Научная статья на тему 'Избрание или назначение? о поставлении предстоятелей в ранней христианской Церкви (по материалам апостольского корпуса Нового завета)'

Избрание или назначение? о поставлении предстоятелей в ранней христианской Церкви (по материалам апостольского корпуса Нового завета) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
296
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОРЫ В ЦЕРКВИ / ЕПИСКОПЫ / ПРЕСВИТЕРЫ / РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО / ДРЕВНЯЯ ЦЕРКОВЬ / НОВЫЙ ЗАВЕТ / АПОСТОЛЫ / РУКОПОЛОЖЕНИЕ / CHURCH ELECTIONS / BISHOPS / PRESBYTERS / EARLY CHRISTIANITY / ANCIENT CHURCH / NEW TESTAMENT / APOSTLES / ORDINATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костенецкий Александр Владимирович

В статье рассматриваются тексты апостольского корпуса нового завета, содержащие описание или упоминание об избрании и посвящении иерархических лиц. исследуется проблема выбора ставленников на должность предстоятелей в ранней христианской Церкви апостольского периода епископов и пресвитеров. Некоторая часть свидетельств источников деяний и посланий апостолов дает повод предполагать распространение в Церкви с самого начала ее существования практики демократического, народного избрания руководителей местных общин. Это мнение находит отражение в историографии: ряд исследователей, в том числе современных, полагает, что в апостольский период сложился обычай всенародных, общинных выборов как рядовых, местных, так и высших руководителей христианских церквей; другие авторы с этим не соглашаются, при этом как первые, так и вторые не приводят достаточно полной аргументации своей точки зрения на основании всех имеющихся в новозаветных текстах данных. Поэтому вопрос о характере избрания, об участии в нем лаиков и низших клириков сохраняет актуальность в настоящее время. В ходе подробного анализа всех фрагментов новозаветных текстов, содержащих информацию о поставлении различных лиц в различные степени церковной иерархии, становится ясно, что имели место только два эпизода, когда рядовые члены христианских общин действительно принимали активное участие в выборах, это избрание Матфия апостолом вместо отрекшегося Иуды и выборы семи мужей для помощи апостолам в заботе о материальных нуждах христиан. оба эти эпизода относятся к самому раннему периоду существования Церкви (до 44 г.) и являются исключительными. Исследование всех остальных текстов апостольского корпуса (как деяний, так и посланий) приводит к выводу, что его материал в целом не дает достаточных оснований для подтверждения гипотезы о всенародном избрании: в большинстве случаев выбор совершается авторитетными лицами, занимающими высшие ступени церковной иерархии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Election or appointment? The consecration of presiders in the early Christian Church (based on the data of the Apostolic corps of the New Testament)

The article examines the texts of the Apostolic Corpus of the New Testament, that contain descriptions or mentions of election and consecration of hierarchical persons. The author investigates the problem of election of candidates for positions of presiders bishops and presbyters in the early Christian church in the apostolic period. A part of the sources’ evidence the Acts and Epistles of the Apostles gives reason to assume the spread of democratic, popular election of the local communities leaders in the church from the very beginning of its existence. This opinion is reflected in historiography: a number of researchers, including modern ones, believe that the custom of popular and communal elections of common, local, and supreme leaders of Christian churches had originated already in the apostolic period. Other authors disagree with this hypothesis. At the same time, both the first and second ones do not provide sufficiently complete arguments, based on all the data of New Testament’s texts, for their point of view. Therefore, the topic of the nature of the elections and the participation of laymen and lower clerics in it remains relevant at the present time. While conducting a detailed analysis of all the fragments of the New Testament texts containing information regarding the placement of various persons at different degrees of church hierarchy, it becomes clear that there were only two episodes when the lay members of the Christian communities actually took an active part in the elections: when Matthew was elected apostle instead of the deserter Judas and the election of the seven men to help the apostles take care of the Christians’ material needs. Both of these episodes pertain to the earliest period of the Church’s existence (before 44 A.D.) and were exceptions. The study of all the other texts of the Apostolic corpus (both the Acts and the Epistles) leads to the conclusion that the material as a whole does not provide sufficient grounds to confirm the hypothesis of a popular election: in most cases, the choice was made by authoritative persons occupying the highest levels of the church hierarchy.

Текст научной работы на тему «Избрание или назначение? о поставлении предстоятелей в ранней христианской Церкви (по материалам апостольского корпуса Нового завета)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2018. № 4

А.В. Костенецкий*

избрание или назначение? о поставлении предстоятелей в ранней христианской церкви (по материалам апостольского корпуса нового завета)

A.V. Kostenetskiy

election or appointment? the consecration of presiders in the early christian church (based on the data of the apostolic corpus of the new testament)

Аннотация. В статье рассматриваются тексты Апостольского корпуса нового завета, содержащие описание или упоминание об избрании и посвящении иерархических лиц. исследуется проблема выбора ставленников на должность предстоятелей в ранней христианской Церкви апостольского периода — епископов и пресвитеров. некоторая часть свидетельств источников — деяний и посланий апостолов — дает повод предполагать распространение в Церкви с самого начала ее существования практики демократического, народного избрания руководителей местных общин. Это мнение находит отражение в историографии: ряд исследователей, в том числе современных, полагает, что в апостольский период сложился обычай всенародных, общинных выборов как рядовых, местных, так и высших руководителей христианских церквей; другие авторы с этим не соглашаются, при этом как первые, так и вторые не приводят достаточно полной аргументации своей точки зрения на основании всех имеющихся в новозаветных текстах данных. Поэтому вопрос о характере избрания, об участии в нем лаиков и низших клириков сохраняет актуальность в настоящее время. В ходе подробного анализа всех фрагментов новозаветных текстов, содержащих информацию о поставлении различных лиц в различные степени церковной иерархии, становится ясно, что имели место только два эпизода, когда рядовые члены христианских общин действительно принимали активное участие в выборах, — это избрание Матфия апостолом вместо отрекшегося иуды и выборы семи мужей для помощи апостолам в заботе о материальных нуждах христиан. оба эти эпизода относятся к самому раннему периоду су-

* Костенецкий Александр Владимирович, аспирант кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Kostenetskiy Aleksandr Vladimirovich, PhD Candidate, Section of History ofthe Ancient World, History Department, Lomonosov Moscow State University +7-977-663-7638; [email protected]

ществования Церкви (до 44 г.) и являются исключительными. исследование всех остальных текстов Апостольского корпуса (как деяний, так и посланий) приводит к выводу, что его материал в целом не дает достаточных оснований для подтверждения гипотезы о всенародном избрании: в большинстве случаев выбор совершается авторитетными лицами, занимающими высшие ступени церковной иерархии.

Ключевые слова: выборы в Церкви, епископы, пресвитеры, раннее христианство, древняя Церковь, новый завет, апостолы, рукоположение.

Abstract. The article examines the texts of the Apostolic Corpus of the New Testament, that contain descriptions or mentions of election and consecration of hierarchical persons. The author investigates the problem of election of candidates for positions of presiders — bishops and presbyters — in the early Christian church in the apostolic period. A part of the sources' evidence — the Acts and Epistles of the Apostles — gives reason to assume the spread of democratic, popular election of the local communities leaders in the church from the very beginning of its existence. This opinion is reflected in historiography: a number of researchers, including modern ones, believe that the custom of popular and communal elections of common, local, and supreme leaders of Christian churches had originated already in the apostolic period. Other authors disagree with this hypothesis. At the same time, both the first and second ones do not provide sufficiently complete arguments, based on all the data of New Testament's texts, for their point of view. Therefore, the topic of the nature of the elections and the participation of laymen and lower clerics in it remains relevant at the present time. While conducting a detailed analysis of all the fragments of the New Testament texts containing information regarding the placement of various persons at different degrees of church hierarchy, it becomes clear that there were only two episodes when the lay members of the Christian communities actually took an active part in the elections: when Matthew was elected apostle instead of the deserter Judas and the election of the seven men to help the apostles take care of the Christians' material needs. Both of these episodes pertain to the earliest period of the Church's existence (before 44 A.D.) and were exceptions. The study of all the other texts of the Apostolic corpus (both the Acts and the Epistles) leads to the conclusion that the material as a whole does not provide sufficient grounds to confirm the hypothesis of a popular election: in most cases, the choice was made by authoritative persons occupying the highest levels of the church hierarchy.

Keywords: Church elections, bishops, presbyters, early Christianity, ancient

Church, New Testament, apostles, ordination.

* * *

В деяниях апостолов и апостольских посланиях несколько раз упоминаются факты поставления различных лиц на иерархические служения. Чтобы избежать терминологических недоразумений, следует заранее определить, что в данной статье речь пойдет о про-

цедуре избрания руководителей, «предстоятелей» (проютац&уоО1 церквей различного уровня. Среди них наибольшее значение имеют пресвитеры (о1 лре0витеро1) и епископы (о1 ёга0колоО. Автор разделяет точку зрения тех исследователей, которые согласны в том, что термины «епископ» и «пресвитер» были взаимозаменяемыми в христианских источниках 1-11 вв., хотя термин «епископ» имел и второе значение, указывая на верховных предстоятелей в каждой поместной Церкви2.

Вопрос о поставлении предстоятелей в апостольский период можно разбить на три части: во-первых, каким образом оно совершалось, какова была процедура посвящения в иерархический чин, во-вторых, каковы были критерии избрания и, в-третьих, кто определял кандидатуру, какова была сама процедура выбора руководителей местных Церквей (если она вообще существовала)? Ответ на первый вопрос не вызывает особых разногласий. Практически все исследователи сходятся в том, что поставление предстоятелей производилось посредством рукоположения, совершаемого апостолами или их преемниками — епископами (во втором смысле этого слова), подтверждением чему служит целый ряд новозаветных текстов3. Критерии избрания — ряд этических и социальных требований к ставленникам — подробно изложены в 1 Тим. 3:2-7, 5:22, Тит 1:5-94, их специальное исследование не входит в задачи настоящей статьи.

1 Термин взят из: 1 Фес. 5:12 и Рим. 12:8 и используется в данной статье как обозначение руководителей общин в ранней христианской Церкви — епископов и пресвитеров.

2 См.: Трухина Н.Н. Диаконы и епископы древней Церкви // Lanterna Nostra. К юбилею профессора Ии Леонидовны Маяк: сб. статей. СПб., 2014. С. 229-236; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1996. С. 188; Афанасьев Н.Н. Церковь Духа Святого. Париж, 1991. С. 245-263; Шафф Ф. История христианской церкви. Т. 1. Апостольское христианство. 1-100 г. по Р. Х. СПб., 2010. С. 345. Подробное рассмотрение различий между «епископами» и «пресвитерами» в Новом завете и их соответствия позднейшей трехступенчатой церковной иерархии не входит в задачи данной статьи.

3 Деян. 14:23, 1 Тим. 4:14, 5:22, ср. также: Деян. 6:6 и 13:1-3.

4 Пастырь не должен быть двоеженцем (или многоженцем), должен быть непорочным, трезвым, целомудренным, благочинным, честным, страннолюбивым, способным к учительству и обличению, тихим, миролюбивым, держащим в послушании своих детей, хорошо управляться со своими домашними делами, не может быть пьяницей, сварливым, драчуном, корыстолюбцем, не должен быть из недавно обращенных в веру и должен иметь также хорошую репутацию среди «внешних», т.е. неверующих, не должен быть поставляем «поспешно», т.е. без предварительного испытания. Деян. 20:17-28 предписывает также, чтобы предстоятели были ревностными проповедниками и безукоризненно руководителями христианских общин, а 1 Тим. 4:12 — чтобы они являлись примером для подражания для всех верующих «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте».

Наибольший интерес для автора представляет проблема выдвижения или назначения кандидатов на то или иное служение.

В историографии высказываются различные точки зрения на характер и процедуру избрания иерархических лиц в древней Церкви. Некоторые исследователи полагают, что во времена проповеди апостолов право избрания предстоятелей принадлежало полностью членам общины, лаикам. Например, Н.Н. Афанасьев полагал, что забота о служении предстоятелей на местах — в том числе и их избрание — полностью ложилась на местные общины, лишь в исключительных случаях апостол Павел мог действовать единолично5. Подобным образом В.Н. Мышцын говорил о том, что с самого начала в Иерусалимской церкви «без участия и согласия верующих не решается ни одно более или менее значительное дело»6. По его мнению, изначально «пресвитеры» возникли вследствие простого вовлечения в управленческую деятельность и богослужебную жизнь Церкви ее наиболее авторитетных и старейших членов. Апостольское рукоположение таких лиц, по мысли Мышцына, хотя и было необходимой санкцией, но следовало только после народного избрания; в дальнейшем во внепалестинских Церквах исследователь предполагает возможность увеличения роли апостолов в избрании предстоятелей — но не настолько, чтобы стало возможным их назначение без волеизъявления местной общины7. В.В. Болотов выказывал уверенность в том, что с апостольских времен вплоть до IV в. избрание Су^фоО епископов было поставлено «образцово», процедура избрания несомненно соблюдалась, участвовали в нем как клирики, так и лаики8. Такой же точки зрения придерживался Е.И. Смирнов, который утверждал, что «все члены общины, как клир, так и народ или миряне, принимали всегда живое участие в выборе лица на ту или другую иерархическую степень»9. Д. Пашков, руководствуясь

5 Афанасьев Н.Н. Указ. соч. С. 108-110, 158.

6 Мышцын В.Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909. С. 15-16.

7 Там же. С. 41-43, 150-153.

8 Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 3. СПб., 1918. С. 177-178. Полагая данные источников по истории Церкви до IV в. недостаточными для того, чтобы составить представление об избрании епископов, Болотов в то же время уверен, что процедура ^|фос; тогда была распространена и очень хорошо известна. Этот вывод он делает из того факта, что император Александр Север (222-235 гг.) «рекомендует язычникам при выборах поступать так же осмотрительно, как христиане — при выборах епископов». Такая процедура, по мнению исследователя, соблюдалась с самого начала существования Церкви, т.е. со времен апостольской проповеди.

9 Смирнов Е.И. История христианской Церкви. Сергиев Посад, 1997. С. 131.

Дидахе (XV, 1), полагает, что епископов избирает вся община через голосование поднятием рук, трактуя таким образом термин «хиротония»10. Это же мнение высказывает Иннокентий (Павлов), который, ссылаясь на тот же самый отрывок Учения двенадцати апостолов, говорит о том, что епископы и другие руководящие лица общины избирались самой общиной путем поднятия рук11. В ходе дальнейшего исследования текста источников мы увидим, что такое толкование термина «хиротония» может быть оспорено.

другие исследователи не высказывают однозначной позиции по вопросу о том, кто именно выбирал предстоятелей в апостольской Церкви. Так, Р. Зом утверждал, что кандидаты на епископскую должность выдвигались только из старейших членов общины (к которым Зом относит термин «пресвитер» в деяниях, не считая пресвитерство здесь отдельной степенью священства), но непосредственно выдвигать кандидата могла как сама община (лаики), так и ее руководители (апостолы, епископы)12. А.П. Лебедев, подробно рассматривая функции каждого чина из трехступенчатой иерархии, которая, по его мнению, сформировалась полностью уже в Иерусалимской церкви при апостоле Иакове Праведном (ок. 36-62 гг.), не указал на какую-либо традицию избрания предстоятелей, но высказал предположение, что уже со времен апостолов могла существовать практика, при которой человек, претерпевший страдания за веру в Иисуса Христа («исповедник» в терминологии церковной традиции), мог быть признан пресвитером без всякого избрания и даже без рукоположения13. У Микс, не затрагивая специально проблему избрания иерархических лиц, замечает, что в Церквах, основанных апостолом Павлом, уже при его жизни как предстоятель с клиром, так и вся община могли образовывать структуру, схожую с коллегиями, распространенными в Римской империи14. Ясно, что при таком понимании церковной организации избрание предстоятелей могло быть как делом, принадлежащим исключительно клиру и епископату — в том случае, если

10 Пашков Д. Церковные институты в I—III вв. // История древней Церкви: Ч. I. 33-843 гг.: Учебное пособие / Под общ. ред. К.А. Максимовича. М., 2012. С. 69.

11 Павлов Инн. Как жили и во что верили первые христиане: Учение двенадцати апостолов. М., 2017. С. 726, прим. 1 к гл. 15.

12 Зом Р. Церковный строй в первые века христианства. СПб., 2005. С. 150-183.

13 Лебедев А.П. Духовенство древней Вселенской Церкви от времен апостольских до X века. СПб., 2006. С. 61-67. Мнение исследователя основывается на Canones Hippolyti, 9: «На исповедника же, если он был в оковах за имя Господне, да не возлагается рука ни для диаконства, ни для пресвитерства. Ибо он уже имеет честь пресвитерства в силу своего исповедничества».

14 Meeks WA. The First Urban Christians. London, 1982. P. 77-81.

при достаточно большом числе членов местной Церкви collegium, ведающее решением всех административных вопросов, состояло только из иерархических лиц, так и актом волеизъявления всех членов общины, включая лаиков, — если, при общей не слишком большой численности, вся эта община составляла collegium.

Целый ряд историков ранней Церкви вообще ничего не говорят об избрании предстоятелей в Церквах апостольского времени. К их числу относятся, например, Ф. Шафф15, Кассиан (Безобразов)16, А.Б. Ранович17 и K. Торджесен. Торджесен, правда, высказывает мнение, что уже во времена апостолов избрание и посвящение иерархических лиц было скорее «назначением на должность», чем просто «поставлением на служение» (в отличие от избрания и посвящения вдовиц)18. При такой трактовке роль рядовых членов общины в избрании представляется не очень значительной. Общее умолчание этих исследователей о каком-либо «народном избрании» ясно свидетельствует о том, что они не находили как в апостольском корпусе Нового завета, так и в других источниках достаточно оснований для того, чтобы сделать вывод о практике такового избрания в апостольский период.

В связи с поставленной проблемой нам предстоит иметь дело с апостолами, пресвитерами, епископами, а также «семью мужами», чин которых является, по мнению большинства историков, предтечей последующих диаконов.

Коллегия апостолов в качестве руководителей Иерусалимской церкви является перед читателями в текстах 1-11 глав Деяний, что

15 Шафф Ф. История христианской церкви. Т. 1. Апостольское христианство. 1-100 г. по Р. Х. СПб., 2010. С. 345-346.

16 Кассиан (Безобразов), еп. Указ. соч. С. 145-188. Этот автор подвергает тщательному исследованию служения, которые могли выполнять иерархические лица, упоминаемые в текстах Нового завета, и критерии избрания этих лиц, при этом каких-либо утверждений о порядке избрания предстоятелей в его труде не содержится. Такое умолчание заставляет предположить, что еп. Кассиан не считал достоверным факт существования в апостольской Церкви сколько-нибудь разработанной традиции проведения electio с участием всех членов общины.

17 Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990. Справедливости ради следует отметить некоторую тенденциозность в рассуждениях А. Рановича. Ясно, что автор, пишущий о том, что «с самого начала церковная иерархия эксплуатировала массы верующих» (с. 327), не станет обращать внимание читателей на описание сколько-нибудь демократичного избрания представителей этой иерархии — даже если таковое попадет в его поле зрения.

18 Torjesen K.J. Clergy and laity // The Oxford Handbook of Early Christian Studies. New York, 2008. P. 398.

соответствует периоду от зарождения Церкви до гонения Ирода Агриппы (ок. 44 г.). «Семеро» как помощники апостолов появляются в 6-й главе Деяний, и их Иерусалимская история заканчивается временем Стефанова гонения (точная дата неизвестна). В дальнейшем под именем диаконов они упоминаются в посланиях апостола Павла. Епископ как единственный глава отдельной Церкви предстает перед нами впервые в Деяниях в лице Иакова — главы Иерусалимской Церкви, речь о котором пойдет ниже, хотя сам термин «епископ» автор Деяний по отношению к нему не употребляет. В Павловых посланиях в каждом конкретном случае следует отдельно судить о значении термина «епископ»: это может быть как «епископ-пресвитер», так и епископ — глава местной Церкви (епископ в современном смысле этого слова).

Пресвитеры в текстах Нового Завета впервые появляются в Деян. 11:30, непосредственно перед повествованием о гонении на христиан Ирода Агриппы. Именно им, иерусалимским пресвитерам, Павел доставляет материальную помощь из Антиохийской церкви для «братьев, живущих в Иудее», тогда как до этого момента в Деяниях управление церковным имуществом и финансами, исключая раздачу необходимого для удовлетворения ежедневных потребностей нуждающихся, принадлежало исключительно апостолам19. В дальнейшем иерусалимские пресвитеры принимают участие вместе с апостолами в соборе, созванном по поводу спора о необходимости для христиан, обращенных из язычников, исполнять иудейские религиозные обряды. На Иерусалимском соборе председательствует Иаков Праведный (Деян. 15:6), но пресвитеры участвуют в принятии решения этого собора (15:22) и подписываются под его постановлением сразу после апостолов (15:23); в Деян. 16:4 Павел и Тимофей предписывают малоазийским христианам «соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме». В Деян. 21:18-26 Павел отчитывается перед Иаковом и иерусалимскими пресвитерами об успехе своей проповеди среди язычников и исполняет их предписание о личном своем участии в иудейском обряде очищения. Иаков в качестве главы Иерусалимской церкви впервые упоминается в Деян. 12:17, где Петр повелевает уведомить его о своем освобождении из темницы, в которую он был посажен в ходе Иродова гонения; в Гал. 2:9 Павел упоминает имя Иакова первым среди апостолов, принявших его в церковное общение. Из этого ряда свидетельств видно, что в Иерусалиме после 44 г. власть в Церкви принадлежит коллегии пресвитеров, возглавляемой Иаковом, по традиции, запечатленной

19 Деян. 4:34-37.

в Церковной Истории Евсевия Кесарийского, — Иаковом Праведным, братом Господним20. Аналогичная структура переносится в другие регионы, в которых распространяется христианство: так, уже в середине 40-х гг. Павел и Варнава в основанных ими Церквах рукополагают пресвитеров (Деян. 14:23).

Следует отметить, что в новозаветных текстах нигде не описывается возникновение самого института пресвитеров или епископов: они появляются в Деяниях как уже действующие лица, известные читателю. То, что пресвитеры занимают руководящее положение в Иерусалимской Церкви, было показано выше; из Деян. 20:17-28, где Павел в Милете произносит перед Ефесскими пресвитерами прощальную речь, в ходе которой призывает их «внимать всему стаду» и «пасти Церковь», видно, что и в малоазийских Церквах они обладали таким же статусом. В этой же речи пресвитеры также называются «епископами» (20:28), слово «епископ» именно здесь впервые в Новом завете встречается в качестве термина, обозначающего иерархическое служение21. Руководящее положение епископов видно и из Тит. 1:7, где епископ назван «Божьим домостроителем», и из приветствия Флп. 1:1, где епископы упоминаются первыми среди местных христиан, впереди диаконов.

Для того, чтобы понять, какова была процедура избрания предстоятелей и кто принимал в ней участие, следует внимательно рассмотреть все фрагменты новозаветного текста, в которых описывается или хотя бы упоминается избрание и поставление иерархических лиц.

Первый такой фрагмент мы видим в самом начале книги Деяний, где представлено достаточно подробное описание избрание Мат-фия на место отпавшего от апостольства Иуды Искариота (1:15-26). Апостол Петр выступает инициатором этого избрания и выдвигает критерий: избираемый должен быть свидетелем земной жизни и воскресения Иисуса Христа и слушателем его учения, из числа тех, кто вместе с апостолами следовал за Иисусом (1:21-22). Ученики Христовы, или «братья» (о1 абеЛфоО, перед которыми выступал Петр, нашли двух членов общины, соответствующих этому критерию, — Варсаву Иуста и Матфия, причем окончательное избрание одного из

20 Иаков управлял Иерусалимской церковью до своей мученической кончины, которая датируется примерно 62 г.

21 В русском Синодальном переводе - «блюстителями», однако, в греческом тексте видим «ёяюкояоис;». Всего в текстах Апостольского корпуса применительно к предстоятелям термин «пресвитер» употребляется 15 раз (Деян. 11:30, 14:23, 15:2, 4, 6, 22, 23, 16:4, 20:17, 21:18, Иак. 5:14, 1 Тим. 5:17, 19, Тит 1:5, 1 Пет. 5.1), «епископ» — 5 раз (Деян. 20:28, Флп. 1:1, 1 Тим 3:1, 2, Тит 1:7), еще встречаются «пастыри» (яоф^уы;, Еф. 4.11) и «вожди» (г|уоиц^о1, Евр. 13: 7, 17, 24).

них было осуществлено с помощью жребия (о к\|ро^, 1:26). Такое избрание, в котором вместо людей решающую роль играл жребий, было обусловлено тем фактом, что Матфий должен был занять место одного из двенадцати апостолов (а не просто руководителя какой-либо церковной общины), а апостолов, согласно вере христиан и текстам Евангелий, избирал и призывал сам Бог или Христос, без участия или посредничества людей: в этом смысле апостольское служение было уникальным. Соответственно, жребий, по мысли тех, кто им воспользовался, должен был указать изволение Бога. Поэтому избрание Матфия стоит особняком среди всех прочих случаев по-ставления предстоятелей, по нему нельзя судить об общепринятой практике в Церкви апостольского периода. В то же время нельзя не заметить, что кандидатов для жеребьевки по предложению апостола выдвинуло собрание.

Следующий эпизод, заслуживающий нашего внимания, — это описание избрания «семи мужей», данное в Деян. 6:2-6. обязанностью этих «семи» стало попечение «о столах», т.е. о распределении продовольствия и других материальных благ среди нуждающихся членов общины, в том числе — бедных вдовиц эллинистов, которые были «пренебрегаемы», т.е. обделяемы членами общины — иудеями и ропот которых стал поводом для учреждения должностей «семи». Хотя эти семь мужей и не были предстоятелми, не являлись полноправными руководителями христианских общин, но их поставление заслуживает внимания, так как они, будучи руководителями более низкого ранга, всё же принадлежали к церковной иерархии, и описание их избрания должно способствовать пониманию тех практик, которые могли иметь место при поставлении иерархических лиц вообще в ранней Церкви. Из текста Деяний видно, что инициаторами учреждения института «семи» выступают двенадцать апостолов, но непосредственно выбрать семерых достойных лиц они предлагают «братьям», собранию учеников (6:3,2). Выбор осуществляет «всё собрание учеников» (то т^ цаб^т^, 6:2,5), которому

пришлось по душе предложение двенадцати; члены этого собрания самостоятельно избирают кандидатов, ставят их перед апостолами, и апостолы тотчас же возлагают на них руки (6:6). В этом месте впервые в Новом Завете упоминается возложение рук высших руководителей Церкви как способ посвящения ставленников в иерархический чин. Таким образом, это повествование дает основание полагать, что право избрания кандидатов здесь полностью было отдано рядовым членам общины (лаикам), высшие руководители Церкви (апостолы) приняли и санкционировали (через немедленно последовавшее

рукоположение) выбор общины без какого-либо дополнительного рассмотрения, без наложения вето на того или иного кандидата, без внесения каких-либо кандидатур от себя. Однако, следует отметить, что, во-первых, инициатива учреждения института служения «семи» принадлежит апостолам (а не лаикам), во-вторых, им же принадлежит указание точного количества лиц, подлежащих избранию. Вообще же в этом эпизоде мы видим второй случай участия общины в выборе руководителей.

С описанием избрания и рукоположения семи мужей перекликается повествование об отправке на проповедь из Антиохии на Кипр и в Малую Азию Варнавы и Савла (Деян. 13:1-3). Здесь говорится о пяти «пророках и учителях», очевидно начальствовавших в Антиохийской церкви, из числа которых двое вышеупомянутых лиц определяются Духом святым на особое «дело», к которому они призваны. Собратья по служению «отпустили их», предварительно «совершив пост и молитву и возложив на них руки» (13:3). Из текста 13:1-2 следует, что возложение рук на Варнаву и Савла совершают Симеон Нигер, Луций Киренеянин и Манаил. При этом община Антиохийской церкви не выбирает Варнаву и Савла, не принимает решения об их отправке в миссионерское путешествие: Симеон, Луций и Манаил просто санкционируют возложением своих рук то решение в отношении этих двоих, которое они приняли сами, на основании особого сверхъестественного откровения (13:2). Хотя возложение рук в этом случае не означает посвящения в иерархическую степень, но оно означает поставление на служение (миссионерское), а иерархические степени являлись тогда разновидностью служений. Поэтому очень важно совпадение двух эпизодов: мы видим, что руководители как Иерусалимской, так и Антиохийской Церкви ставят предназначенных на служение лиц путем коллективного возложения на них рук; во втором случае вмешательство лаиков в назначение кандидатов отсутствует.

Факт поставления собственно предстоятелей за пределами Иерусалимской Церкви впервые в новозаветных текстах упоминается в Деян. 14:23. В ходе своего миссионерского путешествия22 Павел и Варнава, проходя Листру, Иконию и Антиохию Писидийскую (14:21) дали наставление ученикам, «рукоположив им пресвитеров к каждой Церкви» (14:23: х£фотоуг|0аут£; бе аитоТ; кат' ёккХп^ау лреавитерои;). Здесь впервые в текстах Библии встречается форма, образованная от глагола хефотоуеш, от которого произойдет термин «хиротония», который переводится на русский язык буквально как

22 В христианской историографии — Первое миссионерское путешествие апостола Павла, ок. 45-49 гг.

«рукоположение» и обозначает сакральное действо, в ходе коего в христианских Церквах над ставленником совершается посвящение в иерархическую степень посредством возложения рук23. Следует заметить, что текст Деяний, вопреки упомянутым выше мнениям некоторых исследователей, не дает повода для трактовки этого термина как указания на способ голосования поднятием рук, распространенный в народных собраниях древней Греции, т.к. форма «рукоположив» в этом стихе относится исключительно к Павлу и его спутникам, а не ко всем членам местных Церквей, тогда как, например, при описании общенародного избрания (а не рукоположения) «семи» в Деян. 6:5 употребляется форма е^еХе^уто, образованная от глагола ЁкХеуш, а не x£lpoтovеw. Употребление причастия х£lpoтovr|0аvт£с в форме множественного числа заставляет предположить, что, скорее всего, Павел совершает здесь поставление пресвитеров не в одиночку, а совместно с Варнавой — они оба возлагают руки на головы ставленников, т.е. снова, уже в третьем эпизоде, начальствующие (в данном случае двое) совершают совместное рукоположение. Текст Деяний не оставляет свидетельств о том, что в этом поставлении принимал участие кто-либо еще, помимо двух названных апостолов: автор Деяний ничего не говорит о каком-либо предварительном избрании пресвитеров или хотя бы о присутствии народа при совершении обряда возложения рук. Однако умолчание об избрании кандидатов на пресвитерство в 14:23 еще не дает достаточного основания для того, чтобы сделать вывод о его отсутствии, так как само упоминание о рукоположении в этом фрагменте текста является беглым: автор не ставит себе целью описать всю процедуру поставления в подробностях.

В посланиях Павла к Тимофею содержатся два упоминания о рукоположении адресата этих посланий. Тимофей — спутник и соратник Павла в его втором и третьем миссионерских путешествиях (Деян. 16:1-9, 17:14-15 и 20:4), проповедник христианства и учитель веры в Салониках и Коринфе (1 Фес. 3:1-6, 1 Кор. 4:17), впоследствии христианское предание называет его главой Эфесской церкви. В 1 Тим. 4:14 упоминается рукоположение Тимофея в пресвитерское достоинство — ега0£01с т^ хеф^ тои лреоРитерюи, — которое рассматривается как дарование, связанное с необходимостью исполнения

23 В текстах Деяний и посланий Павла употребление глагола хефот^еш для обозначения рукоположения не является обязательным: например, при описании вышеупомянутого посвящения «семи» в тексте употребляется формула £Я£9r|кav та; х£фас; (Деян. 6:6), подобная формула встречается и в 1 Тим. 4:14, текст которого будет рассмотрен ниже. В дальнейшем в христианских Церквах право совершения хиротонии закрепляется исключительно за обладателями высшего статуса в церковной иерархии — епископами.

ряда обязанностей по отношению к пастве (см. 4:12-13). Из 2 Тим. 1:6 явствует, что это рукоположение совершил лично Павел, т. к. он говорит о возложении своих рук (61а т^; егабеаеш; т^ хеф^ цои; существует также интерпретация «лреоРитер^ои» в 1 Тим. 4:14 как коллегии пресвитеров, но она не находит прямых подтверждений в текстах Нового завета). В обоих указанных местах отсутствуют сведения о предшествующем избрании Тимофея, в котором участвовал бы народ. Хотя такое умолчание можно объяснить краткостью фрагмента, но факт самоличного избрания подтверждается здесь тем, что Павел по своему желанию взял Тимофея с собой на проповедь, и Тимофей тотчас же стал учить народ и проповедовать как сотрудник Павла (Деян. 16:1-4 и далее).

Первое послание Павла к Тимофею и послание к Титу24 интересны тем, что в них подробно говорится о критериях, которыми следует руководствоваться при избрании предстоятелей, о качествах, которыми должны обладать ставленники на пастырское служение (1 Тим. 3:2-7, Тит 1:5-9 и др.). В 1 Тим. 5:22 упоминается и способ посвящения в иерархические степени — рукоположение (хеТра; тахеш; ц^беу! ёгат[0£1 — «рук ни на кого не возлагай поспешно»), которое должен был совершать над ставленниками сам адресат послания как глава местной Церкви, в обязанности которого входило ставить пресвитеров во всех городах (Тит. 1:5) своей области. При этом в пасторских посланиях полностью отсутствуют какие-либо указания на процедуру избрания кандидатов лаиками. Исходя из этого можно высказать предположение, что, по мысли Павла, право избрания полностью предоставлялось руководителям местных Церквей, которым и были адресованы послания и которые должны были тщательно проверять ставленников в соответствии с данными Павлом предписаниями. С другой стороны, среди критериев, которым должны соответствовать ставленники на епископское служение, в 1 Тим. 3:7 есть требование, что кандидат на епископство должен «иметь доброе свидетельство от внешних», т.е. от лиц, не принадлежащих Церкви, — чтобы не подвергаться нареканиям. Это требование дает место предположению, что для рукоположения предстоятеля необходимо было и наличие положительных свидетельств о ставленнике от членов христианской общины, так как нарекания с их стороны были бы более опасны для пастыря, чем порицание от «внешних».

24 Тит был спутником Павла во время его посещении Иерусалима ок. 49 г., что видно из Гал. 2:1 и 3, выполнял поручения Павла в Коринфе (2 Кор. 8:6, 16 и 12:18). Полномочия и иерархический статус Тита на момент написания послания видны из Тит. 1:5 и 2:15: он обладал всей полнотой административной власти в своей Церкви. Христианская традиция называет Тита первым епископом Крита.

Рассмотрев случаи избрания иерархических лиц в апостольский период, мы видим, что во всех текстах Нового завета прямое свидетельство об участии в выборах лаиков встречается всего два раза: при поставлении Матфия на место предателя Иуды (участие в выдвижении кандидатов) и при описании поставления «семи мужей» (прямой выбор будущих служителей). Все остальные тексты свидетельствуют

0 коллективном либо единоличном поставлении, совершаемом авторитетными лицами, которые самостоятельно подбирают кандидатов. Без рассмотрения более широкого круга источников мы не можем сделать однозначного вывода о несостоятельности гипотезы о народном избрании, однако проанализированная информация о самых ранних временах Церкви заставляет отнестись к этой гипотезе критически: примечательно, что оба случая активности лаиков относятся к Иерусалимской Церкви и ко временам, когда во главе ее стояли не обычные предстоятели, а двенадцать апостолов. наша осторожность в отрицании этой гипотезы подкрепляется и тем фактом, что

1 Тим. 3:7 называет желательность для ставленника «свидетельства от внешних», что дает повод предположить и необходимость такого же свидетельства от членов общины. Однако доброе свидетельство могло носить рекомендательный, а не императивный характер, поэтому требование к его наличию не может служить доказательством самостоятельного избрания собранием лаиков предстоятелей для своих общин.

References

Afanas'ev N. Cerkov' Duha Svyatogo [Church of the Holy Spirit]. Paris: IMKA-Press, 1971. 330 p.

Bolotov V.V. Lekciipo istorii drevnej Cerkvi [Lectures on the History of the Ancient Church]. T. 3. Saint-Petersburg.: Tret'ya gosudarstvennaya tipografiya, 1918. 341 p.

Kassian (Bezobrazov), ep. Hristos ipervoe hristianskoepokolenie [Christ and the First Christian Generation]. Paris: IMKA-Press, 1996. 370 p.

Lebedev A.P. Duhovenstvo drevnej Vselenskoj Cerkvi ot vremen apostol'skih do Xveka [Clergy of the Ancient Universal Church from the Time of the Apostles to the 10th Century]. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2006. 448 p.

Meeks W.A. The First Urban Christians. London: SCM Press, 1982. 206 p.

Myshcyn V.N. Ustrojstvo hristianskoj Cerkvi v pervye dva veka [Structure of the Christian Church in the First Two Centuries]. Sergiyev Posad: Tipografiya Svyato-Troickoj Sergievoj Lavry, 1909. 475 p.

Pashkov D. Cerkovnye instituty v I-III vv. [Church Institutions in the 1st-3rd Centuries] // Istoriya drevnej Cerkvi. Ch. I. 33-843 gg.: uchebnoe posobie [History of the Ancient Church. Part 1. 33-843 A.D.: a Study Guide] / Ed. by K.A. Maksi-movich. Moscow: Izdatel'stvo PSTGU, 2012, pp. 63-76.

Pavlov Inn. Kak zhili i vo chto verilipervye hristiane: Uchenie dvenadcati apos-tolov [How the First Christians Lived and What They Believed. In: the Teachings of the Twelve Apostles]. Moscow: EKSMO, 2017. 736 p.

Ranovich A.B. Pervoistochnikipo istorii rannego hristianstva. Antichnye kritiki hristianstva [The Primary Sources on the History of Early Christianity. Ancient Critics of Christianity]. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoj literatury, 1990. 494 p.

Salzman M.R. The Making of a Christian Aristocracy: Social and Religion Change in the Western Roman Empire. London: Harvard University Press, 2004. 354 p.

Schaff F. Istoriya hristianskoj cerkvi. T. I. Apostol'skoe hristianstvo. 1-100 g. po R. H. [History of the Christian Church. Vol. I. Apostolic Christianity. 1-100 years A.D.]. Saint-Petersburg: Bibliya dlya vsekh, 2010. 592 p.

Smirnov E.I. Istoriya hristianskoj Cerkvi [History of the Christian Church]. Sergiyev Posad: Izdatel'stvo Svyato-Troickoj Sergievoj Lavry, 1997. 456 p.

Sohm R. Cerkovnyj stroj v pervye veka hristianstva [Church structure in the First Centuries of Christianity] / Trans. from German by A. Petrovsky, P. Florensky. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2005. 311 p.

Torjesen K.J. Clergy and laity // The Oxford Handbook of Early Christian Studies / Ed. by S.A. Harvey & D.G Hunter. New York: Oxford University Press, 2008, pp. 389-405.

Truhina N.N. Diakony i episkopy drevnej Cerkvi [Deacons and Bishops of the Ancient Church] // Lanterna Nostra. K yubileyu professora I.L. Mayak. Sb. statej [Lanterna Nostra. On the Anniversary of Professor I.L. Mayak. Collection of Articles]. Saint-Petersburg: Aletejya, 2014, pp. 229-236.

nocrynuna b pega^Mro 27 geKa6pa 2017 r.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.