Научная статья на тему 'Организация рабочего времени студента представителя коренных и малочисленных народов'

Организация рабочего времени студента представителя коренных и малочисленных народов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
279
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВРЕМЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕЖИМ / РИТМИЧНОСТЬ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИОРИТМЫ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / STUDENT / TIME / PLANNING / TIME-TABLE / RHYTHMISITY / WORKING EFFICIENCY / EFFECTIVENESS / BIORHYTHM / SELF-ORGANIZATION / PHYSICAL TIME / PSYCHICAL TIME

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гонохова Т. А., Лукьяненко Т. И., Карплюк П. Н., Манеева Н. Ф., Чистякова В. А.

Повышение эффективности учебной деятельности студента связано, в частности, с оптимальной организацией ее во времени. Время один из важных резервов психической организации студентов представителей коренных и малочисленных народов, их самореализации в социуме. В статье предлагаются эффективные способы организации времени студента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Гонохова Т. А., Лукьяненко Т. И., Карплюк П. Н., Манеева Н. Ф., Чистякова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASE IN THE EFFECTIVENESS OF THE STUDENT'S STUDIES IS CONNECTED WITH ITS EFFECTIVE ORGANIZATION OVER TIME

Time is one of the most important resources of the psychic organization of the university students the representatives of the small indigenous ethnic groups, their self-realization in the society. The article offers the effective ways of student's time organization.

Текст научной работы на тему «Организация рабочего времени студента представителя коренных и малочисленных народов»

Раздел 2 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 14.31.07

Т.А. Гонохова, канд. псих. наук, доц.; Т.И. Лукьяненко, канд. псих. наук, доц.; П.Н. Карплюк, канд. пед. наук, доц.;

Н.Ф. Манеева, канд. пед. наук, доц.; В.А. Чистякова, канд. пед. наук, доц.; О.К. Сазонова, канд. пед. наук, доц. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, Е-mail: ksp@gasu.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ СТУДЕНТА - ПРЕДСТАВИТЕЛЯ КОРЕННЫХ И МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ

Повышение эффективности учебной деятельности студента связано, в частности, с оптимальной организацией ее во времени. Время один из важных резервов психической организации студентов - представителей коренных и малочисленных народов, их самореализации в социуме. В статье предлагаются эффективные способы организации времени студента.

Ключевые слова: студент, время, планирование, режим, ритмичность, работоспособность, эффективность, биоритмы, самоорганизация, физическое время, психологическое время.

Сложности адаптации студента - представителя коренных и малочисленных народов к условиям урбанизированной среды требуют четкой организации его рабочего времени.

Проблема времени чрезвычайно важна и многоаспектна, поскольку ни одна сфера жизни и деятельности человека не существует вне временного фактора, вне распределения во времени, планирования и структурирования жизненных целей и планов, мотивов и действий, задач и операций и т.д.

Организация рабочего времени человека должна начинаться с анализа того, на что оно тратится. Второй шаг - планирование, которое лучше осуществлять при помощи ежедневника. Третий шаг - контроль исполнения планов. Правильному распределению времени помогает осведомленность. Множество вопросов можно решить по телефону, не тратя времени на личные встречи.

Умение студента овладеть временем требует развития умений планирования и резервирования времени. Учет времени необходим потому что, во-первых, некоторые моменты попросту "ускользнут" из памяти - ведь незначительные события фиксируются лишь в кратковременной памяти, и, подводя итоги прожитого дня, мы их не учитываем. А, во-вторых, что еще более существенно, оценить продолжительность по-разному заполненных отрезков времени порой особенно сложно, Дело в том, что кроме физического времени (секунды, часы, сутки и т. п.) можно говорить о так называемом психологическом времени, которое отличается от физического и воспринимается в зависимости от состояний человека.

Физическое время мы отмеряем по часам и календарям, психологическое - определяется субъективно и зависит от наполнения событиями минут, часов и даже лет.

С одной стороны, человек из-за наличия психологического времени и из-за нормальной забывчивости не может анализировать использование личного времени, опираясь лишь на воспоминания того или иного периода. С другой стороны, существует механизм психологической защиты от абсолютного знания о самом себе, и человек для сохранения иллюзий не хочет видеть реальную картину собственной жизни. И поэтому самонаблюдение, хронометраж - единственный путь к получению новых знаний, новой информации о собственной занятости.

Наш первокурсник - представитель коренных и малочисленных народов живет в той реальности, которую он сам создал для себя.

Первый шаг в организации времени первокурсника состоит в том, чтобы четко зафиксировать, какие дела претендуют на его расходование. Желательно четко записать все предстоящие дела, их надо как-то упорядочить. Если дело очень сложное -лучше разбить его на части. Если простое - включить его в более обобщенную рубрику.

Для оптимальной организации рабочего дня студенту - представителю коренных и малочисленных народов мы рекомендуем составить два списка дел: дела регулярные и дела прочие. Нерегулярные дела можно перевести в регулярные, и тогда они сразу становятся доступнее для организации. Регулярные дела нужно разделить на жестко фиксированные во времени и имеющие интервал времени, допускающий те или иные варианты. Регулярность не просто позволяет подготовиться к делу. Она создает настрой, позволяет присмотреться к делу и в силу его повторяемости выработать правила его выполнения. Чтобы узнать, сколько времени потребуется на выполнение того или иного дела, если это время заранее не задано, необходимо наладить учет,

т.е. получить точные данные о затратах времени на него. Можно делать выборочный учет затрат времени на отдельные дела и сплошной учет всех затрат времени за день, неделю, месяц.

Существуют общие рекомендации, согласно которым можно регулировать свою жизнь. Мы предлагаем следовать им студентам - представителям коренных и малочисленных народов в период адаптации к условиям урбанизированной среды. В первую очередь - это режим как общая организация личного времени. Составление режима дня студентом является важнейшим этапом регулирования времени.

Режим - это общая схема главных бытовых этапов, это разделение суток на крупные основные отрезки времени, включающие основные процессы жизни: учебу, питание, отдых, и т. д. Мудрость режима в том, что человек, следующий режиму, ничего не упустит и не забудет, он получает уверенность в том, что для всего выделено время. Режим совершенно необходим еще и потому, что ритмичность жизни обеспечивает высокую работоспособность.

При соблюдении ритмичности жизни создаются условия, при которых организм и психика студента - представителя коренных и малочисленных народов получают возможность заблаговременно подготовиться к предстоящей деятельности, настроиться на нее. Во всех руководствах по вопросам питания отмечается важность регулярного питания Исследования на животных и человеке показали, что только в том случае, когда пища принимается в одно и же время, в организме вырабатываются условнорефлекторные "настроечные" реакции. Автоматически, без участия сознания, за 30-60 минут до приема пищи в "химических лабораториях" организма начинаются подготовительные работы: усиливается секреция желудочного сока, вырабатываются вещества, играющие важную роль в пищеварении. Организм подготавливается к завтраку, обеду или ужину, и органы пищеварения сразу приступают к обработке пищи.

Аналогичный процесс подготовки имеет место при упорядоченном режиме сна. В одно и то же время ложиться, вставать

- это первый совет, который дают врачи людям, жалующимся на бессонницу.

Человеческий организм обладает способностью самонастраиваться и на предстоящую умственную деятельность, учебу. Дело в том, что умственная работа - это не просто процесс "вообще", это процесс, имеющий начало, середину и конец, это процесс, требующий определенного времени.

Желательно студенту - представителю коренных и малочисленных народов сократить период "врабатываемости" или "настройки", выполняя определенные виды умственной работы регулярно в одно и то же время. Режим позволяет избежать периода "раскачки", и желание учиться приходит в определенное время как бы само собой. В какой-то степени в этом тоже состоит ответ на вопрос: "Как заставить себя учиться?" - который нередко задают студенты.

Для высокой работоспособности необходимо не только некоторое единообразие, повторяемость изо дня в день распорядка дня, но и согласованность этого распорядка с ритмами человека. Известно, что в течение суток физическая и умственная работоспособность человека неодинакова, в течение дня наблюдаются два "пика" работоспособности, один - между 10-13, второй - между 17-20 часами. Минимум работоспособности приходится на ночные часы. В это время у человека наименьшая температура тела, ослабленный пульс и т. д.

В литературе о биоритмах, людей, с более ярко выраженным утренним пиком работоспособности называют "жаворонками", а людей с вечерним пиком работоспособности - "совами".

"Жаворонки" рано встают, имеют обыкновение плотно завтракать, быстро включаться в работу в утренние часы. "Совы" же лучше чувствуют себя и более интенсивно работают во вто-

рой половине дня. Но обычно "совами" ("сторожами") называют людей, которые склонны работать поздним вечером и даже в ночные часы.

В настоящее время мнение ученых о ночном бодрствовании однозначно: такой режим не является естественным, физиологичным, он ведет к болезням, к рассогласованию функций организма. Вечерняя и ночная работоспособность обеспечивается за счет выброса гормонов, т. е. за счет внутреннего допинга, а любой допинг не проходит для организма бесследно. Повышенный выброс адреналина и норадреналина способствует нарушению обмена веществ, вследствие чего постепенно могут развиться болезненные состояния. Плата за работу в ночное время велика. Поэтому "совам" следует постепенно перестраивать свой режим, меньше читать непосредственно перед сном, заниматься днем физкультурой или физическим трудом, вставать и ложиться спать в одно и то же время. Так могут повысить свою работоспособность и сохранить здоровье студенты - представители коренных и малочисленных народов при адаптации к условиям урбанизированной среды.

Как бы хорошо человек не научился распределять и планировать свое время, перед ним рано или поздно встанет вопрос о его нехватке. И тогда нужно будет научиться его экономить. Необходимо ясно представлять себе, что такое лучше работать. Мы рекомендуем студентам - представителям коренных и малочисленных народов свою работу оценивать в трех разрядах: что сделал, сколько времени затратил, какие использовал способы труда. План работы необходимо составить до ее начала. Первая составная часть - определение цели работы, ее желаемый результат. Вторая часть - это выявление того, что нужно для работы. Третья часть - это порядок работы, состав операций и затрат времени на работу.

Чтобы работа была эффективной студентам - представителям коренных и малочисленных народов следует:

1. Продумать ход работы, чтобы организм испытывал минимум нагрузки.

2. За работу никогда не надо браться круто, натиском, сразу. Надо входить в работу постепенно, даже в начале искусственно замедляя темп.

3. Работать надо ровно, без приступов, без приливов и отливов, без навалов и авралов.

4. Во время работы надо обязательно делать перерывы для отдыха. При умственной работе чаще всего это удобнее делать так; каждый час последние десять минут надо или лежать, закрыв глаза, или посидеть, тоже закрыв глаза. Очень важно, чтобы все паузы на отдых были равномерными. Опасно затягивать отдых: начнется "разрядка" организма.

5. В ходе работы нежелательно отвлекаться на другие дела, даже мелкие.

6. Когда работа идет плохо: нельзя ни нажимать, ни прекращать ее. Первый способ - замедлить темп работы. Второй -попытаться сделать те ее части, которые проще. Успех на простых участках вдохновляет, снимает усталость, позволяет почувствовать результат. Третий прием - вместо основной работы сделать вспомогательную.

7. После окончания работы необходимо еще раз все проверить.

Для успешного овладения вузовской программой студентам

- представителям коренных и малочисленных народов необходимо систематически и ежедневно заниматься самостоятельно не менее 4 часов, а преподавателям, работающим с ними четче контролировать их умение организовывать свое рабочее время.

Эффективность интеллектуального труда находиться в прямой зависимости от его правильной организации. Вопрос организации времени актуален не только для студентов. Это вообще проблема для большинства людей в наши дни.

Библиографический список

1. Берендеева, М. Как успевать все. Пособие по управлению временем / М. Берендеева, А. Вышегородская. - М.: Изд-во Книжкин дом; Изд-во Эксмо, 2004.

2. Болотова, А.К. Психология организации времени: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2006.

3. Самоорганизация студентов первого курса: учебное пособие / П.Е. Рыженков, Е.В. Марусова, Л.М. Хаславская и др.; под ред. П.Е. Рыженкова. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1990.

Статья поступила в редакцию 14.07.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.