Научная статья на тему 'Организация работы с молодежью: Актуальные направления развития, обогащения и расширения образовательного контента и укрепления имиджевого сопровождения (на примере Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)»'

Организация работы с молодежью: Актуальные направления развития, обогащения и расширения образовательного контента и укрепления имиджевого сопровождения (на примере Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
499
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORGANIZATION OF WORK WITH YOUNG PEOPLE / MEDIA EDUCATION / MASTER STUDY / MEDIA SCHOOLS / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / МЕДИАШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич, Челышева Ирина Викториновна

В статье рассматриваются ключевые векторы и перспективные пути развития направления подготовки «Организация работы с молодежью». Уникальность магистерской программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций» заключается в активном включении медиаобразовательного компонента в систему подготовки будущих магистров, обеспечение теоретической и практической подготовки студентов к профессиональной деятельности. Авторами представлены организационные компоненты профессиональной ориентации абитуриентов с включением в них изучения медиаобразования и медиакультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голобородько Андрей Юрьевич, Челышева Ирина Викториновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key vectors and prospective development paths of “Organization of work with young people” training program are discussed in the article. The uniqueness of the master program “Organization of Work with Young People in the Sphere of Culture and Mass Communication” consists in the active inclusion of the media educational component in the system of training future masters, providing theoretical and practical training of students for professional activities. The authors also presented the organizational components of high school graduates vocational guidance with the inclusion of the media education and media culture study.

Текст научной работы на тему «Организация работы с молодежью: Актуальные направления развития, обогащения и расширения образовательного контента и укрепления имиджевого сопровождения (на примере Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)»»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

УДК 316.77:001.8 ББК С55.325.1:С55.57с

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ: АКТУАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ОБОГАЩЕНИЯ И РАСШИРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНТЕНТА И УКРЕПЛЕНИЯ ИМИДЖЕВОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ АГАНРОГСКОГО ИНСТИТУТА ИМЕНИ А.П. ЧЕХОВА (ФИЛИАЛА)

«РГЭУ (РИНХ)»

А.Ю. Голобородько

доктор политических наук, кандидат филологических наук,

доцент

Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) РГЭУ

(РИНХ) Таганрог, Россия goloborodko2009@mail.ru И. В. Челышева кандидат педагогических наук, доцент Таганрогский институт имени А. П. Чехова (филиал) РГЭУ

(РИНХ) Таганрог, Россия ivchelysheva@yandex.ru В статье рассматриваются ключевые векторы и перспективные пути развития направления подготовки «Организация работы с молодежью». Уникальность магистерской программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций» заключается в активном включении медиаобразовательного компонента в систему подготовки

будущих магистров, обеспечение теоретической и практической подготовки студентов к профессиональной деятельности. Авторами представлены организационные компоненты профессиональной ориентации абитуриентов с включением в них изучения медиаобразования и медиакультуры.

Ключевые слова: организация работы с молодежью, медиаобразование, магистратура, медиашколы.

ORGANIZATION OF WORK WITH YOUNG PEOPLE: CURRENT TRENDS IN DEVELOPMENT, ENRICHING AND EXPANDING EDUCATIONAL CONTENT AND STRENGTHENING IMAGE SUPPORT (BY MEANS OF THE EXAMPLE OF TAGANROG INSTITUTE NAMED AFTER A.P. CHEKHOV, BRANCH OF THE ROSTOV STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, RUSSIAN FEDERATION)

A. Goloborodko

doctor of political sciences, Candidate of Philology Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University

of Economics) Taganrog, Russia goloborodko2009@mail.ru I. Chelysheva

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University

of Economics)

Taganrog, Russia

ivchelysheva@yandex.ru

Key vectors and prospective development paths of "Organization of work

with young people" training program are discussed in the article. The uniqueness

of the master program "Organization of Work with Young People in the Sphere of

Culture and Mass Communication" consists in the active inclusion of the media

educational component in the system of training future masters, providing

214

theoretical and practical training of students for professional activities. The authors also presented the organizational components of high school graduates vocational guidance with the inclusion of the media education and media culture study.

Keywords: organization of work with young people, media education, master study, media schools.

Работа с молодежью выступает одним из ключевых направлений государственной молодежной политики, включающей развитие молодых людей в разных областях жизнедеятельности, предоставление им возможностей для самореализации. В «Основах государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2025 года» [Основы государственной политики...., 2014] поставлена сверхзадача, стоящая перед молодежью, которая должна «одновременно обладать компетенциями и навыками нескольких поколений, необходимыми для динамичного социально-экономического развития страны, её глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности. В динамике развития важно обеспечить привлекательность российской идентичности, закрепить роль одного из лидеров развития мирового сообщества, мировой экономической, технологической, интеллектуальной, научной, культурной элиты» [Основы государственной политики.., 2014].

Среди основных направлений, динамично развивающихся в контексте работы с молодёжью - патриотическое воспитание и гражданско-правовая культура, волонтёрство и добровольчество, укрепление международных связей, работа с общественными молодежными организациями и объединениями, здоровый образ жизни, инновационная деятельность, предпринимательство, участие в развитии медиасферы, молодёжное самоуправление, профессиональная ориентация, поликультурное образование и воспитание, развитие молодежного творчества, укрепление семейных ценностей и др.

«Новые вызовы и риски, появившиеся в современном мире в связи с глобальными изменениями, новые приоритеты и цели социального и экономического развития нашей страны требуют радикального обновления, развития задач и механизмов реализации государственной молодежной политики, а значит, и развития новых форм, технологий и методов работы с молодежью и подготовки кадров сферы работы с молодежью» [Организация работы с молодежью, 2017, с. 4]. В результате этого остается неизменной актуальная проблема современной системы высшего образования, которая заключается в профессиональной подготовке будущих молодежных лидеров. Ведь именно они реализуют проблемы государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях.

В область деятельности магистра по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» входит создание и реализация образовательных программ и проектов, управление инновационной деятельностью в работе с молодежью в организациях социальной сферы и образования, сотрудничество с молодежными СМИ и молодежными редакциями, ориентированными на создание и апробацию новых технологий работы с различными целевыми группами молодежи.

С 2013 года в Таганрогском институте имени А.П. Чехова (филиале) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» реализуется магистерская программа «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций», ведущими целями которой выступает подготовка руководителей и специалистов, способных решать комплексные задачи по реализации молодежной политики в различных сферах науки и образования, культуры и спорта, коммуникации; которые осуществляют взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями.

Обучение в магистратуре тесно связано с практической работой

студентов в молодежных организациях, государственных и общественных

структурах, молодежных СМИ; решение проблем государственной

216

молодежной политики в образовательных учреждениях, государственных органах власти, в сфере молодежного самоуправления и т. д.

Осуществление разработок исследовательской, методологической и методической проблематики, внедрение инновационных компонентов в образовательную и исследовательскую деятельность находит свое отражение в проведении открытых семинаров, научных конференций, мастер-классов по обмену опытом, вебинаров, школ для молодых исследователей и др.

В рамках магистратуры функционируют школы для старшеклассников и студентов:

- школа организаторов работы с молодежью;

- открытая медиашкола для старшеклассников;

- школа будущих магистрантов.

Данные мероприятия, инициированные выпускающей кафедрой направления «Организация работы с молодежью»,- это образовательные программы и дополнительные образовательные услуги по предметам программы вступительных испытаний в бакалавриат и магистратуру.

Их главной целью выступает подготовка будущих абитуриентов к успешному прохождению вступительных испытаний и предоставление им возможности получения базовых знаний по выбранной бакалаврской/магистерской программе.

Школы будущих магистрантов проводятся в самых разных формах.

Например, в работе краткосрочных курсов повышения квалификации

«Формирование профессиональной мотивации студента-исследователя»

(зимняя школа 2017 г.), направленных на повышение уровня

профессиональной мотивации и эффективного использования современных

технологий в процессе выстраивания профессиональной стратегии,

саморазвития и самообразования, смогли принять участие студенты старших

курсов бакалавриата. В ходе занятий, организованных в форме лекций,

практических занятий и тренингов, будущие абитуриенты получают

представление о сущности профессиональной подготовки магистров,

217

знакомятся с содержанием магистерских программ, осваивают медиаобразовательные технологии, осуществляют анализ перспектив саморазвития и фандрайзинга; постигают азы карьерного роста студента-исследователя, занимаются проектной деятельностью, принимают участие в интерактивных тренингах по развитию лидерского потенциала, публичного выступления и освоения карьерных стратегий; обсуждают актуальные направления молодежной и культурной политики, изучают перспективы международного научного сотрудничества.

Для будущих магистрантов проводятся и выездные школы. Например, выездная школа «Стратегии креативного личностного развития» проводилась на базе ДОЦ «Котлостроитель» и «Дружба», включала несколько блоков интерактивных занятий: тренинг «Развитие креативности как ресурс личностного развития магистранта», семинар с элементами case-study по изучению «Ключевые профессиональные и личностные качества организатора работы с молодежью», мастер-классы «Управление коллективом в деятельности магистра» и «Креативная среда».

Еще одна выездная школа «Перспективы карьерных стратегий будущих магистрантов» проходила в форме квест-игры и включала встречи с руководителями молодежного самоуправления, управления образования Ростовской области, посещение памятного мемориала «Самбекские высоты».

Работа школы организаторов работы с молодежью для старшеклассников направлена на решение задач будущего профессионального самоопределения, развитие социальной и гражданской активности, формированию лидерских качеств.

Медиашколы для старшеклассников и студентов, которые начали свою работу в 2018-2019 учебном году, направлены на реализацию непрерывного медиаобразования, на развитие медиакомпетентности будущих абитуриентов, являющейся одной из ключевых в освоении программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций».

Программы школ для старшеклассников и будущих магистрантов включают дискуссии и неформальное общение с профессорско-преподавательским составом, ответы на интересующие вопросы об условиях поступления; в малых группах разрабатывают и защищают исследовательские проекты по тематике организации работы с молодежью; участвуют в проведении профориентационных диагностик по выявлению сферы профессиональных интересов; рассматривают вопросы, включенные в программу вступительных испытаний.

Формирование комплекса компетенций, необходимых для осуществления профессиональной деятельности - неотъемлемый компонент научной, профессиональной и образовательной траектории в подготовке современного магистранта. Успешность решения представленных задач во многом зависит от целенаправленного совершенствования учебных программ, разработки инструментария мониторинга качества образования, включения и творческого применения инновационных методик, технологий и приемов в реализации образовательных программ [Челышева, 2017]. Обеспечение высокого уровня подготовки организаторов работы с молодежью способствует кадровое обеспечение магистерской программы. 100% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, имеют ученые степени и звания, высокий уровень публикационной активности. Ведущие преподаватели магистерской программы имеют ряд публикаций WoS и Scopus.

Постановка проблемы исследования профессиональной подготовки будущих организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций определяется противоречием, сложившимся в связи с постоянным увеличением информационного потока, виртуализацией процессов приобщения молодого поколения к социокультурной сфере, неуклонно растущей популярностью интернет-общения и использованием потенциальных возможностей медиаобразования в развитии и формировании

ключевых общекультурных и профессиональных компетенций магистрантов.

219

Ключевым методологическим принципом изучения данной проблемы выступает комплексный подход к исследованию использования потенциала медиаобразования в подготовке организаторов работы с молодежью, основанный на объективности и всесторонности изучения педагогических процессов в условиях высшей школы [Челышева, 2017].В связи с этим, активно используются активные и интерактивные методы работы с произведениями медиакультуры, готовятся исследовательские работы по проблематике истории, теории медиа и медиакультуры, разрабатываются кейсы; проводятся областные и городские конкурсы социальных проектов для студентов и школьников «Моя Россия» и др.). Необходимо отметить, что данные мероприятия способствуют процессу профессиональной подготовки магистрантов-организаторов работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций.

К примеру, выпускающей кафедрой несколько лет назад было инициировано проведение областной олимпиады «Молодежные инициативы» для старшеклассников и студентов. Целью данного конкурса стало патриотическое воспитание современной молодежи, формирование активной социальной и гражданской позиции подрастающего поколения.

Научно-просветительский конкурс медиапроектов «Моя Россия» был проведен для старшеклассников коллективом кафедры впервые в 2018 году. С лучшими проектами победителей у всех участников появится возможность поработать на занятиях открытой медиашколы для старшеклассников, которая состоится в январе 2019 года.

Основными перспективными векторами развития направления

подготовки «Организация работы с молодежью» в Таганрогском институте

имени А.П. Чехова (филиале) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» стали ресурсное

сопровождение и развитие деятельности вожатых МДЦ «Артек». Активное

взаимодействие Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала)

ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» и МДЦ «Артек» началось в мае 2017 года:

представителями администрации вуза при поддержке ректората РГЭУ

220

(РИНХ) были проведены консультации с руководителями МДЦ «АРТЕК», определены направления сотрудничества и обсуждены условия партнерства. Начали свою педагогическую деятельность в качестве вожатых в «Артеке» студенты Таганрогского института имени А.П. Чехова с июля 2017 года.

В апреле 2018 года на площадке Всероссийского выставочного центра (ВДНХ) в рамках работы Московского международного салона образования (ММСО-2018) состоялось подписание договора о создании базовой кафедры между МДЦ «Артек» и ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)». Основная цель создания базовой кафедры - совершенствование практической подготовки обучающихся по основным образовательным программам высшего образования в результате реализации вузом части образовательных программ соответствующих профилей с возможностью проведения всех видов учебных занятий, в том числе практик, практических занятий, семинаров и иных видов учебной деятельности, осуществления научной деятельности.

В числе наиболее перспективных задач данного направления выступают:

- информационное продвижение основных направлений деятельности вожатых в МДЦ «Артек»;

- интеграция наиболее перспективных академических и воспитательных направлений вуза и МДЦ;

- позиционирование передового педагогического, научно-методического опыта с использованием медиатехнологий;

- расширение базы вожатского корпуса путем привлечения студентов к деятельности вожатых и воспитателей;

- обеспечение необходимых условий для дальнейшего развития и

расширения векторов взаимодействия ТИ имени А.П. Чехова и МДЦ

«Артек» в рамках функционирования базовой кафедры, включая научно-

исследовательские, социальные и волонтерские студенческие проекты и

мероприятия [Голобородько, Стеценко, Челышева, 2018, с. 46]. Одним из

таких условий выступает информационно-аналитическая платформа: «ТИ

221

имени А.П. Чехова - МДЦ «Артек»: динамика взаимодействия», появившаяся в 2018 году на официальном сайте Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» Цель создания данного медиапродукта - актуализация взаимодействия вуза и Международного центра, развитие вожатской деятельности, а также освещение основных мероприятий, связанных с деятельностью базовой кафедры «Артека».

Немаловажным фактором развития образовательного контента подготовки будущих организаторов работы с молодежью, привлечения молодых исследователей к научной работе, а также перспективного развития образовательной организации является деятельность научно-образовательных центров, лабораторий, инновационных научно-исследовательских площадок вуза, отражающих основные направления научно-исследовательской деятельности образовательной организации и оказывающих существенное влияние на формирование компетентностных моделей будущих специалистов: их интеллектуальную, творческую и социальную активность. Особое внимание уделяется расширению международных научно-исследовательских связей.

Реализация основных целей и задач научно-образовательной

деятельности предопределяет тесное сотрудничество с учреждениями и

организациями, занимающимися подготовкой к внедрению научно-

исследовательских разработок, развитие международных связей вуза -

межвузовское сотрудничество, интеграция инновационных образовательных

практик вузов-партнеров [Голобородько, Челышева, 2018]. Этому во многом

способствуют горизонтальные связи кафедры в рамках Таганрогского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

института имени А.П. Чехова: активное взаимодействие с факультетом

экономики и права (участие магистрантов в работе клуба «Гражданин»,

круглых столах, посвященных проблемам патриотического воспитания,

электоральной активности молодежи и т.д.); факультетом иностранных

языков в развитии темы академической мобильности студентов:

международные обмены, визиты научных делегаций, публичные лекции

222

профессоров из ведущих университетов Европы (Э. Камареро, М. Гайстлингер), встречи с зарубежными государственными деятелями - визит полномочного посла Франции С. Берманн и др.).

Говоря о социокультурных процессах, происходящих в современной молодежной среде, невозможно оставить без внимания влияние медиаресурсов на основные сферы жизни молодого поколения. Именно поэтому, медиаобразовательный компонент включен в вариативную часть образовательной программы. Уникальность рассматриваемой магистерской программы заключается в комплексном применении успешно апробированного опыта научных разработок и практик медиаобразования. Внедрение медиаобразовательного компонента в систему профессиональной подготовки организаторов работы с молодежью обусловлено несколькими факторами: необходимостью достижения будущими выпускниками высокого уровня общей и профессиональной культуры, соответствия профессиональной подготовки реалиям современного информационного общества и т. д. В современных условиях, когда любая сфера жизнедеятельности молодежи так или иначе связана с медиа, медиаресурсы стали неотъемлемой частью образования, культуры, досуга, коммуникации молодежи. Именно поэтому, одним из основополагающих подходов в профессиональной подготовке магистрантов, которым предстоит осуществлять свою профессиональную деятельность в учреждениях образования и культуры, будет рассматриваться развитие

медиакомпетентности будущих специалистов [Челышева, 2017].

Выпускники магистерской программы «Организация работы с молодежью в сфере культуры и массовых коммуникаций», обладающие фундаментальной научной базой, владеющие методологией научного творчества, современными педагогическими и информационными технологиями, успешно осуществляют профессиональную деятельность по изучению проблем и перспективных направлений реализации государственной молодежной политики.

Направление подготовки «Организация работы с молодежью» обладает значительными перспективами карьерного роста и

профессиональной самореализации. Среди наших выпускников -представители власти, образовательных структур, культурных учреждений. Актуальность данного направления обусловлена востребованностью в высококлассных специалистах - профессионалах, осознающих социальную значимость своей профессии, умеющих интересно и эффективно организовать работу с молодыми людьми в разных сферах жизни общества, владеющих современными социально-культурными технологиями взаимодействия с молодежью.

Библиографический список

1. Голобородько А. Ю. Научно-образовательный центр как инновационная технологическая площадка развития медиаконтента современного вуза / А. Ю. Голобородько, И. В. Челышева // CredeExperto: транспорт, общество, образование, язык. 2018. № 1 (16). С. 136-142.

2. Голобородько А. Ю. Информационно-аналитическая платформа «Таганрогский институт имени А.П. Чехова - МДЦ « Артек»: динамика взаимодействия / А. Ю. Голобородько, И. А. Стеценко, И. В. Челышева, Е. В. Ящук / Артек-событие. 2018. № 2 (18). С. 43-47.

3. Организация работы с молодежью: методы, формы, технологии в современных условиях / под общ. ред. К. А. Фомичева. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2017. 152 с.

4. Основы Государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 года // [Электронный ресурс]. - URL:http://fb.ru/article/390631/napravleniya-molodejnoy-politiki-spetsifika-rabotyi-s-molodejyu (дата обращения: 10.12.2018).

5. Челышева И. В. Использование проективных медиаобразовательных технологий в подготовке магистрантов - будущих организаторов работы с молодежью // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. №4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektivnyh-mediaobrazovatelnyh-tehnologiy-v-podgotovke-magistrantov-buduschih-organizatorov-raboty-s-molodezhyu (дата обращения: 11.12.2018).

References

1. Goloborodko A. Yu. The Scientific and educational center as an innovative technological platform for the development of the modern higher education institution media / A. Yu. Goloborodko, I. V. Chelysheva //CredeExperto: transport, society, education, language. 2018. No. 1 (16). p. 136-142. (In Russian).

2. Goloborodko A. Yu. Information-analytical platform "Taganrog Institute named after A. P. Chehov - ICC "Artek": the dynamics of interaction/ A.Yu. Goloborodko, I. A. Stetsenko, I. V. Chelysheva, E. V. Zuev / Artek-event. 2018. № 2 (18). p. 43-47. (In Russian).

3. Organization of work with young people: methods, forms, technologies in modern conditions / under the general editorship by Fomichev K.A., Kurgan: Kurgan State University, 2017. p.152. (In Russian).

4. Fundamentals of state youth policy in the Russian Federation until 2025 // [Electronic resource]. - URL: http://fb.EN/article/390631/napravleniya-molodejnoy-politiki-spetsifika-rabotyi-s-molodejyu ( access date: 10.12.2018).

5. Chelysheva I. V. The use of projective media-educational technologies in the training of undergraduates - future organizers of work with youth // Znak: the problem field of media education. 2017. №4 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-proektivnyh-mediaobrazovatelnyh-tehnologiy-v-podgotovke-magistrantov-buduschih-organizatorov-raboty-s-molodezhyu (access date: 11.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.