Научная статья на тему 'Организация процесса обучения'

Организация процесса обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1572
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРОЦЕСС / МЕТОД / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Л. В.

Обучение представляет важную форму совместной деятельности учеников в их общении с педагогом и друг с другом, где также имеется широкое «поле» воспитательных усилий. Единство обучения и воспитания строится и на общности методов, с помощью которых они осуществляются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация процесса обучения»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

существует также необходимость научно-методических основ разработки и внедрения, кластерных логикоструктурных моделей с целью их использования при изучении территориальной организации туризма[4]. Список использованной литературы

1. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма: [региональная экономика и агломерация взаимозависимых фирм] // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 2007. Сент./окт. (№ 5). С. 43-62.

2. Кострюкова О.Н., Карпова Е.Г. Методы идентификации туристских кластеров в системе регионального туризма // Проблемы современной экономики. - 2011. - №4 (40).

3. Марков Л.С., Ягольницер М.А. Экономические кластеры: идентификация и оценка эффективности деятельности. - Новосибирск: ИЭИОПП СО РАН, 2006. - 88 с.

4. Концепция кластерной политики в Российской Федерации: одобрена распоряжением Правительства РФ [Электронный ресурс] // Поволжское отделение Рос. инженерной акад.: [сайт]. Самара, 2007. -http://www.poria.ru/files/konc_klastem_259_10.doc. (24.11.08).

© Т.Э.Курмаев, 2015

УДК 37

Л.В.Мальцева

Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Аннотация

Обучение представляет важную форму совместной деятельности учеников в их общении с педагогом и друг с другом, где также имеется широкое «поле» воспитательных усилий. Единство обучения и воспитания строится и на общности методов, с помощью которых они осуществляются.

Ключевые слова

обучение, процесс, метод, творческое мышление, воображение.

Вместе с тем для процессов обучения важно удержать в памяти наглядные образцы. Поэтому приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно формировать применительно к обоим видам учебного материала - словесному и наглядному. Стремление школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого (продуктивного) воображения. Это требует от них на уроках изобразительного искусства создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства его воплощения.

Функция целевого элемента обучения состоит в следующем. Организация процесса обучения, как известно, связана с четким, конкретным определением его целей, а также с осознанием и принятием указанных целей. Цель обучения - ничто иное, как мысленное предвосхищение его конечных результатов, то есть того, к чему должен стремиться педагог и школьник. Таким образом, функция целевого элемента обучения - определение его конечных результатов. Практическое определение целей обучения - процесс достаточно сложный. Следует помнить, что, как и в системе обучения в целом, так и при организации каждого учебного занятия в частности, обычно реализуются три группы взаимосвязанных друг с другом целей это: образовательные, развивающие, воспитательные.

Таким образом, при планировании учебных занятий учителю необходимо детально определить, как образовательные, так и развивающие воспитательные цели, а также тот уровень, на котором будут

141

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

осуществляться целевые установки. Их необходимо довести до сознания школьников, чтобы они хорошо понимали целевую направленность учебно-познавательной деятельности. Основу обучения составляет деятельность по освоению содержания образования. Освоения содержания образования - главная, задача обучения, если учесть, что в содержание современного образования включаются не только разносторонне знания, умения и навыки, но и овладение логическими и научными приемами, а также воспитание в духе уважения индивидуальности другого, утверждения, принятых в обществе нравственных ценностей.

В процессе обучения происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и одновременное развитие интеллекта школьника. Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие, оно развивает. Содержание образования в современной школе находится в зависимости от развития наук, основы которых преподаются в школе, от научно-технического прогресса общества и познавательных возможностей, интересов и потребностей школьников. Вот почему, исходя, из этой закономерности учебные программы периодически пересматриваются, а современные учебные планы включают общий образовательный стандарт, региональный и школьный компоненты, отражая, таким образом, не только интересы общества, но и самих школьников.

Успех в обучении во многом зависит от применяемых методов обучения. Это совместная деятельность учителя и ученика, направленная на достижение ими образовательных целей: устное изложение материала, закрепление материала, самостоятельная работа, применение знаний на практике, проверка и оценка знаний.

Мышление является опосредствованным отражением потому, что оно заменяет практические действия над самими вещами идеальными действиями над их образами и понятиями. Оно позволяет решать практически задачи посредством идеальной (теоретической) деятельности, опираясь на знания о свойствах и отношениях вещей. При развитии мышления необходимо применять принцип наглядности. В процессе обучения изобразительному искусству начиная, с первого класса и до окончания школы у школьников изменяется характер мышления. С каждым годом увеличивается объем заданий, и забота учителя состоит в том, чтобы показать связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений. С помощью мышления могут отражаться и использоваться разные стороны действительности.

Обучение творческому мышлению по целям и характеру не совпадает с обучением логическому мышлению. Обучение творческому мышлению требует подвергать все усваиваемые понятия и методы критике и оценке. Обучение искусству можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки.

Процесс обучения показывает нам, что люди бывают разными даже в самом совершенном для настоящего времени общества. Идеал - это высший вид эстетического сознания. Искусство же воспитывает бесконечную гамму чувств - от отдельного эстетического восприятия до такого сложного и многоаспектного феномена сознания, как эстетического и художественного вкуса.

Список использованной литературы:

1. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015. 262 с.

2. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко. - М.: Школьная Пресса, 2002. 510 с.

3. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. -М.: Просвещение, 1977. 111 с.

© Л.В. Мальцева, 2015

УДК 37

142

А.О.Назарова

Курганский Государственный Университет Г.Курган, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.