Научная статья на тему 'Инновационная природа реинжиниринга'

Инновационная природа реинжиниринга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / РЕИНЖИНИРИНГ / ИННОВАЦИЯ / ПЕРЕПРОЕКТИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ / BUSINESS PROCESS / REENGINEERING / INNOVATION / REDESIGN OF BUSINESS PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурма К. С., Кубанков А. Н.

В статье анализируются подходы к определению понятия реинжиниринга бизнес-процессов. Исследуются достоинства и недостатки различных взглядов на содержание реинжиниринга. Обосновывается вывод о том, что реинжиниринг имеет инновационную природу и является совокупностью методов, технологий и средств существенного повышения эффективности бизнес-процессов на основе их анализа, перепроектирования и внедрения инноваций с целью кардинального улучшения основных показателей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE SUBSTANCE OF REENGINEERING

The article analyzes approaches to defining reengineering of business processes. The advantages and disadvantages of different views on reengineering have been explored. The outcome states that the reengineering has an innovative substance and acts as a combination of approaches, technologies and instruments for sufficient increase of business process efficiency basing on analysis and redesign of the processes and implementation of innovations in order to improve dramatically key performance indicators.

Текст научной работы на тему «Инновационная природа реинжиниринга»

ИННОВАЦИОННАЯ ПРИРОДА РЕИНЖИНИРИНГА

Бурма К.С., к.э.н., доцент,

Кубанков А.Н., заслуженный работник связи России, д.в.н., профессор

В статье анализируются подходы к определению понятия реинжиниринга бизнес-процессов. Исследуются достоинства и недостатки различных взглядов на содержание реинжиниринга. Обосновывается вывод о том, что реинжиниринг имеет инновационную природу и является совокупностью методов, технологий и средств существенного повышения эффективности бизнес-процессов на основе их анализа, перепроектирования и внедрения инноваций с целью кардинального улучшения основных показателей предприятия.

Ключевые слова: бизнес-процесс, реинжиниринг, инновация, перепроектирование бизнес-процессов.

INNOVATIVE SUBSTANCE OF REENGINEERING

Burma K., Ph.D in Economics, Docent,

Kubankov A., Honoured Telecommunications Worker in Russia, Doctor of Military Science, Professor

The article analyzes approaches to defining reengineering of business processes. The advantages and disadvantages of different views on reengineering have been explored. The outcome states that the reengineering has an innovative substance and acts as a combination of approaches, technologies and instruments for sufficient increase of business process efficiency basing on analysis and redesign of the processes and implementation of innovations in order to improve dramatically key performance indicators.

Keywords: Business process, reengineering, innovation, redesign of business processes.

Анализ литературы по вопросам реинжиниринга показывает отсутствие единой трактовки сущности реинжиниринга бизнес-процессов. Основополагающая формулировка понятия реинжиниринга была дана американскими учеными-экономистами М. Хаммером и Дж. Чам-пи, которые определили его как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов компаний для достижения коренных улучшений в основных актуальных показателях деятельности - стоимость, качество, сервис и темпы [1].

В данном определении, на наш взгляд, раскрыты основные сущностные элементы интересующего нас понятия: фундаментальное переосмысление, радикальное перепроектирование, бизнес-процесс, а также определены цели реинжиниринга: коренные улучшения в таких показателях, как стоимость, качество, сервис и темпы. Единственным недостатком определения, сформулированного основоположниками данного явления, является отсутствие уточнения, что же такое реинжиниринг - это либо метод управления, либо инструмент инноваций (преобразований), либо технология бизнеса, либо что-то другое.

В анализируемом определении реинжиниринга бизнес-процессов (ВРЯ) содержатся четыре ключевых слова:

1) «фундаментальное». При перепроектировании сначала определяется, что должна делать компания, а затем как она должна это делать. ВРЯ не принимает ничего как данность, игнорируя то, что есть, и концентрируясь на том, что должно быть;

2) «радикальное». Радикальное перепланирование означает проникновение в корень вещей - не поверхностные изменения, а отбрасывания старого и изобретение абсолютно новых путей выполнения работ. ВРЯ - это почти то же, что изобретение бизнеса заново, то есть скорее бизнес-инновация стратегического характера [2], а не просто улучшение, усовершенствование, модификация бизнеса;

3) «коренные». При ВРЯ не просто вносятся незначительные изменения, а происходит коренное (в разы и порядки) улучшение показателей. Незначительные улучшения достигаются и традиционными методами; чтобы добиться резких улучшений, необходимо «взорвать» все старое и заменить новым;

4) «процессы». Это наиболее важное в определении слово одновременно является наиболее затруднительным для понимания, так как большинство людей ориентированы не на процессы, а на задачи, рабочие места, персонал. Данное понятие подробно проанализировано авторами в статье [3].

По мнению М. Хаммера, из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, ВРЯ является наиболее эффективной, революционность которой обусловлена современным состоянием информационных технологий.

Исторически ранний бизнес-реинжиниринг ориентировался на игнорирование уже созданных в организации систем производства и управления, предлагая создание принципиально новой - «идеальной» бизнес-структуры. Подход был слишком прямолинейным и поэтому не прижился из-за высокой степени рисков, связанных с проведением такого рода мероприятий. Осмысление природы изме-

нений, необходимых для совершенствования бизнес-систем, привело к созданию новой системы управления, поддержанной современными технологиями менеджмента и научными обоснованиями. Из метода реорганизации бизнес-реинжиниринг превратился в систему создания бизнеса, основанной на принципах организационного проектирования, оптимизации и нормализации бизнес-процессов с последующим адекватным управлением новой структурой.

Т. Давенпорт при формулировке сущности реинжиниринга сводит его к значительному повышению эффективности бизнес-процессов посредством внедрения современных информационных технологий [4]. Таким образом, согласно его определению, во-первых, допускается возможность «нереволюционности» (отсутствуют указания на фундаментальность, радикальность) преобразований; во-вторых, цель реинжиниринга трансформируется из коренных улучшений показателей стоимости, качества, сервиса и темпов в эффективность бизнес-процессов; в-третьих, главным инструментом преобразований становятся новейшие информационные технологии. В результате при таком подходе отражаются лишь результаты (значительное повышение эффективности бизнес-процессов) и инструменты (внедрение современных информационных технологий) реинжиниринга, но отсутствует указание на то, что же происходит с бизнес-процессом: преобразуется он или нет, если да, то каким образом, в какой форме и т.д.

Есть мнение, что реинжиниринг - это перестройка, оптимизация существующих бизнес-процессов [5]. Интересны размышления Т. Давенпорта по поводу отличия реинжиниринга от оптимизации (усовершенствования) бизнес-процессов (см. таблицу 1).

Итак, реинжиниринг подразумевает именно радикальные изменения в отличие от оптимизации - постоянных небольших улучшений (business process improvement).

Согласно мнению Пола Х. Аллена, реинжиниринг - это полная реорганизация бизнес-процесса [6]. Недостатком такого определения является отсутствие указаний на цель, средство, ожидаемые результаты и характер преобразований.

Позиция М. Робсона и Ф. Уллаха сводится к тому, что реинжиниринг бизнес-процессов - это создание совсем новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше [7]. Такая позиция представляется авторам спорной, так как существующие бизнес-процессы все-таки следует учитывать в реинжиниринге, поскольку их анализ позволяет выявить снижающие эффективность бизнеса недостатки.

Одним из наиболее удачных определений реинжиниринга является формулировка Е.Г. Ойхмана и Э.В. Попова, согласно которой реинжиниринг представляет собой совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности компании (предприятия) путем анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов [8]. Здесь выделены две составляющие реинжиниринга: обратный инжиниринг (создание модели существующей компании) и прямой инжиниринг (разработка нового бизнеса).

Таблица 1. Отличия реинжиниринга от оптимизации

Наименование параметра Реинжиниринг Оптимизация

Уровень изменений Радикальный Наращиваемый

Начальная точка «Чистый лист» Существующий процесс

Частота изменений Единовременно Непрерывно/единовременно

Требуемое время Длительное Короткое

Направление Сверху вниз Снизу вверх

Охват Широкий, межфункцио-нальный Узкий, на уровне функций

Риск Высокий Умеренный

Основное средство Информационные технологии Статистическое управление

Тип изменений Культурный/Структурный Культурный

Группа авторов, таких как С. Ильдеменов, Л. Попова, С. Лобов считают, что реинжиниринг представляет собой радикальное перепланирование бизнес-процесса для существенного улучшения ключевых показателей [9]. Однако, на наш взгляд, совершенно неверным является переход от понятия «перепроектирование» к понятию «перепланирование». В основе реализации реинжиниринга лежат не планы, а проекты. План - это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятия за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планированием, являющимся основной функцией управления, называют выработку целей некоторого предприятия (организации) и определение наилучших способов их достижения. Процесс планирования в любой организации многогранен, он включает в себя все направления деятельности организации (предприятия). Понятие «проект» в настоящее время трактуется неоднозначно. В традиционном понимании «проект» или «проектно-сметная документация» (соответствует английскому design) - это совокупность документации для возведения здания или сооружения, включающая чертежи и текстовой материал (сметы, пояснительные записки, отчеты об инженерных изысканиях и т.д.). Начиная примерно с 1990-х гг., термин «проект» стал употребляться в новом, широком смысле - как комплекс мероприятий, предназначенных для решения какой-либо крупной задачи в любой сфере деятельности при заданных сроках, условиях и материальных средствах (в соответствии с английским термином projetct). Таким образом, при реинжиниринге речь идет все-таки о перепроектировании - комплексе мероприятий, предназначенном для существенного улучшения ключевых показателей предприятия.

По мнению М. Фирсова, реинжиниринг бизнес-процессов - это эффективный метод реконструирования существующего бизнеса с использованием новых технических достижений [10]. С данным определением не согласны Е.Г. Ойхман и Э.В. Попов, считающие, что реструктурирование предполагает уменьшение возможностей для соответствия более низким текущим требованиям, тогда как реинжиниринг всегда делает больше [8].

Согласно мнению А. Ревенкова, реинжиниринг является технологией, способствующей повышению эффективности предприятия за счет замены бизнес-модели и изменения структуры бизнес-процессов [11]. В таком случае понятие реинжиниринга сужается до формы его практической реализации, что также не является верным.

Анализ источников, посвященных проблеме реинжиниринга, показывает, что под реинжинирингом чаще стали понимать менее революционные процессы. Например, его технологию теперь рассматривают только как инструмент создания эффективного, «системного» управления предприятием, фирмой.

Несколько другой подход заключается в том, что реинжиниринг рассматривают как технологии управления, основанные на базовых информационных моделях предприятия, и, в первую очередь, моделях организационной структуры, бизнес-процессов, жизненного цикла продукта, моделях внешней среды.

На наш взгляд, одним из удачных определений реинжиниринга является формулировка, предложенная А.Т. Каримовым: под реинжинирингом бизнес-процессов следует понимать совокупность методов, технологий и средств существенного повышения эффективности бизнес-процессов на основе их анализа и перепроектирования для кардинального улучшения основных показателей организации [12].

По мнению Э.В. Попова и М.Д. Шапота, суть реинжиниринга состоит в построении системы рационального управления предприятием (организацией), в основе которой лежит не какое-либо про-

граммное обеспечение, а только взаимодействие человеческих и материальных ресурсов. При этом внедряемая информационная система представляет собой всего лишь реализацию системы управления предприятием [13].

Интересен подход М. Гиматова, который предлагает рассматривать понятийную пирамиду сущностей реинжиниринга, состоящую из трех сторон, трех сущностей реинжиниринга:

- общественно-исторической, рассматривающей реинжиниринг в качестве движущей силы смены архаических капиталистических (промышленных) систем управления организацией (предприятием);

- логической, рассматривающей реинжиниринг в качестве инструмента для подготовки новой структурированной формы управления организацией (предприятием) (программы) с применением методик и теоретических выкладок информационных технологий в ее проектировании;

- физической, рассматривающей реинжиниринг в качестве инструмента расчленения единого тела организации (предприятия) на самостоятельно действующие участки, требующие принятия решений лишь при условии изменения параметров на входе и выходе имеющихся процессов [14].

Таким образом, прослеживаются различные толкования понятия «реинжиниринг», что, возможно, обусловлено и тем, что появилось это понятие сравнительно недавно. Как уже подчеркивалось, само понятие возникло как новая революционная технология улучшения бизнес-процессов.

В России этот термин почему-то упорно пытаются связать со стройкой, реконструкцией и другими физическими преобразованиями конкретных объектов. Видимо, правильному восприятию мешает корень слова, прочтение которого в воображении россиян вызывает ассоциацию с инженером [15]. Как было установлено выше, реинжиниринг бизнес-процессов используют в случаях необходимости принятия обоснованного решения о реорганизации деятельности предприятия: каких-либо радикальных преобразованиях, реструктуризации всего бизнеса, замене действующих структур управления на новые и т.п. Сегодня понятие реинжиниринга расширено и, помимо собственно бизнес-процессов, в него, как правило, включают любое существенное изменение, приводящее к резкому увеличению производительности или ощутимой оптимизации существующего хозяйства. С этой точки зрения любые изменения, приводящие к качественному улучшению основных показателей какого-либо хозяйства, относятся к реинжинирингу.

По мнению авторов, понятие реинжиниринга бизнес-процессов включает в себя совокупность методов, технологий и средств существенного повышения эффективности бизнес-процессов на основе их анализа, перепроектирования и внедрения инноваций с целью кардинального улучшения основных показателей предприятия (организации). Такая трактовка понятия реинжиниринга учитывает его инновационную природу, предполагает системное моделирование, а затем инновационную реорганизацию существующих на предприятии материальных, финансовых и информационных потоков, в результате чего упрощается организационная структура, оптимизируется использование ресурсов и сокращается длительность циклов бизнес процессов.

Литература:

1. Hammer M. and Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. - N-Y.: HarperCollins, 1993.

2. Галкин В.Е., Дрогобыцкий А.И., Кубанков А.Н. Общая характеристика стратегий инновационного развития предприятий // Транспортное дело России, 2011. - № 10. - С. 127 - 130.

3. Бурма К.С., Кубанков А.Н. Обзор подходов к организации управления инновационным предприятием // Специальная техника, 2011. - № 4. - С. 26 - 30.

4. Davenport T. H. Business Innovation, Reengineering work through Information Technology. - Boston: Harvard Business School Press, 1993.

5. http://www.ust77.sky.ru/direct.html

6. Пол. Х. Аллен. Реинжиниринг банка: программа выживания и успеха. - М.: Альпина Паблишер, 2002.

7. Робсон М., Уллах Ф. Практическое руководство по реинжинирингу бизнес-процессов. - М.: АУДИТ, ЮНИТИ, 1997.

8. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и информационные технологии. - М.: Финансы и статистика, 1997.

9. Ильдеменов С., Попова Л., Лобов С. Реинжиниринг бизнес-процессов: уроки внедрения // Проблемы теории и практики управления, 2004. - № 5. - С. 79-85.

10. Фирсов М. Реинжиниринг процессов как метод управления бизнесом // Проблемы теории и практики управления, 2005. - № 2. -С. 100-104.

11. Ревенков А. Реинжиниринг и эффективность деятельности предприятия // Проблемы теории и практики управления, 2005. - №

3. - С. 94-99.

12. Керимов А.Т. К вопросу о сущности реинжиниринга бизнес-процессов // http://www.rusnauka.com/SND/Economics/ 1_kerimov.doc.htm

13. Попов Э.В., Шапот М.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов и интеллектуальное моделирование// Материалы семинара «Динамические интеллектуальные системы в управлении и моделировании». - М.: ЦРДЗ, 1996.

14. Гиматов М.Р. Пирамида сущностей реинжиниринга// Ьйр:// quality.eup.ru/MATERIALY5/piramide.html, 30.12.2012.

15. Савинов В. Знакомьтесь - реинжиниринг // Склад и техника, 2006. - № 8.

СЕТЕВАЯ СТРУКТУРА КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ СВОЙСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СОВРЕМЕННОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

Сухов А.В., д.т.н., профессор Стреха А.А., к.э.н.

В статье описаны критерии информационного общества, рассмотрено формирование парадигмы сетевой структуры как основополагающего свойства организации информационных процессов в современном информационном обществе. Проанализированы особенности ведения бизнеса в информационном обществе.

Ключевые слова: информационное общество, сетевая структура, развитие.

NETWORK STRUCTURE AS FUNDAMENTAL QUALITY OF ORGANIZATION OF INFORMATION PROCESSES IN MODERN INFORMATION SOCIETY

Suchov A., doctor of technical sciences, professor Strekha A., candidate degree of economic sciences

The article describes criteria of information society as well as considers paradigm of network structure as fundamental quality of organization of information processes in modern information society.

Keywords: information society, network structure, development.

Уровень влияния технологий на развитие общественных процессов определяется в большей степени развитием интеллектуального капитала как общества в целом, так и отдельных его субъектов. Коммуникации при этом являются катализаторами и проводниками процессов распространения знаний.

Более развернутую трактовку «информационного общества», учитывающую специфику взаимодействия определяющих его факторов, приводит И. Масуда [1]. Именно он утверждает, что информационное общество - это общество, в котором в большей степени точкой опоры являются информационные ценности, чем ценности материальные, и экономика которого выше оценивает капитал, воплощенный в знаниях, чем капитал в материальной форме. О важности учета роли информации как основополагающего фактора развития нового общества говорит и американский экономист В. Мартин, определяя информационное общество как «... общество, в котором качество жизни так же, как и возможности социальных изменений и экономического развития, все в большей степени зависит от информации и ее использования». Далее он приводит пять критериев информационного общества:

- экономический (информационный сектор рассматривается, во-первых, как движение к информационному обществу, а во-вторых, как составная часть современной экономической жизни);

- технологический (данный критерий показывает, насколько технологии проникают во все сферы деятельности индивидов);

- социальный (меняется социальное поведение индивидов под влиянием информационных технологий);

- политический (формируется своего рода глобальный форум, в котором рядовые граждане могут непосредственным образом участвовать в управлении);

- культурный (происходит взаимодействие и взаимопроникно-

вение культур в глобальном масштабе).

Действительно, информационное общество - это совершенно новый этап развития. Однако выводы, которые делают указанные авторы, заслуживают критического отношения, поскольку зачеркивают результаты предшествующих этапов формирования систем подобного рода, а именно недоучитывают влияние человеческого фактора - первичного, на наш взгляд, и определяющего конечную специфику формирования и использования информационной составляющей в развитии общества и экономики. Это подтверждается различием форм и этапов проникновения информатизации во все сферы общественного развития, их спецификой применительно к различным странам и регионам. На такой вывод нацеливает также саркастическое утверждение О. Тоффлера о том, что в информационном обществе под действием суперсовременной технологии будет снижаться значение бюрократического управления и работники при выполнении своих основных функций будут становиться более самостоятельными в праве принятия стратегических для компании решений. Вряд ли можно говорить о коренных изменениях в структуре и содержании основных организационных и мотивационных принципов отношений как внутри организационной структуры, так и во взаимосвязях во внешнем информационном пространстве в связи с изменениями, даже глобальными, в технике и технологии обработки и передачи информации. Мы полагаем, что основное отличие роли и значения человеческого капитала в информационном обществе будет определяться уровнем благосостояния, образованием и квалификацией.

Проблема уровня благосостояния связана с проблемой редкости и ограниченности ресурсов. Основные потребности в информационном обществе оказываются удовлетворенными, и проблема сводится к обеспечению определенного образа жизни, возможнос-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.