Научная статья на тему 'Организация проведения и результаты тестового контроля знаний студентов выпускного курса'

Организация проведения и результаты тестового контроля знаний студентов выпускного курса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподавание хирургических болезней / контроль знаний / тестовые задания / викладання хірургічних хвороб / контроль знань / тестові завдання

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кондратенко П. Г., Соболев В. В., Смирнов Н. Л.

На протяжении цикла хирургических болезней студенты VI курса изучают важнейшие разделы плановой и экстренной хирургии брюшной полости. В связи с большим объемом информации и относительной краткостью изучения хирургических болезней студентами 6 курса усвоение студентами столь большого объема информации представляется несколько затруднительным. В связи с этим наиболее целесообразным представляется синдромный подход в изучении хирургической патологии. На кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии разработан способ текущего и этапного тестового контроля, предполагающий необходимое повторение изученных тем и самостоятельную внеаудиторную подготовку к этапному посиндромному контролю усвоения знаний. Для подготовки студентов к текущему и рубежному тестовому контролю на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии подготовлен и издан «Сборник тестовых заданий», содержащий 1200 тестов по всем изучаемым разделам хирургии. Предложенный способ позволяет определить исходный уровень знаний студентов и оценить эффективность преподавания в течение цикла путем сравнения результатов первого и последнего тестирования. Текущий тестовый контроль позволяет ежедневно контролировать усвоение студентами изучаемого материала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кондратенко П. Г., Соболев В. В., Смирнов Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОРГАНІЗАЦІЯ ПРОВЕДЕННЯ І РЕЗУЛЬТАТИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЮ ЗНАНЬ СТУДЕНТІВ ВИПУСКНОГО КУРСУ

Впродовж циклу хірургічних хвороб студенти VI курсу вивчають найважливіші розділи планової і екстреної хірургії черевної порожнини. У зв'язку з великим інформації і відносною стислістю вивчення хірургічних хвороб студентами 6 курсу засвоєння студентами такого великого інформації представляється дещо скрутним. У зв'язку з цим найбільш доцільним представляється синдромний підхід у вивченні хірургічної патології. На кафедрі госпітальної хірургії і ендоскопії розроблений спосіб поточного і етапного тестового контролю, що необхідне повторення вивчених тем і самостійну внеаудиторну підготовку до етапного посиндромного контролю засвоєння знань. Для підготовки студентів до поточного і рубежу тестового контролю на кафедрі госпіталь ної хірургії і ендоскопії підготовлений і виданий «Збірка тестових завдань», що містить 1200 тестів по всіх розділах хірургії, що вивчаються. Запропонований спосіб дозволяє визначити рівень знань студентів і оцінити ефективність викладання протягом циклу шляхом порівняння результатів першого і останнього тестування. Поточний тестовий контроль дозволяє щодня контролювати засвоєння студентами матеріалу, що вивчається.

Текст научной работы на тему «Организация проведения и результаты тестового контроля знаний студентов выпускного курса»

BÎCHMK Украгнсъког медичног стоматологгчног академШ

Реферат

САМ0СТ1ЙНА П03АУД1Т0РНА РОБОТА СТУДЕНТIB НА КАФЕДР1 ФАКУЛЬТЕТСЬК0ТХ1РУРГ1ТВ К0НТЕКСТ1 БОЛОНСЬКОГО ПРОЦЕСУ

Колкш Я.Г., Хацко В.В., ДудЫ О.М., Кузьменко O.G., Межаков C.B. Ключов1 слова: самостмна робота студенлв, факультетська xipyprifl.

У po6oïi даний анал1з самостшно!' позауд1торно'| роботи студенлв на кафедр1 факультетськоУ xipypriï. За старою програмою цм po6oTi придтялася невелика ктькють годин. Велии труднощ1 були через недостатне матер1ально-техшчне забезпечення. У контекст! Болонського процесу б1пьш якюно змшиться ця пщготовка, щоб медичний ВУЗ випускав л1кар1в високоУ квал1ф1кацй', здатних конкурувати на св1товому ринку прац1.

УДК: 61(075.5)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ВЫПУСКНОГО КУРСА

Кондратенко П.Г., Соболев В.В., Смирнов Н.Л.

Донецкий государственный медицинский университет им. М.Горького Кафедра госпитальной хирургии и эндоскопии

На протяжении цикла хирургических болезней студенты VI курса изучают важнейшие разделы плановой и экстренной хирургии брюшной полости. В связи с большим объемом информации и относительной краткостью изучения хирургических болезней студентами 6 курса усвоение студентами столь большого объема информации представляется несколько затруднительным. В связи с этим наиболее целесообразным представляется синдромный подход в изучении хирургической патологии. На кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии разработан способ текущего и этапного тестового контроля, предполагающий необходимое повторение изученных тем и самостоятельную внеаудиторную подготовку к этапному посиндромному контролю усвоения знаний. Для подготовки студентов к текущему и рубежному тестовому контролю на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии подготовлен и издан «Сборник тестовых заданий», содержащий 1200 тестов по всем изучаемым разделам хирургии. Предложенный способ позволяет определить исходный уровень знаний студентов и оценить эффективность преподавания в течение цикла путем сравнения результатов первого и последнего тестирования. Текущий тестовый контроль позволяет ежедневно контролировать усвоение студентами изучаемого материала.

Ключевые слова: преподавание хирургических болезней, контроль знаний, тестовые задания

На протяжении цикла хирургических болезней студенты VI курса изучают важнейшие разделы плановой и экстренной хирургии брюшной полости. При изучении различных разделов плановой и экстренной хирургии основное внимание уделяется современным способам диагностики и дифференциальной диагностике хирургических заболеваний.

В связи с большим объемом информации и относительной краткостью изучения хирургических болезней студентами 6 курса (20 учебных дней для студентов медицинского факультета, 8 учебных дней для студентов педиатрического факультета и 11 учебных дней для студентов медико-профилактического факультета), усвоение студентами столь большого объема информации представляется несколько затруднительным. В связи с этим наиболее целесообразным представляется синдромный подход в изучении хирургической патологии. Студенты 6 курса всех факультетов на цикле хирургических болезней изучают следующие синдромы: боль в конечностях (заболевания артерий и вен конечностей); боль в груди (заболевания легких, плевры и средостения); травма груди; дисфагия (заболевания пищевода); боль в животе (экстренная

хирургическая патология, обтурационная желтуха и повреждения живота); боль в промежности (заболевания прямой кишки и перианальной области); лихорадка (хирургическая инфекция); термические повреждения (ожоги и отморожения).

На кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии разработан способ текущего и этапного тестового контроля, предполагающий необходимое повторение изученных тем и самостоятельную внеаудиторную подготовку к этапному посиндромному контролю усвоения знаний.

Кроме ежедневного 15-тиминутного тестового контроля на каждой из изучаемых тем, предусмотрено проведение нескольких этапов тестового контроля в течение цикла. На первом этапе студентам предлагается 20 вопросов по 4 изученным темам. Время подготовки - 1 минута на 1 вопрос. На втором этапе студентам предлагается 15 вопросов по последующим изучаемым темам. Третий этап контроля предусматривает 15 вопросов по последующим темам и 10 вопросов по предыдущим. На четвертом этапе предлагается 15 вопросов по вновь изученным после третьего этапа темам и 15 вопросов по предыдущим. Пятый этап состоит из 15 вопро-

Актуальн проблемы сучасно'1 медицины

сов по последующим темам и 20 вопросов по предыдущим. Каждый вариант текущего и рубежного контроля сопровождается анализом ответов, разбором ошибок и выявлением их причин.

Кроме указанных способов этапного контроля студентам предлагается итоговое тестовое задание из 30 вопросов по всем изучаемым темам в конце цикла.

Особенность преподавания хирургии на 6 курсе состоит в том, что со всеми изучаемыми темами студенты ознакомлены на предыдущих курсах на кафедрах общей и факультетской хирургии. На предыдущих кафедрах студенты ознакомлены с основными проявлениями хирургических заболеваний, особенностями их течения в зависимости от различных факторов, ознакомлены с процессами диагностики, дифференциальной диагностики, дополнительными лабораторными и инструментальными методами подтверждения диагноза.

Учитывая эту особенность, в начале цикла прежде чем приступить к изучению материала, студентам предлагается тестовый вариант определения исходного уровня знаний. В данном случае предлагаемый набор тестовых заданий идентичен тому, который предлагается студентам в конце цикла в качестве итогового контроля.

Сравнительный анализ результатов, показанных студентами при определении исходного уровня знаний и при итоговом контроле, позволяет установить исходный уровень знаний, определить круг вопросов, которые вызывают у студентов наибольшие затруднения и определить необходимые мероприятия по их устранению. Об эффективности проведенных мероприятий можно судить по результатам итогового тестового контроля. Такой подход предоставляет возможность судить об эффективности работы кафедры и каждого преподавателя в отдельности.

Для подготовки студентов к текущему и рубежному тестовому контролю на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии подготовлен и издан «Сборник тестовых заданий», содержащий 1200 тестов по всем изучаемым разделам хирургии. При работе со сборником студенты имеют возможность ознакомиться с тестовыми заданиями и вариантами ответов на них с указаниями правильных ответов. Большое количество тестовых заданий по всем разделам хирургии позволяет предложить каждому студенту различные варианты заданий и исключить возможность их дублирования при одновременном тестовом контроле нескольких студенческих групп. Коды правильных ответов, указанных в «Сборнике тестовых заданий» и в наборах за-

даний предлагаемых студентам не идентичны, что исключает возможность механического запоминания кодов правильных ответов.

Предложенный вариант текущего тестового контроля позволяет ежедневно контролировать усвоение студентами изучаемого материала, предусматривает обязательную внеаудиторную самостоятельную подготовку к этапному тестовому контролю с обязательным повторением предыдущих учебных тем. Предложенный способ позволяет определить исходный уровень знаний студентов и оценить эффективность преподавания в течение цикла путем сравнения результатов первого и последнего тестирования. Данный вариант тестового контроля занимает не более 30-35 минут учебного времени и позволяет использовать большую часть занятий для разбора ошибок и выявления их причин, ку-рации больных, просмотра видеофильмов, освоения практических навыков.

Эффективность внедренного на кафедре способа тестового контроля знаний студентов подтверждается результатами государственного лицензионного экзамена «Крок-2». Студенты всех факультетов Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького на выпускном курсе проходят обучение по циклу хирургических болезней на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии. На протяжении 5 лет студенты Донецкого государственного медицинского университета им. М.Горького регулярно занимают 1-3 место в Украине по результатам решения тестовых заданий по хирургическим болезням. Так, в 2002 г. процент правильных ответов по блоку хирургических дисциплин составил 72.6%, что соответствовало третьему месту среди аналогичных показателей других медицинских ВУЗов. В 2005 г. результат был улучшен до 78.9%, и он являлся лучшим в Украине. В то же время, анализ результатов экзамена выявил, что студенты нашего университета на протяжение последних пяти лет занимают первое место при решении тестовых заданий по хирургии по сравнению с обучающимися в других ВУЗах, и есть тенденция к улучшению этого показателя. В 2002 г. студенты университета дали 74.7% правильных ответов (в среднем в Украине - 69.8%), в 2003 г. - 75.4% (71.3%), в 2004 г. - 82.2% (78.4%), и в 2005 г. 83.6% правильно решенных тестов (79.3%).

Внедренный на кафедре госпитальной хирургии и эндоскопии тестовый контроль знаний студентов постоянно совершенствуется, тестовые задания ежегодно перерабатываются и дополняются с учетом внедряемых новых методов диагностики и лечения.

Том 6, Выпуск 1-2

317

BiCHHK Украгнсъког жедичног стоматологгчног акадежШ

Реферат

0РГАН13АЦ1Я ПРОВЕДЕНИЯ I РЕЗУЛЬТАТИ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЮ ЗНАНЬ СТУДЕНТ1В ВИПУСКНОГО КУРСУ Кондратенко П.Г., Соболев В.В., Смирнов Н.Л.

Ключов1 слова: викладання х1рурпчних хвороб, контроль знань, тестов! завдання.

Впродовж циклу х1рурпчних хвороб студенти VI курсу вивчають найважливЫ роздти планово! \ екстреноТ х1рурги черевноТ порожнини. У зв'язку з великим ¡нформаци \ вщносною стислютю вивчення х1рурпчних хвороб студентами 6 курсу засвоення студентами такого великого ¡нформаци представляеться дещо скрутним. У зв'язку з цим найбгпьш доцтьним представляеться синдромний пщхщ у вивчены х1рурпчноТ патологи. На кафедр1 госттально!' х1рургп \ ендоскопи розроблений споаб поточного \ етапного тестового контролю, що необхщне повторения вивчених тем \ самостмну внеаудиторну пщготовку до етапного посин-дромного контролю засвоення знань. Для пщготовки студенев до поточного \ рубежу тестового контролю на кафедр1 гостталь-ноТ мрургл \ ендоскопи пщготовлений \ виданий «Зб1рка тестових завдань», що мютить 1200 тест1в по вах розд1пах х1рургп, що вивчаються.

Запропонований споаб дозволяс визначити р1вень знань студен™ \ оцшити ефективнють викладання протягом циклу шляхом пор1вняння результалв першого \ останнього тестування. Поточний тестовий контроль дозволяс щодня контролювати засвоення студентами матер1алу, що вивчаеться.

УДК 614.25:617

ВИКЛАДАННЯ ФАКУЛЫЕТСЬК01Х1РУРГ11, ПРОБЛЕМИ, ШЛЯХИ ПОКРАЩЕННЯ, ПЕРСПЕКТИВИ

Катковський O.G., Багрш О.С., Жмур А.А

ВЫницький нацюнальний медичний уыверситет ¡м. M.I.

Викладання факультетськоТ xipypriT, в контекст! педагопки вищоТ школи, мае cboi особли-BOCTi, що вщповщають MeTi та задачам дисциплин, та перебувае пщ постмним впливом пози-тивних та негативних фактор^, з якими не мож-на не рахуватися.

Кафедра факультетськоТ xipyprii Внницького нацюнального медичного уыверситету ¡м. М.1.Пирогова волод1е значним потенц1алом кадрового забезпечення, постмно готуються канди-дати та доктора медичних наук, поступово зд1й-снюсться успшна змна поколшь викладацького складу з передачею досвщу молодим фах1вцям, здмснюеться систематичне пщвищення квал1фь каци cnißpoöiTHHKiB з педагопки, удосконалюеть-ся методика викладання xipyprii студентам 4,6 KypciB та лкарямннтернам.

Стр1мкий розвиток сучасноТ медицини та нау-ково-техннний прогрес висувають HOBi вимоги до процесу пщготовки сучасного спе^алюта. Враховуючи поширення комп'ютеризацп (за нашими даними близько 50% студенев мають комп'ютери, а решта втьний доступ до користу-вання ними), впровадження лазерноТ, ендоскопн чноТ, ультразвуковоТ технки, ¡нших високотехно-лопчних метода обстеження та лкування, поширення ¡нформацмного поля, втьний доступ до найсучасыших досягнень через мережу «1н-тернет» традицмний cnociö викладання дисциплин стае вчорашым днем.

Проте, недостатне фнансування не дае мож-ливост1 в повнм Mipi встановити навчальний процес на кпннних кафедрах, в тому числ1 i на кафедр1 факультетськоТ xipyprii, на сучасний pi-вень. 1ншою серйозною проблемою е стан лка-рень, як1 ми використовуемо в якост1 бази для навчання студенев. Положения про кпУчну лн

., Саволюк С.1., Тереховський А.1.

Пирогова

карню не виконуеться, в зв'язку з цим ми маемо над1ю на те, що нов1 пол™чы сили пригадають про ¡снування вищоТ медичноТ школи та и бази.

Враховуючи, що ¡нформа^я, яка даеться в електронному вид1 е не менш доступною, ыж ко-ристування б1блютекою, проте потребуе суттево менших витрат, вважаемо можливим та доцть-ним створення пщручниюв у електронному варн антк Вони можуть доповнюватись ¡люстрации, вщеофтьмами, фотографами, а також можуть мютити спец1ально розроблеы навчалы-м про-грами. Важливою Тх перевагою е можливють по-стмного поновлення, корекци та удосконалення. При цьому соб1вартютьТх е значно нижчою.

Проте, жодна чудово викпадена та методично грамотно представлена ¡нформацт не буде засвоена студентами за вщсутност1 мотиваци оволодння дисциплЫою. Враховуючи вщсут-нють реального впливу з боку уыверситету на фнансове заохочення студенев до навчання та на перспективу отримання достатньоТ оплати прац1 майбутнього лкаря, що е головним моти-вацмним фактором до оволодЫня знаниям \ умнням, ми зупинимось на ¡нших мотивацмних чинниках. Одним ¡з таких е фактор викладача. А саме його самовдосконалення та авторитет, вмшня знайти стльну мову з молодими колега-ми, вимогливють, взаемоповага, уважне та ¡нди-вщуальне ставлення до кожноТ особистост1 в обличч1 студента. П1д час економнноТ та пол1-тично1 кризи, комерц1ал1зац|| сусп1льства, ¡нколи лише власний приклад може стати фактором, що призведе до зростання р1вня мотиваци. Саме на третьому-четвертому роках навчання в1дм1-чаеться 1"|' значний спад, спричинений реал1ями, з якими стикаються студенти, приходячи у кл1н1-ки. Вони неминуче стають св1дками поганого за-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.