BÎCHMK Украгнсъког медичног стоматологгчног академШ
Реферат
САМ0СТ1ЙНА П03АУД1Т0РНА РОБОТА СТУДЕНТIB НА КАФЕДР1 ФАКУЛЬТЕТСЬК0ТХ1РУРГ1ТВ К0НТЕКСТ1 БОЛОНСЬКОГО ПРОЦЕСУ
Колкш Я.Г., Хацко В.В., ДудЫ О.М., Кузьменко O.G., Межаков C.B. Ключов1 слова: самостмна робота студенлв, факультетська xipyprifl.
У po6oïi даний анал1з самостшно!' позауд1торно'| роботи студенлв на кафедр1 факультетськоУ xipypriï. За старою програмою цм po6oTi придтялася невелика ктькють годин. Велии труднощ1 були через недостатне матер1ально-техшчне забезпечення. У контекст! Болонського процесу б1пьш якюно змшиться ця пщготовка, щоб медичний ВУЗ випускав л1кар1в високоУ квал1ф1кацй', здатних конкурувати на св1товому ринку прац1.
УДК: 61(075.5)
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА
Кондратенко П.Г., Соболев В.В., Смирнов Н.Л.
Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького Кафедра госпитальной хирургии и эндоскопии
На протяжении цикла хирургических болезней студенты VI курса изучают важнейшие разделы плановой и экстренной хирургии брюшной полости. В связи с большим объемом информации и относительной краткостью изучения хирургических болезней студентами 6 курса усвоение студентами столь большого объема информации представляется несколько затруднительным. В связи с этим наиболее целесообразным представляется синдромный подход в изучении хирургической патологии. На кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии разработан способ текущего и этапного тестового контроля, предполагающий необходимое повторение изученных тем и самостоятельную внеаудиторную подготовку к этапному посиндромному контролю усвоения знаний. Для подготовки студентов к текущему и рубежному тестовому контролю на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии подготовлен и издан «Сборник тестовых заданий», содержащий 1200 тестов по всем изучаемым разделам хирургии. Предложенный способ позволяет определить исходный уровень знаний студентов и оценить эффективность преподавания в течение цикла путем сравнения результатов первого и последнего тестирования. Текущий тестовый контроль позволяет ежедневно контролировать усвоение студентами изучаемого материала.
Ключевые слова: преподавание хирургических болезней, контроль знаний, тестовые задания
На протяжении цикла хирургических болезней студенты VI курса изучают важнейшие разделы плановой и экстренной хирургии брюшной полости. При изучении различных разделов плановой и экстренной хирургии основное внимание уделяется современным способам диагностики и дифференциальной диагностике хирургических заболеваний.
В связи с большим объемом информации и относительной краткостью изучения хирургических болезней студентами 6 курса (20 учебных дней для студентов медицинского факультета, 8 учебных дней для студентов педиатрического факультета и 11 учебных дней для студентов медико-профилактического факультета), усвоение студентами столь большого объема информации представляется несколько затруднительным. В связи с этим наиболее целесообразным представляется синдромный подход в изучении хирургической патологии. Студенты 6 курса всех факультетов на цикле хирургических болезней изучают следующие синдромы: боль в конечностях (заболевания артерий и вен конечностей); боль в груди (заболевания легких, плевры и средостения); травма груди; дисфагия (заболевания пищевода); боль в животе (экстренная
хирургическая патология, обтурационная желтуха и повреждения живота); боль в промежности (заболевания прямой кишки и перианальной области); лихорадка (хирургическая инфекция); термические повреждения (ожоги и отморожения).
На кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии разработан способ текущего и этапного тестового контроля, предполагающий необходимое повторение изученных тем и самостоятельную внеаудиторную подготовку к этапному посиндромному контролю усвоения знаний.
Кроме ежедневного 15-тиминутного тестового контроля на каждой из изучаемых тем, предусмотрено проведение нескольких этапов тестового контроля в течение цикла. На первом этапе студентам предлагается 20 вопросов по 4 изученным темам. Время подготовки - 1 минута на 1 вопрос. На втором этапе студентам предлагается 15 вопросов по последующим изучаемым темам. Третий этап контроля предусматривает 15 вопросов по последующим темам и 10 вопросов по предыдущим. На четвертом этапе предлагается 15 вопросов по вновь изученным после третьего этапа темам и 15 вопросов по предыдущим. Пятый этап состоит из 15 вопро-
Актуальн проблемы сучасно'1 медицины
сов по последующим темам и 20 вопросов по предыдущим. Каждый вариант текущего и рубежного контроля сопровождается анализом ответов, разбором ошибок и выявлением их причин.
Кроме указанных способов этапного контроля студентам предлагается итоговое тестовое задание из 30 вопросов по всем изучаемым темам в конце цикла.
Особенность преподавания хирургии на 6 курсе состоит в том, что со всеми изучаемыми темами студенты ознакомлены на предыдущих курсах на кафедрах общей и факультетской хирургии. На предыдущих кафедрах студенты ознакомлены с основными проявлениями хирургических заболеваний, особенностями их течения в зависимости от различных факторов, ознакомлены с процессами диагностики, дифференциальной диагностики, дополнительными лабораторными и инструментальными методами подтверждения диагноза.
Учитывая эту особенность, в начале цикла прежде чем приступить к изучению материала, студентам предлагается тестовый вариант определения исходного уровня знаний. В данном случае предлагаемый набор тестовых заданий идентичен тому, который предлагается студентам в конце цикла в качестве итогового контроля.
Сравнительный анализ результатов, показанных студентами при определении исходного уровня знаний и при итоговом контроле, позволяет установить исходный уровень знаний, определить круг вопросов, которые вызывают у студентов наибольшие затруднения и определить необходимые мероприятия по их устранению. Об эффективности проведенных мероприятий можно судить по результатам итогового тестового контроля. Такой подход предоставляет возможность судить об эффективности работы кафедры и каждого преподавателя в отдельности.
Для подготовки студентов к текущему и рубежному тестовому контролю на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии подготовлен и издан «Сборник тестовых заданий», содержащий 1200 тестов по всем изучаемым разделам хирургии. При работе со сборником студенты имеют возможность ознакомиться с тестовыми заданиями и вариантами ответов на них с указаниями правильных ответов. Большое количество тестовых заданий по всем разделам хирургии позволяет предложить каждому студенту различные варианты заданий и исключить возможность их дублирования при одновременном тестовом контроле нескольких студенческих групп. Коды правильных ответов, указанных в «Сборнике тестовых заданий» и в наборах за-
даний предлагаемых студентам не идентичны, что исключает возможность механического запоминания кодов правильных ответов.
Предложенный вариант текущего тестового контроля позволяет ежедневно контролировать усвоение студентами изучаемого материала, предусматривает обязательную внеаудиторную самостоятельную подготовку к этапному тестовому контролю с обязательным повторением предыдущих учебных тем. Предложенный способ позволяет определить исходный уровень знаний студентов и оценить эффективность преподавания в течение цикла путем сравнения результатов первого и последнего тестирования. Данный вариант тестового контроля занимает не более 30-35 минут учебного времени и позволяет использовать большую часть занятий для разбора ошибок и выявления их причин, ку-рации больных, просмотра видеофильмов, освоения практических навыков.
Эффективность внедренного на кафедре способа тестового контроля знаний студентов подтверждается результатами государственного лицензионного экзамена «Крок-2». Студенты всех факультетов Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького на выпускном курсе проходят обучение по циклу хирургических болезней на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии. На протяжении 5 лет студенты Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького регулярно занимают 1-3 место в Украине по результатам решения тестовых заданий по хирургическим болезням. Так, в 2002 г. процент правильных ответов по блоку хирургических дисциплин составил 72.6%, что соответствовало третьему месту среди аналогичных показателей других медицинских ВУЗов. В 2005 г. результат был улучшен до 78.9%, и он являлся лучшим в Украине. В то же время, анализ результатов экзамена выявил, что студенты нашего университета на протяжение последних пяти лет занимают первое место при решении тестовых заданий по хирургии по сравнению с обучающимися в других ВУЗах, и есть тенденция к улучшению этого показателя. В 2002 г. студенты университета дали 74.7% правильных ответов (в среднем в Украине - 69.8%), в 2003 г. - 75.4% (71.3%), в 2004 г. - 82.2% (78.4%), и в 2005 г. 83.6% правильно решенных тестов (79.3%).
Внедренный на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии тестовый контроль знаний студентов постоянно совершенствуется, тестовые задания ежегодно перерабатываются и дополняются с учетом внедряемых новых методов диагностики и лечения.
Том 6, Выпуск 1-2
317
BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ
Реферат
0РГАН13АЦ1Я ПРОВЕДЕНИЯ I РЕЗУЛЬТАТИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЮ ЗНАНЬ СТУДЕНТ1В ВИПУСКНОГО КУРСУ Кондратенко П.Г., Соболев В.В., Смирнов Н.Л.
Ключов1 слова: викладання х1рурпчних хвороб, контроль знань, тестов! завдання.
Впродовж циклу х1рурпчних хвороб студенти VI курсу вивчають найважливЫ роздти планово! \ екстреноТ х1рурги черевноТ порожнини. У зв'язку з великим ¡нформаци \ вщносною стислютю вивчення х1рурпчних хвороб студентами 6 курсу засвоення студентами такого великого ¡нформаци представляеться дещо скрутним. У зв'язку з цим найбгпьш доцтьним представляеться синдромний пщхщ у вивчены х1рурпчноТ патологи. На кафедр1 госттально!' х1рургп \ ендоскопи розроблений споаб поточного \ етапного тестового контролю, що необхщне повторения вивчених тем \ самостмну внеаудиторну пщготовку до етапного посин-дромного контролю засвоення знань. Для пщготовки студенев до поточного \ рубежу тестового контролю на кафедр1 гостталь-ноТ мрургл \ ендоскопи пщготовлений \ виданий «Зб1рка тестових завдань», що мютить 1200 тест1в по вах розд1пах х1рургп, що вивчаються.
Запропонований споаб дозволяс визначити р1вень знань студен™ \ оцшити ефективнють викладання протягом циклу шляхом пор1вняння результалв першого \ останнього тестування. Поточний тестовий контроль дозволяс щодня контролювати засвоення студентами матер1алу, що вивчаеться.
УДК 614.25:617
ВИКЛАДАННЯ ФАКУЛЫЕТСЬК01Х1РУРГ11, ПРОБЛЕМИ, ШЛЯХИ ПОКРАЩЕННЯ, ПЕРСПЕКТИВИ
Катковський O.G., Багрш О.С., Жмур А.А
ВЫницький нацюнальний медичний уыверситет ¡м. M.I.
Викладання факультетськоТ xipypriT, в контекст! педагопки вищоТ школи, мае cboi особли-BOCTi, що вщповщають MeTi та задачам дисциплин, та перебувае пщ постмним впливом пози-тивних та негативних фактор^, з якими не мож-на не рахуватися.
Кафедра факультетськоТ xipyprii Внницького нацюнального медичного уыверситету ¡м. М.1.Пирогова волод1е значним потенц1алом кадрового забезпечення, постмно готуються канди-дати та доктора медичних наук, поступово зд1й-снюсться успшна змна поколшь викладацького складу з передачею досвщу молодим фах1вцям, здмснюеться систематичне пщвищення квал1фь каци cnißpoöiTHHKiB з педагопки, удосконалюеть-ся методика викладання xipyprii студентам 4,6 KypciB та лкарямннтернам.
Стр1мкий розвиток сучасноТ медицини та нау-ково-техннний прогрес висувають HOBi вимоги до процесу пщготовки сучасного спе^алюта. Враховуючи поширення комп'ютеризацп (за нашими даними близько 50% студенев мають комп'ютери, а решта втьний доступ до користу-вання ними), впровадження лазерноТ, ендоскопн чноТ, ультразвуковоТ технки, ¡нших високотехно-лопчних метода обстеження та лкування, поширення ¡нформацмного поля, втьний доступ до найсучасыших досягнень через мережу «1н-тернет» традицмний cnociö викладання дисциплин стае вчорашым днем.
Проте, недостатне фнансування не дае мож-ливост1 в повнм Mipi встановити навчальний процес на кпннних кафедрах, в тому числ1 i на кафедр1 факультетськоТ xipyprii, на сучасний pi-вень. 1ншою серйозною проблемою е стан лка-рень, як1 ми використовуемо в якост1 бази для навчання студенев. Положения про кпУчну лн
., Саволюк С.1., Тереховський А.1.
Пирогова
карню не виконуеться, в зв'язку з цим ми маемо над1ю на те, що нов1 пол™чы сили пригадають про ¡снування вищоТ медичноТ школи та и бази.
Враховуючи, що ¡нформа^я, яка даеться в електронному вид1 е не менш доступною, ыж ко-ристування б1блютекою, проте потребуе суттево менших витрат, вважаемо можливим та доцть-ним створення пщручниюв у електронному варн антк Вони можуть доповнюватись ¡люстрации, вщеофтьмами, фотографами, а також можуть мютити спец1ально розроблеы навчалы-м про-грами. Важливою Тх перевагою е можливють по-стмного поновлення, корекци та удосконалення. При цьому соб1вартютьТх е значно нижчою.
Проте, жодна чудово викпадена та методично грамотно представлена ¡нформацт не буде засвоена студентами за вщсутност1 мотиваци оволодння дисциплЫою. Враховуючи вщсут-нють реального впливу з боку уыверситету на фнансове заохочення студенев до навчання та на перспективу отримання достатньоТ оплати прац1 майбутнього лкаря, що е головним моти-вацмним фактором до оволодЫня знаниям \ умнням, ми зупинимось на ¡нших мотивацмних чинниках. Одним ¡з таких е фактор викладача. А саме його самовдосконалення та авторитет, вмшня знайти стльну мову з молодими колега-ми, вимогливють, взаемоповага, уважне та ¡нди-вщуальне ставлення до кожноТ особистост1 в обличч1 студента. П1д час економнноТ та пол1-тично1 кризи, комерц1ал1зац|| сусп1льства, ¡нколи лише власний приклад може стати фактором, що призведе до зростання р1вня мотиваци. Саме на третьому-четвертому роках навчання в1дм1-чаеться 1"|' значний спад, спричинений реал1ями, з якими стикаються студенти, приходячи у кл1н1-ки. Вони неминуче стають св1дками поганого за-