Научная статья на тему 'Об организации воспитательной работы на факультете подготовки специалистовпо расследованию экономических преступлений'

Об организации воспитательной работы на факультете подготовки специалистовпо расследованию экономических преступлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации воспитательной работы на факультете подготовки специалистовпо расследованию экономических преступлений»

Секция «Морально-психологическое обеспечение личного состава академии

как одно из условий успешного развития личности и становления профессионала»

С.И. Иванов, начальник факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений

Об организации воспитательной работы на факультете подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений

Факультет подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений — это многонациональный и дружный коллектив, состоящий из 647 курсантов и слушателей.

Воспитание курсантов и слушателей факультета — это целенаправленная и планомерная воспитательная деятельность факультета и субъектов воспитания по формированию и совершенствованию воспитанности личности будущих сотрудников как одного из важнейших педагогических и социально значимых свойств. Отсюда следует, что воспитание переменного состава факультета является приоритетным направлением служебной деятельности должностных лиц факультета, которые ставят своей основной целью формирование и развитие у курсантов профессионально значимых качеств, обеспечивающих успех их практической деятельности, воспитание гражданина-патриота, специалиста-профессионала, высоконравственной личности.

Анализируя дисциплинарную практику факультета, можно сказать, что за последние годы не было допущено ни одного случая конфликтных ситуаций, возникших между курсантами на почве национальной розни. Это говорит о том, что морально-психологический климат в целом на курсах удовлетворительный. А для того, чтобы поднять общую степень сплоченности курсантского многонационального коллектива, и уделяется первоочередное внимание воспитательной работе, социальной защищенности курсантов, проведению предупредительно-профилактической и нормативно-правовой работе.

Воспитательная работа с курсантами и слушателями факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений Нижегородской академии МВД России осуществляется в соответствии с приказом МВД России от 11 февраля 2010 года № 80 «О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации».

В академии разработана и активно применяется в служебной деятельности «Рабочая программа морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса с курсантами и слушателями Нижегородской академии МВД России на весь период обучения». Основным средством реализации задач воспитания курсантов является индивидуальная воспитательная работа, которая проводится в целях формирования и развития у курсантов профессиональных и морально-психологических качеств личности. При проведении индивидуальной воспитательной работы происходит всестороннее и глубокое изучение личных качеств курсантов, их интересов, потребностей, способностей, особенностей характера и темперамента.

Индивидуальная воспитательная работа проводится в формах бесед (индивидуальных ознакомительных, поддерживающих или корректирующих). Особое внимание на факультете отведено патриотическому воспитанию курсантов и слушателей. Целью патриотического воспитания является развитие у курсантов и слушателей гражданской и профессиональной ответственности, активной жизненной позиции, высокой степени общественной коммуникативности, формирование позитивных личностных качеств, позволяющих плодотворно осуществлять всестороннюю деятельность, направленную на защиту Отечества и Закона, законных интересов и достоинства россиян, прав и свобод человека и гражданина, эффективное решение задач, возложенных на органы внутренних дел. Осуществляется привитие чувств уважения, гордости, почитания по отношению к государственным символам (Герб, Флаг, Гимн Российской Федерации) и историческим святыням России. Проводится работа по социальному патронированию ветеранов Великой Отечественной войны, оказанию им помощи. Активная работа на факультете ведется с детскими домами и школами-интернатами. Данное направление является одной из форм воспитательной работы.

Для непосредственного осуществления этой работы на каждом курсе созданы педагогические отряды, которые в течение учебного года проводят различные мероприятия воспитательного характера.

Одним из основных направлений воспитательного процесса на факультете является деятельность общественных формирований из числа курсантов, слушателей. В состав общественных формирований входят: советы курсов (проведение заседаний советов каждый месяц с ведением протоколов и утверждением планов работы); редакционные коллегии стенной печати (ежемесячный выпуск стенной печати); Совет ветеранов академии (проведение воспитательной работы с курсантами и слушателями академии — встречи, беседы); институт кураторов учебных групп (организуется работа на основе планов работы кураторов учебных групп), педагогические отряды.

Важной формой организации информационно-воспитательной работы является наглядная агитация.

Особое место в воспитании курсантов и слушателей занимают торжественные ритуалы. Приведение к присяге сотрудника органов внутренних дел, выпуск молодых специалистов, начало нового учебного года, вручение удостоверений сотрудника полиции, присвоение первого офицерского звания и вручение погон, вручение государственных наград, нагрудных знаков и объявление поощрений перед строем товарищей — вот неполный перечень утвердившихся ритуалов, способствующих формированию профессионально значимых качеств у курсантов и слушателей.

Говоря о проблемах, следует сказать, что на 1-м курсе у курсантов проходит процесс адаптации, и они не могут в полной мере проявить свои способности. Также на этапе знакомства с группой необходимо изучить личные дела, с каждым провести беседу. Это делается с целью диагностирования личности каждого курсанта, установления доверительных отношений и выявления проблем в части успеваемости, личностных взаимоотношений в группе и отношений с руководством курса.

На втором году обучения возникают другие проблемы. Несмотря на то, что подавляющее большинство обучаемых в академии воспитывались в благополучных семьях, существует опасность развития пагубных наклонностей. При условии хорошей успеваемости курсанты имеют возможность выхода и проживания в городе (девушки). Таким образом, общаясь со сверстниками, оно могут столкнуться с проблемами, остро стоящими в молодежной среде: алкогольной, наркотической и игровой зависимостью.

Главная задача руководства курса заключается в том, чтобы проводить разъяснительную работу об их пагубном воздействии на личность и проводить пропаганду здорового образа жизни. Это касается и борьбы с курением. Справедливости ради следует отметить, что, несмотря на все принимаемые меры, часть курсантов по-прежнему продолжает курить.

Начиная с третьего курса, когда уже половина обучения позади, у некоторых курсантов начинает развиваться так называемая «звездная болезнь», они полагают, что достигнутые отличные результаты в учебе дают им право рассчитывать на подобный результат в будущем автоматически. Эта позиция может привести к серьезным психологическим проблемам, связанным с завышенной самооценкой, а также к проблемам во взаимоотношениях с теми преподавателями, которые «посмели» оценить их знания ниже, чем рассчитывали сами курсанты.

На данном этапе задача курсового звена состоит в том, чтобы вовремя заметить эту тенденцию и провести разъяснительную работу. При этом нужно действовать таким образом, чтобы не отбить желание учиться, а, наоборот, повысить интерес к учебе. Это можно сделать, обрисовав перспективы применения полученных теоретических знаний в практической деятельности, в ходе проведения встреч с практическими работниками.

Эту работу следует активизировать к пятому курсу, когда перед курсантами встает вопрос о распределении и открывается ряд возможностей по трудоустройству, чтобы они смогли сделать правильный и осознанный выбор.

В настоящее время курсовые офицеры под непосредственным руководством начальника факультета вырабатывают новые формы и методы воспитательной работы, основной задачей которых является формирование здорового коллектива с крепким морально-психологическим климатом, способного решать любые служебные задачи.

Для этого руководители курсов используют такие методы работы, как строгий контроль за учебой и службой, грамотное использование дисциплинарной практики, организация культурного досуга курсантов и слушателей, встреч с ветеранами, личного участия в спортивных мероприятиях, выпусков стенной печати, художественной самодеятельности, внедрение новых форм самоуправления.

370

Юридическая наука и практика

Курсанты (слушатели) факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений постоянно привлекаются к выполнению задач по обеспечению общественного порядка в районах г. Нижнего Новгорода, а также к участию в крестных ходах и других различных мероприятиях, проводимых в городе. В связи с этим сплоченность переменного состава среди курсантов строевых подразделений (курсов), а также среди начальствующего состава факультета постоянно растет.

В целях обобщения и внедрения в образовательный процесс положительного опыта по вопросам учебной, методической и воспитательной работы, организации самостоятельной работы ежемесячно, а также по истечении семестра и учебного года подводятся итоги в виде общих собраний курсов, где рассматриваются вопросы учебы, службы, дисциплины, научно-исследовательской и культурно-творческой деятельности курсантов и слушателей факультета. По итогам определяются лучшие курсы и группы факультета. На общие собрания факультета приглашаются: руководство академии, профессорско-преподавательский состав, сотрудники отдела морально-психологического обеспечения, кураторы групп. Лучшие курсы получают переходящий кубок и всевозможные призы. Сегодня факультет, продолжая развивать традиции высшей школы, юридического института, академии, по-прежнему остается основной кузницей востребованных профессионалов. Передовые педагогические технологии, умелая организация учебного процесса, высокий уровень научных исследований и профессионализма преподавательского состава являются залогом успешной подготовки специалистов для службы в МВД России. Особенностью учебного процесса является тесная связь с практикой, обучение навыками будущей профессии. Ежегодно факультет выпускает сотни специалистов, из которых многие оканчивают учебное заведение с отличием.

Задачи факультета на 2016/2017 учебный год

Обобщая опыт работы с личным составом с позиции деятельного подхода, приоритетными задачами воспитательной работы являются:

— формирование у курсантов и слушателей глубокого понимания гражданского смысла и социальной значимости их профессиональной деятельности;

— создание условий для творческой инициативы личного состава;

— обеспечение максимально возможных условий для духовного и морального роста, с использованием в этих целях потенциала традиционных для России религиозных конфессий;

— формирование нравственной чистоплотности, неподкупности, преданности интересам службы, верности служебному долгу;

— дальнейшее улучшение условий проживания курсантов и слушателей факультета в общежитии академии.

И.О. Корнилов, начальник факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции

Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности на факультете подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции

Укрепление дисциплины и законности является одной из важных задач, стоящих перед государством. На необходимость строгого соблюдения законности указывает Президент РФ В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию, определяя задачей номер один строгое соблюдение чиновниками законности.

Законность и служебная дисциплина — две взаимосвязанные правовые категории. Практически, реализуя правоохранительные задачи, сотрудник обязан использовать средства, выполнять процессуальные правила и тактические приемы, предписанные либо допускаемые законами и иными правовыми актами, и, напротив, соблюдать правовые запреты. Законность как правовая характеристика особенностей исполнения обязанностей государственной службы формирует позитивный характер отношений между властью и гражданами, обществом в целом, обеспечивает авторитетность и эффективность государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.