Научная статья на тему 'Организация работы по формированию культуры здоровья у школьников'

Организация работы по формированию культуры здоровья у школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вестник
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Близнюк Елена Геннадиевна

Данная статья, в основе которой лежит практический материал, посвящена вопросу совершенствования работы по укреплению здоровья учащихся общеобразовательной школы. Особое внимание уделено формированию культуры здоровья школьников путем реализации деятельностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Близнюк Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main methodological approaches to the formation health culture and safe lifestyle among teenagers in comprehensive school

The author pays attention to the actuality in the formation of health culture and safe lifestyle among teenagers. Features ofteenagers are considered in details in this article. Special attention is paid to methodological approaches of teachers’ activity to the formation of health culture and safe lifestyle among teenagers. The author demonstrates the use of methodological approaches by pedagogical practice and leads facts that prove the effectiveness of organized pedagogical activity on their basis.

Текст научной работы на тему «Организация работы по формированию культуры здоровья у школьников»

УДК 378.17

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

У ШКОЛЬНИКОВ

©Е.Г. Близнюк

МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия

Аннотация. Данная статья, в основе которой лежит практический материал, посвящена вопросу совершенствования работы по укреплению здоровья учащихся общеобразовательной школы. Особое внимание уделено формированию культуры здоровья школьников путем реализации деятельностного подхода.

Ключевые слова: мониторинг состояния здоровья школьников, системный подход, культура здоровья, деятельностный подход.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее время уровень здоровья молодого поколения страны значительно снизился, и весомый вклад в создание такой ситуации вносит современная система образования в школах. Так, по данным Минздрава России, у 25 % детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития; из 6 млн подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15—17 лет, у 94,5 % были зарегистрированы разные заболевания, основные из которых — близорукость, заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нервной системы; распространенность психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10—15 % [4, 7].Международный и отечественный опыт развития образовательных программ в области здоровьесбережения показывает, что профилактические меры по формированию культуры здоровья эффективнее и выгоднее для государства, чем программы по борьбе с последствиями недостаточной культуры здоровья детей и населения в целом.

Решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей нами видится в реализации системного подхода при организации здоровье-сберегающей деятельности, а также в совершенствовании программ по формированию культуры здоровья школьников.Согласно системному подходу, данную проблему необходимо рассматривать как многоуровневую, иерархическую, динамическую, саморорганизующую-ся и развивающуюся систему, включающую педагогический процесс, личность воспитателя, личность воспитанника и окружающую среду [1, 7].

Система комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в МОУ СОШ № 29 Мытищинского района состоит из шести блоков.

Блок № 1: здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения

Этот блок включает соответствие помещений школы гигиеническим нормативам; оснащенность кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; наличие и необходимое оснащение школьной столовой; организацию качественного питания школьников; необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися (медицинские работники, учителя физической культуры, психолог, логопед и т. п.).

Блок № 2: рациональная организация учебного процесса

Основными направлениям этого блока являются соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и вне-учебной нагрузки учащихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям учащихся.

Блок№ 3: организация физкультурно-оздоровительной работы

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе включает:

полноценную и эффективную работу с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т.п.); создание условий и организацию работы спортивных секций; регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, внутришколь-ных и межшкольных соревнований,походов и т. п.).

Блок № 4: профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

Работа по этому направлению подразумевает сотрудничество медицинских работников, психолога, логопеда и педагогов школы, регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений о состоянии здоровья учащихся для каждого педагога; создание системы комплексной педагогической, психологической и социальной помощи детям со школьными проблемами; привлечение медицинских работников к просвещению педагогов и родителей.

Блок № 5: просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование понятий ценности здоровья и здорового образа жизни

Работа по данному направлению включает внедрение в систему работы образовательного учреждения образовательных программ, направленных на формирование понятий о ценности здоровья и здоро-

вого образа жизни; лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; проведение дней здоровья, конкурсов, спортивных праздников и т. п.

Блок № 6: организация просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями

Работа по этому направлению включает в себя проведение лекций, семинаров, курсов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья; распространение необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Проводимый мониторинг состояния здоровья школьников выявил следующие хронические заболевания:

— хронические заболевания дыхательной системы зарегистрированы у 35 % школьников;

— нарушение зрения (близорукость) отмечаются у 32 % учеников, причем значительная доля (25 %) приходится на учащихся 8—11 классов;

— хронические заболевания пищеварительной системы отмечены у 27 % учащихся;

— заболевания опорно-двигательного аппарата — у 15 % учеников;

— у 8 % учащихся поставлен диагноз вегето-сосудистая дистония.

Ежегодное анонимное анкетирование о распространенности вредных привычек среди старшеклассников показывает, что проблема с табакокурением остается не до конца решенной и требует дополнительной целенаправленной работы в этом направлении.

Уже эти выборочные статистические данные показывают необходимость совершенствования работы по укреплению здоровья детей в школе.

Совершенствовать работу по сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения невозможно без изучения факторов, влияющих на здоровье.

Кроме влияния макросоциальных и экологических факторов, М.М. Безруких выделяет факторы школьного риска, негативно влияющие на рост, развитие и здоровье детей. К отмеченным факторам, кроме ошибок в педагогической тактике и нарушений гигиенических требований, относятся: отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни, массовая неграмотность родителей и функциональная неграмотность педагогов в вопросах сохранения здоровья детей.

В школе было проведено анкетирование родителей по вопросу совершенствования работы по укреплению здоровья детей.

По мнению родителей учеников МОУ СОШ № 29 Мытищинского района, выявленному в ходе опроса 220 человек, для укрепления здоровья детей необходимы следующие изменения в школе:

— в просветительско-воспитательной работе с учащимися, направленной на формирование культуры здоровья (35 %);

— просветительской работе с родителями по вопросам психологии, физиологии и воспитания детей (22 %);

— уровне подготовки педагога в области психологии и физиологии детей (11 %);

— организации учебного процесса (10 %);

— организации физкультурно-оздоровительной работы (9 %);

— профилактике и медицинском наблюдении за состоянием здоровья детей (8 %);

— инфраструктурах образовательного учреждения (5 %).

Опрос показал, что большинство респондентов удовлетворено санитарно-гигиеническими условиями в школе, организацией медицинской службы и физкультурно-оздоровительной работой и видят путь решения проблемы по укреплению здоровья детей в совершенствовании воспитательной работы с учащимися, направленной на формирование культуры здоровья.

В школе № 29 Мытищинского района разработана и внедряется модель формирования культуры здоровья. Культуру здоровья мы рассматриваем как составную часть базовой культуры личности, отражающую ценностное отношение детей к своему здоровью, основанное на знании закономерностей нормального функционирования организма, компонентов здорового образа жизни и, главное, их практическом применении [2, 111].

Основная идея модели — активное вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации здоровьесберегающего пространства, что способствует изменению отношения к своему здоровью и здоровью окружающихлюдей,превращению учащихся из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбереже-ния. Поэтому модель предполагает смещение акцента с традиционной информационной составляющей на деятельностную сторону процесса обучения. Данная идея организационно решается сочетанием урочной и внеурочной деятельности.

Практика показывает, что одно лишь информирование учащихся о правилах безопасного поведения, компонентах здорового образа жизни, функционировании организма человека, взаимоотношениях с окружающей средой, осуществляемое при изучении курса биологии, ОБЖ, недостаточно для формирования устойчивой мотивации к ведению здорового образа жизни. Уроков физкультуры также недостаточно

для выработки устойчивой потребности в активном образе жизни. Наблюдения и обследования учащихся показывают,что многие подростки не следят за состоянием своего здоровья, не занимаются его укреплением и часто делают то, что разрушает здоровье (курение, увлечение технократической музыкой, несоблюдение режима дня и т. д.).

Традиционная внеурочная воспитательная работа по формированию ценности здоровья, проводимая классными руководителями в форме классных часов, бесед, тематических родительских собраний, также является недостаточно эффективной.

При проведении анонимного опроса 85 % учащихся отметило, что употребление газированных напитков, чипсов, питание в «Макдональдсе» доставляет удовольствие, и они стремятся питаться этими продуктами как можно чаще.

65 % учащихся 5—9 классов проводят за компьютерными играми 2-3 часа в день.

Эти немногочисленные факты показывают, что третий компонент культуры здоровья — поведенченский, подразумевающий применение полученных знаний, навыков здорового образа жизни в повседневной жизни, остается не реализованным.

Все вышесказанное потребовало поисков новых подходов к решению проблемы формирования культуры здоровья у подростков,одним из них стал деятельностный подход. Деятельностный подход означает, что активность личности побуждается потребностью, которая в деятельности закрепляется, и при этом в ходе деятельности обнаруживаются новые потребности [1, 8].

Деятельность — это динамическая система взаимодействий субъекта с миром, при этом наиболее продуктивной является творческая деятельность, ибо в ней задействованы все потенциальные возможности, все силы человека, и в результате которой закрепляются потребности, возникают положительные эмоции, приобретаются способы деятельности. «Если вы хотите воспитать — организуйте деятельность», говорил А.С.Макаренко [1, 34].

Реализация деятельностного подхода предусматривает разработку содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания. Для апробации модели, выяснения наиболее эффективных способов построения учебно-воспитательного процесса было решено использовать потенциал системы дополнительного образования.

В рамках дополнительного образования создан кружок «Юный биолог», рассчитанный на три года обучения и ориентированный на учащихся 6-, 7-, 8-х классов.

Кружок работает по специально разработанной программе «Путь к здоровью», которая дополняет государственный образовательный

стандарт по предмету «Биология», делая акцент на формирование культуры здоровья у подростков.

Деятельностный подход в модели выражается в смещении акцентов в методах организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

В группе методов передачи и восприятия учебной информации характерно преобладание практических занятий над теоретическими. На первом году обучения из 144 часов занятий на практические занятия приходится 82 часа — 59%, на втором году из 216 учебных часов практические занятия составляют 134 часа — 62%, на третьем году обучения из 216 часов 146 часов приходится на практические занятия — 73 %.

В группе методов, объединенных по характеру познавательной деятельности, характерно преобладание продуктивных: эвристических, исследовательских. В первый год обучения — работа над проектом «Лекарства вокруг нас», разработка проектов по озеленению пришкольного участка. Во второй год обучения —конкурсы презентаций «Роль микроорганизмов в природе и жизни человека», конкурс презентаций «Значение грибов в жизни человека», проект «Организация здорового образа жизни школьника». В третий год обучения — исследовательская работа «Изучение динамики изменений в тканях легких курильщика», проект «Составление рационального меню», проведение конференций на тему «Береги здоровье смолоду», дискуссий «Жить или курить?».

В группе методов, объединенных по дидактическим задачам, наряду с традиционными методами приобретения знаний используется различная творческая деятельность. К ней относится подготовка выступлений агитбригады на днях здоровья, постановка спектаклей о здоровом образе жизни: «Спасем планету от зла», «Суд над сигаретой», подготовка классных часов, радиопередач, стенгазет, плакатов.

По отношению ко всем учащимся ребята, занимающиеся в объединении (24 человека), являются авангардом в деле формирования культуры здоровья. Они под руководством преподавателя разрабатывают, подготавливают и проводят массовые мероприятия для всех учащихся школы: тематические классные часы, конференции, конкурсы, викторины, недели здоровья. Накопленный багаж знаний, личное участие в подготовке и проведении мероприятий способствует формированию культуры здоровья у обучающихся, которые становятся проводниками идей здорового образа жизни среди своих сверстников. Профилактические мероприятия, проводимые на регулярной основе обучающимися в объединении, способствуют возникновению заинтересованности вопросами укрепления здоровья, повышению осведомленности в

области здоровьясбережения, изменению ценностных приоритетов и у основной массы школьников.

Разработки, сделанные участниками кружка, являются методической копилкой, используемой классными руководителями в своей работе.

Представленная модель формирования культуры здоровья в данное время находится в стадии апробации, но уже можно подвести промежуточные итоги.

В школе отмечается явная тенденция к снижению числа курильщиков среди учащихся 8-11-х классов. Так, в 2006 году курящие составляли 65 % (из них девушки — 36 %, юноши — 29 %), в 2007 году курящие составляли 60 % (из них девушки — 28 %, юноши — 32 %), в 2008 году — 48 % ( из них девушки — 22 %, юноши — 26 %), в 2009 — 32 % (из них девушки — 7 %, юноши — 25 %).

У 85 % опрошенных учеников 8-11-х классов здоровье занимает одно из первых мест в системе ценностей.

70% учащихся 5—11-х классов могут полностью сформулировать компоненты здорового образа жизни.

Учащимся 8-11-х классов предложено было оценить свой образ жизни с точки зрения здоровьесбережения по 10-бальной системе.

Результаты таковы: 8-е классы — 7,5 баллов; 9-е классы — 7 баллов; 10-е классы — 8 баллов; 11-е классы — 7 баллов.

Анализ сочинений учащихся 8-9-х классов показывает, что постепенно у учащихся школы формируется чувство ответственности за свое здоровье, появляется готовность вести здоровый образ жизни. Вот несколько отрывков из сочинений учащихся 9-го класса о необходимости здорового образа жизни. «Я думаю, что если бы Петр Первый знал всю правду о вреде табака, он ни за чтобы не допустил распространение этой гадости в России» (Трифиленков А.). «Для меня быть здоровым — это значит быть активным, энергичным, доброжелательным, хорошо учиться» (Смолкин В.). «Здоровье необходимо человеку, чтобы реализовать все свои мечты» (Чернышева В.). «Здоровье во многом зависит от самого человека: каковы твои привычки, твой образ жизни — таково и твое здоровье» (Белова А.).

Новшества в содержательной и процессуально-технологической компонентах разработанной модели, используемый методологический подход позволяют ожидать повышения эффективности деятельности по формированию культуры здоровья у школьников.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах. Феникс, Ростов-на- Дону, 2008,

282 с.

[2] Гаркуша Н.А. Циклограмма по формированию здорового образа жизни в школе. Школьное планирование, 2009, № 4, с. 111—128.

[3] Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. Издательский центр «МарТ» Москва-Ротов-на-Дону, 2005, 522 с.

[4] Семикин Г.И. Организация антинаркотической профилактической работы со студенческой молодежью в вузах. Москва, 2003, 162 с.

Статья поступила в редакцию 01.07.2013

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Близнюк Е.Г. Организация работы по формированию культуры здоровья у школьников. Гуманитарный вестник, 2013, вып. 12. http://hmbul.bmstu.ru/catalog/prmed/hidden/135.html

Близнюк Елена Геннадиевна — учитель биологии, заместитель директора по УВР МОУ СОШ № 29 Мытищинского района, аспирант. Область научных интересов: здоровьесберегающие технологии, социальная педагогика. e-mail: elgen19@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.