СПЕЦИФИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕИНЖИНИРИНГА НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И.В. Казьмина, канд. экон. наук, ст. преподаватель
Воронежский государственный технический университет
В статье проводится анализ характерных особенностей изменения производственных процессов при проведении реинжиниринга на основе современных информационных технологий. С использованием результатов анализа уточнены основные свойства информационной системы управления предприятием на основе современных информационных технологий, а также определены основные типы информационных технологий, которые могут быть применены при проведении реинжиниринга. Обосновано утверждение о том, что современные информационные технологии дают возможность работать по-новому, а следовательно, порождают новый подход к проектированию процессов
Возникновение реинжиниринга процессов стало возможным благодаря достижениям информационных технологий (ИТ), которые связывают участников бизнес-процессов в целостные технологические цепочки быстрее по сравнению с традиционными методами взаимодействия [1]. В общем случае ИТ -это совокупность взаимосвязанных процедур преобразования данных с использованием системы методов их выполнения в определенной технической среде. Современные ИТ в экономике - неотъемлемая часть реинжиниринга, основной конструктивный фактор его успеха, так как они позволяют проводить существенные изменения бизнес-процессов.
ИТ и реинжиниринг процессов взаимосвязаны: возможности ИТ должны поддерживать процессы, а процессы должны выполняться в условиях, соответствующих состоянию современных ИТ. Они порождают значительные изменения производственных процессов и должны рассматриваться не просто как автоматизация или механизация производственных процессов, а как фундаментальное переформирование технологических цепочек, используемых на предприятии, с целью обеспечения развития и результативного функционирования предприятия на этапе становления креативной экономики. В связи с этим анализ особенностей изменения производственных бизнес -процессов при проведении реинжиниринга на основе современных ИТ является весьма актуальным.
Целью настоящей статьи является системный анализ характерных особенностей изменения производственных процессов при проведении реинжиниринга с использованием разнообразных современных ИТ и уточнение на этой основе основных свойств интегрированной информационной системы управления предприятием с применением современных ИТ.
Ниже в качестве интегрированной информационной системы управления предприятием будем рассматривать систему в виде взаимосвязанной совокупности информации, средств и методов ее обработки, а также персонала, реализующего информационный процесс в интересах достижения поставленной цели.
В процессе выявления характерных особенностей изменения производственных процессов при проведении реинжиниринга процессов с использова-
нием разнообразных современных ИТ было обращено внимание на основные узловые задачи, которые решаются информационной системой при проведении реинжиниринга. К такими задачами относятся:
объединение информационных ресурсов структурных подразделений предприятия;
обеспечение фундаментального переформирования технологических цепочек, процессов на предприятии;
создание интегрированной корпоративной информационной системы управления предприятием.
При анализе указанных задач можно выделить три категории изменений бизнес-процессов[1 - 3].
Изменения, относящиеся к первой категории, не являются революционными. Они позволяют:
улучшить временные характеристики производственных процессов без модификации их содержания;
автоматизировать производственные процессы и тем самым повысить производительность туда;
изменить технологический процесс обработки информации (вместо автоматизации этапов существующего процесса возможно, например, внедрить сетевую обработку в реальном масштабе времени);
анализировать данные новыми методами с использованием средств вычислительной техники.
Изменения, относящиеся ко второй категории, связаны с реорганизацией последовательности шагов по выполнению заданий (элементарных операций) в процессе. Цель этой реорганизации состоит в существенном улучшении производственных процессов за счет:
координирования действий путем быстрого доступа к необходимой информации в пределах организации;
одновременного выполнения различных работ, используя электронные базы данных и беспроводные сети;
перехода к распределенной организации данных, обеспечивающей доступ к информации из различных мест;
использования экспертных систем для привлечения сотрудников средней квалификации к выполнению сложных высококвалифицированных работ;
использования систем поддержки принятия решений для делегирования (переноса принятия решений) на более низкий уровень управления с целью сокращения времени принятия решений и времени их реализации;
вынесение части процессов за пределы организации и предоставления клиентам или поставщикам возможности доступа к информационным системам предприятия.
Изменения из третьей категории не затрагивают сами процессы, но позволяют контролировать каждый конкретный процесс и выявлять, где он наталкивается на те или иные проблемы.
Из анализа указанных выше категорий изменения производственных процессов следует, что каждой категории соответствует свой уровень ИТ.
Между реинжинирингом и ИТ существует определенная взаимосвязь. С одной стороны, проведение реинжиниринга без внедрения информационных систем не даст возможности воспользоваться всеми его преимуществами. С другой стороны, автоматизация несовершенных бизнес-процессов не дает ожидаемой эффективности от внедрения.
На основании вышеизложенного становится понятно, что роль ИТ в проведении реинжиниринга процессов трудно переоценить, однако ошибочно также думать, что ИТ - единственный существенный элемент для реинжиниринга. ИТ сами по себе не обеспечивают то кардинальное обновление, которое ожидается получить от реинжиниринга. Очевидно, что реинжиниринг бизнес-процессов, как и любое другое направление организационного развития предполагает применение системного подхода при его внедрении. Поэтому технология процесса вообще и ИТ, в частности, должны рассматриваться лишь как часть бизнес-системы, в состав которой наряду с технологиями и методами выполнения работ входят также и организационная структура, системы мониторинга и управления, система управления качеством и
др. [1,2,5].
Для проведения работ по реинжинирингу необходима информационная поддержка - соответствующие методики и инструментальные средства. Реинжиниринг обычно включает в себя построение информационной системы управления предприятием на основе современных ИТ для поддержки нового бизнеса. При создании новой интегрированной информационной системы осуществляется: выбор конфигурации технической платформы для поддержки информационных и коммуникационных требований, разработка и наполнение базы данных, установка системы телекоммуникации, программирование, настройка и отладка программных модулей информационной системы управления предприятием. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что ядром интегрированной информационных систем являются ИТ.
Поскольку ИТ являются одним из ключевых элементов реинжиниринга, то разработчики проекта по усовершенствованию бизнес-процессов должны
иметь представление о возможностях их использования в конкретном бизнесе. К числу ИТ, с которыми участники реинжиниринга должны быть знакомы, относятся экспертные системы, системы управления большими базами данных, рабочие станции, интерактивные видеодиски и др.
Воздействие современных ИТ на развитие реинжиниринга процессов осуществляется практически во всех областях деятельности организации. ИТ позволяют [1 - 3]:
автоматизировать существующий процесс, при этом новая информационная технология используется для автоматизации процесса, а не для его изменения;
использовать персональные компьютеры как инструмент проведения расчетов, анализа с целью автоматизации интеллектуального труда;
изменить полностью технологический процесс обработки информации при выполнении процессов;
исключить посредников в технологическом процессе реализации продукции за счет применения, например, виртуальных магазинов в Internet;
использовать новые технологии при требовании радикального, творческого изменения бизнес-процесса.
Применение ИТ должно быть многогранным, и может быть ограничено лишь широтой видения их возможностей. Основные варианты применения современных ИТ при проведении реинжиниринга процессов состоят в следующем:
использование автоматизированных рабочих мест;
использование систем управления рабочими потоками (Workflow);
использование интегрированных информационных систем управления предприятием; применение экспертных систем; применение систем поддержки принятия решений;
использование совместных баз данных; применение глобальных беспроводных сетевых коммуникаций и вычислительных сетей.
Для создания информационных систем управления предприятием разработано множество технологий. В качестве примера можно отметить следующие из них[1 - 4]:
1)ARIS (Architectureof Integrated Information Systems) -архитектура интегрированных информационных систем;
2) CASE(Computer Aided Software Engineering) -технологии разработки информационных систем, позволяющих построить структуру логического проекта системы;
3) SADT (Structured Analysisand DesignTechnique) - методология функционального моделирования бизнес-процессов, структурного анализа и техники проектирования и др.
В настоящее время отмечается активный переход к использованию интегрированных методологий и инструментальных средств для разработки 3. 2016. № 25 53
информационных систем управления предприятием. В таблице приведены результаты системного
При этом методология и поддерживающий ее анализа характерных особенностей изменения произ-набор инструментальных средств обеспечивают водственных процессов при проведении реинжини-руководству предприятия полный контроль и гибкое ринга на основе современных ИТ [4,5,6,7]. управление.
Характерные особенности изменений производственных процессов при проведении реинжиниринга на _основе современных ИТ_
№ п.п. Наименование типа ИТ Возможные основные изменения производственных процессов при применении ИТ Примечание
1 Автоматизированные рабочие места изменяют технологический процесс обработки информации (вместо автоматизации этапов существующего процесса возможно, например, внедрить сетевую обработку в реальном масштабе времени); изменяют характер труда работников предприятия, позволяют интегрировать различные их функции; обеспечивают оперативное получение работником предприятия нормативной информации и в большем объеме самостоятельно перерабатывать информацию; обеспечивают возможность самостоятельно формировать информационные сообщения и самостоятельно принимать решения; позволяют полностью исключить некоторые фрагменты процесса, например запросы, ожидание ответа и передачу документов из одного подразделения в другое Создаются на ос-нове применения локальных сетей с использованием ПЭВМ (рабочих станций)
2 Системы управления рабочими потоками позволяют оперативно связывать операции исполнителей из различных подразделений внутри предприятия и программные приложения в сквозные бизнес-процессы; позволяют организовать непосредственный обмен результатами работы между участниками бизнес-процесса; инициируют работу исполнителей по завершению выполнения автоматических процедур; обеспечивают мониторинг выполнения бизнес-процесса со стороны руководства предприятия Создаются на основе системы Workflow с для организации коллективной работы на основе использования специального ПО
3 Интегрированные информационные системы управления предприятием обеспечивают согласованность процедур, методов и инструментальной поддержки реинжиниринга бизнес-процессов; обеспечивают операционное вычисление стоимости, организации и реорганизации процессов, управление качеством; предоставляют менеджерам предприятия справочное руководство по систематическому и полному моделированию бизнес-процессов; позволяют документировать каждый базовый элемент системы управления качеством(TQM), фигурирующий в стандарте ISO 9000; обеспечивают интеграцию с другими системами управления предприятием [4]: CASE-системы,BAAN, IDEF,ProjectManagement, Workflow, Галактика и др. Создается на базе концепции ARIS - много пользовательская среда описания и анализа бизнес-процессов предприятий, поддерживающая разработку сложных информационных систем и сопровождающая весь цикл разработки «анализ-проектирование -реализация»
4 Экспертные системы способствуют замене экспертов и узких специалистов неспециалистами и специалистами широкого профиля; обеспечивают проверку финансового состояния клиента с помощью экспертной системы в случае достаточно дорогостоящих заказов; обеспечивают снижение числа производственных издержек и ошибок, возникающих в ходе взаимодействия между людьми; приводят к уменьшению численности работников, занятых в производстве, что позволяет снизить затраты на оплату труда Создаются на основе средств доступа к базам и хранилищам данных, содержащих набор инструкций, с помощью которых пользователь справляется со сложной задачей
5 Системы поддержки принятия решений обеспечивают выбор оптимального решения среди нескольких вариантов, характеризирующихся разными уровнями риска и результативности; обеспечивают предоставление оперативной информации и инструментов для ее обработки, избавляют менеджеров от принятия тактических решений; обеспечивают делегирование (перенос принятия решений) на более низкий уровень управления, значительно сокращают время принятия решений, а, следовательно, и время их реализации; обеспечивают возможность оперативного пересмотра и корректировки планов производства, по мере необходимости Создаются на основе средств моделирования и анализа, OLAP-систем, а также путем доступа к базам и хранилищам данных
Продолжение таблицы
6 Распределенные базы данных обеспечивают возможность интегрировать функции различных работников, одновременно работать с одной и той же информацией, хранящейся в онлайновой базе данных; обеспечивают возможность обмена между работниками предприятия информацией через интегрированную базу данных; проводимые изменения становятся доступными параллельно для всех заинтересованных участников бизнес-процесса Создаются в локальных сетях с использованием архитектуры «Клиент-сервер» и беспроводных «облачных» технологий
7 Глобальные беспроводные сетевые коммуникации и вычислительные сети достигается большая децентрализация управления в крупных корпорациях; обеспечивают объединение независимых предприятий, участвующих в общих бизнес-процессах в консорциумы и виртуальные корпорации; обеспечивают возможность видоизменения предприятий и межорганизационного взаимодействия с позиций организационной структуры, организации бизнес-процессов и управления; дают возможность проведения онлайн-конференций и совещаний, мгновенного получения информации от географически отдаленных от центрального офиса подразделений с использованием сетевых коммуникаций; обеспечивают более эффективный контакт сотрудников виртуальных офисов предприятия с потенциальными покупателями производимой продукции Создаются на осно-ве сети Internet, стандартов электрон-ного обмена дан-ными (EDI - electro-nicdatainter-change), а также на основе широкополосных беспроводных технологий на основе LTE
Из анализа таблицы следует, что применение перечисленных выше современных ИТ при проведении реинжиниринга процессов на предприятии обеспечит существенную трансформацию предприятий с позиций организационной структуры, организации бизнес-процессов и управления.
Вследствие применения современных ИТ, новыми свойствами интегрированной информационной системы управления стали проявления, отражающие специфические черты, за счет использования сетевых коммуникаций, распределенных баз данных и вычислительных сетей на основе беспроводных «облачных» технологий, а также виртуальных офисов, повысивших самостоятельность сотрудников предприятия и эффективность контакта с потенциальными покупателями выпускаемой продукции (таблица ).
В результате применения современных ИТ и с учетом выявленных особенностей изменения производственных процессов при применении ИТ интегрированная информационная система определяется следующими основными свойствами:
наличием определенной цели функционирования предприятия, - получение прибыли в определенной отрасли;
умением перенастраиваться с учетом специфики производства в масштабе времени, близком к реальному;
наличием в распределенной базе данных предприятия универсального комплекта процессов;
возможностью снижения производственных затрат на предприятии при реализации новых бизнес -процессов, а также числа производственных издержек и ошибок, возникающих в ходе взаимодействия между людьми;
возможностью гибкого реагирования на изменения ситуации на рынке с целью поддержания конкурентного преимущества предприятия;
возможностью расчета отклонений фактических значений показателей от индикаторных по наиболее важным показателям с конкретизацией причины, времени, места и ответственного исполнителя;
способностью обеспечения информационной взаимосвязи с иными корпоративными и отраслевыми системами;
согласованностью процедур, методов и инструментальной поддержки реинжиниринга процессов;
способностью интеграции с другими системами управления предприятием;
возможностью использования глобальных сетевых коммуникаций с целью объединения независимых предприятий, участвующих в общих процессах в консорциумы и виртуальные корпорации;
возможностью функционирования виртуальных офисов на предприятии с целью повышения самостоятельности сотрудников предприятия и эффективности контакта с потенциальными покупателями выпускаемой продукции;
возможностью мониторинга выполнения процессов со стороны руководства предприятия в реальном масштабе времени;
восприятие интегрированной информационной системы управления предприятием как человеко-компьютерной системы обработки информации.
ИТ сами по себе не обеспечивают то кардинальное обновление, которое ожидается получить от реинжиниринга. Очевидно, что реинжиниринг бизнес-процессов, как и любое другое направление организационного развития предполагает применение системного подхода при его внедрении. Поэтому технология производственного процесса вообще и ИТ, в частности, должны рассматриваться лишь как часть бизнес-системы, в состав которой наряду с технологиями и методами выполнения работ входят также и органи-
зационная структура, системы контроля и управления, корпоративная культура.
Следовательно, основная цель ИТ - оказывать содействие менеджменту, реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество, обеспечивать мониторинг производственных процессов, а при проведении реинжиниринга - обеспечить согласованность процедур, методов и инструментальной поддержки реинжиниринговых мероприятий [3,5,7].
Таким образом, на основании проведенного анализа характерных особенностей изменения производственных процессов при применении на предприятиях современных ИТ уточнения свойств интегрированной информационной системы управления предприятием на основе современных ИТ можно сделать следующие выводы.
1. Определено семь основных типов ИТ, которые могут быть применены при проведении реинжиниринга: автоматизированные рабочие места; системы управления рабочими потоками; интегрированные информационные системы управления предприятием; экспертные системы; системы поддержки принятия решений; совместные базы данных; глобальные беспроводные сетевые коммуникаций и вычислительные сети. Перечисленные ИТ - неотъемлемая часть реинжиниринга бизнес-процессов, важнейший конструктивный фактор его успеха, так как они позволяют усовершенствовать бизнес-процессы. Их роль в создании новых бизнес-процессов существенна.
2. Установлено, что применение ИТ само по себе еще не является реинжинирингом, и требует профессионализма, настойчивости и изобретательности при его проведении. Современные ИТ дают возможность работать по-новому, а следовательно, порождают новый подход к проектированию бизнес-процессов.
В настоящее время в результате применение современных ИТ новыми свойствами информационной системы управления стали проявления, отражающие специфические черты, за счет использования сетевых коммуникаций, распределенных баз данных и вычислительных сетей на основе беспроводных «облачных» технологий, а также виртуальных офисов, повысивших самостоятельность сотрудников предприятия и эффективность контакта с потенциальными покупателями выпускаемой продукции.
Литература
1. Конкурентоспособность и реинжиниринг в антикризисном управлении [Текст]/ под ред. Дорофеева В.Д. - Пенза: "ПИЭРАУ", 2012
2. Хватов, К.Ю. Развитие классификационных критериев и показателей рисков при формировании стратегии продукции [Текст] / К.Ю. Хватов // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - Т. 56. - № 4. - С.332-336. .
3. Современные проблемы реинжиниринга бизнес-процессов [Текст] : учеб. пособие / О.В. Лускато-ва, М.В. Робертс; Владим. гос. ун-т. - Владимир: ВГУ, 2011.
4. Туровец, О.Г. Организация реинжиниринга производственных процессов на промышленном предприятии [Текст]: монография / О.Г. Туровец, И.В. Маслова. - Воронеж: Воронеж. гос. техн. ун-т, 2007. -235 с. (Серия «Теория и практика организации промышленного производства»)
5. Щеголева, Т.В. Организация производственных процессов на принципах логистических интегра-ций [Текст] / Т.В. Щеголева // Организатор производства. - 2010. - Т. 47. - № 4. - с. 13-17.
6. Щеголева, Т.В. Логистические принципы организации сложного наукоемкого производства [Текст] / Т.В. Щеголева // Экономинфо. - 2012. - № 17. - с. 67-70.
7. Щеголева, Т.В. Логистический подход к организации сложного наукоемкого производства [Текст] / Т.В. Щеголева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8. -№ 8. - С. 77-80.
E-mail: artemidas@rambler. ru
Ключевые слова: информационные технологии, реинжиниринг процессов, особенности изменения производственных процессов, глобальные компьютерные сети, сетевые коммуникации, «облачные» технологии, виртуальные офисы