учет состояния бизнес-процессов.
Содержание этого бизнес-процесса существенно
раскрывает схемы материальных и информационных потоков. Организационно-логическая схема реализации бизнес- процессов существенно зависит также от масштаба производства и сложности производимой продукции [3].
Мощным инструментом конструирования и перестройки деятельности предприятий является реинжиниринг, т.е. целенаправленное изменение концептуальных основ бизнеса, в результате которого достигается значительное повышение эффективности, производительности и рентабельности деятельности предприятия. Стремительное развитие реинжиниринга обусловлено необходимостью использования наукоемких инновационных технологий как средств повышения эффективности деятельности предприятия.
Практика показывает, что в современных рыночных условиях основополагающим фактором устойчивого функционирования предприятия является использование техники бизнес-инжиниринга.
В процессе реинжиниринга, вся деятельность предприятия разбивается на повторяющиеся операции, каждая из которых является частью общего процесса.
Сущность реинжиниринга состоит в переходе от операционного управления, к управлению бизнес-процессами, результаты которых должны в полной мере обеспечивать удовлетворение всех стекхолдеров.
Объектом реинжиниринга являются предприятия, либо бизнес-процессы протекающие в подразделениях предприятия.
Процесс идентификации бизнес-процессов на предприятии не является основополагающим для их реорганизации. Реинжинирингу подвергаются бизнес-процессы, являющиеся устаревшими, т.е. осуществляемые без применения современных инженерных методов и автоматизированных программно-прикладных продуктов позволяющих моделировать бизнес-процессы.
Бизнес-процесс, возникший в результате реинжиниринга, сильно отличается от традиционного, принимая самые различные формы.
Бизнес-процесс можно изобразить как ряд логически взаимосвязанных заданий, нацеленных на достижение результата. При этом бизнес-процесс характеризуется двумя важными особенностями [4]:
-он имеет своих заказчиков внутри предприятия, т.е. должностных лиц заинтересованных в его реализации;
- он протекает между различными подразделениями предприятия, а также между абсолютно разными хозяйствующими субъектами на основании договорных отношений. Как правило, бизнес-процессы не зависят от формальных отношений различных подразделений (отделов) предприятий.
Для успешного функционирования предприятия необходимо минимум 5-7 основных бизнес-процессов. Их идентификация обычно происходит при помощи инсайта, т.е. интуиции. Основными бизнес-процессами является:
1. Разработка стратегии;
2. Разработка новых видов продукции (услуг);
3. Исполнение договорных обязательств предприятия.
Процедура реинжиниринга прежде всего зависит от количества основных бизнес-процессов, которые будут претерпевать изменения. Результаты реинжиниринга могут носить, как положительный, так и отрицательный характер.
Цель реинжиниринга бизнес-процессов заключается в реорганизации информационных, материальных и финансовых ресурсов предприятия, их систематизации и централизации для оптимального использо-
вания в процессе производства продукции, оказании услуг требуемого качества и количества, соответствующих рыночным потребностям.
Таким образом, реинжиниринг бизнес-процессов - это фундаментальное переосмысление и радикальная модификация бизнес-процессов для достижения перелома в работе по совершенствованию в критических текущих показателях, таких как затраты, качество, обслуживание и скорость [5].
Реинжиниринг бизнес-процессов основного производства представляет собой перепроектирование существующих производственных процессов, основанное на применении наукоемких инновационных технологиях и позволяющее в значительной степени улучшить функционирования всего предприятия.
Реинжиниринг бизнес-процессов, осуществляемый на предприятии каждые пять лет на протяжении длительного периода функционирования предприятия, направлен на постоянное изменение бизнес -процессов и их адаптацию к постоянно меняющимся факторам внешней среды.
Сущность процесса организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства состоит в эффективной интеграции всех элементов реинжиниринга, установлении необходимых взаимосвязей между факторами производства, а также создании необходимых условий для удовлетворения всех заинтересованных сторон в период проведения реинжиниринга. Существует два основных способа организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства (рисунок).
Способы организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства
Г
Непрерывный реинжиниринг
I
Этапы:
1. Уничтожить
2. Упростить
3. Интегрировать
4. Автоматизировать
Реинжиниринг «с чистого листа»
Фундаментальное переосмысление сущности, содержания и цели.
Способы организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства
1. Непрерывный реинжиниринг - постоянный процесс внесения изменений, направленный на разработку новых и совершенствование имеющихся бизнес-процессов.
Этот вид реинжиниринга проводится, опираясь на правила ESIA (erase, simplify, integrate, automate), и
предполагает выполнение четырех основных действий, предназначенных для непрерывного изменения бизнес-процессов: уничтожить, упростить, интегрировать, автоматизировать.
1-й этап. Уничтожить. Ликвидация операций, несвязанных с повышение ценности, что несомненно
является актуальным в современных экономических условиях. Например, в компании «Тойота» исходя из большего количества производственных процессов, следует, что 85% работников заняты непродуктивной работой.
2-й этап. Упростить. После определения лишних подпроцессов не оказывающих прямого влияния на конечный результат, необходимо упростить бизнес-процесс путем ликвидации не нужных действий. Процедура упрощения обычно используется применительно к сложным участкам.
3-й этап. Интегрировать. Подразумевается объединение поставщиков комплектующих и их потребителей в единый процесс. Тем самым обеспечивается более тесное взаимодействие поставщиков и потребителей продукции. Предприятия, где процесс интеграции между поставщиками и потребителями продукции (услуг) организован на более высоком уровне, отличаются повышенной эффективностью деятельности.
4-й этап. Автоматизировать. Автоматизация бизнес-процессов за счет современных программно-прикладных продуктов и корпоративных информационных систем позволит осуществлять большое количество операций в единицу времени, с высокими количественными и качественными результатами. Например, в сфере управления качеством значение имеет автоматизация анализа данных, собранных статистическими методами.
2. Реинжиниринг «с чистого листа» — действующий бизнес-процесс претерпевает коренную перестройку, путем фундаментального переосмысления его сущности, содержания и цели.
Трудность реализации данного подхода заключается в осуществлении кардинальной перестройки бизнес-процесса. Результат применения данного метода зависит от творческих возможностей, знаний, умений, навыков и опыта исполнителей, а также применяемых инженерных технологий. Каждый проект по реинжинирингу бизнес-процессов является уникальным.
Решающим фактором перестройки является творческая активность исполнителей, их изобретательские возможности. В процессе перестройке необходимо найти ответы на два основных вопроса:
- как создать образ конкурента собственному производству?
- как должен выглядеть идеальный производственный процесс?
Последнее, что нужно сделать на этапе выдвижения содержательных предложений вне зависимости от выбранного способа организации, — разработать перечень рекомендуемых изменений в результате перестройки бизнес-процесса [3].
Использование одного из вышеописанных способов организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства определяется составом проектной группы в согласовании с высшим руководством предприятия. Результатом организации реинжиниринга бизнес-процессов основного производства является регламент выполнения реинжиниринга, реализуемый на предприятии, за счет имеющихся материальных, финансовых и информационных ресурсов, выделенных в программе по организации реинжиниринга.
Литература
1. Туровец, О.Г. Организация производства и управление предприятием [Текст]: учебник / О.Г. Туровец. - М.: Инфра-М, 2010. - 506 с.
2. Туровец, О.Г. Организация реинжиниринга производственных процессов на промышленном предприятии [Текст]: монография / О.Г. Туровец, И.В. Маслова. - Воронеж: ГОУ ВПО «ВГТУ», 2007. - 235с.
3. http://www.ikasteko.ru/page/osnovnoj-sostav-biznes-processov-predprijatija
4. Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса [Текст] / Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов. — М.: Финансы и статистика, 2006.
5. http://www.grandars.ru/college/biznes/reinzhiniring.
html
® 8 (473)243-76-67 E-mail: brad@,bk.ru
Ключевые слова: бизнес-процесс, реинжиниринг бизнес-процессов, организационные условия, организация производства.