Научная статья на тему 'Организация работы органов Российской прокуратуры по направлению в компетентные органы иностранных государств запросов об экстрадиции'

Организация работы органов Российской прокуратуры по направлению в компетентные органы иностранных государств запросов об экстрадиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассказов С. С.

Отмечается положительная динамика конкретизации российского законодательства по вопросу направления в компетентные органы иностранных государств запросов об экстрадиции. Анализируется организация работы органов прокуратуры Российской Федерации в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы органов Российской прокуратуры по направлению в компетентные органы иностранных государств запросов об экстрадиции»

5. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007 (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2007. -№ 41. - Ст. 4849; 2011. - № 50. - Ст. 7343.

6. Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 06.12.11) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3590; 2011. - № 49. - Ст. 7067.

7. Федеральный закон «Об оружии» от 13.12.1996 №-150-ФЗ (ред. от 06.12.11) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 51. - Ст. 5681; Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7351.

8. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека РФ в Пермском крае [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ombudsman.perm.ru (дата обращения: 07.03.12).

9. Информационный новостной сайт г. Саратова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://news.sarbc.ru/main/2012/01/20/118494.html (дата обращения: 07.03.12).

10. Аналитический Центр [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rusgov.ru/nta/zakon/n2389_893 (дата обращения: 07.03.12).

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ПРОКУРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ В КОМПЕТЕНТНЫЕ ОРГАНЫ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ ЗАПРОСОВ ОБ ЭКСТРАДИЦИИ

© Рассказов С.С.

Российская академия адвокатуры и нотариата (институт), г. Москва

Отмечается положительная динамика конкретизации российского законодательства по вопросу направления в компетентные органы иностранных государств запросов об экстрадиции. Анализируется организация работы органов прокуратуры Российской Федерации в указанной сфере.

Согласно ч. 1 ст. 460 УПК РФ Российская Федерация может направить иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора Российской Федерации с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора РФ выдавать в будущем на основе принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация работы в указанном направлении нашла свою детализацию в Указании Генеральной прокуратуры РФ от 18 октября 2008 г. № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам

выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения» [3] (далее - Указание).

Согласно данному документу прокуроры городов и районов, другие территориальные, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур (далее - территориальный прокурор) по уголовным делам, находящимся в производстве российских органов предварительного следствия и дознания и российских судов, при объявлении скрывшихся обвиняемых в международный розыск, обязаны принимать меры к обеспечению незамедлительного возбуждения ходатайств об избрании в отношении таких лиц меры пресечения в виде заключения под стражу (п. 1.2.12).

При этом международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий:

1. получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации;

2. достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации;

3. получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью.

Поручение о международном розыске направляется через Генеральную прокуратуру в Национальное центральное бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел РФ (далее - НЦБ Интерпола) для пересылки и исполнения в НЦБ Интерпола соответствующей страны по правилам, установленным Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной совместным приказом МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО № 454, ФСКН № 333, ФТС РФ № 971 от 6 октября 2006 г. [6] (далее - Инструкция).

Осуществляя взаимодействие в НЦБ Интерпола, Генеральная прокуратура РФ ежегодно дает ему около 800 поручений об объявлении международного розыска лиц, совершивших преступления не территории Российской Федерации [4, с. 26].

Сообщение о задержание или обнаружении на территории иностранного государства обвиняемого, осужденного, объявленного в международный розыск с целью ареста и выдачи, поступившее из НЦБ Интерпола иностранного государства в срок не более 24 часов передается НЦБ Интерпола в Генеральную прокуратуру РФ, а также орган - инициатор объявления указанного лица в международный розыск. Одновременно запрашивается подтверждение намерения запрашивать выдачу задержанного (обнаруженного) за рубежом обвиняемого, осужденного (п. 171 Инструкции).

Поступившее в НЦБ Интерпола из Генеральной прокуратуры Российской Федерации сообщение о том, что ходатайство о выдаче задержанного

(обнаруженного) за рубежом обвиняемого, осужденного, будет направлено в установленном порядке в компетентные органы иностранного государства, в срок не более 3 часов передается в НЦБ Интерпола иностранного государства (п. 174 Инструкции).

При получении информации о нахождении разыскиваемого лица либо о его задержании на территории иностранного государства территориальный прокурор в течение 48 часов сообщает вышестоящему прокурору, а также в Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры о получении таких данных и о намерении запрашивать выдачу данного лица.

Кроме того, не позднее 5 суток с момента получения сообщения о задержании (в случае получения информации о нахождении разыскиваемого лица на территории иностранного государства - в срок, установленный вышестоящим прокурором) территориальный прокурор представляет прокурору субъекта материалы, необходимые для направления в иностранное государство запроса о выдаче лица (п.п. 1.2.13, 1.2.14 Указания).

Полученные от нижестоящих прокуроров материалы по уголовным делам, находящимся в производстве российских органов предварительного следствия, дознания и судов, а также материалы по вступившим в законную силу приговорам для подготовки запросов о выдаче в течение трех суток с момента поступления в двух экземплярах вместе с заключением о законности уголовного преследования (по делам, находящимся в производстве органов предварительного следствия, дознания либо судов), обоснованием необходимости направления таких запросов представляются прокурором субъектов в Главное управление международно-правового сотрудничества Генпрокуратуры России.

В пакет документов, необходимых для направления запроса о выдаче для уголовного преследования, должны входить:

1. надлежащим образом заверенная копия постановления о возбуждении уголовного дела;

2. копии постановлений об объявлении в розыск;

3. копии постановлений о привлечении в качестве обвиняемого (по делам, направленным в суд, - копия обвинительного заключения или обвинительного акта);

4. копия паспорта или лист экспресс-опроса лица, задержанного по межгосударственному (международному) розыску;

5. заключение о наличии гражданства Российской Федерации;

6. сведения о судимостях и неисполненных приговорах;

7. выписка из Уголовного кодекса Российской Федерации с текстом статей, предусматривающих ответственность за совершенные обвиняемым (подсудимым) преступления и срок давности;

8. заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу (при направлении запроса о выдаче для уголовного преследования);

9. заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания (при направлении запроса о выдаче для исполнения приговора).

Итоговую проверку материалов, поступивших для подготовки и направления в иностранные государства запросов о выдаче, осуществляет Главное управление международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ.

После осуществления экстрадиционной проверки Главное управление готовит проекты запросов о выдаче в иностранные государства и представляет их для подписания Генеральному прокурору РФ либо его заместителю.

Генеральной прокуратурой Российской Федерации может быть принято решение об обращении в НЦБ Интерпола с запросом о передаче копии ходатайства о выдаче для уголовного преследования и исполнения приговора в иностранное государство по каналам Интерпола. При этом в запросе указывается, когда и по каким каналам оригинал ходатайства о выдаче был направлен в компетентные органы иностранного государства. Данная копия ходатайства о выдаче с заверенным переводом должна быть в срок не более 24 часов с момента поступления передана в НЦБ Интерпола иностранного государства с просьбой представить материалы на рассмотрение в компетентные органы соответствующего государства (п. 176 Инструкции).

Сообщение о решении, принятом компетентным органом иностранного государства по ходатайству Генпрокуратуры России о выдаче обвиняемого, осужденного, находившемся в международном розыске, в срок не более 24 часов с момента получения информации НЦБ Интерпола, направляется в Генеральную прокуратуру РФ.

Помимо НЦБ Интерпола при решении вопросов экстрадиции Генеральная прокуратура взаимодействует с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

В частности, при отсутствии договорных отношений между государствами, а также в случаях неотложности решения вопросов экстрадиции подготовленный органами расследования запрос о выдаче и прилагаемые к нему документы через Следственный комитет направляется в Генеральную прокуратуру РФ. Удостоверившись в правомерности и обоснованности запроса о выдаче, полноте и достоверности приложенных к нему документов, Генеральный прокурор РФ или его заместитель направляет свое мотивированное обращение в МИД России с просьбой организовать по дипломатическим каналам передачу запроса о выдаче центральному учреждению юстиции иностранного государства.

МИД России передает материалы о выдаче в установленном порядке со своей сопроводительной нотой через российское посольство в иностранном государстве Министерству иностранных дел этого государства.

В свою очередь, Министерство иностранных дел иностранного государства направляет запрос о выдаче и остальные материалы центральному органу юстиции своего государства для решения вопроса по существу [4, с. 27].

Новеллой для российского законодательства является правило ст. 461 УПК РФ, устанавливающее пределы уголовной ответственности лица, выданного иностранным государством. Так, лицо, выданное иностранным государством, не может быть задержано, привлечено в качестве обвиняемого, осуждено без согласия государства, его выдавшего, а также передано третьему государству за преступление, не указанное в запросе о выдаче.

При возникновении необходимости привлечения выданного лица к уголовной ответственности за преступления, совершенные данным лицом до его выдачи, которые не указывались в запросе, территориальный прокурор незамедлительно представляет прокурору субъекта материалы для направления запроса о получении согласия осуществившего выдачу иностранного государства на уголовное преследования, за исключением случаев, когда такое согласие не требуется:

1. если выданное лицо в течение 44 суток со дня окончания уголовного судопроизводства, отбытия наказания или освобождения от него по любому законному основанию не покинуло территорию Российской Федерации;

2. если выданное лицо покинуло территорию Российской Федерации, но затем добровольно возвратилось в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 461 УПК РФ).

В таком случае, при получении материалов прокурор субъекта направляет их, а также заключении об обоснованности запроса о получении согласия на уголовное преследование в Генеральную прокуратуру РФ.

Иностранным государством может быть принято решение об отсрочке выдачи лица. В соответствии со ст. 63 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. [1] выдача лица может быть отсрочена, если лицо, выдача которого требуется, привлечено к уголовной ответственности или осуждено за другое преступление на территории иностранного государства, до прекращения уголовного преследования, приведения приговора в исполнение или до освобождения от наказания.

В случае отсрочки выдачи иностранным государством, когда отсрочка может повлечь истечение срока давности уголовного преследования или причинить ущерб расследованию преступления, территориальный прокурор незамедлительно после получения информации о таким решении представляет прокурору субъекта ходатайство о направлении в компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица на время (п. 1.2.17. Указания).

Указанное ходатайство о запросе, а также заключение его обоснованности направляется в Генеральную прокуратуру РФ.

При необходимости продления срока выдачи на время, не менее чем за 30 суток до истечения такого срока территориальный прокурор представляет вышестоящему прокурору мотивированное заключение. В свою очередь, прокурор субъекта не позднее, чем за 15 суток до истечения установленного срока выдачи представляет в Главное управление соответствующее ходатайство о продлении срока выдачи лица на время.

О решении, принятом по результатам уголовного преследования в отношении выданного лица территориальный прокурор сообщает прокурору субъекта, который незамедлительно уведомляет Генеральную прокуратуру РФ.

В заключении необходимо отметить следующее. Запрос о выдаче лица представляет собой один из важнейших элементов экстрадиционного процесса. Таким образом, детальное регулирование организации работы органов прокуратуры Российской Федерации по направлению запросов об экстрадиции в компетентные органы иностранных государств является необходимым условием выполнения требований национального законодательства для привлечения лица к уголовной ответственности или исполнения приговора. При этом в настоящее время в данном отношении наметилась положительная тенденция. Вопрос регламентации работы органов прокуратуры по направлению запросов об экстрадиции нашел свое отражение не только в УПК РФ, но и на уровне ведомственных актов, наиболее значимым из которых является Указание.

Список литературы:

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». -1993. - № 1.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. -2001. - № 52 (ч. 1). - Ст. 4921.

3. Указания Генеральной прокуратуры РФ от 1810.08 г. № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения» (с изменениями и дополнениями от 22.04.11) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Версия от 20.06.2012.

4. Бессарабов В.Г., Волобуев В.П. Процесс экстрадиции в Соединенном Королевстве и Российской Федерации (сравнительное исследование). - М., 2006.

5. Шадрина Е.Г. Особенности уголовного преследования лиц, выданных иностранным государством по запросу Российской Федерации // Закон и право. - 2008. - № 2. - С. 108.

6. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2006. - № 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.