Научная статья на тему 'Организация работы в борьбе с международной преступностью на территории Белгородской области группой нцб Интерпола УМВД России по Белгородской области'

Организация работы в борьбе с международной преступностью на территории Белгородской области группой нцб Интерпола УМВД России по Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППА НЦБ ИНТЕРПОЛА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РОЗЫСК / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / INTERPOL NCB GROUP / COOPERATION / INTERACTION / INTERNATIONAL SEARCH / OPERATIONAL SEARCH ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпун К.В., Дьяков Н.В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью на положительных примерах деятельности группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области. Созданная 14 июля 2009 года в структуре УМВД России по Белгородской области группа НЦБ Интерпола в полном объеме выполняет возложенные на нее задачи по обмену информацией и исполнению запросов иностранных и отечественных правоохранительных органов. В ходе осуществления служебной деятельности группа НЦБ Интерпола постоянно оказывает консультативную помощь сотрудникам аппарата УМВД России по Белгородской области, территориальным органам МВД России по Белгородской области на районном уровне по вопросам информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. Работа группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области охватывает такие важные сферы, как международный розыск лиц, борьба с нелегальным автобизнесом, противодействие организованной преступности, терроризму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом оружия, наркотиков, фальшивомонетничеством, преступлениями в сфере экономики, высоких технологий и другие. В статье изложены предложения по совершенствованию деятельности группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области и НЦБ Интерпола МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK IN THE FIGHT AGAINST INTERNATIONAL CRIME ON THE TERRITORY OF THE BELGOROD REGION BY THE NCB INTERPOL GROUP OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR THE BELGOROD REGION

The article deals with topical issues of international cooperation in the fight against crime based on positive examples of the activities of the NCB Interpol group of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Belgorod region. Created on July 14, 2009 in the structure of the Ministry of internal Affairs of Russia for the Belgorod region, the Interpol NCB group fully fulfills its tasks of exchanging information and fulfilling requests from foreign and domestic law enforcement agencies. In the implementation of official activities, a group of Interpol constantly provides advice to the staff of UMVD of Russia across the Belgorod region, territorial bodies of the MIA of Russia in the Belgorod region at the district level on the issues of information support of cooperation in Interpol. The work of the NCB Interpol group of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Belgorod region covers such important areas as the international search for persons, the fight against illegal car business, countering organized crime, terrorism and extremism, the fight against illegal trafficking of weapons, drugs, counterfeiting, crimes in the economy, high technologies, and others. The article contained suggestions for improving the quality of work of the group of Interpol Ministry of internal Affairs of Russia across the Belgorod region and the NCB of Interpol of the MIA of Russia.

Текст научной работы на тему «Организация работы в борьбе с международной преступностью на территории Белгородской области группой нцб Интерпола УМВД России по Белгородской области»



Гм 1 1 ГЗ тп 1 1 гн Гч гп Ги

и 1 L Е РА 1 И В Н и

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В БОРЬБЕ С МЕЖДУНАРОДНОЙ

ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ГРУППОЙ НЦБ ИНТЕРПОЛА УМВД РОССИИ ПО

БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ORGANIZATION OF WORK IN THE FIGHT AGAINST INTERNATIONAL CRIME ON THE TERRITORY OF THE BELGOROD REGION BY THE NCB INTERPOL GROUP OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR

THE BELGOROD REGION

УДК 341

К.В. КАРПУН

(УМВД России по Белгородской области, Россия, Белгород)

Н.В. ДЬЯКОВ,

доцент

(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) +7 (4722) 55-71-30

KARINA V. KARPUN

(Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Belgorod region, Belgorod, Russia)

NIKOLAY V. DYAKOV,

Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы международного сотрудничества в борьбе с преступностью на положительных примерах деятельности группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области.

Созданная 14 июля 2009 года в структуре УМВД России по Белгородской области группа НЦБ Интерпола в полном объеме выполняет возложенные на нее задачи по обмену информацией и исполнению запросов иностранных и отечественных правоохранительных органов.

В ходе осуществления служебной деятельности группа НЦБ Интерпола постоянно оказывает консультативную помощь сотрудникам аппарата УМВД России по Белгородской области, территориальным органам МВД России по Белгородской области на районном уровне по вопросам информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.

Работа группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области охватывает такие важные сферы, как международный розыск лиц, борьба с нелегальным автобизнесом, противодействие организованной преступности, терроризму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом оружия, наркотиков, фальшивомонетничеством, преступлениями в сфере экономики, высоких технологий и другие.

В статье изложены предложения по совершенствованию деятельности группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области и НЦБ Интерпола МВД России.

Ключевые слова: группа НЦБ Интерпола, сотрудничество, взаимодействие, международный розыск, оперативно-розыскные мероприятия.

Для цитирования: Карпун К.В., Дьяков Н.В. Организация работы в борьбе с международной преступностью на территории Белгородской области группой НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2020. № 2. С. 43-51.

Abstract: the article deals with topical issues of international cooperation in the fight against crime based on positive examples of the activities of the NCB Interpol group of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Belgorod region.

Created on July 14, 2009 in the structure of the Ministry of internal Affairs of Russia for the Belgorod region, the Interpol NCB group fully fulfills its tasks of exchanging information and fulfilling requests from foreign and domestic law enforcement agencies.

In the implementation of official activities, a group of Interpol constantly provides advice to the staff of UMVD of Russia across the Belgorod region, territorial bodies of the MIA of Russia in the Belgorod region at the district level on the issues of information support of cooperation in Interpol.

The work of the NCB Interpol group of the Ministry of internal Affairs of Russia in the Belgorod region covers such important areas as the international search for persons, the fight against illegal car business, countering organized crime, terrorism and extremism, the fight against illegal trafficking of weapons, drugs, counterfeiting, crimes in the economy, high technologies, and others.

The article contained suggestions for improving the quality of work of the group of Interpol Ministry of internal Affairs of Russia across the Belgorod region and the NCB of Interpol of the MIA of Russia.

Keywords: Interpol NCB group, cooperation, interaction, international search, operational search activities.

For citation: Karpun K.V., Dyakov N.V. Organization of work in the fight against international crime on the territory of the Belgorod region by the NCB Interpol group of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Belgorod region // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2020. № 2. P. 43-51.

Сотрудничество государств в области борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности имеет объективную основу.

Все чаще совершаются преступления на территории двух и более государств, укрывательство и сбыт похищенного или отмывание доходов от преступной деятельности за границей, попытки преступников скрыться от правосудия за рубежом.

Проблема преступности в большей степени приобретает глобальный характер. Во-первых, преступность в более или менее острой форме проявляется во всех странах мира, являясь серьезным реальным или потенциальным препятствием на пути их социально-экономического, политического и культурного развития. Это предопределяет заинтересованность всех членов мирового сообщества в совместном поиске наиболее действенных путей и средств решения данной проблемы. Во-вторых, постоянно расширяется перечень преступных деяний, представляющих международную опасность (например, незаконный трансграничный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, торговля людьми, детская порнография и т.п.).

Борьба с такого рода преступлениями может быть по-настоящему эффективна только при согласованности действий большинства государств и рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий [1].

Органы внутренних дел Российской Федерации участвуют в выполнении обязательств России по всем основным направлениям межгосударственного сотрудничества в борьбе с преступностью и обеспечении общественной безопасности, и их деятельность на этом направ-

лении осуществляется в тесном взаимодействии с другими правоохранительными органами.

В МВД России в той или иной степени очень многие подразделения осуществляют либо оперативное взаимодействие с зарубежными партнерами, либо проводят работу по линии международного сотрудничества в области подготовки кадров, обмена опытом [2].

Буквально в каждом подразделении центрального аппарата МВД России, в главных управлениях МВД России и управлениях МВД России крупных или приграничных субъектов Федерации имеются соответствующие отделы или группы.

Свой вклад в борьбу с международной преступностью вносит и созданная 14 июля 2009 года в структуре УМВД России по Белгородской области группа НЦБ Интерпола.

С первых дней своего существования группа в полном объеме выполняла возложенные на нее задачи по обмену информацией и исполнению запросов иностранных и отечественных правоохранительных органов. Структура группы НЦБ Интерпола включает в себя двух сотрудников, один из которых является руководителем.

Информационное обеспечение сотрудничества по линии Интерпола осуществляется на основе законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, Устава, а также нормативных документов и рекомендаций Интерпола, Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола», Положения

о Национальном центральном бюро Интерпола, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. № 11901, а также приказа МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971. Данный приказ утвердил согласованную с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Инструкцию по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.

Группа НЦБ Интерпола со структурными подразделениями УМВД России по Белгородской области осуществляет взаимодействие в процессе розыска и идентификации лиц, выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, имеющих международный характер, а также по находящимся в их производстве проверочным материалам, уголовным делам и делам оперативного учета.

В ходе осуществления служебной деятельности группа НЦБ Интерпола постоянно оказывает консультативную помощь сотрудникам аппарата УМВД России по Белгородской области, территориальным органам МВД России по Белгородской области на районном уровне по вопросам информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №43. Ст. 4916.

Кроме этого, группой НЦБ Интерпола осуществляется взаимодействие с УВМ УМВД России по Белгородской области в части проверки иностранных граждан и лиц без гражданства, ставших на миграционный учет; УФСИН России по Белгородской области в области проверки иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся под стражей или отбывающих наказание в исправительных учреждениях Белгородской области; УНК УМВД России по Белгородской области по линии информационного сопровождения уголовных дел и дел оперативного учета по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, ПУ ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям по линии идентификации подозреваемых/обвиняемых, задержанных за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации, и другими правоохранительными органами региона.

Работа группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области охватывает такие важные сферы, как международный розыск лиц, борьба с нелегальным автобизнесом, противодействие организованной преступности, терроризму и экстремизму, борьба с незаконным оборотом оружия, наркотиков, фальшивомонетничеством, преступлениями в сфере экономики, высоких технологий и другие (см. Диаграмму).

Общий документооборот подразделения за 2019 г.

I Преступления против личности

¡Организованная преступность

Терроризм и экстремизм

I Преступления, связанные с оружием

I Незаконный оборот наркотиков

Преступления в сфере экономики

I Фальшивомонетничество

I Кражи произведений искусства, антиквариата Преступления, связанные с автотранспортом

I Иные международные преступления Запросы, информации о лицах Организационные вопросы

Диаграмма

Так, из диаграммы можно сделать вывод, что основным направлением деятельности группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области является рассмотрение и исполнение запросов, связанных с международным розыском лиц, розыском без вести пропавших, предоставлением и получением информации в отношении разыскиваемых граждан.

Международный розыск лиц осуществляется через НЦБ Интерпола МВД России и проводится на территории каждого из государств - членов Интерпола в соответствии с нормами международного права и национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

В случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий по задержанию лиц, находящихся в международном розыске, а также участия в проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении разыскиваемых иностранных граждан могут привлекаться сотрудники группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области.

В рамках международного розыска до принятия решения об объявлении лица в международный розыск инициатор может запросить проверку по оперативно-справочным, миграционным, криминалистическим учетам иностранного государства (за исключением стран СНГ). Запрос должен быть оформлен в соответствии с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола. К запросу необходимо прикладывать письменное решение следователя о мерах, которые будут предприняты в случае установления местонахождения фигуранта. При проверке по миграционным учетам указывается период времени, за который необходимо получить сведения. В запросах о проведении проверки по учетам иностранных государств в отношении без вести пропавших лиц указывается, когда и от кого поступило заявление о безвестном исчезновении.

Для повышения эффективности мероприятий, осуществляемых в рамках международного розыска, инициатор розыска обязан в кратчайшие сроки направлять в адрес группы НЦБ Интерпола дополнительную информацию о возможных связях за рубежом либо местах возможного нахождения разыскиваемого лица.

Также необходимо учитывать, что от качества и полноты предоставленной идентификационной и оперативно значимой информации

зависит результативность проводимых мероприятий [5].

При обработке запроса сотрудник группы не может выходить за пределы изложенного инициатором, поэтому до подготовки запроса и сообщения необходимо проконсультироваться с сотрудниками группы НЦБ Интерпола.

Категории разыскиваемых лиц:

1. Обвиняемые (объявляются в международный розыск при условии, что они обвиняются в совершении преступлений средней тяжести, тяжких и особо тяжких). При этом следует учитывать, что международный розыск не подменяет собой федеральный (межгосударственный) розыск.

2. Осужденные (объявляются в международный розыск при условии, что они осуждены к наказанию в виде лишения свободы на срок не менее четырех месяцев).

3. Лица, пропавшие без вести.

Не осуществляется международный розыск лиц, обвиняемых в совершении преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.

Основания для объявления в международный розыск:

1. Получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации.

2. Достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации.

3. Получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.

Обязательным условием является объявление разыскиваемого в федеральный розыск.

Решение об объявлении лица в международный розыск принимается на основании подтверждения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о намерении требовать арест и экстрадицию лица в случае установления фигуранта на территории иностранного государства.

Также в группе НЦБ Интерпола имеется возможность размещения сведений о разыскиваемом лице на сайте Генерального секретариата Интерпола в сети Интернет и в средствах массовой информации. В данном случае предусмотрено издание международных уведомлений:

1) уведомление с желтым углом (YELLOW NOTICE) издается в отношении без вести пропавшего лица. Для его издания необходимо получить согласие на размещение сведений на сайте Генерального секретариата в сети Интернет и в средствах массовой информации у членов семьи или иных близких родственников, опекунов или попечителей;

2) уведомление с красным углом (RED NOTICE) издается в отношении обвиняемого, осужденного, находящегося в международном розыске, с целью его ареста и выдачи. Ходатайство об издании международного уведомления о розыске обвиняемого, осужденного с целью его ареста и выдачи (RED NOTICE) может быть направлено в Генеральный секретариат по истечении двух лет после направления во все государства - члены Интерпола запроса о розыске обвиняемого, осужденного в том случае:

а) если разыскиваемым совершено особо тяжкое преступление;

б) если совершенным преступлением нанесен ущерб в крупном или особо крупном размере;

в) если имел место рецидив преступлений.

Пример № 1

В период времени с 13 часов 30 минут до 14 часов 30 минут 07.06.2015 гражданин Ш., 1983 г.р., находясь по месту своего жительства в г. Белгороде, с применением насилия совершил в отношении несовершеннолетнего Л., 1997 г.р., насильственные действия сексуального характера. По данному факту правоохранительными органами Белгородской области возбуждено уголовное дело от 10.07.2015 № 20151920040 в отношении гражданина Ш., 1983 г.р., за совершение преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 132, п. «д» ч. 2 ст. 132 УК РФ.

В ходе полученной оперативной информации выяснилось, что гражданин Ш., 1983 г.р., скрывается на территории соседнего иностранного государства (Республика Украина).

Так как одним из условий для объявления в международный розыск является информация о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации, сотрудниками группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области совместно с сотрудниками других подразделений УМВД России по Белгородской области принято решение об объявлении гражданина Ш., 1983 г.р., в международный розыск с уведомлением красным углом (RED NOTICE) с целью установления его местонахождения, задержания и экстрадиции на территории Республики Украина.

В 2019 г. правоохранительные органы Украины сообщили о задержании гражданин Ш., 1983 г.р., на территории своего государства, где в последующем осуществлена передача обвиняемого сотрудникам УФСИН России по Белгородской области.

В настоящее время задержанный находится в СИЗО, где отбывает наказание за совершенное преступление.

Пример № 2

28.12.2016 группа лиц, состоящая из граждан Б., Н., Г., Ю., Н., незаконно проникла в домов-

ладение в г. Старом Осколе. Злоумышленники жестоко избили 58-летнего хозяина и его 36-летнюю племянницу, требуя сообщить информацию о местах хранения денежных средств и ценностей. От полученных травм женщина скончалась на месте происшествия. Забрав сейф, в котором находилось 800 тысяч рублей, преступники покинули домовладение.

Правоохранительным органам Белгородской области удалось установить личности нападавших. Ими оказались жители Подмосковья. Вскоре трое из них были задержаны и предстали перед судом. Двум другим удалось скрыться. Следственным комитетом им было заочно предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п.п. «д», «ж», «з» ч. 2 ст. 105, п. «в» ч. 4 ст. 162 УК РФ (Убийство, совершенное с особой жестокостью группой лиц по предварительному сговору, сопряженное с разбоем, и разбой с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего).

Сотрудникам группы НЦБ Интерпола во взаимодействии с оперативниками Управления уголовного розыска УМВД России по Белгородской области удалось установить, что злоумышленники находятся на территории Украины. Преступники были объявлены в международный розыск и в ходе оперативно-розыскных мероприятий задержаны на территории сопредельного государства.

31 июля осуществлена передача обвиняемых сотрудникам УФСИН России по Белгородской области. В настоящее время задержанные находятся в СИЗО.

Важным направлением работы Интерпола является информационное сопровождение дел по экономическим преступлениям. Особое внимание уделяется делам антикоррупционной направленности и подделки денежных знаков иностранных государств. В связи с тем, что были приняты государственные программы по привлечению иностранного капитала для развития малого и среднего бизнеса в России, а также по интеграции российского капитала в иностранные предприятия, увеличилось число преступлений в сфере экономики с участием иностранных субъектов [6].

В процессе проверки зарегистрированных сообщений и иной информации о преступлениях и правонарушениях в сфере экономики, а также в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, дознания или предварительного следствия по преступлениям экономической направленности через НЦБ Интерпола может быть получена следующая информация:

- официальные наименования юридических лиц, зарегистрированных за рубежом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- их юридический адрес, номер, дата регистрации;

- фамилии и имена физических лиц - руководителей (в отдельных случаях - учредителей, акционеров);

- направление деятельности, размеры уставного капитала;

- сведения криминального характера о деятельности юридических и физических лиц.

В отдельных случаях возможно получение информации о финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц (выполнение контрактов), наличии недвижимости и иной собственности за рубежом лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений.

Получение копий контрактов, сведений об открытии и состоянии банковских счетов, а также других фактических данных, получаемых в ходе выполнения следственных действий, возможно только после направления запроса об оказании правовой помощи по уголовному делу.

Взаимодействующие органы имеют возможность запрашивать информацию относительно лиц, проходящих по материалам оперативно-розыскной деятельности, в частности по делам антикоррупционной направленности, на предмет получения сведений относительно того, принадлежит ли лицу различное имущество, является ли лицо участником деятельности какого-либо предприятия, учреждения или организации на территории иностранного государства.

Сведения, составляющие банковскую тайну, в том числе об открытии физическими и юридическими лицами счетов в банках и о движении денежных средств по ним, могут быть получены от правоохранительных органов иностранных государств - членов Интерпола только после рассмотрения соответствующим органом юстиции, прокуратуры или судом иностранного государства официального обращения (международного следственного поручения по уголовному делу) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, копия которого может быть передана по каналам Интерпола.

Основаниями для проверки в сфере экономики по каналам Интерпола физических и юридических лиц являются:

а) наличие возбужденного уголовного дела;

б) наличие дела оперативного учета;

в) наличие зарегистрированного в установленном порядке проверочного материала по заявлению (сообщению) о преступлении или иной информации, содержащей признаки уголовно наказуемого деяния.

Особое внимание необходимо обращать на изложение обстоятельств совершения преступления с указанием конкретного способа его

совершения с привязкой именно к действиям запрашиваемых юридических лиц, обоснованием необходимости и цели проведения проверки. Указание только номера статьи УК РФ недостаточно.

Необходимы названия юридических лиц с указанием имеющихся реквизитов (государство регистрации, адрес, телефон, факс). При необходимости прилагаются копии документов, имеющих отношение к делу. Реквизиты и названия иностранных юридических лиц необходимо указывать на языке оригинала.

За 2019 г. всего было изъято 18 фальшивых денежных банкнот иностранных государств. Количество направленных в НЦБ Интерпола сообщений о факте обнаружения/изъятия фальшивых денежных банкнот иностранных государств для постановки на учет в банк данных Генерального секретариата Интерпола - 13.

Одним из ключевых направлений деятельности Интерпола является розыск похищенных ав-томототранспортных средств2.

В соответствии с имеющимися договоренностями по каналам Интерпола возможно получить:

- информацию о лицах и организованных группах, занимающихся кражами и незаконной транспортировкой АМТС, в частности, установить лиц, участвовавших в транспортировке АМТС и таможенном оформлении, номера их мобильных телефонов;

- запросить сведения о владельце АМТС, зарегистрированного за рубежом. В данном случае возможно получить полные установочные данные лица, его местожительства, информацию, где и у кого было приобретено АМТС (обстоятельства приобретения нынешним владельцем), другую необходимую информацию;

- запросить информацию о дате и месте постановки АМТС на учет или его снятии с учета;

- проверить АМТС по учетам похищенного автотранспорта иностранных государств на предмет нахождения транспортного средства в розыске на территории иностранного государства, получить подтверждение розыска, информацию об обстоятельствах кражи, потерпевшем владельце и его намерениях в отношении возврата похищенного АМТС.

По каналам Интерпола возможно идентифицировать АМТС, признанное вещественным доказательством по уголовному делу либо обнаруженное на территории Белгородской области, при невозможности установить оригинальный идентификационный номер данного автомобиля через завод-изготовитель на территории иностранного государства по другим

2 Далее - АМТС.

агрегатам АМТС, например, по номеру подушки безопасности.

Кроме того, возможно получить информацию относительно подлинности документов, предоставленных на АМТС, в частности, ПТС, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации, таможенных документов (заявление на таможенное оформление, таможенная декларация, пассажирская таможенная декларация, наименование пограничного пункта пропуска, где АМТС пересекало государственную границу), копию паспорта водителя транспортного средства, договора купли-продажи и т.д.

АМТС, находящееся в розыске по линии Интерпола, выставляется в базу данных только по VIN-номеру, который является уникальным для каждого автомобиля и состоит из 17 символов. По номеру двигателя или номерам на узлах или агрегатах автомашина в розыск по линии Интерпола не выставляется.

Согласно п. 73 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом МВД России от 6 октября 2006 г. № 786, полное совпадение идентификационного номера обнаруженного АМТС с номером, состоящим на централизованном учете в ГИАЦ МВД России или АИПС «Розыск» ДОБДД МВД России по базе данных транспортных средств, разыскиваемых по каналам Интерпола, является основанием для проведения проверки в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Заводская маркировка узлов и агрегатов представляет собой дополнительную информацию, позволяющую идентифицировать АМТС. Узлы и агрегаты похищенного АМТС самостоятельными объектами розыска по линии Интерпола не являются. На основании вышеизложенного следует, что проверить транспортное средство на предмет нахождения в розыске по каналам Интерпола по номеру двигателя не представляется возможным.

О выявлении АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола, в группу НЦБ Интерпола в 3-дневный срок направляется уведомление об обнаружении АМТС, содержащее перечень необходимых сведений для информирования правоохранительных органов государства - инициатора розыска.

Стоит отметить, что уведомление об обнаружении транспортного средства, разыскиваемого по каналам Интерпола, направляется с целью информирования инициатора розыска АМТС (правоохранительные органы иностранного государства) и его владельца об обнаружении автомобиля с целью последующего инициирования им процедуры возврата транспортного средства

в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданско-процессуальным кодексом Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. При отсутствии информации о фактическом нахождении АМТС уведомление об обнаружении не направляется.

Материал процессуальной проверки по факту обнаружения АМТС, разыскиваемого по каналам Интерпола, в группу НЦБ Интерпола не направляется, а представляются лишь сведения о ее результатах и принятом по ним процессуальном решении.

НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска об обнаружении АМТС, запрашивает подтверждение розыска, обстоятельства похищения, данные потерпевшего владельца и намерения в отношении возврата и разъясняет в случае необходимости существующий в Российской Федерации порядок разрешения вопроса о возврате похищенной собственности.

Вопросы, непосредственно связанные с возвратом АМТС, в компетенцию НЦБ Интерпола не входят.

Необходимо отметить, что снятие с учета разыскиваемых по каналам Интерпола транспортных средств осуществляется только на основании информации, полученной из Генерального секретариата Интерпола или НЦБ Интерпола страны - инициатора розыска.

НЦБ Интерпола МВД России не является инициатором розыска похищенного автотранспорта, в отношении которого предъявляются требования о снятии его с учета. Через российское бюро Интерпола осуществляется передача сведений в национальную базу автоматизированных массивов о похищенных за рубежом транспортных средствах.

Сотрудниками группы НЦБ Интерпола проводятся оперативно-профилактические мероприятия под названием «Avto VIN» с целью установления разыскиваемого АМТС по каналам Интерпола.

В процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности и расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ3, взаимодействующие органы направляют в НЦБ Интерпола запросы и сообщения для передачи их в Генеральный секретариат и НЦБ Интерпола иностранных государств [7].

Для упорядочения обмена информацией о фактах незаконного оборота наркотиков используются разработанные Генеральным секретари-

3 Далее - наркотики.

атом формы запроса/сообщения о факте незаконного оборота наркотиков <^Т-сообщение», а также <^Т-форма» и <^Т2-форма».

В течение трех суток с момента получения соответствующего заключения эксперта или специалиста об изъятом наркотике в НЦБ Интерпола передается <^Т-сообщение».

<^Т-сообщение» передается во всех случаях, когда изъято:

а) 50 кг и более каннабиса (марихуаны), гашиша (анаши, смолы каннабиса), масла каннабиса (гашишного масла);

б) 500 г или более героина, опия, морфина;

в) все случаи изъятия кокаина;

г) 100 г или более психотропных веществ или амфетамина, сильнодействующих веществ, состоящих в списках Конвенции о психотропных веществах4 и указанных в качестве сильнодействующего вещества в списках сильнодействующих и ядовитых веществ, утвержденных Постоянным комитетом по контролю наркотиков.

Анализируя все направления деятельности группы НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области, следует сделать вывод, что деятельность группы НЦБ Интерпола является важной для подразделений УМВД России по Белгородской области и других силовых структур Белгородской области. В связи с тем, что территория Белгородской области граничит с иностранным государством Республикой Украина, сотрудниками группы НЦБ Интерпола уде-

4 Конвенция о психотропных веществах [Электронный ресурс] (заключена в Вене 21 февраля 1971 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

ляется особое внимание проверке иностранных граждан, осуществляющих пересечение границы, ввоз автомототранспортных средств.

Одним из предложений по улучшению качества работы и быстроты обработки поступающей информации рекомендуется ввести дополнительную штатную единицу в группу НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области, так как общий документооборот на 2019 г. составил 2369 документов на 2 сотрудников.

Немаловажным остается вопрос о внесении изменений и дополнений в приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971. В данном приказе отсутствует процедура возврата АМТС законному владельцу (потерпевшему), что в настоящее время является актуальной проблемой.

Выход из данной ситуации - внесение изменений в законодательные акты. По нашему мнению, если в течение года от инициатора розыска информации о возврате АМТС не поступает, то его с международного розыска целесообразно снимать.

Как видно из перечисленного, спектр задач, стоящих перед группой НЦБ Интерпола УМВД России по Белгородской области, весьма широк. Соответственно, и требования, предъявляемые к сотрудникам группы, являются повышенными. Кандидат для прохождения службы в группу НЦБ Интерпола должен обладать широким кругозором, аналитическим складом ума, организаторскими способностями, понимать национальные особенности, уметь работать с людьми, а также владеть иностранными языками.

Литература

1. Романов С. На новом уровне взаимодействия // Полиция. 2015. № 9. С. 3.

2. Васильев Ф.П., Жуков П.С. Административно-правовое регулирование вопросов международного сотрудничества в области пресечения правонарушений // Инновации и инвестиции. 2015. № 2. С. 232-236.

3. Бакунчев А.Г. Понятие, сущность розыскной работы оперативных подразделений ФСИН России и проблемы, возникающие при ее организации // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5. С. 18-23.

4. Зимин В.В. Заключение и реализация международных договоров о борьбе с отдельными преступлениями как одно из основных направлений межгосударственного антикриминального сотрудничества // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 5. С. 156-163.

5. Махабазарова С.Ц. Международное сотрудничество оперативно-розыскных органов Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Интернаука. 2017. № 10-3. С. 42-44.

6. Шурухнов Н.Г. Почему средства в иностранной валюте не возвращаются из-за рубежа: современное состояние, проблемы выявления, раскрытия и расследования невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте // Вопросы правоведения. 2011. № 2. С. 150-173.

7. Семенчук В.В., Филиппова И.В. Проблемы противодействия незаконному обороту наркотиков, совершаемому с использованием сети Интернет // Актуальные теоретические и практические вопросы развития юридической науки: общегосударственный и региональный аспекты. 2015. № 1. С. 329-338.

References

1. Romanov S. Na novom urovne vzaimodeistviya // Politsiya. 2015. № 9. S. 3.

2. Vasil'ev F.P., Zhukov P.S. Administrativno-pravovoe regulirovanie voprosov mezhdunarodnogo sotrudnichestva v oblasti presecheniya pravonarushenii // Innovatsii i investitsii. 2015. № 2. S. 232-236.

3. BakunchevA.G. Ponyatie, sushchnost' rozysknoi raboty operativnykh podrazdelenii FSIN Rossii i problemy, voznikayushchie pri ee organizatsii // Vestnik Kuzbasskogo instituta. 2011. № 5. S. 18-23.

4. Zimin ^ Zaklyuchenie i realizatsiya mezhdunarodnykh dogovorov o bor'be s otdel'nymi prestupleniyami kak odno iz osnovnykh napravlenii mezhgosudarstvennogo antikriminal'nogo sotrudnichestva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 5. S. 156-163.

5. Makhabazarova S.Ts. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo operativno-rozysknykh organov Rossiiskoi Federatsii: ргоЬ1ету i риК ikh resheniya // Иетаика. 2017. № 10-3. S. 42-44.

6. Shurukhnov N.G. РосЬюти sredstva V inostrannoi valyute пе vozvrashchayutsya iz-za rubezha: sovremennoe sostoyanie, ргоЬ1ету vyyavleniya, raskrytiya i rassledovaniya nevozvrashcheniya iz-za granitsy sredstv V inostrannoi valyute // Voprosy pravovedeniya. 2011. № 2. S. 150-173.

7. Semenchuk У.У., Filippova IV. Problemy protivodeistviya nezakonnomu oborotu narkotikov, sovershaemomu s ispol'zovaniem seti Internet // АМиаГпуе teoreticheskie i prakticheskie voprosy razvitiya yuridicheskoi nauki: obshchegosudarstvennyi i regional'nyi aspekty. 2015. № 1. S. 329-338.

(статья сдана в редакцию 14.04.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.