Научная статья на тему 'Методология реинжиниринга бизнес-процессов и типовые приемы её применения'

Методология реинжиниринга бизнес-процессов и типовые приемы её применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5522
867
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕИНЖИНИРИНГ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ПРОЕКТ / REENGINEERING / PROCESS APPROACH / BUSINESS PROCESS / PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Златкина Алла Александровна, Гегечкори Евгений Трдатович

Нестабильная экономическая ситуация в России и в мире требует от организаций быстрого реагирования на изменения, высоких конкурентных преимуществ и сохранения устойчивости бизнеса. Реинжиниринг является самым радикальным методом совершенствования бизнеса. Кроме того, несмотря на наличие достаточно большого количества публикаций и книг о данном методе, около половины проектов, основанных на этом подходе, заканчивается неудачей. Причиной этого является, главным образом, неверное представление о реинжиниринге. В рамках данной работы рассмотрены особенности методологии реинжиниринга бизнес-процессов. В ее основе лежит процессный подход к управлению предприятием и понятие бизнес-процессов. Методология также рассмотрена с точки зрения управления проектами, выделены основные способы и приемы для проведения реинжиниринга. Для достижения задач реинжиниринга используются информационные технологии, позволяющие моделировать бизнес-процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business process reengineering methodology and typical techniques of its usage

The unstable economic situation in Russia and in the world requires the organizations to react the environment changes fast, to have high competitive advantages and to save business stability. Moreover, despite the quantity of publications and books, about the half of reengineering projects are failed. Usually the cause of it is the wrong idea about reengineering. The particular qualities of business process reengineering were reviewed and analyzed. There is process approach of organization management and business process notion in the base reengineering methodology. The methodology is also reviewed from the project management point of view. The basic methods and techniques are distinguished, for example horizontal process compression. To achieve the reengineering objectives the information technology, which allows to create business process models, such as BPWin, are used.

Текст научной работы на тему «Методология реинжиниринга бизнес-процессов и типовые приемы её применения»

УДК 004.9

А. А. ЗЛАТКИНА Е. Т. ГЕГЕЧКОРИ

Омский государственный технический университет

МЕТОДОЛОГИЯ РЕИНЖИНИРИНГА

БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

И ТИПОВЫЕ ПРИЕМЫ ЕЁ ПРИМЕНЕНИЯ

Нестабильная экономическая ситуация в России и в мире требует от организаций быстрого реагирования на изменения, высоких конкурентных преимуществ и сохранения устойчивости бизнеса. Реинжиниринг является самым радикальным методом совершенствования бизнеса. Кроме того, несмотря на наличие достаточно большого количества публикаций и книг о данном методе, около половины проектов, основанных на этом подходе, заканчивается неудачей. Причиной этого является, главным образом, неверное представление о реинжиниринге. В рамках данной работы рассмотрены особенности методологии реинжиниринга бизнес-процессов. В ее основе лежит процессный подход к управлению предприятием и понятие бизнес-процессов. Методология также рассмотрена с точки зрения управления проектами, выделены основные способы и приемы для проведения реинжиниринга. Для достижения задач реинжиниринга используются информационные технологии, позволяющие моделировать бизнес-процессы.

Ключевые слова: реинжиниринг, процессный подход, бизнес-процессы, проект.

Центральным понятием методологии реинжиниринга является бизнес-процесс. Бизнес-процессы существуют внутри каждой организации и представляют собой процессы из последовательности операций на предприятии, которые направлены на преобразование входных информационно-материальных потоков с целью получения результатов, представляющих ценность для клиента [1].

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также управление процессами, направленное на получение желаемого результата, могут быть определены как «процессный подход». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии [2].

В основе процессного подхода к управлению организацией лежит выделение в организации бизнес-процессов и управление этими бизнес-процессами. Управление бизнес-процессами — концепция процессного управления организацией, рассматривающая бизнес-процессы как особые ресурсы предприятия, непрерывно адаптируемые к постоянным изменениям. Концепция полагается на такие принципы, как понятность и видимость бизнес-процессов в организации за счёт их моделирования с использованием формальных нотаций и программного обеспечения [3].

Управление бизнес-процессами организации предполагает их постоянное улучшение, поэтому важнейшими инструментами процессного управления являются методы совершенствования бизнес-процессов.

Существует четыре основных подхода к совершенствованию бизнес-процессов: бенчмаркинг, перепроектирование, реинжиниринг, методика быстрого анализа решения (FAST). Реинжиниринг является самым радикальным из всех четырех подходов к улучшению бизнес-процессов. Подход обеспечивает свежий взгляд на цели процесса и структуру организации.

Понятие «реинжиниринг бизнес-процессов» (Business process reengineering, BPR) возникло в 1990 г. в США (авторы — М. Хаммер и Д. Чам-пи). Под реинжинирингом бизнес-процессов (РБП) понимают фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. Задача реинжиниринга бизнес-процессов — найти совершенно новый способ реконструирования существующего бизнеса, с использованием новых технических достижений для лучшего обслуживания клиентов [4, 5].

Существует два способа применения РБП:

1. Систематический реинжиниринг — текущий процесс понят, документирован и проанализирован для систематического создания новых и лучших процессов. Этот вид реинжиниринга проводится, опираясь на правила ESIA (уничтожить, упростить, объединить, автоматизировать).

2. Реинжиниринг с чистого листа — существующий процесс полностью утилизируется, а новый процесс создается с нуля путем фундаментального переосмысления существующего. Данный способ снижает риск повторения старых ошибок. Однако

пренебрежение ранее применявшимся процессом может привести к игнорированию знаний и опыта, накопленных в организации.

Существуют типовые способы и приемы, применяемые при перепроектировании бизнес-процессов в ходе реинжиниринга.

1. Горизонтальное сжатие процесса — объединение нескольких рабочих процедур в одну работу. Прием позволяет уменьшить число ошибок и сократить количество работников, занятых устранением их последствий, улучшить управляемость производством за счет четко распределенной ответственности между сотрудниками.

2. Вертикальное сжатие процессов — предоставление исполнителям права принимать самостоятельные решения. Увеличение роли каждого сотрудника в работе компании уменьшает время задержек, снижает стоимость продукции и услуг, ускоряет реакцию на запросы клиентов и т.д.

3. Выполнение шагов каждого процесса в естественном порядке — использование, наряду с линейным упорядочиванием работ, параллельное их проведение, приводит к сокращению времени и затрат.

4. Исполнение процессов в различных вариантах — процесс начинается с проверочной процедуры, цель которой определить, какой вариант его реализации наиболее подходит в заданной производственной ситуации.

5. Выполнение каждой работы там, где это наиболее целесообразно, — распределение работы между подразделениями, устранение излишней интеграции.

6. Уменьшение числа проверок — минимизация числа согласований путем сокращения внешних точек контакта и, как следствие, стирания граней между функциональными подразделениями.

7. «Уполномоченный» менеджер обеспечивает единую точку контакта — если процесс сложен и интеграция невозможна, то «уполномоченный» менеджер отвечает на вопросы заказчика и решает его проблемы, имеет доступ ко всем ИС, используемым в процессе, и ко всем исполнителям.

8. Преобладание смешанного централизованно-децентрализованный подхода — применение современных информационных технологий дает возможность компании действовать на уровне подразделений автономно, сохраняя за ними возможность использования централизованных данных [1].

Как и любой другой метод совершенствования бизнес-процессов на предприятии, реинжиниринг имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества методологии связаны в основном с совершенствованием структуры управления предприятием (переход к проектной структуре), снижением затрат и повышением конкурентоспособности организации. Неопределенность результатов, отсутствие значительного опыта в использовании данного метода, а также длительные сроки можно выделить в качестве главных недостатков реинжиниринга.

Методология реинжиниринга бизнес-процессов применяется на предприятиях в качестве проекта. Таким образом, проект по РБП — это целенаправленная деятельность, результатами которой являются преобразования набора бизнес-процессов организации, необходимые для достижения бизнес-целей организации. Проект по РБП имеет ограничение по срокам и бюджету и выполняется командой участников, специально организованной на время проекта и возглавляемой руководителем проекта.

Проект РБП можно разделить на фазы планирования, выработки решений, внедрения. Решения, вырабатываемые в РБП, могут радикально уходить от существующего процесса. Поэтому вторую фазу можно разбить еще на две: первая из них связана с фактической генерацией предложений по изменениям, а вторая — с оценкой того, как их можно внедрить.

Следовательно, в процессе проведения РБП можно выделить следующие этапы:

1. Планирование — определяется проект РБП, формируется команда проекта, определяются цели проекта. Задачи, решаемые на этом этапе:

— выбор процесса для совершенствования с помощью РБП и определение его масштаба;

— оценка возможностей достижения улучшений и установление целей;

— создание команды для работы в проекте;

— разработка плана проекта РБП. Детальность плана зависит от масштаба и сложности.

Основные моменты, которые должны быть отражены в плане:

— действия проекта;

— кто их будет выполнять;

— когда их следует выполнить;

— какие ресурсы нужны и какими ресурсами вы располагаете для проекта;

— ожидаемые результаты проекта.

2. Реинжиниринг. Основная цель этой фазы — реинжиниринг процесса, направленный на улучшения. Основные шаги на данном этапе:

— документирование существующего процесса;

— реинжиниринг процесса. Выбор альтернативы проведения реинжиниринга (систематический или «с чистого листа») во многом зависит от процесса;

— выработка рекомендаций по улучшению. Полученный перечень рекомендуемых изменений составит базу для работы в следующей фазе — фазе принятия решений о реализации выработанных содержательных предложений.

3. Преобразование. Основная цель этой фазы — построение базиса для эффективного и успешного внедрения нового процесса. Главные задачи этой фазы:

— оценка перемен, требуемых для внедрения нового процесса;

— планирование требуемых инвестиций, обучения персонала, закупок и т.д.

— создание благоприятного климата для перемен;

— планирование внедрения.

4. Внедрение. Основные шаги фазы внедрения таковы:

— определение набора целей для совершенствования;

— реализация плана внедрения;

5. Мониторинг прогресса внедрения и устранение любых отклонений [4, 6].

Применение стандартов управления проектами в процессе реинжиниринга позволит расширить содержание методики и привнести в нее новые элементы, такие как анализ рисков, управление качеством и др. [2].

При проведении реинжиниринга организация претерпевает ряд существенных изменений.

1. Переход от функциональных подразделений к командам процессов — люди объединяются в группы, которые совместно выполняют процесс. Выделяют три типа команд по следующим признакам:

•t_

-Соглашение-

Рис. 1. Структура компании после проведения реинжиниринга

— команда, объединяющая некоторое число совместно работающих людей с различными специальностями, выполняющих рутинную работу; члены команды объединяются на длительное время;

— «виртуальная» команда, объединяющая людей для решения эпизодической и, как правило, очень сложной задачи; после достижения поставленной цели команда расформировывается и ее члены переходят в другие команды и проекты; один и тот же работник может быть членом нескольких «виртуальных» команд;

— команда, состоящая из одного человека, оснащенного необходимыми информационными и экспертными системами.

2. Работа исполнителя изменяется от простой к многоплановой — каждый член команды ответственен за весь процесс, что требует от него понимания этого процесса в целом и умения выполнять несколько заданий. В результате реинжиниринга устраняются проверки, согласования и ожидания, вызванные преодолением границ между подразделениями компании; члены команды фокусируют свои усилия на потребностях клиентов. Работу нескольких экспертов может выполнять один подготовленный специалист.

3. Изменяются требования к работникам — РБП стимулирует переход от курсов разового обучения сотрудников компании к их непрерывному образованию и самообразованию. Работники становятся ответственными за весь процесс и должны уметь выполнять любое задание.

4. Изменяются оценка эффективности и оплата труда — РБП стимулирует переход от оценки деятельности сотрудника к оценке результатов его труда, в новой компании эффективность работы сотрудников (команд) соизмерима, поскольку они выполняют законченную работу. Оплата в соответствии с полученным результатом.

5. Изменяется критерий продвижения в должности — в новой компании продвижение происходит лишь при наличии у сотрудника бесспорных способностей успешно работать на новом месте.

6. Изменяется цель исполнителя — РБП поощряет переход от удовлетворения потребностей начальства к удовлетворению потребностей клиента; например, основная часть премии менеджеров должна зависеть от степени удовлетворения ими запросов клиентов, а не от решений начальства.

7. Изменяются функции менеджеров — функции становятся тренерскими, поскольку после проведения реинжиниринга бизнес-процессов каждая команда полностью отвечает за свой процесс и управляющие воздействия менеджеров «сверху» ей не нужны.

8. Изменяются административные функции — от секретарских к лидирующим, когда администрация компании исполняет роль лидера, способствующего процветанию коллектива, укреплению убеждений и ценностей исполнителей; обеспечивающего мотивацию членов команд и заинтересованность в результатах труда.

Также при проведении реинжиниринга бизнес-процессов меняется организационная структура компании. Принцип организации новой структуры соответствует пирамиде, лежащей на боку, то есть клиенты находятся не внизу, а являются равноправными по отношению к компании (рис. 1).

Исполнителями, взаимодействующими с клиентами, являются операторы процессов, а менеджерами среднего звена — лидеры (руководители) экземпляров процессов [1].

Как было отмечено ранее, для проведения реинжиниринга бизнес-процессов необходимо задокументировать и смоделировать существующие процессы. Для осуществления этой деятельности используются программные продукты для моделирования бизнес-процессов. Их основное назначение — визуализация технологических и управленческих цепочек действий, событий и функций. Чаще всего такие продукты задействованы в проектах по реорганизации и реинжинирингу бизнес-процессов. Наиболее распространенные программные продукты этой группы:

— ARRIS Toolset;

— BPWin;

— Business Studio.

Программные продукты такого типа позволяют проводить анализ, документирование и улучшение бизнес-процессов, моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. С их помощью можно строить диаграммы различного уровня и назначения. Различные диаграммы, созданные в таких программных продуктах отражают общее представление процесса, его взаимосвязь с внешней средой, необходимые ресурсы, полученные результаты, взаимосвязи между процессами, элементами системы, определяют последовательность работ, позволяют рассчитать затраты, стоимость производства, идентифицировать самые дорогостоящие процессы.

Выводы:

— процессный подход рассматривает деятельность предприятия как совокупность процессов;

— под бизнес-процессом понимается последовательность связанных между собой операций, направленных на создание продукта, имеющего ценность для потребителя;

— реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в ключевых показателях результативности. Выделяют реинжиниринг «с чистого листа» и систематический реинжиниринг;

— методику реинжиниринга необходимо рассматривать не только с позиций концепции процессного подхода к управлению организацией, но и с позиции стандартов управления проектами;

— для достижения задач реинжиниринга используются информационные технологии, с помощью которых можно проводить анализ, документирование и улучшение бизнес-процессов.

Библиографический список

1. Чаадаев, В. К. Бизнес-процессы в компаниях связи / В. К. Чаадаев. - М. : Эко-Трендз, 2004. - 176 с.

2. Горюнов, Е. В. Управление проектом по реинжинирингу бизнес-процессов [Электронный ресурс] / Е. В. Горюнов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2008. — Режим доступа : http://www.mevriz.ru/articles/2008/3/5155/. — Загл. с экрана (дата обращения: 14.09.2015).

3. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы. Регламентация и управление : учеб. / В. Г. Елиферов, В. В. Репин. — М. : ИНФРА-М, 2005. — 319 с.

4. Реинжиниринг бизнес-процессов. Полный курс МВА : учеб. / Н. М. Абдикеев [и др.] ; под ред. Н. М. Абдикеева, Т. П. Данько. — М. : ЭКСМО, 2005. — 592 с.

5. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе = Reengineering the corporation: A manifesto for business revolution / М. Хаммер, Д. Чампи. — N.Y. : Harper-Collins, 2003. — 272 с.

6. Андерсен, Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен ; пер. с англ. С. В. Ариничева. — М. : РИА «Стандарты и качество», 2003. — 272 с.

ЗЛАТКИНА Алла Александровна, магистрант гр. ПИм-151 факультета элитного образования и магистратуры Омского государственного технического университета (ОмГТУ); системный аналитик ООО «ЛЮКСОФТ», г. Омск. Адрес для переписки: azlatkina93@mail.ru ГЕГЕЧКОРИ Евгений Трдатович, кандидат технических наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Математические методы и информационные технологии в экономике» ОмГТУ. Адрес для переписки: getnbn@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 22.12.2015 г. © А. А. Златкина, Е. Т. Гегечкори

Книжная полка

004.7/Г27

Гегечкори, Е. Т. Информационные системы в производстве : [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. Т. Гегечкори, О. Б. Малков. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. - 1 о=эл. опт. диск (CD-ROM).

Излагаются основные концепции управления, широко использующиеся на промышленных предприятиях различного профиля во всем мире. Рассматриваются эволюция систем управления — от самых простых к более сложным (MRP-системы), новые, только получающие широкое распространение компьютерные системы (APS-системы), теория ограничений и теория «Точно вовремя», некоторые практические аспекты использования корпоративных компьютерных систем (ERP-систем), а также место ERP-систем в информационном пространстве предприятия и возможности интеграции ERP-систем с другими системами. Учебное пособие предназначено для студентов заочной формы обучения специальности 080801 «Прикладная информатика (в экономике)», а также для сотрудников отделов информационных технологий компаний, специалистов по управлению — всех тех, кто будет выбирать, внедрять и использовать эти системы.

004.9/Б28

Батенькина, О. В. Технологии анимации : учеб. пособие для вузов по направлению подгот. бакалавра 09.03.02 «Информационные системы и технологии» / О. В. Батенькина. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2015. -115 с.

Содержит материалы об основных техниках анимации, технологиях создания различных видов компьютерной анимации; включает описание этапов разработки проектов в области профессиональной деятельности средствами компьютерной графики и анимации. Предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавра 09.03.02 «Информационные системы и технологии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.