ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СЕКЦИИ МИНИ-ФУТБОЛА
Э.Г. Алиев
Помимо дополнительного урока физической культуры, важнейшей составляющей формирования здорового образа жизни школьника является внеклассная спортивно-массовая работа, основным звеном которой является секция. Успех внеклассной работы во многом определяется заинтересованностью в ее результатах всего педагогического коллектива, родителей и помощью шефствующих над школой организаций. Только совместными активными усилиями можно достичь эффективности в подготовке и воспитании учащихся.
Мини-футбол является в настоящее время одним из наиболее динамично-развивающихся видов спорта. Его привлекательность для подрастающего поколения обусловлена простотой правил, малой требовательностью к помещениям и площадкам для проведения игр и, прежде всего, популярностью футбола. В то же время существует настоятельная потребность преобразования спонтанного развития этого вида спорта в определенные организационные рамки, так как только в этом случае мини-футбол в школе будет решать генеральную задачу по восстановлению здоровья нации, формированию здорового образа жизни подрастающего поколения. К сожалению, в связи с молодостью этого вида спорта механизм организационно-педагогического управления развитием мини-футбола до настоящего времени не разработан. В рамках решения этой задачи мы предлагаем следующий механизм организации секции мини-футбола в средней общеобразовательной школе.
Организационную деятельность по привлечению школьников к занятиям в секции мини-футбола мы рекомендуем начинать с конкретных организационноподготовительных мероприятий, тщательно продуманных и хорошо подготовленных. К таким мероприятиям можно отнести встречи учащихся с ведущими игроками и тренерами местного клуба по мини-футболу, демонстрации видеофильмов об игре сборной команды России с комментариями известного мастеров, показательные матчи по мини-футболу между юношескими командами, проведенные в школьном спортивном зале или на школьном стадионе, - вот примерный перечень таких мероприятий. Естественно, каждому из них должна предшествовать красочная афиша, помещенная в школьном спортивном уголке, или же четкая и своевременная информация по радио.
Следующий этап работы - непосредственная организация приема школьников в секцию мини-футбола. Физоргам поручается сделать соответствующее объявление в классах. После этого производится запись желающих заниматься мини-футболом. В дальнейшем в течение учебного года отдельные учащиеся под влиянием своих товарищей или же по другим причинам изъявляют желание вступить в секцию минифутбола. Желательно число таких школьников свести к минимуму, так как запоздалое появление их на занятиях значительно снижает качество работы. И все же надо признаться, что в школе без таких ситуаций практически не обойтись. С учетом этого организационная деятельность по приему школьников в секцию должна быть проведена на таком уровне, чтобы основная масса учащихся, желающих заниматься минифутболом, была определена уже в начале учебного года. С окончанием записи учитель физкультуры совместно с активом комплектует учебные группы секции. Таких групп для мальчиков и девочек может быть по 4: 10-11, 12-13, 14-15 и 16-17 лет. Количество занимающихся в каждой группе - 18-20 человек. Кроме того, из числа мальчиков и девочек 8-9 лет можно организовать совместную подготовительную группу.
После окончания комплектования учебных групп назначается общешкольное организационное собрание юных футболистов, на которое также приглашаются классные руководители, а также представители местной ДЮСШ по мини-футболу. С присутствующими ведется разговор о задачах секции, о значении занятий мини-футболом для укрепления здоровья и воспитания, жизненно необходимых морально-волевых
качеств учащихся, порядке и правилах занятий в секции.
Примерный план
Таблица 1
Перечень мероприятий Срок выполнения Ответственные
1. Организационно-массовая работа
Организовать запись в секцию и комплектование учебных групп До 20 сентября Учитель физкультуры, физорги
Провести общешкольное собрание юных футболистов и выборы Бюро секции 23 сентября Учитель физкультуры, классные руководители, физорги
Составить расписание занятий учебных групп До 25 сентября Бюро секции
Организовать выборы старост учебных групп До 01 октября Преподаватели, ведущие занятия в учебных группах
Провести заседание Бюро секции 1 раз в квартал Учитель физкультуры
Провести итоговое собрание юных футболистов 21 мая Бюро секции
2. Учебно-методическая работа
Подготовить журналы учета занятий учебных групп До 27 сентября Учитель физкультуры, преподаватели, ведущие занятия в учебных группах
Провести семинар по подготовке трене-ров-общественников и юных судей по мини-футбола До 20 ноября Учитель физкультуры, тренеры ДЮСШ по мини-футболу
Осуществлять контроль и оказывать методическую помощь преподавателям из числа общественников, ведущих занятия в учебных группах По специальному графику Учитель физкультуры, тренеры ДЮСШ по мини-футболу
3. Учебно-спортивная работа
Составить в классах команды для участия в первенстве школы по минифутболу До 01 декабря Классные руководители, физорги
Провести первенство школы по минифутболу для учащихся 4-11 классов По специальному графику Бюро секции, физорги
Провести общешкольный турнир по мини-футболу на снегу "Морозко" 04-10 января Бюро секции, физорги
Провести отбор юных футболистов в сборные команды школы по возрастам До 20 февраля Бюро секции
Принять участие в районных (городских) соревнованиях по мини-футболу среди команд школ по возрастам 24-30 марта Бюро секции
Провести физкультурный праздник "Ми-ни-футбольный фестиваль" Бюро секции
4. Агитационно-пропагандистская и воспитательная работы
Организовать выпуск стенной газеты "Мини-футбол" 1 раз в квартал Бюро секции
Организовать просмотр юными футболистами центральных матчей чемпионата России по мини-футболу В соответствии с календарем чемпионата Преподаватели, ведущие занятия в учебных группах, староста учебных групп
Организовать встречу юных футболистов с игроками местного мини-футбольного клуба Декабрь, февраль Бюро секции, староста учебных групп
Провести викторину знатоков минифутбола Апрель Бюро секции
5. Хозяйственная работа
Организовать ремонт и приобретение инвентаря и спортивной формы для сборных команд школы В течение учебного года Учитель физкультуры, родители
Организовать уход за спортивными площадками В течение учебного года Преподаватели, ведущие занятия в учебных группах, старосты учебных групп
Затем до сведения собравшихся доводится списочный состав учебных групп, и осуществляются выборы в Бюро секции (председатель, секретарь, ответственные за
отдельные участки работы). В состав Бюро могут быть включены родители, педагоги, представители шефствующих над школой организаций и местной ДЮСШ по минифутболу. Бюро составляет план работы секции на весь учебный год, расписание занятий учебных групп, организует приобретение и ремонт инвентаря, комплектует сборные команды школы, организует внутришкольные соревнования, тематические конкурсы, викторины, физкультурные вечера. При составлении плана работы секции (табл. 1) принимается во внимание количество и возрастной состав занимающихся, имеющиеся в школе условия, а также климатические особенности местности.
Расписание занятий учебных групп секции мини-футбола составляется отдельно на каждую четверть, утверждается директором школы и вывешивается в уголке спорта. Основные требования к расписанию - периодичность занятий и их стабильность. Время для занятий должно быть удобным для большинства занимающихся. Ведь неудачно запланированное время и частые переносы занятий с одного дня на другой, как правило, ведут к пропускам тренировок, а в дальнейшем - и к отсеву определенной части школьников из учебных групп. При составлении расписания рекомендуется также учитывать допустимую продолжительность занятий в каждой возрастной группе. Так, продолжительность одного занятия для учащихся 7-9 лет может быть 4560 мин, для юных футболистов 10-13 лет - 60-90 мин, а для школьников 14-17 лет - 90120 мин. Число занятий в неделю для каждой возрастной группы - 3-4, минимально -2.
К проведению занятий в учебных группах, кроме учителя физкультуры, привлекаются тренеры местной ДЮСШ по мини-футболу, а также родители и представители шефствующей над школой организации, имеющие соответствующую спортивную подготовку. Однако общее методическое руководство занятиями в обязательном порядке возлагается на учителя физкультуры.
ИЗУЧЕНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
А.А. Алябьев
Эмоциональная устойчивость (иногда называемая эмоционально-волевой устойчивостью) противостоит эмоциональному стрессу, проявляемому в виде дистресса. Эмоциональная устойчивость является одним из профессионально важных качеств любого военнослужащего. Для будущих выпускников военно-физкультурного вуза это личностное свойство имеет особое значение, поскольку эти выпускники должны уметь развивать его не только у себя лично, но и у своих подчинённых, применяя средства и формы физической подготовки и спорта (В .Я. Апчел, В.Н. Цыган, 1999; А.Г. Маклаков, 2004).
Нами был разработан и апробирован эффективный метод изучения и оценки эмоционально-волевой устойчивости. Испытуемые - курсанты первого курса - совершали прыжки в воду с 7-метровой вышки, не имея предшествующего опыта в таких прыжках. Перед прыжком проводился осмотр внешних проявлений эмоций: оценивалась способность управлять своей мимикой, удерживаться от непроизвольного напряжения мышц (от проявления мышечной скованности). Учитывались вегетативные эмоциональные реакции: частота пульса, тремор пальцев рук, выявлялись случаи зрачкового рефлекса (явное расширения диаметра зрачка или его сужение), сопоставляя диаметр зрачка с эталоном на небольшом зеркальце. Затем проводилась проба Ромберга. Суть её - в выдерживании равновесия в позе: одна стопа подпирает пятку другой стопы на одной линии 15 с. с открытыми глазами - оценка три балла; ещё 15 с. с закрытыми глазами - оценка четыре балла; ещё 15 с. с закрытыми глазами и, вытянув руки вперёд - пять баллов. Затем испытуемому предъявлялись для запоминания десять слов, подавалась команда на выполнение прыжка, и путём наблюдения оценивался волевой компонент данного действия (смелость движения к краю площадки на