Научная статья на тему 'Медиаобразование в профессиональном обучении магистрантов по направлениям подготовки «Организация работы с молодёжью» и «Социально-культурная деятельность»'

Медиаобразование в профессиональном обучении магистрантов по направлениям подготовки «Организация работы с молодёжью» и «Социально-культурная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / MEDIA / МЕДИАКУЛЬТУРА / MEDIA CULTURE / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МАГИСТРАТУРА / MAGISTRACY / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева Ирина Викториновна

В статье рассматриваются проблемы и перспективы внедрения медиаобразования в образовательные программы будущих магистров. Автором определяются основные организационные формы медиаобразовательного компонента в современном вузе, намечаются направления дальнейшего совершенствования подготовки в высшей школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media education in the proffessional education of undergraduates in the major of "Organization of work with youth" and "Social-cultural activity"

The article deals with the problems and prospects of introduction of media education in the curricular of future masters. The author defines the main organizational forms of media educational component in the modern higher school, the directions of further preparation in the higher school.

Текст научной работы на тему «Медиаобразование в профессиональном обучении магистрантов по направлениям подготовки «Организация работы с молодёжью» и «Социально-культурная деятельность»»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 1 (08). Март 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 316.77:001.8

ББК С55.325.1:С55.57

4-411

И. В. Челышева Таганрог, Россия

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЁЖЬЮ» И «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В статье рассматриваются проблемы и перспективы внедрения ме-диаобразования в образовательные программы будущих магистров. Автором определяются основные организационные формы медиаобразовательного компонента в современном вузе, намечаются направления дальнейшего совершенствования подготовки в высшей школе.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, медиаобразование, магистратура, образовательная программа.

I. V. Chelysheva

Taganrog, Russia

MEDIA EDUCATION IN THE PROFFESSIONAL EDUCATION OF UNDERGRADUATES IN THE MAJOR OF "ORGANIZATION OF WORK WITH YOUTH" AND "SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY"

The article deals with the problems and prospects of introduction of media education in the curricular of future masters. The author defines the main organizational forms of media educational component in the modern higher school, the directions of further preparation in the higher school.

Key words: media, media culture, media education, magistracy, curriculum.

© Челышева И. В., 2016

Последние годы XX века и начало XXI столетня ознаменовали собой значительные трансформации в государственной, социокультурной, образовательной областях, обусловившие существенные изменения содержательного плана современной образовательной системы. Наблюдается «значительное увеличение культуроемкости образования, базой которого становится вся мировая и отечественная культура, а не идеологически профильтрованная, «одобренная» её часть. Иными словами, содержанием образования становится не только полученные знания, но и сферы достижений человечества, далеко выходящие за рамки науки: искусство, традиции, опыт творческой деятельности, религия, достижения здравого смысла; повышение роли гуманитарных знаний как основы развития, как содержательного «ядра» личности; движение от обязательного, одинакового для всех содержания к вариативному и дифференцированному, а в предельном случае - индивидуализированному; от единого государственного, официально утверждаемого содержания к оригинальным авторским программам, курсам и учебникам (с обязательным сохранением единого образовательного ядра, определяемого обязательным минимумом и государственными стандартами)» [Загвязинский, Атаханова, 2001, с. 11].

Современное медиаобразование выступает важным фактором, предопределяющим процесс взаимодействия человека с миром культуры медиа. Это обуславливает актуализацию интереса современных исследователей к проблемам медиапедагогики, в процессе которой и осуществляется установление социокультурных связей между человеком и медиакультурными процессами современности. В связи с этим, проблема развития медиакомпетентности современных студентов становится все более значимой в современных информационных условиях. Актуальными для отечественной высшей школы выступают рекомендации ЮНЕСКО, принятые в Париже (2007 г). Данные рекомендации способствуют выполнению четырех основных актуальных положений Грюн-вальдской Декларации: 1) разработка всесторонних программ по медиаобразо-ванию на всех образовательных уровнях; 2) подготовка педагогов в области ме-диаобразования и рост информированности о медиаграмотности всех заинтере-

сованных лиц и организаций в социальной сфере; 3) проведение исследований в области медиаобразования и распространение их результатов с помощью сетевого вещания; 4) международное сотрудничество в области медиаобразования.

В Рекомендациях подчеркивается: «Медиаобразование не может получить широкого распространения без принятия усилий по увеличению информированности людей и мобилизации всех заинтересованных, в частности политиков высокого уровня, ответственных за принятие решений во всех странах мира» [http://www.mediagram.ru/documents/documents 20.ЫтЦ.

Во многих странах мира медиапедагогика выступает важным сегментом образовательных программ институтов и университетов. В связи с этим, последние годы усилился интерес к изучению наиболее перспективных зарубежных моделей медиаобразования. К примеру, исследование основных стратегий медиаобразования в Великобритании, имеющей богатый практический опыт и обширную методическую базу в области прикладного медиаобразования, позволило заключить, что среди наиболее значимых условий для успешного развития российских моделей медиаобразования, с учетом использования британского опыта, можно выделить: развитие аналитического мышления, художественного восприятия, вкуса; учет особенностей, интересов и предпочтений детской и молодёжной аудитории; разработку критериев развития медиавосприятия и способностей к анализу медиатекстов, к медийной деятельности; включение в вузовские и школьные программы курсов, предусматривающих изучение меди-акультуры и др. [Челышева, 2015].

С 2013 года на базе Ростовского государственного экономического университета (РГЭУ «РИНХ») в Таганрогском институте имени А. П. Чехова началось обучение будущих магистров по направлениям подготовки: «Организация работы с молодёжью» (магистерская программа «Организация работы с молодёжью в сфере культуры и массовых коммуникаций») и «Социально-культурная деятельность» (программа «Педагогика социально-культурной деятельности»). Важным структурным компонентом образовательных программ

данных направлений выступают учебные дисциплины медиаобразовательного цикла.

Включение медиаобразования и изучения теоретических, исторических и практических аспектов медиакультуры будущими организаторами работы с молодёжью и социально-культурной деятельности обусловлено велением времени. Усложняющаяся структура функционирования медиакультуры оказывает все более значимое влияние на формирование экономического, социокультурного контента, становится особой сферой индивидуального и коллективного представления о мире. Нелинейное и разнонаправленное представление о времени и пространстве, продуцируемое масс-медиа, представляет собой «вечное настоящее», открывает все новые возможности существования человека в поликультурном поле медиареальности. Особая роль здесь принадлежит современному молодому поколению, все сферы жизнедеятельности которого тесно связаны с цифровыми технологиями, Интернет, социальными сетями и т. д. [Челышева, 2015].

В современных условиях стремительно увеличивающегося информационного потока определяющее значение получает не столько владение информацией, сколько способы ее реализации и творческого освоения. В связи с этим актуализируются проблемы духовно-нравственного и эстетического образования и воспитания средствами и на материале медиакультуры.

Бурное развитие глобальной и интерактивной системы коммуникации, широкое проникновение в жизнь многих слоев общества средств массовой коммуникации и информации порождают новые проблемы в образовании, направленные на развитие самостоятельного, критического мышления, включающего умение анализировать и оценивать медиаинформацию.

Развитие медиатехнологий лишь создает основу для реализации творческих идей. Использование этих возможностей зависит от нравственных, социокультурных, духовных, эстетических приоритетов. Социализация и инкульту-рация человека, живущего в медиатизированном пространстве, тесно связана с процессом сотворчества, вступления в диалог с медиа на личностном, культур-

ном, социальном, эстетическом уровнях. Именно поэтому, как справедливо считает А. В. Минбалеев, необходимость модернизационных процессов отечественного образования, «введения в ее систему медиаобразования подкреплена и сменой парадигмы общественно-государственной жизни, потребовавшей от образования, как ведущего фактора трансформации и развития общества, радикального обновления ценностных ориентиров и построения образовательной системы, в том числе с учетом принципов информативности и дистанционного образования, обязательности использования новых информационно-телекоммуни-кативных технологий, снижения затратности образования за счет ускорения доступа к информации» [Минбалеев, 2006, с. 267].

В процессе профессиональной подготовки будущие руководители и специалисты по работе с молодёжью и организаторы социально-культурной деятельности изучают такие учебные дисциплины как «Основы медиакомпетент-ности», «Развитие критического мышления в процессе медиаобразования», «Социально-педагогические технологии на материале медиакультуры», «Практикум творческо-производственной деятельности на материале медиакультуры» и др. Данные учебные предметы включены в вариативную часть учебных планов подготовки магистрантов и осуществляются на курсах по выбору студентов.

Учебные медиаобразовательные курсы включают освоение теоретического материала по тематике медиаобразования, а также практические занятия, реализация которых предполагает активное использование разнообразных творческих заданий на медиаматериале. В результате изучения курсов медиаобразо-вательной тематики будущие магистры не только приобретают необходимые теоретические знания, но и учатся использовать эти знания в процессе профессиональной практики; разрабатывают и апробируют циклы занятий кино- или видеоклубов, юнкоровских кружков, факультативов по медиаобразованию, исследуют сферу создания сайтов социокультурной и молодёжной тематики, используя полный арсенал методов медиаобразования - словесных, наглядных, репродуктивных, исследовательских, эвристических, проблемных, игровых.

Подготовка магистрантов включает знакомство с различными видами и жанрами медиатекстов, исследование эстетических, нравственных, философских проблем медиапроизведений, занятие медиапроектированием, осуществление творческой деятельности на медиаматериале и др. Эти направления ме-диаобразовательной деятельности реализуются: в выполнении групповых и индивидуальных игровых, творческих заданий; свободном общении; диспутах; отражаются в письменных работах (рецензиях, отзывах, эссе, сочинениях на тему просмотренных фильмов, творческих работах и т. д.). В процессе изучения и анализа произведений медиакультуры различных видов и жанров студенты самостоятельно разрабатывают сценарии медиатекстов на материале телевидения, Интернета, кинематографа, прессы для школьной и молодёжной аудитории; проводят анализ аудиовизуальных медиатекстов, ведут научно-исследовательскую работу по разработке медиаконтента текстов молодёжной и социально-культурной тематики, занимаются медиапланированием и т. п.

Особая роль в медиаобразовании будущих магистрантов отводится ме-диапроектированию. Проектирование в сфере медиакультуры позволяет студентам создать собственную модель будущей профессиональной деятельности, отвечающей насущным проблемам современного информационного общества.

Работа над реализацией проекта, как правило, включает несколько этапов:

1) подготовительно-организационный, включающий в себя выбор и обоснование проекта, анализ предстоящей работы, выбор организационных форм, методов и учебных средств проектной деятельности;

2) информационный, предполагающий анализ проблемы, постановку задачи, уточнение информации и синтез идей;

3) планово-прогностический, включающий мозговой штурм, обсуждение альтернатив и выбор оптимального варианта работы;

4) технологический и исполнительский, включающий разработку кон-структорско-технологической и экономической документации, работу по выполнению проекта;

5) контрольно-оценочный, предполагающий самооценку и оценку результата проектной деятельности, выяснение причин удач и неудач;

6) заключительный - подведение итогов, защита проекта и коллективный анализ деятельности [Зольников, 2003, с. 58].

Перед тем, как перейти к практической реализации проектов, аудитории могут быть предложены следующие проблемные вопросы:

- для какой целевой аудитории будет готовиться тот или иной медиа-материал (фильм, презентация, выпуск газеты, журнала, радиопередачи и т. д.);

- какие цели и задачи ставит перед собой автор (группа авторов) проекта;

- какие основные приоритеты и идеи будут заложены в его основу и т. д.

Работа над творческими медиаобразовательными проектами может включать такие виды деятельности, как создание и творческое воплощение собственных медиапродуктов (фильмов, газет, рекламных роликов, сайтов и т. д.), разработку сценариев социально-культурных мероприятий для разных возрастных категорий и т. п.

Все более важное значение в современных социокультурных условиях играет изучение основ медиакритики.

В научно-исследовательском и учебно-методическом обеспечении процесса подготовки будущих магистрантов важную роль играют исследования Научно-образовательного центра (НОЦ) «Медиаобразование и медиакомпе-тентность» (руководитель центра - А. В. Федоров).

Основные функции Научно-образовательного центра «Медиаобразование и медиакомпетентность» реализуются в развитии инновационных направлений научно-исследовательских разработок в области медиаобразования и медиа-компетентности; интеграции учебного потенциала вуза и научно -образовательного центра в области медиаобразования; создании условий для интеграции в российское и международное научно-исследовательское пространство и установление партнерских отношений с ведущими российскими и зарубежными научно-образовательными центрами в области медиаобразования и медиакомпетентности.

Основной целью НОЦ «Медиаобразование и медиакомпетентность» выступает развитие медиакомпетентности личности, под которой понимается «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей (показатели: мотиваци-онный, контактный, информационный, перцептивный, интерпретационный/оценочный, практико-деятельностный, креативный), способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче ме-диатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [Федоров, 2007, с. 54]. Разработки научно-образовательного центра становятся основой для внедрения медиаобразова-тельных методик и технологий, оптимизируют процесс включения медиаобразования в учебно-воспитательный процесс высшей школы.

В целом, среди наиболее важных перспектив дальнейшего развития медиаобразования, в контексте подготовки будущих магистров, можно выделить: научно-исследовательскую деятельность по медиаобразовательной тематике (включая исторические, теоретические, методические и практические аспекты); совершенствование учебно-методического сопровождения медиаобразования в вузе (подготовка учебных и учебно-методических пособий, рекомендаций, совершенствование учебно-методических комплексов по учебным дисциплинам медиаобразовательной тематики и т. д.); расширение поля практико-ориенти-рованного медиаобразования в учреждениях и организациях социально-культурной и общественной сфер и др.

Библиографический список

1. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвязинский, Р. Атаханова. М.: Академия, 2001. 208 с.

2. Зольников А. П. Психологические особенности саморегуляции учебно-профессиональной деятельности обучаемых // Научное наследие Алексея Николаевича Леонтьева и развитие современной психологии: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Челябинск, 14 февр. 2003 г. / сост. В. К. Шишмаренков. Челябинск: Околица, 2003. С. 55-59.

3. Минбалеев А. В. Роль медиаобразования в формировании информационно-правовой культуры современной молодёжи // Экранная культура в современном медиапро-

странстве: методология, технологии, практики / Под ред. Н. Б. Кирилловой, К. Э. Разлогова и др. М.-Екатеринбург: Уральский рабочий. 2006. С. 265-270.

4. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: МОО «Информация для всех», 2007. 615 с.

5. Челышева И. В. Проблемное поле медиапедагогики: актуальные аспекты развития российского и британского медиаобразования / Детское кино - детям: материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием) Шестого Всероссийского детско-юношеского кинофестиваля. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та. 2015. С. 175-181.

6. Челышева И. В. Модель российской медиаобразовательной парадигмы в контексте стратегий британского медиаобразования // «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». 2015. № 4. URL: http://ce.if-mstuca.ru/index.php/130000/130001-media/model-media (дата обращения: 25.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.