УДК 159. 9:370
РО!: 10. 23951/2307-6127-2019-4-67-76
ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ПРОБЛЕМА
С. В. Бондаренко1, В. М. Голубова2
1 Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
2 Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права, Ставрополь
Рассмотрены имеющиеся в современной научной литературе исследования отечественных авторов, предоставляющие возможность обобщить на теоретико-методологическом уровне концептуальные положения, связанные с конструированием психологической поддержки. Подчеркивается, что психологическая поддержка реализуется в целях психологического обеспечения гармоничного становления личности в современном обществе, предупреждения развития негативных тенденций, преодолении трудностей личностного роста. Утверждается, что внедрение в образовательное пространство личностно ориентированных инновационных технологий осложняется жесткой привязанностью педагогов к сложившимся исторически формам организации образовательного процесса, в неспособности образовательных систем проектировать и контролировать формирование творчески ориентированной и саморазвивающейся личности обучаемого. Проанализированы генезис и феноменология психологической поддержки субъектов образовательного пространства. Выделены целевые ориентиры проектной деятельности психолога по ее непосредственному воплощению. Охарактеризованы модели научно-методического руководства учебно-воспитательным процессом, «скорой помощи», «сопровождения» и «развития личности». Описаны сущностные характеристики и механизмы психологической поддержки как базовой тенденции, оказывающей содействие личностному и профессиональному становлению студенческой молодежи.
Ключевые слова: личностно-развивающее обучение, психологическая поддержка, профессиональное становление, саморазвитие, экзистенциальные проблемы.
Современные запросы к выпускникам образовательных организаций высшего образования генерируют задачу подготовки инициативной целенаправленной личности, адаптивной к принятым в профессиональном и социальном сообществах нормам и ценностным ориентирам, к жизнедеятельности, непосредственно связанной с многообразием стрессовых ситуаций, проявляющей способность их конструктивно преодолевать.
Вызовы современности трансформируют требования к образовательно-воспитательному процессу. Подчеркивается, что каждый имеет возможность по собственному усмотрению привносить в различные этапы познавательной деятельности нечто свое, а реализация субъектом личных способностей есть основополагающий аспект современного и своевременного воспитания и обучения [1]. В последовательно реализуемой стратегии личностно-развивающего обучения акцент делается на общественную активность субъекта, развитие его сознания, формирования навыков самообладания и самоорганизации деятельности. По выражению Е. Н. Шиянова и И. Б. Котовой, «при личностно ориентированном подходе к определению сущности содержания образования абсолютной ценностью являются не от-
чужденные от личности знания, а сам человек» [2, с. 99]. Актуальность приобретает проблема духовного становления субъекта, его неповторимого саморазвития. Однако значительное число провозглашенных ориентиров современной системы отечественного образования на поверку обнаруживают недостаточную проработанность технологического замысла. Немало проблемных аспектов порождает необходимость соразмерного интегрирования в систему педагогического взаимодействия личностно ориентированного, культуро-созидательного процесса. Инновации предполагают основательную проработку и соотнесение с традиционными подходами, в частности, с предметно-центристской моделью. В научной среде обсуждается вопрос о том, какими средствами и с какой эффективностью пройдет реализация новых ориентиров обучения; как изменение модуля вектора на гуманистический подход в образовании отразится на естественно-научной составляющей, являющейся основой фундаментальных разработок, развития у бакалавров и магистров профессиональных компетенций. Недостаток существенных подвижек в обозначенных проблемных областях неизбежно отражается на эффективности воспитательной составляющей. В. И. Матвиенко на VII Российском съезде ректоров подчеркнула проблемные аспекты воспитательной работы в системе образования: «Сегодня приходится признать, что в последние годы в студенческую среду стали все более активно проникать наркотики, асоциальные настроения. Особую актуальность в связи с этим приобретает постановка в новых условиях и новых формах воспитательной работы в вузах» [3, с. 22]. В условиях модернизации системы высшего образования одной из приоритетных целевых стратегий выступает совершенствование технологий психологической поддержки личности, организационно оформленных в виде психологической службы или иных структурных подразделений вуза. Психологическая поддержка призвана заполнить создавшийся вакуум в воспитательной деятельности вуза, способствовать построению новых стратегий психолого-педагогических мероприятий, органично встроенных в образовательное пространство.
Теоретические основания психологической поддержки, ее формы, условия реализации и критерии эффективности разрабатывались в ряде фундаментальных монографических и диссертационных исследований (А. Г. Асмолов, И. В. Дубровина, И. Б. Котова и др.). Так, по мнению А. Г. Асмолова, базовым основанием для психологической поддержки выступают система условий: присутствие в современном стиле жизни источников личностного развития, наличие «зон неопределенности», когда субъект получает шанс реализовать свою индивидуальность, наличие достаточного круга актуальных ситуаций, требующих проявления личностного выбора [4, с. 42]. В практико-ориентированных работах российских психологов (Т. П. Воробьева, Г. В. Ванакова, А. А. Терсакова, Н. Г. Щербанева и др.) психологическая поддержка охватывает разновозрастную стратификацию и рассматривается с позиции экзистенциальных проблем. К экзистенциальным относят: проблему жизненного смысла, определение стратегии дальнейшего личностного самоопределения и профессионального становления, индивидуализации и творческого самовыражения. Решение подобных проблем не входит в содержание традиционных образовательных программ. Следует отметить, что нерешенность экзистенциальных проблем будет тормозить личностное становление и препятствовать активизации ценностно-смысловых регуляторов поведения. В лучшем случае это приведет к адаптивной модели самоопределения в сфере будущей профессиональной деятельности. Адаптированная стратегия личностного развития характеризуется склонностью к подчинению внешним обстоятельствам в виде выполнения предписаний, требований, норм, правил, алгоритмов профессиональной деятельности [5]. Но на этапе развернувшихся в стране преобразований востребован тип личности, обладающей возможностью раскрыть границы повседневной практики, оценить эффективность реализуемой
деятельности во временном контексте, уметь конструировать свою будущую профессиональную успешность и личностное самосовершенствование. Вот на такой вариант личностного становления и направлена психологическая поддержка. С точки зрения З. И. Ря-бикиной, подлинное развитие личности возможно тогда, когда она преодолевает определенные противоречия. Разрабатываемая автором модель применительно к процессу профессионализации создает возможность выделения нескольких основных противоречий, детерминирующих личностное развитие и профессиональное становление. К первому типу отнесено противоречие, наблюдающееся в смысловой сфере, - между складывающимися в сознании критериями профессионализма и образом я. Эталон личности профессионала, становясь целью развития личности, ее новой идентичностью, постепенно занимает место на пике смысловой иерархии. Второй тип составляет противоречие между образом я и истинными личностными составляющими, которые реализуются в поведенческих актах и в системе межличностных отношений. Третий тип противоречия возникает между потребностями личности и их обозначением в сознании. Противоречие четвертого типа - между опосредованными социумом установками профессионально значимых качеств и сложившимся в сознании субъекта индивидуализированным образцом. Противоречие между объективными запросами профессиональной деятельности и ожиданиями, которые декларируются сообществом, составляет пятый тип [6, 7].
«Реализация психологической поддержки самоактуализации личности в учебном и воспитательном процессе, - пишут О. О. Лимонова и Т. В. Колесникова, - предполагает создание благоприятного психологического климата, вследствие чего каждый студент может работать над собой, развивать индивидуальное самопознание, а также способность саморазвиваться и самосовершенствоваться» [8, с. 76].
Целевым аспектом психологической поддержки выступает проектирование обстоятельств личностного развития субъекта, обладающего потенциалом конструктивно преодолевать возникающие на жизненном пути проблемные ситуации, с опорой на внутренние резервы справляться с ними. Следовательно, можно констатировать, что психологическая поддержка субъектов образовательного пространства проявляется как процесс, результирующим эффектом которого выступает самодетерминация, самоосуществление и самосовершенствование личности.
Анализ исследовательских позиций по проблематике психологической поддержки субъектов в период обучения в образовательных организациях высшего образования позволяет выделить ее конкретные виды и характер деятельности. В данном исследовательском аспекте психологическая поддержка включает:
- поддержку образовательного процесса и формирование стратегических векторов развития его субъектов (студентов, преподавателей);
- профориентационную поддержку, направленную на раскрытие информационных составляющих для самореализации личности;
- психогигиеническое направление;
- социально-психологическое направление;
- консультационное направление.
Психологическая поддержка образовательного процесса предполагает:
- последовательное воплощение принципов личностно ориентированного образования: формирование позитивного стиля жизни и ценностных ориентиров; вырабатывание когнитивной и созидательной мотивации; осмысление и самосовершенствование профессионально значимых свойств субъекта, мыслительного и творческого базиса, способностей и личностных устремлений к усвоению основополагающих знаний, умений и навыков как
источника академической успеваемости и дальнейшей мобильности в сфере профессиональной деятельности;
- содействие преподавателям в интенсификации психологической культуры, в самосовершенствовании профессионально важных качеств;
- дифференциацию психологической готовности субъектов к предъявляемым запросам в конкретный период обучения;
- систематическое руководство первокурсниками по социально-психологической адаптации к условиям обучения и жизнедеятельности в образовательной организации с точки зрения формирования и совершенствования умений и навыков саморегуляции и, кроме того, выработка рекомендаций педагогическому составу по эффективному обеспечению психологического здоровья студентов на данном этапе;
- сопровождение обучающихся в вопросах индивидуальных личностных проявлений.
Поддержка профориентационного процесса осуществляется на всех этапах обучения и
состоит в реализации системы направлений:
- содействие в дифференциации выпускников школ на основе изучения их способностей и проектирование хода деятельности по усовершенствованию их подготовленности к обучению в конкретном вузе;
- стратификация студентов по их возможностям и стремлениям к разным уровням высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) и базовым типам будущей профессиональной деятельности (теоретик, практик, исследователь и др.); целевым индикатором данного направления выступает оповещение об этом самих обучающихся для реализации помощи в самоопределении в профессиональной сфере деятельности;
- скрининг, обследование обучающихся с целью определения динамики их личностного и профессионального становления сообразно с целевыми установками высшего учебного заведения.
Психогигиеническая поддержка предполагает:
- определение и анализ влияния неблагоприятных факторов и внешних признаков психического переутомления, недостаточных показателей интеллектуальной работоспособности и невротических симптомов;
- установление признаков психических перегрузок и эмоционального выгорания у профессорско-преподавательского состава с целью нормализации их состояния, влияющего на эмоциональное состояние студентов;
- выявление психологических барьеров, их источников и механизмов, затрагивающих поле взаимодействия как обучающихся, так и преподавателей в условиях обновления системы высшего образования.
Социально-психологический аспект поддержки обнаруживается в разрешении ряда актуальных задач:
- формирование позитивного психологического климата в студенческих группах и коллективе научно-педагогических работников посредством гармонизации межличностных взаимодействий;
- изучение проблем в сфере общения между субъектами образовательного пространства и разработка рекомендаций по их нивелированию.
Консультационная поддержка подразумевает реализацию индивидуальной стратегии психологической помощи. Индивидуальное консультирование ориентировано на оказание помощи формирующейся личности, чтобы субъект имел возможность получить больше знаний о самом себе, осознать собственную уникальность, проанализировать специфику
проблемных ситуаций. Главная цель раскрывается в мотивировании и поддержке молодого человека, переживающего кризисные состояния. Специалист предоставляет информацию, которая состоит в отзеркаливании и интерпретации актуальной проблемы, снижает неопределенность относительно потенциала субъекта по ее преодолению. Насущным содержанием отмечается: разрешение эмоциональных противоречий в обретении социально-личностной позиции, содействие в избегании травмирующих ситуаций; в определении моральных норм и ценностных ориентиров и др.
Индивидуальное консультирование реализуется с различными целевыми ориентирами:
- интерпретация данных психодиагностического обследования;
- трансформация негативного отношения к себе, развитие творческого потенциала;
- ориентация на конкретные сферы и виды деятельности.
Общими требованиями к проведению индивидуального консультирования выступают добровольное согласие, доверие субъекта, его активная жизненная позиция, исследовательское отношение к возникшим затруднениям. За консультируемым сохраняется право свободного отношения к получаемой психологической помощи [9, с. 12].
Основной круг проблемных моментов, характерных для лиц студенческого возраста, по мнению И. В. Дубровиной [10], представлен следующими психологическими составляющими:
- личностные переживания, обусловленные неблагополучным характером отношений с окружающими;
- проблемные взаимодействия внутри семьи - разногласия с родителями, отстаивание самостоятельности при принятии решений;
- трудности в психосексуальной сфере (интимные переживания и т. д.);
- экзистенциальные проблемы личности;
- проблемы организации досуга и деструктивного поведения.
По мнению Н. Г. Щербаневой [11], психологическую поддержку студентов в педагогическом вузе целесообразно осуществлять по следующим маршрутам:
- психологическое обеспечение процессов личностного и профессионального становления студенческой молодежи. Для этого необходимо выявлять соответствующие запросы о трудностях обучающихся. Развивающая и психокоррекционная работа строится с применением таких методических форм, как беседа, консультирование, социально-психологический тренинг, направленный на нивелирование проявлений тревоги и эмоциональной напряженности, осмысление своих потенциальных возможностей;
- психологическое обеспечение личностного развития преподавателей как основы их профессионального мастерства. Основной упор осуществляется на совершенствование культуры рефлексии, что позволяет пересмотреть опыт организации педагогического взаимодействия от административной коммуникации к диалогическому общению. Используемые приемы аналогичны перечню психологической помощи студентам.
Отталкиваясь от концепции персонализации А. В. Петровского, этап вузовского обучения необходимо трактовать как период личностного и профессионального становления, в процессе которого закладываются фундаментальные основания индивидуализации и интеграции субъектов в социальной действительности.
В технологическом аспекте психологическая поддержка рассматривается как совокупность средств, обобщающих частные формы, методы и приемы организации работы с субъектами образовательного процесса. Решающими факторами в определении их структурной организации выступают принципы личностно-развивающего образования, которые базируются на гуманистических традициях. Технологии психологической поддержки опираются на следующие механизмы:
- психолог фиксирует внимание на положительных личностных чертах субъекта и сглаживает его нежелательные проявления с целью укрепления веры в себя, формирования адекватной самооценки;
- психолог дает студенту возможность ощутить свои способности, раскрывает творческое начало;
- психолог помогает справиться с чувством внутреннего дискомфорта при учебных неудачах и жизненных трудностях;
- психолог осуществляет личностно-развивающее взаимодействие как способ восстановления психического равновесия.
Следовательно, психологическая поддержка базируется на рефлексии межличностного взаимодействия, сущностными параметрами которого выступают взаимоотношение, взаимопринятие, чувство доверия. Поддержка представляет собой процесс, реализуя который специалист (психолог, преподаватель, куратор и т. д.) концентрируется на преимуществах и успешных аспектах деятельности студента для укрепления самооценки личности, помогает избегать непродуманных решений, осознать творческий потенциал.
Индивидуально-творческий подход в отечественной системе образования предоставляет возможность рассматривать общее и профессиональное становление студента как субъекта обучения (В. А. Седов). В ходе профессиональной подготовки возникает проблема обезличивания и подравнивания под действующие стандарты. Массовая практика нередко указывает на то, что профессиональный аспект подготовки интерпретируется как приспособление субъекта к существующим требованиям профессиональной деятельности, направленность на единые личностные проявления [12, с. 137]. Проблема личностного формирования, раскрытия возможностей субъекта, его самовыражения выпадает из актуальных ориентиров образовательной деятельности. При всем том что индивидуально-творческий подход располагает солидной исторической почвой и базируется на основательных научных традициях, на современном этапе он получает все большую актуальность в результате обострившейся симптоматики экзистенциального кризиса и идеологического вакуума в социуме.
В условиях современного высшего образования воплощение в жизнь содержательных аспектов психологической поддержки представляется актуальным не только с целью повышения уровня профессиональной подготовки выпускника, но прежде всего с формированием благоприятных ситуаций для развития и реализации личностного потенциала субъекта. В фокусе научного интереса находится не сама учебная деятельность как таковая, а личность с ее насущными проблемами [13]. Психологическая поддержка, реализуемая в организациях высшего образования, аккумулирует две тенденции: актуальную, нацеленную на нивелирование проблемных ситуаций в сфере обучения и общения, и перспективную, генерирующую условия личностного становления будущего профессионала, формирования психологической готовности к продуктивной жизнедеятельности в социуме. Стратегической направленностью психологической поддержки выступает содействие воплощению базовых ценностей высшего образования, развитие академической ответственности и творческого потенциала субъекта, личностного роста и профессиональной мобильности и компетентности, самореализации и социальной ответственности выпускника.
Рассмотрение теоретических и прикладных составляющих психологической поддержки в учреждениях высшего образования предоставляет возможность охарактеризовать эталонные модели профессиональной деятельности практического психолога по ее реализа-
1. Научно-методическое руководство учебно-воспитательным процессом. Проектное содержание деятельности специалиста представлено рядом элементов:
- обозначение задач личностного роста на всех этапах вузовского обучения;
- оценка эффективности методов и условий обучения и воспитания на согласованность с задачами конкретного курса;
- мониторинг потенциала студентов, соотнесение его со стоящими задачами, реализация психологической поддержки;
- внесение корректив в обеспеченность учебно-воспитательного процесса в соответствии с личностными ресурсами студента; контроль результативности применяемых средств на основе достижения обозначенной цели.
2. «Скорая помощь». Содержание деятельности практического психолога в рамках данной модели состоит в реализации помощи студентам по активизации резервных возможностей в познавательной деятельности, общении, межличностном взаимодействии, по профилактике личностных деформаций. Проектирование деятельности в данном варианте приводит к трем переменным: запрос; оценка содержания запроса; реализация психологической помощи.
3. «Сопровождение». Модель характеризует совместное продвижение с субъектом по рассматриваемому периоду его жизни, выявление его уникального психологического содержания, консультирование по вопросам осознания и принятия своей самости, мотивации достижения поставленных целей, формирования конструктивных траекторий поведения в проблемных ситуациях.
Содержание деятельности в условиях рассматриваемой модели включает:
- установление требований учебно-воспитательного процесса к новому социальному статусу молодого человека;
- выявление личностного потенциала каждого студента;
- рассмотрение противоречий, охватывающих требования к организации учебно-воспитательного процесса и реальные силы, внутреннюю готовностью самого студента;
- проектирование деятельности заинтересованных лиц по согласованию требований учебно-воспитательного процесса и внутренних резервов обучающихся.
4. «Развитие личности». Специалист достигает цели гармонизации развития личности, основываясь на потенциале студенческого возраста, вырабатывании приемлемого характера деятельности, выступающей психологической основой организации ценностно-смысловых установок жизненного самоопределения. Проектная основа практической деятельности психолога определяет два модуля: актуальный, включающий помощь при разного рода препятствиях на пути к обозначенной цели, и перспективный - раскрытие личностного потенциала, позволяющего определить способы самореализации молодого человека. Психолог в рамках модели «Развитие личности» взаимодействует со всеми субъектами целостного образовательно-воспитательного процесса вуза.
Важно подчеркнуть, что складывающиеся инновационные психологические технологии, направленные на воплощение личностно ориентированного подхода, на современном этапе выступают как важные составляющие сложившегося исторически образовательного процесса в вузе. Психологическая поддержка в условиях современного образования рассматривается ведущим фактором формирования профессионального мировоззрения студентов. Профессиональное становление органично связано с личностным, в основе рассматриваемых явлений находится принцип самореализации, возможность субъекта модифицировать знаниевый опыт в актуальные жизненные стратегии. В свою очередь в условиях стихийно складывающихся форм личностного и профессионального становления у молодых людей наряду с адекватно идущим процессом самореализации может отмечаться приспособительная стратегия или дезадаптация. Приспособительная стратегия не способствует
личностному росту; при дезадаптации накапливается негативный опыт разрешения трудных ситуаций жизнедеятельности. Осуществленный анализ современных теоретических и прикладных исследований психологической поддержки обозначил проблемные аспекты ее внедрения в сложившуюся практику учебно-воспитательного процесса, а также позволяет отметить, что она используется в различных целях: от психотерапевтических до учебно-развивающих. Сложности встраивания психологической поддержки в систему вузовского образования во многом связаны с отсутствием четких нормативов, определяющих статусную позицию рассматриваемого феномена, недостаточностью организационно-деятель-ностных технологий, способствующих ее реализации, с учетом специфики психологической помощи.
Список литературы
I. Вазина К . Я . Модель саморазвития человека (концепции, технологии) . Н . Новгород: Изд-во Волж . инж . -пед . ин-та, 1999 .256 с .
2 . Шиянов Е . Н . , Котова И . Б . Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов . М . :
Академия, 1999 . 288 с .
3 . Выступление В . И . Матвиенко на VII Российском съезде ректоров // Высшее образование в России . 2003. № 1. С . 19-22 .
4 . Асмолов А. Г . Со=действие ребенку - развитие личности // Забота - поддержка - консультирование . Серия: Новые
ценности образования / под ред . Н . Б. Крыловой . М . : ИННОВАТОР, 1996 . С . 39-44.
5 . Митина Л . М . Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Во-
просы психологии . 1997 . № 4 . С . 28-38.
6 . Рябикина З . И . Личность . Личностное развитие . Профессиональный рост . Краснодар, 1995. 170 с .
7 . Ахметова Л . В . Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе
(из опыта работы) // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (TSPU Bulletin) . 2010 . Вып . 4 (94) . С . 131-135 .
8 . Лимонова О . О . , Колесникова Т . В . Психологическая поддержка самоактуализации личности студентов высшей шко-
лы // Мир науки . 2018 . № 2 . URL: https://mir-nauki . com/PDF/47PSMN218 . pdf (дата обращения: 05. 04.2019) .
9 . Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / под ред . М . К . Тутушкиной . СПб . : Дидактика
плюс, 1999 .352 с .
10 . Дубровина И . В . Содержание работы психолога образования // Мир психологии и психология в мире . 1995. № 1.
С 74-77
II. Щербанева Н . Г . Психологическая поддержка профессионального развития студентов педагогического вуза средствами психологической службы: автореф . дис .... канд . психол . наук . Ставрополь, 2003. 23 с .
12 . Кондракова Э . Д . Диалоговая технология в воспитательной работе вуза // Известия Волгоградского гос . техн . ун-та .
2015 . № 2 (155) . Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания . Вып . 20 . С . 133-137.
13 . Крупнов А. И . Об изучении и формировании базовых свойств личности студента // Студент на пороге XXI века . М . :
Изд-во РУДН, 1990 . С .31-38 .
Бондаренко Станислав Викторович, кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский государственный педагогический институт (ул. Ленина, 417а, Ставрополь, Россия, 355029). E-mail: [email protected]
Голубова Вера Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, Ставропольский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права (ул. Голенева, 36, Ставрополь, Россия, 355008). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.04.2019
DOI: 10.23951/2307-6127-2019-4-67-76
ORGANIZATION OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF MODERN EDUCATION AS A THEORETICAL AND APPLIED PROBLEM
S. V Bondarenko1, V M. Golubova2
1 Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol, Russian Federation
2 Stavropol Institute of Cooperation (Branch), Belgorod University of Cooperation,
Economics and Law, Stavropol, Russian Federation
The studies of domestic authors that are available in modern scientific literature are presented, which provide an opportunity to summarize at a theoretical and methodological level the conceptual provisions related to the construction of psychological support. It is emphasized that psychological support is realized in order to ensure the psychological development of a personality in modern society, prevent the development of negative tendencies, and overcome the difficulties of personal growth. It is argued that the introduction of personality-oriented innovation technologies into the educational space is complicated by the rigid attachment of teachers to the historically established forms of organization of the educational process, the inability of educational systems to design and control the formation of the learner's creatively oriented and self-developing personality. The genesis and phenomenology of psychological support of the subjects of the educational space is analyzed. Target reference points of the project activity of the psychologist for its direct implementation are highlighted. The models of the scientific and methodological management of the educational process, first aid, escort and personality development have been identified and characterized. The essential characteristics and mechanisms of psychological support are described as a basic trend that assists the personal and professional development of students.
Keywords: personal developmental education, psychological support, professional development, self-development, existential problems.
References
1. Vazina K . Ya . Model' samorazvitiya cheloveka (kontseptsii, tekhnologii) [Model of human self-development (concepts, technology)] . Nizhny Novgorod,Volzhsky Engineering and Pedagogical Institute Publ . , 1999 . 256 p . (in Russian) .
2 . Shiyanov E . N . , Kotova I. B . Razvitiye lichnosti v obuchenii: uchebnoye posobiye dlya studentov pedagogicheskikh vuzov
[Personality development in training: a textbook for students of pedagogical universities] . Moscow, Akademiya Publ . , 1999 . 288 p . (in Russian) .
3 . Vystupleniye V. I. Matviyenko na Rossiyskom VII s''yezde rektorov [Performance V. E . Matviencko at the Russian VII congress
of rectors] . Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2003, no . 1, pp . 19-22 (in Russian) .
4 . Asmolov A . G . So=deystviye rebenku - razvitiye lichnosti [Promoting the child - personal development] . Zabota -podderzhka-
konsul'tirovaniye. Seriya: Novye tsennosti obrazovaniya. Pod red . N . B . Krylovoy [Care - support - counseling . Series: New values of education . Ed . N . B . Krylova] . Moscow, INNOVATOR Publ . , 1996, pp . 39-44 (in Russian) .
5 . Mitina L . M . Lichnostnoye i professional'noye razvitiye cheloveka v novykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh [Personal
and professional development of a person in new socio-economic conditions] Voprosy psikhologii - Voprosy psychologii, 1997, no . 4, pp . 28-38 (in Russian) .
6 . Ryabikina Z . I. Lichnost'. Lichnostnoye razvitiye. Professional'nyy rost [Personality. Personal development. Professional
growth] . Krasnodar, 1995. 170 p . (in Russian) .
7 . Akhmetova L . V. Sotsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya i professional'noye razvitiye lichnosti v pedagogicheskom vuze (iz
opyta raboty) [Socio-psychological adaptation and professional development of a person in a pedagogical university (from work experience)] . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2010, vol . 4 (94), pp 131-135 (in Russian)
8 . Limonova O . O . , Kolesnikova T V. Psikhologicheskaya podderzhka samoaktualizatsii lichnosti studentov vysshey shkoly
[Psychological support of self-actualization of the personality of higher school students] . Mir nauki - World of Science, 2018, no . 2 (in Russian) . URL: https://mir-nauki . com/PDF/47PSMN218 . pdf (accessed 5 April 2019) .
9 . Psikhologicheskaya pomoshch' i konsul'tirovaniye v prakticheskoy psikhologii. Pod red . M . K . Tutushkinoy [Psychological
assistance and counseling in practical psychology. Ed . M . K . Tutushkina] . Saint Petersburg, Didaktika Plyus Publ . , 1999 . 352 p . (in Russian)
10 . Dubrovina I. V. Soderzhaniye raboty psikhologa obrazovaniya [Content of the work of an educational psychologist] . Mir
psikhologii i psikhologiya v mire, 1995, no . 1, pp . 74-77 (in Russian) . 11. Shcherbaneva N . G . Psikhologicheskaya podderzhka professional'nogo razvitiya studentov pedagogicheskogo vuza sredstvamipsikhologicheskoy sluzhby. Avtoref. dis. kand. psikhol. nauk [Psychological support for the professional development of students of a pedagogical university by means of a psychological service . Abstract of thesis cand . of psychol . sci . ] . Stavropol, 2003. 23 p . (in Russian) .
12 . Kondrakova E . D . Dialogovaya tekhnologiya v vospitatel'noy rabote vuza [Interactive technology in the educational work of the
university] . Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2015, iss . 20, no . 2 (155), pp . 133-137 (in Russian)
13 . Krupnov A . I. Ob izuchenii i formirovanii bazovykh svoystv lichnosti studenta [On the study and formation of the basic properties
of the personality of the student] . Student na poroge XXI veka, 1990, pp . 31-38 (in Russian) .
Bondarenko S. V., Stavropol State Pedagogical Institute (ul. Lenina, 417a, Stavropol, Russian Federation, 355029). E-mail: [email protected]
Golubova V. M., Stavropol Institute of Cooperation (Branch), Belgorod University of Cooperation, Economics and Law (ul. Goleneva, 36, Stavropol, Russian Federation, 355008). E-mail: [email protected]