Курсанты (слушатели) факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений постоянно привлекаются к выполнению задач по обеспечению общественного порядка в районах г. Нижнего Новгорода, а также к участию в крестных ходах и других различных мероприятиях, проводимых в городе. В связи с этим сплоченность переменного состава среди курсантов строевых подразделений (курсов), а также среди начальствующего состава факультета постоянно растет.
В целях обобщения и внедрения в образовательный процесс положительного опыта по вопросам учебной, методической и воспитательной работы, организации самостоятельной работы ежемесячно, а также по истечении семестра и учебного года подводятся итоги в виде общих собраний курсов, где рассматриваются вопросы учебы, службы, дисциплины, научно-исследовательской и культурно-творческой деятельности курсантов и слушателей факультета. По итогам определяются лучшие курсы и группы факультета. На общие собрания факультета приглашаются: руководство академии, профессорско-преподавательский состав, сотрудники отдела морально-психологического обеспечения, кураторы групп. Лучшие курсы получают переходящий кубок и всевозможные призы. Сегодня факультет, продолжая развивать традиции высшей школы, юридического института, академии, по-прежнему остается основной кузницей востребованных профессионалов. Передовые педагогические технологии, умелая организация учебного процесса, высокий уровень научных исследований и профессионализма преподавательского состава являются залогом успешной подготовки специалистов для службы в МВД России. Особенностью учебного процесса является тесная связь с практикой, обучение навыками будущей профессии. Ежегодно факультет выпускает сотни специалистов, из которых многие оканчивают учебное заведение с отличием.
Задачи факультета на 2016/2017 учебный год
Обобщая опыт работы с личным составом с позиции деятельного подхода, приоритетными задачами воспитательной работы являются:
— формирование у курсантов и слушателей глубокого понимания гражданского смысла и социальной значимости их профессиональной деятельности;
— создание условий для творческой инициативы личного состава;
— обеспечение максимально возможных условий для духовного и морального роста, с использованием в этих целях потенциала традиционных для России религиозных конфессий;
— формирование нравственной чистоплотности, неподкупности, преданности интересам службы, верности служебному долгу;
— дальнейшее улучшение условий проживания курсантов и слушателей факультета в общежитии академии.
И.О. Корнилов, начальник факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции
Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности на факультете подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции
Укрепление дисциплины и законности является одной из важных задач, стоящих перед государством. На необходимость строгого соблюдения законности указывает Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, определяя задачей номер один строгое соблюдение чиновниками законности.
Законность и служебная дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории. Практически, реализуя правоохранительные задачи, сотрудник обязан использовать средства, выполнять процессуальные правила и тактические приемы, предписанные либо допускаемые законами и иными правовыми актами, и, напротив, соблюдать правовые запреты. Законность как правовая характеристика особенностей исполнения обязанностей государственной службы формирует позитивный характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивает авторитетность и эффективность государственного управления.
Истинная законность может быть обеспечена лишь в демократическом, правовом и социальном государстве, безусловно, признающем приоритет прав, свобод и законных интересов человека во всех сферах общественных отношений и обеспечивающем ему достойную жизнь в социально-экономическом и нравственно-культурном отношении. Все требования законности, обращенные к государственным служащим, и в первую очередь состоящим на военной и правоохранительной службе, составляют одновременно и содержание дисциплины. В отличие от законности дисциплинарные нормы могут основываться и на моральных требованиях, а также служебных обрядах, ритуалах, этикете и традициях, прямо не регламентированных правовыми предписаниями.
Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником своего служебного долга и личной ответственности за обеспечение правопорядка, необходимости поддержания высокого профессионализма, нравственной безупречности, обязательности достойного и правомерного поведения.
Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности на факультете подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции строится в первую очередь на формирование осознания курсантами того, что сотрудники полиции в силу своего социального предназначения должны обладать способностью обеспечить правопорядок, преодолевая силовое, а порой и вооруженное противодействие отдельных правонарушителей, организованных преступных групп, что требует безусловного исполнения требований по соблюдению дисциплины, законности и уставного порядка.
В целях недопущения нарушений служебной дисциплины и законности на факультете подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции проводятся следующие мероприятия:
1. В целях контроля прибытия и убытия личного состава, ежедневно анализируются данные системы профессионального доступа «Сфинкс».
2. В целях профилактики и предупреждения нарушений организовываются внезапные проверки социально-бытовых условий проживания курсантов, слушателей факультета за территорией академии, которые склонны к нарушениям служебной дисциплины, с обязательным обходом соседей по подъезду с целью их опроса о поведении проживающих курсантов.
3. Ежедневно проводится мониторинг социальных сетей и различных форумов в сети «Интернет» для реализации комплекса мероприятий, направленных на выявление носителей информации, компрометирующей деятельность курсанта (слушателя); осуществлялось взаимодействие с охраной ночных развлекательных учреждений, наиболее посещаемых курсантами и слушателями академии, с просмотром видеозаписи.
4. Совместно с преподавателями кафедры деятельности ОВД в особых условиях организовано принятие зачетов по правилам дорожного движения у курсантов, управляющих транспортными средствами. Проводится ежеквартальный осмотр личного автотранспорта курсантов (слушателей) на предмет готовности к эксплуатации, а также проводятся внезапные проверки курсантов и слушателей силами офицеров факультета на предмет их прибытия в академию на личном автотранспорте.
5. Руководством факультета и курсов активно используются внезапные выборочные проверки курсантов и слушателей на предмет употребления наркотических и психотропных веществ, появления в академии с признаками алкогольного опьянения (особенно лиц, управляющих транспортными средствами), а также разъяснительная работа (в т. ч. с родителями курсантов, слушателей) по недопущению укрывательства либо несвоевременного оповещения о фактах получения водительских удостоверений, приобретения автотранспорта в периоды каникулярных отпусков, прохождения учебной практики.
6. Руководством факультета и курсов обращено особое внимание на лиц, склонных к нарушениям ПДД, прежде всего сотрудников с небольшим водительским стажем, усилен контроль за подчиненным личным составом с проведением профилактических мероприятий по недопущению нарушений ПДД. Проводится внеплановый осмотр автотранспорта, используемого курсантами и слушателями 3, 4, 5 курсов (проверяется документация на автомашины, наличие страховых полисов, водительских удостоверений, наличие видеорегистраторов и т. д.) При неоднократном нарушении ПДД курсантами применяется форма отстранения курсанта от управления автомашиной по согласованию с родителями. Организованы заслушивания курсантов, нарушающих ПДД, перед
372
Юридическая наука и практика
личным составом курсов по вопросам соблюдения административного законодательства в сфере дорожного движения.
7. Проводятся плановые и внезапные проверки курсантов и слушателей факультета экспресс-тестированием иммунохроматографическим методом в целях профилактики и выявления лиц, употребляющих алкоголь и наркотические вещества.
8. Регулярно организовываются дополнительные занятия с младшими командирами на предмет выявления морально-психологического климата в коллективе.
9. Совместно с ОМПО проводятся собрания факультета и курсов по темам, направленным на разъяснение обязательности выполнения курсантами профессионально-этических и нравственных требований, предъявляемых к сотрудникам полиции.
10. Работа строится в тесном взаимодействии с педагогами-кураторами и кураторами от отдела морально-психологического обеспечения. Особое внимание уделяется курсантам и слушателям, состоящим в группе психолого-педагогического повышенного внимания.
11. Факты нарушений служебной дисциплины регулярно доводятся до переменного состава факультета, проводятся дополнительные инструктажи личного состава по недопущению нарушений служебной дисциплины.
Таким образом, в качестве первоочередных задач по укреплению дисциплины следует рассматривать:
— четкое исполнение НПА МВД России, Дисциплинарного устава, локальных актов академии;
— обучение личного состава уставным взаимоотношениям, формирование у них установок на обеспечение нормативности служебных отношений в коллективах в сочетании с гражданским воспитанием сотрудников;
— поддержание внутреннего распорядка;
— обеспечение повседневной принципиальной требовательности руководителей к подчиненным, контроля за их служебной деятельностью и поведением вне службы в сочетании с заботой и уважительным отношением к подчиненным.
В.К. Осокин, врио заместителя начальника отдела морально-психологического обеспечения
Роль культурно-просветительной работы в формировании у курсантов и слушателей академии профессиональной культуры, привитие высокопоставленных морально-волевых качеств и воспитание патриотизма
Культурно-просветительная работа — вид морально-психологического обеспечения, представляющий собой деятельность по формированию у сотрудников нравственно-эстетических и морально-психологических качеств средствами художественной культуры и искусства.
Основными целями культурно-просветительной деятельности в Нижегородской академии МВД России являются: формирование профессиональной культуры, морально-волевых качеств, воспитание патриотизма, повышение престижа и формирование позитивного имиджа службы в полиции, вовлечение курсантов, слушателей, сотрудников и гражданского персонала в творческую деятельность, расширение системы развития творческих способностей, создание условий для развития у сотрудников потребности к повышению своего культурного уровня, приобщению к нравственно-эстетическим ценностям.
Культурно-просветительная работа, расширяя кругозор молодых сотрудников и поднимая общий уровень их культуры, способствует формированию профессионально значимых свойств их личности, что в итоге обеспечивает успешное выполнение служебных задач.
Культурно-просветительная работа, позволяющая включить многих сотрудников в активную общественную работу, способствует формированию здорового морально-психологического климата в коллективе. Она сплачивает людей, поднимает общий настрой коллектива, дает заряд бодрости.
Участие в культурно-просветительной работе предоставляет каждому молодому сотруднику ОВД возможность для наиболее полного самовыражения, реализации своих творческих возможностей.