Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ПО ДЕЯНИЯМ АПОСТОЛОВ'

ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ПО ДЕЯНИЯМ АПОСТОЛОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
512
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПОСТОЛЫ / РАННЕХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА / ЕВХАРИСТИЯ / ПРЕСВИТЕРЫ / КОЛЛЕГИЯ СЕМЕРЫХ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Симинченко Олег Игоревич

В настоящей работе на основе текста Деяний Апостолов с привлечением посланий апостола Павла рассматриваются вопросы организации раннехристианской общины и обрядов первых веков христианства, прежде всего, Евхаристии. Автором предпринимается попытка охарактеризовать устройство власти Церкви в I в. н.э., проследив изменения в ней после гонений Ирода 44 г. н.э. В статье уделяется внимание деятельности первых учеников Иисуса Христа, в рамках которой выделяются проповедь, распределение пожертвований среди нуждающихся, крещение, отправление Евхаристии и рукоположение. Отдельно автор рассматривает проповедь Апостолов в качестве важнейшего средства распространения Благовестия, выделяя ключевые места её проведения. Текст статьи содержит размышления о вопросе лидерства среди учеников Христа. Автор также характеризует иерархическую лестницу ранней Церкви, оценивая положение каждого из её элементов. Среди прочего исследование касается вопроса первенства Иерусалима в формирующейся Вселенской Церкви и статуса поместных христианских общин на примере Антиохии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF EARLY CRISTIAN COMMUNITIES ACCORDING TO THE ACTS OF THE APOSTLES

The article draws on the Acts of the Apostles and Pauline epistles to explore the issues of the structure of the early Christian community. In the text the early Christian rituals, primarily the Eucharist, are also considered. The author attempts to characterize the power structure of the Church in the first century AD, tracing the changes in it after the persecution of Herod in 44 AD. The article focuses on the activities of the first disciples of Jesus Christ, in which the sermon, the distribution of donations among the needy, baptism, the Eucharist and ordination are emphasized. The author pays close attention to the preaching of the Apostles as the most important mean of spreading the Gospel, pointing out the key places where sermons took place. The article contains considerations on the leadership among the disciples of Christ. The author also characterizes the hierarchy of the early Church, assessing each position of its elements. Among other things, the study concerns the primacy of Jerusalem in the emerging Universal Church and the status of local Christian communities on the example of Antioch.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ РАННЕХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЕЙ ПО ДЕЯНИЯМ АПОСТОЛОВ»

Организация раннехристианских церквей по Деяниям Апостолов The organization of Early Cristian communities according to the Acts of the Apostles

Симинченко Олег Игоревич,

Бакалавр

Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Россия, Москва siminchencko. oleg@yandex. ru

Siminchenko Oleg

Bachelor's student Faculty of history Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow siminchencko. oleg@yandex. ru

Научный руководитель: Трухина Н.Н.

Доцент, кандидат исторических наук МГУ им. М.В. Ломоносова Россия, Москва

Scientific supervisor: Trukhina Natalia

Associate professor, candidate of historical sciences Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow

Аннотация.

В настоящей работе на основе текста Деяний Апостолов с привлечением посланий апостола Павла рассматриваются вопросы организации раннехристианской общины и обрядов первых веков христианства, прежде всего, Евхаристии. Автором предпринимается попытка охарактеризовать устройство власти Церкви в I в. н.э., проследив изменения в ней после гонений Ирода 44 г. н.э. В статье уделяется внимание деятельности первых учеников Иисуса Христа, в рамках которой выделяются проповедь, распределение пожертвований среди нуждающихся, крещение, отправление Евхаристии и рукоположение. Отдельно автор рассматривает проповедь Апостолов в качестве важнейшего средства распространения Благовестия, выделяя ключевые места её проведения. Текст статьи содержит размышления о вопросе лидерства среди учеников Христа. Автор также характеризует иерархическую лестницу ранней Церкви, оценивая положение каждого из её элементов. Среди прочего исследование касается вопроса первенства Иерусалима в формирующейся Вселенской Церкви и статуса поместных христианских общин на примере Антиохии.

Annotation.

The article draws on the Acts of the Apostles and Pauline epistles to explore the issues of the structure of the early Christian community. In the text the early Christian rituals, primarily the Eucharist, are also considered. The author attempts to characterize the power structure of the Church in the first century AD, tracing the changes in it after the persecution of Herod in 44 AD. The article focuses on the activities of the first disciples of Jesus Christ, in which the sermon, the distribution of donations among the needy, baptism, the Eucharist and ordination are emphasized. The author pays close attention to the preaching of the Apostles as the most important mean of spreading the Gospel, pointing out the key places where sermons took place. The article contains considerations on the leadership among the disciples of Christ. The author also characterizes the hierarchy of the early Church, assessing each position of its elements. Among other things, the study concerns the primacy of Jerusalem in the emerging Universal Church and the status of local Christian communities on the example of Antioch.

Ключевые слова: Апостолы, раннехристианская община, Евхаристия, пресвитеры, коллегия семерых.

Key words: Apostles, early Christian community, Eucharist, Presbyter, Seven Deacons.

Введение.

В наши дни христианство является самой крупной по числу приверженцев из всех мировых религий. Около 2,4 млрд людей, проживающих на всех обитаемых материках планеты, соотносит себя с учением Иисуса Христа. Церковь была и остаётся одним из важных институтов современного общества, во многом определив общечеловеческие морально-нравственные ценности. Неотъемлемой чертой христианской Церкви является консерватизм, стремление сохранить традиции, передаваемые из поколения в поколение. Во многом и современные догмы имеют много общего со своими древнейшими прообразами. Значит, чтобы понять устройство современной Церкви, сложный символизм, вплетённый в каноны строительства храмов, написания икон, проведения службы, Таинств и других обрядов, необходимо проследить историю их возникновения. Это хронологическая цепочка через определённое время приведет нас к I в. н.э., когда и оформилось учение Иисуса Христа. Именно с этим периодом христиане связывают, пожалуй, самое главное событие в истории человечества - Воскресение Спасителя. Первый век нашей эры также получил название апостольского, ведь на него пришлась миссионерская деятельность ближайших учеников Иисуса Христа. Именно в эту эпоху Благовестие начинает распространяться по Римской империи, и закладываются основы жизни христианских общин. Настоящая работа будет ориентирована на рассмотрение устройства Церкви апостольского периода и основных тенденциях её ранней истории. Почему именно эти аспекты представляются наиболее важными? Вероятно, потому что организационная структура общины - это тот необходимый стержень, складывающийся постепенно и делающий само существование института Церкви возможным. Более того, при характеристике раннехристианского устройства Церкви будут затронуты и ряд смежных вопросов, касающихся, например, обрядовой стороны общинной жизни. Для реконструкции этого сложного социального организма нам потребуется не менее основательный источник, который позволит рассмотреть реалии I в. н.э. Им является Деяния святых Апостолов, и о которых мы поговорим в следующей части данного исследования.

Обзор источника.

Деяния святых Апостолов являются одной из двадцати семи книг Нового Завета. Как считается, источник был написан евангелистом Лукой, апостолом от семидесяти. Известно, что он был активным сподвижником апостола Павла, одного из главных персонажей повествования Деяний. Вопрос о дате написания Деяний является достаточно спорным. Нам представляется, что наиболее убедительным вариантом датировки являются 60 годы I в. н.э. Посмотрим, чем же можно аргументировать соотнесение создания текста Деяний с этим периодом. Во-первых, повествование в источнике резко обрывается на эпизоде прибытия апостола Павла в Рим. Это может говорить о том, что знаменитые римские узы (61-63 гг. н.э.) подвижника были современны написанию Деяний. В пользу предложенной датировки говорит и отсутствие каких-либо упоминаний о разрушении Иерусалима в 70 г. н.э. Понимая значение этого города для христианского мира, нам было бы сложно предположить, что апостол Лука просто пренебрег описанием столь крупного события.

Теперь попытаемся ответить на более важный вопрос: какие возможности дают Деяния для характеристики организации раннехристианских Церквей? Данный источник позволяет нам познакомиться со структурой христианской общины, иерархией «служений» или должностей, месте Апостолов в ней. Деяния снабжают нас необходимой информацией о взаимоотношении Церквей, сформировавшихся во многом благодаря миссионерской деятельности учеников Иисуса Христа на огромном пространстве от Иерусалима до Рима. В тексте привлечённого источника представлены и основные вехи распространения Благовестия. В целом Деяния насыщены большим количеством фактов, которые помогут нам реконструировать реалии церковной жизни I в. н.э. К слову, приводимые в источнике свидетельства ценны ещё и тем, что они написаны непосредственным участником второго миссионерского путешествия апостола Павла. Об этом свидетельствует использование местоимения «мы» в повествовании, связанным с посещением апостолами Македонии: «мы положили

отправиться в Македонию» [Деян. 16:10]; «мы прямо прибыли в Самофракию» [Деян. 16:11]; «В этом городе мы пробыли несколько дней» [Деян. 16:12]; «В день же субботний мы вышли за город к реке» [Деян. 16:13]. Апостол Лука отличился и собственными попытками распространения Благовестия в ряде североафриканских земель (Фиваиде, Египте и Ливии) [1]. Таким образом, автор Деяний, вероятно, обладал необходимыми знаниями и опытом, которые позволили ему создать наиболее полную картину первого века существования христианства.

Тем не менее, некоторые особенности Деяний накладывают ограничения на настоящее исследование. Какие же особенности источника можно назвать? Прежде всего, это неполнота повествования, отмеченная нами ранее. Действительно, биография апостола Павла резко обрывается после его прибытия в Рим. Кроме того, большая часть повествования посвящена именно апостолу Павлу и его миссионерской деятельности, про других деятелей Церкви говорится крайне мало. Объяснение этому даёт епископ Кассиан (Безобразов). Автор одной из наиболее авторитетных работ в области истории Церкви («Христос и первое христианское поколение») считает, что «историческая цель евангелиста не была его последнею целью». Возникает закономерный вопрос: в чём же апостол Лука видел свою цель? Епископ Кассиан убеждён, что евангелист, главным образом, был «озабочен религиозным воспитанием Феофила и той среды, которая за ним стояла» [5, с. 220]. Подтверждение позиции автора мы видим в Деян. 1:1. Данный отрывок показывает, что Деяния были адресованы Феофилу [Деян. 1:1], который, вероятно, был язычником, обращённым апостолом Павлом в христианство.

Какие ещё аспекты раннехристианской жизни были упущены или недостаточно обстоятельно раскрыты Дееписателем? К их числу можно отнести тему поместных церквей, которая в недостаточной степени представлена в источнике. Ведь на основе материалов Деяний у нас есть возможность составить характеристику только по Антиохийской общине. Некоторые важнейшие обрядовые элементы церковной жизни, такие как Таинство Евхаристии, крайне скудно отражены в Деяниях. Оговоренные ограничения используемого источника указывают на справедливость привлечения иных материалов по истории раннехристианской общины.

Какие документы помогли бы нам освятить недостающие аспекты церковной жизни? Вероятно, данной задаче отвечают послания апостола Павла, без которых, как нам представляется, невозможно комплексное изучение рассматриваемой темы. Безусловно, в настоящей работе мы обратимся лишь к некоторым из них, в частности к Первому посланию к Коринфлянам, а также посланиям к Колоссянам и Ефесянам. Дадим им краткую характеристику.

Первое послание к Коринфлянам было написано апостолом Павлом во время его пребывания в Эфесе во время третьего миссионерского путешествия. В послании содержится критика нравственности представителей Коринфской общины, обличаются многочисленные грехи местных христиан. Апостол Павел среди прочего обращает внимание слушателей на Таинство Евхаристии, обряд проведения которой подробно раскрывается в тексте.

Послания к Колоссянам и Ефесянам были составлены апостолом Павлом во время его римских уз. В текстах отсутствуют личные приветствия, значит, автор обращается к Церквям, которых он лично не знает. Тем не менее, вводная часть источников, представленная обращением к членам общин, поможет нам выяснить, как назывались прихожане до появления термина «христиане».

Таким образом, привлечение дополнительных источников, с одной стороны, позволит детальнее рассмотреть Таинство Евхаристии, нормы проведения и его символизм, а с другой, выявить те обозначения членов христианской общины, которые использовались до появления названия «христиане».

Обзор литературы.

Теперь нам необходимо обратиться к историографии раннехристианской Церкви, чтобы выявить степень изученности данной темы. Построить данный раздел работы нам кажется целесообразным на основе рассмотрения ключевых проблем начального периода истории христианства.

Во-первых, необходимо обратить внимание на вопрос административной и харизматической иерархии. Епископ Кассиан (Безобразов) в труде «Христос и первое христианское поколение», не отрицая наличие административной иерархии Церкви, обращает внимание на значительную роль личных качеств учеников Христа в деле организации общинной жизни. Так, например, успех деятельности апостола Павла связывается исследователем с определенной чертой его характера: «...особенно сказалась железная воля ап. Павла в осуществлении им пастырской власти» [5, с. 260]. Схожую позицию занимает русский богослов В.Н. Мышцын, который указывает на важность авторитета Апостолов в вопросах управления как Иерусалимской Церковью, так и поместными общинами [10, c. 17-22]. Другой известный дореволюционный исследователь А.П. Лебедев отрицает связь Апостолов с административной деятельностью: «Да и сама природа таких должностей, как апостольство и пророчество, исключала возможность занятия административными делами христианских церквей» [7, с. 13-14]. Несколько иного мнения придерживается Н.Н. Афанасьев. Автор говорит о взаимодействии харизматических и институциональных начал в апостольском служении: «Между харизмой и служением имеется взаимная связь: дар преподается для служения, а потому, если нет дара Духа, то нет и служения, но если нет служения, то и нет дара» [3, с. 185].

Внимание к харизматической стороне апостольского служения также уделяли многие западные исследователи. Например, немецкий юрист Р. Зом решительно отвергает иерархическое и организационное начала в Церкви: «.организация христиан не есть правовая, но харизматическая организация» [6, с. 42].

Советские историки в большинстве своём вслед за своими зарубежными коллегами придерживались точки зрения о превалировании харизматического характера власти учеников Христа. Так, И.С. Свенцицкая убеждена в отсутствии «выработанной регламентации повседневной жизни». Она не видит «никаких следов иерархии должностей в первых общинах христиан» [13, с. 103-104]. Я.А. Ленцман ставит под сомнение наличие аппарата управления общинами [9, с. 114-135], а М.М. Кубланов вообще называет деятельность Апостолов «энтузиастической» [7, с. 112-137]. Историк даже предполагает, что круг Апостолов не был закрытым, и любой человек «с харизматическими свойствами» мог стать одними из них.

Во-вторых, целесообразно отдельно рассмотреть мнения историков о руководстве Иерусалимской общины. Стоит отметить, что подавляющее большинство концепций ставит во главу Церкви именно Апостолов. Это вынуждает нас остановиться на более частных историографических аспектах. Епископ Кассиан, несмотря на признание коллективного характера управления, отдельно выделяет апостола Петра, как негласного руководителя общины. Исследователь также подразделяет учеников Христа на старших (Иаков, Петр и Иоанн), чьи сферы служения ограничивались лишь иудейским населением, и младшими (Павел и Варнава), которые работали с язычниками и нищими Иерусалимской Церкви [5, с. 287]. В.Н. Мышцын стремится не абсолютизировать власть Апостолов, которая ограничивалась другими членами общины [10, с. 10-17]. Р. Зом видел воплощение верховенства ближайших учеников Христа в обладании полнотой даров: «дарами пророчества, учительства и увещевания» [6, с. 58]. Н.Н. Афанасьев объяснял исключительность апостольского служения уникальностью поставления на эту «единственную и неповторимую» должность [3, с. 179].

В-третьих, одним из наиболее дискуссионных вопросов раннехристианской истории является проблема соотношения терминов «епископ» и «пресвитер». В рассматриваемых нами исследованиях можно выделить общее магистральное направление, обосновывающее синонимичность данных понятий. Епископ Кассиан полагал, что оба термина обозначали одно и то же служение - пресвитерское [5, с. 400]. По мнению

В.Н. Мышцына, которое, к слову, совпадало с теоретическими положениями Р. Зома, понятие «пресвитер» шире понятия «епископ», так как второе давалось только после рукоположения на служение [10, 37-49]. А.П. Лебедев был убежден, что пресвитеры - это окружение епископа, которое не занималось учительством. При этом для исследователя служение «епископа» было должностью по сану, а пресвитерское служение - по возрасту [8, с. 5083]. Н.Н. Афанасьев стоял на более радикальной позиции и доказывал полное сходство терминов, употребляя понятие «епископ-пресвитер» [3, с. 154]. Схожую концепцию предлагает И.С. Свенцицкая. «Никаких сомнений в том, что пресвитеры и епископы одни и те же лица, эти тексты не вызывают», - утверждает историк [15, с. 112]. Современный исследователь Н.Н. Трухина предлагает следующую характеристику рассматриваемых понятий. Термин «епископ» отсылает ко всему начальствующему слою церковного клира. Он обозначает как Епископа (главу поместной Церкви), так и начальников-епископов, членов коллегии пресвитеров [16, с. 254].

Помимо историографии ключевых проблем не менее важно проанализировать подходы исследователей к более частным вопросам. Таким, например, является дискуссия о самоназвании христиан. Наиболее полно и законченно на эту тему рассуждает епископ Кассиан. С его точки зрения, название «христиане» возникло вне Церкви и использовалось в отношении тех, кто говорил о Христе. «Латинские имена на -inus и -anus, а также греческие на -avo<; были широко распространены и выражали принадлежность... имя «христиане» первоначально употреблялось как кличка», - писал русский богослов [5, с. 254].

Отдельно стоит освятить одно из важнейших явлений церковной жизни, а именно Таинство Евхаристии. По мнению митрополита Киприана (Керна), автора основательного исследования по данному вопросу, Евхаристия являлась своеобразным продуктом смешения христианских догм с иудейским и даже античным наследием: «Евхаристия первых веков соединяет в себе элементы еврейского пасхального или субботнего ритуала с характерными чертами античного культа» [2, с. 24]. Не менее интересные замечания делает французский историк и писатель XIX в. Э. Ренан. Являясь популяризатором темы Апостольской Церкви, он затрагивает ключевые вопросы устройства христианских общин, основанных апостолом Павлом, а также нравственных ценностей первых последователей учения Христа. Говоря о Евхаристии, Э. Ренан подчеркивает мистическое значение Таинства для первых христиан: «на нее смотрели, как на мистический акт, посредством которого все соединяются с Христом, а, следовательно, и объединяются в одно целое» [14, с. 74].

Таким образом, из краткого экскурса в историографию по рассматриваемому вопросу становится ясно, что тема раннехристианской Церкви достаточно полно освящена в приведённой литературе. Однако в настоящей работе мы попытаемся сфокусировать своё внимание исключительно на аспектах церковного устройства, не отвлекаясь на ряд смежных вопросов, на основе Деяний Апостолов с точечным привлечением некоторых посланий апостола Павла. Итак, особенность нашего исследования будет состоять в попытке реконструировать механизм работы раннехристианской общины, основываясь не на спектре разных источников, а на наиболее авторитетном сочинении евангелиста Луки.

Апостолы.

Представляется справедливым рассмотреть власть в Церкви путём последовательной характеристики должностей или «служений» церковной иерархии, условно существовавшей в первый век христианства. Для этого необходимо ответить на очень важный, если не ключевой вопрос, данного исследования: кто стоял во главе Иерусалимской церкви до 44 г. н.э.? Прежде чем искать ответ на него, позволю себе сделать некоторые замечания по поводу самого термина «Церковь». Под ним, главным образом, подразумевается определенное объединение христианских общин, которые в совокупности образуют Вселенскую Церковь. Однако это определение не является единственным, ведь Церковью называются и поместные общины. Таким образом, понятие «Церковь» может быть использовано как в обобщенном, так и в частном, конкретном случае. Применительно к заданному

вопросу мы предполагаем рассмотрение именно Иерусалимской Церкви. Также нам кажется необходимым отметить, что историю христианской общины в Иерусалиме в апостольский период можно разделить на два основных периода: до гонения Ирода в 44 г. н.э. и после него. Гонение Ирода представляется своеобразным водоразделом истории христианской общины в Иерусалиме. В результате агрессии против последователей учения Христа Иаков Зеведеев был казнён [Деян. 12:2], а апостол Пётр был заточен в темницу [Деян. 12:4], что повлекло за собой значительные изменения в церковной власти. На данном этапе рассмотрения заявленного вопроса ограничимся лишь этим кратким экскурсом, об изменении власти в Иерусалимской Церкви после 44 г. до н.э. будет отдельно сказано ниже. А пока обратимся к условному первому периоду истории Иерусалимской Церкви.

Даже при поверхностном ознакомлении с текстом Деяний можно отметить частое упоминание двенадцати Апостолов, ближайших учеников Иисуса Христа. Что же показывает данное наблюдение? Вероятно, оно говорит о том, что Апостолы являются одними из центральных персонажей повествования. Однако почему их только двенадцать? Ответ можно попытаться найти в тексте Евангелия от Матфея (19:28), где приводятся слова Иисуса Христа, которые связывают число Апостолов с числом колен Израиля: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». Данный отрывок показывает, что уже Христос закреплял за своими ближайшими учениками главенство в новом христианском Израиле. Другим конкретным показателем главенствующей роли ближайших учеников Христа в раннехристианской общине являются сферы их деятельности, к рассмотрению которых необходимо перейти.

На основе текста Деяний видно, что проповедь является одним из основных видов деятельности Апостолов. Стоит, однако, отметить, что проповедование является прерогативой не ближайших учеников Христа, а христиан в целом. Так, за свою веру пострадал Стефан, пытаясь донести Благовестие до членов Синедриона [Деян. 7:57-60], а Филипп проповедует Слово Божье эфиопскому евнуху, которого вскоре крестит [Деян. 8:38]. Тем не менее, именно проповеди Апостолов легли в основу христианской доктрины.

Итак, в используемом нами источнике показаны основные места проповеднической деятельности. Можно выделить Иерусалимский храм, который ученики Иисуса Христа использовали для распространения Благовестия среди жителей Израиля. Там апостолы Петр и Иоанн, исцелив хромого, обращаются к удивленным прихожанам с проповедью о Воскресении Сына Божьего [Деян. 3:12-26]. Примечательно, что Апостолы обладают умением донести порой непростые мысли до слушающих и объяснить их, не выходя за рамки иудейских традиций. Например, Петр, рассказывая о Благовестии, использовал ссылки на Ветхий Завет, как это было принято в иудейском сообществе, что делало его рассказ понятным для собравшихся израильтян. Текст Деяний показывает, что это была не единственная проповедь у Храма, ведь сразу после освобождения из темницы, в которую их посадили первосвященники, Апостолы снова проповедуют в Храме [Деян. 5:21]. В той же главе присутствует указание на частоту использования учениками Христа Иерусалимского храма для распространения христианского учения: «И всякий день в храме и по домам не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» [Деян. 5:42].

Приведённый отрывок указывает на второе место проведения проповедей, а именно на частные дома. Наиболее известной иллюстрацией этому служит проповедь апостола Петра Корнилию и его семье [Деян. 10:3444]. Апостолы Петр и Сила благовествуют стражнику и всему его дому во время плена в Филиппах: «И проповедали слово Господне ему и всем, бывшим в доме его» [Деян. 16:32]. Беседуя с пресвитерами Ефесской Церкви, апостол Павел также упоминает домашнюю проповедь: «о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам».

Публичные речи Апостолов могли иметь место и в синагогах. Э. Ренан, к слову, уделял им большое внимание при рассмотрении миссионерской деятельности Апостолов и даже ставил их во главу угла: «Установление христианства было бы необъяснимым, если бы не синагоги, которыми прибережный мир Средиземного моря был уже густо покрыт, когда Павел и другие апостолы отправились на проповедь» [14, с. 20]. Свидетельства о проповедях в синагогах мы находим в эпизоде, где Савл, прозрев и приняв христианское учение, отправляется в синагогу и проповедует Слово Божье: «И тотчас стал проповедовать в синагогах об Иисусе, что Он есть Сын Божий» [Деян. 9:20]. Во время пребывания Варнавы и Савла на Кипре: «и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских...» [Деян. 13:5] и т.д. [Деян. 14:1; 17:1; 17:17; 18:4; 18:19; 18:26; 19:8] Как видно из приведенных данных, Апостолы не имели установленного места проповедей, что позволяет нам согласиться с мнением исследователя И.С. Свенцицкой. В монографии «От общины к Церкви» она писала: «Никаких постоянных помещений у христиан не было, они слушали проповеди и молились, где это было возможно» [15, с. 101].

Таким образом, представленные свидетельства указывают на возможность рассматривать проповедь как одно из важнейших видов деятельности Апостолов по распространению Благовестия. Так, в Деяниях присутствуют подтверждения нашему выводу. После проповеди и совершившегося чуда в Пятидесятницу число последователей Иисуса Христа увеличилось на 3000 человек [Деян. 2:41], а после первой проповеди у Храма -на 5000 человек [Деян. 4:4]. Однако было бы неправильно не упомянуть и созидательное значение апостольской проповеди, ведь поместные общины возникают там, где проповедовали ученики Христа. Например, апостолы Варнава и Павел после миссионерских проповедей основывают Церкви в Листре, Иконии и Антиохии, поставляя на служение пресвитеров [Деян. 14:21-23]. Важно подчеркнуть, что все крупные Церкви ведут свою историю от конкретного Апостола. Так, по замечанию епископа Кассиана, «в Римско-Католической Церкви основание христианской общины в Риме считается делом ап. Петра. Его называют первым Римским епископом, с которого начинается ряд Римских пап.» [5, с. 323].

Общеизвестно, что с древних эпох и до настоящего времени главное Таинство христианской Церкви -это вкушение хлеба и вина, как Тела и Крови Христовой. Это Таинство мы знаем как Евхаристию. Выясним, есть ли изображение Евхаристии в нашем источнике. В Деяниях есть указания на совершение Апостолами важнейшего таинства Евхаристии, предназначенного для христиан. В Деян. 2:46 присутствует упоминание преломления хлеба по домам («И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» [Деян. 2:46]), что исследователи толкуют как совершение Евхаристии. Можно предположить, что Таинство могло быть исполнено только авторитетными членами Иерусалимской общины, какими и являлись Апостолы. О преломлении хлеба говорится и в эпизоде пребывания апостола Павла в Троаде: «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи» [Деян. 20:7]. Так как вкушение хлеба, олицетворяющего Тело Христа, является неотъемлемой частью Евхаристии, мы можем предположить, что в упомянутом эпизоде действительно упоминается это Таинство. Примечательно, что данный эпизод показывает все основные составляющие евхаристического обряда: учение, собрание всех вкупе, преломление хлеба. Для полного рассмотрения всех возможных упоминаний Евхаристии следует обратиться к Деян. 12:12-17, где упоминается собрание в доме Марии, матери Иоанна-Марка [Деян. 12:12-17]. В данном отрывке Деяний мы не видим отображения каких-либо атрибутов Евхаристии. Нет ни свидетельств о преломлении хлеба, ни о вкушении вина, не говорится и об общей трапезе. Это вечернее собрание не может быть истолковано нами как евхаристическое. Тем не менее, текст Деяний снабжает нас некоторыми свидетельствами проведения Евхаристии, что позволяет нам включить её в сферу апостольской деятельности. Необходимо,

однако, учитывать, что исполнение рассматриваемого Таинства не стоит связывать только с апостольской деятельностью, ведь в Деяниях нет указаний на исключительное право учеников Христа совершать Евхаристию.

Выявленная выше составляющая служения Апостолов относится непосредственно к духовной жизни христианской общины. Занимались ли они хозяйственными вопросами? Представляется справедливым, что существование довольно крупной общности людей, расселенной не только в Иерусалиме, но, как мы выясним в дальнейшем, других достаточно отдалённых регионах, невозможно без организации хозяйства. Как видно из Деяний, у Церкви были общие средства, основным источником пополнения которых были милостыни. Верующие продавали своё имущество и приносили вырученное Апостолам. Данное явления, вероятно, является достаточно распространенным, учитывая многочисленные упоминания продаж имущества с целью помощи нуждающимся, часто встречаются в тексте: Деян. 2:45, 4:34-35, 5:1-2. Установив факт наличия единого фонда церковных средств, мы должны охарактеризовать роль Апостолов в организации этого процесса. Текст Деяний ясно показывает, что руководителями сбора и распределения денежных средств являлись именно ученики Иисуса Христа. Так, заметна интересная деталь преподнесения вырученного верующими. Они кладут средства непосредственно к ногам Апостолов: «и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду...» [Деян. 4:35] (схожие свидетельства присутствуют и в Деян. 4:37, 5:2). За Апостолами закреплено право наказывать тех, кто нарушает установленные правила. В Деян. 5 рассказывается история Анании и Сапфиры, которые утаили часть полученных средств и были наказаны апостолом Петром [Деян. 5:1-10]. Не менее убедительным аргументом наличия у Апостолов обязанностей по контролю над финансовыми операциями является эпизод избрания семерых [Деян. 6:1-3], основные задачи которых носили хозяйственный характер. В частности, Апостолы передали им обязанность распределения милостыни среди нуждающихся [Деян. 6:1-3]. Это говорит о том, что эта задача ранее входила в сферу деятельности учеников Христа.

Однако обязанности Апостолов не ограничивались вышеперечисленным. Другой составляющей их деятельности, как и всех других верующих, было крещение, которое позволяло новообращенным христианам приобщиться к Церкви. В рассматриваемом тексте это отображено в эпизоде крещения самаритян Филиппом [Деян. 8:12] и семьи Корнилия апостолом Петром [Деян. 10:48]. Апостолы могли также рукоположить на церковные должности или служения. Так, в уже упомянутой Деян. 6 всеми Апостолами через возложение рук возводятся в служение семеро [Деян. 6:6], в Деян. 14 апостол Павел ставит пресвитеров в Листре, Иконии и Антиохии. Назначение «служений» [Деян. 14:20-23], таким образом, является ещё одной административной задачей Апостолов.

Необходимо отметить, что Апостолы на протяжении повествования рассматриваются как некоторая общность. Однако среди них выделяются наиболее яркие личности, выделяющиеся силой благодати и авторитетом, такие как апостол Пётр [Деян. 1:15, 2:14, 3:12, 4:8, 5:29, 8:14, 9:32, 10:5, 11:2, 12:3], имя которого часто употребляется в повествовании. Больший авторитет апостола Петра заметен благодаря нескольким ярким эпизодам: выноса больных на улицы, чтобы «...тень проходящего Петра осенила кого из них» [Деян. 5:15], воскресения Тавифы Петром [Деян. 9:40-41], крещения семьи Корнилия, первых язычников, опять же Петром [Деян. 10:48], освобождения Петра из темницы Ангелами [Деян. 12:7-11]. В Деян. 3:1, 4:13, 8:14 три раза упоминается апостол Иоанн. Также отдельно говорится об апостоле Иакове Зеведееве [Деян. 12:2].

Однако можем ли мы говорить, что Апостолы имели лидера? В целом на роль апостольского лидера наиболее подходит апостол Пётр, которого текст Деяний, как мы уже выяснили, выделяет на фоне остальных учеников Христа. Однако сам же Пётр вынужден отчитываться перед Апостолами о крещении им язычников [Деян. 11:4]. Также на Первом Апостольском соборе в Иерусалиме апостол Пётр не играет решающей роли, выступив перед собравшимися лишь с короткой речью [Деян. 15:7-11]. Окончательное решение принимается

коллективно всеми Апостолами и пресвитерами при заметном участии Иакова, брата Господня, который сказал заключительную речь [Деян. 15:13-21]. Уже упомянутая сцена принесения средств, вырученных от продажи имущества, приносится именно к ногам всех Апостолов. Не менее показательно и решение о принятии двенадцатого апостола взамен Иуде, которое происходит не по прямому назначению, а по жребию, в чём выражается Божья воля [Деян. 1:26]. В эпизоде схождения Святого Духа [Деян. 2:4] благодать сходит на всех Апостолов без исключения. Духовное равенство двенадцати учеников Христа подчеркивается и в следующих словах Дееписателя: «.великая благодать была на всех их» [Деян. 4:33]. Все вышеотмеченные аспекты рассматриваемого вопроса не позволяют нам утверждать о наличие лидера среди Апостолов.

Охарактеризовав сферы деятельности Апостолов, необходимо ответить на поставленный в начале главы вопрос о власти в христианской общине. Как видно из вышесказанного, в руках ближайших учеников Иисуса Христа было сосредоточено большинство нитей управления общиной в Иерусалиме. Они распространяли Благовестие и основывали поместные Церкви, распоряжались общинными средствами и проводили Евхаристию. Можно предположить, что определенное влияние имела коллегия семерых. Тем не менее, она сама подчиняется Апостолам и занимается исключительно хозяйственными делами, что не позволяет нам связывать осуществление контроля над Иерусалимской Церковью с семерыми. Помимо Апостолов, в повествовании также упоминаются братья Господни (Иаков, Иосия, Иуда и Симон), перечисленные в главе 1 среди присутствующих на собрании в горнице [Деян. 1:13]. Однако в следующих главах упоминается только один из них — Иаков [Деян. 12:17]. Получается, что братья Господни также не могут считаться лидерами христианской общины, ведь текст Деяний никак не выделяет их из повествования. Таким образом, мы можем утверждать, что во главе Церкви, по крайней мере до определённого момента, стояли двенадцать ближайших учеников Иисуса Христа.

Почему же мы делаем оговорку, что Апостолы сохраняли власть в общине лишь до определенного времени? Потому что в последующем повествовании исчезает упоминание Апостолов [Деян. 17-28], что знаменует собой начало второго периода истории Иерусалимской Церкви. Гонение Ирода 44 года, о котором было кратко сказано в самом начале главы, стало поворотным моментом в истории христианской церкви, ведь после гонений в Иерусалиме оставались только Иаков и Петр, что положило конец коллективному руководству Апостолов (33-44 гг.). Кто же тогда осуществлял руководство христианской Церковью? Можно предположить, что единоличная власть в Иерусалимской Церкви стала принадлежать Иакову, брату Господню. Епископ Кассиан признает, что новое положение Иакова после гонения Ирода стала очень близко к положению Епископа (т.е. главы общины как мы это выясним в соответствующей главе): «По существу, его положение как первоиерарха христианского мира было, конечно, положение епископа в историческом смысле этого термина» [5, с. 319]. Так, именно он упоминается в наиболее важных эпизодах после 12 главы. Апостол Пётр, освободившись из тюрьмы приходит к дому Марии, рассказав всем присутствующим о своём чудесном спасении, а также просит передать сказанное Иакову [Деян. 12:17]. Иаков выступает последним на Первом Апостольском соборе, что подчёркивает его высокую роль в принятии Апостолами и пресвитерами окончательного решения [Деян. 15:13]. Третье появление Иакова связано с прибытием апостола Павла в Иерусалим после третьего миссионерского путешествия. Апостол, прибыв в город, приходит именно к Иакову. Рассмотренные примеры ставят Иакова в центр жизни Иерусалимской Церкви после 12 главы, что позволяет говорить не только о его главенствующей роли, но и единоличной власти в ней.

Подводя итоги главе, стоит отметить, что власть в Иерусалимской Церкви принадлежала Апостолам. Несмотря на то, что текст Деяний выделяет среди них наиболее ярких личностей, они осуществляли контроль над общиной коллективным способом. В сферу их деятельности входили как духовные, так и хозяйственно-административные задачи. К числу первых относились проповеди и проведение Таинства Евхаристии, также к

ним можно отнести и крещение. В состав вторых входил сбор и распределение средств внутри христианской общины и рукоположение в «служения». Власть Апостолов сохранилась вплоть до гонения Ирода, после которого руководство Церковью перешло в руки Иакова, брата Господня.

Культ.

Очевидно, что одним из основных элементов церковной жизни является культ. В тексте Деяний, как мы уже выяснили, присутствует немногочисленные упоминания всего лишь одного Таинства - Евхаристии, на характеристике которого стоит остановиться подробнее. Сам термин «Евхаристия» происходит от греческого слова еи-харюпа, означающего «благодарность». Первая часть евхаристического обряда состояла из трапезы, повторяющей новозаветный эпизод Тайной вечери (когда Иисус Христос вместе с двенадцатью учениками провели совместную трапезу, после которой Спаситель произнес следующие слова: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое.» и «Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов»). Вторая священная часть начиналась с благодарения над чашей с произнесением молитвы, после чего пресуществлялись хлеб и вино. Примечательно, что в современной Церкви сохраняются некоторые элементы раннехристианской практики исполнения Евхаристии: слова Спасителя, сказанные им на Тайной вечери, до сих пор произносятся на литургии во время Евхаристического канона, а благодарственная молитва над чашей идентична древнееврейской молитве Богу-Отцу.

Для более подробного рассмотрения Таинства обратимся к Первому посланию к Коринфлянам. Из текста послания видно, что уже в апостольское время присутствуют ранние представления о значении вкушения хлеба, олицетворяющего Тело Христа, и вина, олицетворяющего Его Кровь, что является неотъемлемым положением догм Церкви и по сей день. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» [1Кор. 10:16], - пишет апостол Павел. Собственно, преломление хлеба (кЛясг^ тои артои) и именуется Евхаристией [Деян. 2:46], однако имеют место и другое название данного Таинства - Вечеря Господня (киргакш 5еíпvоv) [2, с. 23]. Что же означает Евхаристия для христианина? Текст послания к Коринфлянам отображает глубокий смысл, заложенный в основе проведения Таинства. Соблюдая аналогию с Тайной вечерей, апостол Павел допускает вкушения пищи перед Евхаристией [1Кор. 11:34]. По мнению епископа Кассиана (Безобразова), Евхаристия была неотделима от агапы, братской трапезы первых христиан [5, с. 346], которую апостол Павел называет «вечерей Господней» [1Кор. 11:20, 25, 33], что достаточно резко контрастирует с сегодняшними евхаристическими традициями, отрицающими возможность приёма пищи перед Таинством. Хотелось бы обратить отдельное внимание на упомянутую ранее молитву Богу-Отцу, которая, как нам представляется, может указывать на сохранение в христианских обрядах ещё более древних традиций. Так, митрополит Киприан (Керн) полагал, что «Евхаристия первых веков соединяет в себе элементы еврейского пасхального или субботнего ритуала с характерными чертами античного культа» [2, с. 24].

Однако вернёмся к рассмотрению обрядовой стороны Евхаристии. На вечернюю трапезу верующие приносят пищу и поровну разделяют её между собравшимися [1Кор. 11:21]. Трапеза отображает единство Церкви. Данной цели служит и преломление хлеба христианами: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» [1Кор. 10:17]. Хотелось бы отметить, что данную фразу апостола Павла не стоит понимать буквально, христиане не преломляли все вместе какой-то один хлеб. В данном контексте хлеб стоит понимать как Тело Христово или Церковь, которая едина для всех верующих. Как известно, Первое послание к Коринфлянам написано апостолом Павлом с целью критики манеры коринфлян приобщаться к Телу и Крови Христовой. Проследив суть претензий Апостола, мы сможем выявить дополнительные детали таинства Евхаристии. Так, вкушение хлеба и потребление вина рассматриваются апостолом Павлом не как некоторую

символику, а как мистическое соединение со Христом. На эту черту Таинства указывал и Э. Ренан. Исследователь характеризовал Евхаристию как особый «мистический акт», который объединял участников обряда в одно целое [14, с. 74]. Уверенность Апостола в реальности происходящего демонстрируется в самом Послании, которое обязывает верующих достойно подходить к совершению Евхаристии [1Кор. 11:27]. Для него данное Таинство -способ приобщения верующего к Господу [1Кор. 10:16], что делает его одним из самых важных в Церкви. Ведь без земного соединения не может быть и посмертного соединения с Христом. Преломление хлеба должно сопровождаться рассуждениями о Господе, что делает данное Таинство необходимым не только для символического приобщения ко Христу, но и ментального осмысления его жертвы. Апостол Павел говорит об осуждении человека, который этим рассуждением пренебрегает [1Кор. 11:29]. Слова апостола Павла показывают ключевую значимость Таинства для Церкви, как структурообразующего обрядового элемента.

Таким образом, обрядовая сторона жизни Церкви представлена в Деяниях проведением Евхаристии, принципиально важного элемента раннехристианского культа. Мистическая составляющая этого Таинства представляется в параллелях с новозаветным эпизодом Тайной вечери, который, как и Евхаристия, отображает единство Церкви. В апостольскую эпоху закладываются догматические основы исполнения Таинства, которых мы придерживаемся и сегодня. Корни Евхаристии уходят к древним иудейским традициям, выражающимся в нормах исполнения Таинства.

Пресвитеры, семеро и паства.

Охарактеризовав власть Апостолов, стоявших во главе христианской общины, мы перейдем на уровень ниже и рассмотрим вопросы, связанные с пресвитерами. Для начала выясним, в каких местах текста источника есть упоминаниях о них. В сцене сбора средств на нужды Иерусалимской Церкви присутствуют первые в Деяниях сведения о пресвитерах [Деян. 11:30]. Являясь участниками Первого Апостольского собора, они часто упоминаются в главе 15 [Деян. 15:2, 4, 6, 22, 23]. Отдельные сообщения о пресвитерах присутствуют также в Деян. 14:23, 16:4, 20:17, 21:18.

Таким образом, отделив материал о пресвитерах из общего повествования текста Деяний, мы можем перейти к характеристике их положения в Церкви. После знакомства с данными свидетельствами складывается представление о пресвитерах, как о христианских служителях, находящихся во главе христианских общин. В эпизоде сбора средств на нужды Иерусалимской Церкви они передаются именно пресвитерам [Деян. 11:30]. Учитывая, что ранее, как мы уже выяснили в предыдущей главе, денежные средства возлагались к ногам Апостолов [Деян. 4:35], которые руководили Церковью, роль пресвитеров в делах христианской общины можно охарактеризовать решающей и главенствующей.

Что же ещё указывает на столь высокое положение пресвитеров? Возможно, их отдельное упоминание на Первом Апостольском Соборе вместе с учениками Христа: «Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» [Деян. 15:6]. Несмотря на то, что в тексте Деяний отсутствует упоминание выступлений пресвитеров, они вместе с Апостолами принимают окончательное решение Собора [Деян. 15:22]. Это решение связывается как с Апостолами, так и с пресвитерами, ведь они вместе упоминаются в письме к христианам Антиохии о результатах Собора: «.написав и вручив им следующее: "Апостолы и пресвитеры и братия -находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться» [Деян. 15:23]. Данное свидетельство о причастности пресвитеров к итогам Апостольского собора подчеркивает их важнейшую роль в жизни христианской общины.

Мы также отметим тот факт, что во время второго миссионерского путешествия апостол Павел ставит новым поместным Церквям пресвитеров, то есть руководителей и представителей [Деян. 14:21-23]. Их определяющая роль в делах поместных общин видна и по следующему эпизоду Деяний. Апостол Павел, не желая

задерживаться в Эфесе, вызывает именно пресвитеров, чтобы дать им последнее наставление [Деян. 20:17-34]. В данном наставлении Апостол называет их епископами (¿токолог) или блюстителями в русском переводе, подчеркивая их ответственность перед верующими («Итак внимайте себе и всему стаду.» [Деян. 20:28]). Это единственное место в тексте Деяний, где используется термин «епископы», что наглядно демонстрируем нам путаницу понятий. По мнению В.Н. Мышцына, милетская речь апостола Павла, обращенная к собравшимся пресвитерам, показывает эволюцию их сферы деятельности. Если изначально они были управленцами схожими, как полагает исследователь, с древнееврейскими старостами, то после рассматриваемого события за ними закрепляются и обязанности учительства [10, с. 110-120]. Действительно, в нашем источнике говорится о необходимости противостояния лжеучениям, борьбу с которыми должны вести пресвитеры [Деян. 20:30].

Примечательно ещё и то, что в оригинальном тексте Деяний вместо слова «блюстители» стоит термин «епископы». Данное наблюдение становится весьма интересным в рассматриваемом контексте. Действительно, в историографии по раннехристианской Церкви авторы сходятся во мнении о синонимичности понятий «епископ» и «пресвитер», которые в то время просто путали. В частности, на этот факт указывает Н.Н. Трухина. С точки зрения исследователя, смешение данных понятий продолжалось вплоть до конца II в. н.э. Справедливым представляется и предложенное Н.Н. Трухиной разделение всей церковной иерархии Ш вв. н.э. на два ранга: начальствующих и услуживающих. Начальствующие, во главе которых стоял единоличный глава Епископ, представляли собой определенную общность, состоящую как из епископов, так и пресвитеров, то есть тождественно равных «служений»: «за наименованием епископ, епископы (начальник, начальники) скрывались как Епископ, так и пресвитеры» [16, с. 235]. Таким образом, видна определенная параллель между Иерусалимской общиной и поместными Церквями. И в том, и в другом случае главенство в общине принадлежало одному человеку (Иакову, брату Господню, или Епископу), который находился в окружении коллегии пресвитеров/епископов.

Теперь обратимся к аспекту, связанному с Иерусалимской Церковью. Попытаемся выяснить, какого было положение пресвитеров в городе-центре христианского мира. Известно, что с определенного момента, описанного выше, контроль над Иерусалимской Церковью переходит в руки Иакова, брата Господня. Как мы можем оценить роль пресвитеров в Иерусалиме в условиях смены власти? Сделать определенные предположения можно, основываясь на эпизоде прибытия апостола Петра в Иерусалим после третьего миссионерского путешествия. Из Деяний известно, что Апостола встречает лично Иаков, который показан в окружении пресвитеров [Деян. 21:18]. Вероятно, они были ближайшими помощниками и советниками Иакова, что также подчеркивает их решающую роль в управлении Церковью.

На следующей ступени церковной иерархии раннехристианской общины стоят семеро, о которых у нас сложилось общее представление на основе рассуждения о власти в Церкви. Что мы про них уже знаем? Как было отмечено ранее, семеро - это коллегия выбранных Апостолами людей для заведования имуществом общины, формировавшимся, главным образом, за счёт пожертвований верующих [Деян. 6:3]. Таким образом, необходимо отметить, что за семерыми изначально закреплялись хозяйственные функции, что ставило их ниже Апостолов и пресвитеров. Предложенная концепция Н.Н. Трухиной о возможности разделения церковных «служений» на начальствующих и услуживающих как раз относит семерых ко второму рангу [16, с. 230]. Однако к деятельности семерых можно отнести и некоторые другие церковные служения. Например, в тексте Деяний мы находим примеры проповедей Благовестия, произнесённых членами коллегии семерых. Как уже было отмечено в предыдущей главе, Стефан принимает мученическую смерть за проповедь в Синедрионе [Деян. 7:57-60], а Филипп крестит евнуха после толкования ему Слова Божьего [Деян. 8:38]. Деяния Апостолов также дают возможность задать хронологические рамки существования коллегии семерых. Можно предположить, что она

существовала до гонений на христиан после убийства Стефана первосвященниками в 32 году. В тексте нашего источника прямо говорится, что после гонений «все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» [Деян. 8:1]. А почему эта коллегия состояла именно из семи членов? Ответ на этот непростой вопрос предлагает В.Н. Мышцын, связывая коллегию семерых с древнееврейским правилом постановки во главе города семерых лиц, что указывает на некоторую преемственность устройства христианской общины более древним образцам [10, с. 26].

Дав общую характеристику семерым, мы можем обратиться к более важному вопросу о правомерности отождествления их с дьяконами. Заранее необходимо отметить, что в самом тексте Деяний термин «дьякон» не употребляется (однако присутствует в посланиях апостола Павла), тем не менее, возможность рассуждения о заявленной проблеме представляются вполне уместными. Как известно, труды церковных деятелей Ш-ГУ вв. создают определенные параллели новозаветных «служений» с ветхозаветными. Так, например, дьяконы сравниваются со служителями-левитами, в то время как пресвитеры и епископы - со священниками [16, с. 230]. Данное сопоставление ещё раз показывает более низкий статус «служения» дьяконов. Примечательно, сам термин «дьякон», как показывает Н.Н. Трухина, означает «служитель» или «слуга», что сближает его со сферой деятельности семерых [16, с. 230]. На родство рассматриваемых понятий указывает и российский богослов В.Н. Мышцын, упоминая древнюю практику западных и восточных Церквей II в. ставить семерых дьяконов, в подражание тем самым иерусалимским служителям апостольского века [10, с. 22-37]. Таким образом, разобранный материал позволяет нам говорить о возможности видеть в семерых, если не тождественное дьяконам «служение», то, по крайней мере, их прообраз.

После характеристики основных «служений» раннехристианской общины предлагаю обратить внимание на паству Церкви, разобрав два основных аспекта: название первых христиан и участие верующих в деятельности общины. Впервые слово «христиане» было использовано по отношению к верующим Антиохийской общины: «.ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» [Деян. 11:26]. До этого эпизода последователей Апостолов называли учениками [Деян. 1:15; 6:1, 2, 7; 9:1, 10, 25, 26, 36], братьями [Деян. 1:16; 2:29; 2:37; 3:17; 7:2; 9:30; 11:1], верующими [Деян. 2:44; 4:32]. Для более полного освещения затронутого вопроса целесообразно обратиться и к некоторым посланиям апостола Павла. Так, можно отметить, что в них наравне с вышеперечисленными терминами ещё употребляются наименования «святые» и «верные». Наиболее часто эти эпитеты встречаются в обращениях апостола Павла к верующим в начале его посланий. В послании к Колоссянам, например, вместо слова «христиане» написано следующее: «находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе» [Кол. 1:2]. Схожее обращение присутствует и в послании к Ефесянам: «находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» [Еф. 1:1]. Таким образом, данные слова подменяют название последователей учения Христа. Так, эпитет «святые» до сих пор используется на литургии: «Исповедят небеса чудеса, Господи, ибо истину Твою в Церкви святых» (Прокимны и аллилуиарии дневные, Аллилуиа, гл. 1-й). В этом отрывке современной литургии мы видим, что Церковь христиан называется Церковью святых, тем самым, рассматриваемый эпитет применим ко всем членам христианской общины. Сама литургия обычно заканчивается возгласом священника: «Святая святым», который обозначает принадлежность Святых Даров всем верующим. Что же эпитет «святые» может означать? Вероятно, апостол Павел вкладывает в термин «святость» нравственную чистоту перед Богом. Показательны его слова: «И вас. ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою» [Кол. 1:21-22]. Чистота перед Господом позволяет христианину узнать слово и тайну Божью: «.исполнить слово Божие, тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» [Кол. 1:25-26], что может обеспечить человеку спасение.

Слово «верные» часто употребляется апостолом Павлом в упомянутых посланиях применительно к различным церковным деятелям: «как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова» [Еф. 1:7]; «о мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе» [Еф. 4:7]; «обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель»; «с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим» [Еф. 4:9]. Данный эпитет употребляется и в тексте Деяний. Так, после своего крещения Лидия сказала апостолу Павлу следующее: «если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой и живите у меня» [Деян. 16:15]. Очевидно, что интересующее нас слово употреблено не в прямом значении, а также заменяет самоназвание «христиане», так как Лидия только что крестилась и ещё не могла доказать свою верность учению Христа. Из рассмотренных примеров следует, что эпитет «верный» является неотъемлемой чертой настоящего христианина. Итак, святость и верность имеют ключевое значение для христианина, что, вероятно, объясняет использование этих терминов по отношению к членам Церкви.

Вероятно, вместо самоназвания «христиане» также используется слово «ученики». Например, в эпизоде выбора двенадцатого Апостола Пётр обращается к собравшимся верующим со следующими словами: «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал.» [Деян. 1:15]. Использование Дееписателем термин «ученики», а не «христиане» позволяет нам отнести интересующее нас слову к списку самоназваний последователей учения Христа.

Вторым аспектом, который бы мне хотелось рассмотреть, является вопрос об участии паствы в жизни раннехристианской Церкви. В тексте Деяний показано, что одобрение идеи выбора семерых было поддержано собранием, состоящим из учеников Апостолов [Деян. 6:5]. Этот факт отображает участие народа в выборе должностных лиц христианской общины. Апостолы, находясь во главе Иерусалимской Церкви, рукоположили выбранных кандидатов в «служение». В целом текст Деяний снабжает нас ещё двумя примерами выбора на «служение»: это выбор двенадцатого апостола [Деян. 1:26] и миссионеров Варнавы и Савла в Антиохийской Церкви [Деян. 13:3]. Стоит отметить, что в обоих случаях подчёркивается участие Господа в выборе на «служение». В эпизоде выбора Матфея сам способ определения по жребию показывает определяющую роль Провидения. Схожим образом в эпизоде выбора Варнавы и Савла подчёркивается, что он уже заранее определён Богом: «.Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» [Деян. 13:2]. Однако само начало выбора двенадцатого Апостола началось с упомянутого ранее обращения апостола Петра к ученикам: «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал.» [Деян. 1:15]. При этом нам не следует рассматривать этих учеников в качестве Апостолов, то есть учеников Христа. Напротив, под ними, скорее всего, фигурируют именно обычные верующие, так как Дееписатель говорит о присутствии 120 человек, в то время как Апостолов на тот момент было только одиннадцать. Эпизоды назначения на «служения» дают крайне мало информации об участии народа в них, что, однако, не позволяет нам отрицать факт этого. Тем не менее, данными эпизодами свидетельства о вовлечении паствы в решение важных церковных вопросов показания Дееписателя не ограничиваются. Например, рассказ о распространении Благовестия в Антиохии интересен тем, что он также показывает участие общины в распространении Слова Божьего. Именно Иерусалимская Церковь, то есть общность христиан, посылает Варнаву для крещения Антиохии: «Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» [Деян. 11:22]. С этим регионом связан и другой факт участия братии в жизни Церкви. Так, решение Первого Апостольского Собора было направлено Антиохийской общине от лица Апостолов, пресвитеров и братии [Деян. 15:23].

Все вышеперечисленные эпизоды доказывают существование прецедентов участия простых верующих в деятельности Церкви, что в целом позволяет нам согласиться с выводами исследователя В.Н. Мышцына.

Российский богослов и библеист писал об общине следующее: «высшее руководство апостолов не устраняло ее от собственного самого живого участия в делах» [10, с. 14]. В этом плане позиция известного немецкого юриста Р. Зома, отрицающего возможность существование практики проведения выборов общинным собранием [6, с. 81-95], представляется сомнительной. Как уже было сказано, прецедент участия собрания в выборах был, и игнорировать его нельзя. К тому же, по мнению В.Н. Мышцына, для сохранения общины чрезвычайно важен личный контакт кандидатов на «служения» и членов самой общины, что является ключевым условием её сплочённости [10, с. 92-93].

Итак, на основании вышесказанного можно прийти к следующим выводам. Пресвитеры, как представители начальствующих служений, играли видную роль в жизни раннехристианской общины. Как в поместных общинах, так и в Иерусалимской Церкви они формировали окружение их духовных лидеров (Епископа в случае поместной Церкви и Иакова, брата Господня, в Иерусалиме). Семеро занимались хозяйственными вопросами (отчасти церковными) и занимали подчиненное положение в иерархии служений, что позволяет их рассматривать в качестве древнего прообраза дьяконов. Другой составляющей христианской Церкви являлась, конечно же, паства или прихожане. Изначально, ещё до закрепления за ними наименования «христиане», они фигурировали в священных текстах как «ученики», «братья», «святые» и «верные». Вопрос об участии паствы в принятии важных организационных решений во многом остаётся открытым, ввиду крайней ограниченности фактического материала, предлагаемого текстом Деяний.

Соотношение власти Иерусалимской Церкви с поместными.

До настоящего момента мы рассматривали Церковь с точки зрения иерархии служений: охарактеризовали характер власти Апостолов, оценили роль, а также место в иерархии «служений» пресвитеров и семерых. Тем не менее, раннехристианская община имела своё внутреннее, если так можно сказать, административное устройство. Базовое деление Церкви апостольского века можно представить следующим образом: существовал единый центр в Иерусалиме и множество поместных общин, число которых расширялось по мере распространения Благовестия.

Однако обо всем по порядку. Начать рассмотрение этого непростого аспекта представляется справедливым именно с Иерусалима. Несколькими строчками выше было сказано, что именно этот город являлся центром христианского мира. Что же свидетельствует об этом? Прежде всего, что с Иерусалимской общины началось распространение учения Иисуса Христа, там возникла первая раннехристианская община. Действительно, если обратиться к тексту Деяний, можно отметить, что до убийства первосвященниками Стефана Иерусалимская Церковь фактически представляла собой весь христианский мир и была центром притяжения верующих. Так, в источнике мы видим конкретные указания на это: «Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все» [Деян. 5:16]. Новый этап истории Церкви начался после первого гонения на христиан. События Деяний показывают, что только после него учение Иисуса Христа распространяется за пределами Иерусалима: «Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» [Деян. 8:1-4]. Так, Церкви возникают в Антиохии, Листре и Иконии [Деян. 14:21], а также в Филиппах [Деян. 16:11-40], Фессалониках [Деян. 17:1-10], Коринфе [Деян. 18:1-8], Ефесе [Деян. 19:1-6], Риме [Деян. 28:15]. При этом в некоторых эпизодах, например, крещения Киприян и Киринейцев, подчёркивается, что христианские миссионеры отправлялись именно из Иерусалима: «Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию» [Деян. 11:22]. В этом плане интересен пример Римской общины, которую встретил апостол Павел по прибытии в Вечный город [Деян. 28:15]. Примечательно, что Церковь там существовала и до пришествия Апостола в 50-е гг. н.э. Как уже было указано выше, её происхождение традиционно связывается с апостолом Петром. Рим действительно мог быть тем

«другим местом» [Деян. 12:17], куда он отправился после своего чудесного освобождения из темницы в 44 г. н.э. Таким образом, в качестве датировки появления Римской Церкви можно рассматривать вторую половину 40-х гг. н.э.

Однако какие ещё факты, свидетельствующие о главенстве Иерусалима среди новых христианских общин, предоставляют Деяния? Возможно, к числу аргументов следует отнести практику отчётов Апостолов перед Иерусалимской общиной. Пример тому мы видим в главе 11 [Деян. 11:1-4], где члены Церкви возмущаются крещением язычников апостолом Петром, заставляя его объяснять свои действия. В тексте затем подчёркивается одобрение христианской общиной крещения язычников: «Выслушав это, они успокоились и прославили Бога, говоря: видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» [Деян. 11:18]. Отчитываться, а точнее оправдываться в Иерусалиме пришлось и апостолу Павлу, которого обвинили в осквернении Храма [Деян. 21:1-21]. Не менее показателен пример Первого Апостольского Собора, который проходил именно в Иерусалиме. Решением Собора за язычниками закреплялась возможность приобщиться к христианской общине, что стало переломным моментом в истории всего христианства. Авторитет Матери-Церкви признавался и поместными Церквями, что видно в эпизоде сбора средств на нужды Иерусалимской Церкви Антиохийской общиной во время голода в Иудеи [Деян. 11:29-30]. Таким образом, на рассмотренном материале мы видим, что Иерусалим находился в центре жизни христианской общины. Иерусалимская Церковь как контролировала деятельность Апостолов, так и задавала новые тенденции в жизни общины.

Кратко рассмотрев центр христианского мира, мы перейдём к характеристике поместных Церквей. Наиболее полную их картину можно реконструировать на примере Антиохии, которой текст Деяний уделяет большое внимание. Антиохийская Церковь во многом уникальна, ввиду своего разнородного состава. Известно, что проповедь Благовестия осуществлялась там не только представителями иудейской общины. Так, в тексте источников говорится о миссионерской деятельности Киприян и Киринейцев впервые среди эллинов-язычников [Деян. 11:20]. Сосуществование иудеев и эллинов в Антиохии приводило к разногласиям внутри христианской общины. Иудеи требовали исполнения законов Моисея от бывших язычников, с чем не были согласны апостолы Павел и Варнава [Деян. 15:1-2]. Антиохийская Церковь играет видную роль в жизни всего христианского мира. В Деяниях Антиохия представлена как миссионерская база апостола Павла. Действительно, первое путешествие апостола началось [Деян. 13:1-3] и завершилось [Деян. 14:26] именно там. Второе путешествие также началось [Деян. 15:40] и завершились [Деян. 18:22] в Антиохии, там же и было положено начало и третьему путешествию [Деян. 18:23]. Важность Антиохийской Церкви подтвердилась и во время голода в Иудеи. Именно Антиохия собрала средства на нужны Иерусалимской общины [Деян. 11:29-30]. Можно предположить, что уже к тому времени Антиохийская Церковь была крупным религиозным центром и обладала достаточными ресурсами для оказания помощи Иерусалиму. К тому же, именно Антиохийская община посылает апостола Павла и Варнаву в Иерусалим для решения вопроса о крещении язычников [Деян. 15:2]. Таким образом, Антиохия косвенно инициировала процесс созыва Первого Апостольского собора. Весть о решении Собора доходит Антиохии первой [Деян. 15:22]. На основе текста деяний можно предположить, что в Антиохийской Церкви отсутствовал единый духовный лидер или Епископ. Так, выполняя требование Святого Духа, апостолы Павел и Варнава покидают Антиохию, получив благословление от всего коллектива учителей и пророков через возложение рук [Деян. 13:1-3]. Необходимо отметить, что данные свидетельства относятся к очень ранней христианской истории, когда в Иерусалимской Церкви власть осуществлялась коллективом двенадцати ближайших учеников Христа.

Таким образом, Антиохийская Церковь, управляясь общностью учителей и пророков, во многом копирует устройство Иерусалимской общины времен коллективного управления. Ранний характер сведений Деяний об Антиохии подчёркивается и отсутствием термина «пресвитеры», вместо него в тексте присутствуют

уже упомянутые учителя и пророки. Исследователь В.Н. Мышцын полагает, что институт пресвитеров, которых в церковной традиции именуют епископами, появился далеко не сразу. Он был вызван к жизни «не каким-либо определенным событием в иерусалимской церкви, а медленно созревавшими собственными её нуждами и сторонними влияниями» [10, с. 41]. До возникновения пресвитеров, по мнению Р. Зома, власть принадлежала коллективу Апостолов, пророков и учителей. Иными словами, до появления пресвитеров и Епископов власть носила харизматический характер. Пророчество, учительство и увещевание - это главные атрибуты главы христианской общины на ранних этапах её существования [6, с. 58-63]. Текст Деяний, к сожалению, не дает нам возможности порассуждать о соотношении административного и харизматического начал власти в Церквях. Тем не менее, сам факт наличия пророков и учителей в поместной общине может свидетельствовать о развитой христианской традиции в Антиохии.

Какую в итоге характеристику поместным общинам можно дать на основе материала Антиохийской Церкви? Необходимо, прежде всего, отметить, что Антиохия - это яркий и во многом уникальный пример поместной Церкви. Как видно из текста Деяний, она имеет далеко не последнее значение во многих ключевых событиях христианской истории апостольского века, что подтверждается рассмотренными данными о её роли в миссионерской деятельности апостола Павла и созыве Иерусалимского Собора. Однако Антиохия, как и прочие поместные церкви оставалась в подчиненном Иерусалиму положении. Привнесение христианства из Иерусалима, копирование системы управления из центра, решение важного для Антиохии вопроса о соблюдении законов Моисея язычниками опять же в Иерусалиме, говорят о главенстве Иерусалимской общины.

Подчиненное положение Антиохийской Церкви ясно следует из текста Деяний, однако статично ли оно, или можно проследить пусть и даже условную эволюцию? По мнению епископа Кассиана (Безобразова), свидетельство о сборе пожертвований Антиохией на нужды Иерусалимской Церкви показывает постепенную утрату Иерусалимом фактической власти в христианском мире: «При сохранении за Иерусалимом первенства иерархического, Антиохия была тем центром, куда отлила жизнь от Иерусалима» [5, с. 318]. На наш взгляд, свидетельство о сборе милостыни для Иудеи является лишь частным эпизодом, кроме которого нет основательных аргументов в пользу утраты Иерусалимом главенствующей роли.

Самостоятельность поместных церквей является вопросом достаточно спорным. С одной стороны, мы видим, как апостол Павел не только ставит им пресвитеров, то есть их начальников, но и наставляет этих пресвитеров [Деян. 20:17-36]. Тот же мотив присутствует и в разобранном ранее послании к Коринфлянам, в котором апостол Павел критикует проведение Таинства Евхаристии местными христианами. Чем это можно объяснить? Вероятно, тем, что Апостолы играют главенствующую роль в Иерусалимской Церкви, которая, в свою очередь, является центром всего христианского мира. Таким образом, через подчинённость Иерусалиму поместные общины испытывали влияние и апостольского авторитета. С другой стороны, поместным Церквям, по-видимому, была предоставлена широкая автономия, о чём свидетельствует сам тон посланий апостола Павла: он не приказывает, а увещевает и советует. Он, судя по тексту Деяний и посланий, контролировал лишь вопросы соблюдения церковных норм. Таким образом, изложенный материал не позволяет нам в полной мере говорить о всеобъемлющем контроле Иерусалима над поместными общинами.

Итак, Иерусалимская Церковь в период апостольского века стояла во главе всего христианского мира, что выражалось в организации миссионерского движения, практике отчётов Апостолов перед общиной Иерусалима, решение ею наиболее важных вопросов (Первый Апостольский собор). Поместные церкви занимали подчинённое положение по отношению к Иерусалимской, однако отрицать какую-либо внутреннюю самостоятельность общин всё же не следует. Они во многом были подконтрольны Апостолам лишь в церковной сфере, то есть на обрядовом и догматическом уровне.

Заключение.

Таким образом, Деяния святых Апостолов, являясь основным источником по истории первого века христианства, позволили нам ответить на ряд сущностных вопросов. Во-первых, на основе текста используемого источника мы реконструировали возможную иерархию «служений» раннехристианского периода. Охарактеризовав сферы деятельности Апостолов, в число которых входили как административные, так и духовно-обрядные задачи, мы поместили их на самый верх этой иерархии, признав за ними главенствующую роль в Иерусалимской Церкви. Вслед за учениками Христа располагаются начальствующие «служения», среди которых для нас наиболее важны Епископы, главы поместных церквей и пресвитеры, их окружение. До становления административного характера власти Апостолов и Епископов во главе общин могли стоять харизматические лидеры, а именно пророки и учителя. Хозяйственными и отчасти церковными функциями обладала комиссия семерых, древний прообраз дьяконов. Затем нами была отдельно рассмотрена паства по двум магистральным вопросам: названия её представителей и их участия в функционировании Церкви. Выяснив, что христианами впервые стали называть последовательней учениях Христа в Антиохии, мы выявили и другие термины, обозначавшие верующих: «ученики», «братья», «святые» и «верные». Однако в аспекте участия христиан в организации жизни общины, ввиду узости фактического материала, мы ограничились лишь предположением о возможности такого участия. Третья составляющая проведенного исследования заключалась в оценке соотношения власти Иерусалимской Церкви с поместными. Из текста Деяний следует, что центр христианского мира располагался именно в Иерусалиме, который стоял выше Церквей, возникших в ходе распространения Благовестия.

Список используемой литературы:

1. Апостол и евангелист Лука [Электронный ресурс] // Православная библиотека, 30.10.2018. URL: https://www.pravoslavnaYa-biblioteka.ru/biblioteka/articles/apostol-i-evangelist-luka.html (дата обращения: 01.05.2021).

2. Архимандрит Киприан (Керн) Евхаристия. М.: Храм свв. бесср. Космы и Домиана на Маросейке, 1999. 335 с.

3. Афанасьев Н.Н. Церковь Духа Святого. Киев: Quo vadis, 2010. 480 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Деяния святых апостолов // Новый Завет. Успенско-Казанский монастырь, 2008. С. 516-669.

5. Епископ Кассиан (Безобразов) Христос и первое христианское поколение. М: Издательство ПСТГУ, 2019. 632 с.

6. Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. 320

с.

7. Кубланов М.М. Возникновение христианства. Эпоха. Идеи. Искания. М.: Наука, 1974. 216 с.

8. Лебедев А.П. Духовенство древней вселенской Церкви. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003.

448 с.

9. Ленцман Я.А. Происхождение христианства. М. : Издательство Академии наук СССР, 1958. 270 с.

10. Мышцын В.Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1909. 475 с.

11. Первое послание к Коринфлянам // Новый Завет. Успенско-Казанский монастырь, 2008. С. 802-862.

12. Послание к Ефесянам // Новый Завет. Успенско-Казанский монастырь, 2008. С. 923-944.

13. Послание к Колоссянам // Новый Завет. Успенско-Казанский монастырь, 2008. С. 959-973.

14. Ренан Э. Апостол Павел. М.: Терра, 1991. 320 с.

15. Свенцицкая И.С. От общины к церкви: (О формировании христиан. церкви). М.: Полизиздат, 1985.

224 с.

16. Трухина Н.Н. Диаконы и епископы древней Церкви // Lanterna nostra. К юбилею профессора Ии Леонидовны Маяк: сборник статей / отв. ред.: С.Ю. Сапрыкин, Н.В. Бугаева. СПб.: Алетейя, 2014. С. 229-236.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.