Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
59
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
неполная семья / социально-педагогическое сопровождение / социум / социализация / детско-родительские отношения / incomplete family / socio-pedagogical support / society / socialization / child-parent relations

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль Е. В.

В статье анализируются возможности социально-педагогической помощи неполным семьям в условиях ДОУ. Модернизация института семьи, которая характеризует современный уровень развития российского социума, не решает проблемы социального сиротства и дезадаптированности детей, воспитывающихся одним родителем. Квалифицированное сопровождение неполных семей специалистом способствует укреплению стабильности детско-родительских отношений и их гармонизации. Практическое исследование показало, что своевременная помощь неполным семьям позволяет снизить уровень девиантного поведения детей и сформировать навыки позитивного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SINGLE-PARENT FAMILIES IN PRE-SCHOOL CONDITIONS

The article analyzes the possibilities of social and pedagogical assistance to single-parent families in the conditions of preschool education. The modernization of the institution of the family, which characterizes the current level of development of Russian society, does not solve the problem of social orphanhood and maladaptation of children raised by one parent. Qualified support of single-parent families by a specialist helps to strengthen the stability of child-parent relations and their harmonization. Practical research has shown that timely assistance to single-parent families can reduce the level of deviant behavior of children and form positive communication skills.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

УДК 159

Коваль Е.В.

преподаватель профессионального цикла Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники (г. Ставрополь, Россия)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Аннотация: в статье анализируются возможности социально-педагогической помощи неполным семьям в условиях ДОУ. Модернизация института семьи, которая характеризует современный уровень развития российского социума, не решает проблемы социального сиротства и дезадаптированности детей, воспитывающихся одним родителем. Квалифицированное сопровождение неполных семей специалистом способствует укреплению стабильности детско-родительских отношений и их гармонизации. Практическое исследование показало, что своевременная помощь неполным семьям позволяет снизить уровень девиантного поведения детей и сформировать навыки позитивного общения.

Ключевые слова: неполная семья, социально-педагогическое сопровождение, социум, социализация, детско-родительские отношения.

Понятие «сопровождение» означает совместную деятельность, направленную на помощь и поддержку человека или группы людей в преодолении трудностей и достижении целей. Это может быть как физическое сопровождение, например, провожание человека в путешествии или на мероприятии, так и психологическое - помощь в психологической адаптации, поддержка в сложных жизненных ситуациях и т.д.

Сопровождение может представлять собой специальную форму реализации длительной социальной и психологической помощи, которая

называется патронажем. Она включает в себя поиск скрытых ресурсов развития личности и опору на его собственные возможности, создавая на этом фундаменте условия для развития личности.

Важным элементом сопровождения является эмоциональная поддержка, которая может проявляться в форме беседы, утешения, мотивации и поощрения. Целью сопровождения является обеспечение человека необходимыми знаниями, навыками и уверенностью в своих силах, чтобы он мог самостоятельно решать возникающие проблемы и достигать поставленных целей.

Успешное организованное психолого-педагогическое сопровождение помогает человеку достичь личностного роста и вступить в зону развития, которая ему ранее казалась недоступной. Понятие «сопровождение» было употреблено Ю.В. Слюсаревым для обозначения помощи здоровым людям в развитии самосознания и активизации собственных ресурсов.

Идеи психологического сопровождения соответствуют опыту отечественной педагогики, психологии и социальной работы в перевоспитании трудных подростков, по мнению А. Макаренко и В. Сухомлинского. В настоящее время термин «сопровождение» все чаще используется педагогами в образовательных организациях. В России идея психолого-педагогического сопровождения начала реализовываться в системе образования с 1994 года.

Педагогическое сопровождение представляет собой процесс взаимодействия между учеником и педагогом, направленный на развитие личности ребенка в рамках учебно-воспитательной деятельности. Основная цель педагогического сопровождения - создание условий для гармоничного развития личности ребенка и его становления как благополучной личности.

Основным заданием педагогического сопровождения является помощь детям в познании окружающего мира и самих себя, а также создание условий для полноценного развития и становления личности в соответствии с ее возможностями. В этом контексте сопровождение трактуется как помощь в формировании готовности ребенка к жизни и общению с другими людьми.

Психологическое сопровождение детско-родительских отношений представляет собой помощь ребенку в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, развитием и отношениями, а также помощь семье в выявлении причин возможной деформации в развитии ребенка. Это процесс поиска средств и способов для устранения этих проблем, изменения среды в интересах ребенка и на основании этого создание процесса, способствующего его развитию и социализации.

Цель психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации заключается в профилактике семейного неблагополучия и поддержке позитивного родительства для раскрытия потенциала ребенка. В литературе представлены пять моделей помощи современным семьям: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая), диагностическая и медицинская.

Педагогическая модель сосредоточена на универсальных методах воспитания и ориентирована на создание системы психолого-педагогического просвещения родителей.

Социальная модель используется для оказания социально-педагогической помощи в случае неблагоприятного стечения обстоятельств.

Психологическая (психотерапевтическая) модель акцентирует внимание на особенностях жизнедеятельности семьи и на противоречиях в понимании задач и способов воздействия на развитие ребенка.

Диагностическая модель основывается на предположении о дефиците знаний у родителей о ребенке или своей семье.

Медицинская модель предполагает лечение болезней членов семьи. В основе семейных трудностей лежат болезни членов семьи. Цель помощи семье содействие в установлении диагноза, лечении больных, адаптации здоровых её членов к больным. Для достижения цели сопровождения детско- родительских отношений в дошкольной организации реализуется психологическая (психотерапевтическая) модель.

В работе с семьями необходимо учитывать их индивидуальные

особенности, культурный контекст и ценности. Поэтому, помимо выбранной модели, важно использовать комплексный подход и сочетать разные методы для достижения оптимального результата в поддержке семейного благополучия и развития ребенка.

Чтобы оказать эффективную помощь семье в воспитании ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать комплексность, последовательность, дифференцированность и своевременность данной помощи.

Реализация модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации включает в себя различные методы: включение родителей в процесс самостоятельного изучения дошкольной психологии, обсуждение проблем в кругу других родителей и при участии психолога, информирование о психолого- педагогических услугах, формирование сообщества активных родителей, подготовка специалистов для работы с родителями и семьями, а также получение анонимной психолого-педагогической поддержки.

Модель также включает индивидуальную работу с родителями, например, для решения проблем с привязанностью матери и ребенка, с горем или фобическими реакциями. Эти методы учитывают особенности пространственно-развивающей среды детского сада и семьи.

Для реализации психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации используются различные критерии и показатели эффективности. Они включают снижение уровня тревожности и негативных реакций, формирование адекватной самооценки при выполнении роли «родителя», повышение интереса к возрастным особенностям развития ребенка, формирование навыков позитивного общения с ребенком, снижение конфликтности во время взаимодействия, положительную динамику развития ребенка и получение положительной обратной связи от родителей.

Социально-психологическое сопровождение обычно осуществляется через патронаж семьи квалифицированным психологом или социальным

работником. Важным фактором при этом является положительный пример взрослого, который должен быть сильной личностью и уметь противостоять невзгодам и стрессовым ситуациям. Это позволяет формировать социально-положительные установки у подростков и семей, такие как «Все хорошо, будет еще лучше» и «Безвыходных ситуаций не бывает».

Рассмотрим особенности диагностического обследования детско-родительских отношений на каждом этапе.

На первом этапе психолого-педагогической диагностики используется метод опроса, который может быть в форме стандартизированного интервьюирования или анкеты, направленный на изучение системы взаимоотношений родителей с ребенком с констатацией форм, методов, средств и условий педагогического воздействия на ребенка [6].

Психологическое просвещение часто проводится в рамках психологического консультирования по проблемам детско-родительских отношений и предполагает оказание помощи родителям в их самопознании, осознании собственных проблем в отношениях с ребенком и способов предупреждения подобных проблем в будущем [1]. Главным содержанием такого вида консультирования является психологическая поддержка родителей в формировании у них уверенности в собственных воспитательных возможностях, в желании преодолевать возникшие трудности в процессе воспитания ребенка и восстанавливать разрушенные связи, выстраивая конструктивные с ним отношения [5].

В процессе психологического консультирования важно помочь родителям понять и принять те трудности в отношениях с ребенком, которые стали причинами проблем ребенка в его личностном развитии, поведении, обучении, переосмыслить их, а затем с верой в свои воспитательные возможности, изменить отношения с ребенком под руководством психолога. Психолог совместно с родителями создает условия для более успешного изменения детско-родительских отношений, стимулирует этот процесс, организует и направляет его, то есть оказывает психологическую поддержку

родителям в реализации всех коррекционно-развивающих мероприятий.

Психолого-педагогическая коррекция это важный этап в формировании детско-родительских отношений. Основная задача психолога: помочь родителям изменить свое отношение к ребенку, методы и средства педагогического воздействия с учетом его возрастных особенностей и реальных возможностей, с учетом социально-психологического типа его личности. Только через изменения окружающей среды и отношений родителей к ребенку возможно достижение устойчивых изменений в детско- родительских отношениях и построении конструктивных отношений [2,3].

Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений строится на рекомендациях по изменению форм отношений родителей к ребенку, условий воспитания и стиля отношений, по устранению факторов, препятствующих формированию положительных стереотипов в отношениях, и может быть реализована с помощью разнообразных средств и психологических техник. Она может быть организована как в индивидуальной форме, так и в групповой. Индивидуальная психокоррекционная работа направлена на решение глубинных проблем ребенка и его родителей, лежащих в основе трудностей в отношениях между членами семьи и осуществляется в режиме личностного взаимодействия.

Групповая - нацелена на решение этой же задачи, но результат достигается в ходе группового опосредования вербальных и невербальных воздействий на эмоции, суждения, поведение, самооценку родителей. Групповые эффекты позволяют родителям, получив поддержку со стороны группы, понять, что их проблемы в отношениях с детьми не являются уникальными. Обратная связь помогает им посмотреть на свои отношения с детьми с иной точки зрения, осознать собственные стереотипы в отношениях с ребенком, неэффективный стиль взаимодействий с ним и научиться способам построения позитивных отношений.

Активные методы обучения, которые широко применяются в процессе коррекционно-развивающих тренингов, помогают сохранить высокий уровень

познавательной активности каждого участника группы за счет включения его в проблемную ситуацию, что создает надежную основу для глубокого и прочного овладения умениями и навыками построения конструктивных отношений с детьми [4].

Эффективность психокоррекционного воздействия зависит от того, насколько осознанно родители понимают и принимают рекомендации психолога, ответственно осуществляют программу психокоррекционных мероприятий, и насколько профессионально психолог осуществляет психологическую поддержку родителей на всех этапах реализации программы.

Таким образом, комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных диагностических, обучающих и коррекционно-развивающих средств позволяет в полной мере обеспечить психологическую поддержку родителям в построении детско-родительских отношений, через которые, с нашей точки зрения, могут быть реализованы психолого-педагогические условия их формирования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дэй, Рэндал Д. и Майкл Э. Лэмб. Концептуализация и измерение участия родителей. Лондон: Рутледж (2003). ISBN 0-8058-4359-0;

2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства.- М.: Изд-во института психотерапии, 2003.- 240c;

3. Соколова, В.Н., Юзефович, ГЛ. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга ля учителей и родителей / В.Н. Соколова — М.: Просвещение, 1991. - 223 с;

4. Шулик, Л.Д., Горшкова, В.В. Взаимодействие школы и семьи, как развивающее пространство для развития личности ребенка / Л.Д. Шулик, В.В. Горшкова //Семейное воспитание: история и современность: материалы XXIV Всероссийской научи.-практ. конференции. — СПб., 2003. - 118 с;

5. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозных состояниях / Э.Г.

Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. — М.: Прогресс, 1994. - 223 с;

6. Юнг. К.Г. Конфликты детской души / К.Г. Юнг. — М.: Канон, 1994. - 207

с.

Koval E.V.

Stavropol Regional College of Computer Engineering and Electronics

(Stavropol, Russia)

ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT FOR SINGLE-PARENT FAMILIES IN PRE-SCHOOL CONDITIONS

Abstract: the article analyzes the possibilities of social and pedagogical assistance to single-parent families in the conditions ofpreschool education. The modernization of the institution of the family, which characterizes the current level of development of Russian society, does not solve the problem of social orphanhood and maladaptation of children raised by one parent. Qualified support of single-parent families by a specialist helps to strengthen the stability of child-parent relations and their harmonization. Practical research has shown that timely assistance to single-parent families can reduce the level of deviant behavior of children and form positive communication skills.

Keywords: incomplete family, socio-pedagogical support, society, socialization, child-parent relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.