УДК 338.81
РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КАК РАДИКАЛЬНЫЙ МЕТОД КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
© Андрей Геннадьевич ЕРМОЛЕНКО
Российская Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Саратов, Российская Федерация, аспирант кафедры бухгалтерского учета, e-mail: txd@narod.ru
Использование процессного подхода в развитии корпоративного управления во многом корреспондируется с признаком совершенного управления предприятием. Данный подход используется в качестве базового в Международных стандартах ИСО 9000:2000. В последнее время все больше российских компаний успешно применяют методологию реинжиниринга, как правило, в области преобразования бизнес-процессов, технологии, методов работы, инфраструктуры, корпоративной культуры.
Ключевые слова: реинжиниринг; бизнес-процессы; корпоративное управление; метод; предприятие; подход.
Использование процессного подхода в развитии корпоративного управления во многом корреспондируется с признаком совершенного управления предприятием. Данный подход используется в качестве базового в Международных стандартах ИСО 9000:2000.
Процесс - это совокупность видов деятельности, которая преобразует входы в выходы [1]. Выход процесса (продукт) обладает ценностью для потребителя. Когда говорят о процессном подходе, то имеют в виду прежде всего то, что управление процессом и каждой из входящих в него работ (деятельностью, подпроцессом, процессом второго или последующих уровней или функций) происходит с применением особых методических приемов, достаточно хорошо разработанных и позволяющих исключить многие ошибки. В каждом отдельном случае эти методические приемы включают в себя специфические подходы к решению задачи. Вместе с тем имеется общая методология по преобразованию внутреннего управления бизнес-процессов, известная под названием реинжиниринг.
Необходимость реинжиниринга обосновывается высокой динамичностью современного делового мира. Современные компании в значительной мере все еще базируются на принципах, вытекающих из теории Адама Смита. Напомним, что более 200 лет тому назад этот экономист создал теорию для систематического описания стихийно сложившихся способов организации производства, которые возникли за несколько столетий до него. В
своем фундаментальном труде «Благосостояние нации», опубликованном в 1776 г., А. Смит сформулировал принципы организации труда в промышленности, которые оказались по-настоящему революционными для того времени. Производственный процесс предлагалось разбить на элементарные, простые задания (работы), чтобы каждое из них мог выполнить один рабочий. От рабочего не требовалось высокой квалификации и умения выполнять работу в целом - достаточно, чтобы он специализировался на одном или нескольких простейших заданиях. Это легкореализуемая идея, в связи с чем предложенные принципы были и остаются весьма эффективными в массовом производстве типовой продукции, выполняемой силами большой армии высококвалифицированных рабочих, использующих простое оборудование.
Однако принципы, заложенные А. Смитом, не соответствуют требованиям современной индустрии, т. к. в наше время продукция перестает быть массовой и должна ориентироваться на узкие группы потребителей; исполнители хорошо образованы, стремятся к ответственности и решению по-настоящему сложных задач; рынок продуктов стал намного шире, а конкуренция и борьба за потребителя - более агрессивной.
Таким образом, реинжиниринг подразумевает изменение характера процесса достижения цели при неизменности самой генеральной цели. Несомненно, этот процесс приводит к изменению формы (реформированию). Однако, если в случае реструктури-
зации или реорганизации речь идет об изменении какого-либо более или менее устойчивого состояния системы (структуры или организации), то в данном случае речь идет о процессе. Тем не менее, может сложиться впечатление, что объект реструктуризации статичен, в случае же реинжиниринга он динамичен. Однако это не совсем верно. Дело в том, что структура организации не является абсолютно статичной во времени, ей присуще состояние «динамического равновесия».
Для понимания сущности реинжиниринга следует подойти к его рассмотрению с позиции ключевого корнеобразующего понятия (опустим из «реинжиниринга» аффиксальную морфему -ре и получим «инжиниринг»).
В российской бизнес-лексике устоялась следующая интерпретация английского термина engineering [2, с. 134]. Это инженерноконсультационные услуги, работы исследовательского, проектно-конструкторского,
расчетно-аналитического характера, подготовка технико-экономических обоснований проектов, выработка рекомендаций в области организации производства и управления, реализации продукции, выполняемые на платной основе специальными, независимыми инжиниринговыми компаниями.
Международный совет инженеров за профессиональное развитие (Engineers Council for Professional Development), в свою очередь, дает следующее определение [3, с. 415]: инжиниринг - творческое применение научных принципов (англ. engine - изобретать, придумывать) для:
1) разработки или развития структур, машин, аппаратов, производственных процессов или работ, используемых по отдельности или в комбинации;
2) конструирования или эксплуатации перечисленных элементов с полным пониманием их предназначения;
3) прогнозирования их поведения при определенных условиях эксплуатации; в целях достижения функциональной направленности, экономичности эксплуатации и безопасности для жизни и собственности.
Таким образом, инжиниринг бизнеса -это набор приемов и методов, которые компания использует для проектирования бизнеса, в соответствии со своими целями. Наиболее фундаментальная движущая сила каждой организации - потребность улучшения сво-
его финансового положения или в конечном итоге - получение прибыли. В конечном счете, это означает, что нужно снижать стоимость бизнес-процессов, сокращать избыточные внутрифирменные работы, делать труд работников более производительным путем улучшения их профессиональной подготовки и повышения ответственности.
Как отмечалось выше, чтобы выжить в современных условиях, предприятие должно адаптироваться и постоянно приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Для этого недостаточно просто приспосабливаться к изменяющемуся окружению и выдавать руководящие указания с вершины многоуровневой иерархии компании. Для этого нужен инжиниринг бизнеса, который включает в себя множество методик, используемых для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям предприятия: пошаговые процедуры для проектирования бизнеса; систему обозначений (язык), описывающую проектирование бизнеса; эвристику и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.
Итак, инжиниринг бизнеса направлен на организацию эффективного управления предприятием на конкурентной основе, а реинжиниринг предусматривает новый способ мышления - взгляд на построение организации как на ее деятельность.
С начала 1990-х гг. одним из направлений, изучающих вопросы процессной организации систем управления и дающих решения по их построению, является реинжиниринг бизнес-процессов (РБП, Business process reengineering - BPR). Впервые термин «реинжиниринг бизнес-процессов» был введен Михаилом Хаммером в книге «Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе», написанной в соавторстве с Джеймсом Чампи в 1993 г.
В отличие от этого подхода Томас Дэй-венпорт предлагал, прежде чем приступить к проектированию новых бизнес-процессов, изучить и проанализировать существующие.
Современная концепция РБП предполагает переосмысление и трансформацию бизнеса организации для более тесной координации деятельности ее функциональных частей и повышения их гибкости.
Реинжиниринг бизнес-процессов относится к классу методов управления, но, не заменяя других методов управления, он в настоящее время широко используется в практике зарубежного менеджмента. Реинжиниринг позволяет по-иному взглянуть на деятельность компании, сделать управление бизнес-процессами понятным, прозрачным и адекватным быстро меняющейся ситуации. РБП направлен, с одной стороны, на улучшение качества обслуживания клиентов, а с другой - на перестройку внутренних процессов компании с целью повышения эффективности деятельности.
Существуют достаточно радикальные определения понятия «реинжиниринг бизнес-процессов». Например, реинжиниринг бизнес-процессов - это создание абсолютно новых и эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше. Данное определение основано на том, что, привыкая к существующей технологии, сотрудники считают сложившееся положение нормальным и незыблемым. Проведение реинжиниринга предполагает, что все подлежит пересмотру и изменению, ничего неизменного нет. Такое понимание диктует вполне определенные требования к команде людей, которым будет поручено заниматься реинжинирингом.
Можно привести и другое определение: реинжиниринг есть фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений таких ключевых для современного бизнеса показателей результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность.
Таким образом, не существует единой трактовки понятия «бизнес-процесс», и его можно определить разносторонне как:
- набор операций, которые взятые вместе создают результат, имеющий ценность для потребителя, например, разработку нового продукта.
- поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для больших процессов, вероятно, от одного отдела к другому;
- любые виды деятельности в работе организации;
- систематизированное последовательное исполнение функциональных операций, которые приносят специфический результат;
- ряд взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы;
- набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенных результатов бизнес-деятельности.
Таким образом, бизнес-процесс как процесс в общем понимании - это поток работы, у которого есть начало, конец и границы, который может быть описан с разнообразной степенью детализации.
Есть мнение, что стандартных перечней бизнес-процессов не существует, потому что все предприятия уникальны и должны разрабатывать свои бизнес-процессы [1]. Но это не совсем так, поскольку часто операции (например, в банковской сфере) жестко регламентируются нормативными документами. Кроме того, современные системы управления ресурсами предприятия (И/3, Ваап, Огас1е АррНсайоп и др.) предоставляют наборы «референтных моделей», описывающих бизнес-процессы для разных типов производств и осуществляющих настройку систем в зависимости от выбранной модели. При переходе на новый вид деятельности они могут существенно сократить время на осознание, проектирование и реализацию новой технологии. В дальнейшем предприятие может отойти от типового процесса, внеся в проект свою специфику.
Ключевая идея использования бизнес-процессов - интеграция базовых операций в единое целое. Другая не менее важная идея -контроль за выполнением отдельного процесса и ответственность за его результат. Сегодняшняя практика такова, что менеджеры заняты улучшением функциональной структуры, а не описанием или перепроектированием самих процессов. Подход, проповедуемый основоположниками реинжиниринга, заключается в том, что вся деятельность компании должна быть организована вокруг бизнес-процессов. Несколько переиначивая М. Хаммера и Дж. Чампи, можно сказать, что не товары и услуги, а процессы их создания приносят компаниям долгосрочный успех.
Ключевыми моментами реинжиниринга являются переориентация деятельности на бизнес-процессы и способ реализации изменений.
Деятельность любого предприятия -процесс, состоящий из множества шагов, которые совершает фирма от одного состояния
к другому. На входе его находится заказ, а на выходе - продукт или услуга, представляющие ценность для потребителя.
Бизнес-процесс интегрирует узкоспециализированные производственные и управленческие операции и задачи в единый процесс, результатом которого должен быть не отчет вышестоящему управленческому звену, а определенная конкретно значимая полезность для клиента. Переориентация внутрифирменных ценностей на конечный интегрирующий бизнес-процесс - исходный и обязательный момент реинжиниринга.
Таким образом, в результате реинжиниринга несколько рабочих операций объединяется в один бизнес-процесс, ответственность за который возлагается на одного человека или ситуационную команду. При этом ответственность сочетается с правом принимать самостоятельные решения. Это приводит к вертикальному сжатию управленческой пирамиды, минимизирует необходимость многочисленных согласований и связанных с ними потерь времени и, следовательно, способствует сокращению объемов проверок и контроля, снижению накладных расходов.
Работа ситуационного менеджера (команды) в результате реинжиниринга становится более многомерной и содержательной, устраняются ненужные операции, сокращается значительная часть операций, не создающих стоимость. Работа в рамках процессной команды нацеливает не на одобрение начальства, а на удовлетворение запросов клиента. И этих условиях индивидуальное развитие означает не продвижение по ступеням иерархической лестницы, а увеличение собственного потенциала, рост квалификации, накопление опыта, расширение вклада в позитивные экономические результаты и, как следствие, более высокое вознаграждение.
Реинжиниринг может осуществляться и в хозяйствующих субъектах, где уже реализована переориентация деятельности на бизнес-процессы, значимые для клиента, т. к. любое предприятие с момента появления нуждается в непрерывном совершенствовании - инжиниринге бизнеса. В этом случае реинжиниринг означает создание новых бизнес-процессов или модернизацию существующих, т. е. поиск и внедрение более эффективных бизнес-процессов.
Другой важной характеристикой реинжиниринга является способ осуществления изменений. Реинжиниринг означает отказ от сложившихся традиций, устоявшихся правил и подходов и воспроизводит новый деловой процесс с «чистого листа» (по М. Хаммеру). Это позволяет преодолеть прошлый стереотип экономического мышления, негативное воздействие сложившихся хозяйственных догм, что особенно актуально для давно работающих предприятий, плохо адаптированных к рыночным условиям. Реформируя деловой процесс с его истоков, реинжиниринг радикально меняет внутрифирменную среду.
Главными особенностями реинжиниринга бизнес-процессов, отличающими его от других известных инноваций в организационно-управленческой деятельности, являются:
1) представление о бизнесе как о совокупности взаимосвязанных процессов (экономический подход). При таком подходе бизнес в большей степени представляется взаимодействием субъектов как внутри предприятия (менеджеры и исполнители), так и за его пределами (контрагенты предприятия);
2) инженерный подход к организации бизнеса, который предполагает представление о бизнесе как о заранее спроектированной и воплощенной в жизнь совокупности поддающихся регламентации и формализации процедур.
Оба подхода к управлению тем или иным конкретным видом деятельности вполне могут сочетаться. Специфика каждого вида бизнеса, его отраслевые особенности определяют наилучшее соотношение между экономическим и инженерным управлением.
С инженерным подходом связан основополагающий принцип реинжиниринга - ориентация на бизнес-процессы. Подобно тому, как инженер формирует технологический процесс или конструирует новый механизм, менеджер, занимающийся реинжинирингом, имеет дело с организационными процессами, например, с процессом обслуживания клиента или обработкой документа, предназначенного для внутреннего пользования.
Реинжиниринг основан на концепции прерывистого мышления, т. е. отыскании устаревших правил и фундаментальных допущений, на которых строится работа, и решительном разрыве с ними. Однако нельзя
достичь кардинального повышения производительности простым «сбрасыванием жира» или автоматизацией существующего процесса. Скорее, следует проверить обоснованность существующих допущений и отказаться от старых правил, которые, собственно, и вызывают недостаточную производительность.
При проведении реинжиниринга необходимо освободиться от устаревших бизнес-процессов и принципов их разработки и создать новые.
При внедрении реинжиниринга основополагающие процессы следует рассмотреть с кросс-функциональной точки зрения. Один из способов добиться кросс-функциональности - создать рабочую группу из представителей всех функциональных подразделений, участвующих в реорганизуемом процессе пли зависящих от его результатов. Рабочая группа должна критически проанализировать существующий процесс и точно выяснить, каков его желательный результат. Поднимая и разрешая практические вопросы, можно четко отделить необходимые части процесса от поверхностных деталей. Так, региональные отделения одной из страховых компаний на восточном побережье США в течение долгого времени готовили регулярную отчетность для отправки в головное отделение. Никто даже не знал, что эти отчеты просто подшивались в папки и никогда не использовались. Такая практика просуществовала дольше, чем обстоятельства, которые вызвали ее к жизни. Реинжиниринг должен выявлять такие ситуации.
Можно сказать, что цель реинжиниринга -значительное улучшение. Он должен быть свободен от тривиальности и границ между подразделениями, его объем должен быть широким и кросс-функциональным. Он должен использовать информационную технологию не для автоматизации существующего процесса, но для создания нового на его месте.
Реинжиниринг бизнес-процессов состоит из нескольких этапов, таких как:
1) постановка задач, уточнение цели компании исходя из ее стратегии, потребностей клиентов, уровня бизнеса, текущего его положения;
2) создание модели существующей компании: менеджеры обязаны разработать и
документировать ее основные бизнес-процессы, оценить их эффективность;
3) перепроектирование бизнес-процессов: внедрение более эффективных рабочих процедур, определение способов использования информационных процедур и технологий, необходимые изменения в работе персонала;
4) разработка систем организационного взаимодействия персонала: характеризуются разные виды работ, разрабатывается система мотивации, организуются команды по выполнению работ, создаются программы подготовки специалистов и т. д.;
5) подготовка поддерживающих информационных систем: выявляются имеющиеся ресурсы (оборудование, программное обеспечение) и разрабатывается специальная система;
6) внедрение обновленных процессов: интеграция разработанных процессов, обучение сотрудников, переход к новой организации деятельности компании.
Поставленные задачи анализа для целей реинжиниринга бизнеса и бизнес-процессов можно рассмотреть в ключе организационного и технологического реинжиниринга, при этом основная концепция анализа опирается на содержание традиционного анализа хозяйственной деятельности организации. Помимо внутрихозяйственного производственного анализа мероприятий реинжиниринга особое значение имеет внутрихозяйственный анализ (который можно рассмотреть как отдельный бизнес-процесс), включающий в себя следующие подпроцессы:
- анализ абсолютных показателей прибыли;
- анализ показателей рентабельности;
- анализ финансовой устойчивости предприятия;
- анализ ликвидности и платежеспособности, анализ показателей оборачиваемости;
- анализ использования собственного капитала;
- анализ использования заемных средств.
Следует отметить, что основной задачей анализа деятельности по реинжинирингу является подготовка информации для оценки качества управления в различных фазах жизненного цикла организации. Результаты анализа служат для выявления особенностей
функционирования организации в целях принятия управленческих решений по кардинальному перепроектированию и внедрению производственных процессов промышленного предприятия.
Для проведения реинжиниринга предприятия необходимо понимание того, как функционирует предприятие на данный момент. Это означает, что для проведения реинжиниринга бизнеса и его бизнес-процессов необходимо провести систему процедур по диагностике и анализу текущего состояния и составлению моделей существующего бизнеса. Этот этап реинжиниринга бизнеса называют обратным реинжинирингом (взаимосвязь обратного и прямого реинжиниринга), назначение которого носит многоцелевой характер: возможность проведения диагностики бизнеса и создания моделей радикальной перестройки; является базой для дальнейших радикальных преобразований; составляет единое целое с прямым реинжинирингом в рамках системного реинжниринга организации; осуществляет диагностику состояния бизнеса и бизнес-процессов
Диагностику текущего состояния промышленного предприятия и анализ протекающих бизнес-процессов необходимо осуществлять с целью выявления проблемных областей (бизнес-процессов) существующего бизнеса и причин возникновения кризиса, что в дальнейшем позволит оптимизировать данные процессы на основе системного реинжиниринга, а также разработать эффективную стратегию бизнеса предприятия. Поэтому анализ бизнес-процессов промышленных предприятий логично осуществлять посредством выявления вероятности ухудшения финансового состояния с применением методов оценки различных параметров, составляющих совокупность бизнеса предприятия.
Применение методов оценки финансовых показателей бизнеса и составляющих его бизнес-процессов как наиболее значимого параметра позволят предвидеть их ухудшение и принять превентивные меры, наметить программу стратегического планирования и управления.
В последнее время все больше российских компаний успешно применяют методологию реинжиниринга, как правило, в области преобразования бизнес-процессов, техно-
логии, методов работы, инфраструктуры, корпоративной культуры.
Брюс Хант, директор по управленческому консультированию аудиторской компании «К.РМО» (Санкт-Петербург), рекомендует начинать пробный проект в той сфере деятельности, в которой он может принести должный успеху. Он считает, что основными составляющими процесса управления изменениями являются оценка готовности организаций к ним и разработка плана их внедрения. Должны быть определены роли сотрудников, участвующих в процессе изменений, а также людей, которые не имеют формальной власти в организации, но могут использовать свое влияние в коллективе для инициирования процесса изменений.
В заключение заметим, что 50-70 % проектов, связанных с реинжинирингом бизнес-процессов, заканчивается неудачами. М. Хаммер и Дж. Чампи усматривают основную причину этого в недостаточной радикальности преобразований, внутреннем сопротивлении и недостаточной квалификации менеджеров. Не случайно эти авторы постоянно подчеркивают, что реинжиниринг связан с риском. Но это не тот риск, что возникает при игре в рулетку, а скорее риск, связанный с игрой в шахматы: чем лучше играешь, тем больше шансов на победу. Кроме того, всегда существует возможность повысить свою игровую квалификацию.
Однако немалые опасения экономистов вызывает именно крайняя радикальность реинжиниринга. Увлечение этой концепцией и применение ее по поводу и без повода может привести иногда и к ухудшению ситуации на предприятии, как, впрочем, и при любых радикальных преобразованиях, о чем свидетельствует практика применения реинжиниринга. Так что увлечение инженерными методами совершенствования организации не должно быть чрезмерным. К тому же радикальное преобразование бизнеса необходимо далеко не везде и не всегда. На определенном этапе (а лучше с самого начала) к участию в разработке проекта следует подключить экономистов, социологов, психологов, специалистов по работе с персоналом. Это связано с многообразием тех задач, которые нужно решить в ходе реинжиниринга.
Участие экономистов в процессе РБП необходимо, т. к. они более точно могут
спрогнозировать экономические последствия и оценить реальные результаты преобразований. Увлечение же инженерным подходом может привести к тому, что вновь спроектированная система организации бизнеса не оправдает возлагавшихся на нее надежд из-за низкой экономической квалификации прак-тиков-менеджеров. Что касается России, то многие идеи реинжиниринга бизнес-процессов представляются весьма конструктивными и вполне применимыми на практике и многие российские корпорации берут на
вооружение эти идеи и с успехом внедряют их на практике.
1. Российский В.И. Основы корпоративного управления. Ростов н/Д, 2006,
2. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М., 1998.
3. The New Encyclopaedia Britannica. Macropae-dia / Knowledge in Depth. Chicago, 1994.
Поступила в редакцию 24.11.2011 г.
UDC 338.81
REENGINEERING OF BUSINESS PROCESS AS RADICAL METHOD OF CORPORATE GOVERNANCE OF ENTERPRISES
Andrey Gennadyevich ERMOLENKO, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Saratov, Russian Federation, Post-graduate Student of Accounting Department, e-mail: txd@narod.ru
Using the process approach in the development of corporate governance is largely corresponds with the sign of perfect management. This approach is used as a base in the International Standard ISO 9000:2000. Recently, more and more Russian companies have successfully used the methodology of re-engineering, as a rule, in the transformation of business processes, technologies, methods, infrastructure and corporate culture.
Key words: reengineering business processes; corporate governance; method; enterprise approach.