УДК 371.39 ББК 74
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСОМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ И АСТРОНОМИИ
ПОПОВ В.В. ФГБОУВО ЮУрГППУ, Челябинск, Россия e-mail: pov.post.2014@ya. ru
Аннотация
В статье описываются основные особенности при работе с электронным образовательным ресурсом (ЭОР) при изучении физики и астрономии, и его организация. Его использование с применением информационно-коммуникационных технологий и веб-технологий в обучении. Описание примера готового ЭОР на движке HTML5 с использованием системы PHP новой версии на базе WordPress. Проверка на работоспособность и использование его в обучение в группе.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, цифровой образовательный ресурс, обучение, ресурс, образование, продукт, сайт, пособие, учебник.
Актуальность. Использование ЭОР в настоящее время стало одним из ключевых моментов по изучению многих тем по различным предметам и дисциплинам. В ходе использования ЭОР на уроках физики с использованием новых и интерактивных технологий.
Одним фактором увеличения качества образования на данный момент является внедрение электронных образовательных ресурсов и применение новых информационных технологий.
Технология интерактивности делает ученика не просто субъектом обучения, коим он себя обычно чувствует, а настоящим собеседником с возможностью выразить хоть и ошибочное, но собственное мнение. Это очень важно уже в младших классах школы, когда у детей только формируется способность отстаивать свою точку зрения.
Нельзя сказать, что интерактивность совсем не используется в образовательном процессе. Но, к сожалению, такая технология никогда не применяется на уроках по точным наукам, оставаясь прерогативой литературы или реже истории. Использование интерактивности, конечно же, увеличит временные затраты, но позволит избавиться от многих ученических "недугов", например, шаблонного мышления и боязни ошибок [9, 12].
Эти технологии всегда привносили особый шарм в электронные учебные пособия и ресурсы.
Примерный список программ, создающих
интерактивность для ЭОР выглядит так:
1. iSpring Suite
2. Adobe Flash
3. Adobe Edge Animate
4. WordPress.
В течение некоторого времени на кафедре физико-математического факультета
(информатики) "Южного-Уральского
государственного гуманитарного
педагогического университета" г. Челябинска нами было начат процесс разработки интерактивного электронного образовательного ресурса по дисциплинам естественнонаучного цикла, реализуемых на базе платформы WordPress, которая позволяет применять различные виды самостоятельной работы, а также организовывать групповую или индивидуальную работу со студентами.
При разработке ЭОР необходимо руководствоваться требованиями ФГОС, предметным содержанием, критериями оценки качества ЭОР (соответствие программе обучения; научность и полнота теоретического материала; обеспечение компонентов образовательного процесса: получение информации, лабораторные занятия; обучающие и домашние задания, контроль учебных достижений; интерактивность), возможностью тех программных пакетов на которых базируются ЭОР, материально-технической базы образовательных учреждений [4, 5, 6, 9, 13, 14].
За счет грамотного применения ЭОР по физике в учебном процессе, увеличивается
образовательная и воспитательная
эффективность труда преподавателя (рис. 1).
Применение электронного образовательного ресурса в образовательном процессе способствует организации общения
обучающихся между собой и/или преподавателем, т.е. формированию
коммуникативных универсальных учебных действий, переходу от сообщения готовых знаний к дискусу, развитию творческих способностей обучающихся при работе с информацией, представленной в различной кодировки [11].
1
Рис. 1. Схема общего вида ЭОР
Следует отметить, что использование ЭОР
предоставляет возможность смещения акцента в обучении на развитие каждого обучающегося; реального перехода от простого усвоения совокупности знаний к развивающему обучению и, как результат, формированию у обучающегося главного умения - умения самообучаться, учиться в течение всей жизни [1, 2].
ЭОР можно использовать для контроля знаний, учащихся в условиях рейтингового оценивания, что позволяет изменить функции преподавателя (организация, управление, общая ориентация студентов в учебном материале, консультирование, контроль) и позиции студента (инициативность в выборе режима работы, учебного материала, самостоятельное планирование своей работы, ответственность за выполнение намеченных планов и т.д.) [7, 8, 10].
Система WordPress с его хорошими плагинами и функциями - хороший выбор в качестве системы управления процессом обучения, а также обучения в онлайн-режиме. Мы можем проводить обучение по дисциплинам математика, физика, другим определенным наукам и даже искусству с помощью WordPress. И на сегодняшний день многие преподаватели в различных образовательных учреждениях по всему миру так и делают.
Список литературы
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие /сост. Т.Г. Мухина. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 2009. - 64 с.
3. Ершова О.В. Рейтинговая система как фактор оценки качества химической подготовки студентов технического университета: Дис. ... канд. пед. наук. /О.В. Ершова- Челябинск, 2009.
4. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы /Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 31 с.
5. Конев М.Н. Информационные технологии как средство повышения мотивации обучения /М.Н. Конев //Химия в школе. - 2008. - №5. - С. 12-14.
6. Крайнева С.В. О формировании компетенций студентов бакалавриата средствами информационно-коммуникационных технологий /С.В. Крайнева, О.Р. Шефер //Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. - 2017. - №4. - С. 27-31.
7. Лебедева Т.Н. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / Т.Н. Лебедева, Л.С. Носова, В.А. Леонтьева, В.В. Чалкова. - Челябинск, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2016. - 294 с.
8. Лебедева Т.Н. Разработка электронного учебного пособия с использованием CSS3 / Т.Н. Лебедева, Д.С. Бородин // Познание процессов обучения физике: сборник статей. Вып. тринадцатый / под ред. Ю.А. Саурова. Киров: изд-во ВятГТУ, 2012. - С. 24-25.
9. Лебедева Т.Н. Электронные учебники в школе: дань моде или необходимость / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII межвузовский сборник научных трудов. -Челябинск: Край Ра, 2016. - C. 15-21.
10. Мокляк Д.С. ИКТ как инструмент диагностики знаний обучающихся /Д.С. Мокляк, Т.Н. Лебедева //Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII Межвузовский сборник научных трудов. ФГБУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет. Под редакцией О.Р. Шефер. - Челябинск, ООО "Край Ра", 2016. - С. 42-46.
11. Муллина Э.Р. Организация самостоятельной работы студентов с использованием электронных образовательных ресурсов /Э.Р. Муллина // URL: expeducation.ru/ru/article/view?id= 9395.
12. Современные педагогические технологии: интерактивность. // URL: pedtehno.ru/
13. Шефер О.Р. Анализ возможностей тестовых платформ с позиции преподавателя, обучающегося и контроля качества образования / О.Р. Шефер, Т.Н. Лебедева //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - №12 (114). - С. 15-21.
14. Шефер О.Р. Тенденции развития образования в Информационном обществе /О.Р. Шефер //Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: XII межвузовский сборник научных трудов. - Челябинск: Край Ра, 2016. -С. 145-153.
ORGANIZATION OF WORK WITH ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCE IN
STUDYING PHYSICS AND ASTRONOMY*
POPOV V.V. UUrGPU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Annotation
The article describes the main features when working with the electronic educational resource (EOR) in the study of physics and astronomy, and its organization. Its use with the use of information and communication technologies and web technologies in teaching. Description of the finished ESM on the HTML5 engine using the PHP system of the new version based on WordPress. Check for efficiency and use it in training in a group.
Keywords: electronic educational resource, digital educational resource, training, resource, education, product, website, manual, textbook.
* Научный руководитель д.п.н., проф. Шефер О.Р.