Научная статья на тему 'Организация работ по оцениванию качества и сертификации продукции образовательного назначения в Системе добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения'

Организация работ по оцениванию качества и сертификации продукции образовательного назначения в Системе добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Граб В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работ по оцениванию качества и сертификации продукции образовательного назначения в Системе добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения»

ГЛАВА 12 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ИСПЫТАНИЙ И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Граб В.П.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА И СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Стремительное развитие науки и техники и, как следствие, информационно-

телекоммуникационных технологий (ИКТ) в настоящее время привело к объективной необходимости оценивания качества педагогической продукции на базе средств ИКТ. Такого рода продукция от различных производителей сегодня широко представлена на рынке, однако, нельзя дать гарантию соответствия этой продукции условиям безопасного, педагогически целесообразного и эффективного ее применения в образовательном процессе.

Для организации и проведения добровольной сертификации продукции и обеспечения независимой квалифицированной оценки ее качества на базе Института информатизации образования Российской академии образования (ИИО РАО) создана и функционирует Система добровольной сертификации аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения (АПИКОН). Проведение сертификации продукции в Системе осуществляет Орган по сертификации продукции.

Функции Органа по сертификации выполняет Институт информатизации образования Российской академии образования.

Впоследствии Система может быть расширена за счет включения в нее Органов по сертификации, аккредитованных в установленном порядке на проведение работ по сертификации в Системе.

В Системе АПИКОН осуществлена разработка: -основополагающих документов, определяющих сферы деятельности Системы;

-организационно-функциональной структуры, определяющей порядок взаимоотношений субъектов Системы и порядок взаимоотношений с Заказчиком.

Штатная структура Системы включает в себя квалифицированных специалистов как педагогических, так и технических наук, аттестованных в Системе АПИКОН в качестве экспертов и являющихся сотрудниками испытательной лаборатории, созданной и функционирующей на базе ИИО РАО.

В Системе АПИКОН, для обеспечения единого подхода и применения единых требований к оценке качества педагогической продукции при их использовании изготовителями (разработчиками аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения), продавцами, органами по сертификации и испытательными лабораториями (участниками Системы осуществляется: аккредитация испытательных лабораторий; обучение экспертов (оказание консультационных услуг)

проведения инспекционных контролей деятельности испытательных лабораторий, экспертов, инспекционный контроль сертифицированной продукции.

Аккредитация испытательных лабораторий, которые правомочны проводить испытания продукции

на предмет установления соответствия продукции требуемому уровню качества предполагает проверку лаборатории экспертами Системы на предмет оснащенности необходимым оборудованием, документацией, специалистами и наличия условий для проведения испытаний.

Аккредитация включает следующие основные этапы:

- подачу заявки на аккредитацию;

-экспертизу документов, представленных ак-

кредитуемой организацией;

-принятие решения об аккредитации по результатам экспертизы и проверки;

-оформление документов и их утверждение аккредитующим органом;

-регистрацию в Реестре Системы и выдачу аттестата аккредитации.

В Системе предусмотрено проведение обязательного ежегодного инспекционного контроля деятельности аккредитованных испытательных лабораторий.

Аккредитованные испытательные лаборатории выполняют следующие функции:

- проводят отбор и идентификацию образцов для испытания;

- проводят испытания для целей сертификации;

-оформляют и выдает протоколы испытаний.

Органом по сертификации Системы АПИКОН по

заявке аккредитуемой испытательной лаборатории (ИЛ) проводится обучение специалистов и осуществляется выдача «аттестатов кандидатов в эксперты» или «аттестатов экспертов» в зависимости от опыта специалиста в области сертификации продукции. В дальнейшем, по положительным результатам работы специалистов ИЛ в качестве кандидатов в эксперты, Орган по сертификации выдает им аттестаты экспертов. Эксперт при проведении работ по сертификации имеет право:

- посещать в установленном порядке предприятия, организации и учреждения, испытательные лаборатории для выполнения своих обязанностей;

- запрашивать от предприятий и организаций необходимую информацию по вопросам соблюдения требований нормативных документов и правил сертификации;

- присутствовать в испытательной лаборатории или на предприятии- изготовителе при проведении испытаний продукции;

- отказаться от участия в проверке, если документы объекта проверки изложены на языке, отличном от официального языка Системы и, при этом, отсутствует квалифицированный перевод на всех этапах проверки;

- обращаться в аккредитующий орган в случае оказания на него давления со стороны заинтересованных лиц и организаций.

СИСТЕМА ДОБРОВОЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ АПИКОН (при ИИО РАО) Организапионно функциональная структура

Аттестат эксперта по сертификации может быть отменен в следующих случаях:

а) неучастие в работах по сертификации в течение 3-х лет;

б) наличие более 50% рекламаций в результатах работ по сертификации в течение 3-х лет.

В Системе АПИКОН сертифицируются следующие образцы продукции:

-электронные издания образовательного назначения;

-электронные средства учебного назначения; -прикладные программные средства и системы автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса и управления образовательным учреждением;

-учебно-методические комплексы, включающие электронные издания образовательного назначения и электронные средства учебного назначения;

-информационная сеть образовательного учреждения;

-распределенный информационный ресурс образовательного назначения локальных и глобальной сетей;

-комплекты учебной вычислительной техники (КУВТ);

-учебное оборудование, сопрягаемое с ПЭВМ; -автоматизированные рабочие места пользователя (работника образовательного учреждения); -видеомониторы для КУВТ.

Для каждого из перечисленных образцов продукции разработаны технические условия (ТУ) для сертификации, содержащие требования к проведению испытаний, основные характеристики качества продукции и методики их оценки. Данные ТУ являются нормативными документами Системы АПИКОН и разработаны на основе действующих международных стандартов и Государственных стандартов РФ. Материалы ТУ - учитывают рекомендаций PC 2001 System Design Guide, основаны на разработке Института информатизации образования РАО «Педа-гогико-эргономических условий безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники информатизации и коммуникации в сфере образования», получивших положительную оценку секции информатики Федерального экспертного совета Министерства образования РФ и рекомендованных к использованию при организации вновь открываемых кабинетов информатики на базе современных средств вычислительной техники, а также при эксплуатации существующих кабинетов в плане норм работы за компьютером и отдельными автоматизированными рабочими местами в образовательных учреждениях.

Например, при оценивании качества электронных изданий образовательного назначения (ЭИ ОН) в технических условиях предусматривается оценка следующих характеристик качества:

1. Технико-технологических:

- характеристик установки/удаления ЭИ ОН: -программ-инсталляторов, шрифтов, дополнительного программного обеспечения (ПО);

- автозапуска;

-дополнительного ПО и шрифтов;

-интерфейса инсталлятора;

-установки дополнительного ПО и шрифтов; -принудительного (в «ручном» режиме) перезапуска операционной системы (ОС);

-исходных параметров ОС;

-собственных элементов;

-дискового пространства;

- характеристик функционирования ЭИ ОН: -кнопок управления;

-активных зон;

-логических переходов в прямом и обратном направлении;

-многозадачного режима работы ОС;

-интерфейса во всех элементах ЭИ ОН; --обработки дат.

2. Эргономических:

- характеристик организации диалога:

-времени отклика на запросы пользователя при

диалоге;

-времени выполнения сложных процедур;

-инструкций и/или подсказок;

-информационного взаимодействия с помощью манипулятора «мышь» и клавиатуры;

- характеристик визуальной среды:

-времени работы в агрессивной среде; -используемых цветов;

-контраста объектов по отношению к фону;

- характеристик формата текста и параметров знаков:

-высоты знака;

-отношения ширины знаков к их высоте; -расстояния между знаками;

-расстояния между строками;

-длины строки;

- характеристик технологии мультимедиа:

- фото и видеофрагментов;

-компьютерной графики;

-звукового сопровождения;

-«зависаний» звука, посторонних шумов и помех;

-регулировки уровня громкости звука средствами ЭИ ОН;

-раздельной регулировки основного и фонового звукоряда.

3. Содержательно-педагогических:

- характеристик области применения: -ориентации информационного ресурса; -возраста обучаемых;

-типа информационного ресурса;

- характеристик педагогической целесообразности:

-целей и задач образования;

-содержания;

-дидактических принципов;

-полноты форм представления материала;

- характеристик соответствия возрастным особенностям обучаемых:

-тематики и учебных заданий;

-темпа подачи учебного материала;

-уровня технической подготовки обучаемых;

- характеристик вариативности образования: -уровня сложности учебного материала; -гибкости подачи учебного материала;

-форм ведения диалога;

- характеристик учета психолого-

педагогических требований:

-развивающих компонент в обучении; -активизации познавательной активности; -развития учебной самостоятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- характеристик методической состоятельности продукта:

-методических материалов;

-методической поддержки ресурса; -отслеживания объема изученного материала; -закрепления материала, умений, навыков; -контроля усвоения материала.

При положительных результатах сертификации оформляется сертификат соответствия на продукцию и выдается разрешение на использование Знака соответствия Системы. Знак соответствия Системы - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям, установленным в Системе. Основанием для выдачи разрешения на применения Знака Системы является сертификат соответствия. Выдача разрешения на применение Знака Системы осуществляется одновременно с выдачей сертификата соответствия.

Разрешение на применение Знака Системы выдается на срок, не превышающий срока действия сертификата соответствия. Срок действия сертификата на серийно выпускаемую продукцию устанавливается не более 3 лет.

Держатель сертификата, получивший разрешение, обязан:

- обеспечить соответствие сертифицированных аппаратно-программных и информационных комплексов образовательного назначения требованиям нормативных документов, на соответствие которым они сертифицированы;

-применять Знак Системы по правилам, установленным в Системе;

-приостанавливать (прекращать) применение Знака Системы в случае приостановки (прекращения действия) сертификата соответствия;

-создавать необходимые условия для проведения Органом по сертификации инспекционного контроля сертифицированных объектов;

-своевременно извещать Орган по сертификации, выдавший сертификат соответствия, об изменениях организационно-правовых, регистрационных документов, адресов и телефонов.

Орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль соблюдения требований к сертифицированной продукции и деятельностью испытательских лабораторий не реже одного раза в год. Внеплановый инспекционный контроль проводят при поступлении информации о претензиях к качеству сертифицированной продукции и деятельности испытательских лабораторий.

По результатам инспекционного контроля принимается одно из следующих решений:

-считать сертификат соответствия и предоставленное заявителю право на применение Знака соответствия подтвержденными;

-приостановить действие сертификата соответствия и разрешения на применение Знака соответствия;

-прекратить действие сертификата соответствия и разрешения на применение Знака соответствия;

-считать аттестат аккредитации подтвержденным;

-приостановить действие аттестата аккредитации;

-прекратить действие аттестата аккредитации.

Сертификат - одно из подтверждений качества продукции и эффективное средство содействия потребителю в ее выборе. Наличие сертификата повышает конкурентоспособность продукции и подтверждает возможность ее использования в образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.