Научная статья на тему 'Организация работы с молодежью: проблемно8тематические аспекты публикаций в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка»'

Организация работы с молодежью: проблемно8тематические аспекты публикаций в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организация работы с молодежью / государственная молодежная политика / молодежь / субъекты организации работы с молодежью / поливидовость / профессиональная подготовка / organization of work with youth / state youth policy / youth / subjects of organization of work with youth / diversity / professional training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна

Статья посвящена анализу названий публикаций в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка» по теме «Организация работы с молодежью». Выборка: 112 публикаций с 2005 по 2022 г. Результаты свидетельствуют об эпизодическом научном интересе к организации работы с молодежью. Понятие «организация работы с молодежью» является многозначным, что объясняется поливидовостью и многофункциональностью работы с молодежью. Заявлены основные темы и проблемы организации работы с молодежью как профессии. Недостаточно представлен региональный опыт организации работы с молодежью. Ведущей проблемой выступает кадровое обеспечение служб, организа5 ций, работающих с молодежью. В статье выявлены категории молодежи. Однако названия публикаций не отражают многообразия российской молодежи как социально5демо5 графической группы, внимание сосредоточено на отдельных категориях молодежи. Эмпирический материал стал основанием разработанной классификации молодежи как субъекта и объекта организации работы с молодежью. Конкретизированы основные субъекты профессиональной деятельности и их функционал. В качестве ведущих субъектов выступают образовательные и общественные организации. Уточнен их вклад в организацию работы с молодежью, а также учреждений культуры, промышленных предприятий, религиозных организаций. Обозначены вопросы, требующие дальнейшего научного осмысления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вандышева Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF WORK WITH YOUTH: PROBLEM AND THEMATIC ASPECTS OF PUBLICATIONS IN THE SCIENTIFIC ELECTRONIC LIBRARY “CYBERLENINKA”

The article is devoted to the analysis of the titles of publications in the scientific electronic library “CyberLeninka” on the topic “Organization of work with youth”. Sample: 112 publications from 2005 to 2022. The results testify to episodic scientific interest in the organization of work with youth. The concept of “organization of work with youth” is ambiguous, which is explained by the diversity and multifunctionality of work with youth. The main themes and problems of organizing work with youth as a profession are stated. The regional experience of organizing work with youth is not suf% ficiently represented. The staffing of services, organizations working with youth is presented among the priority problems. The article identifies categories of youth. The titles of the publications do not reflect the diversity of Russian young people as a socio%demographic group. Attention is focused on certain categories of youth. Empirical evidence enabled the author to develop a classification of youth as the subject and object of organization of work with youth. The main subjects of professional activ% ity and their functionality are specified. Educational and public organizations act as the leading sub% jects of organization of work with youth. The author clarifies their contribution to the organization of work with youth, as well as the contribution made by cultural institutions, industrial enterprises, and religious organizations. Issues that require further scientific understanding are outlined.

Текст научной работы на тему «Организация работы с молодежью: проблемно8тематические аспекты публикаций в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка»»

МОНИТОРИНГ (ДАННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

йО!: 10.17805^ри.2022.4.16

Организация работы с молодежью: проблемно-тематические аспекты публикаций в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка»

Л. В. Вандышева Самарский национальный исследовательский университет

имени академика С. П. Королева

Статья посвящена анализу названий публикаций в научной электронной библиотеке «КиберЛенинка» по теме «Организация работы с молодежью». Выборка: 112 публикаций с 2005 по 2022 г. Результаты свидетельствуют об эпизодическом научном интересе к организации работы с молодежью. Понятие «организация работы с молодежью» является многозначным, что объясняется поливидовостью и многофункциональностью работы с молодежью. Заявлены основные темы и проблемы организации работы с молодежью как профессии. Недостаточно представлен региональный опыт организации работы с молодежью. Ведущей проблемой выступает кадровое обеспечение служб, организаций, работающих с молодежью. В статье выявлены категории молодежи. Однако названия публикаций не отражают многообразия российской молодежи как социально-демографической группы, внимание сосредоточено на отдельных категориях молодежи. Эмпирический материал стал основанием разработанной классификации молодежи как субъекта и объекта организации работы с молодежью. Конкретизированы основные субъекты профессиональной деятельности и их функционал. В качестве ведущих субъектов выступают образовательные и общественные организации. Уточнен их вклад в организацию работы с молодежью, а также учреждений культуры, промышленных предприятий, религиозных организаций. Обозначены вопросы, требующие дальнейшего научного осмысления.

Ключевые слова: организация работы с молодежью; государственная молодежная политика; молодежь; субъекты организации работы с молодежью; поливидовость; профессиональная подготовка

ВВЕДЕНИЕ

Организация работы с молодежью представляется актуальной профессией, в которой находят отражение, с одной стороны, достижения наук социально-гуманитарного профиля, с другой стороны, направления государственной молодежной политики, уровень развития социальных институтов и, наконец, положение (социальное, экономическое, политическое) непосредственно молодежи как субъекта и объекта этой профессиональной деятельности. Вместе с этим орга-

низация работы с молодежью выступает направлением профессиональной подготовки кадров, от качества реализации которой в перспективе зависит безопасность страны.

В современных условиях развития информационных технологий, стремительного производства новых знаний и открытого доступа к ним создать полное представление о том или ином общественном явлении позволяет обращение к электронным ресурсам сети Интернет. Одним из них является «КиберЛенинка» — российская научная электронная библиотека, построенная на концепции открытой науки. Работа с этим научно-образовательным ресурсом позволяет получить оперативный полнотекстовый легальный доступ к научным публикациям.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наш исследовательский интерес предполагает анализ тем и проблем организации работы с молодежью, заявленных в названиях публикаций, входящих в базу электронной библиотеки «КиберЛенинка».

Задачи исследования:

1) конкретизировать понятийный аппарат проблемного поля организации работы с молодежью;

2) выявить проблемы организации работы с молодежью как профессиональной деятельности;

3) классифицировать молодежь как целевую группу (субъект и объект) организации работы с молодежью;

4) определить субъектов организации работы с молодежью и уточнить их функционал.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В раздел «Поиск» библиотеки «КиберЛенинка» было включено ключевое понятие «организация работы с молодежью». В результате был получен список материалов, опубликованных в период с 2005 по 2022 г. в отечественных изданиях. Он представлен 112 публикациями (анализировались названия этих публикаций). Затем полученные материалы были ранжированы по времени издания, что стало основанием для последующего последовательного решения поставленных исследовательских задач, обобщения результатов и формулировки обоснованных выводов.

ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

С тем чтобы конкретизировать понятийный аппарат проблемного поля организации работы с молодежью, мы задали, как уже указано выше, поисковой системе электронной библиотеки ключевое понятие «организация работы с молодежью». В итоге получили названия публикаций, в которых значились следующие понятия: повседневная работа с молодежью (2008 г.), конфессиональная работа (2012 г.), социально-педагогическая работа (2015 г.), социально полезная деятельность (2016 г.), социально-правовая работа (2017 г.), профилактическая работа (2018 г.), профессионально ориентационная работа (2020 г.), социальная работа (2020 г.).

На этом этапе анализа полученных результатов сделан предварительный вывод о том, что организация работы с молодежью представляется специфической про-

фессией, поливидовой по своей сути, т. е. в ней заключены педагогические, психологические, юридические, религиозные и иные виды профессиональной деятельности.

Выделяем педагогические аспекты организации работы с молодежью (воспитательное направление), которые представлены следующими понятиями: учебно-воспитательная работа (2005 г.), воспитательная работа (2006 г.), социально-воспитательная работа (2011 г.), воспитательная работа (2019 г.); антикоррупционное воспитание (2017 г.), патриотическое воспитание (2021 г.).

Итак, различные аспекты воспитательного направления заявлены в названиях 6 публикаций. В периоды 2007-2011 гг., 2012-2016 гг., а также в названиях публикаций 2020 г. и 2022 г. воспитательное направление в организации работы с молодежью не представлено, что указывает на недостаточное внимание к нему в организации работы с молодежью. Заявление этого направления в контексте деятельности образовательных организаций (преимущественно вузов), по нашему мнению, сужает воспитательную роль других субъектов организации работы с молодежью. Выделены категории граждан, в отношении которых реализуется данное направление: одаренные дети, будущие специалисты социальной работы, неформальная молодежь, обучающиеся в вузе.

Кроме этого, выявлено 9 публикаций, в названиях которых применяется понятие «работа с молодежью» (2007 г., 2009 г., 2011 г., 2017-2019 гг., 2021 г.). В 2021 г. выявлено 3 публикации. Обращение к работе с молодежью связано с результатами конкурса научных работ; определением стратегий и роли государственных и общественных институтов; демонстрацией институциональных и правовых аспектов международного опыта этой работы; конкретизацией мотивации специалистов в организациях по работе с молодежью; анализом современных технологий работы с молодежью и т. д.

Понятие «организация работы с молодежью» как профессиональная деятельность выявлено в 15 публикациях, а именно: «от номенклатурного к профессиональному сообществу» (2006 г.); определение профессионального поля этой деятельности и ее характеристика — «актуальная потребность и гарантия будущего России» (2008 г.); деятельность конкретизирована с позиций личностно-ориенти-рованного подхода (2009 г.); элемент названия всероссийской научно-практической конференции (2010 г.); в контексте психологического обеспечения этой деятельности (2013 г.); организация работы с творческой молодежью и молодыми инвалидами (2016 г.), молодежью Красноярского края в ключе ускорения евразийской интеграции российско-китайского сотрудничества (2017 г.), молодежью в регионах (2018 г.); актуальные направления развития, обогащения и расширения образовательного контекста и укрепления имиджевого сопровождения (2019 г.); элемент названия секции («Психология и организация работы с молодежью») студенческой научной конференции (2020 г., 2021 г.); развитие социальной структуры общества и организация работы с молодежью в Республике Дагестан в 70-80-е гг. ХХ в. (2021 г.); инновационные техники организации работы с научной молодежью (2022 г.).

Итак, понятие «организация работы с молодежью» не применялось в названиях публикаций 2005 г., 2007 г., 2011 г., 2012 г., 2014 г., 2015 г., 2021 г. В обозначенные годы фигурировали такие понятия, как «конфессиональная работа» (2012 г.), «работа с молодежью» (2007 г., 2011 г., 2021 г.), «патриотическое воспитание» (2021 г.).

Кроме этого, отмечаем тематический аспект взаимосвязи организации работы с молодежью как профессиональной деятельности и государственной молодежной политики. Так, в контексте проблемы формирования гражданского общества молодежная политика заявлена в публикации 2012 г., а в широком плане осмысления (тенденции, перспективы, «новые вызовы» и т. п.) представлена в названиях публикаций 2016 г., 2017 г. Международный уровень государственной молодежной политики отражен в названиях публикаций в 2009 г., 2010 г., 2017 г. Выявлен интерес к проблемам кадрового обеспечения государственной молодежной политики (2008 г., 2014 г., 2017 г., 2018 г.), ее организационному обеспечению (2019 г.).

Авторы публикаций склонны обобщать результаты государственной молодежной политики, в частности, с 2016-2017 гг. (Бугаев, 2016: Электронный ресурс; Николаева, Бокова, 2017: Электронный ресурс).

Интерес к презентации международного уровня государственной молодежной политики отмечен в работах 2009-2010 гг. (Бокова, Малин, 2009; Чальцева, 2010: Электронный ресурс).

Среди ведущих аспектов изучения государственной молодежной политики выявлена проблема ее кадрового обеспечения (проявляется через три-четыре года (2008 г., 2014 г., 2017 г.) и организационного обеспечения (2009 г.).

Проблема кадрового обеспечения организации работы с молодежью заявлена в названиях публикаций начиная с 2008 г. Формулировка «кадровое обеспечение государственной молодежной политики» наблюдается в публикациях 2008 г. и 2014 г. Исторический аспект, связанный с обучением комсомольских работников, выявлен в публикации 2011 г. В 2015 г. заявляются аспекты, связанные с качеством потенциала специалистов по работе с молодежью и кадровым дефицитом, устранить который, судя по анализу названий публикаций, может социальное партнерство вуза и работодателей. С 2016-2017 гг. выходят публикации, посвященные трудовой мотивации специалистов. В 2017 г. проблематизируется формирование образа специалиста социальной сферы, к которому относят специалиста по работе с молодежью. С 2019 г. исследователи актуализируют обращение к компетентностному подходу; ключевой компетентностью специалиста выступает креативность; вырисовываются стратегии компетентностного развития специалиста по работе с молодежью (Дворецкая, 2019; Стратегии компетентностного ... , 2021: Электронный ресурс).

Обозначенная проблема кадрового дефицита становится одним из оснований появления ряда публикаций, чьи названия ориентируют читателя на проблему профессионально ориентационной деятельности. Проблема кадрового обеспечения организации работы с молодежью сводится к поиску способов и условий, способствующих профессиональной подготовке специалистов с определенным образовательным и профессиональным потенциалом, замотивированных на работу в сфере молодежной политики и работу с молодежью.

Таким образом, широкий спектр профессионального функционала специалистов приводит к многообразию видов деятельности в сфере организации работы с молодежью. Конкретизация проблем организации работы с молодежью как профессиональной деятельности позволяет выделить в качестве специфики этой деятельности ее поливидовость. Наш вывод подтверждается мнением Е. А. Гладковой и Е. В. Малковой, заявляющих о профессиональном многообразии направления подготовки «Организация работы с молодежью» (Гладкова, Малкова, 2018: Электронный ресурс).

Выделены публикации, в названиях которых заявлена «молодежь». Таких публикаций выявлено 65. Частота употребления понятия «молодежь» в названиях публикаций увеличивается с 2017 г.: соответственно, выявлено в 9 статьях в 2017 г.; 5 статьях в 2018 г.; 6 статьях в 2019 г.; 6 статьях в 2020 г.; 8 статьях в 2021 г.; 2 статьях в 2022 г. В 2005 г. в названии публикации фигурирует понятие «дети», в 2019 г. — «подростки», что объясняется широким возрастным диапазоном молодежи как социально-демографической общности.

Классификация молодежи как целевой группы организации работы с молодежью составлена на основе обобщения имеющихся в научной литературе типологий молодежи (Лукс, 2003) и соотношения их с типами молодежи, представленных в анализируемых публикациях. Представляем классификацию следующим образом.

По основанию «статус причастности к сфере образования» молодежь конкретизирована следующим образом:

— абитуриенты (2011 г.);

— выпускники (2008 г.);

— студенческая молодежь (2013 г.), обучающиеся студенты (2015 г., 2019 г.);

— учащаяся молодежь (2016 г.).

По основанию «причастность к специальности/направлению "Организация работы с молодежью"» или молодежь как «обучающиеся специальности/направлению "Организация работы с молодежью"»:

— студенты специальности «организация работы с молодежью» (2008 г., 2009г., 2012г.);

— бакалавр по организации работы с молодежью (2013 г.);

— магистранты — будущие организаторы работы с молодежью (2017 г.);

— будущие организаторы работы с молодежью (2017 г.).

По признаку «специальности молодежи» молодежь как субъект и объект профессиональной деятельности обозначена представителями той молодежи, которая уже вовлечена в профессиональные сообщества:

A) молодежь в широком смысле понимания — это

— молодежь как представитель профессионального сообщества (2006 г.);

— молодые специалисты (2015 г.);

Б) специалисты «помогающих профессий»:

— специалисты помогающих профессий (2016 г.);

— специалисты социальной сферы (2017 г.);

— молодые специалисты помогающих профессий (2019 г.);

B) организаторы работы с молодежью:

— комсомольские работники (2011 г.);

— профессиональные кадры в сфере организации работы с молодежью (2013 г.);

— специалисты по работе с молодежью (2015 г., 2021 г.);

— организатор работы с молодежью (2016 г., 2018 г.);

— специалисты организации работы с молодежью (2019 г.).

По признаку «причастность к творчеству, субкультурам»:

— одаренные дети (2005 г.);

— неформальная молодежь (2011 г.);

— лидеры студенческого самоуправления (2013 г.);

— творческая молодежь (2016 г.).

Подчеркнем, что нашей задачей являлись обобщение и систематизация эмпирического материала в выделенных публикациях. Полученный же результат отличается своей ограниченностью и недостаточностью эмпирического материала для получения полного представления о категориях молодежи как объекта и субъекта организации работы с молодежью и, соответственно, для разработки исчерпывающей по своему содержанию классификации. Интерес исследователей анализируемых публикаций сосредоточен на обучающейся молодежи и той части молодежи, которая в разной степени причастна к творчеству. Другие основания причастности молодежи, например, к сфере семейных, межнациональных, религиозных и других отношений не были выявлены.

Кроме этого, в ходе анализа отмечены такие понятия, как российская молодежь (2012 г.), молодые инвалиды (2016 г.), молодежь третьего тысячелетия (2017 г.). Это обобщенные характеристики молодежи, которые предполагают дальнейшую дифференциацию. Если бы данные понятия не были представлены единично в текстах публикаций, то у нас, как исследователей, была бы возможность для типирования и выдвижения в качестве основания классификации соответственно следующих вариантов: «территориальная принадлежность», «ограничения возможностей», «молодежь как временная категория». На данный момент это остается на уровне предположения по причине отсутствия выборки для типирования.

Наряду с этим некоторую обеспокоенность вызывает тот факт, что в анализируемых материалах внимание исследователей обошло стороной такую категорию молодежи, как работающая молодежь. Однако трудовая социализация молодежи в современных социально-экономических условиях представляется важной целевой установкой специалистов по организации работы с молодежью. Собственный опыт общения со специалистами в рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Проблемы и перспективы организации работы с молодежью» (Самара, март 2022 г.) также подтверждает недостаточное внимание к организации работы, в частности, с обучающимися школ, училищ, колледжей, средних специальных учебных заведений.

Применительно к будущим специалистам организации работы с молодежью авторов публикаций волнуют следующие вопросы: профессиональное становление (2008 г.), профессиональное самоопределение (2009 г.), развитие личности (2015 г.), компетентностное развитие (2021 г.).

Таким образом, фокус научного интереса авторов анализируемых названий публикаций сосредоточен на современной российской молодежи, получающей образование или уже являющейся молодыми специалистами социальной сферы по профессиям, предполагающим работу с разными группами молодежи. Организация работы с молодежью при этом находится на стыке с помогающими профессиями социальной сферы.

Представим результаты выявления субъектов организации работы с молодежью и уточнения их функционала. В качестве субъекта организации работы с молодежью выявлены общественные организации (2017 г.). При этом наряду с понятием «общественная организация» в названиях отражено разнообразие данных организаций, которое сводится к православной некоммерческой организации (2012 г.), молодежным объединениям (2014 г.), студенческим общественным объединениям (2017 г.), студенческому самоуправлению (2015 г.). В публикациях 2009 г. и 2021 г. применяется понятие «общественные институты».

Православная некоммерческая организация обеспечивает трансляцию духовно-нравственных ценностей и конфессиональную работу с молодежью; молодежные общественные организации упомянуты в контексте истории становления правовых основ деятельности молодежных общественных организаций; отмечено влияние студенческих общественных объединений на формирование современной информационно-образовательной среды; студенческое самоуправление выступает в качестве механизма развития личности обучающегося.

Данные позволяют сделать вывод о том, что функционал общественных объединениях и организаций разной направленности в работе с молодежью влияет на создание и поддержку внешних условий, обеспечивающих солидарность молодежи в обществе и становление личностей представителей этой социально-демографической группы в частности.

В настоящее время функционал общественных организаций самым непосредственным образом реализуется с помощью труда волонтеров. Анализ названий публикаций позволил выявить филантропический аспект работы с молодежью, который выражается в православном социальном служении (2012 г. и 2017 г.) (Астер, 2012; Уфимцева, 2017), социально полезной деятельности молодежи (Дворникова, 2016: Электронный ресурс), волонтерской деятельности (Волонтерская деятельность ... , 2020: Электронный ресурс). Социальное служение заявлено в контекстах обозначения его, во-первых, как потенциала для российской молодежи и, во-вторых, как механизма трансляции определенных ценностей. Организация социально полезной деятельности молодежи представлена как аспект деятельности организатора по работе с молодежью в учреждении дополнительного образования. Волонтерская деятельность заявлена в системе организации работы с молодежью группы риска. Несмотря на широкую популярность волонтерской деятельности и различных ее направлений среди молодежи, нам не удалось подтвердить распространение этого вида деятельности в организации работы с молодежью на имеющейся выборке статей (анализ названий).

Кроме перечисленных выше субъектов организации работы с молодежью, упомянуты «государственные и общественные институты» (2009 г.), учреждения культуры (2013 г.), предпринимательские структуры (2015 г.), вузы (2015 г.), учреждения профессионального образования (2017 г.) и дополнительного образования (2018 г.), предприятия (2020 г., 2021 г.). В публикации 2012 г. заявлен «межведомственный проект», что указывает на наличие межведомственного взаимодействия субъектов организации работы с молодежью. Понятие «работодатели» заявлено в публикации 2012 г. В этом же году в названии одной статьи фигурирует Русская православная церковь в качестве социального института работы с молодежью (Бо-гатова, 2012).

Итак, можно констатировать разнообразие субъектов организации работы с молодежью. Конкретизируем их функционал.

Государственные и общественные институты заявлены в контексте определения их роли в социально-политических стратегиях в работе с молодежью (Кире-ева, 2009). За учреждениями сферы молодежной политики закреплены задачи организационного, кадрового обеспечения; за организациями по работе с молодежью — трудовая мотивация молодых специалистов помогающих профессий (Завьялов, 2014; Титова, Сухушина, 2017). Деятельность учреждений культуры (сельских библиотек) отмечена в контексте реализации социальной работы с мо-

лодежью (Кузоро, 2013: Электронный ресурс). Предприятия как субъекты работы с молодежью представлены в публикациях Т. А. Евстратовой (2021 г.), Л. А. Кабановой, М. П. Прохоровой, А. А. Шкуновой (2020 г.). Авторы заявляют о проблеме организации работы с молодежью, в частности, в системе корпоративного управления. Исследователями С. В. Грицуновой и А. Н. Карташовым с позиции педагогики и психологии заявлены предпринимательские структуры: проблема-тизирован вопрос совершенствования механизма управления работой с молодыми специалистами крупных предпринимательских структур (Грицунова, Карта-шов, 2015).

Учреждения сферы образования представлены различными образовательными организациями, учреждениями профессионального и дополнительного образования. Вуз как субъект организации работы с молодежью фигурирует в названиях 6 публикаций (2010 г., 2011 г., 2012 г., 2015г.). «Пик» научного интереса (3 публикации отмечены в 2012 г.) связан с проблемой трудоустройства выпускников, характеристикой олимпиадного движения и определения роли университета в игровой модели муниципальной молодежной политики. В 2010 г. упоминание вуза связано с проблемой профессиональной ориентационной работы; в 2011 г. — социально-воспитательной работой с неформальной молодежью; в 2015 г. — партнерством вуза и работодателей. Отсутствие с 2015 г. в перечне публикаций работ, чьи названия содержат понятие «вуз», свидетельствует о недостаточном раскрытии миссии вузов в организации работы с молодежью и реализации государственной молодежной политики. Исключение составляет публикация 2017 г., в названии которой заявлено понятие «учреждения профессионального образования» в контексте приоритетных направлений молодежной политики (Николаева, Бокова, 2017: Электронный ресурс).

Понятие «образовательные организации» заявлено в публикациях (2015-2018 гг.), где отмечена роль этих организаций в контексте решения задач, связанных с развитием личности, популяризацией студенческого самоуправления, профилактикой работы с несовершеннолетними, нормативно-правовым регулированием в сфере противодействия распространению идеологии экстремизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, интерес к организации работы с молодежью наблюдается у педагогов, психологов и социологов. В отечественных научных журналах отражен скорее эпизодический, чем систематический интерес к организации работы с молодежью. Выявлен довольно обширный понятийный аппарат, соотносимый с понятием «организация работы с молодежью», что указывает на поливидовость и многофункциональность работы с молодежью. Незначительное число публикаций, названия которых посвящены воспитанию молодежи как направлению организации работы с молодежью, свидетельствует, во-первых, о необходимости активизации исследований в этом актуальном в настоящее время направлении, во-вторых, расширении списка категорий молодежи, в отношении которых реализуются соответствующие мероприятия. Представляется важным обращение внимания исследователей на волонтерскую деятельность как ресурс организации работы с разными категориями молодежи.

Обращаясь к категориям молодежи, выявленным в ходе анализа, обращаем внимание на недостаточную представленность публикаций, посвященных организа-

ции работы с молодежью с ограниченными возможностями. Рекомендуется уделить большее внимание проблеме содействия занятости и трудоустройству молодежи.

Кроме этого, в названиях публикаций не в полной мере отражена региональная специфика организации работы с молодежью: единичны примеры, когда в названиях заявляются регионы (например, Красноярский край, Ростовская область и др.). В современном стремительно изменяющемся и развивающемся обществе велика роль инноваций. Однако анализ названий публикаций позволил выявить незначительное число публикаций, в названиях которых в разной степени заявлена соответствующая тема (Дунаевская, 2016: Электронный ресурс; Отроков, 2017: Электронный ресурс; Волосков, Валлис, 2022: Электронный ресурс).

Результаты анализа свидетельствуют о широком функционале различных субъектов организации работы с молодежью. Причем анализ материалов последних пяти лет свидетельствует о приоритетной роли прежде всего образовательных организаций, затем общественных организаций и предприятий.

Итак, представленные в этой работе результаты исследования являются скорее попыткой осмысления полноты реализации организации работы с молодежью как профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Астэр, И. В. (2012) Российская молодежь: потенциал православного социального служения // Вестник ПСТГУ. Вып. 4 (27). С. 84-93.

Бобкова, Н. Д., Малин, С. В. (2009) Возможности личностно-ориентированного подхода при организации работы с молодежью (на примере международных документов, регулирующих молодежную политику) // Вестник Курганского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». Вып. 5. С. 105-108.

Богатова, О. А. (2012) Православные некоммерческие организации как механизм трансляции духовно-нравственных ценностей и конфессиональной работы с молодежью (на примере клуба исторической реконструкции и фехтования «Владычный полк») // Интеграция образования. №4. С. 98-101.

Бугаев, А. В. (2016) Современные тенденции развития государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Актуальные вопросы современной науки. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosu-darstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 17.02.2022).

Волосков, И. В., Валлис, И. (2022) Инновационные техники организации работы с научной молодежью [Электронный ресурс] // Россия: тенденции и перспективы развития. 2022. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innova tsionnye-tehniki-organizatsii-raboty-s-nauchnoy-molodezhyu (дата обращения: 17.02.2022).

Волонтерская деятельность в системе организации работы с молодежью группы риска (2020) [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-v-sisteme-organizat-sii-sotsialnoy-raboty-s-molodezhyu-gruppy-riska (дата обращения: 17.02.2022).

Гладкова, Е. А., Малкова, Е. В. (2018) Профессиональное многообразие направления подготовки «организация работы с молодежью» [Электронный ресурс] // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-mnogoobrazie-napravleniya-podgotovki-organizatsiya-raboty-s-molodezhyu (дата обращения: 17.02.2022).

Грицунова, С. В., Карташов, А. Н. (2015) Совершенствования механизма управления работой с молодыми специалистами крупных предпринимательских структур // Мир науки. Серия «Педагогика и психология». Вып. 2. С. 1-9.

Дворецкая, М. А. (2019) Креативность как ключевая компетентность специалиста организации работы с молодежью // Современное педагогическое образование. №5. С. 171-174.

Дворникова, К. М. (2016) Организация социально-полезной деятельности организатором по работе с молодежью в учреждении дополнительного образования детей [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский образовательный вестник. URL: https://cy-berleninka.ru/article/n/organizatsiya-sotsialno-poleznoy-deyatelnosti-organizatorom-po-rabote-s-molodezhyu-v-uchrezhdenii-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 17.02.2022).

Дунаевская, А. С. (2016) Организация работы с творческой молодежью [Электронный ресурс] // Academy. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-s-tvorch-eskoy-molodezhyu (дата обращения: 17.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Завьялов, А. А. (2014) Организационное и кадровое обеспечение учреждений сферы молодежной политики [Электронный ресурс] // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/or-ganizatsionnoe-i-kadrovoe-obespechenie-uchrezhdeniy-sfery-molodezhnoy-politiki (дата обращения: 17.02.2022).

Киреева, Т. А. (2009) Социально-политические стратегии в работес молодежью: роль государственных и общественных институтов [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/sotsialnno-politicheskie-strategii-v-rabote-s-molodezhyu-rol-gosudarstvennyh-i-obschestvennyh-institutov (дата обращения: 17.02.2022).

Кузоро, К. А. (2013) Направления социальной работы сельских библиотек Томской области (на примере Каргасокского, Кривошеинского и Молчановского районов) [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Серия «Культурология и искусствоведение ». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sotsialnoy-raboty-sel-skih-bibliotek-tomskoy-oblasti-na-primere-kargasokskogo-krivosheinskogo-i-molchanovskogo-rayonov (дата обращения: 17.02.2022).

Лукс, Г. А. (2003) Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара : Изд-во «Самарский университет». С. 22-24.

Николаева, А. А., Бокова, А. С. (2017) Приоритетные направления молодежной политики в учреждениях профессионального образования в субъектах РФ [Электронный ресурс] // Вестник университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-molodezhnoy-politiki-v-uchrezhdeniyah-professionalnogo-obrazovaniya-v-subektah-rf (дата обращения: 17.02.2022).

Отроков, О. Ю. (2017) Новые вызовы молодежной политики: причины изменений и перспективы развития (на примере Ростовской области) // Власть. №9. С. 185-189.

Стратегии компетентностного развития специалистов по работе с молодежью (2021) [Электронный ресурс] // Ярославский педагогический вестник. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/strategii-kompetentnostnogo-razvitiya-spetsialistov-po-rabote-s-molodezhyu (дата обращения: 17.02.2022).

Титова, В. О., Сухушина, Е. В. (2017) Особенности трудовой мотивации молодых специалистов помогающих профессий в организациях по работе с молодежью г. Томска // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. №1-2 (61). С. 68-73.

Уфимцева, Е. И. (2017) Социальные практики организации работы с молодежью в Русской православной Церкви: опыт Саратовской епархии // Известия Саратовского университета «Серия Социология. Политология». Т. 17. Вып. 4. С. 419-426.

Чальцева, И. С. (2010) Молодежная политика за рубежом: попытка анализа [Электронный ресурс] // Сибирский педагогический журнал. 2010. №2. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/molodezhnaya-politika-za-rubezhom-popytka-analiza (дата обращения: 17.02.2022).

Дата поступления: 18.07.2022 г.

ORGANIZATION OF WORK WITH YOUTH: PROBLEM AND THEMATIC ASPECTS OF PUBLICATIONS IN THE SCIENTIFIC ELECTRONIC LIBRARY "CYBERLENINKA" L. V. Vandysheva

Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev

The article is devoted to the analysis of the titles of publications in the scientific electronic library "CyberLeninka" on the topic "Organization of work with youth". Sample: 112 publications from 2005 to 2022. The results testify to episodic scientific interest in the organization of work with youth. The concept of "organization of work with youth" is ambiguous, which is explained by the diversity and multifunctionality of work with youth. The main themes and problems of organizing work with youth as a profession are stated. The regional experience of organizing work with youth is not sufficiently represented. The staffing of services, organizations working with youth is presented among the priority problems. The article identifies categories of youth. The titles of the publications do not reflect the diversity of Russian young people as a socio-demographic group. Attention is focused on certain categories of youth. Empirical evidence enabled the author to develop a classification of youth as the subject and object oforganization of work with youth. The main subjects ofprofessional activity and their functionality are specified. Educational and public organizations act as the leading subjects of organization of work with youth. The author clarifies their contribution to the organization of work with youth, as well as the contribution made by cultural institutions, industrial enterprises, and religious organizations. Issues that require further scientific understanding are outlined.

Keywords: organization of work with youth; state youth policy; youth; subjects of organization of work with youth; diversity; professional training

REFERENCES

Aster, I. V. (2012) Rossijskaya molodezh': potencial pravoslavnogo social'nogo sluzheniya. Vestnik PSTGU, iss. 4 (27), pp. 84-93. (In Russ.).

Bobkova, N. D., Malin, S. V. (2009) Vozmozhnosti lichnostno-orientirovannogo podhoda pri organizacii raboty s molodezh'yu (na primere mezhdunarodnyh dokumentov, reguliruyushchih molodezhnuyu politiku). Vestnik Kurganskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Guma-nitarnye nauki», iss. 5, pp. 105-108. (In Russ.).

Bogatova, O. A. (2012) Pravoslavnye nekommercheskie organizacii kak mekhanizm translyacii duhovno-nravstvennyh cennostej i konfessional'noj raboty s molodezh'yu (na primere kluba istoricheskoj rekonstrukcii i fekhtovaniya «Vladychnyj polk»). Integraciya obrazovaniya, no. 4, pp. 98-101. (In Russ.).

Bugaev, A. V. (2016) Sovremennye tendencii razvitiya gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Federacii. Aktual'nye voprosy sovremennoj nauki [online] Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya-gosudarstvennoy-molodezhnoy-politiki-v-rossiyskoy-federatsii (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Voloskov, I. V. and Vallis, I. (2022) Innovacionnye tekhniki organizacii raboty s nauchnoj molodezh'yu. In: Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya [online] Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehniki-organizatsii-raboty-s-nauchnoy-molodezhyu (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Volonterskaya deyatel'nost' v sisteme organizacii raboty s molodezh'yu gruppy riska (2020) Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-v-sisteme-organizatsii-sotsialnoy-raboty-s-molodezhyu-gruppy-riska (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Gladkova, E. A. and Malkova, E. V. (2018) Professional'noe mnogoobrazie napravleniya podgo-tovki «organizaciya raboty s molodezh'yu». In: Social'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-mnogoobrazie-napravle-niya-podgotovki-organizatsiya-raboty-s-molodezhyu (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Gricunova, S. V. and Kartashov, A. N. (2015) Sovershenstvovaniya mekhanizma upravleniya rabotoj s molodymi specialistami krupnyh predprinimatel'skih struktur. Mir nauki. Seriya «Peda-gogika i psihologiya», iss. 2, pp. 1-9. (In Russ.).

Dvoreckaya, M. A. (2019) Kreativnost' kak klyuchevaya kompetentnost' specialista organi-zacii raboty s molodezh'yu. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie, no. 5, pp. 171-174. (In Russ.).

Dvornikova, K. M. (2016) Organizaciya social'no-poleznoj deyatel'nosti organizatorom po rabote s molodezh'yu v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Sankt-Peterburgskij obrazovatel'nyj vestnik [online] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sotsialno-poleznoy-deyatelnosti-organizatorom-po-rabote-s-molodezhyu-v-uchrezhdenii-dopol-nitelnogo-obrazovaniya-detey (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Dunaevskaya, A. S. (2016) Organizaciya raboty s tvorcheskoj molodezh'yu. Academy [online] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-raboty-s-tvorcheskoy-molodezhyu (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Zav'yalov, A. A. (2014) Organizacionnoe i kadrovoe obespechenie uchrezhdenij sfery molodezhnoj politiki. Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva [online] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnoe-i-kadrovoe-obespechenie-uchrezhdeniy-sfery-molodezhnoy-politiki (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Kireeva, T. A. (2009) Social'no-politicheskie strategii v rabote s molodezh'yu: rol' gosu-darstvennyh i obshchestvennyh institutov. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gercena [online] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnno-politicheskie-strategii-v-rabote-s-molodezhyu-rol-gosudarstvennyh-i-obschestven-nyh-institutov (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Kuzoro, K. A. (2013) Napravleniya social'noj raboty sel'skih bibliotek Tomskoj oblasti (na pri-mere Kargasokskogo, Krivosheinskogo i Molchanovskogo rajonov). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Kul'turologiya i iskusstvovedenie» [online] Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sotsialnoy-raboty-selskih-bibliotek-tomskoy-oblasti-na-primere-kargasokskogo-krivosheinskogo-i-molchanovskogo-rayonov (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Luks, G. A. (2003) Social'noe innovacionnoe proektirovanie v regional'noj molodezhnojpoli-tike. Samara, Samara State University, 278 p. Pp. 22-24. (In Russ.).

Nikolaeva, A. A., Bokova, A. S. (2017) Prioritetnye napravleniya molodezhnoj politiki v uchrezhdeniyah professional'nogo obrazovaniya v sub'ektah RF. Vestnik universiteta [online] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritetnye-napravleniya-molodezhnoy-politiki-v-uchrezhdeniyah-professionalnogo-obrazovaniya-v-subektah-rf (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Otrokov, O. Yu. (2017) Novye vyzovy molodezhnoj politiki: prichiny izmenenij i perspektivy razvitiya (na primere Rostovskoj oblasti). Vlast', no. 9, pp. 185-189. (In Russ.).

Strategii kompetentnost no go razvitiya specialistov po rabote s molodezh'yu (2021) / T. N. Saharova, N. V. Tamarskaya, O. V. Stremilova and M. D. Bataeva. Yaroslavskij pedago-gicheskij vestnik [online] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-kompetentnos-tnogo-razvitiya-spetsialistov-po-rabote-s-molodezhyu (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Titova, V. O., Suhushina, E. V. (2017) Osobennosti trudovoj motivacii molodyh specialistov pomogayushchih professij v organizaciyah po rabote s molodezh'yu g. Tomska. Aktual'-nye voprosy obshchestvennyh nauk: sociologiya, politologiya, filosofiya, istoriya, no. 1-2 (61), pp. 68-73. (In Russ.).

Ufimceva, E. I. (2017) Social'nye praktiki organizacii raboty s molodezh'yu v Russkoj pravo-slavnoj Cerkvi: opyt Saratovskoj eparhii. Izvestiya Saratovskogo universiteta «Seriya Sociologiya. Politologiya», vol. 17, iss. 4, pp. 419-426. (In Russ.).

Chal'ceva, I. S. (2010) Molodezhnaya politika za rubezhom: popytka analiza. Sibirskij peda-gogicheskij zhurnal, no. 2. [online] Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/molodezh-naya-politika-za-rubezhom-popytka-analiza (accessed: 17.02.2022). (In Russ.).

Submission date: 18.07.2022.

Вандышева Людмила Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент Самарского национального исследовательского университета имени академика С. П. Королева. Адрес: 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. академика Павлова, д. 1, ауд. 314. Тел.: (846) 337-99-20. Эл. адрес: vandyshevalyudmila@mail.ru

Vandysheva Lyudmila Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor, Samara National Research University named after Academician S. P. Korolev. Postal address: 1, Akademika Pavlova St., room 314, Samara, Russian Federation, 443011. Tel.: (846) 337-99-20. E-mail: vandyshevalyudmila@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.