теоретической и практической подготовки курсантов и слушателей и является показателем определенной готовности их к профессиональной деятельности с использованием набора знаний, умений и навыков полученных при освоении учебной дисциплины, поэтому курсовая работа, выполняемая в рамках дисциплины, является одним из способов овладения практическими навыками.
Список использованной литературы
1. Черткова А.С. Новые возможности в области проектирования радиотехнических устройств. В сборнике: Охрана, безопасность, связь - 2013 Материалы международной научно-практической конференции. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2014. - С. 298-299.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАУЧНОГО КРУЖКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СИСТЕМ
БЕЗОПАСНОСТИ
С.В. Берлев, преподаватель Воронежский институт МВД России, г. Воронеж
В учебно-воспитательном процессе деятельность научного кружка занимает далеко не последнее место. А возможности по творческой реализации обучающихся делают кружок важным звеном в практической подготовке специалистов.
Перед началом работы необходимо провести комплектование кружка, но зачастую курсанты не знают о существовании того или иного научного кружка и не имеют информации о характере проводимых в них работ. Для привлечения курсантов в кружок еще до начала набора рекомендуется провести с ними предварительную работу. В конце предыдущего и в начале текущего учебного года, необходимо организовать выставки работ кружка. Все экспонаты, лабораторные установки и учебные модели, должны быть снабжены кратким описанием и дополнены информацией о содержании работы кружка. Чтобы привлечь курсантов в творческий коллектив, руководителю можно посетить собрания курсов и рассказать о работе кружка в предшествующих научных мероприятиях и конкурсах, а также научно-исследовательских работ проводимых в рамках работы кружка. В любом случае окончательное решение о приеме в кружок принимается только руководителем кружка на основании проведенного собеседования и личной заинтересованности самих кандидатов.
В связи с тем, что некоторый отсев участников кружка неизбежен, руководителю необходимо иметь резерв курсантов, из которого пополнялся бы творческий коллектив. Некоторый отсев в начале занятий кружка можно считать естественным, тем не менее, в каждом случае следует изучать причины
ухода и принимать меры, предотвращающие уменьшение численного состава научного кружка.
Руководителю следует помнить, что только теоретически и практически насыщенные занятия, построенные на научном эксперименте в кружке, способны удовлетворить познавательные стремления его участников, а следовательно и сохранить его численность.
Исследовательская плодотворная работа научного кружка невозможна без четкого планирования, четкой координации деятельности руководителя и его коллектива. Поэтому к началу занятий руководитель должен иметь план работы кружка на текущий учебный год. Работа кружка может проводиться по звеньям, что наиболее эффективно при необходимости работы с измерительной аппаратурой, компьютерной техникой, выполнении сложных практических работ и т.д.
При выполнении лабораторных исследований обычно используются общедоступные приборы широкого применения и стандартное электронное оборудование, но авторитетные специалисты пришли к выводу, что применение дешевых приборов дает в конечном итоге только мнимую экономию. Кроме того, студенты заслуживают того, чтобы заниматься на оборудовании высокого качества, находящемся в хороших условиях для работы [1].
В процессе работы руководитель кружка должен иметь возможность корректировать план занятий, фиксируя проведенные изменения. Основанием для этого могут служить различные объективные причины: усвоение учебного материала за более короткий срок, чем предусмотрено программой; необходимость замены одной темы другой; отсутствие материальной базы под запланированные работы и т.д.
При подготовке к занятиям руководителю кружка следует помнить, что, кроме профильных бесед по текущему материалу, на занятиях необходимо проводить и краткие беседы на исторические темы, по возможности связывая их с определенными датами и событиями. К подготовке и проведению бесед необходимо постепенно привлекать весь состав кружка. Например, можно приурочить ряд занятий к профессионально значимым датам (День радио, День российской науки, День вневедомственной охраны и др.)
За время обучения в кружке учащиеся должны получить и усвоить определенный объем знаний и умений. Работа кружка должна заключаться не просто в количестве изготовленных лабораторных макетов и изделий, а более осознанном отношении к труду, изучению конкретных предметов, углубленному освоению выбранной профессии.
С первых же дней занятий в кружке курсантов необходимо приучать к тому, что в творчестве нет второстепенных работ, что каждый этап от постановки задачи до ее конкретного воплощения требует постоянного совершенствования, накапливания объема знаний и умений. Следовательно, продолжительность каждого из них, зависит от способностей и возможностей
членов научного коллектива, темы исследования и качества научного руководства. И чем выше их уровень, тем более сложная задача может быть решена. Поэтому преподаватель должен организовывать, мотивировать, контролировать, консультировать, чтобы курсант был готов самостоятельно решать поставленные перед ним задачи [2].
Эффективность работы кружка значительно возрастает при целенаправленном обучении приемам и методам решения творческих задач. Там, где это возможно, научный руководитель кружка должен вовлекать активное ядро участников научного коллектива на выполнение исследования, направленного на решение реальной актуальной проблемы. Для выполнения сложной научной или комплексной темы, необходимо вводить межкафедральное взаимодействие, в ходе которого возможно решить крупную задачу. Следует помнить, что развитию творческих способностей и инициативы способствует вариативность работ и в какой-то мере свобода выбора.
Многие старшекурсники по уровню подготовки могут активно участвовать в научно-исследовательских работах, проводимых кафедрой. Это положительно скажется на практической подготовке и воспитании курсантов, позволит попробовать свои силы в серьезном деле.
Таким образом, работа в научном кружке позволяет направлять работу курсантов по развитию своих профессионально-значимых качеств, практических навыков и формирует из них квалифицированных специалистов.
Список использованной литературы
1. Алгинин Б.Е. Кружок электронной автоматики: Пособие для руководителей кружков: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.: ил.
2. Черткова А.С. Проблемы внедрения модульно-рейтинговой системы обучения. В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики профессионального образования - 2013 Материалы межвузовской научно-практической конференции. Калининград: Калининградский филиал Санкт-Петербургского университета МВД России. С. 173-175.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ МЧС РОССИИ
С.В. Беседина, доцент, к.ф.-м.н.
Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Обучение курсантов в вузах ведомства МЧС требует воспитания специалиста, способного самостоятельно решать сложные задачи, возникающие в случае возникновения ЧС, принимать решения, руководить