Научная статья на тему 'Целование мира'

Целование мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
405
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Целование мира»

Зоя Дашевская

Целование мира

Во время совершения литургии мы слышим возглас дьякона, обращенный к народу: «Возлюбим друг друга...», что означает «дадим друг другу целование мира» Ч О целовании мира как о литургическом акте, т. е. действии, свидетельствуют древние христианские тексты и литургические чинопоследования [10, с. 206]. Оно прочно закрепилось в литургии раньше Символа веры и упоминается уже в источниках середины второго века по Р. Х., то есть по времени раньше формирования канона Нового завета. Известные богословы-литургисты профессор архимандрит Киприан (Керн) и протопресвитер Александр Шмеман обращают на этот момент особое внимание. По слову архим. Киприана, «в древности лобзание мира происходило не только среди клириков, но также и среди мирян. Оно символически должно обозначать полное внутреннее примирение между христианами. единомыслие и полное духовное единение» [там же]. Протопр. А. Шмеман подчеркивал, что в целовании мира участвовала вся Церковь, все собрание, оно составляло важную и неотъемлемую часть всего христианского богослужения [17, с. 158-159]. Иером. Михаил (Арранц) в исследовании «Евхаристия Востока и Запада» обозначает целование мира верных в общих схемах литургий как особое литургическое действие. Проф. Н.Д. Успенский в историко-литургическом исследовании «Византийская литургия» посвящает этому вопросу отдельную главу.

Служебник, изданный в 1991 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия, свидетельствует, что при совершении литургии свт. Иоанна Златоуста в ответ на дьяконский

1. Православное богослужение. Выпуск 1. М., 1999. С. 95.

призыв «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» хор отвечает «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную»; далее священник целует край дискоса и потир, затем престол, и если священников два и более, то целуют друг друга в рамена. Также и дьяконы целуют орарь в изображение креста и друг друга в рамена, и говорят друг другу «Христос посреди нас», и отвечают «и есть, и будет» 2; а на Пасху — «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Таким образом, согласно тексту Служебника, это приветствие совершается только между клириками и в алтаре.

Целование дают друг другу и миряне. Это может быть обычным христианским приветствием, особенно в период празднования Пасхи, когда в течение сорока дней христиане приветствуют друг друга целованием, говоря «Христос воскрес!» — «Воистину воскрес!» Такое приветствие происходит обычно вне богослужения. Во время литургии молящиеся в храме, порой не имея возможности даже наблюдать за тем, что происходит в алтаре, не могут исполнить дьяконский призыв и делом явить любовь (ауаттю) друг ко другу. Почему же действие, к которому призывались все христиане перед совершением евхаристической жертвы, незаметно было удалено из чинопоследования литургии? Ведь целование — знак, который запечатлевает мир, свидетельство, что между членами евхаристической общины нет никаких препятствий к совершению Евхаристии. Древние литургико-канонические памятники свидетельствуют, что все члены собрания призваны подать друг другу мир: вначале — старший в собрании, епископ или пресвитер, преподает мир всем, а затем члены церковного собрания подают и принимают мир, запечатлевая его целованием.

Как свидетельствует свт. Иоанн Златоуст, «когда опять настает время преподания и взаимного принятия мира, все равно друг друга лобзаем. При самом также совершении страшных Таин священник молится за народ, а народ молится за священника, потому что слова "со духом твоим" означают именно это». Почему же в настоящее время в чинопоследовании литургий Иоанна Златоуста и Василия Великого от этого остался только след, намек, лишь возглас? В толковании на 19-е правило Лаодикийского Собора, относящемся к данному месту литургии, Иоанн Зонара (XII в.) пишет: «Ныне не бывает того, что относится к кающимся (о выходе их из храма перед началом литургии верных), и я не знаю,

2. Служебник. М. С. 135-136-

каким образом целование прекратилось, ибо оно есть знак любви, а за любовью следует мирствование. И священникам опять подавали мир миряне, чего ныне не бывает, ибо упразднилось, как и многое другое, совершаемое в древности» [цит. по: 16, с. 63]. Церковная традиция, начиная со II века, свидетельствует о том, как и когда взаимно преподавался мир между христианами. Тертуллиан обращает особое внимание на связь взаимного мира между христианами и евхаристической жертвой. «Путь к небу пролагает молитва памятования заповедей, из которых главная — не прежде приступать к алтарю Божьему, как прекративши *мф 5:23-24 всякий раздор или ссору с братьями В самом деле, что идти к миру Божию без мира?» В настоящее время мы, к сожалению, не видим литургического выражения такого взаимного мира, которое запечатлевалось «целованием святым». Само это действие, оформившееся впоследствии в самостоятельный чин, исчезло, оно находится «под спудом». А мы знаем из Священного писания, *2 мф 5:15 что светильник не должно скрывать *2.

Священное писание

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

В Ветхом завете целование упоминается всего несколько раз, в основном как приветствие в знак примирения между родственниками по плоти, особенно родными братьями. «И побежал Исав к Исааку навстречу, и обнял его, и пал на шею его и целовал его, *3 Быт 33:4 и плакали оба» *3. «И целовал Иосиф всех братьев своих, и плакал,

*4 Быт 45:15 обнимая их. Потом говорили с ним братья его» *4. Целование упо-

требляется здесь прежде всего как знак мира и отсутствия вражды.

Также целование преподается вместе с благословением.

«Глаза же Израилевы притупились от старости; не мог он видеть ясно. Иосиф подвел сыновей к нему, и он целовал их и обнял *5 Быт 48:10 их» *5. «Ноеминь сказала двум снохам своим: да даст вам Господь,

чтобы вы нашли пристанище каждая в доме своего мужа! И по-*6 Руфь 1:9 целовала их» *6.

Синагогальная традиция о целовании как о преподании мира ничего не говорит. При совершении пасхального седера это действие никак не упоминается, хотя известно, что поцелуем евреи приветствовали гостей во время братской трапезы [15, с. 5]. Существенным элементом ветхозаветной храмовой молитвы была

последняя бераха — благословение мира, в синагогальной ежедневной молитве теперь употребляется бенедикция Шалом (мир), где испрашивается «мир... благословение, милость... нам и всему Израилю, народу Твоему. Благословен Ты, Господи, благословляющий народ Твой, Израиля, миром» [1, с. 24, 134]. В традиции широко известно приветствие «Мир вам!» («Шалом!»), которое и означает полный, всеохватывающий мир как знак Божьего присутствия. Трактовать целование мира как действие, которое предназначалось бы для духовного объединения молящихся, нет оснований. И тексты Ветхого завета, и иудейская традиция свидетельствуют о целовании как действии очень личностном, почти интимном, возможном между родственниками по плоти или самыми близкими людьми. Целование не связано с храмовым или синагогальным благословением мира; возможно, оно было связано с приветствием «Мир тебе!» (или «Мир всем!», «Шалом!») при личной встрече.

ЕВАНГЕЛИЯ

О примирении говорит Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди, делая его условием принесения жертвы. «Поэтому, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, — оставь там дар твой перед жертвенником, и иди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» Именно на эти слова Спасителя * Мф 5:23-24 ссылаются Тертуллиан и свт. Кирилл Иерусалимский, полагая их основанием для литургического действия целования мира.

Целованием встречает отец блудного сына *2. Это действие *2 Лк 15:20 вполне вписывается в контекст ветхозаветной традиции. Также евангелист Лука рассказывает о трапезе в доме фарисея и о женщине, которая, «узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алебастровый сосуд с миром и, став сзади у ног Его, начала, плача, обливать ноги Его слезами и волосами головы своей отирала, и целовала ноги Его, и мазала миром» *3. Господь говорит фарисею *3 Лк 7:37-38 Симону в ответ на его недоумение: «Ты целования Мне не дал, она же, с тех пор как Я вошел, не переставала целовать Мне ноги» *4. *4 Лк 7:45 Здесь целование выступает как приветствие и знак мира.

Прощальная беседа Спасителя с учениками содержит наставление ученикам о мире. Свой мир оставляет ученикам Сам Господь: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам» *5. Эти слова Спасителя войдут в чин целования *5 Ин 14:27

1 Ин 13:8

2 Ин 13:14

3 Ин 13:34-35

*4 Мф 26:49;

также Мк 14:45; Лк 22:47-48 *5 Ин 18:3

*6 Ин 20:19, 21, 26

мира Мозарабской литургии. Прежде Прощальной беседы Христос препоясывается и умывает ученикам ноги, приобщая их Себе. Господь отвечает Петру на его недоумение: «Если не умою тебя, ты не имеешь части со Мною» «Омовение ног учеников означает приобщение их к Страстям Иисуса, у синоптиков это приобщение достигается участием их в евхаристической трапезе» [9, с.138]. Учитель, подавая пример ученикам *2, делом являет Свою любовь, по-новому открывая им Себя в служении. Крестная любовь Господа, Его Страдания — то, в чем ученики после омовения имеют часть. Ученики отныне призваны к тому же — об этом свидетельствует троякая заповедь о любви: «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. Поэтому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» *3. Лобзание мира, которое совершается верными прежде принесения евхаристической жертвы, призвано стать свидетельством исполнения новой заповеди Спасителя о братской любви.

В Четвероевангелии о целовании как о предательском приветствии говорят все синоптики, упоминая Иуду-предателя. «Предающий же дал им знак: кого я поцелую, Он и есть, возьмите Его. И тотчас подошел к Иисусу и сказал: Здравствуй, Равви! И поцеловал Его» *4. Возможно, Иуда подал знак, который был понятен не только храмовой страже, но и солдатам римской когорты *5.

Мир («шалом») дает Господь ученикам, являясь им по Воскресении *6.

ДЕЯНИЯ И ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ

7 Деян 20:37

8 1 Кор 16:20

*9 2 Кор 13:11-13 *10 1 Фес 5:13, 26

*" 1 Пет 5:14

Целование упоминается в Деяниях: «и был немалый плач у всех и, бросаясь на шею Павла, целовали его» *7. Также призыв приветствовать друг друга «поцелуем святым» содержится в конце посланий свв. апостолов Петра и Павла: «Приветствуют вас все братья. Приветствуйте друг друга приветствием святым» *8; «Усо-вершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, храните мир, и Бог любви и мира будет с вами. Приветствуйте друг друга поцелуем святым. Приветствуют вас все святые» *9; «Будьте в мире между собой. Приветствуйте всех братьев святым поцелуем» *10; «Приветствуйте друг друга поцелуем любви. Мир вам всем, который во Христе» *п. Особенно важно отметить, что приветствие друг друга взаимным целованием находится в непосредственной связи с преподанием мира. Мир дает Сам Господь, и этот

мир («шалом») пребывает с теми, «которые во Христе», он дается всем верным. Его нужно хранить, и запечатлевается он святым поцелуем.

Интересно отметить, что в посланиях, которые исходят из иудео-христианских общин апостолов Иакова и Иуды, призыв к целованию мира отсутствует. В 1 Ин, где автор уделяет большое внимание именно братской любви, аналогичного призыва мы также не находим. Возможно, это свидетельствует о многообразии традиций, существовавших в ранней Церкви. Можно предположить, что преподание мира вместе с целованием закрепилось в общинах, состоящих из христиан по преимуществу из языческой среды, так как послания 1 и 2 Кор, 1 Фес, 1 Пет направлены именно в такие общины.

Целование мира в Евхаристии и других таинствах

свидетельства церковных писателей и учителей

Для раннехристианской традиции характерно особое внимание к целованию мира, которое иногда называется просто словом «мир». Этот мир можно дать лишь верному, тому, кто «во Христе» * i Пет 5:14

Одно из самых ранних свидетельств о целовании мира как литургическом действии находится в I Апологии св. Иустина Философа: «По окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзанием» 3. О целовании мира свидетельствует текст «Страдания св. Перпетуи» (памятник, датируемый началом III в.): брат Пер-петуи Сатур, так же как и святая мученица, ожидает казни и в ночь перед страданиями видит сон, в котором они вместе с сестрой присутствуют на небесном богослужении и участвуют в обряде целования святых [15, с. 10]. О том же обряде свидетельствуют Климент Александрийский (Педагог кн. III, 11, 81), Ориген (Толкование на Рим 10:33), Псевдо-Дионисий Ареопагит («О церковной иерархии», гл. 2).

Интересное свидетельство мы находим у Тертуллиана, обличающего еретиков-маркионитов. Он свидетельствует, что в их еретическом сообществе «кто оглашенный, кто верный — у них неизвестно: вместе приходят, вместе слушают, вместе молятся; со всеми без различия имеют мир» [12, с. 431]. Тертуллиан уделяет

3. Св. Иустин, философ и мученик. Творения. М., 1995 С. 97.

также особое внимание целованию мира в связи с тем, что христиане уклоняются от него, ссылаясь на необходимость соблюдения поста. «Распространился уже и другой обычай. Постящиеся, по окончании молитвы с братьями, воздерживаются от поцелуя мира, который является знаком окончания молитвы. Но когда же более должен обнаружиться мир с братьями, как не тогда, когда молитва сильнее восходит и поэтому участвующие в нашей молитве могут с ее помощью передать брату от полноты своего мира? Какая молитва при отречении от святого поцелуя может быть непорочной? Кому, исполняющему служение Господа, препятствует мир? Каково жертвоприношение, от которого возвращаются без мира?» 4

крещение

Мир впервые подается новокрещенному, когда он входит в собрание верных. Согласно «Апостольскому преданию» Ипполита Римского, епископ по миропомазании дает новокрещенному поцелуй мира со словами: «Да будет Господь с тобою!» — на что тот ответствует: «И со духом твоим!» Новокрещенный получает поцелуй мира, так как и он соделан достойным царственно-священнического служения [2, с. 34]. Как свидетельствует «Апостольское предание», «после крещения и помазания освященным елеем но-вокрещенные могут молиться вместе со всем народом. Молиться же с верными прежде, чем крещаемые исполнят это, они не должны. После молитвы пусть дают им лобзание мира» 5.

поставление на епископское служение

Мир подается и новопоставленному епископу. Сразу после по-ставления нового епископа все собрание приветствовало его «целованием святым», после чего он в первый раз возглавлял евхаристическое приношение. «Произведенному во епископы пусть каждый даст поцелуй мира, приветствуя его, ибо он удостоился этого», — свидетельствует «Апостольское предание» св. Ипполита Римского6. В литургии «Апостольских постановлений» (VIII. 5) так описывается приветствие действующих епископов ново-поставленному: «На утро пусть посадят его прочие епископы

4. Тертуллиан. О молитве. 18.

5. Апостольское предание св. Ипполита Римско-

го // Богословские труды. 1970. № 5. С. 290.

6. Там же. С. 286.

на предлежащее ему место, приветствовав его все целованием о Господе» 7. Служение новопоставленного епископа начинается с целования мира (заметим, что в современном чине поставления в дьякона или пресвитера этот элемент — целование новопостав-ленного — сохранился).

ЕВХАРИСТИЯ

Свидетельства литургико-канонических памятников

Уже в первые три века целование мира присутствует в богослужении христиан как отдельное литургическое действие. Об этом свидетельствуют такие древние памятники как «Апостольские постановления», «Завещание Господа нашего Иисуса Христа» и «Апостольское предание» св. Ипполита Римского. Целование не обозначено в «Дидахи» (может быть, потому, что этот памятник происходит из иудео-христианской среды, а обычно иудео-христианские источники о целовании мира не упоминают). Но в Дидахи присутствует требование непременно примириться прежде «преломления Хлеба и благодарения». «Всякий, имеющий спор с другом своим, да не входит к вам, пока они не примирятся, чтобы не была осквернена жертва ваша» 8.

Целование мира на Евхаристии совершалось следующим образом. Как свидетельствует II книга «Апостольских постановлений», «Потом пусть приветствуют друг друга, мужчины мужчин, а женщины женщин, целованием о Господе, а не коварно, как Иуда предал Господа целованием» 9 (II. 57). Св. Ипполит стремится оградить святость поцелуя мира в тех собраниях, где присутствуют только верные. «Верные же пусть приветствуют друг друга: мужчины мужчин, и женщины женщин, но мужчины пусть не приветствуют женщин» [5]. Уже довольно рано, в III в., клирики и миряне дают целование отдельно. «Тогда епископ пусть приветствует Церковь и говорит: "Мир Божий со всеми вами". А народ пусть отвечает: "И со духом твоим". Затем диакон пусть скажет всем: "Приветствуйте друг друга целованием святым". И пусть приветствуют клирики епископа, миряне мужчины мужчин, женщины женщин. В это время диаконы смотрят за порядком и за тем, чтобы никто не выходил, и во время возношения дверь не отворялась, хотя бы

7. Постановления святых апостолов, чрез св. Кли-

мента, епископа и гражданина Римского предан-

ные. СПб., 2002. С. 175.

8. Писания мужей апостольских. Репр. воспроизведение изд. 1895 г. Рига, 1994. С. 35.

9. Постановления святых апостолов... С. 72.

пришел кто и из верных. Диакон взывает: "Да никто против кого-либо; да никто в лицемерии"» (Const. Ap. VIII. 11) 10.

Поскольку мир подается только верному, целование перед совершением Евхаристии свидетельствует о том, что в данном собрании нет случайного человека или соглядатая. Особенно это было важно для гонимой Церкви в первые три века. «В то время христиане должны были жить осторожно: возглас "возлюбим друг друга!" тогда даже формулировали так: "смотрите друг на друга и признавайте друг друга", ибо в то время совершать богослужения, не имея остиария (привратника), было бы неосторожно» [4, т. 3, с. 26]. По наблюдению Н.Д. Успенского, возглас «Станем добре!» имеет непосредственное отношение к целованию мира, так как в «Страдании святой Перпетуи» обряд целования святых начинался словами пресвитеров: «Станьте, будем стоять и творить мир». Возможно, что такими словами порядок целования святых начинался уже во II веке [15, с. 11].

В тексте «Завещания Господа нашего Иисуса Христа» говорится: «Прежде чем епископ или пресвитер предложат Дары, пусть присутствующие (народ) поочередно дадут друг другу лобзание мира, потом, когда наступит глубокое молчание, диакон пусть возглашает:

— Горе сердца ваши!

— Если кто имеет ненависть к ближнему, да примирится. Сами за собой смотрите, чтобы не враждовать на ближнего. Блюдите, чтобы никто не был одержим гневом. Бог все видит» [6, с. 215].

Целование мира предшествует принесению Даров, и дьякон призывает примириться тех, кто находится не в мире. Возглас «Горе имейте сердца ваши!» произносится дважды, второй раз — непосредственно перед возношением.

Согласно общим схемам литургий III—IV вв., приведенным в исследовании иером. Михаила (Арранца) «Евхаристия Востока и Запада», литургии Палестины, Каппадокии, Понта, Азии и Антио-хии в своей структуре имеют лобзание мира или «мир». Его место — до анафоры. В 380 г. преподание мира было зафиксировано 19-м правилом Лаодикийского собора: «Сначала три молитвы верных, потом уже мир давать; и когда пресвитеры дадут мир епископу, тогда и мирянам взаимно мир подавать, и так совершать святое приношение» п.

10. Постановления святых апостолов... Кн. VIII, гл. 11. С. 181.

11. Каноны или Книга Правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и Поместных, и святых отцов. СПб., 2000. С. 141.

Литургии Константинополя, Иерусалима и Антиохии

В литургической практике Константинополя в конце IV в. «Мир всем!» и лобзание мира присутствуют после ектении и молитвы верных о вселенной, о вселенской церкви, о мире и бедах, перед анафорой. В литургии Ш-ШП вв. появляется пение «Святого поучения» (т. е. Символа веры) после возгласа «Мир всем», который дает епископ. В византийской литургии Ш-Ш вв., как свидетельствуют тексты Псевдо-Дионисия Ареопагита, мир и всеобщее лобзание присутствуют перед чтением диптихов, прежде анафоры. В VII в. лобзание мира, в котором принимают участие все члены собрания, располагается после чтения диптихов и перед Символом веры. Литургические рукописи литургии св. Василия Великого X в. свидетельствуют, что мир подается после поставления Даров на престол; возглашается «Мир всем!», и после этого следует возглас «Возлюбим друг друга!» Потом закрываются двери, и народ говорит Символ веры. В литургии свт. Иоанна Златоуста также после возложения Даров на престол перед анафорой следует «Мир всем. Возлюбим. Двери, двери. Веруем» [1, с. 80]. Сам свт. Иоанн Златоуст как предстоятель многократно подавал мир во время богослужения словами «Мир всем» и говорил о значении обряда целования святых. Чинопоследование византийских литургий включало молитву перед целованием мира, о чем свидетельствуют греческие и славянские литургические рукописи.

«Мир» после молитвы верных и отпуста оглашаемых можно трактовать, по мнению иером. Михаила (Арранца), и в традиции священнического («Ааронова») благословения. Чин целования мира устойчиво закрепляется после отпуста оглашаемых, перенесения Даров на престол и молитвы верных перед анафорой.

Изъяснение целования мира находится в тайноводственных поучениях свт. Кирилла Иерусалимского. В части беседы, посвященной целованию мира, он хочет «положить венец духовному созиданию» пользы катехуменов. «Пусть никто не думает, чтобы сие целование одинаково было с теми лобзаниями, какие на торжище между приятелями взаимно бывают. Не таково сие лобзание: оно души взаимно соединяет и между собою совокупляет непамятозлобием. Посему-то сказал Христос: "А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду, — оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар" Следовательно, лобзание есть *1 Мф 5:23-24

примирение и потому свято, как негде блаженный Павел вопиял, " 1 Кор 16:20 говоря: "Целуйте друг друга лобзанием святым" * и Петр — "лоб-*2 1 Пет 5:14 занием любви" *2» *3. В литургиях Иерусалима и Антиохии более

*3 Mystag. 5. 3 позднего времени присутствует разработанный чин, который содержит дьяконский возглас, молитву предстоятеля на целование мира и обозначение самого целования.

В греческой литургии ап. Иакова дьякон возглашает: «Да никто из оглашенных, да никто из непросвещенных, да никто из немогущих молиться с нами. Никто да не имеет навета против другого и лукавства. Друг друга распознавайте. Двери. Все прямо», — и предстоятель читает молитву о мире с главопреклонени-ем. В ней содержится прошение об очищении от всякой лености, лицемерия и о соединении верных в союзе мира и любви. Далее следует возглас дьякона: «Возлюбим друг друга целованием святым!» — и ещё одна главопреклонная молитва. Сирийская литургия ап. Иакова также имеет в своем чинопоследовании молитву перед целованием мира, в которой целование называется «святым и божественным». Сирийская редакция литургии св. Василия Великого содержит в себе молитву целования, в которой приветствие называется «святым божественным лобзанием».

Армянская литургия, сходная по структуре с литургиями Иерусалима и Константинополя, также содержит молитву на целование мира. Характерной особенностью этой литургии является возглас «Христос посреди нас!», который произносят предстоящие. Народ отвечает песнопением: «Христос среди нас явился и присутствует ныне здесь».

Александрийские литургии

В литургии св. Марка присутствует молитва целования, в которой испрашивается дар Всесвятого Духа для приветствия святым целованием с чистым сердцем.

Коптская литургия свт. Кирилла Александрийского содержит две молитвы мира, обращенные ко Святой Троице и к Богу Отцу. Целование мира в первой молитве называется «великим и совершенным знаком любви Единородного Сына». В молитве, обращенной к Богу Отцу, испрашивается «дух, не памятующий о прежней злобе, совесть чистая и помыслы искренние и сердце, любящее братьев». Целование духовное совершается по подобию «святых учеников и апостолов». Общая эфиопская литургия содержит дьяконское прошение «о совершенном мире и взаимном

целовании апостольском». Предстоятель молится об очищении всех от «зависти и смертоносного памятования обид». Народ отвечает прошением Христу, в котором целование возводится к прославлению Отца по подобию хвалы херувимов и серафимов.

Восточно-Сирийские литургии

Литургия апостолов Аддай и Мари, хотя и не содержит молитвы, имеет возглас предстоятеля, который испрашивает «любви, мира и согласия друг со другом и со всеми». В чинопоследовании несто-рианской литургии содержится дьяконский возглас: «Помолимся о мире между собой!» Мир испрашивается и после принятия Святых Таин.

Литургии христианского Запада

В литургиях Галльской и Испано-готской содержится молитва мира, где испрашивается следование любви, заповеданной Самим Господом, умение ненавидеть грехи, а не души, и согласие и любовь со всеми. В Галликанской литургии перед преподанием благословения предстоятелем находится молитва мира, и в ответ на дьяконский призыв подавать друг другу мир народ отвечает пением слов Спасителя: «Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю вам». Отметим, что в целовании верных участвует и дьякон. Мозарабская литургия имеет чин, который состоит из возгласов предстоятеля и ответов народа в виде песнопений. Медиоланская литургия содержит прошения о мире, произносимые священником тайно. Целование мира как действие присутствует во всех вышеперечисленных литургиях.

В Западно-римских литургиях мир преподается особым образом. По свидетельству католического исследователя литургии М. Кунцлера, «как запечатление молитвы возношения приветствие мира уже к началу V века перешло на место после евхаристической молитвы. А когда "Отче наш", в свою очередь, перешло к непосредственному окончанию евхаристической молитвы, то приветствие мира сместилось ещё дальше — после молитвы Господней, став одновременно печатью речения "как и мы прощаем должникам нашим". Приветствие мира считалось даже заменой причастия для тех, кто почему-либо не причащался. Приветствие мира преподавалось от алтаря, а затем преподаётся как послание, как дар, исходящий из Святого Святых. Если это дар, то и сам

служащий священник должен получить его от кого-то, и он его получал, целуя алтарь. Постепенно поцелуй превратился в едва намеченный жест, став, в конце концов, как на Западе, так и в Византии привилегией служащего духовенства. Затем, начиная с позднего средневековья (традиция пришла из Англии), поцелуй мира стал передаваться опосредованно, с помощью мирной дощечки (pax или osculatorium) — маленькой пластины из слоновой кости, металла или дерева с изображением на ней Иисуса Христа, Девы Марии, распятия или иного религиозного сюжета. Таким образом миряне снова вовлекались в обряд целования мира. Священник сначала целовал алтарь, затем — поданную алтарником мирную дощечку, а затем этот последний передавал всем прочим, которым предназначался поцелуй мира» [11, с. 148].

В римской мессе приветствие мира оказывается непосредственно связанным с осмыслением молитвы «Отче наш». Целование не предшествует, а как бы скрепляет молитву возношения. (Ср. свидетельство Тертуллиана о целовании после общей молитвы). Видимо, в традиции христиан Запада целование мира приобрело значение свидетельства о совершившемся таинстве уже в первые века христианской истории.

Краткий обзор чинов, связанных с целованием мира в литургиях различных типов, позволяет сделать некоторые выводы. Уже во II в. формируется порядок преподания мира. Целование относилось не только к примирению всех перед совершением Евхаристии, но и запечатлевало принятие в общину новокрещенного, а также являло согласное «Аминь» всей церкви на поставление нового епископа. В последующее время, с развитием детского и младенческого крещения, а также с умалением участия верных в поставлении на служение церкви, целование мира стало относиться по преимуществу только к совершению Евхаристии. Формируется чин, который включает в себя обыкновенно дьяконский призыв к приветствию, молитву предстоятеля и собственно само целование.

Отметим, что «Дидахи» никаких указаний на установленный чин не дает, но традиция, восходящая к свв. Клименту Римскому и Ипполиту Римскому, вводит целование в чинопоследование Евхаристии. Устанавливается порядок приветствия: мужчины приветствуют мужчин, а женщины — женщин. Источники, относящиеся к III в., уже свидетельствуют о том, что сформировалось четкое разделение: клирики приветствуют епископа, миряне —

мирян. В IV в. свт. Иоанн Златоуст обращает внимание своей паствы на литургическое действие — необходимо давать мир целованием в ответ на благословение предстоятеля.

В греческих редакциях литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, которые ныне используются в православном богослужении, ранее присутствовала молитва на целование мира, что подтверждает её наличие в греческих евхологиях и древнерусских рукописных служебниках. Когда целование как литургическое действие исчезло, трудно сказать точно. Уже канонист Иоанн Зонара свидетельствует, что он сам не знает, «каким образом целование прекратилось». Осталось лишь предание, что в древности было так, хотя Николай Кавасила (XIV в.) в произведении «Семь слов о жизни во Христе» ничего не упоминает о взаимном целовании верных в знак мира во время Евхаристии.

Упрощая объяснение сложных церковно-исторических процессов, происходивших как на Востоке, так и на Западе, укажем на основные тенденции, с которыми может быть связано исчезновение целования верных в литургии.

1. После разделения, произошедшего на III Вселенском соборе 431 г., от вселенской Церкви отошли несториане, а вследствие раскола, произошедшего после Халкидонского собора 451 г., отложились Сирийская, Коптская, Армянская и Эфиопская церкви. Прямым следствием отделения было обособление их от вселенской церкви, которое коснулось и литургии 12. Так называемые до-халкидонские церкви сохранили в своих литургических чинах и молитвы, и само преподание мира, так как эти части богослужения принадлежат кафолическому литургическому преданию — их богослужение как бы «законсервировало» литургическую традицию. Когда же православные кафедры Иерусалима, Антиохии и Александрии перестали пользоваться прежним авторитетом, получил преимущество тот чин литургии, который был господствующим в Константинопольской церкви, т. е. чин литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, а употребление других чинов все более и более ограничивалось 13. Влияние Константинополя становилось все более унифицирующим, и постепенно все элементы, рассчитанные на общее служение, сходили на нет и исчезали (ср. исчезновение гласного чтения молитв анафоры). Поскольку богослужение Великой Церкви, по образцу которого

12. Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык. Вып. 2. М.,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1998. С. 146.

13. Там же. Вып. 1. М., 1997. С. 144.

стали совершать службу повсеместно в Византии, не предполагало ни сослужения мирян как членов евхаристического собрания, ни тем более тесного общения членов данного евхаристического собрания между собой, взаимное преподание мира оказалось лишним.

2. На Западе, в период времени от VII до XVI вв., римская литургия постепенно заменяла национальные литургии в Галлии, Испании и других странах. Прежде введения римско-католической литургии на Западе господствовали национальные литургии: Карфагенская, Галликанская (а прежде Галльская), Испанская и Медиоланская 14. По приказу Карла Великого из Рима были доставлены и переработаны литургические книги. В результате предпринятой им литургической реформы был создан новый римский обряд, который был затем принят Римом и используется также по настоящее время 15. Таким образом, западные литургии также утратили и молитву, и целование; богослужение стало совершаться только стандартным образом, по римскому чину.

Итак, уже к IX-X вв., а возможно, и раньше, и на Востоке, и на Западе в кафолической Церкви постепенно целование мира как литургическое действие исчезает, оставаясь только в традиции несториан, монофизитов или в тех литургических чинах, которые перестают использоваться.

Можно с сожалением констатировать, что молитва целования (или молитва мира), а также само литургическое действие целования мира никак не актуализированы в современной православной практике. В настоящее время в Русской православной церкви совершаются литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста, а также литургия преждеосвященных Даров, в которой молитва мира не содержится (возможно, потому что эта литургия является по сути вечерней с причащением и не имеет в себе анафоры, перед которой необходимо примирение). Целование, в соответствии с указаниями служебника, совершается ныне повсеместно только в алтаре между клириками. Миряне в этом литургическом действии, ранее относившимся ко всем верным, никак не участвуют.

Тем не менее чинопоследование литургии как свт. Иоанна Златоуста, так и свт. Василия Великого содержит дьяконский возглас

14. Собрание древних литургий... Вып. 5. М., 1999. 15. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в

С. 67. связи с историей идей: В 2 т. Т. 1. М., 1999. С. 248.

«Возлюбим друг друга!», который утратил характер призыва к лобзанию мира вследствие присоединения призыва к исповеданию «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицы единосущной и нераздельной». Поскольку далее сразу следует возглас «Двери, двери!» (к сожалению, и он не подкрепляется никаким действием — двери в храм по-прежнему остаются открытыми на протяжении всей анафоры), на целование мира как бы не остается времени, оно «не вмещается» в существующий чин. Некоторые священнослужители пытаются возродить всеобщее целование мира, но с его фактическим исполнением возникают трудности, ведь примириться и подать мир от сердца можно лишь тогда, когда христиан связывают личностные, т. е. общинные и братские, отношения. Можно выразить надежду на то, что целование мира будет с течением времени восстановлено в церкви как литургическое действие. Для этого необходимо возрождение не только духа и смысла евхаристического служения всех верных, но и агапического их свидетельства о любви Христовой, которая воплощается в братолюбии и служении каждого, по слову апостола, «тем даром, какой получил».

Источники

Библия: Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / В русском

переводе с приложениями. Изд. 4-е. Брюссель, 1989. Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Новый перевод с греческого

подлинника под редакцией еп. Кассиана (Безобразова). М., 1997. Каноны, или Книга Правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских

и Поместных, и святых отцов. СПб., 2000. Кирилл, архиеп. Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайновод-

ственные. М., 1991. (Mystag.) Писания мужей апостольских. Репр. воспроизведение изд. 1895 г. Рига, 1994. Постановления святых апостолов, чрез св. Климента епископа и гражданина Римского преданные / Пер. с древнегреч. свящ. И. Новгородова. СПб., 2002. (Const. Ap.) Православное богослужение. Вып. 1-3. Вып. 1. М., 1999. Св. Иустин, Философ и мученик. Творения. М., 1995. Служебник. М., 1991.

Собрание древних литургий, восточных и западных, в переводе на русский язык / Под ред. Е. Ловягина. Вып. 1-5. Репр. воспроизведение изд. 18751877 гг. М., 1997-1999. Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. М., 1994.

Литература

1. Арранц М. Евхаристия Востока и Запада. Изд. 2-е. Рим, 1998.

2. Афанасьев Н., протопр. Служение мирян в Церкви. М., 1995.

3. Афанасьев Н., протопр. Трапеза Господня. Рига, 1992.

4. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4 т. Т. 2, 3. М., 1994.

5. Бубуруз П., свящ. Апостольское предание св. Ипполита Римского // Богословские труды. 1970. № 5. С. 283-296.

6. Воронов Л., проф. прот. Литургия по Testamentum Domininostri Jesu Christi // Богословские труды. 1971. № 6. С. 207-219.

7. Евдокимов П. Православие. М., 2002.

8. Иоанн (Зизиулас), митр. Евхаристия: некоторые библейские аспекты // Символ. 1990. № 24. С. 9-56.

9. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и Кровию и Духом. Толкование на Евангелие от Иоанна. Париж, 2001.

10. Киприан (Керн), проф.-архим. Евхаристия: Из чтений в Православном богословском институте в Париже. Репр. воспроизведение изд. i947 г. М., i992.

11. Кунцлер М. Литургия Церкви. В 2 т. Т. 2. М., 2001.

12. Сильченков К. «Таиноводственное учение» и приготовление верующих к принятию в святую Церковь в первые три века христианства // Вера и разум. 1901. № 6.

13. Симфония на книги Ветхого и Нового Завета. СПб., 1994.

14. Сове Б. Евхаристия в древней Церкви и современная практика // Живое предание. М., 1997.

15. Успенский Н.Д., проф. Византийская литургия (гл. 4). М., 1983. С. 5-45.

16. Фудель С.И. Записки о Литургии и Церкви. М., 1996.

17. Шмеман А., протопр. Евхаристия: Таинство Царства. Изд. 2-е. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.