Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ")'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
805
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ОТЧЕТНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салтанова Л.О.

Статья об организации процесса оценки внутреннего контроля на примере ПАО «Сбербанк России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE PROCESS OF EVALUATION OF INTERNAL CONTROL (ON THE EXAMPLE OF PJSC SBERBANK OF RUSSIA)

Article on the organization of the process of internal control assessment on the example of PJSC "Sberbank of Russia".

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ")»

УДК 336

Салтанова Л. О. студент 4 курса институт менеджмента и экономики кафедра «Экономика» Югорский государственный университет Россия, г. Ханты-Мансийск ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК РОССИИ»)

Аннотация. Статья об организации процесса оценки внутреннего контроля на примере ПАО «Сбербанк России».

Ключевые слова. Внутренний контроль; Отчетность; Управление;

Saltanova L.O. female student

4 year, Institute of Management and Economics, Department of

Economics Ugra State University Russia, Khanty-Mansiysk ORGANIZATION OF THE PROCESS OF EVALUATION OF INTERNAL CONTROL (ON THE EXAMPLE OF PJSC SBERBANK OF

RUSSIA)

Annotation. Article on the organization of the process of internal control assessment on the example of PJSC "Sberbank of Russia".

Key words. Internal control; Reporting; Control;

Предметом деятельности ПАО «Сбербанк России» является оказание финансовых услуг, объем которых зависит от того, являются клиент резидентами Российской федерации, или нет. Для физических и юридических лиц Банк обеспечивает качественное, бесперебойное, современное обслуживание двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю из любой точки мира.

Система внутреннего контроля банка организована в соответствии с требованиями Банка России в целях обеспечения эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности, управления активами и пассивами, поддержания рисков на уровне, не угрожающем интересам акционеров и клиентов банка.

Внутренняя отчетность отражает основные показатели качества портфеля: уровень просроченной задолженности на разных сроках, в т.ч. NPL90+, эффективность сбора, PD, LGD и др. [1].

Основными элементами системы корпоративного управления ПАО «Сбербанк России» являются:

- Общее собрание акционеров - высший орган управления, через который акционеры реализуют свое право на управление Банком.

- Наблюдательный совет - коллегиальный орган управления, осуществляет стратегическое управление, определяет основные принципы и

подходы к организации в Банке системы корпоративного управления (включая системы управления рисками и внутреннего контроля), дает рекомендации исполнительным органам и контролирует их деятельность.

- Президент, Председатель Правления - единоличный исполнительный орган управления, возглавляет Правление и осуществляет руководство текущей деятельностью Банка.

- Правление Банка - коллегиальный исполнительный орган управления, который осуществляет руководство текущей деятельностью Банка и реализует стратегии, определенные Наблюдательным советом.

Целью функционирования системы внутреннего контроля является:

- обеспечение эффективного осуществления финансово-хозяйственной деятельности,

- управления активами и пассивами,

- поддержания рисков на уровне, не угрожающем интересам акционеров и клиентов Банка,

- других требований, определенных нормативными документами Банка России.

Внутренний контроль в Банке осуществляют:

- Органы управления Банка;

- Ревизионная комиссия;

- Главный бухгалтер (его заместители) Банка;

- Руководители (их заместители) и главные бухгалтеры (их заместители) филиалов Банка;

- Служба внутреннего аудита;

- Служба внутреннего контроля;

- Структурное подразделение (ответственный сотрудник) по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

- Контролер профессионального участника рынка ценных бумаг;

- Иные подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами Банка.

Являясь публичной компанией, Сбербанк стремится к повышению прозрачности деятельности путем активного открытого диалога со своими инвесторами и акционерами, а также другими ключевыми заинтересованными сторонами. Определяющим документом является Информационная политика Банка, которая определяет:

- принципы раскрытия информации;

- состав информации, обязательной к раскрытию;

- информацию, раскрываемую о системе корпоративного управления;

- информацию о реализации практик корпоративного управления;

- дополнительную информацию о деятельности Сбербанка;

- способы и методы раскрытия;

- подразделения и лиц, ответственных за раскрытие информации.

Банк считает, что открытость системы корпоративного управления, доступность руководства Банка и активный подход к коммуникациям с рынком являются ключевыми факторами укрепления доверия компании.

Основными источниками информации при проверке внутрибанковского контроля ПАО «Сбербанк России», являются все документы бухгалтерской отчетности, учетная политика банка, акты проверок постановки на учет, проделанных службой внутрибанковского контроля кредитной организации.

Внутренний контроль осуществляется в ПАО «Сбербанк России» на трех уровнях:

1) контроль осуществляется конкретно в подразделении, которое выполняет соответствующую операцию сотрудниками данного подразделения;

2) контроль осуществляется с целью ликвидации недостатков в банке и осуществления внутреннего контроля первого уровня в конкретном подразделении;

3) контроль осуществляется с целью независимой оценки внутреннего контроля первого и второго уровней в подразделении и подготовки рекомендаций по устранению и недопущению в перспективе обнаруженных недостатков в банке и при осуществлении внутреннего контроля.

Осуществляя мероприятия организации внутреннего контроля, выполняемые на втором уровне, вместе с другими способами контроля возможно применение экспертизы, проводимой в рамках предварительного, текущего и последующего контроля согласно нормативным актам банка или по решению руководства банка или уполномоченного руководителя подразделения.

Продуктивность организации системы внутрибанковского контроля зависит от некоторых внешних (наличие нужной нормативной базы организации системы внутреннего контроля) и внутренних (наличие сотрудников, способных на должном уровне и незамедлительно дать оценку сложившейся в банке ситуации и внести квалифицированные рекомендации по минимизации рисков банковской деятельности) условий.

Немаловажную роль в принятии решения о построении системы внутрибанковского контроля играет величина кредитной организации. Некрупные банки не могут позволить себе содержать большой штат сотрудников внутреннего контроля. Однако указания и рекомендации Банка России (БР) вынуждают кредитные организации вновь и вновь увеличивать штат контролирующих подразделений. Таким образом, принцип рациональности системы внутреннего контроля, рекомендованный БКБН, превращается в небольших банках в наличие номинальных служб и сотрудников в соответствии с требованиями нормативных документов БР. А порой возникает ситуация, когда контролирующих и руководящих работников в банке больше, чем тех, кого они контролируют.

Поддержание минимального количества работников контролирующих

подразделений приводит, в свою очередь, к увеличению нагрузки по проверкам банковских бизнес-процессов на одного сотрудника. А это зачастую вызывает сложности, в том числе и по причине ограниченности времени для осуществления таких проверок. Тем более процесс должен быть построен таким образом, что после проведенной проверки необходимо убедиться в исполнении рекомендаций контролирующих служб и устранении выявленных нарушений. Кроме всего этого, в обязанности сотрудников внутренних контролирующих подразделений, как правило, входит также сопровождение внешних проверок кредитной организации.

Функции проверки и оценки эффективности системы внутреннего контроля, систем управления рисками, систем информационной безопасности; достоверности бухгалтерского учёта и отчётности осуществляет Служба внутреннего контроля. Служба внутреннего контроля - совокупность структурных подразделений банка (управление внутреннего контроля, ревизий и аудита центрального аппарата банка и соответствующие подразделения Службы внутреннего контроля в филиалах), осуществляющих свою деятельность в соответствии с Положением о Службе внутреннего контроля Банка (см. рис. 1).

*• Собрание акционеров

Совет директоров

Правл

Ревизионная комиссия

Контролер ->. профессионального участник рынка ценных бумаг

Служба внутреннего контроля

Председатель Правления

Ответственный сотрудник по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Ответственный сотрудник по правовым вопросам

Главный бухгалтер

Рис. 1 - Схема подотчётности субъектов системы внутреннего контроля кредитной организации ПАО «Сбербанк России»

Группа Сбербанк сегодня - это команда, в которую входят более 325 тыс. квалифицированных сотрудников, работающих над превращением банка в лучшую сервисную компанию с продуктами и услугами мирового уровня.

Рассмотрим сильные и слабые стороны службы внутреннего контроля ПАО «Сбербанк России» в таблице 1.

Таблица 1

Сильные и слабые стороны внутреннего контроля ПАО «Сбербанк

России»

Слабые стороны службы внутреннего контроля Сильные стороны службы внутреннего контроля

- дефицит кадров; - дефицит времени; - последующий характер контроля; - совмещение функций; - профессионализм; - независимость; -ответственность; - коммуникабельность; -порядочность; - твердость.

Таким образом, сильные стороны работы СВК ПАО «Сбербанк России»: профессиональное, результативное упреждение рисков совершения ошибок, мониторинг требований регулирующих органов.

Слабые стороны работы СВК слабо идентифицируются: техническое обеспечение, недостаточно профессиональные оценки рисков, только последующий характер контроля.

В организационную основу системы внутреннего контроля заложены принципы, обеспечивающие непрерывное действие контрольных механизмов и функций на всех направлениях банковской деятельности и уровнях принятия решений. К ним, в частности, относятся следующие принципы:

- разделения обязанностей;

- непрерывности;

- предметности и конкретности;

- объективности;

- информационной достаточности для принятия решения и ограничения доступа к информации, не относящейся к проведению конкретной операции и/или превышающей лимит функциональной необходимости в рамках должностных обязанностей;

- использования различных видов контроля в зависимости от функциональной принадлежности объектов контроля, текущей необходимости и комплексности поставленных задач;

- мониторинг внутреннего контроля.

Реализация указанных принципов осуществляется за счет обязательного выполнения контрольных функций и действий, заложенных в

операционные процедуры, порядок и правила проведения банковских операций и предоставления банковских продуктов и услуг, должностные инструкции работников, нормативные акты, регламентирующие банковскую и административно-хозяйственную деятельность Банка.

На уровне банка выделяются различные риски, направленные на капитал, руководство и персонал банка, порядок ведения банковской деятельности, информационные ресурсы, производственный блок, деловую репутацию, порядок функционирования банка, порядок управления банком, основные банковские риски: методы, процедуры и контроль иллюстрирует таблица 2

Таблица 2

Основные банковские риски: методы, процедуры и контроль ПАО

«Сбербанк России»

риски кредитной организации методы, процедуры и контроль рисков

- Кредитный; - Валютный - Рыночный; - Потери ликвидности; - Операционный; - Правовой; - Репутационный; - Стратегический. - Идентификация партнеров; - Определение границ риска; - Отслеживание получения результатов; - Разработка правил и процедур изменения рисков; - Выделение служб для контроля за рисками; - Диагностика деятельности банка; - Анализ данных диагностики; - Разработка и внедрение технологий контроля.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью банка осуществляет служба внутреннего аудита ПАО «Сбербанк России».

Служба осуществляет проверки по всем направлениям деятельности банка, объектом проверок может являться любое подразделение и служащий банка, организация-участник Группы.

Службой внутреннего аудита организована работа независимого канала для сотрудников банка в целях информирования (в том числе на конфиденциальной основе) о фактах нарушений законодательства, внутренних процедур, случаях злоупотреблений, несоблюдения норм профессиональной этики любым работником банка или любым членом органа управления или органа контроля за финансово-хозяйственной деятельностью банка.

В течение 2014 года в соответствии с планом, утвержденным Наблюдательным советом, а также по указанию руководства банка подразделениями Службы внутреннего аудита проведено более 5,9 тыс. плановых и более 9,4 тыс. внеплановых проверок.

Служба внутреннего аудита функционально подотчетна Наблюдательному совету и административно подчинена Президенту, Председателю Правления банка.

Ревизионная комиссия проводит проверку (ревизию) финансово-

хозяйственной деятельности банка по итогам деятельности за год, а также в любое другое время по инициативе органов и лиц, указанных в Федеральном законе «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ, Уставе банка и Положении о Ревизионной комиссии банка. Рассмотрим функции службы внутреннего контроля (аудита) в таблице 3.

Таблица 3

Функции службы внутреннего контроля (аудита) за 2015 г., % [1]

Тип функций «проверки» %

Проведение проверок (внутренний аудит) 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содействие менеджменту в построении системы внутреннего контроля 97

Риск-менеджмент 77

Консультирование 74

Участие в повышении эффективности управления банком 68

Участие в специальных проектах 71

Аудит информационных систем 55

Расследование мошенничества 68

Поддержка внешнего аудита 61

Мониторинг системы внутреннего контроля 97

Контроль за сохранностью активов 81

Обеспечение непрерывности деятельности 26

Виды деятельности, относимые к сфере построения систем ВК (прежде всего, к компетенции менеджмента других служб банка (кредитных, операционных и т.д.)), занимают значительное, хотя и не столь заметное место в «портфеле заказов» СВК.

Состояния внутреннего контроля в ПАО «Сбербанк России» выявляется пути эффективного функционирования службы внутреннего контроля:

- предусмотреть возможность существования разных моделей систем внутреннего контроля для банка;

- предусмотреть разделение функций внутреннего аудита и внутреннего контроля;

- предложить критерии и процедуры оценки эффективности систем

ВК;

- организовать систему сертификации (подтверждения квалификации) сотрудников, занятых риск-менеджментом, внутренним контролем и внутренним аудитом в банках, с опорой на саморегулируемые организации;

Использованные источники:

1. http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/reports-and-publications/annual-reports - Официальный сайт ПАО «Сбербанк» [Электронный ресурс]

2. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» http: //www.consultant.ru. [Электронный ресурс]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.