Научная статья на тему 'Эффективность средств мини-футбола в психомоторном и двигательном развитии школьников'

Эффективность средств мини-футбола в психомоторном и двигательном развитии школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
323
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРНОЕ И ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНЫ / МИНИ-ФУТБОЛ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PSYCHOMOTOR AND MOTOR DEVELOPMENT / YOUNG ATHLETES / INDOOR SOCCER / TECHNICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пугин Сергей Викторович, Панфилов Олег Петрович, Голованов Константин Сергеевич

Выявлены состояния психомоторных функций, физической и технической подготовленности юных футболистов. Доказана эффективность занятий минифутболом на психомоторное и двигательное развитие, а также уровень разносторонней технической подготовленности детей разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пугин Сергей Викторович, Панфилов Олег Петрович, Голованов Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EFFECTIVE MEANS OF MINI-FOOTBALL IN PSYCHOMOTOR AND MOTOR DEVELOPMENT OF STUDENTS

Identified state psychomotor, physical and technical preparedness of young players. The efficiency of the mini-football activities on psychomotor and motor development, as well as diverse level of technical readiness of children of different ages.

Текст научной работы на тему «Эффективность средств мини-футбола в психомоторном и двигательном развитии школьников»

УДК 796.332.6

ЭФФЕКТИВНОСТЬ СРЕДСТВ МИНИ-ФУТБОЛА

В ПСИХОМОТОРНОМ И ДВИГАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ

ШКОЛЬНИКОВ

С.В. Пугин, О.П. Панфилов, К.С. Голованов

Выявлены состояния психомоторных функций, физической и технической подготовленности юных футболистов. Доказана эффективность занятий минифутболом на психомоторное и двигательное развитие, а также уровень разносторонней технической подготовленности детей разного возраста.

Ключевые слова: психомоторное и двигательное развитие, юные спортсмены, мини-футбол, техническая подготовленность.

Современные школьники и студенты, проводящие большую часть суток на учебных занятиях, за подготовкой домашних заданий, у компьютеров и телевизоров, испытывают значительные статические, умственные, нервно-психические перегрузки при хроническом недостатке двигательной активности. Классические (традиционные) виды и формы физического воспитания, остающиеся основными в большинстве образовательных учреждений, не могут компенсировать дефицит необходимой в этих условиях физической активности. К тому же сегодня у школьников и молодежи продолжают доминировать интересы, ценностные ориентации в других сферах человеческой субкультуры. Все вместе взятое отрицательно отражается на здоровье и физическом состоянии подрастающего поколения. В таких условиях особую актуальность приобретает необходимость интересной и эффективной организации

физкультурно-оздоровительной работы, в частности, в общеобразовательной школе.

Мини-футбол, которым сегодня увлекаются не только юноши, но и девушки, как нельзя лучше призван обеспечить не только решение проблем подготовки резерва большого футбола, но также двигательной активности и здоровья подрастающего поколения [1]. Популярность его определяется тем, что самостоятельное творчество в этом виде ценится так, как может быть, ни в одной другой командной игре. При этом развиваются такие необходимые физические и психомоторные качества, как ловкость, быстрота, сила, выносливость, сила воли, способность быстро оценивать ситуацию и немедленно находить решение. С педагогической точки зрения достоинство мини-футбола заключается в его командном характере.

Вместе с тем ретроспективный анализ [2, 3 и др.] показывает, что, несмотря на проводимые исследования и публикации последних лет по этой проблеме, сегодня нет достаточных научных сведений, характеризующих психомоторное развитие, двигательную и техническую подготовленность детей и подростков, занимающихся в секции минифутбола. Отсутствует научно обоснованная система тренировки детей и подростков в этом увлекательном виде спорта в условиях общеобразовательной школы.

Цель нашего исследования состоит в выявлении состояния психомоторных функций, физической и технической подготовленности детей разного возраста при направленном использовании средств минифутбола. Одной из основных задач является исследование эффективности разработанных нами средств по данным видам подготовленности и физического здоровья.

Для решения задач были организованы три группы детей и подростков, занимающихся в секции мини-футбола: 12-13, 14-15 и 16-17 лет. В каждой возрастной группе количество юных футболистов составляло 12-15 человек. В качестве контроля наблюдалась группа детей общеобразовательной школы, которые посещали дополнительные занятия по общей физической подготовке (ОФП) три раза в неделю.

Использовались следующие методы исследования: анализ и

обобщение данных научно-методической литературы; педагогические наблюдения и тестирование двигательных способностей; психологопедагогический эксперимент, включающий исследование внимания (кольца Ландольта, таблицы Шульте), теппинг-тест и других психомоторных функций.

Результаты исследования свидетельствуют, что в обеих младших группах (12-13 лет) до 50 % детей относятся к среднему уровню по показателям переключения внимания. Однако в экспериментальной группе с увеличением продолжительности занятий мини-футболом наблюдается повышение этого показателя от низкого к среднему и от среднего к

высокому уровню (от 10 % до 30 %; р<0,05), в то время как в контрольной группе данные параметры остаются без изменений (рисунок). Обращает на себя внимание относительно низкий уровень переключаемости внимания у спортсменов контрольной группы - от 50 % до 40 %. У минифутболистов положительная динамика весьма убедительная (от 40 % до 20 %, р<0,05).

Сравнительные данные переключения внимания спортсменов

Рассматривая показатели физической подготовленности подростков, занимающихся в секции ОФП можно сказать, что они практически по всем качествам, за исключением силы, уступают учащимся, занимающимся в секции мини-футбола. Однако это различие в ряде случаев статистически не доказано. Тем не менее можно утверждать о явной тенденции превышения качественной стороны двигательной готовности детей экспериментальной группы относительно контрольной. Так, из десяти показателей физической подготовленности дети второй и третьей экспериментальных групп превосходили детей контрольной группы (р<0,05) лишь по трем позициям: быстроте, силе и ловкости (таблица).

Выявлены количественные и качественные показатели технических и структура основных действий с мячом в трех возрастных группах. Установлено, что игроки 12-13 лет выполняют командой в среднем за матч 545 ± 8,1 технических действий, брак при этом составляет 32,6 ± 6,5 %. Мини-футболисты 14-15 лет выполняют 764 ± 8,1 технических действий при браке 25,2 ± 4,0 %. Объём технических действий у футболистов 16-17 лет равняется 62,7 ± 6,1 при браке 32,4 ± 4,3 %. В целом общий объём действий команды за игру на отрезке от 12 до 17 лет возрастает до 40,2 %, имея наибольшие значение у 14-15-летних спортсменов. При этом эффективность игры также выше в данной возрастной группе.

Показатели физической подготовленности мини-футболистов

Двигательные способности Группа

Экспериментальная Контрольная

12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет 12-13 лет 14-15 лет 16-17 лет

Стартовая скорость - бег 10 м, сек. 2,02±0,17 1,97±0,12 1,70±0,09 2,1±0.14 2,01±0.11 1,85±0.05

Дистанционная скорость - бег 50 м, сек. 7,42±0,28 7,16±0,22 6,54±0,24 7,54±0,25 7,25±0.21 6,74±0.17

Скоростносиловые качества - высота прыжка, см. 27,7±3,3 34,5±2,9 42,9±3,8 23,8±3,4 31,3±3,3 44±3,0

Скоростная выносливость -челночный бег 7x50 м, сек. 77,5±0,5 69,2±1,5 65,9±2,4 79,1±0,7 72,4±1,4 67,4±2,1

Выносливость -бег 1000 м, мин., сек. 4,44±2,5 4,02±2,8 3,37±2,3 5,34±2,2 4,57±2,4 4,34±1,8

Сила становая динамометрия, кг 62±5,1 84±5,4 95,0 ±5,2 66±5,5 89±5,2 108,0±5,0

Подтягивание -кол-во раз 7±2,0 8±2,7 10±2,2 8±2,1 9±1,9 10±2,4

Можно предположить, что в пубертатный и постпубертатный периоды, с одной стороны, усиливается восприимчивость организма к тонко координационным воздействиям, с другой - создаются более трудные условия с точки зрения требований к проявлению «чувства мяча». Данные обстоятельства диктуются процессами «округления» и «вытягивания» организма подростков в этот период и соответствующим переключением энерго-информационных потоков пластического и энергетического синтеза.

Было также установлено, что уровень устойчивости силы нервной системы у подростков-футболистов был выше, чем у сверстников, занимающихся в секции ОФП. Темп психомоторной деятельности характеризует уровень развития произвольных движений, лабильность нервной системы, быстроту реакции нервно-мышечного аппарата и формирование координационных способностей. У детей и подростков, занимающихся в секции мини-футбола, наблюдается более высокий темп психомоторной деятельности.

По нашему мнению, в процессе технического совершенствования следует добиваться высокой степени надёжности применения технических приёмов в сложной игровой обстановке. Поэтому вводятся в упражнения

множество «сбивающих» факторов, которые помогают стабилизировать техническую подготовку.

Проведённые исследования доказали, что занятия мини-футболом положительно влияют на психомоторное, двигательное развитие и, что особенно важно, на уровень разносторонней технической подготовленности детей. Это проявляется в значительном повышении устойчивости, распределения и переключения внимания, а также в установлении баланса и стабильности в деятельности нервной системы.

Список литературы

1. Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Мини-футбол в школе. М.: Советский спорт, 2007. 224 с.

2. Мини-футбол: Новые технологии в подготовке команд / под ред. А.А. Полозова. Ростов н/Д.: Феникс, 2007. 180 с.

3. Родионов А.В. Психодиагностика спортивных способностей. М.: Физкультура и спорт, 1973. 214 с.

Пугин Сергей Викторович, аспирант, tgpu@tula.net, Россия, г. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Панфилов Олег Петрович, д-р биол. наук, проф., профессор, Panfilov30@mail. ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Голованов Константин Сергеевич, аспирант, tgpu@tula.net, Россия, г. Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

AN EFFECTIVE MEANS OF MINI-FOOTBALL IN PSYCHOMOTOR AND MOTOR

DEVELOPMENT OF STUDENTS

S.V. Pugin, O.P. Panfilov, K.S. Golovanov

Identified state psychomotor, physical and technical preparedness of young players. The efficiency of the mini-football activities on psychomotor and motor development, as well as diverse level of technical readiness of children of different ages.

Keywords: psychomotor and motor development, young athletes, indoor soccer, technical readiness.

Pugin Sergey Victorovich, graduate student, Russia, Tula, Tula state pedagogical university of Л.Н. Tolstoy,

Panfilov Oleg Petrovich, doctor bioliologiceskih, Professor, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University of L.N. Tolstoy,

Golovanov Konstantin Sergeevich, graduate student, Russia, Tula, Tula state pedagogical university of Л.Н. Tolstoy

Получено 14.02.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.